Порфирий кавсокаливит акафист

Ста­рец Пор­фи­рий, в ми­ру Еван­ге­лос Ба­и­рак­та­рис, ро­дил­ся 7 фев­ра­ля 1906 го­да в Гре­ции, в се­ле­нии Айос-Иоан­нис близ го­ро­да Ка­рист на ост­ро­ве Эв­бея. Его ро­ди­те­ли бы­ли бед­ные бла­го­че­сти­вые кре­стьяне. Свое об­ра­зо­ва­ние Еван­ге­лос по­лу­чил в двух клас­сах на­чаль­ной сель­ской шко­лы. С са­мо­го дет­ства он по­мо­гал ро­ди­те­лям за­ни­мать­ся хо­зяй­ством: па­сти овец, ра­бо­тать в ого­ро­де. В 8 лет маль­чик по­шел ра­бо­тать на уголь­ную шах­ту, а за­тем за при­ла­вок ма­га­зи­на.

В ран­ней юно­сти Еван­ге­лос про­чи­тал жи­тие свя­то­го Иоан­на Кущ­ни­ка. Оно про­из­ве­ло на него та­кое силь­ное впе­чат­ле­ние, что он втайне от ро­ди­те­лей ушёл на Свя­тую Го­ру Афон. Там Еван­ге­лос от­дал се­бя в по­слу­ша­ние двум доб­ро­де­тель­ным и ду­хов­но опыт­ным стар­цам, жив­шим в Свя­то-Ге­ор­ги­ев­ской ке­лии на Кав­со­ка­ли­вии.

Од­на­жды утром они по­сла­ли его на­ко­лоть дров для печ­ки. В их по­ис­ках юный по­слуш­ник до­брал­ся до овра­га, на­хо­див­ше­го­ся до­воль­но да­ле­ко от ски­та Кав­со­ка­ли­вия, в ко­то­ром он то­гда жил со сво­и­ми стар­ца­ми. Ко­гда маль­чик на­чал ру­бить дро­ва, с ним слу­чи­лось несча­стье: с то­по­ра со­рва­лась ру­ко­ят­ка, и лез­вие вон­зи­лось ему в но­гу, силь­но ее по­ра­нив. Из ра­ны хлы­ну­ла кровь. По­бли­зо­сти ни­ко­го не бы­ло, и, вне вся­ко­го со­мне­ния, от­рок дол­жен был уме­реть от по­те­ри кро­ви. Чув­ствуя смер­тель­ную опас­ность, он изо всех сил на­чал гром­ко при­зы­вать на по­мощь Ма­терь Бо­жию: «Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­ца, по­мо­ги мне!» И кровь немед­лен­но оста­но­ви­лась.

Вско­ре Еван­ге­лос при­нял мо­на­ше­ство с име­нем Ни­ки­та. Од­на­жды он, при­дя ра­но в цер­ковь, сто­ял в тем­ном уг­лу и мо­лил­ся. В этот мо­мент в храм во­шел мо­нах Ди­мит­рий, 90-лет­ний рус­ский ста­рец. Огля­дев­шись по сто­ро­нам и ни­ко­го не за­ме­тив, он стал на мо­лит­ву, де­лая зем­ные по­кло­ны. Во вре­мя мо­лит­вы стар­ца оси­я­ла та­кая бла­го­дать, что он сто­ял по­сре­ди хра­ма, не ка­са­ясь по­ла. Бо­же­ствен­ная бла­го­дать, из­лив­ша­я­ся на свя­то­го стар­ца, кос­ну­лась и юно­го ино­ка Ни­ки­ты. По пу­ти на­зад в кел­лию по­сле при­об­ще­ния Свя­тых Та­инств серд­це от­ца Ни­ки­ты пе­ре­пол­ня­ла та­кая ра­дость и лю­бовь к Бо­гу, что, воз­дев­ши ру­ки к небу, он гром­ко вос­кли­цал: «Сла­ва Те­бе, Бо­же! Сла­ва Те­бе, Бо­же! Сла­ва Те­бе, Бо­же!»

Он хо­тел всю жизнь под­ви­зать­ся на Афоне, но Гос­подь рас­по­ря­дил­ся ина­че. Де­вят­на­дца­ти­лет­ний Ни­ки­та по­лу­чил вос­па­ле­ние лег­ких, ко­то­рое пе­ре­шло в плев­рит. Стар­цы при­ка­за­ли ему оста­вить Афон и по­ехать ле­чить­ся. Прой­дя курс ле­че­ния и по­чув­ство­вав се­бя луч­ше, он вер­нул­ся на ме­сто по­стри­га. Од­на­ко бо­лезнь вновь да­ла о се­бе знать, и стар­цы, ви­дя, что афон­ский кли­мат мо­жет убить их уче­ни­ка, по­сла­ли его на­зад, не бла­го­сло­вив воз­вра­щать­ся на Свя­тую Го­ру.

Так в 19-лет­нем воз­расте отец Ни­ки­та оста­вил Афон и по­се­лил­ся в мо­на­сты­ре свя­то­го Ха­ра­лам­пия в Лев­коне, неда­ле­ко от сво­е­го род­но­го се­ла. В воз­расте 21 го­да Ни­ки­та был ру­ко­по­ло­жен во иерея Си­най­ским ар­хи­епи­ско­пом Пор­фи­ри­ем III, ко­то­рый дал ему свое имя. Вско­ре, несмот­ря на юный воз­раст ба­тюш­ки, мит­ро­по­лит Ка­рист­ский Пан­те­ле­и­мон на­зна­чил от­ца Пор­фи­рия мо­на­стыр­ским ду­хов­ни­ком. Это по­слу­ша­ние отец Пор­фи­рий нес в мо­на­сты­ре св. Ха­ра­лам­пия до 1940 г. Мно­гие из окрест­ных жи­те­лей об­ра­ща­лись к нему, ища ис­це­ле­ния сво­их ду­шев­ных ран. Отец Пор­фи­рий без уста­ли слу­жил Бо­гу и лю­дям. Ве­ре­ни­цы лю­дей жда­ли сво­ей оче­ре­ди, т. к. ис­по­ве­ди дли­лись ча­са­ми без пе­ре­ры­ва. И так про­дол­жа­лось изо дня в день. За свои неустан­ные тру­ды в 1938 го­ду отец Пор­фи­рий по­лу­чил сан ар­хи­манд­ри­та.

В 1940 го­ду отец Пор­фи­рий при­е­хал в Афи­ны, где был на­зна­чен при­ход­ским свя­щен­ни­ком в церк­ви свя­то­го Ге­ра­си­ма при афин­ской боль­ни­це. За трид­цать три го­да сво­е­го слу­же­ния на этом ме­сте отец Пор­фи­рий по­мог ты­ся­чам лю­дей об­ре­сти ду­шев­ный мир, мно­гих из них по бла­го­да­ти Бо­жи­ей он ис­це­лял от раз­но­го ро­да бо­лез­ней.

По­сле ухо­да на пен­сию отец Пор­фи­рий про­дол­жал слу­жить и ис­по­ве­до­вать в древ­нем за­бро­шен­ном хра­ме свя­ти­те­ля Ни­ко­лая в рай­оне Пен­де­ли до 1978 го­да. Ко­гда с ним слу­чил­ся ин­фаркт, он несколь­ко ме­ся­цев про­жил у сво­их дру­зей в Афи­нах, по­сле че­го в 1979 го­ду по­се­лил­ся в рай­оне Ми­ле­си, где и по­стро­ил боль­шое по­дво­рье с хра­мом в честь Пре­об­ра­же­ния Гос­под­ня.

Отец Пор­фи­рий ни­ко­гда не остав­лял на­деж­ды вер­нуть­ся об­рат­но на Афон. Ко­гда в 1984 го­ду он узнал, что по­след­ний оби­та­тель род­ной для него Свя­то-Ге­ор­ги­ев­ской кел­лии оста­вил ее и пе­ре­шел жить в мо­на­стырь, он по­спе­шил на Свя­тую Го­ру. Гос­подь ис­пол­нил за­вет­ное же­ла­ние Сво­е­го вер­но­го слу­ги, и по­след­ние два го­да сво­ей жиз­ни ста­рец про­вел на Афоне.

В это вре­мя он ча­сто го­во­рил о том, как бу­дет да­вать от­вет на Страш­ном су­де. Вспо­ми­нал ис­то­рию из Па­те­ри­ка, в ко­то­рой один ста­рец, чув­ствуя при­бли­же­ние смер­ти, при­го­то­вил для се­бя мо­ги­лу и ска­зал сво­е­му уче­ни­ку: «Мой сын, кам­ни скольз­кие и тро­па кру­тая, ты мо­жешь по­ка­ле­чить­ся, ес­ли ре­шишь нести мое те­ло к мо­ги­ле. Да­вай пой­дем ту­да, по­ка я еще мо­гу хо­дить». Уче­ник, под­дер­жи­вая стар­ца под ру­ку, до­вел его до мо­ги­лы. Ста­рец лег в при­го­тов­лен­ную мо­ги­лу и пре­дал ду­шу свою Бо­гу.

По прось­бе стар­ца неда­ле­ко от кел­лии для него бы­ла вы­ко­па­на мо­ги­ла. В по­след­нюю ночь сво­ей зем­ной жиз­ни ста­рец ис­по­ве­дал­ся, по­сле че­го уче­ни­ки ста­ли чи­тать ка­нон на ис­ход ду­ши, а за­тем по чет­кам ке­лей­ное пра­ви­ло ве­ли­кос­хим­ни­ка.

По­след­ни­ми сло­ва­ми стар­ца ста­ли еван­гель­ские стро­ки: «Да бу­дут все еди­но». За­тем еле слыш­но он про­шеп­тал: «Гря­ди» и ис­пу­стил дух. Гос­подь за­брал его свет­лую ду­шу в 4:31 утра 2 де­каб­ря 1991 го­да.

Чу­де­са

Го­во­ря о ду­хов­ных да­ро­ва­ни­ях стар­ца Пор­фи­рия, дру­гой все­мир­но из­вест­ный гре­че­ский ста­рец, Па­и­сий Свя­то­го­рец, го­во­рил: «У него цвет­ной теле­ви­зор, а у ме­ня толь­ко чер­но-бе­лый».

Содержание

Бог есть

Неко­то­рое вре­мя вме­сте с ба­тюш­кой в мо­на­сты­ре жил один про­фес­сор бо­го­сло­вия. Он был на­мно­го мо­ло­же от­ца Пор­фи­рия и был его ду­хов­ным ча­дом. Од­на­жды про­фес­сор пред­ло­жил по­бе­се­до­вать о су­ще­ство­ва­нии Бо­га. Об­су­див эту те­му со всех воз­мож­ных то­чек зре­ния, про­фес­сор и ба­тюш­ка при­шли к за­клю­че­нию, что Бог есть. Од­на­ко мо­ло­дой про­фес­сор об­ра­тил­ся к стар­цу с прось­бой. Ко­гда тот умрет, то при­дет к про­фес­со­ру и рас­ска­жет, есть ли Бог. В от­вет на это ба­тюш­ка спро­сил, по­че­му про­фес­сор счи­та­ет, что пер­вым умрет имен­но он? На это мо­ло­дой че­ло­век от­ве­тил, что ба­тюш­ка стар­ше его в два ра­за, по­это­му, есте­ствен­но, быст­рее умрет тот, кто стар­ше. Но отец Пор­фи­рий по бла­го­да­ти Бо­жи­ей знал, что рань­ше умрет про­фес­сор, при­чем очень ско­ро. Это­го ба­тюш­ка не стал го­во­рить, но по­обе­щал, что при­дет по­сле смер­ти ска­зать, есть ли Бог. Та­кое же обе­ща­ние дал ба­тюш­ке и про­фес­сор на слу­чай, ес­ли он все-та­ки умрет рань­ше.

Через неко­то­рое вре­мя про­фес­сор по­ки­нул мо­на­стырь и уехал в го­род. Не про­шло и го­да, как ба­тюш­ка и про­фес­сор рас­ста­лись, но вот в один из ве­ли­ких празд­ни­ков, ко­гда отец Пор­фи­рий с бра­ти­ей го­то­ви­лись к празд­нич­ной тра­пе­зе, в мо­на­стырь при­шел че­ло­век из со­сед­ней де­рев­ни и со­об­щил, что про­фес­сор скон­чал­ся. Спу­стя ка­кое-то вре­мя по­сле дол­гой мо­лит­вы отец Пор­фи­рий вы­клю­чил свет в кел­лии и по­пы­тал­ся за­снуть. Вдруг из тьмы раз­да­ет­ся гро­мо­вой го­лос, со­про­вож­да­е­мый непо­нят­ным шу­мом. «Бог есть! Бог есть! Бог есть!» – три­жды по­вто­рил го­лос. Это был го­лос про­фес­со­ра! В стра­хе ба­тюш­ка встал на ко­ле­ни и на­чал мо­лить­ся о его ду­ше. И так до утра! Мож­но ли по­сле это­го со­мне­вать­ся, что «Бог есть»?!

Ис­точ­ник

В од­ной гор­ной де­ре­вуш­ке не бы­ло во­ды. Ее жи­те­ли об­ра­ща­лись в раз­ные ин­стан­ции, пла­ти­ли день­ги, но все без тол­ку. Все в один го­лос го­во­ри­ли, что в этом рай­оне нет под­зем­ных вод. Так что жи­те­ли де­рев­ни вы­нуж­де­ны бы­ли со­би­рать дож­де­вую во­ду. И вот один че­ло­век, ко­то­рый был ча­дом ба­тюш­ки и знал о его спо­соб­но­сти на­хо­дить во­ду, по­про­сил его по­мочь этой бе­де. Ба­тюш­ка сра­зу от­ве­тил, что в де­ревне мно­го хо­ро­шей во­ды, и по­ка­зал на чер­те­же ме­сто, где она про­те­ка­ет. По­сле го­ря­чих и на­стой­чи­вых просьб отец Пор­фи­рий сам по­шел на это ме­сто и точ­но ука­зал, где на­хо­дит­ся во­да и на ка­кой она глу­бине. И дей­стви­тель­но: ко­гда ста­ли ис­кать, имен­но на том ме­сте и на той глу­бине на­шли во­ду, ко­то­рая би­ла чи­стей­шим клю­чом!

То­гда все жи­те­ли де­рев­ни ста­ли на­зы­вать ба­тюш­ку свя­тым и про­ро­ком. Все хо­те­ли к нему при­кос­нуть­ся, по­це­ло­вать его ру­ки, но­ги, об­лас­кать, все на­пе­ре­бой хо­те­ли при­нять его у се­бя до­ма. И по­сколь­ку они при­хо­ди­ли и кла­ня­лись ему в но­ги, по­чи­тая за свя­то­го, ба­тюш­ка очень рас­стро­ил­ся и по­про­сил немед­лен­но най­ти спо­соб увез­ти его из де­рев­ни. Так слу­чи­лось, что в это вре­мя шел ав­то­бус в Афи­ны.

Отец Пор­фи­рий с боль­шим тру­дом вы­рвал­ся из объ­я­тий жи­те­лей и сел в ав­то­бус; и хо­тя на­род пы­тал­ся за­дер­жать его, он все-та­ки уехал. И вот тут-то, по­сле столь­ких вос­тор­гов и по­кло­не­ний, ба­тюш­ку ожи­да­ло боль­шое ис­пы­та­ние. Кон­дук­тор ав­то­бу­са, че­ло­век неве­ру­ю­щий, на­чал го­во­рить раз­ные глу­по­сти, вы­зы­вав­шие смех у неве­ру­ю­щих пас­са­жи­ров и него­до­ва­ние у ве­ру­ю­щих. Та­ким об­ра­зом, пас­са­жи­ры ав­то­бу­са раз­де­ли­лись на два ла­ге­ря: од­ни за ба­тюш­ку, дру­гие – про­тив. Шум и пе­ре­бран­ка гро­зи­ли пе­рей­ти в ру­ко­паш­ную. Кон­дук­тор же про­дол­жал по­до­гре­вать стра­сти. Ба­тюш­ка был очень рас­стро­ен и ста­рал­ся не при­ни­мать уча­стия в скло­ке. Ко­гда ав­то­бус оста­но­вил­ся, чтобы пас­са­жи­ры немно­го от­дох­ну­ли, ба­тюш­ка по­до­шел к кон­дук­то­ру и ска­зал: «Я, быть мо­жет, и не умею на­хо­дить во­ду, но знаю, что ты стра­да­ешь си­фи­ли­сом. Будь осто­ро­жен, не же­нись те­перь, по­то­му что мо­жешь за­ра­зить же­ну и де­тей. Про­дол­жай ле­чить­ся, ты по­пра­вишь­ся, а по­том же­нишь­ся». Кон­дук­тор про­сто оне­мел, услы­шав сло­ва ба­тюш­ки, и с то­го мо­мен­та всю до­ро­гу мол­чал, слов­но язык про­гло­тил. Пас­са­жи­ры так­же умолк­ли.

Кон­чи­на ма­те­ри

В афин­ской по­ли­кли­ни­ке уже несколь­ко дней ле­жа­ла боль­ная мать от­ца Пор­фи­рия. Вра­чи ему го­во­ри­ли, что она вы­здо­рав­ли­ва­ет, но ба­тюш­ка бла­го­да­тью Бо­жи­ей пред­ви­дел, что жи­вой из боль­ни­цы она уже не вый­дет. Од­на­жды по­шел на­ве­стить свою боль­ную мать ба­тюш­кин брат Ан­то­ний (он скон­чал­ся на год рань­ше ба­тюш­ки). Ко­гда он спро­сил вра­чей, как здо­ро­вье его ма­те­ри, те от­ве­ти­ли: «От­лич­но! Зав­тра она вый­дет из боль­ни­цы, а се­го­дня ве­че­ром мы при­го­то­вим вы­пис­ку из ис­то­рии бо­лез­ни». Ан­то­ний, ко­то­ро­го отец Пор­фи­рий очень лю­бил, при­шел до­мой успо­ко­ен­ным. Вне­зап­но за­зво­нил те­ле­фон. Это был ба­тюш­ка. Он ска­зал Ан­то­нию, чтобы тот немед­лен­но по­ез­жал в боль­ни­цу, ина­че ма­ма умрет, и они не успе­ют взять у нее бла­го­сло­ве­ние. На это брат ба­тюш­ки ска­зал, что он толь­ко что вер­нул­ся из боль­ни­цы, и вра­чи ему ска­за­ли, что зав­тра их ма­ма бу­дет уже до­ма. Но отец Пор­фи­рий на­ста­и­вал на сво­ем. И дей­стви­тель­но, как толь­ко они при­е­ха­ли в по­ли­кли­ни­ку, мать ед­ва успе­ла их бла­го­сло­вить. Гос­подь при­звал ее к се­бе, а ба­тюш­кин дар про­зор­ли­во­сти под­твер­дил­ся и на сей раз.

Ис­це­ле­ния

Ста­рец мог ис­це­лять при­кос­но­ве­ни­ем к боль­но­му. Од­на­жды его на­ве­стил один док­тор с же­ной. Из­ло­жив стар­цу вол­но­вав­шие их во­про­сы и, по­лу­чив ис­чер­пы­ва­ю­щий на них от­вет, су­пру­ги уже ста­ли про­щать­ся. Отец Пор­фи­рий, с сво­ей обыч­ной от­цов­ской улыб­кой на ли­це, взял ру­ку же­ны док­то­ра как раз в том ме­сте, где у нее бы­ла силь­ная боль. Ста­рец ни­че­го не знал об этой бо­лез­ни, ко­то­рую они уже дав­но про­бо­ва­ли ле­чить при по­мо­щи уко­лов и силь­ных про­ти­во­вос­па­ли­тель­ных средств. Ко­гда отец Пор­фи­рий взял ее ру­ку, то жен­щи­на по­чув­ство­ва­ла теп­ло­ту, про­шед­шую по все­му ее те­лу, и ее слег­ка за­му­ти­ло. Но это чув­ство тут же про­шло, а с ним и са­ма боль в ру­ке. Жен­щи­на со сле­за­ми ска­за­ла стар­цу: «Вы и про это, ба­тюш­ка, зна­е­те?» С то­го дня она вы­ки­ну­ла ле­кар­ства и уже боль­ше не об­ра­ща­лась к док­то­рам.

Отец Пор­фи­рий ис­це­лял не толь­ко лю­дей, но и жи­вот­ных. В один вос­крес­ный день в Се­вер­ной Эвии, где он от­ды­хал, про­изо­шел сле­ду­ю­щий слу­чай. Од­на пас­туш­ка по­про­си­ла от­ца Пор­фи­рия по­мо­лить­ся о ее ста­де коз, ко­то­рых по­стиг­ла ка­кая-то бо­лезнь. Ба­тюш­ка со­гла­сил­ся и встал пе­ред ко­за­ми, под­няв свои ру­ки к небу и стал чи­тать раз­лич­ные сти­хи псал­мов, от­но­ся­щи­е­ся к жи­вот­ным. Ни од­на из коз не сдви­ну­лась с ме­ста. Как толь­ко он за­кон­чил мо­лит­ву и опу­стил ру­ки, из ста­да вы­шел ко­зел, по­до­шел к ба­тюш­ке, по­це­ло­вал ему ру­ки и ти­хо ото­шел на­зад.

Бог зна­ет все

Как-то ба­тюш­ка и его трое ду­хов­ных чад при­то­ми­лись и ре­ши­ли пой­мать так­си, чтобы до­е­хать до мо­на­сты­ря. В этот мо­мент вда­ли по­ка­за­лось так­си. Три по­пут­чи­ка стар­ца ре­ши­ли его оста­но­вить. «Не бес­по­кой­тесь, – ска­зал ста­рец, – так­си са­мо оста­но­вит­ся. Но, ко­гда вы ся­де­те в него, вы не долж­ны раз­го­ва­ри­вать с так­си­стом, толь­ко я бу­ду с ним го­во­рить». Точ­но так и про­изо­шло. Так­си оста­но­ви­лось, хо­тя они не под­ни­ма­ли рук, все се­ли в него, и ста­рец ска­зал, ку­да им на­до ехать. Ко­гда так­сист тро­нул­ся с ме­ста, то по­чти тут же на­чал об­ви­нять ду­хо­вен­ство во всех смерт­ных гре­хах. Каж­дый раз, ко­гда он вы­па­ли­вал оче­ред­ное об­ви­не­ние, то об­ра­щал­ся к си­дев­шим сза­ди ду­хов­ным ча­дам стар­ца со сло­ва­ми: «Не прав­да ли, ре­бя­та? Что вы на это ска­же­те?» Но они из по­слу­ша­ния си­де­ли мол­ча. Ко­гда так­сист по­нял, что ему не со­би­ра­ют­ся от­ве­чать, то он об­ра­тил­ся к от­цу Пор­фи­рию и спро­сил: «Что ска­жешь, па­па­ша? То, что пи­шут в га­зе­тах, — все прав­да, не так ли?» Ста­рец от­ве­тил: «Сы­нок, я те­бе рас­ска­жу ко­рот­кую ис­то­рию. Я рас­ска­жу ее толь­ко один раз, те­бе не при­дет­ся ее слу­шать два­жды. Жил один че­ло­век, в од­ном ме­сте (он на­звал это ме­сто), у ко­то­ро­го был пре­ста­ре­лый со­сед, ко­то­рый вла­дел боль­шим участ­ком зем­ли. Од­на­жды но­чью он убил со­се­да и за­ко­пал его в зем­лю. За­тем, поль­зу­ясь под­лож­ны­ми до­ку­мен­та­ми, он за­вла­дел зем­лей со­се­да и про­дал ее. И зна­ешь, что он ку­пил на эти день­ги? Он ку­пил так­си». Как толь­ко так­сист услы­шал эту ис­то­рию, он весь за­тряс­ся, за­тем свер­нул на обо­чи­ну до­ро­ги и за­кри­чал: «Мол­чи, ба­тюш­ка. Толь­ко ты и я зна­ем об этом». «Бог то­же зна­ет об этом, — от­ве­тил отец Пор­фи­рий. — Он ска­зал мне, чтобы я пе­ре­дал это те­бе. Смот­ри, по­кай­ся и ис­правь свою жизнь».

Ста­рец Пор­фи­рий и по смер­ти жив у Бо­га

Ко­гда отец Пор­фи­рий ото­шел ко Гос­по­ду, один из его ду­хов­ных чад на­хо­дил­ся по ра­бо­те в дру­гом го­ро­де и не знал о смер­ти ба­тюш­ки. По воз­вра­ще­нии в Афи­ны у муж­чи­ны воз­ник­ли опре­де­лен­ные се­мей­ные про­бле­мы, и он, как все­гда, ре­шил по­зво­нить от­цу Пор­фи­рию по­со­ве­то­вать­ся. Он взял те­ле­фон, на­брал но­мер и услы­шал на дру­гом кон­це го­лос стар­ца. Он по­при­вет­ство­вал стар­ца, ис­про­сил его бла­го­сло­ве­ния и стал из­ла­гать ему свои нуж­ды. Ста­рец вы­слу­шал его, дал ему цен­ный со­вет. Об­ра­до­ван­ный ду­хов­ный сын ска­зал: «Я ско­ро зай­ду к вам, как толь­ко осво­бо­жусь», на что отец Пор­фи­рий от­ве­тил: «Не зво­ни мне опять, по­то­му что я уже умер».

Но Бог не есть Бог мерт­вых, но жи­вых, и мы ве­рим и зна­ем, что ста­рец Пор­фи­рий жив у Бо­га и слы­шит на­ши мо­лит­вы, и си­лен хо­да­тай­ство­вать за нас, греш­ных, пе­ред пре­сто­лом Все­выш­не­го.

Изречения и советы

Ста­рец, ес­ли со­бе­сед­ник не при­ни­мал его пер­во­го со­ве­та, усту­пал и да­вал ему дру­гой со­вет, бо­лее лег­кий. Но пер­вый со­вет был ду­хов­но бо­лее по­лез­ным.

Бе­ре­ги­те лам­па­ду жиз­ни

Од­но­му сво­е­му ду­хов­но­му ча­ду ста­рец Пор­фи­рий пред­ска­зал, что тот про­жи­вет столь­ко-то лет. Ко­гда этот че­ло­век под­верг рис­ку свое здо­ро­вье, ста­рец за­явил, что тот мог уме­реть. На недо­умен­ный во­прос о том, как это со­гла­су­ет­ся с дан­ным ра­нее пред­ска­за­ни­ем, ста­рец от­ве­тил: «То, что я те­бе ска­зал, вер­но. Ни­че­го не из­ме­ни­лось. Лам­па­да тво­ей жиз­ни име­ет мас­ла на столь­ко лет, сколь­ко я те­бе ска­зал. Но ес­ли ты ее уро­нишь, мас­ло разо­льет­ся и лам­па­да по­гаснет! Та­ко­ва жизнь! Бог нам да­ет мно­го­цен­ный дар жиз­ни; мы его при­ни­ма­ем и обя­за­ны обе­ре­гать, а во­все не под­вер­гать опас­но­стям, да к то­му же бес­смыс­лен­ным».

Ни­ка­ких ссор при де­тях!

– Ни­ко­гда ва­ши де­ти не долж­ны слы­шать, как вы ссо­ри­тесь меж­ду со­бой… да­же что вы по­вы­ша­е­те го­лос друг на дру­га!

– Но раз­ве это воз­мож­но, ге­рон­да?

– Ко­неч­но, воз­мож­но! По­это­му хо­ро­шень­ко за­пом­ни­те мои сло­ва: ни­ко­гда ни­ка­ких ссор при де­тях… Ни­ко­гда!

Ес­ли бы мы ви­де­ли, как нас лю­бит Хри­стос!

«Гос­подь ни­ко­гда и ни­где нас не остав­ля­ет. С то­го мо­мен­та, как Он при­шел на зем­лю, ро­див­шись от Пре­свя­той Де­вы Бо­го­ро­ди­цы, и стал Бо­го­че­ло­ве­ком, Он все­гда с на­ми. Ес­ли бы мы уви­де­ли, как нас лю­бит Хри­стос и что Он для нас де­ла­ет, то от без­мер­ной ра­до­сти по­му­ти­лись бы рас­суд­ком. Мы оста­лись бы в Его объ­я­ти­ях, и нам бы уже ни до че­го не бы­ло де­ла».

Лю­бовь к Бо­гу долж­на быть бес­пре­дель­ной

«На­ша лю­бовь к Бо­гу, ди­тя мое, долж­на быть бес­пре­дель­ной, она не долж­на быть раз­дроб­ле­на на при­вя­зан­ность к раз­лич­ным ве­щам.

Вот те­бе при­мер: че­ло­век, ска­жем, име­ет в се­бе од­ну ба­та­рей­ку опре­де­лен­ной энер­го­ем­ко­сти. Ес­ли он бу­дет рас­то­чать эту энер­гию на раз­лич­ные де­ла, не име­ю­щие от­но­ше­ния к люб­ви к Бо­гу, то остав­ший­ся в нем для этой люб­ви за­ряд бу­дет весь­ма неболь­шим, ча­сто мо­жет быть да­же со­всем ни­чтож­ным. Ес­ли же мы всю на­шу энер­гию об­ра­тим к Бо­гу, то­гда ве­ли­ка бу­дет на­ша лю­бовь к Нему.

При­ве­ду те­бе еще та­кой при­мер.

Од­на де­вуш­ка очень силь­но по­лю­би­ла юно­шу по име­ни Ни­кос. Каж­дую ночь она про­сы­па­лась и тай­но от сво­их ро­ди­те­лей, босая, вы­пры­ги­ва­ла через ок­но на ули­цу и, невзи­рая на боль от впи­ва­ю­щих­ся в но­ги ко­лю­чек, через по­ле бе­га­ла на встре­чу со сво­им воз­люб­лен­ным. Ко­гда же она воз­вра­ща­лась на­зад, в дом, то Ни­кос все­гда как бы на­хо­дил­ся ря­дом с ней. За ка­кую бы ра­бо­ту она ни бра­лась, ее Ни­кос был здесь, она ви­де­ла его. Так­же и ты, ди­тя мое, дол­жен все свои си­лы устрем­лять к Бо­гу. Твой ум все­гда дол­жен быть в Нем, по­то­му что имен­но это­го и же­ла­ет Бог».

Мо­лись о тер­пе­нии

«Мо­лись не о том, чтобы Бог из­ба­вил те­бя от раз­лич­ных тво­их бо­лез­ней, но о том, чтобы те­бе по­сред­ством ум­ной мо­лит­вы, пре­бы­вая в тер­пе­нии, уми­ро­тво­рить­ся. Это при­не­сет те­бе очень боль­шую поль­зу».

«Не про­си Бо­га об­лег­чить твои стра­да­ния от раз­лич­ных бо­лез­ней, не при­нуж­дай Его к это­му в сво­их мо­лит­вах. Но с неиз­мен­ной стой­ко­стью и тер­пе­ни­ем пе­ре­но­си свои неду­ги – и уви­дишь, ка­кую от это­го по­лу­чишь поль­зу».

В ре­зуль­та­те ра­ко­вых бо­лез­ней на­пол­нил­ся рай

Во вре­мя бе­се­ды со сво­и­ми ду­хов­ны­ми ча­да­ми ста­рец ска­зал: «Ле­кар­ство от ра­ка очень про­стое. Вра­чи поль­зу­ют­ся им еже­днев­но, оно по­сто­ян­но у них под ру­кой, как мне это, по бла­го­да­ти Бо­жи­ей, из­вест­но. Но Бог не от­кры­ва­ет им это сред­ство, по­то­му что в по­след­нее вре­мя в ре­зуль­та­те ра­ко­вых бо­лез­ней на­пол­нил­ся рай!»

Боль­ше чи­тай Свя­щен­ное Пи­са­ние

«Чтобы пра­во ше­ство­вать пу­тем ис­тин­ным, сле­ду­ет по­сто­ян­но чи­тать Свя­щен­ное Пи­са­ние, жи­тия свя­тых, дру­гие цер­ков­ные кни­ги. Ес­ли во вре­мя чте­ния ка­кое‑ли­бо сло­во или мысль из про­чи­тан­но­го по­ра­зит те­бя, пре­рви чте­ние и за­дер­жись на ней по­доль­ше, хо­ро­шень­ко ее об­ду­май. Ско­ро ты уви­дишь, ка­кую ве­ли­кую поль­зу это при­но­сит».

«Чи­тай боль­ше, чтобы про­све­тил­ся твой ум. Зна­ешь, я сам чи­тал очень мно­го. Чтобы ме­ня ни­кто не бес­по­ко­ил, я за­би­рал­ся на од­но де­ре­во по ле­сен­ке, ко­то­рую я сам сма­сте­рил. Под­няв­шись на­верх, я за­тас­ки­вал ее за со­бой, чтобы ни­кто ни­че­го не за­ме­тил и чтобы ме­ня не по­бес­по­ко­и­ли. Так я мог на про­тя­же­нии мно­гих ча­сов вни­ма­тель­но чи­тать и раз­мыш­лять над про­чи­тан­ным».

Ис­по­ведь – дар люб­ви Бо­жи­ей че­ло­ве­ку

«Ис­по­ведь – это один из пу­тей, по ко­то­ро­му че­ло­век дви­жет­ся к Бо­гу. Это дар люб­ви Бо­жи­ей че­ло­ве­ку. Ни­кто и ни­что не мо­жет ли­шить че­ло­ве­ка этой люб­ви».

Кто не по­ка­ет­ся, тот по­гибнет

– Ге­рон­да, ска­жи­те мне сло­во к ду­шев­ной поль­зе.

– Кто не по­ка­ет­ся, тот по­гибнет. По­вто­ряю те­бе: кто не по­ка­ет­ся, тот по­гибнет.

Кто умер ра­ди Хри­ста, для то­го нет смер­ти!

«Спа­се­ние в Церк­ви! – все­гда го­во­рил нам ста­рец. – Кто яв­ля­ет­ся чле­ном Церк­ви, тот не бо­ит­ся вто­рой смер­ти! Для тех, кто со­сто­ит в Церк­ви Хри­сто­вой, смер­ти нет! Пра­во­сла­вие – со­вер­шен­но, в нем нет ни­ка­ко­го несо­вер­шен­ства!»

«Смер­ти нет! Не бой­ся смер­ти! Кто умер ра­ди Хри­ста, для то­го нет смер­ти! А ес­ли ты не умер ра­ди Хри­ста, то умри!»

Как мо­лить­ся но­во­на­чаль­но­му

На во­прос од­но­го бра­та: «Ге­рон­да, как сле­ду­ет мо­лить­ся но­во­на­чаль­но­му?», ста­рец от­ве­тил: «Но­во­на­чаль­ный мо­нах дол­жен чи­тать жи­тия свя­тых и Но­вый За­вет».

На­став­ле­ния бе­ре­мен­ным жен­щи­нам

Ста­рец со­ве­то­вал од­но­му вра­чу пе­ди­ат­ру: «Го­во­ри жен­щи­нам, что они долж­ны осо­зна­вать, как вы­со­ко по­чтил их Бог, спо­до­бив стать ма­те­ря­ми. С мо­мен­та за­ча­тия пло­да они но­сят в се­бе вто­рую жизнь. Пусть они раз­го­ва­ри­ва­ют с мла­ден­цем, лас­ка­ют его, по­гла­жи­вая свой жи­вот. Ре­бе­нок неким та­ин­ствен­ным об­ра­зом все это чув­ству­ет.

Ма­те­ри долж­ны с лю­бо­вью мо­лить­ся о сво­их де­тях. Ре­бе­нок, как уже ро­див­ший­ся, так и на­хо­дя­щий­ся еще во чре­ве, чув­ству­ет недо­ста­ток ма­те­рин­ской люб­ви, нер­воз­ность ма­те­ри, ее гнев, нена­висть и по­лу­ча­ет трав­мы, по­след­ствия ко­то­рых бу­дет ощу­щать всю свою жизнь.

Свя­тые чув­ства ма­те­ри и ее свя­тая жизнь освя­ща­ют мла­ден­ца с са­мо­го мо­мен­та его за­ча­тия. Все, что я толь­ко что ска­зал, на­до хо­ро­шо пом­нить не толь­ко ма­те­рям, но и бу­ду­щим от­цам то­же».

Ока­зы­вай­те и та­кую по­мощь

Ко­гда у те­бя есть воз­мож­ность, по­мо­гай и ма­те­ри­аль­но. Но боль­ше ока­зы­вай тем, кто на­хо­дит­ся ря­дом с то­бой, вот ка­кую по­мощь: раз­го­ва­ри­вай с ни­ми, вы­слу­ши­вай их, ко­гда они хо­тят рас­ска­зать те­бе о сво­их труд­но­стях, вы­ска­зать те­бе свою боль, по­си­ди с ни­ми вме­сте, чтобы они не чув­ство­ва­ли се­бя оди­но­ки­ми.

Мы­та­ри и блуд­ни­цы впе­ред вас идут в Цар­ство Бо­жие

Ста­рец Пор­фи­рий го­во­рил, что для то­го, чтобы до­стичь сми­ре­ния и со­стра­да­ния к дру­гим греш­ни­кам, че­ло­век дол­жен осо­знать свое гре­хов­ное и нрав­ствен­но ни­щен­ское со­сто­я­ние. По­это­му Хри­стос и го­во­рил, что мы­та­ри и блуд­ни­цы через по­ка­я­ние и сми­ре­ние пред­ва­ря­ют про­чих в Цар­стве Небес­ном. Ста­рец не хо­тел слу­шать ни­ка­ких об­ли­чи­тель­ных слов про греш­ни­ков. Он го­во­рил: «Ко­го мы на­зы­ва­ем мы­та­ря­ми и блуд­ни­ца­ми, для Бо­га – пой­ман­ные во­ры, то­гда как я и вы все – мы во­ры, но не пой­ман­ные. За­дер­жан­ный и уни­жен­ный вор, всем из­вест­ная, по­кры­тая по­зо­ром блуд­ни­ца – сми­рив­ша­я­ся и по­ка­яв­ша­я­ся, на­мно­го вы­ше нас, име­ю­щих доб­рое имя, но жи­ву­щих ни­ко­му не ве­до­мой и со­мни­тель­ной жиз­нью».

Де­тям не нуж­но мно­го слов

«Ма­те­ри уме­ют пе­ре­жи­вать, со­ве­то­вать, мно­го­сло­вить, но не уме­ют мо­лить­ся. Мно­гие со­ве­ты и ука­за­ния при­но­сят вред. Де­тям не нуж­но мно­го слов. Сло­ва уда­ря­ют в уши, а мо­лит­ва идет в серд­це. Тре­бу­ет­ся мо­лит­ва с ве­рою, без стрес­сов, но и с хо­ро­шим при­ме­ром».

Как го­во­рить о ре­ли­гии

«В бе­се­дах не мно­го­словь­те о ре­ли­гии – и то­гда по­бе­ди­те. Поз­воль­те че­ло­ве­ку, у ко­то­ро­го дру­гое мне­ние, из­ли­вать­ся, го­во­рить, го­во­рить… Пусть он по­чув­ству­ет, что встре­тил­ся со спо­кой­ным че­ло­ве­ком. Воз­дей­ствуй­те на него сво­ей доб­ро­же­ла­тель­но­стью и мо­лит­вой, а по­том ска­жи­те немно­го слов. Вы не до­стиг­не­те ни­че­го, ес­ли бу­де­те го­во­рить рез­ко, ес­ли, к при­ме­ру, ска­же­те: «Ты го­во­ришь ложь!” И что из это­го вый­дет? Вы – как ов­цы по­сре­ди вол­ков (Мф.10:16). Что вам де­лать? Внешне будь­те невоз­му­ти­мы, а внут­ренне мо­ли­тесь. Будь­те го­то­вы­ми, будь­те об­ра­зо­ван­ны­ми, имей­те дерз­но­ве­ние, но со свя­то­стью, кро­то­стью и мо­лит­вой. Но чтобы по­сту­пать так, вы долж­ны быть свя­ты­ми».

Не по при­выч­ке

«Будь вни­ма­те­лен, не при­ча­щай­ся по при­выч­ке. Каж­дый раз при­сту­пай к Та­ин­ству так, как буд­то ты де­ла­ешь это в пер­вый раз, и в то же вре­мя как буд­то это твое по­след­нее При­ча­ще­ние пе­ред смер­тью».

Ко­гда на­сту­пит Вто­рое при­ше­ствие

Од­на­жды стар­ца спро­си­ли: «Ге­рон­да, в по­след­нее вре­мя мно­го го­во­рят о чис­ле 666, о яв­ле­нии ан­ти­хри­ста, ко­то­рое при­бли­жа­ет­ся, неко­то­рые да­же утвер­жда­ют, что он уже при­шел, об элек­трон­ной пе­ча­ти на ру­ку или на лоб, о столк­но­ве­нии Хри­ста и ан­ти­хри­ста и о по­ра­же­нии по­след­не­го, о Вто­ром При­ше­ствии Гос­под­нем. А что Вы об этом ска­же­те?»

Ста­рец от­ве­тил: «Что тут ска­зать? Я не го­во­рю, что ви­дел Бо­жию Ма­терь, что бу­дет вой­на и то­му по­доб­ные ве­щи. Знаю, что при­дет ан­ти­христ, что бу­дет Вто­рое При­ше­ствие Хри­сто­во, но ко­гда, не знаю. Зав­тра? Через ты­ся­чу лет? Не знаю. Од­на­ко ме­ня это не тре­во­жит. По­то­му что я знаю, что в час смер­ти для каж­до­го из нас на­сту­пит Вто­рое При­ше­ствие Гос­подне. И этот час уже весь­ма бли­зок».

Прп. Порфирий Кавсокаливит

Порфирий (Байрактарис) Кавсокаливит (1906 — 1991), архимандрит, преподобный

Память 19 ноября (Греч. , Румын.) и в Соборе Эвбейских святых

В миру Евангел Байрактарис (Ευάγγελος Μπαϊρακτάρης), родился 7 февраля 1906 года в селении Айос-Иоаннис близ города Карист на острове Эвбея, Греция. Его родители были бедные, благочестивые крестьяне. Образование получил в двух классах начальной сельской школы. С самого детства помогал родителям заниматься хозяйством: пасти овец, работать в огороде. В восемь лет пошёл работать на угольную шахту, а затем за прилавок магазина.

Уже в отроческом возрасте его охватило желание посвятить свою жизнь монашеским подвигам. Прочитав житие святого Иоанна Кущника, так вдохновился жизнью преподобного, что решил подражать ему. В 13 лет он втайне от родителей отправился на Афон. Там он отдал себя в послушание двум добродетельным и духовно опытным старцам, жившим в Георгиевской келлии на Кавсокаливии принадлежащий Великой лавре. На Кавсокаливии он прожил в качестве послушника шесть лет.

Однажды утром его послали наколоть дров для печки. В их поисках юный послушник добрался до оврага, находившегося довольно далеко от скита Кавсокаливия, в котором он тогда жил со своими старцами. Когда мальчик начал рубить дрова, с ним случилось несчастье: с топора сорвалась рукоятка, и лезвие вонзилось ему в ногу, сильно ее поранив. Из раны хлынула кровь. Поблизости никого не было, и отрок был обречён на смерть от потери крови. Чувствуя смертельную опасность, он изо всех сил начал громко призывать на помощь Матерь Божию: «Пресвятая Богородица, помоги мне!». И кровь немедленно остановилась. Вскоре после этого он принял монашество с именем Никита .

Юноша хотел всю жизнь подвизаться на Афоне, но в возрасте 19 лет получил воспаление легких, которое перешло в плеврит. Старцы приказали ему оставить Афон и поехать лечиться. Пройдя курс лечения и почувствовав себя лучше, он вернулся на место пострига. Однако болезнь вновь дала о себе знать, и старцы, видя, что афонский климат может убить их ученика, послали его назад, не благословив возвращаться на Святую Гору.

Так, в 19-летнем возрасте он был вынужден вернуться на Эвбею и сначала подвизался в монастыре священномученика Харалампия в Авлонари, а потом в обители святителя Николая Чудотворца в Ано-Вафеа.

В возрасте 21 года был рукоположен во иеромонаха Синайским архиепископом Порфирием III, который дал ему свое имя.

Вскоре, несмотря на юный возраст батюшки, митрополит Каристский Пантелеимон назначил отца Порфирия монастырским духовником. Это послушание отец Порфирий нес в монастыре святого Харалампия до 1940 года. Многие из окрестных жителей обращались к нему, вереницы людей ждали своей очереди, исповеди длились часами без перерыва.

Прп. Порфирий Кавсокаливит

В 1938 году был возведён в сан архимандрита.

В 1940 году был назначен настоятелем церкви святого Герасима при Афинской поликлинике около площади Омония. За тридцать три года своего служения на этом месте отец Порфирий помог тысячам людей обрести душевный мир, многих из них по благодати Божией он исцелял от разного рода болезней.

После ухода на пенсию в 1973 году продолжал служить и исповедовать в древнем заброшенном храме святителя Николая в районе Пендели.

В 1978 году с ним случился инфаркт, он несколько месяцев прожил у своих друзей в Афинах, после чего в 1979 году поселился в районе Милеси, где и основал исихастирий Преображения Господня — большое подворье с храмом. Здания подворья начали строить в 1983 и строительство происходило постепенно .

Отец Порфирий никогда не оставлял надежды вернуться обратно на Афон. Когда в 1984 году он узнал, что последний обитатель родной для него Свято-Георгиевской келии оставил её и перешел жить в монастырь, он поспешил на Святую Гору, в Кавсокаливский скит.

К тому времени стали известны случаи прозорливости старца и исцелений по его молитве. Люди с разных концов Греции стремились получить его совет и благословение. В конце 1980-х годов по его благословению в Каламосе был создан мужской монастырь во имя преподобного Симеона Нового Богослова .

Могила преподобного Порфирия Кавсокаливита около Свято-Георгиевской келии на Кавсокаливии. Святая Гора Афон

Скончался 2 декабря 1991 года. По просьбе старца недалеко от келии для него была выкопана могила. В последнюю ночь своей земной жизни старец исповедался, после чего ученики стали читать канон на исход души, а затем по четкам келейное правило великосхимника. Последними словами старца стали евангельские строки: «Да будут все едино» (Ин. 17:21). Затем еле слышно он прошептал: «Гряди» и испустил дух.

Преподобный Порфирий Кавсокаливит. Фреска

Оценки и почитание

Говоря о духовных дарованиях старца Порфирия, известный греческий старец Паисий Святогорец говорил: «У него цветной телевизор, а у меня только черно-белый».

27 ноября 2013 года Священный Синод Константинопольского Патриархата принял решение о его канонизации с установлением памяти в день преставления 2 декабря н. ст. . Синодальным решением от 4-5 июля 2017 года его память была также включена в месяцеслов Румынской Православной Церкви.

Критика

Изданная в 2006 году на русском языке книга «Старец Порфирий Кавсокаливит. Житие и слова» подверглась резкой критике со стороны профессора А.И. Осипова . Среди прочего проф. Осипов цитирует слова старца Порфирия, приведенные в указанной книге:

два пути ведут нас к Богу: путь суровый и утомительный, с суровыми сражениями против зла, и легкий путь посредством любви. Многие люди избрали суровый путь, и «пролили кровь, чтобы принять Дух», доколе не достигли великой добродетели. Я нахожу, что самый краткий и верный путь — это путь любви. Им следуйте и вы… Не боритесь за то, чтобы изгнать тьму из клети своей души. Проделайте маленькое отверстие, чтобы проник свет, и тьма исчезнет. То же в отношении страстей и немощей. Не воюйте с ними, но преображайте в силу, презирая зло… Не нужно ни диавола бояться, ни ада — ничего. Должна царствовать любовь ко Христу… Оставьте все немощи, чтобы не узнал о них супротивный дух и не стал мучить вас и погружать в уныние. Не делайте никаких усилий к тому, чтобы освободиться от них… И не говорите: «Боже мой, освободи меня от того-то», — например, от гнева, тоски. Нехорошо молиться или думать о какой-либо определенной страсти… Не сражайтесь с искушением напрямую, не просите, чтобы оно ушло, не говорите: «Убери его, Боже мой!»

Далее проф. Осипов отмечает:

Господь заповедует бороться с грехом до крови (Мк. 9, 43-47). Церковь Великим постом призывает с земными поклонами молиться об очищении от праздности, уныния, любоначалия, празднословия, осуждения… Истинная любовь к Богу и ближнему приобретается только через борьбу со страстями, немощами, искушениями, через исполнение заповедей Божиих и покаяние, то есть всем тем, что противопоставляется «легкому пути» посредством любви. Может быть, с наибольшей точностью и силой отвечает на этот вопрос святой Исаак Сирин. Он решительно осудил неразумность стремления к любви подвижника, не препобедившего страстей путем суровых сражений против зла: «Нет способа возбудиться в душе Божественной любви… если она не препобедила страстей. Ты же сказал, что душа твоя не препобедила страстей и возлюбила любовь к Богу; и в этом нет порядка. Кто говорит, что не препобедил страстей и возлюбил любовь к Богу, о том не знаю, что он говорит. Но скажешь: не говорил я «люблю», но «возлюбил любовь». И это не имеет места, если душа не достигла чистоты. Если же хочешь сказать это только для слова, то не ты один говоришь, но и всякий говорит, что желает любить Бога… И слово это всякий произносит как свое собственное, однако же при произнесении таких слов движется только язык, душа же не ощущает, что говорит»

Преподобный Порфирий Кавсокаливит. Икона с сайта Богослов.Ru

Представляет интерес доклад доктора богословия, главного редактора журнала «Синаксис» Афанасиоса Н. Папафанасиу, посвященный личности старца Порфирия . В частности, в нем говорится: …старец Порфирий не оставил почти ни одного письменного источника. В нашем распоряжении свидетельства людей, рассказы очевидцев, которые, естественно, являются весьма противоречивыми. В некоторых из них запечатлены суждения старца, в других мнения, которые он выражал из снисхождения к людям, а в третьих, что хуже всего, слова Порфирия преломляются так, чтобы подтвердить убеждения самого рассказчика! На данный момент с этим мы не можем ничего сделать, кроме осуществления уважительной (аккуратной) богословской работы, которая могла бы, возможно, со временем привести к истине… Старец Порфирий был совершенно не согласен с ведением фронтальной битвы со злом. Он считал, что тот предмет, к которому ты устремляешь ум, на который нацеливаешь свои силы, будет определять твое существование, идет ли речь о том, что ты любишь, или о том, что ненавидишь. Несомненно, старец был убежден, что жизнь христианина состоит в том, чтобы противодействовать делам сатаны, однако категорично настаивал на том, что сам человек должен обратиться ко Христу, к Его любви и свету. Этот свет и его распространение прогоняет тьму, а не борьба с тьмой как таковой. Непосредственная борьба с тьмой вводит в центр жизни «крестоносца» тьму, с которой, как предполагается, он сражается!.. Принципиальна его позиция относительно проблемы, которая беспокоила многих в Греции: вопрос о числе 666 и Антихристе. Старец Порфирий отказался ставить в центр своих попечений Антихриста. Он настаивал на том, что сила «печати» заключается не в механическом использовании чисел и символов, а в том, кого принимает человеческое сердце как своего господина… Старец Порфирий, очевидно, не был общественным богословом. Он был, как я сказал, садовником, делающим прививку, т.е. окулировщиком; и как таковой он привносит ключевые критерии. Его трезвая кротость радикально отличается от почти оскорбительного бреда ревностной агрессивности, которая процветает в наше время под предлогом защиты веры. «В нашем миссионерском усердии, – говорил он, – будем ненавязчивы… Немного слов… Лучшая миссия – это наш добрый пример, наша любовь, наша кротость». Свидетельства показывают, что старец Порфирий не вторгался в личное пространство человека. Он не говорил о Боге, если его не просили, и не спешил окроплять святой водой всех присутствовавших, когда не был уверен, что они этого хотят… Старец испытывал глубочайшее уважение к литургической жизни и к ее освящающей силе. Однако совсем по-детски однажды выразил свое несогласие со святым Андреем Критским, поскольку в его главном творении, Великом Каноне, преобладает скорбный взгляд, обращенный в преисподнюю, к смерти, в то время как сам Порфирий предпочитал обращать свой взор к любви Христовой. Когда его собеседница привела в противовес его словам пример из Канона, где святой Андрей повествует о св. Игнатии Богоносце (святом, который выразил пламенную любовь ко Христу), отец Порфирий сказал замечательную фразу: «О, это уже не Канон, это огонь. В этом Каноне пропал Песнописец! Его поглотил, снес святой Игнатий».

Преподобный Порфирий Кавсокаливит. Греческая икона

Молитвословия

Тропарь, глас 8

Апо́cтольскою ре́вностию жи́тельствуя / и Христо́во имя непреста́нно призыва́я, всем любо́вь Бо́жию пропове́дуя, / вы́ну в той пребыва́л е́си, мно́гия дyши исцеля́я и ко Воскре́сшему приводя́. Те́мже, насле́довавый селе́ния святы́х, / потщи́ся и наста́ви нaс, да прии́дем и мы во объя́тия Божия, / ра́достно вопию́ще ти: // ра́дуйся, преподо́бне о́тче Порфи́рие.

Кондак, глас 3

Ра́дуйся, Афо́на смире́нное овча́, / Порфи́рие, Любве пропове́дниче, / мона́хов сла́во, святы́х удобре́ние. Óвому бо Духом даде́ся сло́во прему́дрости, // другому же слово ра́зума и де́йствия сил, тебе же ку́пно вся откры́шася яко таи́ннику Бо́жия благода́ти.

Литература

  • Elder Porphyrios, Джорданвилль: Свято-Троицкий монастырь, 2001.
  • Идеже хощет Бог. Жизнь и чудеса старца Порфирия, Изд-во Саратовской епархии, 2004.
  • Цветослов советов, Пустынь новая Фиваида Афонского Русского Пантелеимонова монастыря, 2008.

Использованные материалы

  • «Старец Порфирий Кавсокаливит: жизнеописание, наставления, чудеса», портал Православие.Ru, 29 ноября 2013:
  • «Константинопольская Церковь канонизировала старца Порфирия (Байрактариса)», портал Седмица.Ru ЦНЦ «Православная Энциклопедия», 28 ноября 2013:
  • Житийная справка календаря православной энциклопедии Азбука веры:
    • — молитвословия

«Όσιος Πορφύριος ο Καυσοκαλυβίτης ο διορατικός και θαυματουργός», частный сайт Ορθόδοξος Συναξαριστής,

Так по ст. «Старец Порфирий Кавсокаливит: жизнеописание, наставления, чудеса», портал Православие.Ru, 29 ноября 2013, . По заметке «Константинопольская Церковь канонизировала старца Порфирия (Байрактариса)», портал Седмица.Ru ЦНЦ «Православная Энциклопедия», 28 ноября 2013, — в то время был пострижен в рясофор.

«Старец Порфирий Кавсокаливит», частный туристический сайт Лидии Левандовской,

Официальный сайт Каламосского монастыря преп. Симеона Нового Богослова,

«Канонизирован афонский старец Порфирий Кавсокаливит», портал Православие.Ru, 28 ноября 2013,

Старец Порфирий Кавсокаливит. Житие и слова. Малоярославец, 2006

Алексей Ильич Осипов. Об очень важном —

Старец Порфирий Кавсокаливит. Житие и слова. Малоярославец, 2006. Стр. 204

Доклад доктора богословия, главного редактора журнала «Синаксис» Афанасиоса Н. Папафанасиу, посвященный выдающейся личности старца Порфирия Кавсокаливита. Материал был представлен на XVIII Международной богословской конференции в Бозе (Италия) (8–11 сентября 2010 года); тема форума – «Общение и уединение» —

Часто паломники просили старца помолиться за них и за их близких, и он всегда обещал, что будет молиться. Я недоумевал: как геронда может удержать в памяти сотни имён? Однажды, когда мы беседовали с ним о молитве, он неожиданно повернулся ко мне и сказал:
– Ты, наверное, хотел меня спросить, как мне удаётся на молитве не забывать столько имён? Я человек грешный и слабый, поэтому говорю: «Господи, помилуй Георгия, Николая, Марию, Катерину – сколько имён помню – и всех тех, за кого меня просили молиться, а я забыл их имена». И Бог, так как Он не отец Порфирий, чтобы забывать, но помнит все имена, немедленно распростирает Свою милость на всех.
Я удивился его Божественному просвещению и спросил:
– А как вы, геронда, молитесь о всех этих людях?
И геронда совершенно спокойно ответил:
– Да как? Очень просто… Я говорю: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя…»
– Как это? Говорите только лишь «помилуй мя»? Но ведь они же просили вас молиться о них, а не о самом себе! – с недоумением возразил я.
Геронда снова уловил моё непонимание и ответил:
– Послушай! Разве ты не знаешь, что если Бог не помилует меня, то Он не помилует даже и тебя? Разве ты не знаешь, что ты и я – это одно?!
Простые слова, но очень глубокие, более чем глубокие. А в другой нашей беседе отец Порфирий сказал, что в этом чувстве нашего единства с другим кроется таинство духовной жизни во Христе.
Позднее, читая творения святых отцов, я нашёл в них, что самое большое милосердие к другим заключается в нашем личном освящении. Читая житие святого Серафима Саровского, который говорил: «Стяжи в себе мир Божий, и тысячи людей вокруг тебя спасутся», я вспомнил слова отца Порфирия. Разве не так было и с ним?
Верю, что его удивительные слова «я и ты – это одно» имеют силу и мощь и действуют через старца, который своей жизнью осуществил первосвященническую молитву Господа: «чтобы они были едино». Что же касается меня, то по причине моего нерадения уповаю лишь на крепость и силу жертвы Христовой и святость старца.

П.С. я читал об этом в книге «Моя жизнь со старцем Порфирием»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *