Последование ко святому причащению с переводом

Последование ко Святому Причащению на русском языке в переводе иером. Амвросия (Тимрота)
По молитвам святых отцов наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь.
Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.
Молитва Святому Духу
Царь Небесный, Утешитель, Дух Истины, везде пребывающий и всё Собою наполняющий, Источник благ и жизни Податель, приди и вселись в нас, и очисти нас от всякой скверны, и спаси, Благой, души наши.
От Пасхи до Вознесения вместо этой молитвы читается тропарь Пасхи:
«Христос воскрес из мёртвых, смертью смерть поправ, и тем, кто в гробницах, жизнь даровав».. (Трижды)
От Вознесения до Троицы начинаем молитвы со «Святый Боже…», опуская все предшествующие.
Трисвятое
Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас. (3)
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.
Молитва Святой Троице
Всесвятая Троица, помилуй нас; Господи, очисти грехи наши; Владыка, прости беззакония наши; Святой, посети и исцели немощи наши, имени Твоего ради!
Господи, помилуй. (3)
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.
.
Молитва Господня
Отче наш, Который на небесах! Да святится имя Твоё; да придёт Царство Твоё; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам сегодня; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас во искушение, но избавь нас от лукавого.
Господи, помилуй. (12)
Придите, поклонимся Царю нашему, Богу!
Придите, поклонимся и припадем ко Христу, Царю, нашему Богу!
Придите, поклонимся и припадем к Самому Христу, Царю и Богу нашему!
Псалом 22
Господь — Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться
Он пасет меня на злачных лугах и водит меня к водам тихим, подкрепляет душу мою, направляет меня на пути правды ради имени Своего.
Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной; Твой жезл и Твой посох — они успокаивают меня.
Ты приготовил предо мною трапезу на виду у врагов моих; умастил елеем главу мою; чаша моя переполнена.
Так, благость и милость Твоя да сопровождают меня во все дни жизни моей, и поселюсь я в доме Господнем на долгие дни.
Псалом 23
Владенье Господне — земля и все, что наполняет ее, вселенная и все живущее в ней,
Ибо Он воздвиг ее на морях и над потоками рек водрузил ее.
Кто взойдет на гору Господню, или кто станет на святом месте Его?
Тот, у которого руки неповинны и сердце чисто, кто не клялся душою своею напрасно и не божился ложно ближнему своему, —
Тот получит благословение от Господа и милость от Бога, Спасителя своего.
Таков род ищущих Его, ищущих лица Твоего, Боже Иакова!
Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы!
Кто сей Царь славы? — Господь крепкий и сильный, Господь, сильный в брани.
Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы!
Кто сей Царь славы? — Господь сил, Он — царь славы.
Псалом 115
Я веровал, и потому говорил: я сильно сокрушен.
Я сказал в опрометчивости моей: всякий человек ложь.
Что воздам Господу за все благодеяния Его ко мне?
Чашу спасения вознесу и имя Господа призову.

Обеты мои, что воздал я Господу, пред всем народом Его исполню.
Драгоценна в очах Господних смерть святых Его!
О, Господи! я раб Твой, я раб Твой и сын рабы Твоей; Ты избавил меня от уз моих.
Тебе принесу жертву хвалы, и имя Господне призову.
Обеты мои, что воздал я Господу, пред всем народом Его исполню.
Во дворах Храма Господнего, посреди тебя, Иерусалим!
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.
Аллилуия. (трижды) И три поклона.
Тропари, глас 8-й
Беззакония мои презри, Господи, от Девы рожденный, / и сердце моё очисти, / делая его храмом пречистого Твоего Тела и Крови; / не отринь меня от Твоего лица, / имеющий безмерно великую милость.
Слава: На причащение святынь Твоих / как дерзну я, недостойный? / Ведь если осмелюсь подойти к Тебе с достойными, / одежда меня обличает, — ибо не в такой идут на вечерю, / и получу осуждение многогрешной души моей. / Очисти, Господи, скверну души моей / и спаси меня, как Человеколюбец.
И ныне: Бесчисленно множество моих, Богородица, согрешений, — / к Тебе я прибег, Чистая, нуждаясь в спасении. / Воззри милостиво на немощную мою душу / и ходатайствуй пред Сыном Твоим и Богом нашим, / да будет мне дано прощение / соделанных мною согрешений тяжких, / единая Благословенная.
(Во время Великого Поста:
Когда славные ученики / при умовении на вечере просвещались, / тогда Иуда
злочестивый, отягченный недугом сребролюбием омрачался, / и беззаконным судьям Тебя, Праведного Судию, предает. / Смотри, любитель стяжаний, / на удавление из-за них стяжавшего! / Беги от ненасытной души, / дерзнувшей на это против Учителя! / Господи, ко всем благой, слава Тебе!)
Псалом 50
Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои.
Многократно отмой меня от нечистоты моей, и от греха моего очисти, отстирай меня,
Ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда пред очами моими.
Пред Тобою, Тобою Одним согрешил я и лукавое пред очами Твоими сделал, так что Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем.
Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя.
Вот, Ты возлюбил правду о сокрытом в сердце моем и показал, что мудрость Твоя знает все, что внутри у меня.
Окропи меня иссопом, и стану чист; омой меня, и буду белее снега.
Дай мне услышать радость и веселие, и возрадуются кости, Тобою сокрушенные.
Отврати лицо Твое от грехов моих и изгладь все беззакония мои.
Сердце чистым сотвори во мне, Боже, и дух правды обнови внутри меня.
Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня.
Верни мне радость быть спасенным Тобою и Духом владычественным укрепи меня.
Научу заблудших путям Твоим, и согрешившие к Тебе возвратятся.
Избавь меня от кровавой доли, Боже, Боже спасения моего, и язык мой восхвалит правосудие Твое.
Господи! открой уста мои, и уста мои возвестят хвалу Тебе:
Ибо жертвы Ты не желаешь, — я дал бы ее; всесожжения не угодны Тебе.
Жертва Богу — дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже.
Облагодетельствуй, Господи, по благоволению Твоему Сион; воздвигни стены Иерусалиму:
Тогда благоугодны будут Тебе жертвы оправдания, возношение и всесожжение; тогда возложат на алтарь Твой тельцов.
Канон, глас 2-й
Песнь 1
Ирмос: Придите, люди, / воспоем песнь Христу Богу, / разделившему море и проведшему народ, / который Он вывел из рабства египетского, / ибо прославился.
Припев 1: Сердце чистым сотвори во мне, Боже, и дух правды обнови внутри меня.
Хлебом жизни вечной / да будет мне Тело Твоё святое, благосердный Господи, / и драгоценная Кровь — / от недугов многообразных защитой.
Припев 2: Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня. .
Оскверненный делами непристойными, несчастный, / недостоин я, Христе, причащения / Твоего пречистого Тела и божественной Крови, / которых меня удостой.
Припев 3: Пресвятая Богородица, спаси нас.
Земля благая, благословенная Божия Невеста, / Колос израстившая невозделанный и спасительный миру, / сподоби меня, Его вкушая, спасаться.
Песнь 3
Ирмос: На скале веры меня утвердив, / широко раскрыл Ты уста мои против врагов моих, / ибо возвеселился дух мой, воспевая: / «Нет святого, как Бог наш, / и нет праведного более Тебя, Господи!»
Сердце чистым сотвори во мне, Боже, и дух правды обнови внутри меня.
Капли слез подай мне, Христе,/ скверну сердца моего очищающие, / чтобы добросовестно очищенным / приступал я с верою и страхом, Владыка, / ко причащению божественных Даров Твоих.
Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня.
Да будет мне в прощение согрешений / пречистое Тело Твоё и божественная Кровь, Человеколюбче, / в Духа же Святого общение и в жизнь вечную, / от страстей же и скорбей — в избавление.
Пресвятая Богородица, спаси нас.
Пресвятая, трапеза Хлеба Жизни, / свыше по милости сошедшего / и миру новую жизнь дающего, / удостой и меня ныне, недостойного, / со страхом вкусить его и жить.
Песнь 4
Ирмос: Ты пришел от Девы не посланник, / ни Ангел, но Сам Господь во плоти, / и спас всего меня, человека. / Потому я к Тебе взываю: / «Слава силе Твоей, Господи!»
Сердце чистым сотвори во мне, Боже, и дух правды обнови внутри меня.
Восхотел Ты, нас ради воплотившись, Многомилостивый, / быть заклан, как овца, за грехи человеческие. / Потому я умоляю Тебя / и мои изгладить согрешения.
Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня.
Исцели души моей раны, Господи, / и всего меня освяти, / и удостой, Владыка, чтобы я, несчастный, / приобщился к Таинственной Твоей Вечере божественной.
Пресвятая Богородица, спаси нас.
Умилостивь и ко мне от Тебя Рожденного, Владычица, / и сохрани меня, раба Твоего, чистым и без порока, / чтобы я, принимая духовный жемчужину, освятился.
Песнь 5
Ирмос: Света Податель и веков Творец, Господи, / во свете Твоих повелений наставь нас, / ибо мы иного бога, кроме Тебя, не знаем.
Сердце чистым сотвори во мне, Боже, и дух правды обнови внутри меня.
Как Ты предрек, Христе, / да будет так и мне, убогому рабу Твоему, / и пребудь во мне, как обещал, / ибо вот, я Тело Твоё ем божественное и пью Кровь Твою.
Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня.

Слово Божие и Боже! / Уголь горящий Тела Твоего / да будет в просвещение мне, омраченному, / и во очищение оскверненной душе моей – Кровь Твоя.
Пресвятая Богородица, спаси нас.
Мария, Матерь Божия, / благоухания священная Скиния, / Твоими молитвами сосудом избранным меня соделай, / чтобы мне причаститься Святынь Рожденного Тобой.
Песнь 6
Ирмос: В бездне греховной носимый, / непостижимую милосердия Твоего призываю бездну: / от гибели Боже меня изведи!
Сердце чистым сотвори во мне, Боже, и дух правды обнови внутри меня.
Ум, душу и сердце освяти, Спаситель, / и тело моё, / и удостой приступить не в осуждение / к Страшным Таинствам, Владыка.
Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня.
Да устранюсь я от страстей / и получу благодати прибавление, / и жизни утверждение / причащением, Христе, Святых Таинств Твоих.
Пресвятая Богородица, спаси нас.
Боже, Святое Божие Слово, / всего меня освяти, / ныне приходящего Божественным Твоим Таинствам, / святой Матери Твоей мольбами.
Господи помилуй (3)
Кондак, глас 2-й
Не возбрани мне, Христе, / принять ныне Хлеб — Тело Твоё / и божественную Твою Кровь; / пречистых Твоих, Владыка, и страшных Таинств причащение / да не в суд будет мне, злосчастному, / но да будет мне в жизнь вечную и бессмертную.
Песнь 7
Ирмос: Кумиру златому мудрые юноши не поклонились, / и в пламя сами вступили и идолов их осмеяли; / среди пламени воззвали — и оросил их Ангел, возвестив: / «Услышана уже уст ваших молитва!»
Сердце чистым сотвори во мне, Боже, и дух правды обнови внутри меня.
Да будет мне ныне причащение / Твоих бессмертных Таинств, Христе, / источником благ, светом, и жизнью, и бесстрастием / и средством к преуспеянию и
умножению добродетели божественной, / чтобы я прославлял Тебя, О единый Благой!
Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня.
Да избавлен буду от страстей, / и врагов, и бед, и всякой скорби, / я, ныне с трепетом и любовью, со благоговением приходящий / к Твоим бессмертным и божественным Таинствам, Человеколюбец, / и поющий Тебе: / «Благословен Ты, Боже отцов наших!»
Пресвятая Богородица, спаси нас.
Спасителя Христа непостижимо уму родившая, / облагодатствованная Богом, молю Тебя ныне я, раб Твой, / чистую — нечистый: / меня, готовящегося ныне приступить к пречистым Таинствам, / всего очисти от скверны плоти и духа.
Песнь 8
Ирмос: В печь огненную / ко отрокам еврейским сошедшего, / и пламя в росу
превратившего Бога, / воспевайте, все творения, как Господа / и превозносите во все века.
Сердце чист сотвори во мне, Боже, и дух правды обнови внутри меня.
Небесных, и страшных, / и святых Твоих Таинств, Христе, / и божественной Твоей и таинственной Вечери / удостой и меня, отчаявшегося, ныне сделаться участником, / Боже, Спаситель мой!
Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня.
Под кров благосердия Твоего прибегнув, Благой, / взываю к Тебе со страхом: / «Пребудь во мне, Спаситель, и я, как Ты сказал, в Тебе; / ибо вот, дерзая на милость Твою, / ем Тело Твоё и пию Кровь Твою!»
Пресвятая Троица, Боже наш, слава Тебе.
Трепещу, принимая огонь, чтобы не сгореть мне, / как воск и как трава. / О страшное таинство! О благосердие Божие! / Как я, глина, Божественных Тела и Крови причащаюсь / и становлюсь бессмертным?
Песнь 9
Ирмос: Безначального Родителя Сын, Бог и Господь, / воплотившись от Девы, нам
явился / омраченных просветить, собрать рассеянных. / Потому мы всеми воспеваемую Богородицу величаем.
Сердце чистым сотвори во мне, Боже, и дух правды обнови внутри меня.
Он благ — Господь: вкусите и узрите! / Ибо ради нас некогда став нам подобным, / и один раз принеся Себя как дар Отцу Своему, / всегда закалывается, освящая причащающихся.
Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня.
Душою и телом да освящусь я, Владыка, / да просвещусь, да спасусь, / да сделаюсь домом Твоим, / через причащение священных Таинств / имея Тебя во мне живущим со Отцом и Духом, / Благодетель многомилостивый.
Верни мне радость быть спасенным Тобою и Духом владычественным укрепи меня
Да будет мне, Спаситель мой, Тело Твоё / и Кровь Твоя драгоценнейшая / как огонь, сожигающий вещество греха / и попаляющий страстей терние, / и как свет, всего меня просвещающий / для поклонения Божеству Твоему.
Пресвятая Богородица, спаси нас.
Бог воплотился от чистой крови Твоей. / Потому всякий род воспевает Тебя, Владычица, / и множества Бесплотных Тебя славят, / ибо через Тебя они ясно увидели над всем Владычествующего, / принявшего природу человеческую.
Достойно есть воистину / прославлять Тебя, Богородицу, / вечно блаженную и всенепорочную / и Матерь Бога нашего. / Честью высшую Херувимов / и несравненно славнейшую Серафимов, / девственно Бога-
Слово родившую, / истинную Богородицу — Тебя величаем.
От Пасхи до Вознесения вместо этой молитвы читается припев и ирмос 9-й песни пасхального канона:
«Ангел возглашал Благодатной: / «Чистая Дева, радуйся! / И снова скажу: Радуйся! / Твой Сын воскрес в третий день из гроба, / и мертвых воскресил». / Люди, торжествуйте! Светись, светись, новый Иерусалим, / ибо слава Господня над тобою взошла! / Ликуй ныне и красуйся, Сион! / Ты же радуйся, Чистая Богородица, / о воскресении Рожденного Тобой.»
Есть также традиция в течение двунадесятых праздников читать припев и ирмос 9 песни праздничного канона – задостойник.
Трисвятое
Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас. (3)
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.
Молитва Святой Троице
Всесвятая Троица, помилуй нас; Господи, очисти грехи наши; Владыка, прости беззакония наши; Святой, посети и исцели немощи наши, имени Твоего ради!
Господи, помилуй. (3)
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.
.
Молитва Господня
Отче наш, Который на небесах! Да святится имя Твоё; да придёт Царство Твоё; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам сегодня; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас во искушение, но избавь нас от лукавого.
Здесь читается тропарь праздника или святого дня.

Или:
Помилуй нас, Господи, помилуй нас, / ибо, не находя себе никакого оправдания, / молитву эту мы, грешные, Тебе приносим, как Владыке: / «Помилуй нас!»
Слава: (здесь читается кондак праздника или святого дня)
Или:
Господи, помилуй нас, ибо на Тебя мы уповаем, / не прогневайся на нас сильно / и не вспомни беззаконий наших: / но воззри и ныне, как Благосердный / и избавь нас от врагов наших. / Ибо Ты — Бог наш и мы – Твой народ, / все мы дело рук Твоих / и имя Твоё призываем.
И ныне: (здесь читается Богородичен гласа)
Или:
Милосердия двери отверзи нам, / благословенная Богородица, / дабы мы, надеясь на Тебя, не постыдились, / но избавились молитвами Твоими от бед, / ибо Ты — спасение рода христианского.
(От Пасхи до Вознесения читаются следующие тропари:
Христос воскрес из мёртвых, смертью смерть поправ, и тем, кто в гробницах, жизнь даровав
Слава: Хотя и сошел Ты во гроб, Бессмертный, но уничтожил силу ада и воскрес как победитель, Христе Боже, женам-мироносицам возгласив: «Радуйтесь!» и Твоим Апостолам мир даруя, Ты, дающий падшим воскресение.
И ныне: Божественная освященная Скиния Всевышнего, радуйся! Ибо чрез Тебя, Богородица, радость подана взывающим: «Благословенна Ты между женами, всенепорочная Владычица!»)
Господи, помилуй. (40)
вторая часть

Молитвами святых отец наших, Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй. Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном.)
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Господи, помилуй. (Трижды.)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Господи, помилуй. (12 раз.)

Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. (Поклон.)

Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон.)

Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. (Поклон.)

Псалом 90
Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небесйаго водворится. Речет Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое. Бог мой, и уповаю на Него. Яко Той избавит тя от сети ловчи, и от словесе мятежна, плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его. Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тме преходящия, от сряща, и беса полуденнаго. Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится, обаче очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши. Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое. Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему, яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою, на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия. Яко на Мя упова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его, долготою дней исполню его, и явлю ему спасение Мое.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа, слава Тебе, Боже (трижды).

Со духи праведных скончавшихся, душу раба Твоего, Спасе, упокой, сохраняя ю во блаженной жизни, яже у Тебе, Человеколюбче.

В покоище Твоем, Господи, идеже вей святии Твои упокоеваются, упокой и душу раба Твоего, яко Един еси Человеколюбец.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу: Ты еси Бог, сошедший во ад и узы окованных разрешивши. Сам и душу раба Твоего упокой.

И ныне и присно и во веки веков. Аминь: Едина Чистая и Непорочная Дево, Бога без семени рождшая, моли спастися душе его.

Кондак, глас 8:
Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная.

Икос:
Сам Един еси Безсмертный, сотворивый и создавый человека: земнии убо от земли создахомся и в землю туюжде пойдем, якоже повелел еси, Создавый мя, и рекий ми: яко земля еси и в землю отъидеши, аможе вей человецы пойдем, надгробное рыдание творяще песнь: Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа.
Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Господи, помилуй (трижды), благослови.
Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас. Аминь.
Во блаженном успении, вечный покой подаждь. Господи, усопшему рабу Твоему (имя) и сотвори ему вечную память.
Вечная память (трижды).
Душа его во благих водворится, и память его в род и род.

Принято решение и уже разработан эскизный проект нового очень интересно задуманного храма Новомучеников и Исповедников Российских на Крови в Сретенском монастыре. Храм должен быть построен и освящен в феврале 2017 года.

Воспитанники ФКОУ В(С)ОШ ГУФСИН России по Красноярскому краю с иконой священномученика Димитрия Неровецкого (Апанского)

Осенью прошлого года, когда шло обсуждение этой идеи в СМИ, возникло желание помогать такому очень важному делу, значимому не только для нашего Сретенского прихода. Но как помогать? Подумалось: посильным делом могло бы стать проведение детского конкурса-фестиваля рисунка и эссе, который будет проходить в это же время – в 2012–2017 годах. Он станет духовным храмом Новомученикам и Исповедникам Российским, который совместно будут созидать взрослые и дети. Участвуя в конкурсе, дети, подростки, юноши и девушки осмысляли бы конкретные, сложившиеся у каждого из них образы исповедничества и новомученичества. Это дало бы новый толчок к развитию детской души. Святитель Феофан Затворник писал: «Чего не сохранила память, того не вообразишь, о том и думать не станешь. Бывает, что мысли прямо рождаются из души, но и они тотчас облекаются в образ. Так что мыслительная сторона души вся есть образная». Поэтому очень важно создание у детей собственных представлений и образов.

Название конкурса пришло очень естественно: «Господь пасет мя и ничтоже мя лишит» – слова псалма 22, который знает и чувствует каждый православный человек. А девизом конкурса-фестиваля рисунка и эссе стали слова патриарха Тихона, сказанные им в конце его земной жизни как напутствие нам: «Не будьте побеждены злом. Побеждайте зло добром!»

С единомышленниками повезло: несколько образовательных учреждений, с которыми я сотрудничала как руководитель опытно-экспериментальной площадки, откликнулись на мое предложение в экспериментальном режиме опробовать этот проект. Кроме того, есть уже и в Москве, и в регионах организации, которые готовы поддержать наш проект. Очень творчески и деятельно включился в это дело В.Н. Гороховатский, председатель Калужского отделения Императорского Православного Палестинского общества. Выразили готовность принять участие в нашем конкурсе гжельцы, хабаровчане, дом творчества подмосковного Красноармейска и многие другие организации. Не раз убеждалась: интересное, нужное дело собирает и объединяет творческих людей.

И вот совсем недавно, за несколько дней до праздника Торжества Православия, из города Канска Красноярского края получены первые отрадные результаты уже проводимой непосредственно с ребятами работы. Приведу достаточно большой отрывок из отзыва директора школы ФКОУ В(С) ОШ ГУФСИН России по Красноярскому краю Валентины Анатольевны Карапчук для того, чтобы было понятно, какая глубокая и содержательная работа с детьми выстраивается благодаря теме нашего конкурса: «Участие в конкурсе-фестивале «Господь пасет мя и ничтоже мя лишит”, посвященном памяти святых исповедников и новомучеников Российских, конечно, было не случайным. Как только мы получили приглашение к участию, началась, можно так сказать, исследовательская работа. Задействованы в подготовке педагогический и ученический коллективы. Откликнулись наши партнеры: МОУ Браженская школа (это сельская школа с богатыми традициями духовно-нравственного воспитания), Канский морской кадетский корпус, Канский политехнический колледж, воскресная школа при Свято-Троицком соборе г. Канска.

Алексей К. Расстрел царской семьи в доме Ипатьева

У нас, к сожалению, нет в школе специалиста изобразительного искусства. Поэтому помочь воспитанникам с рисунками согласилась преподаватель Кадетского корпуса Репина Елена Владимировна – специалист, окончившая иконописную школу при подворье Оптинского монастыря. Оказал помощь и заведующий канцелярией Канского епархиального управления Дионисий Кирса (имеет специальное образование, преподавал в художественной школе). Задействовали библиотеку, интернет, проводили встречи с людьми, которые посвящали ребят в эту тему… Знакомство с документами, очерками, пробуждает нас к осмыслению этих событий. Творческая работа будет продолжаться». Вот так выстраивается работа по подготовке и проведению конкурса.

А особенно отрадно то, что в ходе этой поисковой, краеведческой работы, которой сопровождается конкурс, ребята и их взрослые товарищи и руководители узнают о местночтимых исповедниках. У меня была надежда и уверенность, что серьезная работа приведет к таким результатам, так оно и получилось. Об этом красноречиво говорит еще один отрывок: «Особенно значимым открытием считаем для себя знакомство с местночтимыми исповедниками. До глубины души потрясла история мученической кончины отца Димитрия Неровецкого, который был рукоположен епископом Енисейским и Красноярским 17 апреля 1916 года во иереи Никольской церкви села Апан Абанского района. День почитания священномученика Димитрия Неровецкого (Апанского) определен 23 июня, в день собора Сибирских святых. Поиски места захоронения святого Димитрия продолжаются». Вот такие, казалось бы – «побочные», результаты этого конкурса. Но в том-то и дело, что основная задача конкурса именно эта.

Напитанные и эмоционально, и информационно, ребята сделали рисунки и написали эссе. Особенно близким для них оказался образ святителя Луки. Вот отрывок из эссе Евгения М.: «В современное время мы только и слышим о богатстве и деньгах. Многие их ставят на первое место в жизни. Я не раз задавал себе вопрос: это ли главное и для меня? Но оказывается, можно прожить иначе – как святитель Лука. Он не разбогател на своем поприще, а помог десяткам тысяч людей. С особой теплотой я писал портрет – памятник на красноярской земле – архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого)».

А вот как пишет о святителе Луке Дмитрий К.: «Почему они не отказались от своей веры, до последнего вдоха продолжали исповедовать Христа? Стоило тем людям только отказаться от своих религиозных убеждений, как сразу бы они стали жить вполне нормальной жизнью, без всяких угнетений. Одним из таких людей был архиепископ Лука Войно-Ясенецкий (в миру Валентин Феликсович), ныне прославляемый святой. Куда только ни ссылали архиепископа, он везде с усердием продолжал делать людям жизненно важные операции. Его бывшие ученики рассказывали чудеса об его удивительной хирургической технике. На его амбулаторные приемы больные шли непрерывным потоком. Много скорбей выпало на его долю, но он остался верен Богу.

Когда я рисовал портрет этого человека, я думал о том, что никогда не смог бы выдержать столько страданий и унижений, сколько перенес он. Я прошу у него помочь мне научиться прощать людей, понимать их, не совершать больше преступлений».

Думается, святитель Лука стал для современных ребят таким близким и понятным, потому что его подвижничество кажется возможным и для них тоже в их гражданской обыденной жизни. Евгений М. так пишет об этом: «До сих пор я знал и не сомневался, что служение Богу – это особая миссия человека, совершенно отделенная от обыденной и профессиональной деятельности. Но когда услышал рассказ об удивительных духовных подвигах святителя Луки, мое мнение изменилось».

Еще одна тема, которая интересует и трогает ребят, – это тема прощения. Вот как об этом размышляет Дмитрий Д.: «Я восхищен подвигом новомучеников, пытаюсь проникнуть и понять: в чем сила их духа? Но точно знаю: она не в физической силе, не в грубости и не в богатстве. Она в любви! Любви к Христу, в любви к ближним, в умении прощать. Я сам хочу научиться произносить слово «прости”. Это самое трудное слово, но в нем всё: и любовь, и желание перемириться, понять что-либо и посоветовать. Это слово неземное, его дал нам все прощающий Господь». Вот таким простым и в то же время важным и даже философским размышлениям способствует тема нашего конкурса.

И еще: все, кто принял участие в подготовке конкурсных работ, – и взрослые, и школьники, начинают думать и находить ответы на задаваемые себе вопросы о своей судьбе и соотнесении ее с судьбой и историей России. Вот как смог выразить это в своем эссе Алексей К.: «Шаг за шагом мы возвращаемся к своим православным истокам, культуре, истории. Мы являемся частью наших предков, продолжением их мыслей, поступков, веры…»

Особое место занимают работы, посвященные гибели царской семьи. Алексей К. пишет: «Узнав о судьбе царской семьи, я был поражен их стойкостью, мужеством и тем, с каким достоинством приняли они свою мученическую смерть, хотя была возможность спастись… До последних минут своей жизни мученики молились не только за себя, но и за нас, всех тех, кто жил и будет жить в многострадальной России».

Ребята об этих событиях узнали не на уроках истории, так как при минимальном количестве часов, отведенных на историю в рамках школьной программы, просто невозможно серьезно остановиться на этой и других важных темах. И конкурс-фестиваль дает возможность не формально, а самостоятельно и серьезно узнать об этих событиях и усвоить их смысл и значение. Семен И., размышляя над судьбой царственных мучеников, так пишет об императрице Александре Федоровне: «Терпеливо она переносила все лишения, молясь о спасении. Ей пришлось принять смерть вместе с мужем и детьми. Нам нужно искать своего спасения в том положении, в которое нас поместило провидение, а не строить воздушных замков, воображая, как добродеятельны мы были бы в каком-то другом положении… К спасению нужно стремиться каждый день и каждый час. Работая над ее портретом, я тихо в душе прошу ее направить мою жизнь на правильный путь».

На этом примере видно, как литературная форма эссе позволяет одновременно описать факт, событие, человека и выразить свое личное переживание, сформировать свое отношение к описанному.

Сергей Г. Расстрел царской семьи

Завершая этот небольшой обзор, приведу почти целиком эссе еще одного участника конкурса Андрея М.: «Очень символично, что я начал выполнять свой рисунок 7 февраля. Оказывается, что в этот день Православная Церковь отмечает Собор новомучеников Российских.

Письма новомучеников – старые пожелтевшие листочки. Если их собрать все вместе, то получится письменное наследие для потомков. Даже одно единственное письмо позволяет ощутить характер и черты личности, почувствовать его голос. Пройдя тюрьмы и лагеря, эти люди погибли за веру. Страшные испытания не сломили их. С достойной простотой несли они своей крест до конца, подавая пример многим и являясь немым укором тоже для многих…

Я выбрал эту тему потому, что меня поразило то, о чем писали монахи своим близким из тюрем и лагерей. Как они успокаивали родственников, умоляли не беспокоиться. А как мужественно они переносили все тяготы. Их били, а они молились за тех, кто их бил, молились днями и ночами. Они отдавали свой скудный паек незнакомым им людям, а сами питались молитвами. Это были светлые люди.

Письма новомучеников наполнены добротой, заботой о ближнем. Вот строки одного из писем: «Да будет всегда с Вами помощь Божия, ограждающая Вас от зла, укрепляющая в добре, утверждающая в мудрости первоиерарха, ободряющая в избрании пути истины”. Эти строчки как будто для меня написаны.

Я буду молиться, чтобы Господь помог мне избрать путь истины».

Духовное окормление этого конкурса-фестиваля в Канске осуществляют епископ Канский и Богучанский Филарет и священник храма святых Петра и Павла отец Евгений Разумный. Отец Евгений проводит в школе еженедельно занятия; ребята уже традиционно встречаются с воспитанниками воскресной школы Свято-Троицкого храма.

Сейчас принято ругать молодежь, ее меркантильность, распущенность, но часто ли взрослые говорят с детьми о главном и важном? И часто ли ведется интересный и в то же время серьезный, честный и доверительный диалог с детьми о нашей истории, о судьбах наших соотечественников? Как часто наши дети видят примеры истинных и одновременно простых, но не примитивных чувств и поступков? Вопросы, несомненно, риторические.

Слово «воспитание» образовано от существительного «питание». Воспитание – это постоянное напитывание, насыщение полезным, нужным растущего человека. И если продукты питания родители выбирают, как правило, придирчиво, то в области душевной, а тем более духовной нам всем нужно становиться тем более еще разборчивее. И питать наших детей истинными ценностями отношений и переживаний.

Будем надеяться, что конкурс-фестиваль «Господь пасет мя и ничтоже мя лишит» хотя бы отчасти восполнит духовный голод, даст много новых поводов к тихим и доверительным беседам о человеке, его душе и Духе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *