Попасть в рай

Что такое рай? Святые отцы и священники о рае

Рай (Быт 2:8, 15:3, Иоиль 2:3, Лк 23:42,43, 2Кор 12:4) — это слово Персидского происхождения и означает сад. Так названо прекрасное жилище первого человека, описанное в кн. Бытия. Рай, в котором пребывали первые человеки, был для тела вещественный, как видимое блаженное жилище, а для души — духовный, как состояние благодатного общения с Богом и духовного созерцания тварей. Раем называется и то блаженное жилище небожителей и праведников, которое наследуют они после Страшного Суда Божия.

Митрополит Иларион (Алфеев): Рай… Блаженство души, соединяющейся со Христом

Рай есть не столько место, сколько состояние души; как ад является страданием, происходящим от невозможности любить и непричастности Божественному свету, так и рай есть блаженство души, проистекающее от преизбытка любви и света, к которым всецело и полностью приобщается тот, кто соединился со Христом. Этому не противоречит то, что рай описывается как место с различными «обителями» и «чертогами»; все описания рая — лишь попытки выразить человеческим языком то, что невыразимо и превосходит ум.

В Библии «раем» (paradeisos) называется сад, где Бог поместил человека; этим же словом в древне церковной традиции называли будущее блаженство людей, искупленных и спасенных Христом. Оно также именуется «Царством Небесным», «жизнью будущего века», «восьмым днем», «новым небом», «небесным Иерусалимом».

Святой апостол Иоанн Богослов говорит: «И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля уже миновали, и моря уже нет; И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними, они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже: ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло. И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое… Я есмь Альфа и Омега, начало и конец; жаждущему дам даром от источника воды живой… И вознес меня (ангел) в духе на великую и высокую гору, и показал мне великий город, святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога. Он имел славу Божию… Храма же я не видел в нем, ибо Господь Бог Вседержитель — храм его, и Агнец. И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего; ибо слава Божия осветила его, и светильник его — Агнец. Спасенные народы будут ходить во свете его… И не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни» (Апок. 21:1-6, 10, 22-24, 27). Это самое раннее в христианской литературе описание рая.

Читая описания рая, встречающиеся в агиографической и богословской литературе, необходимо иметь в виду, что большинство писателей Восточной Церкви говорят о рае, который они видели, в который бывали восхищены силой Святого Духа.

Даже среди наших современников, переживших клиническую смерть, встречаются люди, побывавшие в раю и рассказавшие о своем опыте; в житиях святых мы находим множество описаний рая. Преподобная Феодора, преподобная Ефросиния Суздальская, преподобный Симеон Дивногорец, святой Андрей Юродивый и некоторые другие святые были, подобно апостолу Павлу, «восхищены до третьего неба» (2 Кор. 12:2) и созерцали райское блаженство.

Вот что говорит о рае святой Андрей (X в.): «Я увидел себя в раю прекрасном и удивительном, и, восхищаясь духом, размышлял: «что это?.. как я очутился здесь?..» Я видел себя облеченным в самое светлое одеяние, как бы истканное из молний; венец был на главе моей, сплетенный из великих цветов, и я был опоясан поясом царским. Радуясь этой красоте, дивясь умом и сердцем несказанному боголепию Божия рая, я ходил по нему и веселился. Там были многие сады с высокими деревьями: они колебались вершинами своими и увеселяли зрение, от ветвей их исходило великое благоухание… Невозможно те деревья уподобить ни одному земному дереву: Божия рука, а не человеческая посадила их. Птиц в этих садах было бесчисленное множество… Увидел я реку великую, текущую посреди (садов) и их наполняющую. На другом берегу реки был виноградник… Дышали там с четырех сторон ветры тихие и благоухающие; от их дыхания колебались сады и производили дивный шум листьями своими… После этого мы вошли в чудный пламень, который нас не опалял, но только просвещал. Я начал ужасаться, и опять руководивший меня (ангел) обратился ко мне и подал мне руку, говоря: «Нам должно взойти и еще выше». С этим словом мы очутились выше третьего неба, где я увидел и услышал множество небесных сил, поющих и славословящих Бога… (Взойдя еще выше), я увидел Господа моего, как некогда Исаия-пророк, сидящего на престоле высоком и превознесенном, окруженного серафимами. Он был облечен в багряную одежду, лицо Его сияло неизреченным светом, и Он с любовью обратил ко мне Свои очи. Увидев Его, я пал перед Ним на лицо мое… Какая же тогда от видения лица Его объяла меня радость, того невозможно выразить, так что и ныне, поминая это видение, исполняюсь неизреченной сладости» Преподобная Феодора видела в раю «прекрасные селения и многочисленные обители, уготованные любящим Бога», и слышала «голос радости и веселия духовного».

Во всех описаниях рая подчеркивается, что земные слова могут лишь в малой степени изобразить небесную красоту, так как она «несказанна» и превосходит человеческое постижение. Говорится также о «многих обителях» рая (Ин. 14:2), то есть о разных степенях блаженства. «Одних (Бог) почтит большими почестями, других меньшими, — говорит святитель Василий Великий, — потому что «звезда от звезды разнится в славе» (1 Кор. 15:41). И поскольку «многи обители» у Отца, то одних упокоит в состоянии более превосходном и высоком, а других в низшем».3 Впрочем, для каждого его «обитель» будет наивысшей доступной ему полнотой блаженства — в соответствии с тем, насколько он приблизился к Богу в земной жизни. Все святые, находящиеся в раю, будут видеть и знать один другого, а Христос будет видеть и наполнять всех, говорит преподобный Симеон Новый Богослов. В Царстве Небесном «праведники просветятся, как солнце» (Мф. 13:43), уподобятся Богу (1 Ин. 3:2) и познают Его (1 Кор. 13:12). По сравнению с красотой и светозарностью рая наша земля есть «мрачная темница», и свет солнца по сравнению с Триипостасным Светом подобен маленькой свечке.4 Даже те высоты богосозерцания, на которые восходил преподобный Симеон при жизни, по сравнению с будущим блаженством людей в раю — все равно, что небо, нарисованное карандашом на бумаге, в сравнении с настоящим небом.

Рай

По учению преподобного Симеона, все образы рая, встречающиеся в житийной литературе, — поля, леса, реки, дворцы, птицы, цветы и т.д., — лишь символы того блаженства, которое заключается в непрестанном созерцании Христа:

Ты — Царствие Небесное,
Ты — кротких всех земля, Христе,
Ты — рай мой зеленеющий.
Ты — мой чертог божественный…
Ты — пища всех и жизни хлеб.
Ты — влага обновления,
Ты — чаша живоносная,
Источник Ты воды живой,
Ты — свет для всех святых Твоих…
А «многие обители»
Являют нам, как думаю,
Что будет много степеней
Любви и просвещения,
Что каждый в меру сил своих
Достигнет созерцания,
И мера та для каждого
Величьем будет, славою,
Покоем, наслаждением —
Хотя и в разной степени.
Итак, палаты многие,
Различные обители,
Одежды драгоценные…
Венцы разнообразные,
И камни, и жемчужины,
Цветы благоуханные…-
Всем этим там является
Одно лишь созерцание
Тебя, Владыко Господи!

О том же говорил святитель Григорий Нисский: «Поскольку в настоящем веке жизнь проводится нами различно и разнообразно, то много есть такого, в чем принимаем участие, например время, воздух, место, пища, питье, одежда, солнце, светильник и многое другое, служащее потребностям жизни, и ничто из всего этого не есть Бог. Ожидаемое же блаженство ни в чем этом не имеет нужды: всем этим взамен всего будет для нас естество Божье, уделяющее себя соразмерно всякой потребности той жизни… Бог для достойных бывает и местом, и жилищем, и одеждой, и пищей, и питьем, и светом, и богатством, и царством… Кто бывает всем, Тот бывает и во всех (Кол. 3:11)». После всеобщего воскресения Христос наполнит Собой всякую человеческую душу и все творение, и уже ничего не останется вне Христа, но все преобразится и просияет, изменится и переплавится. Это и есть нескончаемый «невечерний день» Царства Божьего, «вечная радость, вечная Литургия у Бога и в Боге». Все лишнее, временное, всякие ненужные подробности быта и бытия исчезнут, а Христос будет царствовать в душах искупленных Им людей и в преображенном Космосе. Это будет окончательная победа Добра над злом, Света над тьмой, рая над адом, Христа над антихристом. Это будет окончательное упразднение смерти. «Тогда сбудется слово написанное: «Поглощена смерть победою. Смерть! Где твое жало? Ад! Где твоя победа?..» (Ос. 13:14) Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом!» (1 Кор. 15:54-57).

Митрополит Сурожский Антоний: Рай — в любви

Адам потерял рай, — это был его грех; Адам потерял рай,— это ужас его страдания. И Бог не осуждает; Он зовет, Он поддерживает. Чтобы мы опомнились, Он ставит нас в условия, которые наглядно говорят нам о том, что мы погибаем, нам надо спастись. И Он остается нашим Спасителем, а не Судьей. Христос несколько раз в Евангелии говорит: Я пришел не судить мир, а спасти мир (Ин.З,17; 12,47). Пока не настанет полнота времен, пока не придет конец, мы под судом совести нашей, мы под судом Божественного слова, мы под судом видения Божественной любви, воплощенной во Христе, — да. Но Бог не судит; Он молит, Он зовет, Он живет и умирает. Он сходит в самые глубины человеческого ада, чтобы только мы могли поверить в любовь и опомниться, не забыть, что есть рай.

А рай был в любви; и грех Адама в том, что он не сохранил любовь. Вопрос не в послушании или в прослушании, а в том, что Бог предлагал всего Себя, без остатка: Свое бытие, любовь, мудрость, ведение — все Он давал в этом союзе любви, который делает из двух одно существо (как Христос говорит о Себе и об Отце: Я во Отце и Отец во Мне ; как огонь может пронизывать железо, как тепло проникает до мозга костей). И в этой любви, в нераздельном, неразлучном соединении с Богом мы могли бы быть мудрыми Его мудростью, любить всем простором и бездонной глубиной Его любви, знать всем ведением Божественным. Но человек был предупрежден: не ищи познания через вкушение плода от древа Добра и Зла, — не ищи холодного познания ума, внешнего, чуждого любви; не ищи познания плоти, опьяняющей и одурманивающей, ослепляющей… И на это именно и соблазнился человек; он захотел знать, чтo добро и чтo зло. И он создал добро и зло, потому что зло в том и заключается, чтобы отпасть от любви. Он захотел узнать, что такое быть и не быть, — но он мог это познать, только утвердившись навсегда через любовь, вкоренившись до глубин своего бытия в Божественной любви.

И человек пал; и с ним пошатнулась вся вселенная; все, все было омрачено и сотрясено. И суд, к которому мы устремляемся, тот Страшный суд, который будет в конце времен, — он ведь тоже только о любви. Притча о козлищах и овцах (Мф.25,31-46) именно об этом говорит: сумел ли ты на земле любить великодушной, ласковой, смелой, доброй любовью? Сумел ли ты жалеть голодного, сумел ли ты пожалеть нагого, бездомного, хватило ли у тебя мужества посетить заключенного в тюрьме, не забыл ли ты человека, который болеет, в больнице, одинокого? Если в тебе есть эта любовь — тогда есть тебе путь и в Божественную любовь; но если земной любви нет — как можешь ты войти в Божественную любовь? Если то, что тебе по природе дано, ты не можешь осуществить, как же ты можешь надеяться на сверхприродное, на чудесное, на Божие?..

И вот в этом мире мы живем.

Рассказ о рае в каком-то отношении, конечно, иносказание, потому что это мир, который погиб, мир, к которому у нас нет доступа; мы не знаем, что такое быть безгрешной, невинной тварью. И на языке падшего мира можно только образами, картинно, подобиями указывать на то, что было и чего никто больше никогда не увидит и не познает… Мы видим, как Адам жил — как друг Божий; мы видим, что когда Адам созрел, достиг какой-то степени мудрости и ведения через свою приобщенность Богу, Бог привел к нему все твари, и Адам каждой твари дал имя — не кличку, а то имя, которое выражало самую природу, самую тайну этого существа.

Бог как бы предупреждал Адама: смотри, смотри, — ты видишь тварь насквозь, ты ее понимаешь; потому что ты со Мной делишь Мое ведение, поскольку ты можешь при твоей еще неполной зрелости его разделить, глубины твари перед тобой раскрыты… И когда Адам вгляделся во всю тварь, он себя в ней не увидел, потому что, хотя он взят от земли, хотя он является своей плотью и душевным своим бытием частью этого мироздания, вещественного и душевного, но в нем тоже есть искра от Бога, дыхание Божие, которое Господь вдунул в него, сделав из него небывалую тварь — человека.

Адам познал, что он один; и Бог навел на него глубокий сон, отделил от него некую часть, и перед ним встала Ева. Святой Иоанн Златоуст говорит о том, как в начале в человеке были заложены все возможности и как постепенно, по мере того, как он созревал, в нем начали проявляться не совместимые в одном существе и мужские, и женские свойства. И когда он дошел до зрелости, Бог их разделил. И не напрасно Адам воскликнул: Это плоть от плоти моей, это кость от кости моей! Она назовется женой, потому что она как бы пожата из меня…(Быт.2,23). Да; но что эти слова значили? Они могли значить, что Адам, глядя на Еву, видел, что она кость от костей его, плоть от плоти его, но что она имеет самобытность, что она — существо полноценное, до конца значительное, которое связано с Живым Богом неповторимым образом, как и он неповторимо с Ним связан; либо они могли значить, что он увидел в ней только отражение своего собственного бытия. Это то, как мы друг друга видим почти постоянно; даже когда соединяет нас любовь, мы так часто не видим человека в нем самом, а видим его по отношению к себе; мы взираем на его лицо, мы вглядываемся в его очи, мы вслушиваемся в его слова — и ищем отзвук собственного нашего бытия… Страшно подумать, что так часто мы друг на друга смотрим — и видим только свое отображение. Другого человека — не видим; он только отражение нашего бытия, нашего существования…

Протоиерей Всеволод Чаплин: Рай — Как войти в Царствие Небесное?

Фрагмент лекции в Политехническом музее в рамках программы Православных молодежных курсов, организованных Свято-Даниловым ставропигиальным мужским монастырем и храмом святой мученицы Татианы при МГУ им. М.В. Ломоносова.

Господь ясно говорит о том, кто именно войдет в Царство Небесное. Прежде всего, Он говорит о том, что человек, желающий войти в это Царство, должен иметь веру в Него, истинную веру. Господь Сам говорит: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет, а кто не будет веровать, осужден будет». Господь предрекает осуждение людей на муки. Он не желает этого, Господь милосерден, но Он, в то же самое время, говорит о том, что людей, не соответствующих высокому духовному и нравственному идеалу, ожидает плач и зубовный скрежет. Мы не знаем, каким будет рай, мы не знаем, каким будет ад, но очевидно, что люди, которые свободно выбрали жизнь без Бога, жизнь, противоречащую Его заповедям, не останутся без грозного воздаяния, прежде всего связанного с внутренним душевным состоянием этих людей. Я знаю, что есть ад, я знал людей, которые покинули этот мир в состоянии уже готовых жителей ада. Некоторые из них, кстати, покончили жизнь самоубийством, чему я не удивляюсь. Им можно было говорить о том, что этого делать не нужно, потому что человека ждет вечная жизнь, но они не хотели вечной жизни, они хотели вечной смерти. Люди, разуверившиеся в других людях и в Боге, по смерти встретившись с Богом, не изменились бы. Думаю, что Господь предложил бы им Свою милость и любовь. Но они скажут Ему: «Нам этого не надо». Таких людей много уже в нашем земном мире, и я не думаю, что они смогут измениться после перехода границы, отделяющей земной мир от мира вечности.

Почему вера должна быть истинной? Когда человек хочет общаться с Богом, он должен понимать Его таким, каков Он есть, он должен обращаться именно к тому, к кому он обращается, не представляя себе Бога чем-то или кем-то, чем и кем Он не является.

Сейчас модно говорить, что Бог один, но пути к нему разные, и какая разница, каким та или иная религия или конфессия либо философская школа представляет себе Бога ─ все равно Бог один. Да, Бог один. Нет многих богов. Но этот единый Бог, как веруют христиане, ─ именно тот Бог, который открыл Себя в Иисусе Христе и в Своем Откровении, в Священном Писании. И, обращаясь вместо этого Бога, к кому-то другому, к существу с другими характеристиками или к существу, не обладающему личностью, или вообще к не-существу, мы не обращаемся к Богу. Мы обращаемся, в лучшем случае, к чему-то или кому-то, кого мы сами себе придумали, например, к «богу в душе». А иногда мы можем обращаться и к существам, которые от Бога отличны и Богом не являются. Это могут быть ангелы, люди, силы природы, темные силы.

Ключ в Рай

Итак, для того, чтобы войти в Царство Божие, нужно иметь веру и быть готовым ко встрече именно с тем Богом, который в этом Царствии является Царем. Чтобы ты Его узнал и Он узнал тебя, чтобы ты был готов ко встрече именно с Ним.

Далее. Для спасения важно внутреннее нравственное состояние человека. Понимание «этики», как исключительно сферы межчеловеческих отношений, особенно ─ в прагматическом измерении человеческой жизни: бизнеса, политики, семейных, корпоративных отношений ─ это очень усеченное понимание этики. Нравственность имеет прямое отношение к тому, что происходит внутри тебя, и именно такое измерение нравственности задает Нагорная проповедь Христа Спасителя.

Господь говорит не только о тех внешних нормах, формальных нормах ветхозаветного закона, которые были даны древним. Он говорит о состоянии человеческой души. «Блаженны чистые сердцем» ─ блаженны именно те, кто внутри себя не имеют грязи, не имеют побуждений к пороку, не имеют стремления творить грех. И это состояние души Он оценивает так же строго, не менее строго, как и внешние поступки человека. Богочеловек Господь Иисус Христос дает новые заповеди, никак не вместимые в рамки житейской морали. Он дает их как совершенно непреложные указания, не подлежащие релятивизации, то есть объявлению их относительными. Это безусловный императив, из которого следует безусловное требование совершенно нового уровня нравственной чистоты от тех, кто станет достойным войти в Его Царство.

Спаситель однозначно, решительно объявляет недопустимым злословие по отношению к ближним, блудные помыслы, развод и вступление в брак с разведенной, клятву небом или землею, противление злу, совершенному против тебя самого, показное творение милостыни, молитвы и поста, получение соответствующей моральной награды от людей ─ все те вещи, которые с точки зрения светской этики нормальны и естественны.

Христос осуждает и удовлетворенность человека своим нравственным состоянием, своими нравственными заслугами. Очевидно, что такие нравственные мерки не применимы для обывательской морали, примиряющейся с определенной мерой зла. Ни с какой мерой зла не может смириться истинный христианин, и Господь запрещает это делать. Он говорит о том, что любое греховное движение души ─ это путь в сторону от Царства Небесного.

Господь говорит и о том, что вера, нравственное состояние человека не может не выражаться в том, что он делает. Мы знаем слова апостола Иакова: «Вера без дел мертва». Точно так же и порочное состояние человека выражается в злых делах. Мы не приобретаем себе неотменимых заслуг своими добрыми делами, как об этом говорит католический юридизм. Формально сделанное доброе дело, имеющее выражение в долларах, рублях, количестве оказанных услуг и так далее, не обеспечивает человеку спасение само по себе. Важно, с каким намерением ты делаешь это дело. Но человек, по-настоящему верующий, не может отказываться от помощи ближнему, не может пройти мимо страданий человека, нуждающегося в помощи. И Господь говорит о том, что стандарты, заданные Им в области, в том числе, добрых дел, должны многократно превосходить стандарты, данные для ветхозаветного мира. Вот Его слова: «Говорю вам, что если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство небесное». Что такое праведность книжников и фарисеев? Это праведность лучших людей общества, живущего без Божией благодати, общества, живущего по житейским законам, по законам компромисса со злом, по законам падшего человеческого естества. Книжники и фарисеи ─ это не исчадия ада, это нравственные авторитеты общества, жившего по законам ветхозаветной морали. Это люди умные, просвещенные, религиозно очень активные, не склонные к порокам, считающие себя вправе обличать отступников от той самой житейской морали народа или семьи. Это не мытари, которые собирали оккупационный налог, это не блудницы ─ проститутки, не пьяницы, не бродяги. Это, говоря современным языком, классические «приличные люди». Фарисеи ─ это те моральные авторитеты мира сего, которые на нашем телеэкране подаются как самые достойные люди. Именно их праведность должен превзойти христианин, потому что эта праведность недостаточна для спасения.

Очевидно, что Господь не считает большинством людей, входящих в Божие царство. Он говорит: «Широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их». Мы веруем и всегда будем веровать в милосердие Божие к каждому человеку, даже к грешнику, даже к преступнику, даже к не раскаивающемуся. Недавно Святейший Патриарх сказал о том, что мы будем обсуждать в Церкви возможные формы молитв о самоубийцах. Это не будут те самые формулы молитв, которые идут при обычном отпевании или при обычной панихиде, когда мы поем: «Со святыми упокой, Христе, души раб Твоих». Это будет особая молитва. Может быть, мы будем просить о том, чтобы Господь принял душу человека, проявил к нему милосердие. И мы веруем в милость Божию к каждому человеку: неверующему, грешнику, преступнику. Но вхождение в Его Царство ─ это особый дар, который, как совершенно ясно говорит Господь, не принадлежит большинству людей.

Господь Иисус Христос предостерегает людей от увлечения обывательским образом жизни, Он предлагает Своим апостолам, Своим последователям образ жизни иной, говоря при этом, что не всякий может его вместить, но об опасности обывательского существования Он явно предостерегает. Это не значит, что Господь объявляет Своих учеников некой общественной или моральной элитой. Царствие Божие открыто любому человеку, вне зависимости от образовательного или интеллектуального уровня. Но уровень нравственности, необходимый для спасения, радикально отличается от праведности книжников и фарисеев, почитавшейся в мирской среде или в ветхозаветной среде как наивысшее достижение.

Нравственный идеал, который дан нам Господом Иисусом Христом, очень радикален. Он не исполним человеческими силами. После того, как Господь отвечает человеку, что легче верблюду войти в игольное ушко, чем богатому войти в Царство Божие, апостолы Его спрашивают: «Кто же может спастись?». Он отвечает, что человеку это невозможно, Богу же все возможно. Высокая нравственная планка, заданная в Нагорной проповеди, недостижима человеческими силами. Нравственные требования в Евангелии представляют собой не просто систему запретов, исполнить которые может человеческая воля. Они настолько высоки, что никакая воля не способна их исполнить.

Да, воспитание и внешние ограничения важны, но они одни не способны привести человека к достижению нравственного идеала, а, значит, и к спасению. Скорее, важен свободный выбор личности, позволяющей Богу действовать в ней, в душе, в сердце человека. Христианская этика говорит, прежде всего, не об укреплении воли, не о самосовершенствовании, не о принуждении к деланию добра, а о действии на человека благодати Божией, преображающей человека настолько, что сами мысли о грехе становятся невозможны. Без действия Божия, без Таинств Церкви человек не может стать нравственным в том смысле, который заложен в Нагорной проповеди. Да, мы должны в синергии с Богом трудиться над собой, делать добрые дела, противостоять греху. Но решающим в нравственном совершенствовании личности является действие не человека, но Бога. И понимание этого радикально отличает христианскую этику от других этических систем.

Вниманию читателей портала предлагается перевод беседы с архимандритом Андреем (Конаносом), посвященной обсуждению вопроса о спасении представителей других религиозных систем.

Твое сердце может еще больше исполниться Божьей благодатью, потому что, если бы оно было целиком наполнено ею, то ты не смог бы этого перенести, захотел бы уйти от мира сего и умереть от огромного счастья. Поэтому в сердце для счастья места может быть все больше и больше, оно может стать еще более радостным и счастливымсо Христом, находясь ближе к Церкви. Очень хорошо, что мы православные христиане. Но, важно то, как мы живемв Церкви, как сохраним Христа в нашей душе, как представим Его другим людям, если они начнут Его искать в нас, если они попросят что-то рассказать о Нем. Но если даже не спросят нас об этом, Христос сказал нам, что свет нашей души должен светить: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного».

Передавайте свет и имейте то, что вам необходимо, будьте теми, кем вы должны быть, и с этого дня не думайте о том, поймут ли вас люди, произведете ли вы впечатление на них. Будь стойким, будь тем, кем ты должен быть, не бойся того, что происходит около тебя. Бог не требует от тебя недостижимых и невозможных вещей, а бытьправославным, верующим, чувствовать Христа, любить, быть смиренным, а не судить, делить людей на хороших и плохих и не говорить: «Эти люди, наверное, уже в раю, а те, наверное, не спасутся!» Не говорить: «Я попаду в рай, а они попадут в ад!»

Даже если это касается еретиков и всяких других вероотступников, ты не должен говорить, кто попадет в рай и кто попадет в ад. Христос нигде не говорил, чтобы мы судили, что будут делать другие или что будет делать Христос с другими людьми. Когда Апостолы спросили, спасутся ли другие люди (то есть они думали: «мы хорошие, мы с Тобой, Господь!»), Господь не ответил на этот вопрос, а сказал нечто совсем другое: «Подвизайтесь, чтобы войти сквозь тесные врата».

Вас должно интересовать только одно: подвизаться, чтобы войти «сквозь тесные врата», ваша жизнь должна быть подвижнической. Человек должен быть смиренным, смотреть на себя, а что Бог будет делать со всеми остальными, спасет ли другие народы, племена, религии, об этом мы не знаем. А если даже Бог скажет тебе, что они не спасутся, не надо радоваться, не стоит этим гордиться и говорить: «Вот видишь, они не спасутся! Я рад этому!»

Если ты это скажешь, если ты порадуешься тому, что другие не спасутся, то и ты не спасешься. Тебе должно стать неприятно, должно возникнуть желание помолиться о них и сказать: «Господи, дай всем свет истины, и мне,думающему, что на моей стороне правда».

Некоторые говорят: «На моей стороне правда!»

Но истина – это не то, чем можно владеть, а то, что может владеть нами: мы находимся в истине, мы не можем владеть истиной, и она не нуждается в нас, Бог не нуждается в том, чтобы мы защищали Его. Если ты хочешь бытьправославным, будь смиренным, имей любовь, будь строг к самому себе, а к другим относись с добротой, снисхождением и смирением. Не отступай от догм. Мне хочется верить, что ты не тот человек, который, когда говорят одно, слышит совсем другое, а третье развивает в твоей голове.

Книжники и фарисеи, и все, кто считали себя «избранными», сказали Христу: «Наш отец –Авраам, мы православные!»

Эти » православные», эти строгие зилоты верили, что имеют в своих руках истину. И действительно, они имели нечто страшное – истину, закон Моисея, Божье Откровение в Ветхом Завете, книги закона, синагогу, богослужение, молитву. Но использовали их неправильным образом: превратили их в меч, который использовали против других людей. И все то, о чем они говорили, то есть, что они православные, в конечном счете стало для них осуждением.Бог отнял у них благодать. «Если вы хвалитесь, что вы потомки Авраама, что вы православные, но думаете, что все остальные должны вам служить, и должны быть осуждены, испытываете неприязнь к ним, вы настолько черствые и чтите устами Меня, –говорит Господь,– а ваше сердце далеко от Меня».

Страшные слова. Этот народ чтит Меня своими устами – мы устами говорим об очень хороших вещах, но наш дух и поведение не таковы, какими Бог хотел бы, чтобы они были. Поэтому спроси себя: «Настоящий ли я?»

Некоторые спрашивают: «Что Бог сделает с остальным миром? Ладно, мы живем в Греции, мы православные, а другие, которые живут в других странах? Что Господь, что сделает с ними?»

Я не понял, в чем заключается твоя проблема? То есть если сегодня кто-то умрет в Германии, в Риме, Италии, Америке, Австралии, заставит ли тебя Бог отправить его в рай или в ад? Скажет ли Бог: «Ты решай»? Нет, мы не можем этого решать, суд – это не наше дело. Для меня главным вопросом является: спасусь ли я?Вопрос не в том, что делает другой человек, а что ты будешь делать – является ли православной твоя жизнь?

Что значит быть православным, а не кем-то другим? Православие – это, что называется, приди и посмотри! Приди, встань с кресла, проснись от летаргии, в которой ты находишься и ничем не интересуешься. Ищи что-то, знаешь ли, что? Не ищи какого-то бога, потому что Бог первый придет и найдет тебя, а найди Его, чтобы приблизиться к Нему, чтобы увидеть Бога, Которого ты нашел. Мы не ищем незнакомого Бога – незнакомый Бог пришел, стал знакомым и сказал нам: «Вот Я».

Когда Каиафа и Пилат спросили:

– Скажи нам, это Ты? Заклинаю Тебя, скажи, Ты Сын Божий?

Он ответил:

– Да, это Я.

И все. Св.Фотиния – самарянка – сказала:

– Мы ждем, чтобы пришел Мессия. Господь ей сказал:

– Это Я – Мессия.

Мы не ищем Бога, Он пришел и нашел нас, и в Православии не начинаем искать для себя новые вещи нашим умом, придумывать их, а ищем уже найденные вещи. Христос уже сделал первый шаг, Он нашел нас в темноте,Свет пришел во тьму, и Бог нашел нас. Он сделал первый шаг, то, чего мы не могли сделать: как найти Бога, еслимы как слепые? Христос приходит, находит нас, и в этом большая разница между Православием и другими религиями. Другие религии являются человеческим движением, где человек говорит: «Я не могу жить на этой земле. Меня душат одиночество, страх, смерть, угрозы, хищники, землетрясения, наводнения, беды. Я хочу на что-нибудь опереться. На что?»

И ум начинает искать и создает божества. Он слышит гром и называет его Зевсом. Видит страшное море, котороепоглощает многих людей, где тонут корабли, и говорит: «Ой! Наверное, здесь скрывается бог!» И называет его Посейдоном. Превращает все в божества; это наш вымысел. В своем уме я начинаю создавать бога по моемуобразу и подобию. Представляю себе Бога согласно своему представлению. Поэтому в разных религиях боги завидуют, ссорятся, убивают друг друга, завидуют людям, убивают их, то есть все это – человеческие выдумки и человеческое поведение.

Мы не можем понять величие нашего Православия, потому что мы эгоисты, зазнаемся, высокомерны, и вместо того, чтобы сказать: «Господи, мы прославляем Тебя», – мы говорим: «О-о-о, какой я хороший, я православный, я молодец!»

В то время как ты должен сказать: «Не я молодец, а ты Боже! Ты хороший, великий, сделал меня православным,спасибо Тебе! Тебе принадлежит вся слава! Ты сделал первый шаг, пришел на землю и нашел нас, рассказал нам омногих невероятных делах».

Это мне сказал какой-то подросток. Люди не могли бы выдумать такие невероятные вещи, а лишь те, которые похожи на нашу жизнь. Наши действия – это больные дела, в то время как Божьи – удивительные дела.

Бог говорит: «Возлюби врагов своих!» И если бы вера была нашим собственным изобретением и выдумкой, тоникогда бы мы не сказали себе: «Возлюби врагов своих!»

Ты этого не можешьсказать, только Бог может это сказать. Только это уже говорит о том, что Христос является Богом, а Православие является истиной, потому что оно возносит человека до границ и высот, которых сам человекне может достичь. То, что существует в Православии, является божественным, а не созданным по нашему образу и подобию. Православие – это жизнь Бога на земле, жизнь Святой Троицы в этом мире, Бог отражается в нас, а не мы отражаемся в Нем. Понимаешь ли ты это?

Большая радость быть православным. Твоя душа благоухает от Святого Духа, ты миропомазан священником, который тебя крестил. У вас есть благодать Св. Крещения, просвещение Св. Троицы, Божьих Даров. Есть многохлеба в этом деле, Православие – это необработанное поле в нашей жизни. И мы можем испытывать большую радость, наслаждаться, мы можем многое узнать из того, что мы делаем, о том, во что верим. Главное – никогда не останавливаться, потому что наша вера безгранична.

Продолжение следует…

Вопрос читателя:

Что происходит с душой после смерти? Существуют ли какие-то этапы? Если человек сразу попадает или в ад или в рай, то зачем молиться за усопших? Если он в раю, то ему уже хорошо, он с Богом; а если в аду, то он уже осуждён и ему не поможешь. Почему Православная Церковь не признаёт чистилища?

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Добрый день!

Точно понять и узнать, что и как происходит после смерти, то есть с того момента, когда душа и тело разделяются окончательно, мы сможем, только когда сами переживем это на своем опыте. «Строгих догматов о каких-то особых этапах на пути души к Богу в Православии не существует. Однако традиционно в качестве особых дней поминовения выделяются третий, девятый и сороковой дни. Часть церковных авторов указывает на то, что с этими днями могут быть связаны особые этапы на пути человека в иной мир — такое представление не оспаривается Церковью, хотя и не признается в качестве строгой вероучительной нормы. Если же придерживаться учения об особых днях после смерти, то наиболее важные этапы посмертного существования человека выглядят следующим образом»

Опять же, про эти посмертные этапы мы все равно можем иметь какое-то представление достаточно смутно, это как любой опыт, который невозможно представить, пока сам его не переживешь. Понимаете? Пока не поплывешь сам, нельзя понять, что это такое — не идти, а плыть, например, или есть какую-то новую еду, или ходить на ходулях… Можно провести какие-то аналогии, но полностью представить нельзя, невозможно. Человек не сразу попадает в рай или в ад, точнее, не сразу определяется, где он будет ждать Страшного, окочательного суда над миром — с Богом, в любви, или вдали от него, в нелюбви, холоде и одиночестве. Согласно преданию, которое есть в Церкви, в течение 40 дней после смерти решается личная судьба человека. Перед его глазами проходит вся его жизнь, только уже он видит ее без иллюзий, как есть, понимает, что и как оценивается по самым объективным критериям, как есть. Наверное. это можно сравнить с муками совести или с осознанием своей ошибки. Самый простой пример — сдать тест или контрольную, проект по работе, а потом понять, как надо было сделать, только возможности исправить уже нет. Это пока мы живем, можно что-то поменять в жизни, изменить в своей душе. пересмотреть взгляды. наладить отношения, попросить прощения или простить, полюбить, помириться, сказать, что вот тут ты солгал, а правда такая. А после смерти уже нельзя. И это очень больно: видеть, как надо было поступить, и понимать, что уже ничего нельзя сделать. Это сильные муки, очень непростой момент. И он налагается на то, что человек, как ребенок. начинает новую жизнь в новом мире, где все совсем иначе, чем в жизни. Он как ребенок там — это такая примерная аналогия. И вот в это непростое время человеку нужна поддержка, и Господь устроил так, что мы, живые, можем помочь усопшим нашими молитвами. Именно молитвы помогают пережить человеку эти муки, боль, в общем, все то, что сопровождает встречу с правдивым видением своей жизни и своей души, когда они предстают перед глазами как есть, без прикрас. Помогают и личные молитвы — когда мы просто говорим: «Упокой, Господи. душу усопшего раба Твоего…», и когда читаем Псалтирь и канон по усопшим, и поминовение на Литургии в храме — любые! Всякая просьба будет услышана, всякая будет большой поддержкой человеку, который оказался там. И бывает, что по молитвам человек, который по своим поступкам не может находиться с Богом — настолько непривычна для него любовь, настолько далеко, что душа его просто не выдерживает пребывания с любовью, с Богом. И вот чтобы это преодолелось, чтобы душа прошла через это, помогают наши молитвы. У меня был уже как-то раз ответ о том, для чего нужна молитва за усопших. Он может дополнить нынешний ответ, посмотрите.

Храни Вас Бог!

Архив всех вопросов можно найти . Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.

Целевая страница, или лендинг пейдж (landing page) — это инструмент интернет-маркетинга, единственная цель которого — мотивировать посетителя на действие. В отличие от обычных сайтов, лендинги по своему содержанию более прямые и конкретные. Люди оказываются на них не случайно, а приходят с определенным намерением.

Основные элементы высококонвертирующих лендингов одинаковы в каждом случае. В этой статье мы подробно рассмотрим, как их реализовать — и не превратить опыт пользователя в ад.

6 законов оптимизации лендингов: а вы знаете основы?

Цель

Отправной точкой вашей целевой страницы являетесь вы сами. Задайте себе единственный вопрос: какое одно простое действие посетители должны выполнить на лендинге?

Подумайте и закончите предложение: «Я хочу, чтобы мой посетитель…»:

  • Подписался на мой Twitter
  • Скачал мое мобильное приложение
  • Поставил лайк моей страницы на Facebook
  • Просмотрел видео
  • Оставил свой телефонный номер
  • Зарегистрировался на участие в вебинаре
  • Скачал мою электронную книгу
  • Воспользовался купоном
  • Записался на консультацию
  • Подписался на мою e-mail рассылку

Варианты безграничны, но помните, что вам нужна лишь одна цель, которая будет определять все остальное, о чем вы будете писать. Начните с вашей конечной цели и затем … работайте в обратном направлении. Все, что вы создадите, должно продвигать посетителя к ней.

К примеру, целевая страница сервиса онлайн-заметок Листик с ключевыми словами «заметки онлайн» имеет одну главную цель — убедить посетителя создать аккаунт, и одну дополняющую — попробовать демо-версию:

Поэтому снова и снова на целевой странице мы видим один и тот же призыв к действию: «Создать аккаунт», «Демо без регистрации», «Попробуй демо»:

Вместе с тем на странице присутствует и третий вариант действия — установить скриншотер для браузера:

И хотя этот блок контента удачно вплетен в общий дизайн лендинга, его наличие несколько рассеивает внимание пользователя, отвлекает от основного целевого действия («Создать аккаунт») и, в конечном итоге, уводит его со страницы.

Хотите поднять конверсию лендинга? Уберите отвлекающие факторы!

«Призыв к действию»

Возможно, целевые страницы и начинаются с того, чего хотите вы, но дальше приоритетными становятся желания ваших потенциальных клиентов.

Многочисленные сплит-тесты показывают, что даже простое использование личных местоимений как «вы», «ваш» увеличивает число конверсий. Так происходит потому, что основное желаемое действие связано не с вашим продуктом или сервисом, а с проблемой ваших посетителей, их «страхом».

Оказывается, что страх мотивирует гораздо сильнее, чем любая другая эмоция. В связи с этим абсолютно все на вашей странице — и призыв к действию в частности — должно нести в себе решение определенной проблемы вашего посетителя.

Поставьте себя на его место и задайте себе два вопроса:

  1. Какую мою проблему решит нажатие на эту кнопку?
  2. Какую пользу мне это принесет?

Как же «упаковать» решение проблемы в призыв к действию?

Джоанна Вибе (Joanna Wiebe), эксперт в области конверсии веб-сайтов, предлагает опять же встать на место вашего потенциального клиента и закончить фразу «Я хочу…». Концовка этой фразы и будет вашим призывом к действию:

«Никогда не упоминайте в тексте вашего призыва к действию, какую работу должен выполнить посетитель. Так, если вы составляете информационную рассылку, ведущую на целевую страницу, где для просмотра видео человеку нужно будет зарегистрироваться, ваш призыв к действию в рассылке не должен звучать как «Зарегистрируйтесь, чтобы посмотреть видео».

Не важно, что им в действительности нужно будет сделать это. Важно, в конце концов, только то, чего хочет конечный пользователь (end user). А он хочет посмотреть видео. Поэтому ваш CTA должен звучать примерно как «Посмотреть видео» (а затем добавьте несколько слов о ценности этого действия)».

Посмотрим на примеры удачных призывов к действию:

Целевая страница Pandora предлагает получить доступ к «музыке, которую вы любите»

Такие слова как «персонализированный» и «музыка, которую вы любите» обращаются непосредственно к желанию посетителей Pandora. И CTA предлагает им осуществить их желание.

Заманчивый оффер компании Slack — «приложение для обмена сообщениями, делающее вашу рабочую жизнь проще, приятнее и продуктивнее» — и призыв к действию приглашают вас убедиться в этом самим:

«Призыв к действию» Slack побуждает посетителей «Создать новую команду» и насладиться простотой и продуктивностью их приложения

У Джоанны Вибе имеется также свой собственный замечательный пример. Вместо банального «Зарегистрироваться сейчас» ее рекламный текст для Dressipi.com (онлайн-сервис услуг стилиста) обещает избавиться от неподходящей вам одежды и узнать, что же лучше всего подходит вашей фигуре, а призыв к действию гласит: «Показать вещи, которые мне понравятся».

«Покажите мне вещи, которые мне понравятся»

По словам Джоанны, в результате размещения такого CTA число кликов на ее сайте увеличилось на 123.9%.

17 призывов к действию, перед которыми невозможно устоять

Заголовок

Как без воды не может быть жизни, так и целевая страница немыслима без заголовка. Существуют проверенные форматы заголовков, способные принести вам тот успех, который вы заслуживаете.

Но прежде чем переходить к этим формулам, необходимо раздобыть ключевые слова вашей аудитории, так как подавляющее большинство ваших посетителей придет к вам через контекстную рекламу, использующую их. И потому их непременно следует задействовать и в вашем заголовке.

Спросите себя: «Соответствует ли заголовок моего лендинга сообщению в рекламном объявлении?»

После того, как вы определились с ключевыми словами, следующий шаг — «обрамление» их в заголовок.

В начале 20 века Джон Кейплз (John Caples) в своей книге «Проверенные методы рекламы» (Tested Advertising Methods) привел ряд правил, касающихся написания заголовков. Среди них особо стоит выделить следующие:

  • Прежде всего, успешны те заголовки, которые основаны на выгодах для читателя.
  • Следующие по эффективности — заголовки, содержащие в себе какую-то новость (новый продукт или новый способ использования старого продукта).
  • Длинные заголовки, которые сообщают что-то интересное, более эффективны, нежели короткие, которые ничего не говорят.

В своей книге Джон также привел перечень слов, с которых он рекомендует начинать свои заголовки:

«Представляем»
«Объявляем»
«Новый»
«Теперь»
«Наконец»
«Как (что-то сделать)»
«Почему»
«Какой»
«Кто еще»
«Ищем/Требуется»
«Это»
«Потому что»
«Если»
«Совет»

Теперь можно приступать непосредственно к написанию достаточного количества вариантов заголовков для последующего их тестирования.

Дэвид Огилви (David Ogilvy) известен тем, что написал более 100 заголовков для одной рекламы. Вам же достаточно будет написать 25 заголовков для каждого текста. Для облегчения этой задачи ниже мы приводим готовые формулы успешных заголовков.

1. «Ад» (проблема вашего посетителя)

Перестаньте с помощью .
Перестаньте выбрасывать деньги на ветер с помощью нашего «Руководства по партнерской программе».

Единственное, что держит вас в , но с помощью вы можете .
Единственное, что мешает вам зарабатывать на PPC , — никудышные партнерские программы, но с помощью нашего «Руководства по партнерской программе» вы сможете получать 10% от общего ежемесячного PPC-бюджета каждого реферала. (И вам даже не надо самим закрывать сделку!).

Вы ненавидите , а мы любим это. Поэтому позвольте нам .
Вы ненавидите заниматься управлением PPC-кампаниями (также как и ваши клиенты), а мы любим это. Поэтому позвольте нам делать это за вас. (Вдобавок мы будем ежемесячно платить вам!)

Для , имеющей проблемы с , мы создали .
Для копирайтеров, имеющих проблемы с результатами PPC-кампаний их клиентов, мы создали партнерскую программу, которая платит вам каждый месяц, и мы даже сами закрываем сделки.

оставляет желать лучшего, вот почему мы создали , чтобы .
Оптимизация PPC-кампаний оставляет желать лучшего, вот почему мы создали нашу партнерскую программу, чтобы поразить ваших клиентов и мотивировать их платить вам.

2. «Рай» (желание вашего посетителя)

Узнайте , просто .
Узнайте, как зарабатывать на PPC, просто скачав наше «Руководство по партнерской программе».

Вы хотите без .
Вы хотите хорошо зарабатывать на PPC без необходимости самому управлять счетами ваших клиентов.

Вы любите , но ненавидите !
Вы любите получать отличные результаты от PPC-кампаний, но ненавидите вести продажи, закрывать сделки, и управлять PPC!

Получайте так же как и .
Получайте $1500 каждый месяц за одного PPC реферала так же как и Алан Ли из LYFT.

3. Конкуренция

Хватит мучиться с с помощью .
Хватит мучиться с партнеркой WordStream — присоединяйтесь к тем, кто будет делать работу за вас.

имеет , но не .
WordStream имеет партнерскую программу, но не оптимизирует и не управляет PPC-кампаниями вашего клиента за вас.

Единственное, что не может делать — это , и вот почему вы .
Единственное, что партнерская программа WordStream не может делать — это вести PPC-кампании ваших клиентов за вас, и вот почему вы никуда не продвигаетесь.

обещал , но вместо этого вы получили .
Партнерская программа WordStream обещала результаты, но вместо этого вы получили просто еще один инструмент для работы с ключевыми словами.

Мы любим тоже за исключением того, что .
Мы любим WordStream тоже за исключением того, что его партнерская программа не приносит вам заслуженных доходов.

4. Интрига

узнал секрет , и вы можете узнать тоже.
Алан Ли из LYFT узнал секрет, как зарабатывать $ 1500 в месяц с одного реферала PPC, и вы можете узнать тоже.

Руководство по и/или избежанию .
Руководство Тейлор Свифт для чайников «Как найти правильного партнера PPC»

для и/или избежания .
Поделитесь с нами PPC-аккаунтами ваших клиентов, чтобы получать хороший ежемесячный доход.

9 из 10 не будет / не может / не / никогда .
9 из 10 PPC агентств не будут платить вам ни цента за ваших рефераллов: Наша партнерская программа платит вам каждый месяц.

Как , если вы .
Как зарабатывать на PPC-кампаниях ваших клиентов, если вы не хотите вести их самостоятельно.

5. Ценность

Единственное , созданное для , ненавидящей .
Единственная партнерская программа PPC, созданная для копирайтеров, ненавидящих управление PPC-кампаниями.

Наконец-то для , которое .
Наконец-то появилась партнерская программа PPC для копирайтеров, которая приносит вам 10% от месячной оплаты вашего клиента без прямого вашего участия.

Наше принесло / сохранило $X, и вы можете получить это за $Y.
Наша партнерская программа приносит Алану из Lyft $1500 каждый месяц, и вы можете присоединиться к нам абсолютно бесплатно.

Начните получать сегодня с помощью .
Начните получать 10% от потраченного бюджета PPC клиента сегодня, скачав наше «Руководство по партнерской программе».

Дайте нам , и мы дадим вам .
Дайте нам одного PPC рефералла, и мы дадим вам 10% от любой потраченной им суммы.

Продолжение статьи читайте завтра!

Хотите улучшить показатели и поднять конверсию лендинга с гарантией результата? >>>

Высоких вам конверсий!

По материалам: klientboost.com

О том, кто попадает в Рай и в Ад, и о душе.

ВОПРОС: АсСаляму `аляйкум! Скажите пожалуйста, вот если человек умирает не мусульманином, то он 100% на вечно попадёт в ад. Почему тогда кому то по рождению выпадает счастливый билет, родиться в мусульманской семье стране, и даже если он будет наказан в аду, то это не на вечно.

Вот, отец моего мужа родился и вырос в муслим семье(стране), и умер соответственно мусульманином, следовательно будет в раю. Мой отец родился и вырос в не мусульманкой семье(стране), умер не мусульманином следовательно его дорога в ад. Хотя Бога он не отрицал. Мне не понятно такое положение вещей.

И ещё вопрос, где то пишут, что душа покойного человека находится в могиле, а другие пишут, что в другом месте, но имеет связь с телом. Так где же находятся души?

ОТВЕТ: Ўа ‘алейкум Салям ўа рахматуЛлаhи ўа баракатуh!

  • Люди попадают В Рай по милости Аллаhа. Если человек искренне был мусульманином и не поклонялся никому, кроме Аллаhа, то он защищён от вечного пребывания в Аду. Если же он и попадёт в Ад, то лишь на некоторе время, хотя лучше уж совсем туда не попадать, да защитит нас Аллаh от Своего наказания.

    Что касается того, что человек не был мусульманином. Нельзя сказать однозначно, куда он попадёт. Аллаhу это решать. Есть такое понятие «Аhлюль фитра». Это люди чистые в своём естественном состоянии, подобно индейцам в бассейне Амазонки, которые ничего не знают об Исламе.

    Может быть, Аллаh будет Милостивым к ним. Может быть, Аллаh будет Милостивым к Вашему отцу, ведь он не отрицал Бога.

  • Душа человека до Судного дня находится в могиле. Об этом есть достоверные хадисы.

05.03.2017 смерть 32душа 8Ад 11Рай 20вопросы 2221

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *