Послание к колоссянам

Послание к Колоссянам святого апостола Павла

Кол., 249 зач., I, 1-2, 7-11.

Глава 1.

1 Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, и Тимофей брат,

2 находящимся в Колоссах святым и верным братиям во Христе Иисусе:

7 как и научились от Епафраса, возлюбленного сотрудника нашего, верного для вас служителя Христова, 8 который и известил нас о вашей любви в духе.

9 Посему и мы с того дня, как о сем услышали, не перестаем молиться о вас и просить, чтобы вы исполнялись познанием воли Его, во всякой премудрости и разумении духовном,

10 чтобы поступали достойно Бога, во всем угождая Ему, принося плод во всяком деле благом и возрастая в познании Бога, 11 укрепляясь всякою силою по могуществу славы Его, во всяком терпении и великодушии с радостью.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Сегодня Церковь начала чтение за богослужением Послания апостола Павла к Колоссянам. О существовании христианской общины в этом городе нам известно лишь из этого послания, община Колосс была основана не апостолом Павлом, а его учеником Епафрасом, которого Павел упоминает в начале своего послания.

Апостол писал в Колоссы во время тюремного заключения в Риме. Писал он туда, как и во все другие места, не просто так, не ради того, чтобы рассказать о самом себе или же узнать, как дела у его адресатов, побудительной причиной были некоторые нестроения среди христиан Колосс. Исследователи сходятся между собой в том, что основная проблема колосских христиан заключалась в распространении среди них некоего гностического учение, а вот в отношении содержательной стороны этого учения в исследователей есть разногласия. Дело здесь в том, что гностические учения были довольно сильно распространены в ранней Церкви, при этом они довольно сильно отличались друг от друга, а о колосском гностицизме нам известно лишь из послания апостола Павла. Но апостол не ставил перед собой цели изложить учение гностиков, его задача была ровно противоположной — ему надо было дать общине Колосс неповрежденное евангельское учение. Поэтому Павел в своем послании указывает на основные «болевые» точки, на то, в чем заблуждаются проповедники гностицизма. На основании этих данных исследователи делают попытки восстановить само учение гностиков, но по понятным причинам сделать это в полной мере невозможно. А для христиан и не нужно, мы доверяем апостолу Павлу и нам достаточно того, что апостол боролся с этим учением.

Боролся же он с ним вот по какой причине.

В самом общем смысле гностицизм — это некое тайное знание, оно не доступно непосвященным. Достигается это знание, по мнению гностиков, через участие в мистериях. Кроме того, общей чертой всех гностических учений является представлении о двух противоборствующих равновеликих началах — Боге и Его антиподе диаволе. Конечно, и первое — вера в тайное знание, и второе — убежденность в существовании силы, сопоставимой с Богом, противоречат Евангелию, эти идеи не имеют никакого отношения к христианству.

Апостол Павел с первых слов своего послания переходит к сути вопроса. Он, как мы слышали, пишет о познании. Но гностическому тайному знанию, апостол противопоставляет христианское познание Бога. Здесь нет ничего тайного, все очень просто: возрастание в познании Бога происходит через поступки, достойные Бога, то есть через нравственную жизнь по евангельскому закону любви, через стремление к угождению Богу и через благие дела веры.

Любому человеку, который стремится к обладанию знанием, недоступным другим, стоит помнить эти слова апостола и поступать так, как он рекомендует колосским христианам.

Послание Колоссянам Апостола Павла.

Послание к Колоссянам было написано Павлом где-то в 60-62 годах, когда он находился в заключении в Риме. Одной из целей этого послания было предостеречь верующих в азиатском городе Колоссы от распространявшейся там ереси.

Автор.

При сопоставлении заключительных слов в Послании к Ефесянам (6:21) и Колоссянам (4:7) видим, что Тихик был тем сотрудником апостола, который доставил по назначению оба послания.

Место и время написания.

Послание к Колоссянам было написано из Рима, во время первого тюремного заключения Павла, намек на которое содержится в Деян. 28:30. В те же месяцы и годы написаны были Павлом послания к Ефесянам и Филимону (60-62 гг.). В Послании к Филимону, в стихах 1 и 9, Павел называет себя «узником Иисуса Христа». И в Послании к Ефесянам он тоже пишет о себе как об «узнике» (Еф. 3:1; 4:1). Как уже говорилось, из текста посланий к Ефесянам и к Колоссянам следует, что оба они были доставлены по назначению Тихиком (Еф. 6:21; сравните Кол. 4:7).

Поскольку записи в книге Деяний Апостолов не идут далее 60-62 года, представляется, что Послание к Колоссянам было написано именно в этом промежутке времени. А поскольку ни в «Колоссянам», ни в «Ефесянам», ни в Послании к Филимону не упоминается о результате расследования дела апостола, в послании же к Филиппийцам (1:19-21) чувствуется, что Павел со дня на день ожидал этого решения, надо думать, что Колоссянам он писал раньше, чем Филиппийцам.

Город Колоссы был расположен в Малой Азии, в долине реки Лика, примерно в 160 км. на восток от Ефеса. Город, возможно, получил свое название от какой-то возведенной в этом месте громадной статуи, высеченной из камня. В той же долине, на расстоянии примерно 20 км. от Колосс, были расположены еще два города — Иераполис и Лаодикия. Вся эта территория изобиловала полезными ископаемыми, но страдала от частых землетрясений. Упомянутые города были окружены тучными пастбищами. Судя по Кол. 1:7; 2:1; 4:12, Павел никогда в этом городе не был.

Повод написания.

Поводом к написанию послания, по-видимому, явилось лжеучение, которое вылилось позднее (во 2-ом столетии) в философию гностицизма. Для ереси, против которой выступал Павел, были характерны следующие особенности:

1) Распространяли ее иудеи, настаивавшие на необходимости исполнения ветхозаветных законов и обрядов.

2) Она носила философский характер и подчеркивала важность углубленного познания мира (гносис — «знание»).

3) Она предполагала поклонение ангелам как посредникам между Богом и людьми (2:18).

4) Она учила об исключительности и особых привилегиях немногих «избранных», принадлежавших к элите этой философской школы.

5) Приверженцы этой ереси признавали Христа, но отрицали Его Божественность; это и явилось для Павла поводом к одному из сильнейших в Священном Писании заявлений о том, что Христос есть Бог (Кол. 1:15-16; 2:9).

Цель написания.

Павел преследовал три цели, когда писал это послание:

1. Ввиду возникшей в Колоссах ереси, он хотел во всеуслышание заявить о Божественности Христа и Его «первенстве во всем» (1:18; 2:9).

2. Он хотел содействовать духовному возрастанию верующих в Колоссах (1:28; 2:6-7).

3. Он хотел сообщить им о своих делах и попросить их молиться о нем (4:2-8).

И не дайте себя обмануть: Божия полнота — только во Христе, а не в человеческой философии (2:8-10). А поскольку вы соединились со Христом через крещение, то не имеете нужды в том, чтобы следовать ветхозаветному закону (2:11-17). Так что не дайте никому обольстить вас и отвлечь от Христа, вашего Главы, чтоб не лишиться вам ожидающей вас награды (2:18-19).

Братия, молитесь обо мне, чтобы я мог доходчиво и успешно проповедовать то, что проповедую, а сами живите достойно перед лицом «внешних» (4:2-6). Мои сотрудники в деле благовествования приветствуют всех вас (4:7-15). Обменяйтесь посланиями с верующими в Лаодикии и скажите Архиппу, чтобы исполнял взятое им на себя служение (4:16-18).

План книги:

I. Доктринальная часть: все глубже укореняться во Христе (1:1 — 2:7)

А. Приветствие (1:1-3)

Б. Благодарение (1:3-8)

В. Прошение о Колоссянах (1:9-14)

Г. Превознесение Христа (1:15-29)

Д. Примирение во Христе (1:21-23)

Е. Откровение тайны Христовой (1:24-27)

Ж. Совершенствование во Христе (1:28-29)

3. «Премудрость и ведение» во Христе (2:1-5) И. Призыв жить во Христе (2:6-7)

II. Полемическая часть: возвышенная жизнь но Христе (2:8-23)

А. «Гностики» ошибаются, отрицая Божественность Христа (2:8-18)

Б. «Законники» ошибаются, ибо истинно то, что во Христе (2:11-17)

В. Исповедующие мистические учения неправы — совершенство во всем имеет Христос (2:18-19)

Г. Неправы проповедующие аскетизм — «иммунитет» ко греху — во Христе (2:20-23)

III. Духовная часть: внутренняя жизнь во Христе (3:1-17)

А. Ищите духовные ценности (3:1-4)

Б. «Отложите» грехи «ветхой жизни» (3:5-11)

В. Облекитесь в добродетели новой жизни (3:12-17)

IV. Практическая часть: внешняя жизнь во Христе (3:18 — 4:18)

А. Совершенствуйте свою жизнь в семье (3:18 — 4:1)

Б. Совершенствуйтесь в молитве (4:2-4)

В. Совершенствуйтесь в своем общении с миром (4:5-6)

Г. Павел о своих сотрудниках (4:7-17)

Д. Заключительное приветствие. (4:18)

Вы можете больше узнать о Боге и о Библии на сайте Библия о Боге

I. Доктринальная часть: все глубже укореняться во Христе (1:1 — 2:7)

А. Приветствие (1:1-3а)

Тимофей и в этом случае находился рядом с Павлом, как это нередко бывало (2-Кор. 1:1; Фил. 1:1; 2-Фес. 1:1). Отцом Тимофея был язычник (грек — Деян. 16:1), но мать и бабушка его были богобоязненными еврейками (2-Тим. 1:5), и под их руководством он с самого детства изучал Ветхий Завет (2-Тим. 3:15). Познакомившись с Тимофеем в городе Листре, во время своего второго миссионерского путешествия, Павел взял с собою этого ученика, о котором благожелательно «свидетельствовали братия, находившиеся в Листре и Иконки» (Деян. 16:2). Павел посвятил Тимофею много времени, уча и наставляя его; известны два послания апостола к нему.

Павел обращается к верующим в Колоссах как к святым и верным братиям во Христе Иисусе. Они были «святые», так как Бог отделил их для Своих целей. Это обращение созвучно с обращением к Ефесянам: «святым и верным во Христе Иисусе» (Еф. 1:1). Слова, которыми апостол приветствует колоссян: благодать и мир — характерны для Павла. Заметим, что если первое из этих слов — «благодать» («харис») было составной частью обычного греческого приветствия, то второе — «мир» было обычным приветствием у евреев. Павел этаким образом желал своим читателям как милостей Божиих (благодати Его), так и благополучной жизни (мира).

Б. Благодарение (1:3-8)

Кол. 1:3б-4. Для Павла было характерно, вознося молитву, — постоянно благодарить Бога (Рим. 1:8; 1-Кор. 1:14; Еф. 1:6 и т. д.); правда, в послании к Галатам и во 2-Коринфянам слова хвалы и благодарности опущены им. Здесь Павел говорит о Боге как об источнике всяческого благополучия для Его народа. Павел благодарит Бога за верующих в Него, всегда молясь о них.

В данном случае причиной благодарности было то, что апостол услышал (от Епафраса — Кол. 1:7, сравните с 4:12) о вере (колоссян) во Христа Иисуса и о любви (их) ко всем святым. Так что здесь молитва представляется неким расширенным актом поклонения Богу, включавшим вознесение Ему благодарности и ходатайство перед Ним о Его святых (Матф. 6:7; Деян. 16:23).

Вера и любовь проистекают из надежды на то, что Бог уготовил для христиан в будущем. Эта надежда, основанная на доверии, ведет к постоянному возрастанию веры в Него и ко все более глубокой любви к другим людям. Уверенное ожидание возвращения Христа, которое Павел называет в послании к Титу «блаженным упованием» (Тит. 2:13), несомненно воздействует на образ жизни верующих (1-Фес. 4:13-18; 1-Иоан. 3:3).

Кол. 1:6. Павел благодарит Бога за то, что Евангелие проповедуется во всем мире. Здесь явная гипербола, как и в стихе 23, где сказано, что Евангелие было «возвещено всей твари поднебесной» (сравните Рим. 1:8). Посредством гиперболы он хотел подчеркнуть универсальность Благой Божией вести, но также и практический характер ее подчеркивает Павел, говоря: и приносит плод и возрастает.

Как дерево, приносящее плоды, одновременно увеличивается в своих размерах, так и Евангелие производит духовный «плод» в жизни верующих («плод Духа» в Гал. 5:22-23; и «плод праведности» в Фил. 1:11) и как бы разрастается, распространяясь все далее по миру, оказывая влияние на все новых и новых людей (о «принесении плода» и «возрастании» говорится и в Кол. 1:10). Ереси, как та, что возникла в Колоссах, появляются в отдельных местах и наносят вред; истина же — универсальна и полезна.

Один из безошибочных признаков подлинного Евангелия — в том, что оно возвещает благодать Божию во всей ее истинности. Именно так надо читать окончание 6 стиха. Всегда находятся люди, проповедующие «иное благовествование», которое на деле благовествованием не является (Гал. 1:6-7). Не является потому, что к Божией благодати они «подключают» те или иные человеческие дела, либо объявляют, что за счет этих дел возрастает действенность веры. В основе же истинного благовествования — лишь Божия благодать, и только она (Рим. 11:6; Еф. 2:8-9; Тит. 3:5-7).

Епафрас одно время находился вместе с Павлом в Риме, судя по тому, что в письме к Филимону апостол называет его «узник вместе со мною» (Филим. 1:23). Собственно, «Епафрас» — это краткая форма от Епафродита; ссылки на «Епафродита» находим в Фил. 2:25 и 4:18. Речь в обоих посланиях могла идти как об одном и том же человеке, так и о разных лицах, т. к. обе формы этого имени имели тогда широкое распространение.

Кол. 1:8. Епафрас не только донес до колоссян благую весть о Христе, но и явился к бывшему тогда в заключении Павлу с добрым известием об их любви в духе ко Христу. Те колоссяне, которые, узнав о Христе, уверовали в Него, полюбили Его «в духе». Ибо верующие постоянно находятся в Духе, а Дух — в них (Рим. 8:9). Значит, и источником любви колоссян ко всем святым (Кол. 1:4 сравните со стих 5) был живший в них Святой Дух.

В. Прошение о колоссянах (1:9-14)

Так, главной просьбой Павла относительно колоссян было, чтобы (они) исполнились познанием воли Его. В этой фразе два ключевых слова: «исполнились» (пяероо) и «познание» (епигносис)- употреблено также в стихе 10 и в 3:10). Первое слово подразумевает предельное наполнение, а второе — полное, глубокое понимание. Такое познание волн Божией ие может быть от плотского разума (который «надмевает», 1-Кор. 8:1), оно дается лишь Духом Святым, Который просвещает в верующем внутреннего его человека (1-Кор. 2:5-6,13), и Словом Божиим.

Воля Божия, как открыта она в Библии, постигается верующими благодаря служению Святого Духа, обучающего их. Апостол просил в своих молитвах, чтобы колоссяне «исполнились познанием» во всякой премудрости (София — встречается в этом послании шесть раз: 1:9,28; 2:3,23; 3:16; 4:5; в последнем случае это слово переведено как «благоразумно»), т. е. чтобы им давалась от Бога способность — Иак. 1:5; 3:15 — реализовывать это познание в практической жизни и разумении (синесеи — слово встречается также в Код. 2:2) духовном; тут речь идет об умении четко анализировать и принимать решения, применяя полученные познания в различных обстоятельствах.

Кол. 1:11. Духовное укрепление — это третий результат познания Божией воли и угождения Ему. Фраза укрепляясь всякою силою по могуществу славы Его включает три слова, подразумевающие «силу» в том или ином ее проявлении: «укрепляясь» (в значении «усиления» — динамауменои), «силою» (буквально — «духовной энергией» — динамеи), «по могуществу» — кратос, т. е. «сила, преодолевающая сопротивление»; в Новом Завете это слово употребляется только по отношению к Богу. Сила, даваемая человеку свыше, производит в нем всякое терпение и великодушнее.

Духовной силой христианин «укрепляется» по могуществу славы Божией (в других переводах — «по славному могуществу Его»). «Слава» — это термин, выражающий совершенство. В славе Божией выражается вовне то, что присуще природе или характеру Бога, составляет внутреннюю суть Его. В Еф. 1:19-20 Павел пишет о «безмерном могуществе» (по-гречески в этом месте — динамис) Бога и о «действии (енергейан) державной (кратоус) силы Его», которою Он воскресил Христа из мертвых.

Кол. 1:12-13. Такая действующая в христианах сила, которая дает им терпение, не может не вызывать в них и радостного (стих 11) чувства благодарности к Богу и Отцу, от Которого исходит все доброе и совершенное (Иак. 1:17). Итак, благодарение — это четвертый результат угождения Богу и вместе — один из ключевых моментов в духовной жизни верующего. Павел и в других местах призывал христиан: «За все благодарите» (1-Фес. 5:18); «Всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания перед Богом» (Фил. 4:6).

Благодаря Христу они изымаются из восставшего против Бога царства тьмы (Иоан. 3:19-20) и отдаются под власть их праведного Царя. Христос здесь назван возлюбленным Сыном Божиим (дословно — «Сыном Его любви» — 1-Иоан. 4:8,16). По мнению богослова Дж. Б. Лайтфута, это означает, что Сын воплощает в Себе любовь Небесного Отца и являет ее миру. Но другой богослов — X. С. Моуль понимает это иначе, а именно, что «Сын является благословенным Объектом Божией любви… Возлюбленным Им более других». Такая точка зрения представляется более обоснованной (Еф. 1:6).

Радостью по поводу этого величайшего освобождения верующие обязаны Христу, уплатившему за них огромную цену на голгофсхом кресте (Рим. 3:24-26).

Г. Превознесение Христа (1:15-20)

От молитвы о том, чтобы колоссяне в полной мере могли познать действие искупительной силы Божией в их жизни, апостол совершает естественный переход к тому, на чем делает в этом послании главное ударение, — к несравненности Христа, превосходящего все и потому достойного всяческого превознесения. В этом разделе (стихи 15-20) Павел приводит семь определении, присущих только Христу, которыми и обусловлено Его первенство (стих 18).

Христос является: 1) образом Бога, 2) рожденным прежде всякой твари, 3) Создателем вселенной, 4) Главою Церкви, 5) Первенцем из мертвых, 6) Выразителем полноты Божией, 7) Примирителем. Нигде в другом месте Писаний не приводится одновременно столько определений Христа и Его Божественности, Христа как верховного Владыки Вселенной!

И Павел писал о «невидимом» Боге (1-Тим. 1:17); но Христос в Себе, видимом, дал совершенное представление об этом Боге. Хотя слово «образ» (ейкон) не всегда предполагает совершенство отображения (сравните 1-Кор. 11:7), данный контекст требует именно такого его понимания. Упомянутое ейкон подразумевает отражение или воплощение самой сути чего-то или кого-то.

Во-вторых, превосходство Христа явствует из Его взаимоотношений с творением. Христос рожден прежде всякой твари. Хотя с грамматической точки зрения это место можно было бы перевести и как «первенец в творении», с точки зрения контекста такой перевод невозможен — по пяти причинам:

Понятие «первородный» свидетельствует о двух вещах в отношении Христа: Он уже существовал до начала творения, и Он стоит над ним как его Властелин.

Хотя это сказано о /Давиде, но относится также и к Мессии, как это видно из Откр. 1:5, где Христос назван «первенцем из мертвых» (сравните с Кол. 1:18) и одновременно — «владыкою царей земных». Итак, фраза «рожденный прежде всякой твари» говорит как о приоритете Христа над всем творением (во времени), так и о Его владычестве над ним (по положению).

Кол. 1:16-17. Третье определение Христа в том, что Им создано все. Все Им (греческая фраза «ди аутоу» говорит о том, что Он явился причиной творения, послужив орудием его) и для Него (ейз аутон — в Нем же и конечная цель творения) создано и Им (ен ауто) все стоит (т. е. Христос является и причиною сохранения всего сущего). Он Тот, через Которого все сущее не только обрело бытие, но и продолжает «быть».

Кол. 1:18. Четвертое определение: Он есть глава тела Церкви — помимо того, что является Господом вселенной (сравните Еф. 1:22-23; 5:23). Здесь речь идет о невидимой вселенской Церкви, составляемой всеми уверовавшими во Христа, которые в момент своего уверования были крещены Духом Святым (1-Кор. 12:13).

Пятое определение: Христос есть начаток, первенец из мертвых (сравните Откр. 1:5).

Кол. 1:20. Седьмое определение превосходства Христа состоит в том, что Он есть Примиритель. Бог пожелал посредством Его примирить с Собою все. Под словом «Все» подразумеваются добрые ангелы и не искупленные люди, поскольку тут сказано только о земном и небесном. Находящийся же в «преисподней» (Фил. 2:10) примирению не подлежат. Относительно восстановления Богом природы комментарий на Рим. 8:19-21, а относительно примирения с Ним грешников — комментарий на Рим. 5:10-11 и на 2-Кор. 5:17-20. Важно отметить, что Бог примиряет людей с Собою, а не Сам примиряется с людьми.

Ибо человечество по своему выбору оставило Бога и нуждается в возвращении к Нему. Заметим, что во 2-Кор. 5:19 говорится о примирении в юридическом смысле слова, в каковом «мир» и получает возможность спасения через смерть Христа. В другом месте Павел писал о «многих» (т. е. о тех, кто удостоятся обильной Божией благодати), которые сделаются праведными благодаря крестной смерти Христа (Рим. 5:19). Умиротворив… Кровлю креста Его означает, что кровь Господня, пролитая на кресте, побудит бывших врагов Божиих (Рим. 5:10; Кол. 1:21) стать по вере Его друзьями и Его детьми (Еф. 2:11-19).

Д. Примирение во Христе (1:21-23)

Кол. 1:21. Сказав о седьмой «ипостаси» Христа как Примирителя, Павел разрабатывает эту тему. Необходимость в примирении возникла по причине отчуждения или отпадения людей от Бога, Который есть Источник жизни (Еф. 2:12; 4:18). До своего обращения и колоссяне были врагами Богу по своей наклонности (расположению) к злым делам, что проявлялось и в поведении их, т. е. внешне (сравните Гал. 5:19), а не только было «внутренним» признаком их. Не по причине своего греховного поведения люди противятся Богу — они грешат потому, что в сердце Своем враждебны Ему.

Кол. 1:22. Примирение грешников с Богом происходит в теле плоти (т. е. в физическом теле) Христа, смертью Его. Те колоссяне, которые впали в ересь и держались гностической тенденции с уклоном в учение древнегреческого философа Платона, не признавали за Христом ни истинно человеческого, ни подлинно Божественного начала. Между тем, как объяснял апостол Иоанн, исповедовать «Иисуса Христа, пришедшего во плоти» (1-Иоан. 4:2) было необходимо.

Итак, цель смерти Христа носила искупительный характер и состояла в том, чтобы представить вас святыми… Тут может подразумеваться как полная юридическая «неподсудность» уверовавшего человека, так и его внутреннее совершенство. В конечном счете Божие предвидение в отношении как верующих, так и смерти Христа, заключалось в том, что эта смерть станет основанием для юридического оправдания верующих (Рим. 3:21-26), их поступательного освящения (Рим. 6-7) и в конце-концов — прославления (Рим. 8). Как писал Павел в Послании к Ефесянам: «Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтоб мы были святы и непорочны пред Ним» (Еф. 1:4).

Под этими словами апостол понимает тех, кого не в чем обвинить. Сатана, как известно, «клеветник братий наших» (Откр. 12:10), т. е. он постоянно выдвигает обвинения против верующих, однако, Христос является их «Ходатаем» (1-Иоан. 2:1) или Защитником перед Отцом Небесным. Таким образом благодаря Христу верующие подлежат освобождению от вины (Рим. 8:33). Виновные становятся в Нем невиновными, и осужденные получают освобождение.

Кол. 1:23. Такое примирение во Христе становится возможным только по твердой вере — если только пребываете в вере. Вера колоссян была построена (подобно зданию) на твердом основании (сравните 1-Кор. 7:37; 15:58), а потому Павел не сомневался, что они не ослабеют в ней. Смысловое ударение в этой фразе скорее стоит на надежде благовествования — да «не отпадают» колоссяне от уверенного ожидания исполнения того, что обещано в этом Евангелии примирения не только им, но и всему миру — всей твари поднебесной.

Здесь, конечно, образное выражение, указывающее на универсальность Евангелия (благовествования), и не предполагающее, что каждый человек на Земле слышал благовестие Павла. Подобный же речевой прием находим в Деян. 2:5, где подразумеваются многочисленные люди из разных стран; очевидно, что там не было, к примеру, никого из Южной или Северной Америки (сравните Быт. 41:57; Рим. 1:8).

Е. Откровение тайны Христовой (1:24-27)

То есть это слово применялось обычно к житейским переживаниям, а не к страданиям, сопутствующим смерти. Христос и сегодня скорбит, когда христиане страдают за Него. Некогда Он обратился с вопросом к Савлу (ставшему впоследствии Павлом): «Что ты гонишь Меня?» (Деян. 9:4). Поскольку Церковь — тело Христа, то Он страдает, когда страдает она. И вот ради тела Христова Павел добровольно и с радостью принимал страдания (Фил. 1:29).

Кол. 1:25-26. Он был посланным Богом служителем истины, т. е. слова Божия. Лжеучители, проповедовавшие ересь в Колоссах, хвалились тем, что получили «полноту» познания в результате своих мистических переживаний. Но Павел заявляет, что полнота тайны — только во Христе. Под «тайной» он понимает то, что ранее было сокрыто, и теперь колосские еретики считали ею некое тайное учение, могущее стать достоянием лишь избранных и остающееся недоступным людской массе.

Тайна, хранившаяся до времени во Христе, т. е. Церковь, в ветхозаветное время не была известна, будучи сокрытою от веков и родов. И только ныне, пишет Павел, открылась она святым Его. В дни Ветхого Завета тайна не могла быть открыта потому, что Церковь есть тело Христово, возникающее в результате Его смерти на кресте. Сам Иисус, будучи на земле, еще говорил о Церкви в будущем времени (Матф. 16:16-18).

В Ветхом Завете язычники, уверовавшие в Бога и принявшие иудаизм, все-таки оставались людьми «второго сорта», по сравнению с евреями. Тот особый союз между людьми, в котором нет «ни иудея, ни еллина» (3:28), не мог возникнуть прежде, чем умер Христос и Дух Святой сошел на землю для крещения верующих в одно «новое тело».

Ж. Совершенствование во Христе (1:28-29)

Кол. 1:28-29. Проповедуя этого Христа, ныне обитающего и в верующих язычниках, апостол вразумлял всякого человека в научал всякой премудрости (сравните 3:16). Необходимость в этом несомненно возникла и по причине еретического учения о Христе, распространявшегося в Колоссах. «Вразумлять» в этих условиях надо было, соблюдая мудрость (сравните 4:5-6), — ведь Павел не хотел, чтобы кто-нибудь из колоссян запутался в сетях еретиков, но стремился каждого из них представить совершенным во Христе Иисусе (сравните Иак. 1:4).

Вы можете больше узнать о Боге и о Библии на сайте Библия о Боге

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *