Послания апостола Иакова

Автором этого послания является Иаков, также называемый Иаковом Справедливым, который считается братом Иисуса Христа (Матфея 13:55; Марка 6:3). Иаков поверил во Христа (Иоанна 7:3–5) лишь после Его воскресения (Деяния 1:14; 1 Коринфянам 15:7; Галатам 1:19). Он стал главой церкви Иерусалима и был назван одним из столпов Церкви (Галатам 2:9).
Дата написания: Послание Иакова, вероятно, является старейшей книгой Нового Завета, написанной, скорее всего, в 45 г. н.э., до первого собора в Иерусалиме в 50 г. По словам историка Иосифа Флавия, Иаков был замучен примерно в 62 г.
Цель написания: Некоторые думают, что это послание было написано в ответ на крайности в интерпретациях учения Павла о вере. Эта позиция, называемая антиномизм, гласила, что через веру во Христа человек полностью освобождается от ветхозаветного закона, законничества, светских законов и любых нравственных порядков общества. Послание Иакова направлено на евреев-христиан, рассеявшихся среди всех народов (1:1). Мартин Лютер, ненавидевший это послание и называвший его «соломенным посланием», не смог понять, что учение Иакова о делах дополняло, но не противоречило учению Павла о вере. В то время как учения Павла сосредоточивались на нашем оправдании Богом, учение Иакова делало ударение на делах, иллюстрировавших это оправдание. Иаков писал для евреев, чтобы побудить их продолжать расти в этой новой христианской вере. Он подчеркивает, что хорошие поступки свойственны тем, кто наполнен Духом, и выразил сомнение в том, может ли кто-то иметь спасительную веру, если плодов Духа, описанных Павлом в Послании Галатам 5:22–23, не заметно.
Ключевые стихи: Иакова 1:2–3: «Братья мои, когда на вашу долю выпадают различные испытания, считайте это великой радостью. Ведь вы знаете, что испытания, которым подвергается ваша вера, вырабатывают у вас стойкость».
Иакова 1:19: «Так помните, братья мои любимые: пусть каждый человек торопится слушать, но медлит с ответом, медлит с гневом».
Иакова 2:17–18: «Так и вера, если у нее нет дел, сама по себе мертва. Но, предположим, кто-то скажет: «У тебя есть вера, а у меня – дела». Покажи мне свою веру без дел – и я покажу тебе свою веру через дела!»
Иакова 3:5: «Так и с языком: это совсем небольшой орган в теле, а какие непомерные у него претензии! Или возьмем огонь: сколько дерева он сжигает!»
Иакова 5:16: «Поэтому сознавайтесь друг перед другом в своих грехах и молитесь друг за друга, чтобы Господь исцелил вас. Многое может молитва праведника!»
Краткое резюме: Послание Иакова описывает жизнь в вере через подлинную религию (глава 1), подлинную веру (2:1–3:12) и подлинную мудрость (3:13–5:20). Эта книга содержит замечательную параллель с Нагорной проповедью Иисуса в Евангелии от Матфея 5–7. Иаков начинает с описания в первой главе общих черт жизни в вере. Во второй главе и в начале третьей он рассуждает о социальной справедливости и о вере в действии. Затем он сравнивает и противопоставляет мирскую и божественную мудрость и просит, чтобы мы отвернулись от зла и приблизились к Богу. Иаков обращается с особенно тяжелым упреком к богатым, копящим деньги, и к тем, кто самонадеян. Наконец, он заканчивает призывом к верующим быть терпеливыми в страданиях, молясь и заботясь друг о друге и укрепляя свою веру через общение.

Связи: Послание Иакова содержит самое удачное описание зависимости между верой и делами. Зависимость евреев-христиан, которым писал Иаков, от закона Моисея и его системы дел настолько укоренилась, что он потратил немало времени, объясняя сложную истину, что никто не оправдывается делами закона (Галатам 2:16). Он объявляет им, что даже если они сделают все, чтобы соблюдать всевозможные законы и ритуалы, добиться совершенства невозможно, а нарушение малейшей части закона сделает их виновными в нарушении всего закона (Иакова 2:10), потому что закон является одним целым.
Практическое применение: В послании Иакова мы видим призыв верным последователям Иисуса Христа быть не просто «слушателями», но «исполнителями Слова». Хотя это, несомненно, требует роста знаний о Слове, Иаков призывает нас не останавливаться на достигнутом. Многие христиане находят это послание сложным, так как Иаков во всего лишь 108 стихах излагает 60 обязательств. Он сосредотачивается на истинах слов Иисуса в Нагорной проповеди и побуждает нас действовать в соответствии с Его учением.
Послание также опровергает идею, что человек может стать христианином, но продолжать жить в грехе, не показывая плод праведности. Такую «веру» – заявляет Иаков – имеют и бесы, которые «верят и трепещут» (Иакова 2:19). Однако она не может спасти, так как не подтверждена делами, которые всегда сопровождают истинную спасительную веру (Ефесянам 2:10). Добрые дела не являются причиной спасения, но его результатом.

Соборное послание святого апостола Иакова

Глава 1.

1Иаков, раб Бога и Господа Иисуса Христа, двенадцати коленам, находящимся в рассеянии,- радоваться.

2С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, 3зная, что испытание вашей веры производит терпение; 4терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка.

5Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков,- и дастся ему.

6Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой.

7Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа.

8Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих.

9Да хвалится брат униженный высотою своею, 10а богатый — унижением своим, потому что он прейдет, как цвет на траве.

11Восходит солнце, настает зной, и зноем иссушает траву, цвет ее опадает, исчезает красота вида ее; так увядает и богатый в путях своих.

12Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его.

13В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, 14но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; 15похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть.

16Не обманывайтесь, братия мои возлюбленные.

17Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены.

18Восхотев, родил Он нас словом истины, чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий.

19Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев, 20ибо гнев человека не творит правды Божией.

21Посему, отложив всякую нечистоту и остаток злобы, в кротости примите насаждаемое слово, могущее спасти ваши души.

22Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя.

23Ибо, кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале: 24он посмотрел на себя, отошел и тотчас забыл, каков он.

25Но кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действии.

26Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие.

27Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцем есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неоскверненным от мира.

Следующая глава

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *