Послание климента римского

КЛЕОМЕ́Н III (Κλεομένης) (ок. 260–219 до н. э.), спар­тан­ский царь (235–222 до н. э.), ре­фор­ма­тор. В эпо­ху глу­бо­ко­го упад­ка Спар­ты, ко­гда ко­ли­че­ст­во гра­ж­дан (спар­тиа­тов) со­кра­ти­лось до 700, а зе­мель­ные вла­де­ния со­сре­до­то­чи­лись в ру­ках при­мер­но 100 се­мейств, К. III про­дол­жил на­чи­на­ния ца­ря Аги­са IV (244–241), вы­сту­пив­ше­го не­за­дол­го до это­го с пла­ном ре­форм и по­гиб­ше­го при по­пыт­ке их осу­ще­ст­в­ле­ния (см. в ст. Агис). В 227, одер­жав по­бе­ду над вой­ска­ми Ахей­ско­го сою­за и уп­ро­чив та­ким об­ра­зом своё по­ло­же­ние, К. III об­ру­шил­ся на про­тив­ни­ков ре­форм: бы­ли пе­ре­би­ты эфо­ры и от­прав­ле­ны в из­гна­ние круп­ные зем­ле­вла­дель­цы. Вклю­чив в со­став гра­ж­дан зна­чит. чис­ло за­ви­си­мых пе­риэ­ков и ра­нее во­все бес­прав­ных ило­тов, он до­вёл ко­ли­че­ст­во спар­тиа­тов до 4000. Стре­мясь не толь­ко под­нять чис­лен­ность, но и вос­ста­но­вить преж­нюю доб­лесть вой­ска, К. III вер­нул­ся к древ­ней сис­те­ме вос­пи­та­ния мо­ло­дё­жи и фор­мам бы­та (со­вме­ст­ные тра­пе­зы – сис­си­тии). Он до­бил­ся ря­да круп­ных ус­пе­хов в борь­бе с гл. со­пер­ни­ком Спар­ты в Пе­ло­пон­не­се – Ахей­ским сою­зом. Од­на­ко по­сле то­го как Ахей­ский со­юз при­звал на по­мощь ма­кед. пра­ви­те­ля Ан­ти­го­на III До­со­на, в бит­ве при Сел­ла­сии в 222 спар­тан­ское вой­ско по­тер­пе­ло со­кру­ши­тель­ное по­ра­же­ние. Спар­та долж­на бы­ла при­сое­ди­нить­ся к соз­дан­но­му Ан­ти­го­ном До­со­ном но­во­му Эл­лин­ско­му сою­зу, К.III пре­кра­тил про­ве­де­ние ре­форм, а за­тем бе­жал в Еги­пет, где по­гиб.

Папа
Климент XII

Епископ Рима

Папство началось

12 июля 1730 г.

Папство закончилось

6 февраля 1740 г.

Предшественник

Бенедикт XIII

Преемник

Бенедикт XIV

Заказы

Рукоположение

7 мая 1706
года Папа Климент XI

Освящение

18 июня 1690
года, Флавио Киджи

Созданный кардинал

17 мая 1706
года Папа Климент XI

Личная информация

Имя при рождении

Лоренцо Корсини

Родился

7 апреля 1652 г.
Флоренция , Великое герцогство Тоскана

Умер

6 февраля 1740 г. (87 лет)
Рим , Папская область

Предыдущий пост

  • Титулярный архиепископ Никомидии (1690–1706)
  • Кардинал-священник Санта-Сусанны (1706–1720)
  • Кардинал-священник Сан-Пьетро-ин-Винколи (1720–1725)
  • Кардинал-епископ Фраскати (1725–1730)

Герб

Другие папы по имени Климент

Папа Климент XII ( латинское : Clemens XII ; 7 апреля 1652 — 6 февраля 1740), урожденный Лоренцо Корсини , был главой католической церкви и правителем Папской области с 12 июля 1730 года до своей смерти в 1740 году.

Климент руководил ростом излишка папских финансов. Таким образом, он стал известен тем, что построил новый фасад базилики Сан-Джованни в Латерано , начал строительство фонтана Треви и приобрел коллекцию древностей кардинала Алессандро Альбани для папской галереи. В своей булле 1738 года In eminenti apostolatus он впервые публично осудил масонство со стороны папы .

Ин. 1: 1, 14, 18. В начале было Слово, и Слово было с Богом, и Слово было Бог. И Слово стало плотью и обитало среди нас, и мы увидели славу Его, славу как Единородного от Отца, полного благодати и истины. Бога никто не видел никогда: Единородный Бог, сущий в лоне Отца, Он открыл.

Св. Климент Римский

Сидоров А.И.

1. «Первое послание к Коринфянам»

Свидетельства о жизни и творениях св. Климента. О самом св. Клименте нам известно очень немногое. Согласно св. Иринею Лионскому, он был третьим епископом Рима (после Лина и Анаклита), и св. Ириней говорит о нем как о «видевшем блаженных Апостолов и общавшемся с ними, еще имевшем проповедь Апостолов в ушах своих и предание их пред глазами своими». Согласно Евсевию Кесарийскому (Церк. ист. III, 15 и 34), епископское служение Климента приходится на 92-101 гг. По Преданию, погиб он мученической смертью и произошло это в Херсонесе. Мощи римского епископа были открыты святыми первоучителями словенскими Мефодием и Кириллом: часть их они принесли в дар римской церкви, а остальное было перенесено в Киев, где мощи были положены в Десятинной церкви. Имя св. Климента обросло большим количеством легенд, многие из которых восходят к апокрифическому роману под названием «Псевдо-Климентины» (или просто «Климентины»), однако эти легенды не имеют под собой никакой твердой почвы в подлинно церковном Предании.
Св. Клименту приписываются несколько произведений, но подлинным является только его «Послание к Коринфянам» (называемое иногда «Первым посланием св. Климента»). Оно дошло до нас в двух греческих рукописях (V и XI вв.); имеются несколько переводов этого послания на латинский (XI в.) и сирийский (XII в.) языки, а также фрагменты двух коптских переводов (рукопись одного датируется IV или V в.). Данное послание пользовалось большим авторитетом и весьма почиталось в древней Церкви: Климент Александрийский причислял его к новозаветным книгам, а Евсевий Кесарийский сообщает, что в его время послание св. Климента читалось в церквах (вероятно, при богослужении). Датируется оно довольно точно 96-97 гг. Послание являет нам святого автора, миросозерцание которого насыщено и пронизано духом Священного Писания — его св. Климент постоянно цитирует и глубоко понимает. Причем цитаты из Ветхого Завета у него явно преобладают над новозаветными, что неудивительно, ибо в то время канон Нового Завета только еще проходил процесс своего становления. Во всяком случае, св. Климент дважды ссылается на изречения («логии») Господа, почерпывая их из устного Предания. Обращаясь к Священному Писанию, св. Климент безоговорочно «признавал высшее происхождение» его «как в отдельных выражениях, так и в целом объеме». Поэтому «учение св. Климента по вопросу о богодухновенности есть самое ясное и отчетливое свидетельство церковной веры в богодухновенность Св. Писания послеапостольского века». В то же время св. Климент отнюдь не чуждался и эллинской образованности: некоторые стоические идеи явно находят у него отклик (особенно гл. 19—20 послания).
Непосредственным поводом к написанию послания был слух, дошедший до римской церкви, о нестроениях в братской коринфской общине: по словам св. Климента, среди коринфских христиан произошел «мятеж» (сттаогс), который «немногие дерзкие и высокомерные люди разожгли до такого безумия, что почтенное, славное и для всех достолюбезное имя ваше (т. е. имя христиан.— А. С.) подверглось великому поруганию» (гл. 1). Далее он говорит, что «люди бесчестные восстали против почтенных, бесславные против славных, глупые против разумных, молодые против старших» (гл. 3). Эту фразу, особенно последние слова: oi neoi epi touV presbuterouV, можно понимать в двояком смысле — как «восстание младших по возрасту против старших» и как «мятеж некоторой части мирян против клира». Оба смысла, вероятно, почти совпадают, но св. Климент выделяет все-таки второй, ибо ниже он замечает, что «твердейшая и древняя церковь коринфская из-за одного или двух человек возмутилась против пресвитеров» (гл. 47). Таким образом, причина волнений в коринфской общине не имела серьезной догматической подоплеки: это была обычная схизма (раскол), у истоков которой стояли всего несколько лиц, обуреваемых гордыней и честолюбием. Поэтому видеть в этой схизме столкновение «харизматических проповедников с пресвитерами» у нас нет серьезных оснований.
Учение св. Климента. Указанная схизма послужила для св. Климента причиной изложения некоторых важных моментов христианского вероучения, основой которого является догмат о Святой Троице. Впрочем, триадология в послании только намечается в самых общих чертах, но детально не разрабатывается. Тайна внутритроичной Жизни и отношения Божественных Лиц между собой лишь предполагаются св. Климентом, но в эту тайну он не дерзает проникать. Слово Бог (o QeoV) служит у него обозначением не Божественной сущности, но первого Лица Святой Троицы. Главный акцент в послании ставится на спасительном излиянии действия Божиего на мир, т. е. на тайне Домостроительства Божиего. Причем, как подчеркивает св. Климент, в этом Домостроительстве участвуют все Ипостаси Святой Троицы: Богу Отцу принадлежит изволение (qelhma Qeou) устроить Царство Божие; Сын является главным орудием и средоточием Домостроительства спасения, а Святой Дух изображается как Полнота (plhrojoria) благодатных средств, ведущих ко спасению, т. е. в Царство Божие. Характерно, что вторую Ипостась Святой Троицы св. Климент лишь один раз называет Сыном Божиим, хотя представление о Божестве Христа и Его предсуществовании высказывается им достаточно ясно. Однако отсутствие четкого акцента на Божественности Христа заставляет св. Фотия Константинопольского в своей «Библиотеке» заметить, что в послании св. Климента Господь наш Иисус Христос называется Архиереем и Предстателем (arcierea kai prostathn), а «богоприличные и более возвышенные речения» (taV qeoprepeiV kai uyhloteraV … jwnaV) о Нем здесь отсутствуют. Акт рождения Сына, согласно св. Клименту, как бы совпадает с решением Бога Отца спасти род человеческий, т. е. «сыноположение здесь ясно приурочивается к моменту усыновления Богом рода человеческого в личности Христа-Спасителя». Боговоплощение понимается прежде всего как факт уничижения (etapeinojronhsen) второго Лица Святой Троицы. Человечество Христа особо подчеркивается св. Климентом: Он обладает и плотью (sarx), и душой (yuch); по плоти Господь произошел от Авраама и из любви к нам отдал Кровь Свою за нас. Роль Святого Духа не ярко выражена в богословии св. Климента, который называет Его Источником и Излиянием благодати Божией, а также Источником пророческого вдохновения о тайне искупления.
Домостроительство Божие, согласно св. Клименту, распространяется не только на человечество, но и на весь тварный мир. Бог, будучи Отцом и Создателем мира, излил на него Свои благодеяния, которые св. Климент называет «дарами мира» (thV eirhnhV). Поэтому в мире («космосе») царит лад и благочиние: «Небеса, по Его распоряжению движущиеся, мирно (en eirhnh) повинуются Ему; день и ночь совершают определенное им течение, не препятствуя друг другу. Солнце и лики звезд, по Его велению, согласно и без малейшего уклонения проникают на назначенные им пути» и т. д. Эту в целом античную (особенно, стоико-платоническую) идею «космоса», предполагающую благоустроение и гармонию мироздания, св. Климент включает в общий контекст «икономического» христианского мировидения: Создатель и Владыка всяческих благотворит всем Своим творениям, но «бесконечно много (uperekperisswV) нам, которые прибегли к милосердию Его через Господа нашего Иисуса Христа» (гл. 19—20). Таким образом, хотя Домостроительство Божие распространяется на все мироздание, оно сосредотачивается в первую очередь на человеке, как венце творения. Подспудно св. Климентом предполагается мысль, что, поскольку грехопадением человека нарушена вселенская гармония, то от спасения человека зависит и восстановление «благочиния» в мироздании. А это спасение, дарованное Богом людям через Воплощение второго Лица Святой Троицы, осуществляется лишь в Церкви и через Церковь. Поэтому экклесиология занимает одно из самых центральных мест в послании.
Ведущим лейтмотивом данной экклесиологии является опять же идея лада, гармонии и мира («эйрене»). Церковь св. Климент сравнивает с воинским подразделением, где «ни великие без малых, ни малые без великих не могут существовать. Все соединены друг с другом (букв. «есть некое смешение всех» — sugkrasiV tiV estin en pasin) и от этого польза». Второе сравнение, приводимое св. Климентом, это сравнение с телом в духе экклесиологии св. Апостола Павла: «голова без ног ничего не значит, равно и ноги без головы, и малейшие члены в теле нашем нужны и полезны для целого тела; все они находятся в согласии друг с другом (букв. «дышат вместе» — panta sunpnei) и стройным подчинением своим служат во здравие целого тела» (гл. 37). Гармоничное устроение Тела Христова проявляется прежде всего в богослужении, совершаемом в определенные времена и часы; благодаря церковному богослужению нам открываются «глубины божественного ведения». Последняя фраза (ta baqh thV qeiaV gnwsewV) указывает на ту традицию православного «гносиса», у истоков которой стоят свв. Апостолы Иоанн и Павел и которая затем обрела наиболее четкие формы свои в александрийской школе. Св. Климент указанной фразой как бы подчеркивает один из самых существенных моментов этого «гносиса» — его церковность, ибо без Церкви, ее таинств и богослужения подлинное ведение не может существовать.
Важнейшей экклесиологическои идеей послания представляется мысль, что Церковь есть не человеческое, а Божественное установление. Это проявляется, согласно св. Клименту, прежде всего в богоучрежденности церковной иерархии. Данная мысль ясно высказывается в 42 главе: «Апостолы были посланы проповедовать нам Евангелие от Господа нашего Иисуса Христа, а Иисус Христос — от Бога. Христос был послан от Бога, а Апостолы от Христа; то и другое произошло благочинно (eutaktwV) по воле Божией. Итак, приняв повеление и удостоверенные (plhrojorhqenteV) воскресением Господа нашего Иисуса Христа, утвержденные в вере словом Божиим, с полнотою (meta plhrojoriaV) Духа Святого пошли благовествовать Царство Божие. Проповедуя по странам и городам, они первенцев своих (taV aparcaV autwn), после испытания в Духе (dokimasanteV tw pneumati — «испытав Духом» или «после духовного испытания»), поставляли во епископов и диаконов для будущих верующих. И это не было новшеством (ou kainwV), ибо задолго до этого было написано о епископах и диаконах». И далее св. Климент цитирует Ис.60,17, заменяя в тексте Септуагинты arcontaV (начальники) на diakonouV (слуги, диаконы). Тем самым он довольно прозрачно намекает на то, что истоки свои Церковь имеет в Ветхом Завете. Затем он говорит: Апостолы знали, что «будет раздор о епископском достоинстве» (eriV estai peri tou onomatoV thV episkophV), а поэтому, обладая «совершенным предведеннем» (prognwsin… teleian), они, поставив указанных служителей, присовокупили закон (epinomhn — «добавление, приложение к закону»), чтобы после смерти этих служителей «другие испытанные мужи принимали на себя их служение». Такое поставление новых служителей должно происходить «с согласия всей Церкви» (suneudokhsashV) и, если их служение проходит со смирением, безукоризненно, тихо (hsucwV — мирно) и получает от всех одобрение, то таковых служителей нельзя лишать епископства (гл. 44). Таким образом, согласно св. Клименту, вся церковная иерархия имеет не только божественное, но и апостольское происхождение. В акте поставления на церковное служение он различает два основных момента: собственно «поставление» (katastasiV) и «одобрение» (suneudokhsiV); первый момент предполагает «рукоположение» (ceirotoneia — см. Деян. 14, 23), а второй — активное участие в этом поставлении и всего народа Божиего, т. е. соборное признание.
Церковная иерархия обеспечивает единство Церкви — идея также наиважнейшая для экклесиологии св. Климента. Причем он, озабоченный схизмой в коринфской общине, «занимается по преимуществу разъяснением внешних условий, необходимых для этого единства… Но, занимаясь изображением важности и необходимости внешних объединяющих начал для единства Церкви, Климент не теряет при этом из виду и внутренних начал этого единства; они даже составляют его исходную точку зрения на единство Церкви». Постоянное пребывание Святого Духа в Церкви побуждает чад ее непрестанно устремляться к святости. Отметив это, св. Климент касается еще одного существенного свойства Церкви — ее соборности, «которая у него представляется существующею в виде полного, целостного организма, сознающего и чувствующего себя во всех членах, несмотря на их различие, и потому предоставляющего им право на живое и деятельное участие во всем том, что относится к жизни всего (olou) ее Тела».
С экклесиологией св. Климента непосредственно смыкается и его этическое учение. Поскольку Христос есть Основатель и Глава Церкви, то Он есть образ для определения нравственных норм поведения ее членов. Прежде всего, св. Климент обращает особое внимание на важность покаяния: без покаяния невозможно спасение, ибо Кровь Христа «всему миру принесла благодать покаяния» (metanoiaV— гл. 7). Далее, для св. Климента покаяние неотделимо от смирения, заповеданного Господом: «утверди себя, чтобы ходить со смирением, повинуясь святым повелениям Его» (гл. 13). Сам Господь являет нам пример смирения, ведь Он «пришел не в блеске великолепия и надменности, хотя и мог бы, но смиренно» и за грехи наши кротко перенес все крестные муки (гл. 16). Здесь христологическая идея «кеносиса» определяет и нравственное учение св. Климента. Наконец, смирение и покаяние немыслимы без любви. Вдохновенный гимн христианской любви в духе св. Апостола Павла звучит в послании: «Любовь соединяет нас с Богом; любовь покрывает множество грехов, любовь все принимает, все терпит великодушно. В любви нет ничего низкого, ничего надменного, любовь не допускает разделения, любовь не заводит возмущения, любовь все делает в согласии, любовью все избранники Божий достигли совершенства, без любви нет ничего благоугодного Богу» (гл. 49). Все этическое учение св. Климента увенчивается положением об оправдании и верою, и делами, причем преимущественный акцент ставится на первой. Он говорит: «мы, будучи призваны по воле Бога во Христе Иисусе, оправдываемся (dikaioumeqa) не сами собою, и не своею мудростью, или разумом, или благочестием, или делами, в святости сердца нами совершаемыми, но посредством веры, которою Вседержитель Бог от века всех оправдывал» (гл. 32). Это, естественно, не означает пренебрежения делами, поскольку св. Климент увещевает: «со всем усилием и готовностью поспешим совершать всякое доброе дело. Ибо Сам Творец и Владыка всего веселится о делах Своих» (гл. 33).
Наконец, следует отметить, что миросозерцание св. Климента окрашено в эсхатологические тона, впрочем достаточно мягкие. Подобного рода эсхатологизм присущ всем апостольским мужам, ибо «в первые века христианства надежда на скорое пришествие Христа была, по-видимому, господствующим настроением христианского мира». Однако у св. Климента эта надежда хотя и присутствует, но особенно не акцентируется. Он только указывает на величие и красоту будущих обетованных даров. Путь к обретению их, по св. Клименту, возможен при следующих условиях: «Если ум наш будет утвержден в вере в Бога; если будем искать того, что Ему угодно и приятно; если будем исполнять то, что находится в согласии с Его святою волею, и ходить путем истины, отвергнув от себя всякую неправду и беззаконие» (гл. 35). Данная фраза показывает, что эсхатология у св. Климента, как и у многих других отцов Церкви, вполне созвучна с этикой, поскольку только жизнь по Христу и во Христе открывает человеку доступ в будущее Царство Божие.
Следовательно, одна из основных интуиции послания св. Климента — ясное осознание глубокой взаимосвязи всех частей христианского вероучения. Руководящим началом и связующим центром всего мировоззрения святого отца представляется идея Домостроительства Божиего. Как действие всех трех Лиц Святой Троицы, Домостроительство объемлет совокупность мироздания, но сосредотачивается преимущественно на роде человеческом. Ибо именно к людям Бог Отец посылает Своего Сына, Который, восприняв всю полноту человечества, искупил род человеческий и открыл ему путь ко спасению, основав Церковь Свою. Она, являясь Телом Христовым, руководствуется законом благочиния, гармонии и единства всех ее членов. Подчиняясь этому закону, каждый христианин должен свою жизнь настроить на единый лад с данным духовным законом вселенского бытия, ибо без этого он не может стать наследником Царства Божия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *