Портрет сергия радонежского

Се́ргий Ра́донежский (в миру Варфоломе́й; «Радонежский» — топонимическое прозвище; 3 мая 1314 — 25 сентября 1392) — монах Московской Церкви (Константинопольский патриархат), основатель Троицкого монастыря под Москвой (ныне Троице-Сергиева лавра).

Святой; преподобный; почитается величайшим подвижником земли русской; преобразователь монашества в Северной Руси.

Дни памяти по Юлианскому календарю: 5 июля (обретение мощей), 25 сентября (преставление).

Биография

В своём рассказе первый биограф Сергия Радонежского Епифаний Премудрый сообщает, что будущий святой, получивший при рождении имя Варфоломей, родился в селе Варницы (близ Ростова) в семье боярина Кирилла и его жены Марии. В литературе встречается несколько различных дат его появления на свет. Высказывалось мнение, что Сергий появился на свет или в 1313, или в 1318 годах. Днём рождения Сергия также называлось или 11 июня, либо 25 августа 1322 года. В сочинениях XIX века фигурировала дата 3 мая 1319 года. Этот разнобой мнений дал основание известному писателю Валентину Распутину с горечью утверждать, что «год рождения отрока Варфоломея потерян». Русская церковь традиционно считает его днём рождения 3 мая 1314 года. Его отец был служилым человеком ростовских удельных князей.

В возрасте 10 лет юного Варфоломея отдали обучаться грамоте вместе с братьями: старшим Стефаном и младшим Петром. В отличие от своих успешных в учёбе братьев Варфоломей существенно отставал в обучении, несмотря на то, что помногу занимался с учителем. Несмотря на откровенное недовольство родителей, учителя и насмешки товарищей, Варфоломей, благодаря терпению и труду, смог ознакомиться со Священным Писанием и полюбил церковь и иноческое житие.

Около 1328 года сильно обедневшая семья Варфоломея была вынуждена перебраться в село Радонеж. После женитьбы старшего сына Стефана постаревшие родители приняли схиму в Покровском Хотькове монастыре. После смерти родителей Варфоломей сам отправился в Покровский монастырь, где уже иночествовал его овдовевший брат Стефан. Стремясь к «строжайшему монашеству», к пустынножитию, он оставался здесь недолго и, убедив Стефана, вместе с ним основал пустынь на берегу реки Кончуры, на холме Маковец посреди глухого Радонежского бора, где и построил (около 1335 г.) небольшую деревянную церковь во имя св. Троицы, на месте которой стоит теперь соборный храм также во имя св. Троицы. Не выдержав слишком сурового и аскетичного образа жизни, Стефан вскоре уехал в московский Богоявленский монастырь и вскоре сделался там игуменом. Варфоломей, оставшись в полном одиночестве, призвал некоего игумена Митрофана и принял от него постриг под именем Сергия, так как в тот день праздновалась память мучеников Сергия и Вакха.

Года через два или три к нему стали стекаться иноки; образовалась обитель, которая в 1345 году оформилась как Троице-Сергиев монастырь (впоследствии Троице-Сергиева лавра), и Сергий был её вторым игуменом (первый — Митрофан) и пресвитером (с 1354 г.), подававшим всем пример своим смирением и трудолюбием. Запретив принимать подаяние, Сергий поставил правилом, чтобы все иноки жили от своего труда, сам подавая им в этом пример. Постепенно слава его росла, в обитель стали обращаться все, начиная от крестьян и кончая князьями, многие селились по соседству с нею, жертвовали ей своё имущество. Сначала терпевшая во всем необходимом крайнюю нужду пустынь обратилась в богатый монастырь. Слава Сергия дошла даже до Царьграда: патриарх константинопольский Филофей прислал ему с особым посольством крест, параманд, схиму и грамоту, в которой восхвалял его за добродетельное житие и давал совет ввести в монастыре киновию (строгое общинножитие). По этому совету и с благословения митрополита Алексея Сергий ввёл в монастыри общинножительный устав, принятый потом во многих русских монастырях.

Высоко уважавший радонежского игумена митрополит Алексей перед смертью уговаривал его быть ему преемником, но Сергий решительно отказался. По словам одного современника, Сергий «тихими и кроткими словами» мог действовать на самые загрубелые и ожесточённые сердца, очень часто примирял враждующих между собой князей, уговаривая их подчиняться великому князю московскому (например, ростовского князя — в 1356 г., нижегородского — в 1365 г., рязанского Олега и др.), благодаря чему ко времени Куликовской битвы почти все русские князья признали главенство Дмитрия Иоанновича. Отправляясь на эту битву, последний в сопровождении князей, бояр и воевод поехал к Сергию, чтобы помолиться с ним и получить от него благословение. Благословляя его, Сергий предрёк ему победу и спасение от смерти и отпустил в поход двух своих иноков, Пересвета и Ослябю.

Приблизившись к Дону, Димитрий Иоаннович колебался, переходить ли ему реку или нет, и только по получении от Сергия ободрительной грамоты, увещевавшей его как можно скорее напасть на татар, приступил к решительным действиям.

Существует также версия (В.А. Кучкин), согласно которой рассказ о благословении Сергием Радонежским Дмитрия Донского на борьбу с Мамаем относится не к Куликовской битве, а к битве на реке Воже (1378 г.) и связан в житии святого с Куликовской битвой уже впоследствии, как с более масштабным событием.

После Куликовской битвы великий князь стал относиться с ещё большим благоговением к радонежскому игумену и пригласил его в 1389 году скрепить духовное завещание, узаконивающее новый порядок престолонаследия от отца к старшему сыну.

Достигнув глубокой старости, Сергий, за полгода прозрев свою кончину, призвал к себе братию и благословил на игуменство опытного в духовной жизни и послушании ученика, преподобного Никона. Накануне кончины преподобный Сергий в последний раз призвал братию и обратился со словами завещания:
» Внимайте себе, братие. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную…

25 сентября 1392 Сергий скончался, а через 30 лет были обретены «нетленными» его мощи. В 1452 году он был причислен к лику святых. Церковь отмечает его память в день кончины 25 сентября (8 октября), а также 5 (18) июля, в день обретения мощей.

Кроме Троице-Сергиева монастыря, Сергий основал ещё несколько монастырей (Благовещенскую на Киржаче, Андроников и Симонов в Москве, Борисоглебский близ Ростова, Старо-Голутвин близ Коломны, Георгиевский, Высотский и др.), во все эти обители он поставил настоятелями своих учеников. Более 40 обителей было основано его учениками: Саввой (Савво-Сторожевский близ Звенигорода), Ферапонтом (Ферапонтов), Кириллом (Кирилло-Белозерский) и др., а также его духовными собеседниками, такими как Стефан Пермский.

Наиболее известным источником сведений о нём, равно как и замечательным памятником древнерусской словесности является Житие Сергия, написанное в 1417-1418 годах его учеником Епифанием Премудрым, а в середине XV века значительно переработанное и дополненное Пахомием Логофетом.

18 марта 2000 года на Красногорской площади открыт памятник преподобному Сергию Радонежскому. Чин освящения возглавил святейший патриарх Алексий II в присутствии духовенства Лавры, Духовной академии и клириков Благочиния.

Сергий Радонежский (1314–1392 гг.) – иеромонах Русской церкви, преобразователь монашества в Северной Руси, основатель Свято-Троицкого монастыря. Был причислен к лику святых.

Детство

Сергий Радонежский родился 3 мая 1314 года в селе Варницы под Ростовом. При крещении будущий святой получил имя Варфоломей. В семь лет родители отдали его учиться грамоте. Сначала обучение давалось мальчику очень плохо, однако постепенно он изучил Святое писание, заинтересовался церковью. С двенадцати лет Варфоломей начал строго поститься, много молился.

Основание монастыря

Примерно в 1328 году будущий иеромонах вместе с семьей переехал в Радонеж. После смерти родителей Варфоломей вместе со старшим братом Стефаном ушли в пустынные места. В лесу на холме Маковец они построили небольшой храм Троице.

В 1337 году, в день памяти мучеников Сергия и Вакха, Варфоломей принял постриг под именем Сергий. Вскоре к нему стали приходить ученики, на месте церкви образовалась обитель. Сергий становится вторым игуменом и пресвитером обители.

Религиозная деятельность

Через несколько лет в этом месте образовался процветающий храм Сергия Радонежского – Троице-Сергиев монастырь. Узнав о возникновении обители, вселенский патриарх Филофей прислал игумену грамоту, в которой отдавал должное его деятельности. Преподобный Сергий был уважаемой личностью в княжеских кругах: он благословлял правителей перед битвами, примерял их между собой.

В краткой биографии Радонежского стоит отметить, что за всю свою жизнь иеромонах Русской церкви кроме Троице-Сергиевого, основал еще несколько монастырей – Борисоглебский, Благовещенский, Старо-Голутвинский, Георгиевский, Андронникова и Симонова, Высотский.

Скончался великий иеромонах Сергий 25 сентября 1392 года.

Почитание памяти

Сергий Радонежский был причислен к лику святых в 1452 году. В произведении «Житие Сергия», основном первоисточнике жизнеописания иеромонаха, Епифаний Премудрый писал, что за свою жизнь святой Радонежский множество чудес, исцелений. Однажды он даже воскресил человека.

Перед иконой Сергия Радонежского люди просят о выздоровлении. 25 сентября, в день смерти святого, верующие празднуют день его памяти.

Другие варианты биографии

  • Вариант 2 более сжатая для доклада или сообщения в классе

Интересные факты

  • В «Житие Сергия» рассказывается, что Варфоломей научился читать и писать благодаря благословению святого старца.
  • Среди учеников Сергия Радонежского были такие известные религиозные деятели, как Авраам Галицкий, Павел Обнорский, Сергий Нуромский, преподобный Андроник, Пахомий Нерехтский и многие другие.
  • Жизнь святого вдохновила многих писателей (Н. Зернова, Н. Костомарова, Л. Чарскую, Г. Федотова, К. Случевского и др.) на создание художественных произведений о его судьбе и деяниях, в том числе ряда книг для детей. Биография Сергия Радонежского изучается школьниками в 6 классе.

Тест по биографии

Небольшой тест по краткой биографии Радонежского поможет вам лучше усвоить материал:

  1. Вопрос 1 из 11

    В каком из вариантов указаны годы жизни Сергия Радонежского?

    • 1313–1398 гг.
    • 1314–1392 гг.
    • 1315–1390 гг.
    • 1316–1395 гг.

Начать тест(новая вкладка)

Оценка по биографии

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 12. ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ. 2014. № 2

К 700-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО

С.В. Перевезенцев

ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ В ИСТОРИИ РОССИИ

Преподобный Сергий Радонежский — один из самых почитаемых святых всего православного Русского мира. Причины его почитания имели как рациональный, так и иррациональный характер. К первым следует отнести подвижнический образ жизни Сергия Радонежского, по Правде (справедливости), в труде, скромности и терпении. В основанном им Троицком монастыре он стремился подвигнуть монахов к достижению нравственной чистоты и «высокому житию», направленному на внутреннее духовное преображение. Понимая свободу и единомыслие для отдельного человека как единство души, полностью посвященной служению Богу, Сергий Радонежский придал идее Святой Троицы реальное, конкретное звучание, преобразовал христианский догмат в символ живого единства — того единства, к которому должны стремиться и русское общество, и все живущие на земле люди. К иррациональным причинам почитания Сергия Радонежского относятся прежде всего его прижизненные и посмертные чудеса. Для религиозного сознания чудо — вполне реалистический фактор исторического развития, поэтому даже после кончины Сергий Радонежский продолжал оказывать влияние на ход российской истории, а его современники потомки верили в его чудесную помощь, в молитвенное заступничество перед Господом за весь православный народ, за Русскую православную церковь, за Россию.

Ключевые слова: Сергий Радонежский, Троицкий монастырь, Правда, единомыслие, идея Святой Троицы, чудеса.

Вот уже почти семьсот лет преподобный Сергий Радонежский (1314-1392) — самый любимый и почитаемый святой всего православного русского мира. Именно преп. Сергий во все последующие за XIV столетием века считался не только небесным покровителем московских государей, но и главным небесным молитвенником за Русское государство и русский православный народ. И сегодня к раке с мощами преподобного, стоящей в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры, ежедневно выстраивается очередь из нескольких десятков, а может, и сотен паломников, в праздничные дни вырастающая до многотысячной. Значит, не только наши предки, но и многие наши современники продолжают искать помощь и утешение у Радонежского Чудотворца, как его именует церковное предание.

Уже только поэтому стоит попытаться понять причины столь великой и искренней любви православных к преп. Сергию, осознать тот идейный и практический вклад, который он внес в русскую жизнь, а вместе с этим увидеть место и роль троицкого старца в отечественной истории. При этом стоит помнить, что говорить определенно о каких-то духовно-политических предпочтениях и воззрениях Сергия Радонежского не так просто, как кажется, ведь он не оставил после себя ни единой строчки, более того, всегда сторонился откровенного учительства. Поэтому, можно сказать, что учение преп. Сергия Радонежского — это его жизнь. Следовательно, необходимо осуществить некую реконструкцию его взглядов и предпочтений на основе существующих русских средневековых текстов. И главный из них — «Житие Сергия Радонежского», которое в 1406-1419 гг. составил его ученик Епифаний Премудрый, а во второй четверти XV в. переработал Пахомий Логофет1.

Житие преп. Сергия создает в первую очередь образ подвижника, живущего по Правде2, скромного, терпеливого, неприхотливого: «.. .Одежда новая никогда не прикрывала тело его, ни сукно немецкое нарядное, разукрашенное, <.> но только из сукна простого, то есть из сермяги. одежду носил, ветхую, не раз перешитую, <.> многим

2 В русской духовно-политической мысли XI-XVII вв. «правда» — это прежде всего «справедливость», установленная Самим Господом, ибо источником справедливости был Иисус Христос (Перевезенцев С.В. Русская религиозно-философская мысль X-XVII вв.: Основные идеи и тенденции развития. М., 1999. С. 238-240).

потом пропитанную, а иногда даже и с заплатами»3. Отчего вдруг одежда монаха оказывается пропитанной «многим потом»? А оттого, что Сергий основой жизни считал труд и только собственным трудом добывал себе пропитание. Житие сообщает: как-то в голодный год Сергий предложил некому монаху Даниилу соорудить сени перед его кельей, а в качестве платы за труды попросил гнилого хлеба. Даниил тут же вынес Сергию целое решето хлеба и был готов отдать его даром, но преподобный ответил: «Прибереги хлеб до девяти часов, потому что я прежде, чем руки мои не потрудились, и до работы, платы не беру»4. И вообще, рассказывает Житие, Сергий «братии как купленный раб служил: и дрова для всех… колол, и толок зерно, и жерновами молол, и хлеб пек, и еду варил, и остальную пищу, нужную братии, готовил; обувь и одежду он кроил и шил; и из источника, бывшего там, воду в двух ведрах черпал и на своих плечах в гору носил и каждому у кельи ставил»5.

Не сразу, но пережив множество испытаний, братия Троицкого монастыря все же приняла принципы жизни своего игумена: «Монахи, — сообщает Житие, — привыкли больше не роптать в печали и в лишениях, если когда-нибудь случались лишения, или скудость, или недостаток в необходимых вещах. Но все терпели с усердием и с верой, надеясь на Господа Бога, залогом имея преподобного отца нашего Сергия»6. Еще более строгой, но справедливой стала жизнь в монастыре после того, как Троицкая обитель приняла общежительный устав, в основе которого лежало несколько главных принципов — равенство всей братии (включая игумена), запрет на частную собственность, совместный стол и молитва, послушание и четкое распределение обязанностей, наконец, ежедневный неустанный труд.

Таким образом, Троицкий монастырь стал первой в Московской Руси общежительной обителью, а Сергий Радонежский был поставлен в его первые игумены. По примеру Троицкого монастыря сам Сергий и его ученики основали общежительные монастыри по всей Руси, ставшие везде центрами притяжения для местного населения. Почему? Прежде всего потому, что иноки в этих обителях жили так же, как и окрестные крестьяне, — в труде и скромности, а правила монастырского бытия оказались схожи с принципами жизни сельской общины. И крестьяне увидели в монахах самих себя — таких же тружеников, живущих столь же скудно и скромно. Таким образом Троицкий монастырь и другие общежительные обители уже в XIV

3 Житие Сергия Радонежского / Пер. М.Ф. Антоновой и Д.М. Буланина // Библиотека литературы Древней Руси. Т. 6. СПб., 1999. С. 339, 341.

4 Там же. С. 335.

5 Там же. С. 315.

6 Там же. С. 341.

столетии превращаются в русском народном сознании в символ Правды, русской Правды — справедливости.

Но Правда общежительных монастырей состояла не только в том, что иноки жили как крестьяне, но и в том, что они соблюдали еще один завет преп. Сергия — «чистоту душевную и телесную и любовь нелицемерную»1, т.е. нравственную чистоту. Иноческое трудолюбие, скромность и воздержание не были вынужденными, не были вызваны, как для большинства современников, лишь жестокими условиями окружающей жизни, но стали результатом свободного выбора каждого из монашествующих. Поэтому монахи общежительных обителей трудились втройне — и физически, и нравственно, и духовно. И снова первым здесь был преподобный Сергий. Его Житие повествует о том, что после дневных трудов, ночью, Сергий «в молитвах без сна проводил время; хлебом и водой только питался. И что бы он ни делал, псалом на устах его всегда был. Так пребывал он в молитвах и в трудах, плоть измучил свою и иссушил, желая быть небесного города гражданином и вышнего Иерусалима жителем»8.

Став игуменом, преп. Сергий заботился о духовной жизни братии своего монастыря. Поэтому вечером он обходил братские кельи: «Если слышал он, что кто-то молится, или поклоны совершает, или работой своей в безмолвии с молитвой занимается, или святые книги читает, или о грехах своих плачется и сетует, за этих монахов он радовался, и Бога благодарил, и молился за них Богу, чтобы они до конца довели добрые свои начинания. Если же Сергий слышал, что кто-то беседует, собравшись вдвоем или втроем, или смеется, — негодовал он об этом, и, не терпя такого дела, рукой своей ударял в дверь или в окошко стучал и отходил. Таким образом он давал знать им о своем приходе и посещении и невидимым посещением праздные беседы их пресекал. Затем утром на следующий день призывал он к себе провинившихся; но и здесь не сразу запрещал им беседы, и с яростью не обличал их, и не наказывал их, но издалека, тихо и кротко, как будто притчи рассказывая, говорил с ними, желая узнать их прилежание и усердие к Богу.»9

Но Правда в русском понимании все же не только справедливость. «Христос есть истинная Правда.», — написал позднее, уже в XVI в., один русский книжник10. Вот в чем было главное чудо общежительных монастырей: монахи трудились и жили похожим на крестьян образом, но по-другому — в чистоте души и с верой во

7 Там же. С. 389.

8 Там же. С. 315.

9 Там же. С. 331.

10 Пересветов И.С. Большая челобитная / Пер. А.А. Алексеева // Библиотека литературы Древней Руси. Т. 9. М., 2000. С. 441.

Христа. Именно уподобление Самому Спасителю Христу придавало монастырским насельникам физические и нравственные силы, которые они направляли не столько на преодоление каких-то внешних трудностей, но главное — на внутреннее духовное преображение.

И вновь это происходит благодаря преп. Сергию, который, живя во Христе, направлял к тому же монастырскую братию. Так в русскую жизнь пришла идея и практика «высокого жития» как реальный пример возможности достижения в обычных жизненных обстоятельствах духовного совершенства. Прежде всего преп. Сергий призывал иноческую братию отказаться от мирских соблазнов — богатства, власти, ненависти, насилия, но хранить «чистоту души», смирение и любовь. Тогда братия сможет обрести «внутреннюю» духовную свободу и единомыслие, без которых невозможна жизнь, будь то одного человека или всего человеческого сообщества11. В понимании преп. Сергия, свобода и единомыслие для отдельного человека — это единство души, полностью посвященной служению Господу. Для обители — это единство помыслов и действий всех иноков, которые своим подвигом умножают Христову любовь на земле и подают пример остальным людям. Для русского общества — это духовное единство всего народа как основополагающий принцип идеи единства Руси, благодаря которому Русь только и может спастись.

И совсем неслучайно обитель, основанная преп. Сергием, была посвящена Святой Троице. Сергий Радонежский видел в Троице высший христианский образ Единства и Любви12. Но Святая Троица — это еще и прообраз того, как должно строиться человеческое общежитие вообще и русское общество в частности. Следовательно, Святая Троица становилась и символом единства Руси. Впервые в русской истории преп. Сергий придал идее Святой Троицы реальное, конкретное звучание, преобразовал христианский догмат в символ живого единства — того единства, к которому должны стремиться все живущие на земле люди. Как показала дальнейшая история, именно из Троицкой обители русские люди и в XIV в., и позднее ждали импульсов к возрождению единства в Русском государстве, ибо эти импульсы исходили как бы от Самого Господа. А икона «Святая Троица», написанная Андреем Рублевым, духовным учеником преп. Сергия, почиталась не как произведение искусства, но как воплощенный символ божественного единения.

Но ведь преп. Сергий Радонежский не только проповедовал духовное единство, но и много потрудился во славу единства Русской

11 Житие Сергия Радонежского // Библиотека литературы Древней Руси. Т. 6. С. 389.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12 См. об этом более подробно: Перевезенцев С.В. Указ. соч. С. 158-159, 163-167.

земли. Именно он не раз, в наиболее драматичные моменты истории, убеждал князей прекратить кровопролитные усобицы и помогал им услышать друг друга, соединить силы: ходил мирить князей в Нижний Новгород и Рязань, в 1374 г. участвовал в съезде князей, на котором был составлен княжеский союз, подготовивший победу на Куликовом поле, а в канун Куликовского сражения, как сообщает «Сказание о Мамаевом побоище», благословил московского великого князя Дмитрия Ивановича и все русское воинство на битву с полчищами Мамая13.

Все перечисленные выше причины почитания преп. Сергия Радонежского носят скорее рациональный характер, они вычислены позднейшими исследователями жизни и творческого наследия троицкого старца. А были и другие причины, которые сделали образ преп. Сергия неотъемлемой частью русского национального сознания, — иррационального свойства, а именно — чудеса, которые народная молва связывала с преп. Сергием, совсем неслучайно прославленного Русской православной церковью как Радонежского Чудотворца.

Казалось бы, чудеса лежат за пределами науки, но понять сущность и специфику религиозного сознания вообще и русского религиозного сознания в частности без обращения к понятию чуда невозможно, ведь религиозный человек повседневно пребывает в состоянии чудесного. В понимании православного человека, Господняя воля могла проявляться в реальном мире только в виде чуда, и как следствие именно чудесами Господь учил человека. Поэтому чудо — вполне реалистический фактор исторического развития. Чем больше с именем того или иного подвижника связано чудес (прижизненных и посмертных), тем более значимо присутствие этого человека в истории, ибо, во-первых, чудеса, творимые им, являются свидетельствами особой Божией благодати, и, во-вторых, посредством этих чудес Господь помогает людям, живущим вокруг подвижника или верящим в его духовную силу после его кончины, решить некие их проблемы, а главное — найти путь ко спасению.

Вот и вера в благодать, дарованную Господом преп. Сергию Радонежскому, стала, наверное, самой главной причиной особого почитания этого подвижника и особой любви к нему православного народа. Как свидетельствует «Житие Сергия Радонежского», в жизни троицкого игумена было множество чудес. Наиболее яркое и значимое из них — явление Божией Матери, которая, в ответ на молитву преп. Сергия, обещала свое покровительство устроенной

13 Сказание о Мамаевом побоище // Библиотека литературы Древней Руси. Т. 6. С. 150-153.

им обители14. Важно, что сам факт видения преп. Сергию Божией Матери — это первое свидетельство явления Богородицы русскому иноку. Позднее в этом видели явный божественный знак того, что Господь стал уделять Руси свое особое покровительство. Важно в данном случае и то, что явление Богородицы было уникальным в монашеской практике той поры.

Если проанализировать посмертные чудеса, связанные с именем преп. Сергия, то сразу видно, что он приходил на помощь своему народу в самые трудные, переломные моменты отечественной истории. Так, спасение Москвы от нашествия Мухаммад-Гирея в 1521 г. вскоре связали не только с заступничеством Божией Матери по молитвам перед ее Владимирской иконой, но и с преп. Сергием, который, согласно записанным тогда же видениям, вместе с преп. Варлаамом Хутынским остановил исхождение святых с Владимирским образом из столичного града и тем, по вере людей того времени, сохранил Покров Богородицы над Москвой15. О многих чудесах преп. Сергия во время Казанского похода 1552 г. рассказывают «Казанская история» и «Троицкая повесть о взятии Казани», в которых Радонежский Чудотворец представлен одним из главных (наряду со свят. Николаем Чудотворцем) творцов великой Казанской победы16. Сергий Радонежский — один из важнейших участников Смутного времени: именно он, если верить «Сказанию» Авраамия Палицына, основной вдохновитель обороны Троице-Сергиева монастыря во время его осады в сентябре 1608 — январе 1610 г., неоднократно являвшийся в чудесных видениях игумену и защитникам обители17; кроме того, по уверениям Кузьмы Минина, преп. Сергий воодушевил его на собирание народного ополчения для спасения Москвы18.

Такого рода примеров можно найти еще немало. В данном случае совершенно не важно, происходили ли все эти чудеса на самом деле, главное в другом — люди искренне верили и продолжают верить в реальность чудес преп. Сергия, в то, что по молитвенному обращению к его имени они смогут получить не только духовную, но и вполне осязаемую помощь, а значит — выстраивали свое реальное поведение в зависимости от тех чудес, в которые они верили. Таким

14 Житие Сергия Радонежского // Библиотека литературы Древней Руси. Т. 6.

С. 380.

15 Полное собрание русских летописей. Т. 21: Книга Степенная царского родословия. Ч. 1. СПб., 1908. С. 634.

16 Казанская история; Троицкая повесть о взятии Казани // Библиотека литературы Древней Руси. Т. 10. М., 2000. С. 252-509, 510-555.

образом, чудеса, связанные с именем преп. Сергия оказываются немаловажным фактором развития истории России.

В заключение можно еще раз напомнить причины, благодаря которым преп. Сергий Радонежский был и продолжает оставаться столь значимым и деятельным участником отечественной истории: идея и практика справедливости; нравственная чистота; проповедь духовного единства на основе православной веры; неустанные труды во имя Христа, ближних своих и своей Родины и, главное — вера современников и потомков в чудесную помощь преп. Сергия Радонежского, в его молитвенное заступничество перед Господом за весь православный народ, за Русскую православную церковь, за Россию.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Борисов Н.С. И свеча бы не угасла… М., 1990.

Борисов Н.С. Сергий Радонежский. М., 2001.

Голубинский Е.Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра. Ч. I: Жизнеописание преподобного Сергия // Чтения в Обществе истории и древностей российских. 1909. Кн. 2. Разд. III.

Кудрявцев М. История православного монашества в Северо-восточной России со времен преп. Сергия Радонежского. Ч. 1. М., 1881.

Кучкин В.А. Сергий Радонежский // Вопросы истории. 1992. № 10.

religiozno-filosofskaya mysl’ X-XVII vv.: Osnovnye idei i tendentsii razvitiya. M., 1999.]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Пример исторического портрета

Годы жизни : 1314( или 1322)- 1392)

Преподобный Сергий Радонежский — собиратель духовной мощи Руси, монах Русской православной церкви, основатель Троицкого монастыря под Москвой (сейчас это Троице-Сергиева лавра).

Из биографии

  • Сергий Радонежский в крещении был назван Варфоломеем, родился в семье ростовского боярина. С отрочества он желал посвятить себя Богу, жить монашеской жизнью. Родители не противились этому, но просили , чтобы это произошло после их смерти.
  • Когда Варфоломею было 13 лет, в поле он увидел старца, похожего на Ангела, который всё молился. Старец предсказал, что отрок будет велик перед Богом и людьми за праведную жизнь и многих поведёт за собой для понимания заповедей Божьих.
  • После смерти родителей, когда Сергию было 20 лет, он вместе с братом Стефаном поселился в лесном урочище Маковец, где построил небольшую деревянную церковь во имя Святой Троицы в 30-е гг. 14 века. Но брат не мог выдержать таких суровых испытаний, и Сергий целый год прожил в одиночестве, среди диких зверей, грозной природы. Но он сумел выстоять в этой борьбе с природной стихией.
  • Постепенно к отшельнику стали идти люди, ища утешение в его словах. Со временем братия увеличилась. Сергий принял священство, стал игуменом.

Основные направления деятельности Сергия Радонежского и их результаты

Первое направление деятельности Сергия Радонежского – это укрепление нравственных сил народа, объединение , прекращение вражды между князями, признание ими главенствующего положения Дмитрия Донского. В этом плане он не раз по воле митрополита Алексея ездил в уездные княжества для разрешения споров между князьями. Так он заставил покориться младшего брата князя Нижнего Новгорода, «кроткими словами» сумел уговорить князя Олега Рязанского помириться с великим князем Дмитрием. Именно Сергий Радонежский благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву с Мамаем в 1380 году, на битву, положившую начало концу ига Золотой Орды. Он послал на битву двух иноков — Пересвета и Ослаблю, которые позже станут героями Куликовской биты , а поединок Пересвета с Челубеем станет началом битвы.

Результатом данной деятельности стало укрепление Руси на законах нравственности, предотвращение княжеских столкновений и вражды, поддержка князя Донского в его начинаниях. Дмитрий Донской стал признанным лидером Руси, объединявшим вокруг себя все земли русские.

Другим направлением деятельности Сергия Радонежского было нравственное возрождение народа на основе Божьих заповедей. Этому он посвятил всю свою жизнь. Многие и многие люди приходили к нему, он выслушивал их, помогал советом. Своим личным примером показывал, что надо трудиться, не лениться, быть смиренным, добрым человеком, жить по законам добра и справедливости.

Истоки нравственности Сергий Радонежский видел в религии, поклонении Богу, жизни по Божьим законам. При нём был образован Троице-Сергиевский монастырь в 1345 году, а его учениками основано более 40 монастырей. Ввёл монастырский устав, по которому все иноки должны были трудиться, не принимать подаяние, что они должны быть примером нравственности.

Результатом деятельности Сергия Радонежского стало нравственное возрождение народа, возрастание роли церкви в делах государства, в формировании личности. Сергей Радонежский помог народу понять, как народ силён, какие огромные возможности таятся в нём, что он сможет победить Золотую Орду, если будет един и нравственно чист.

Таким образом, Сергий Радонежский – один из ярких духовных деятелей Руси, способствовавший объединению страны, повышению значения религии в жизни человека. Он был канонизирован в 1452 году, стал небесным покровителем московских князей и их заступником. Сергий Радонежский не оставил писаний, письменных трудов, но весь его облик, вся жизнь Сергия Радонежского – это пример тому, каким нужно быть человеком: трудолюбивым, правдивым, справедливым, мужественным, служащим Богу, живущим по его законам.

О Радонежском написано «Житие Сергия» в 1417-1418 годах его учеником Епифанием Премудрым, а в середине 15 века житие было дополнено Пахомием Логофетом. Во многих городах есть памятники Сергию Радонежскому. Его почитают как Преподобного и приходят поклониться его мощам в Троице –Сергиевскую лавру.

Данный материал можно использовать в историческом сочинении по эпохе правления Дмитрия Донского.

Мельникова Вера Александровна

Нестеров М. В. «Видение отроку Варфоломею», 1890 г.

Нестеров М.В. Юность Сергия. 1891

Нестеров М. В. «Труды Сергия Радонежского» (триптих, центральная часть)

Новоскольцев А. Н. «Преподобный Сергий благословляет Дмитрия Донского на борьбу с Мамаем»

Храм-памятник Сергия Радонежского (1913—1917 гг.) на Куликовом Поле. Архитектор А. В. Щусев. Памятник федерального значения

Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры

Дионисий. Икона «Сергий Радонежский в житии», XV век

Сергей Кириллов «Преподобный Сергий Радонежский. (Благословение)»

Памятник Сергию Радонежскому в Элисте, Калмыкия, Россия

Памятник Сергию Радонежскому в Коломне, Московская обл., Россия (Богоявленский Старо-Голутвин монастырь)

Сергий Радонежский на Памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде, 1862, скульптор Микешин М.О.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *