- Теги:
- Рекомендации специалистов
- 3-7 лет
- 7-12 лет
- дети в семье
- семейные отношения
Как часто мы слышим от мам и пап: «У нас непослушный ребенок»… И какой родитель не грезит закончить наконец этот «праздник непослушания» и, точно по мановению волшебной палочки, сделать свое чадо кротким и смирным? Приблизить родителей к исполнению мечты поможет детский нейропсихолог, учитель начальных классов с 20-летним стажем Ольга Беляшова. Эксперт дала несколько рекомендаций относительно того, как сделать ребенка послушным, и рассказала, нужно ли вообще совершать это «волшебство».
Содержание
Не забывайте, что для детей вы — главный пример для подражания
Как сможет мама, перебегающая дорогу на глазах у ребенка на красный свет, научить его переходить ее на зеленый? Или если папа ест на улице немытое яблоко, почему это не должен делать малыш? Чтобы избегать таких противоречий, родители должны следить за своим поведением. Если запрещаете что-то ребенку, запретите это и себе. Помните, что ваш пример для него гораздо важнее любых слов.
Учитывайте желания ребенка
Часто родители требуют от ребенка постоянного послушания и бывают недовольны, когда он реагирует на это недолжным образом. Например, вместо того, чтобы быстро умыться, начинает баловаться с водой или упорно продолжает собирать конструктор, несмотря на просьбы отправляться спать. В данном случае дело не в непослушании, а в том, что у ребенка есть свои собственные желания, которые он, естественно, ставит на первый план и искренне не понимает, почему должен их отложить ради вашего намерения вовремя уложить ребенка спать. В этом случае сталкиваются родительские и детские интересы, которые необходимо учитывать как с одной, так и с другой стороны. Специалисты советуют составлять распорядок дня для ребенка (лучше в красивом оформлении с крупными веселыми картинками). Это, пусть и не сразу, но все же приучит его к дисциплине и организованности. Относитесь терпеливее к тому, что в первое время ребенок будет игнорировать ваши напоминания о том, что, например, по распорядку сейчас нужно идти умываться. Позже станет намного проще.
Делите информацию на части
Целиком пирог съесть сложно. Разрезав же его на кусочки, мы сделаем процесс потребления лакомства удобным и приятным. Так же и с информацией. Большой объем — словно лабиринт для ребенка, в котором он блуждает и не знает, как найти выход. Помогайте ему: дробите информацию. Дождитесь, пока он закончит с одним действием, и только потом называйте другое. Например: «Разуйся» — ждите, пока действие будет выполнено; «Сними куртку» — вновь ждите; «Помой руки» — и так далее. Избегайте цепочек: «Разуйся, сними куртку, иди в ванную, помой руки…».
«Спокойствие, только спокойствие…»
Существует ли родитель, не знающий расхожую фразу «Спокойная мама — спокойный малыш»? В ней заключен глубокий смысл, ведь на любое проявление родительской нетерпеливости и паники ребенок может отреагировать слезами и криком. Дети чувствуют их на интуитивном уровне. Поэтому сохраняйте спокойствие и старайтесь избегать ситуаций стресса. Например, будите ребенка раньше, если знаете, что он медлительный и может очень долго собираться в детский сад.
Слишком послушный ребенок — это… неправильно!
Удивительно, но это факт! Ребенок, который находится в полном подчинении у родителей, рискует навсегда потерять собственное «Я». А это приводит к неумению отстаивать свои позиции и интересы, к ведомости и даже к вероятности попасть в дурную компанию. Поэтому если вы заметили, что малыш всегда и во всем с вами соглашается, измените свою линию поведения (и не забудьте сохранить спокойствие!). Учите его принимать решения, брать на себя ответственность, отстаивать свои интересы, а чтобы он смог найти свое «Я» и реализоваться в какой-то деятельности, отдайте его в творческий кружок (например, в театральную студию).
Вывод: будьте спокойным, терпеливым и внимательным родителем. Следите за своим поведением, требуйте от ребенка то, что исполняете сами, и не забывайте о детских интересах, потребностях и желаниях.Часто без видимых причин ваш ребенок начинает капризничать и делать все наперекор. В чем причина? Ответ на этот вопрос поможет узнать новый тест от Я – Родителя Пройти тест
Рекомендации для родителей «Как приучить ребенка вас слушать и слушаться»
Педагог-психолог Центра Тюкалова Наталья Николаевна предлагает ряд рекомендаций по выстраиванию взаимоотношений с детьми, как научить их слушать и слышать взрослых.
Есть ли у вашего ребенка привычка вас слушаться?
«Слушаться или не слушаться родителей» — это определяется не только тем, что и как говорят родители, это определяется еще и просто привычками ребенка. Есть дети, у которых привычка бездумно слушаться всех, а есть дети, у которых привычка так же бездумно не слушаться никого. Слушаться «всех» или «никого» — одинаково плохие привычки, а вот привычка слушаться избирательно, а именно слушаться родителей — отличная привычка!
Приучите вашего ребенка вас слушать и слушаться, и у вас появится ваш родительский авторитет, у вас появится возможность воспитать из вашего ребенка развитого и думающего человека.
Сложно ли добиться, чтобы у ваших детей появилась такая привычка? Многое зависит от возраста: подростка приучить слушаться родителей – сложно, для многих мам почти нереально (папы чаще силовики и поэтому проще решают эти вопросы), а выработать такую привычку у маленького ребенка — задача решаемая. В принципе, чем раньше вы начнете вырабатывать у вашего ребенка привычку вас слушать и слушаться, тем вам будет проще.
Самый простой метод, который вам в этом поможет, это метод «Восьми шагов». Идея его в том, чтобы приучать ребенка слушать, начиная с самых простых, элементарных вещей, и постепенно шаг за шагом переходить к вещам более трудным. От простого — к сложному. Возраст, в котором алгоритм «Восьми шагов» работает наилучшим образом — от 2 до 12 лет. После 12 лет ребёнок уже должен стать вашим другом и помощником, вы осуществляете уже не столько его воспитание, а помогаете ему в его самовоспитании, помогаете ему лучшим образом решать встающие перед ним жизненные задачи.
А теперь к делу. Что это за шаги?
Шаг 1: Пристройка.
Как говорил Король из сказки Антуана Сент-Экзюпери «Маленький принц», управлять восходом солнца легко, нужно только знать, когда восход происходит. Скажите в нужный момент: «Солнце, поднимайся!», и вы станете властелином восходящего солнца… Также и ребенок: если ребенок вас пока не слушается, он все равно что-то делает. Идите от того, что есть, пристраивайтесь к тому, что он делает, и направляйте его активность в нужную вам сторону.
Ребенок бегает, вы ему кричите: «Молодец, быстрее, быстрее!» — он радостно добавляет скорости.
Сели за стол, вы знаете, что ребенок любит, к чему он все равно будет тянуться. Опередите его: «Бери свои любимые хлебцы!» Вы сказали — он взял.
Маленький Никита любит хлопать в ладошки. «Как Никита хлопает в ладоши? — Умница, Никита! А теперь, Никита, покажи, как гудит машина! … Замечательно!» — вы приучаете его делать то, что вы ему говорите. Ему полтора года, и он уже приучается вас слушать и слушаться.
Не можешь справиться — возглавь. Не можете (пока) управлять поведением ребенка — пристраивайтесь к тому, что он все равно делает, и что хочется делать ему самому.
Шаг 2: Приручение: приучить приходить, когда зовут.
Вы знаете, что такое «привадить»? Рыбак кидает в речку подкорм — приваживает рыбу. Когда древний человек решил приручать диких собак, он также начинал с приваживания, затем начинал их подкармливать, после — поглаживать, а постепенно приучил их подбегать к нему, когда он их зовет. А вы своих детей уже приручили? Они прибегают к вам, когда вы их зовете? Если ваши дети — еще «дикие», начинайте, как древний человек, с их приручения.
Ваш ребенок любит «хрумкать» яблочки или грызть печеньки: ваша задача сделать так, чтобы доступ к этим сладостям был не свободным, а только через вас. В вазочке этого нет, а вы ребенку это дать можете. Теперь вы не дожидаетесь, пока он начнет у вас клянчить, а сами, выбрав хорошее время, объявляете: «Кто хочет вкусное яблоко, быстро бежит ко мне!», «Печеньки, печеньки, вкусные печеньки для послушных детишек». Дети бегут, вы их угощаете и гладите по головке: «Молодцы, как вы быстро прибегаете к маме!». Вот охота и состоялась — вы уже приучаете детей приходить к вам, когда вы их зовете.
Приваживайте к себе вашего ребенка — и хвалите его, когда он к вам приходит! «Привадой» может быть не только еда, а все, что нравится ребенку: и выдавить крем на торт, и порезать хлеб, и время, когда вы можете поиграть с ребенком в игры, которые он любит. «У мамы есть пять минут! Кто быстро прибежит, может с нею поиграть в жмурки!». Важно: если ребенок прибегает, вы это подкрепляете: даете «приваду» и хвалите. Если ребенок не торопится прибегать, приходит потом и требует, вы «приваду» не даете: «Всё! Всё уже кончилось!», но подсказываете: «Когда мама зовет, надо прибегать быстро!». Приучайте ребенка выполнять ваши просьбы, подкрепляя это радостью.
Шаг 3. Учимся договариваться.
Ваш ребенок будет разумным, а не капризным существом, если вы будете его учить пользоваться разумом. А для этого не жалейте время, объясняйте ребенку, что хорошо и что плохо — и учите его договариваться. Можете пробовать разговаривать с ребенком даже в два года, а если вашему ребенку три годика — это уже обязательно. Учите ребенка договариваться и выполнять договоренности!
Вы с ребенком на детской площадке, вам пора уходить, а ребенок уходить не хочет, ему хочется играть еще. Просто скомандовать? — Ребенок может начать протестовать. Что делать? Договариваться. Первая договоренность — перед тем, как прийти на детскую площадку. «Ты хочешь пойти на детскую площадку, но долго мы играть там не можем, мне нужно будет вернуться домой, готовить обед. Ты обещаешь мне, что когда я скажу что нам пора, ты не будешь плакать, а попрощаешься со всеми детьми и пойдешь со мной домой? Ты меня не задержишь?» Второй разговор — когда вам пора уходить. Скорее всего, ребенок начнет ныть: «Мам, я еще немного!». Тут ваша задача спокойно отрезать его от играющих и обсудить, как в такой ситуации вести себя правильно. «Если обещал, что не будешь плакать, когда нужно идти домой — плакать нельзя. Иначе, как же тебе будут верить в следующий раз?»
Тут важно, чтобы уважение к договоренностям поддерживали все близкие взрослые, позиция одна: «Договорились — нужно выполнять. А кто не выполняет договоренности — тот нарушитель, каприза и маленький, ничего серьезного ему разрешать нельзя». Мы договариваемся и не капризничаем.
Шаг 4: Нет капризам.
Послушный ребенок не только ДЕЛАЕТ то, о чем вы его просите, он еще ПЕРЕСТАЕТ ДЕЛАТЬ то, что вам не нравится. Ребенок пробует бороться с волей родителей через свои капризы и истерики, и ваша задача на этом шаге — перестать на них как-либо реагировать. Приучайтесь делать свои дела, не реагируя на капризы ребенка — в тех случаях, когда в своей правоте уверены вы сами и знаете, что вас поддержат все.
Вы все торопитесь на поезд, собираете вещи. В этом случае капризы ребенка «Ну поиграй со мной!» будут легко проигнорированы всеми, включая бабушек. Приучайте ребенка к тому, что есть дела важные. Приучите ребенка к понятию: «Это важно». Если вы присели перед ним и, глядя ему в глаза, держа его за плечики, спокойно и твердо говорите: «Взрослым сейчас нужно собираться, а поиграем мы с тобой позже. Это важно!» — то скоро ребенок начнет вас понимать. Это — важно!
Шаг 5: Требования.
Ваш ребенок уже быстро прибегает к вам, когда вы его зовете с чем-то вкусненьким, перестал капризничать и уже не устраивает истерик. Как правило, он сделает то, о чем вы его попросили, но он еще не привык к тому, что вы можете от него что-то всерьез требовать. Просьбы — мягкие, а требования — жесткие и обязательные. Вот прямо так и слушаться? На этом шаге снова действуйте последовательно, но аккуратно, вначале требуйте минимум и только тогда, когда вас поддержат все.
Ребенок уже достаточно подрос, чтобы… не отнимать игрушку у чужого ребенка, чтобы поднять упавшую варежку самому, чтобы положить кашу себе в рот самостоятельно… — Всегда ищите те моменты, когда ваши требования будут поддержаны всеми окружающими, даже бабушками.
Если ваших требований для ребенка многовато, если он не успевает за вашими многочисленными требованиями, либо вы не имеете поддержки окружающих — не давите. Как и политика, воспитание — искусство возможного. Сам Наполеон учил своих полководцев: «Отдавайте только те приказы, которые будут выполнены».
Тем не менее, постепенно убирайте «приваду» как нечто обязательное, начинайте звать ребенка уже без того, чтобы наградить его чем-то вкусным. Ребенка пора приучать к тому, что если мама (тем более папа) его зовут, нужно приходить просто потому, что его позвали. Если он сразу не идет — повторили, но добились. А теперь обратили его внимание на то, что вам пришлось его ждать, и попросили приходить, когда мама зовет. Не надо ругаться, просто скажите: «Когда мама зовет, надо приходить сразу!», — и поцелуйте! Потихоньку ваш ребенок начнет это усваивать.
Шаг 6: Обязанности.
Требования — разовые, а обязанности — это система постоянных требований к ребенку. Пришла пора приучать ребенка к тому, что у каждого члена семьи есть свои обязанности, и он должен участвовать в семейных делах наравне с мамой и папой. Объяснив это ребенку, начинайте уверенно давать ему задания, но и здесь действуйте постепенно: пусть вначале выберет себе обязанности по силам, пусть он делает то, что ему несложно или тем более даже немного хочется.
Это шаг, более трудный для мам, чем для ребенка. Мамам очень хочется сделать все самим, «не напрягать» ребенка. Так вот, уважаемые мамы, родители, позаботьтесь о том, чтобы у ребенка всегда были дела, которые ему нужно делать по вашей просьбе. У ребенка не должно исчезать понимание, что у него есть задания, и он это должен делать. Убрать за собой постель, унести за собой чашку, помыть посуду, сбегать в магазин — скорее всего, вам все это проще и дешевле сделать самостоятельно, но вы — воспитатели, поэтому ваша задача удержать себя, не делать самим, а каждый раз поручать это ребенку.
Вначале ребенку приходится напоминать о его обязанностях, через какое-то время обязанность должна полностью лечь на самого ребенка. Помнить о своих обязанностях — тоже обязанность ребенка!
Шаг 7: Самостоятельность.
Когда ребенок уже знает, что такое обязанности, приходит пора приучать его к самостоятельности. Умение подчиняться — основа умной самостоятельности. Самостоятельность послушного ребенка в том, что вы можете уверенно давать ему трудные задания, понимая, что он их выполнит вполне самостоятельно, без вашей помощи и подсказок. Это уже не просто «Сходи в магазин» или «Вынеси ведро», а «Собери все вещи, которые будут тебе нужны в походе», «Бабушке нужно помочь на даче вскопать огород», «Заболел зуб? Звони в поликлинику, узнай, как работает врач, сходи и вылечи зубы». Как обычно, не все будет складываться сразу, вначале ребенок будет нуждаться в ваших подсказках, помощи и поддержке, но чем чаще он начнет успешно справляться с трудными поручениями, тем быстрее у него проснется вкус к самостоятельности. Итак, двигайтесь от простого к сложному, от подсказок плотных, частых и конкретных к подсказкам редким и общего плана, и постепенно переходите ко все более трудным и самостоятельным заданиям, на самом позитивном фоне, с мелкими нерегулярными подкреплениями и редкими крупными.
Шаг 8: Ответственность.
Ну вот, остался последний шаг — ответственность. Если вы поручаете ребенку ответственное дело, за это, в случае прокола, придется расплачиваться или ребенку, или вам. Но дети растут, приходит пора знакомить их с ответственностью, и вы теперь поручаете ребенку не просто дела, а ответственные дела: те, за которые нужно отвечать перед другими людьми или, просто, за ошибки расплачиваться.
Вы поручили ребенку расставить на столе дорогой сервиз. Или — положить деньги в банк. Или — привести маленькую сестренку из садика… Не разобьет? Не потеряет? Не забудет?
Берясь за ответственное дело, ребенок уже знает цену ошибки, и относится к поручению ответственно: все продумает, запомнит, проследит и проверит, а по итогам вам обязательно доложит. Когда ребенок научится и этому, вы можете гордиться — перед вами уже достаточно взрослый человек. Вы — воспитали ответственного человека! Помните, а начиналось все с тихих, аккуратных пристроек к совершенно непослушному ребенку?
Конечно, и после этого никто не пообещает вам, что ваши дети станут ангелами и никогда вас не ослушаются. Это может произойти случайно, иногда — намеренно. Как на это реагировать? Спокойно. Если вы действуете грамотно, этот вопрос вы решите без труда.
Мы уже поговорили о приятных благословениях, обещанных Богом для тех, кто исполняет пятую заповедь, об осуждении тех, кто не исполняет. Мы узнали, что дети всю жизнь должны почитать своих родителей, но в практическую плоскость этой заповеди так и не перешли. Сегодня мы поговорим о том, как показывать своим родителям, что мы их почитаем, особенно, когда мы уже в зрелом возрасте. Сегодняшний разговор будет немного «по верхушкам», а в следующей статье мы обратимся к опыту людей, чтобы найти конкретные способы оказать честь.
Почитайте и слушайтесь
В обоих описаниях Десяти заповедей (в книге Исход и книге Второзаконие) Бог предписывает детям «почитать отца и мать». Нет там ни слова о послушании. Тем не менее, когда мы читаем о применении заповеди в Библии, мы видим, что послушание является ключевым компонентом почитания, которое дети должны проявлять к родителям. Закономерен вопрос: а послушание родителям временно или не зависит от возраста детей? Всегда ли почтение требует послушания? Если я стремлюсь почитать своих родителей, должен ли я слушаться их всю свою жизнь? Для ответа на этот вопрос следует, пожалуй, изучить почтение и послушание, чтобы понять, чем они похожи и в чем их отличия.
Слушайся
То, что пятая заповедь от нас не требует имеет такое же важное значение, как и то, что она не требует. В пятой заповеди нет слов: «Слушайся своих отца и мать». Там говорится: «Почитай отца и мать». И все же Библия ясно дает понять, что послушание родителям очень важно. Мы встречаем «язык послушания» во многих толкованиях и применениях пятой заповеди. Но при более пристальном изучении этой темы становится понятно, что все упоминания послушания применены в контексте зависимых от родителей молодых детей. Когда же речь заходит о взрослых детях, язык меняется на разговор об уважении и заботе. Таким образом, послушание – это одна из форм почтения, подходящая для маленьких детей.
Все дети должны почитать своих родителей. Но когда дети молоды, почтение родителей принимает форму послушания. Поэтому Павел толкует пятую заповедь для молодых детей (Еф. 6:1-3 и Кол. 3:20): «Дети, повинуйтесь своим родителям». Повиноваться – это значит подчиняться воле человека, который имеет авторитет, соблюдать его требования и выполнят его просьбы. Это, как мы учим наших детей, значит: «Сделай сейчас, сделай хорошо и с радостным сердцем». Послушание – это детский способ почитать родителей.
Родители вправе ожидать и требовать от детей повиновения, а дети вправе показывать почтение родителям через это послушание. Именно послушание родителям учит детей подчинению другим властям, включая Самого Бога. Именно через родительское воспитание и наказание дети готовятся к размеренной жизни в этом мире. Джон МакАртур хорошо это формулирует: «Дети, уважающие и слушающиеся своих родителей построят общество, в котором правит порядок, гармония и плодотворность. Поколение недисциплинированных, непослушных детей произведет общество хаоса и разрушения».
В случае с родителями и их молодыми детьми послушание задумано как временная мера, которая длится, пока дети живут на иждивении своих родителей. Детство – это период обучения под руководством родителей. Родители заставляют своих детей слушаться, чтобы дети научились уважению и почтению, чтобы оставшуюся жизнь почитали родителей, учителей, руководителей и правительства. Обучив своих детей послушанию родители пожинают пожизненное почтение.
Почитай
Что значит почитать? Что такое честь? В библейском контексте слово честь указывает на вес или значение. Для почтения родителей мы признаем их ценность для нас или ценность наших с ними отношений. Джон Куррид объясняет это так: «Дело в том, что дети не должны допускать несерьезного отношения к родителям, не должны допускать несерьезных мыслей о них. Родители – это серьезно. Родители представляют для нас огромную ценность». Идею о том, как выглядит почтение к родителям, можно почерпнуть из отрывков, где упоминается суд над теми, кто родителей не почитает. Это отрывки из гражданского закона и книг мудрости, которые мы уже прочитали в прошлый раз: Лев. 20:9, Пр. 30:17 и т.д.
Что мы там читаем? Дети, не чтящие своих родителей, мятежны и противятся наказанию, которое могло бы вывести их из мятежного состояния. Выражаться это может в ругани, проклятиях и насмешках над родителями. Такие дети могут даже проявлять физическую жестокость по отношению к отцу и матери. Если мы обратимся к Новому завету, мы увидим, что отказ от исполнения пятой заповеди может выражаться и в отказе заботиться о родителях, об их физических и финансовых нуждах (Мк. 7:8-13, 1 Тим. 5:8).
Таким образом для почтения своих родителей мы должны уважать и благоговеть перед ними, относиться к ним с добротой и нежностью. Мы должны быть уверены, что они получают все необходимое, и даже заботиться об их нуждах. Деннис Рейни пишет: «Почтение – это особое отношение, подкрепленное действиями. Все они говорят родителям об одном: вы ценны и достойны, вас поместил в мою жизнь Сам Бог». Все это и даже больше помещено в это простое слово: почтение.
Слушайся сегодня, почитай всегда
Необходимо поразмышлять на тему «почему согласно пятой заповеди требуется почитание, а не послушание». Я убежден, что причин тут две: в какой-то момент мы уже не обязаны слушаться родителей, а еще, даже до наступления этого момента, бывают ситуации, в которых мы не можем и не должны подчиняться им. Другими словами, бывает, что иногда неподчинение родителям – это тоже форма почтения.
Конец послушания. Приходит время, когда подчинение родителям становится неуместным. Задача родителей – вырастить своих детей независимыми, способными жить без родительской опеки. В большинстве случаев отношения родители-дети меняются со вступлением в брак, когда «оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей» (Быт. 2:24). Получая независимость от своих родителей ребенок покидает их надзор и руководство. Он больше не должен слушаться так, как это делал раньше.
Грех подчинения. Довольно часто случается, что послушание будет грехом. Например, когда родители приказывают детям согрешить или приказывают проявить непослушание Богу или властям. Когда такое просиходит, ребенок должен проявить непослушание родителям, дабы проявить послушание высшей власти. А иногда родители требуют послушания от взрослых детей. Иногда требования послушания сопровождаются оскорблениями и насилием. В таких случаях ребенок не обязан подчиняться.
Именно поэтому заповедь звучит как «почитай отца и мать», ведь послушание уместно не всегда, а иногда даже было бы греховным. Почтение же к родителям должно сопровождать всю нашу жизнь.
Совершенное почтение, совершенное послушание
Бог не оставил нас без библейского примера почитания и послушания. Оба эти примера нам даны в Иисусе Христе. Будучи Богом, Он был рожден в семье земных родителей, которых Он добровольно, радостно и совершенным образом чтил и слушался. В Евангелии от Луки 2:51 мы читаем: «И Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них». Мы видим, как уже перед смертью, Иисус заботится о своей матери: «Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Же́но! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе» (Ин. 19:26-27).
Подобно тому, как Иисус чтил и слушался своих земных родителей, Он почитал и слушался Своего Небесного Отца. Во всех своих делах Он хорошо говорил об Отце, отдавал Ему славу и исполнял Его волю. Разумеется, Он проявлял послушание Своему Небесному Отцу: «Смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп. 2:8).
Не теряя самостоятельности или достоинства Иисус почитал и подчинялся. Если мы желаем почитать и подчиняться родителям, мы должны узнать об Иисусе. Если мы хотим, чтобы наши дети слушались и почитали нас, мы должны рассказать им об Иисусе. Он, как и всегда, является лучшим примером исполнения Божьего закона.
Заключение
В следующей статье мы поговорим о культурных особенностях понимания почитания родителей. Позже мы поговорим и о случаях, когда почитать своих родителей особенно тяжело. Мы так же поговорим о практических советах, которые помогут лучше представлять, каким образом можно чтить отца и мать. И, разумеется, уместен был бы и разговор о том, как нам самим быть родителями, достойными почтения.
Закончим давайте на радостной ноте. Мы уже знаем, что в почтении к родителям есть два великих благословения: длинная жизнь и хорошая жизнь. Если покопаться в Новом завете, можно раскопать еще одно великое благословение: «Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу» (Кол. 3:20). Наше почитание родителей радует Бога! Почему? Потому что чтя отца и мать мы чтим Самого Бога, давшего нам этих родителей. Поэтому позвольте мне попросить вас сегодня подумать о способах проявить почтение к вашим родителям. Ведь это угодно Богу и прославляет Его.
Исследования молодых ученых
Е. А. Мануйлова
Послушание детей как историкопедагогическая проблема
УДК 37.018.1 ББК 74.03(0)
в статье дается историко-педагогический анализ и педагогическая интерпретация воспитания послушания (православный и светский аспект) в традиции семейного воспитания.
Ключевые слова: послушание; семейное воспитание; история педагогики.
E. F. Manuylova
Children’s obedience as a historico-
PEDAGOGICAL PROBLEM
Key words: obedience, family upbringing, history of pedagogy.
Семья в начале XXI в. оказалась в идеологии, в смешении понятий «об-
сложном положении из-за утраты целей разование» и «воспитание». многие
воспитания подрастающего поколения. образовательные учреждения с удов. И. Слободчиков видит истоки вольствием сняли с себя ответствен-
проблемы в отказе от директивной ность за воспитание детей и сосре-
доточились на обучении. В XIX в. существовали дополнительные институты воспитания: семья, церковь, деревенская община, сословие, дворянская усадьба и др. Эти институты достраивали человека до полного образования во всей целостности человеческой реальности. «Сегодня в многонациональном российском обществе, по мнению В. И. Сло-бодчикова, — воспитание гражданских ценностей и нравственных качеств личности приобретает стратегическое значение» .
Перед семьей стоит задача — воспитание подрастающего поколения, передача ему накопленного веками социального и иного опыта. Но актуальным является вопрос, а как его передать?
На Руси детей воспитывали в послушании семье, почитании старших и уважении младших. Послушание являлось набором нравственных правил. Сегодня послушание рассматривается как «атавизм», тормоз развития креативных способностей ребенка.
Теоретики свободного образования, скажут, что послушание — это насилие над личностью растущего ребенка. Л. Н. Толстой утверждал, что послушание незаконно, так как воспитатель из ребенка хочет сделать себе подобное.
Посмотрим на послушание под иным углом зрения.
Послушание — это состояние человеческого бытия, при котором человек находится в ладу с самим собой, ибо послушный человек усвоил правила жизни общества и умеет реализовать себя в нем. Мы предла-
гаем взглянуть на послушание как на потенцию человека. Послушание имеет уровни и пути развития. Речь идет не о механическом послушании, когда ребенок слушается из страха быть наказанным. Мы говорим о послушании внутреннем, которое и есть путь к свободному волеизъявлению, к свободному выбору траектории жизни и пути развития. Основы отношения к послушанию как должному закладываются в семье, в процессе семейного воспитания.
Представленный материал — результат историко-педагогического анализа и педагогической интерпретации воспитания послушания (православный и светский аспект) в традиции семейного воспитания.
Светский аспект послушания в семье, согласно Л. Кольбергу, — это сознательная готовность повиноваться, выполнять указания старших, первая ступень дисциплинированности, первый уровень принятия морали. Послушание основывается на любви и уважении детей к родителям, воспитателям, признании их авторитета. Это согласие с миром родителей, с миром, в котором ребенок живет. «Но это не есть послушание отдельному человеку, закону, правилу. Это — априорная готовность ребенка к воспитанию» .
Православная педагогика дает представление об амбивалентном, неравновесном и антиномичном характере воспитания послушания в семье, утверждает, что послушание может быть понято лишь как противоречивое явление, имеющее в светской интерпретации жесткое определение,
зачастую сравнимое и противопоставляемое насилию (дисциплине).
Проанализируем некоторые высказывания Н. И. Пирогова, П. Ф. Каптерева, П. Д. Юрке-вича, А. Н. Острогорского, Н. В. Казьмина, В. В. Зеньковского, И. А.Ильина,П. П. Блонского, отражающие педагогические взгляды на состояние семейного воспитания, а также выдержки из «Новгородских епархиальных ведомостей». На основе сопоставления взглядов историков педагогики и анализе историко-культурной динамики православного и светского семейного воспитания выделим проблемы, методы и средства в воспитании послушания.
Для предотвращения религиозной нетерпимости, с точки зрения Н. И. Пирогова, необходимо, чтобы религиозные поучения были не столько догматического, сколько назидательного характера; чтобы родители не столько вдавались с детьми в указание разностей в религиозном учении разных христианских исповеданий и в решение запутанных богословских споров, сколько возбуждали в них сочувствие к религии и сознание того, что религия есть самое высшее достояние и благо человека и что, по слову святого апостола, слава и честь, и мир всякому, делающему доброе.
Н. И. Пирогов писал: «Пусть поймут, что они , ухаживая за колыбелью человека, учреждая игры его детства, научая его уста лепетать и первые слова и первую молитву, делаются главными зодчими общества. Краеугольный камень кладется их руками… Христианство
открыло женщине ее назначение. Оно поставило в образец человечеству существо, только что отнятое от ее груди. Не положение женщины в обществе, — но воспитание ее, в котором заключается воспитание всего человечества, — вот, что требует перемены» . Главной основой воспитания, считал Н. И. Пирогов, является Откровение.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Н. В. Казьмин так писал о воспитании человека: «Не бить его так он совсем из послушания выйдет, непо-четником вырастет» . Здесь звучит тема послушания, характерная для традиции семейного воспитания в русских крестьянских семьях.
П. Ф. Каптерев, анализируя семейное воспитание в Древней Руси, отмечает две его основные составляющие: 1) безусловное повиновение
главе семьи; 2) строгое выполнение религиозных обрядов. Каждый знал свое место и положение. В конце XIX — начале XX в., отмечал он, семья переживает серьезный кризис. Что исчезло? Исчезла целостность руководства семьи. Причины, по мнению П. Ф. Каптерева, заключаются в следующем: 1) иноземное влияние и поклонение иноземным обычаям; 2) колебание родительского авторитета; 3) изменение положения женщины (женщина выходит на поприще служения общественной жизни). Конец XIX — начало XX в. — переходное для всего строя семьи время. Двойной кризис заключался, согласно взглядам П. Ф. Каптерева, в перестройке семьи и перемене характера семейного воспитания: «Нить педагогического предания порвалась, вследствие чего матери
остались без твердых руководящих начал в практике воспитания» .
Одной из главных добродетелей, к которой испокон века приучали детей, отмечал Каптерев, является послушание, т. е. подчинение своей воли чужой, другой воле, какому-нибудь авторитету. Послушание есть состояние неприятное, так как любое живое существо стремится осуществить свою волю, желание руководства детьми необходимо, как и родительский авторитет, но в той мере, в какой дети неопытны, не знают окружающей среды .
П. Ф. Каптерев осуждал искусственность семейного воспитания, считая, что все члены семьи имеют свои права, обусловленные их положением и возможностями, что развивает взаимную ответственность. Средства семейного воспитания послушания: укрепление тела, развитие выносливости, мужества, приучение к труду, к правдивости. «Руководство детьми необходимо родительским авторитетом, но в той мере, в какой дети неопытны, не знают окружающей среды» .
Обратимся к Новгородским епархиальным ведомостям: «Больше наследственности имеет закон подражания. Дети инстинктивно повторяют своих родителей. На их душе остается дурным или хорошим следом каждый взгляд, даже больше — каждая мысль окружающих людей. Детская душа -порождение атмосферы, которая вокруг них. А если кругом разлагающая атмосфера «лжи” или «ржавчины”. «хранение в благопристойности об-
раза своего перед очами чад” — бдительность за собой» . Это то, что нужно для воспитания человеческого в человеке.
А. Н. Острогорский продолжает мысль, что семейные отношения имеют воспитательное значение и «ради детей нам необходимо наблюдать за собою, дети в семье равноправные члены и начинать воспитание детей необходимо с самого себя» .
И. А. Ильин предостерегал: «Мир управляется из детской» . мир не только строится в детской, но и разрушается из нее; здесь прокладываются не только пути спасения, но и пути погибели. «И растут дети — далеко от своих отцов на «верху” и никто не сводит их вниз в область долга, крестоносного служения Богу совестью чистой, и вырастают такими, что сами родители узнают их — Откуда же вы такие? — Сверху. Внизу вы работали, и мы жили как кто хотел, как Бог на душу положит. вы знали, что мы чему-то учимся, где-то бываем, но как мы воспринимаем, где бываем — вы это не знали. Страшно, но ведь, правда, это? Да, жуткая, мучительная. Блюдите, да не призрите малых сих. Придет «день грядущий”, и Судья спросит отцов и матерей: «Я послал вам детей, чтобы их чистота. омыла вашу грязь. Стали ли вы чище и святее от соприкосновения с их небесной святостью?”» .
Духовная сила и духовное крушение все время слагаются и созревают вокруг нас и при нашем содействии или бездействии. Мы должны отдавать себе отчет в том, какая ответственность лежит на нас. Семья есть живая «лабо-
ратория» человеческих судеб — личных и народных, и притом каждого народа в отдельности и всех народов сообща.
Данные примеры иллюстрируют глубокое понимание предназначения семьи, послушания в ней. Важна в первую очередь подготовка матери к делу воспитания и осознанию своей деятельности как долга в воспитании будущего человечества. Роль учительства — просвещение народонаселения. Способствовать осмыслению того, что дети — будущее человечество; «небо, сошедшее на землю» .
Обозначенные концептуальные идеи были рассмотрены в трудах историков педагогики. Они, в частности, полагали, что духовно-нравственный потенциал воспитания в семье заключается в развитии в ребенке способности сознательно подчинять себя не насилию, а свободно признанному авторитету, своей вере, своим убеждениям. Способность признания высшего авторитета задается воспитанием, направленным к свободе, воспитанием свободы выбора, способности принимать решения самому.
У П. Д. Юркевича мы находим следующие виды наказаний, способствующих становлению послушания в ребенке: 1) затрагивающие чувство
чести — открытое порицание, присты-жение; 2) основанные на лишениях -арест; 3) принудительная работа -борьба против лености; 4) телесные наказания. Средства: требование, непосредственное нравственное влияние (наставления, напоминание, предостережение, увещание, совет, просьба).
В. В. Зеньковский основную задачу видел в возможности дать детям
пережить нормально свое детство. Мастерство родителя состоит в поиске личного призвания ребенка.
П. П. Блонский полагал: «Дети приходят в школу из семьи» . В семейной жизни много скрытого, тяжелого, сомнительного. Все, что происходит с жизнью семьи, все отражается на ребенке: квартирный вопрос, обстановка квартиры, даже домовладелец и дворник, «вставка зимних рам», «отопление», «сырость», «плохой воздух» и т. п.; члены семьи (отец — его работа, отец дома, его отношение к детям; мать -ее работа, заботы о детях, как отправляет детей в школу, как готовит обед; домашние и их жизнь, прислуга и ее жизнь; посторонние в квартире, вечер в семье и т. д.; горе и радость в семье; наши знакомые и их жизнь, наши соседи (очень обширная тема); праздники в семье; труд и игры ребенка в семье (одна из самых важных тем); любимцы ребенка и его антипатии; внутренняя жизнь ребенка. «Весь мир, поскольку он отражается в семье» . Целью является ввести ребенка в жизнь нормальной семьи.
П. П. Блонский призывал быть чутким к человеку и именно на человеческую жизнь должен быть обращен взгляд ребенка. Семья должна говорить человеку о человеке. «Только тот знает человека, кто интересуется им; интересуется же им тот, кто живет с ним вместе и любит его» .
Таким образом, классическая педагогика принимает христианское послушание: доверие, веру. Условия послушания — это духовная общность ребенка и родителя, при которой пос-
лушание не будет ущемлять личность ребенка. Послушание Христу не будет ущемлять мою личность.
Принципиальное отличие — в классической педагогике послушание основано на доверии, необходимости стать ребенку другом, близким; в христианской педагогике, в частности, православной, — на вере: «Познайте истину, и она сделает вас свободными». Ребенок не рождается для послушания, а рождается для сознательного принятия закона истины, духовного закона.
Таким образом, послушание основано на вере, духовной общности и доверии, при этом слепая фанатичная вера опасна. Тогда ребенку необходимо обрести веру, и это в рамках православной педагогики, христианской антропологии. В задачу родителя входит ограничение ребенка от страсти к свободе путем склонения ребенка к согласию, поощрению к взрослой жизни. Несомненно, это требует мудрости воспитателя. Родитель должен давать ребенку познавать истину, признать закон. Например, в игре зарождается дисциплина духа, ребенок дисциплинирует себя, делается послушным. Родители оказывают помощь, открывают путь в жизни. Родители — помощники, а не властители. Такой подход настраивает ребенка на духовную связь, приподнимает над собой вверх через ненасилие. Цель светской педагогики — воспитание, приохочивание ребенка к послушанию, у ребенка есть выбор. Послушание в христианском контексте — свободно внутренне, что понимается как духовная свобода.
В послушании ребенок принимает ценности другого человека, чтобы быть
послушным. Так осуществляется связь поколений. Послушание отличается личностным характером и предполагает авторитет личности. Послушание есть постоянное восхождение от рабства через наемничество к сыновству.
Послушание подразумевает необходимость соблюдения иерархии. В противном случае происходит «бунт» детей против отцов, «низших» слоев общества против «высших» ведет к мятежу, революции.
Схожая ситуация наблюдается и на уровне семьи. Там, где дети не слушаются родителей, а те борются между собой за главенство, царит разобщенность и даже враждебность.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Вследствие нарушения иерархии возникают семьи, в которых младшее поколение командует старшим, что развивает множество пороков: эгоизм, своеволие, грубость, черствость, жестокость, лень, безответственность и другие, вредные для нормальной жизни качества.
Противостоять антидуховному и безнравственному воздействию на семью возможно через внедрение модели воспитания послушания в практику семейного воспитания, путь воспитания ребенка — это осознание грани между свободой и ответственностью, свободой и послушанием, умением пользоваться свободой, понимая, что истинная свобода не может быть без элементов послушания.
Поэтому, родители, если вы хотите, чтобы дети ваши были послушны, то уважайте законные авторитеты, сами следуйте их законам и учите этому своих детей. Это основа послушания.
Нужно подчинить себя вышесто-
ящему звену в единой иерархической цепи. Подчинить, чтобы иметь возможность воспринять. Здесь непокорность старшим — это выключение себя из структуры. Без соблюдения иерархии и субординации (подчинения низшего высшему) невозможно никакое общество и никакая система, начиная с семьи и кончая государством.
К серьезно ласковому и нежному отцу дети больше всего питают почтение: одного взгляда его довольно — и послушание готово.
Послушание — вслушивание в себя и другого. Необходимо преодолеть сопротивление в деле воспитания послушания.
Мы предлагаем краткий путь, идя по которому родители могут достигнуть того, что дети их будут послушными. Кому удалось воспитать своих детей послушными, тот исполнил свою обязанность, разрешил свою воспита-
Описок
1. Блонский, П. П. Избр. пед. и психолог: соч.: в 2 т. / П. П. Блонский. — М. : Педагогика, 1979. Т. 1. — 547 с.
2. Ильин, И. А. Дыхание любви (О семье и воспитании) / И. А. Ильин. — М. : Апостол веры, 2007. — 448 с.
тельную задачу. Нам представляется уникальным опыт, пришедший к нам через века. Мы видим возможным заимствование средств и методов воспитания современными родителями, учителями, воспитателями, которые ежедневно имеют дело с воспитанием подрастающего поколения.
Поскольку православие главное место в процессе воспитания отводило семье, то и наиболее глубокий контроль осуществлялся именно над правилами и установлениями семейной жизни. Особо строгое отношение было к духовному облику главных членов семьи — родителей. Считалось, что наиболее эффективные средства воспитания не столько слова, наказания и поощрения, сколько личный пример родителей и сама атмосфера семьи.
И по сей день актуален личный пример родителей, дела которых и слова идут в неразрывной связи.
литературы
, 1908. Вып. 56. — 38 с.
6. Лузина, Л. М. Человек в проблемном поле воспитания / Л. М. Лузина. — Псков : изд. ПГПУ, 2008. — 288 с.
7. О путях жизни. Новгородские Епархиальные ведомости. — 1903. — № 14. — 834 с.
8. Пирогов, Н. И. Избр. пед. соч. / Н. И. Пирогов. — М. : Молодая гвардия, 1953. — 476 с.
9. Слободчиков, В. И. Антропологическая перспектива отечественного образования / В. И. Слободчиков. — Екатеринбург : Информационно-издательский отдел Екатеринбургской епархии, 2009. — 263 с.