Послушник монастыря

Блаженнейший Митрополит Онуфрий

5 ноября 2019 года Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий будет отмечать свое 75-летие.

Информационно-просветительский отдел УПЦ публикует интервью с Блаженнейшим Владыкой журналистам ТК «Интер» к этому юбилею и по случаю 5-летия его Предстоятельского служения. Беседа состоялась в канун Дня Крещения Руси.

Ваше Блаженство, День Крещения Руси называют днем рождения нашего народа. Как Вы думаете — выбор князя Владимира мог быть иным? Само событие было предопределено или же является стечением исторических обстоятельств?

Крещение Руси — это событие, которое для нас имеет огромное значение. Но семя христианства на нашей земле было посеяно еще апостолом Андреем Первозванным в І в. по Рождестве Христовом. Мы знаем из летописей, что он поднялся по Днепру на север и во время этого путешествия остановился на киевских холмах. Он благословил их и сказал пророческие слова, что тут будет град великий и множество церквей, и что в них будет прославляться Имя Божие. Потом он дошел до мест, где ныне стоит Новгород, после чего через земли современных Румынии и Болгарии дошел до Греции, где и отдал свою жизнь за Христа.

Мы знаем, что уже во времена апостолов на том месте, где потом возник Киев, жили люди, и они приняли те семена христианства, которые щедро сеял Первозванный ученик Спасителя. Эти семена жили в нашем народе долгие века. Возможно, они не давали до поры до времени обильных всходов, но это и не удивительно — все развивается постепенно. И вера тоже.

Кто-то скажет, что так было потому, что наши давние предки были людьми дикими, но я бы оспорил это, потому что наши «дикие» предки не сделали никакого зла святому апостолу Андрею. Он проповедовал, говорил о Христе, и его отпустили с миром. А когда пришел к цивилизованному миру языческому — к грекам, они его убили. Распяли. Выходит, они были свирепее нас. Просто случилось так, что в силу каких-то политических, географических обстоятельств их земля дала ростки христианства быстрее. У нас — медленнее.

Святой князь Владимир спровоцировал очень мощный духовный всплеск. Он создал все условия для бурного расцвета христианства. Знаете, весной, бывает, ложишься спать — деревья в одном состоянии, словно замерли в ожидании. А утром встаешь — они уже все покрыты прекрасными цветами. Расцвели за одну ночь. Вот таким был и духовный всплеск при святом князе Владимире.

Князь был авторитетным правителем крупного, сильного государства и хотел лучшего для своего народа. Духовные поиски привели его к принятию Православной веры, и вслед за ним весь народ принял христианство. Эти судьбоносные перемены были обусловлены, во-первых, его внутренним желанием преображения и, конечно же, стремлением перестроить свое государство по образцу передовой тогда державы — Византии. Потому что народ наш был молодой, сильный, государство было богатое, большое. Возможно, внутренней упорядоченности и внешней отшлифованности, как в Византии того времени, у нас еще не было. И вот он взял и то и другое.

Уже традиционным стало по-настоящему народное празднование Дня Крещения Руси — ежегодно и в молебне на Владимирской горке, и в крестном ходе к Киево-Печерской Лавре принимает участие все большее количество людей. Например, в прошлом году, по подсчетам организаторов крестного хода, в нем приняли участие 250 тыс. человек. Мы видим, как с каждым годом поток верующих увеличивается. Почему так происходит?

Это день нашего духовного всплеска. Он для нас очень дорог, потому что в этот день многие наши предки пришли ко Христу. Это великая радость о человеке, который нашел Истину. Он пришел ко Христу, принял Крещение, он стал сыном Божиим и сыном вечного спасения. Потому и чтим мы и празднуем этот день, совершаем каждый год многолюдный крестный ход с Владимирской горки в Киево-Печерскую Лавру. Это говорит о том, что люди ищут духовного общения.

Количество людей, которые желают вот этого общения духовного, ежегодно увеличивается…

Это говорит о том, что люди имеют жажду духовного. Нас с утра до ночи кормят информацией — политическими лозунгами, фактами, идеями, новостями. Конечно, в какой-то мере человеку важно знать, что происходит вокруг, но запрос души человеческой не в том, чтобы знать, где случились землетрясения, где — потопы, где — революция или еще что-то… Истинный запрос человеческой души — узнать о Боге. Узнать свое будущее, узнать, для чего человек создан, каково его предназначение.

Потому люди и собираются в Церкви, выходят на крестный ход и там друг с другом общаются, духовно обогащаются от этого общения, друг друга поддерживают и утоляют свою духовную жажду — жажду слова Божия, жажду молитвы, жажду единения со Христом.

Многие из тех, кто далек от церковной жизни, не понимают, что такое каноническая Церковь. Объясните, пожалуйста, суть проблемы. И почему в канонической Церкви есть благодать, а у раскольнических образований ее нет?

Каноническая Церковь — это общество верующих, которое живет по канонам, то есть по определенным правилам Церкви Христовой.

У каждого государства есть свод правил — конституция. И все граждане должны жить согласно этому документу. Если гражданин живет по конституции, значит у него все хорошо, все гладко, все нормально. Если же он нарушает правила, то его действия называются антиконституционными, и за это человека наказывают.

Церковь тоже имеет свою конституцию — это каноны. Если мы живем по канонам, то называемся канонической Церковью, если же нарушаем каноны, то называемся неканонической церковью, то есть незаконной. Конечно, если человек нарушает каноны церковные, его за это не штрафуют, не сажают в тюрьму — это не наши меры, — но молитвенное и евхаристическое общение с такими людьми пресекается. Мы таким способом отсекаем их от себя, отделяем себя от них ради сохранения чистоты вероучения.

Наша каноническая Церковь даже в сегодняшних непростых условиях старается не нарушать никаких канонов. Если кто-то хочет детально узнать, какие именно у нас есть каноны, тот может открыть и почитать «Книгу правил» и посмотреть, как христиане должны жить, чтобы находиться в русле церковных правил. Они написаны людьми, но по внушению Духа Святого. Кто соблюдает каноны, тот сам наполняется благодатью Святого Духа, а кто нарушает — тот лишается этой благодати.

Не так давно была создана новая религиозная организация, которую назвали «Православной церковью Украины». На фоне этого участились случаи захватов храмов. Кроме того, есть факты давления на верующих, избиения священников и мирян, а в Верховной Раде на рассмотрении находятся законопроекты, которые сама Церковь называет дискриминационными. Это то, о чем говорят СМИ. Хотелось бы получить комментарий из первых уст — какова ситуация на самом деле? Есть ощущение, что она меняется. Соответствует ли это действительности и что вообще необходимо сейчас делать, чтобы современные гонения, нападки на Церковь полностью прекратились?

Когда человек находит свое место в жизни, он успокаивается. Бог каждому дал какие-то таланты и предназначение, и пока мы их не откроем — мира в душе не будет.

Агрессия, которая идет в наш адрес со стороны сторонников «ПЦУ», свидетельствует о том, что они не нашли себя и пребывают вне истины. Агрессия — это своеобразная лакмусовая бумажка, которая говорит о том, что нет благодати Святого Духа в этом сообществе. Там, где есть такая благодать, там всегда мир, радость, спокойствие, счастье, блаженство.

Где этого нет, человек мечется и думает, что если он захватит храм или всех сделает подобными себе, то это его успокоит. Поверьте, это никогда не успокоит человека. Пока он не познает истины, не придет к Богу и не смирится перед Ним, не будет мира у него в душе. Даже если весь мир пойдет за ним, будет его слушать и делать, как он говорит. Диавол в таком же положении находится — ему плохо, у него внутренний дискомфорт, и он думает: «Если всех людей я к себе переманю, то успокоюсь». Но этого не происходит! Сатана переманивает к себе многих людей, но покоя не находит, потому что не живет с Богом.

Наша Церковь никогда не проявляла никакой агрессии ни к кому, никогда не захватывала чужие храмы. Есть у нас примеры, когда к архиереям УПЦ приходили представители власти и давали ключи от храмов, принадлежащих УГКЦ или «УПЦ КП», но епископы всегда отказывались от подобных «подарков». Нам чужого не надо! И это — отношение настоящей Церкви.

Сегодня волна рейдерских захватов наших храмов идет на спад и катится уже больше по инерции. Инерция захватов продолжается еще в некоторых регионах, но она уже потеряла подпитку из центра, ведь именно оттуда шла инициатива. Сегодня, слава Богу, ситуация успокаивается.

Я уже говорил нынешнему президенту, что мы не ждем от властей никаких преференций. Мы просим, чтобы все были равны перед законом, чтобы не было законов для одних и для других. В том числе и тех законов, которые сегодня все еще стоят на повестке дня против нашей Церкви. Так не должно быть — должны быть все равны перед законом, и в этом суть демократического государства.

Государственное искусство не в том, чтобы всех обратить в единомыслие, а в том, чтобы всех разномыслящих объединить — разумно объединить, не нарушая их свободу слова, свободу воли. Настроить их так, чтобы они работали на всеобщее благо. И делать это нужно без принуждения.

«ПЦУ» была создана для подчинения других этой структуре, чтобы действовать в интересах определенных политиков. Но Церковь — вне политики! И, тем более, не может служить какой-либо отдельной партии. Церковь служит всем людям — вне зависимости от их взглядов, убеждений, уровня дохода или образования. Все перед Богом одинаковы, все равны. Мы все — дети Божии.

К сожалению, за последние годы церковная тематика стала слишком политизированной. Что Вы можете сказать тем, кто слово «Церковь» воспринимает исключительно в политическом контексте?

Хочу сказать тем людям, которые не понимают природы Церкви, чтобы они не вмешивались в ее жизнь, потому что это очень опасно.

Это не угроза. Я и сам боюсь переступить правила Церкви, потому что знаю: это потом обратится для меня трагедией. Поэтому я бы советовал таким людям: если не понимаешь — не вмешивайся, не давай советы. А политикам скажу: если хотите объединить — объединитесь сами сначала. Мы посмотрим, как это делается, и, может, сами объединимся по такому же сценарию. А разъединять гораздо легче…

Политики во все времена стремились завладеть Церковью, потому что не знают ее природы и не видят ее подлинного Главу — Христа. Они видят, что идет корабль, а Капитана не видят. И думают: давай-ка я сяду, возьмусь за штурвал и тоже «покерую Церквою». А тут не все так просто — кто взялся за штурвал церковный, у того руки отсохли. Кто полез Церковью управлять, все кончили трагически. Поэтому я вас прошу — не надо! Церковь сама разберется в своих проблемах. У политиков есть свои задачи, у Церкви — свои. И каждый должен заниматься своим.

Есть мнение, что сейчас в мире идет полномасштабная борьба с христианством. И что нападки и гонения на Церковь, которые наблюдаются в нашей стране, — это не просто борьба с УПЦ, а часть глобальной антихристианской кампании.

Абсолютно согласен с этим. Мы являемся свидетелями общей большой борьбы против Христа, которая сейчас развернулась по всему миру.

Идет глобализация, выстраивается большой мир, большой общий дом, в котором должны все люди жить. Выстраивается мир, где не будет политических границ, ведь они порождают множество проблем. И в рамках этого мира места для Христа и Церкви Его не предполагается.

Сейчас мы занимаемся тем, чтобы отстоять для Церкви законное место в новом пространстве, но не хотим за это платить чистотой своей веры. Потому что навязываемые нам шаги идут вразрез с канонами, с Божиими заповедями. И хоть формально нам дают оставаться христианами, по сути, мы перестаем ими быть, если преступаем законы Христовы. Ну какой я христианин, если буду делать то, что Христос запрещает? Я уже буду не христианином, а мыльным пузырем — огромных размеров, но пустым.

Потому мы и боремся, чтобы оставаться верными канонам и в то же время занимать законное место в этом мире. Как часть борьбы нарождающегося миропорядка с христианством и выступают сегодня и нападки на УПЦ, и история с томосом.

Для многих из тех, кто далек от христианской жизни, к сожалению, роль Церкви стала формальной. С другой стороны, и среди тех, кто регулярно ходит в храм, немало людей, ведущих не совсем христианский образ жизни. Что Церковь сегодня может противопоставить современному обществу, чтобы поднять общий уровень духовности человечества?

Есть люди, которые говорят, что Церковь устарела, что она консервативна, слишком догматизирована, что ее надо менять под стандарты современного общества. Сторонники такого подхода призывают к перестройке, новшествам, зачастую — антихристианским. Но, знаете, так делают далеко не все. Многих людей Церковь вполне устраивает и привлекает — именно своим «консервативным» устроением, взглядами.

Тем, кого Церковь не устраивает, кто хочет ее изменить, я хотел бы сказать: менять нужно. Но не Церковь, а себя. Если я требую Божие установление откорректировать согласно моим желаниям — это неправильно. Наоборот, надо меня откорректировать, чтобы я подходил Церкви и был сообразным ей. Если мы так не будем делать, а будем Церковь под себя подстраивать, то попросту окажемся вне Церкви, станем на путь погибели — духовной и физической. Потому что есть только один закон жизни — Божии заповеди. Все остальное закон смерти. И он рано или поздно ведет к уничтожению.

Церковь — это дар Божий всем людям. Она способна и хочет обнять всех людей и привести их к Богу, не исключая того, что человек живет на земле, и учитывая все потребности человека.

Но в то же время общий вектор Церкви направлен к Богу. Если мы хотим идти в другое место, то мы выходим из Церкви, уходим от Бога. Но только Бог является источником жизни, блага и любви. Тот, кто идет от Бога, — идет к смерти, неустройству и трагедии.

Можно ли говорить, что в консервативности — сила Церкви?

Церковный консерватизм страшен для греховного человека, который привык жить в своих страстях. А для того, кто живет по воле Божией, консерватизм Церкви — источник свободы.

К примеру, я себя не чувствую ничем связанным, живя в Церкви. А я практически в ней родился, и в священном сане служу уже 48 лет — с того момента, как меня рукоположили в диакона. И скажу, что в Церкви мне очень интересно! Жизнь в Церкви связана с внутренним миром человека, а он — очень красив, важно только увидеть эту красоту. Захотеть увидеть.

Человек во вселенной — это оазис в пустыне. Это микромир. Когда ты начинаешь разбираться в своем микромире, это очень интересно. Интересно бороться с собой. И только на первый взгляд кажется, что это нудное упражнение, нудное занятие, когда ты сам в себе разбираешься, сам себя где-то давишь. Нет, когда давишь в себе греховное, и в тебе восстает Божие, это очень интересно, и большая радость от этой борьбы рождается у человека внутри.

У меня есть опыт мирской жизни. Я жил, но полноты жизни не было — она была постной, однообразной. Встали, пошли, поработали, пришли… И всё. Завтра опять то же самое. А в Церкви жизнь такая разнообразная, красивая, содержательная.

И ради чьих-то желаний перестраивать эту жизнь, делать ее постной, скучной и бесцельной мы не можем. Церковь остается такой, какой она есть. А если кто хочет жить другой жизнью… Что ж. Вольному — воля, спасенному — рай.

Вы возглавили Украинскую Православную Церковь в один из самых непростых для нее периодов. Что самое сложное сейчас для Вас как для Предстоятеля?

Для любого Предстоятеля есть свои сложности. Они одинаковые. Я послушник Церкви. Я не являюсь кем-то другим. Находясь на послушании, я по долгу своего служения должен общаться и с иноверными людьми, которые имеют искаженные понятия о Боге, и с бизнесменами, и с политиками. И моя задача как Предстоятеля — общаясь с иноверными, не потерять чистоту своей Православной веры. Общаясь с бизнесменами — не превратиться в бизнесмена. Общаясь с политиками — не превратиться в политика. Я должен остаться Божиим слугой, слугой Церкви.

По этому случаю расскажу об анекдотическом случае из реальной жизни. Один архиерей постриг своего послушника в монашество. Пришел его друг, тоже архиерей, и поздравляет только что постриженного монаха: «Поздравляю тебя с принятием ангельского образа. При этом желаю, чтобы ты не потерял образа человеческого».

Стать монахом — это хорошо. Но если ты потеряешь при этом образ человеческий, монахом ты уже не будешь. Образ человеческий — это фундамент, на котором строится все.

Получив служение Предстоятеля, я желаю себе не потерять образ простого христианина, на котором все базируется. Простого христианина, который должен жить благочестиво, любить Бога и ближнего, быть терпеливым, смиренным, кротким. Вот этот образ христианина я стремлюсь не потерять.

А как Вам это удается? Ведь известно, что Вы ведете очень строгий, аскетичный образ жизни, много времени посвящая молитве. Как удается Вам совмещать служение Предстоятеля Церкви, связанное с постоянным вовлечением в решение административных, политических вопросов, о которых мы здесь говорили, и в то же время такую суровую монашескую жизнь?

Вы меня переоценили. Я не считаю себя таким. Я сказал о своих целях — что, неся послушание Предстоятеля, не должен потерять образ настоящего христианина. Но я не сказал, что я его не потерял.

Я падаю, спотыкаюсь, я немощный, грешный. Но уповаю на милость Божию и совершаю служение по мере своих сил и стараний. Ну, а Бог — Бог делает. И если что-то сделано хорошо, то это сделано Богом, а не мною. А если при общении с другими людьми, с мирскими, я не растворяюсь, то это, наверное, потому, что уже и видел, и слышал, и проходил то, что мне порой предлагают. Я испытал все на себе, и это меня совершенно не прельщает. Я знаю этому цену.

Вы очень часто, обращаясь к верующим в своих проповедях, призываете их хранить чистоту Православной веры. Как это возможно, особенно сейчас, в наше время?

Вера — это собрание знаний, правил, законов, которые дают человеку правильное понятие о Боге. Если я стремлюсь сохранить чистоту Православной веры, то даже если духовно упаду — имею шанс в любое время встать, исправиться и стать нормальным человеком, христианином. Если у меня не будет этого правильного образца, то я уже не смогу стать духовно здоровым.

Чистота хранения святой веры — это залог того, что человек всегда имеет шанс измениться, исправить себя. Это не значит, что мы, члены Церкви, святые — мы все больные, мы все грешники, и каждый свои недостатки имеет, свои немощи и слабости. Но у нас есть образец, который нам дает возможность в любой момент посмотреть на него, себя исправить и стать таким же. Если этого образца не будет, у нас не будет шанса наслаждаться тем блаженством, которым наслаждаются живущие с Богом.

Беседовал Андрей Данилевич,

5 ноября 2019 Источник: Синодальный информационно-просветительский отдел УПЦ

На этот раз мы решили написать все слова для игры Слова из слов. Если это можно назвать ответами, то пусть тогда это будут ответы к игре Слова из слов, но по сути это просто череда отдельно идущих слов.
Вся логика игры состоит в том, чтобы из одного довольно длинного слова составить наибольшее число маленьких слов, используя лишь буквы исходного слова. Игра очень интересная, но очень часто остаются нотгаданными слова, которых почти никто не знает и которые очень редко встречаются. Именно из-за таких слов у игроков Слова из слов возникают проблемы с прохождением. Если у вас тоже возникли трудности с игрой Слова из слов для Андроид — на этой странице вы найдёте все ответы на эту игру.

Если вы понимаете что представленные на этой странице ответы на игру Слова из слов не подходят для вашей игры — не расстраивайтесь — ведь на нашем сайте есть ответы к более чем 150 различным играм и скорее всего ответы для вашей игры у нас есть, вам только нужно выбрать свою игру из списка и всё.
Слова из слов довольно интересная и необычная игра. Обычно мы не делаем ответы к таким играм, а больше делаем к играм с картинками и словами, но по вашим просьбам сделали исключение.
Если вы ещё во что-то играете и не можете найти ответы для своей игры — просто закажите их у нас, ведь это БЕСПЛАТНО. Для этого сначала вступите в наши ряды в группе ВК и напишите в разделе ЗАКАЗАТЬ ОТВЕТ вашу игру и платформу.

Слово:
Здесь появятся слова, которые можно составить из вашего слова

Слова из слов Подсказки

Итак, как же искать ответы для Слов из слов? Ниже вы видите таблицу, где в левой части исходные слова, а в правой кнопка для отображения составных слов. Вам нужно в упорядоченном по алфавиту списку слов найти своё, а затем напротив него нажать «Показать слова». После выполнения этого действия перед вами откроются все слова, которые можно собрат из выбранного исходного слова. Вам лишь остаётся только посмотреть какие из перечисленных слов вы не написать и собственно написать их.

СЛОВО СЛОВА
АНТРЕСОЛЬ
АРТЕЛЬЩИК
БЕЛЬКАНТО
БИНОРМАЛЬ
БИСУЛЬФАТ
БОЛЬШЕВИК
БРЫЗГОВИК
БУЛЬДОЗЕР
БУНТОВЩИК
БУТАФОРИЯ
БУХГАЛТЕР
ВАЛЬДШНЕП
ВИБРОГЕЛЬ
ВИДЕОГРАФ
ВИЛЬНЮСЕЦ
ВИНТОКРЫЛ
ВИРТУОЗКА
ВОЗДАЯНИЕ
ВРЕДНОСТЬ
ГАРПУНЩИК
ГЕРБОВНИК
ГЕРОЛЬДИЯ
ГИПЕРБОЛА
ГЛУХОМАНЬ
ГОРТЕНЗИЯ
ГРАБИТЕЛЬ
ГРАДУСНИК
ГРУНТОВКА
ДАЛЬНОМЕР
ДВИГАТЕЛЬ
ДЕЖУРСТВО
ДЕКАБРИСТ
ДЕКОРАЦИЯ
ДЕТОНАЦИЯ
ДИВЕРСАНТ
ДИКАРСТВО
ДРЕВНОСТЬ
ДРУЖНОСТЬ
ДУЛЬЦИНЕЯ
ЖИВУЧЕСТЬ
ЖУРНАЛИСТ
ЗАСТУПНИК
ИЗОДУБЛЕТ
ИЗОСКАЛЯР
ИМУЩЕСТВО
КАНДЕЛЯБР
КАРТОФЕЛЬ
КАТЕГОРИЯ
КЛЕПТОМАН
КОНВЕРСИЯ
КОНСТЕБЛЬ
КОПНИТЕЛЬ
КРАСИТЕЛЬ
КРИВЛЯНЬЕ
КРОПАТЕЛЬ
КСИЛОГРАФ
КУХМИСТЕР
ЛАМПОВЩИК
ЛАНДШТУРМ
ЛАПШЕВНИК
ЛИДЕРСТВО
ЛОБЫЗАНИЕ
МАЛОДУШИЕ
МАРКЕТИНГ
МЕДОВАРНЯ
МЕЗАЛЬЯНС
МЕТОДИЧКА
МЕШКОВИНА
МИЗАНТРОП
МНОЖИТЕЛЬ
МОНАСТЫРЬ
МУШТАБЕЛЬ
МУШТРОВКА
МЫЛОВАРНЯ
МЫШЕЛОВКА
МЯСОРУБКА
НУКЛЕОТИД
НУМЕРАЦИЯ
ОБСКУРАНТ
ОБЫВАТЕЛЬ
ОСТРАКИЗМ
ПАРТСЪЕЗД
ПЕРЛОВНИК
ПИКНОМЕТР
ПИРОСВЕЧА
ПЛАВУНЧИК
ПОДСВЕТКА
ПОДУШЕЧКА
ПОЛУШАРИЕ
ПОСЛУШНИК
ПРАВЕДНИК
ПРАВИТЕЛЬ
ПРАЗЕОДИМ
ПРОДУКЦИЯ
ПРОДУЦЕНТ
ПРОДУШИНА
ПУСКАТЕЛЬ
ПУСТЕЛЬГА
ПУСТОМЕЛЯ
ПУСТЫРНИК
РАЗВЕДЧИК
РАСПУТНИК
РЕВОЛЮЦИЯ
РЕЗОЛЮЦИЯ
РЕПУТАЦИЯ
РОВЕСНИЦА
РОГУЛЬНИК
САТУРНИЗМ
СЕВРЮЖИНА
СИВОДУШКА
СИНЕКДОХА
СКВОРЕЧНЯ
СКУЛЬПТОР
СЛЮНЯВЧИК
СОЛЕВАРНЯ
СПИДОМЕТР
СТЕГОЗАВР
СТЕНОГРАФ
СТИЛОГРАФ
СТОЛЕШНИК
СТРЕМЯНКА
СТРИГУНОК
СТРУБЦИНА
СУБВЕНЦИЯ
СУБДИАКОН
ТЕЛЬНЯШКА
ТЕРМОКЛИН
ТЕРМОПЛАН
ТЕРМОСВАЯ
ТРАПЕЦОИД
УБРАНСТВО
УНИВЕРМАГ
УПРЯМСТВО
ФЕОДАЛИЗМ
ФЕРНАМБУК
ФЕСТИВАЛЬ
ФИЛАНТРОП
ФЛЕГМАТИК
ФЛЕКСАТОН
ФУМИГАТОР
ФУТЕРОВКА
ХАКЕРСТВО
ХРУПКОСТЬ
ЦЕНТРОВКА
ЦИКЛОМЕТР
ЦИТОСФЕРА
ЦИФЕРБЛАТ
ЧЕМПИОНАТ
ЧЕРНОСЛИВ
ЧЕРНОУСКА
ШЕЛКОПРЯД
ШЛИХТОВКА
ШПИНГАЛЕТ
ШПИЦРУТЕН
ШТРИХОВКА
ШТУРМОВИК
ШУЛЕРСТВО
ЭВДИОМЕТР
ЭЗОТЕРИКА
ЭКСПАНДЕР
ЭКСТЕНЗИЯ
ЭПИЧНОСТЬ
ЭХОГРАФИЯ
ЯЗЫЧЕСТВО
ЯСНОВИДЕЦ

Уведомляйте нас:Сообщить о новых уровнях Не будь жадинкой!!!
Поделись с друзьями этой страницей!

Мир русского монастыря

В 1551 г. в Москве проходил Собор русской православной церкви, названный Стоглавым. Молодой царь Иван IV, не обремененный в ту пору грузом тяжких грехов, выступил на Соборе с обличительной речью против пороков духовенства. Досталось и монахам. Царь утверждал, что некоторые из них принимают постриг не ради спасения души, а «ради покоя телесного», проявляют небрежение к службе, в монастырях процветает пьянство и блуд, бывает много посторонних, в том числе женщин, а монахи часто живут в миру.

Какова же изначально была монастырская жизнь? Этот своеобразный мирок жил по своим законам. Недаром пословица гласит: «В чужой монастырь со своим уставом не лезь»…

От послушника до великосхимника

Монах, в переводе с греческого, означает «уединенный». Христианские монахи – это люди, целиком и полностью посвятившие себя служению Богу, решившие уединиться от мира, где слишком много соблазнов. В средние века монашество рассматривалось как верный путь в Царствие Небесное, путь аскета, полный трудов и лишений. Содержанием жизни монаха становилась неустанная молитва и размышления о Боге. Подвиг служения Богу имел две стороны: духовную (очищение от земных помыслов) и телесную (физические лишения).

Для умерщвления плоти некоторые монахи на Руси носили тяжелые и грубые металлические оковы – вериги. Среди них был преподобный Феодосии, основатель одного из первых русских монастырей – Киево-Печерского. До наших дней сохранились семикилограммовые вериги патриарха Никона. После своего отречения владыка поселился в отстроенном им Новоиерусалимском монастыре под Москвой и стал носить эти путы, истязая свое тело.

Из Греции, со святого Афона, центра православного монашества в средние века, пришел на Русь другой вид подвижничества – пещерничество. В XI в. на крутом берегу Днепра монах Антоний вырыл пещеру наподобие римских катакомб, заложив основу, вместе с упомянутым уже Феодосием, Киева-Печерского монастыря.

Особым видом монашеского подвига было затворничество. Монах, отважившийся на это, поселялся уединенно на многие годы в особой келье и олицетворял собой заживо погребенного. Разновидностью затворничества можно считать столпничество. Его основатель Симеон Столпник, живший в Сирии в V в., построил невысокую башню с площадкой наверху, где поселился и прожил около сорока лет в отдалении ото всех. На Руси, несмотря на суровые климатические условия, у него нашлись последователи, например богослов ц писатель XII в. Кирилл Туровский.

Давали монахи и обеты безмолвия. Незадолго до смерти настоятель Троицкого монастыря Сергий Радонежский назначил своим преемником любимого ученика Никона. Однако после смерти учителя тот в течение шести лет, уединившись ото всех, хранил обет безмолвия. Обязанности настоятеля монастыря временно исполнял также ученик Сергия – Савва Сторожевский.

Другой вид монашеского и мирского аскетического подвига – юродство. Юродивым называли человека, притворившегося безумцем, чтобы терпеть поношения и издевательства людей. Юродивые на Руси почитались. Красивейший русский храм XVI в. – Покровский собор на Красной площади в Москве – был прозван народом Василием Блаженным в честь похороненного здесь знаменитого московского юродивого.

К пророчествам юродивых прислушивались даже цари. После чудовищного разгрома Новгорода Иван Грозный с опричным войском двинулся на Псков. Казалось, уже ничто не может спасти беззащитный город. Однако по пути к нему в одном из монастырей царь имел беседу с юродивым Николой по прозвищу Салос. Не убоявшись гнева царя, Никола так устрашил его карами небесными за совершенные преступления, что тот отвернул от Пскова и возвратился в Москву.

С древних времен монахи стали собираться в общины. В отдалении от городов и сел они строили храмы, жилье (кельи), заводили хозяйство. Так возникли первые монастыри. Родиной христианского монашества считается Египет. Оттуда оно распространилось в другие страны, а на Русь пришло из Византии, вместе со многими религиозными обычаями.

По византийской традиции, постричься в монахи мог любой человек, достигший десятилетнего возраста. Состоящему в браке на вступление в монашество требовалось согласие одного из супругов.

Однако монахом становились не сразу. В знаменитом Троице-Сергиевом монастыре была принята четырехступенчатая система духовного совершенствования. Сначала «соискатель» монашеского звания поселялся в обители, носил мирскую одежду, выполнял любую работу, присматривался к монастырским порядкам. По истечении определенного времени испытуемый облачался в рясу и становился рясофором, что по-гречески буквально означало «носитель рясы». Рясофор должен был пройти испытательный срок – послушание. Если послушник его выдерживал, то в храме над ним совершался обряд пострижения: настоятель монастыря крестообразно выстригал волосы на его макушке. При этом соблюдался обычай, который должен был свидетельствовать о твердости намерения послушника стать монахом. Рясофор трижды подавал ножницы игумену, и только на третий раз тот совершал пострижение. Новоявленный монах давал три обета – целомудрия, нестяжательства (отказ от собственности) и послушания (полное подчинение игумену и монастырскому уставу).

При пострижении послушник облачался в монашеские одежды: рясу (длинную до пят рубаху), кожаный пояс, какой по преданию носил Иоанн Предтеча, сапоги и клобук (невысокую шапочку). Одежда была непременно из грубой шерстяной ткани черного цвета, без украшений. За цвет одежды монахов называли на Руси чернецами.

При вступлении в монашескую жизнь человек словно переживал свое второе рождение, становился другим, поэтому получал новое, иноческое имя. Кстати, слова «инок» и «монах» – синонимы. Инок означает иной, не такой, как все. Монах, решивший вести еще более строгий образ жизни, например отшельнический, принимал «великую схиму» – высшую степень монашеского служения.

Монашеская община называлась братией (монахи так и обращались друг к другу – брат). Численность братии в русском монастыре редко превышала 100 человек. При жизни Сергия Радонежского в его обители было всего 12 монахов, а в XVII в., когда Троицкий монастырь стал крупнейшим в России, в нем жило более 200 послушников и монахов.

«Келарь Святой Троицы»

В монастырях существовала строгая иерархическая система управления. Во главе ее стоял игумен. В крупных мужских монастырях он получал почетное звание «архимандрит». Обычно из архимандритов избирались высшие иерархи русской церкви – епископы, митрополиты, патриархи.

Игумена выбирали всей братией на третий день после смерти его предшественника. Это назначение было пожизненным. Кандидат не должен был быть старше 33 лет (возраст распятого Христа) и состоять ранее в браке. Если единогласия при избрании игумена достичь не удавалось, обращались к главе церкви – патриарху. Он сам выбирал настоятеля из трех предложенных кандидатур, имевших сан священника и живших, как правило, в данном монастыре. Все монахи беспрекословно подчинялись игумену и регулярно исповедовались ему.

Правой рукой игумена был келарь. Он заведовал обширным монастырским хозяйством. Роль келаря Троицкого монастыря, в XVII» в. была настолько велика, что один из иностранцев, побывавший в ту пору в России, отмечал, что в этой стране «почитают трех людей – царя, патриарха и келаря Святой Троицы».

Другим важным лицом в монастыре значился казначей. Он распоряжался монастырской казной, вел счет ее доходам и расходам, надзирал за монастырскими постройками, припасами и одеждой братии.

Были в монастыре и другие, менее значимые должности: уставщик – начальник церкви; ризничий – хранитель монастырских ценностей; книгохранитель, заведовавший монастырской библиотекой; трапезник, присматривавший за питанием монахов; будильник, отвечавший за утренний подъем братии.

Всю монастырскую жизнь строго регламентировал устав. В его основе лежало три принципа: равенство братии, послушание и строгое распределение обязанностей. День в монастыре начинался рано. С рассветом будильник шел к келье игумена и, поклонившись низко до земли, произносил: «Благослови и помолись за меня, Отче святой». Когда игумен, проснувшись, отвечал из своей кельи: «Бог спасет тебя», будильник давал распоряжение пономарю бить в колокол, а сам шел по кельям и будил монахов словами: «Благословите, святые». Вскоре вновь били в колокол, призывая всех на молитву в храм.

Монахи собирались у церкви и в строгом порядке заходили внутрь. В храме все выстраивались по чину: впереди справа игумен, слева – келарь, священник с диаконом – перед алтарем. За дисциплиной в храме надзирали два старших монаха. Утренняя служба (бдение) продолжалась долго – пять, а то и семь часов. После нее шли на трапезу. Возглавляли процессию священник и игумен. На ступенях трапезной произносили молитву и с третьими колоколами входили внутрь.

Обычно в монастыре было две трапезы в день – обед и ужин, а во время великого поста – только одна. Приготовление пищи обставлялось соответствующим ритуалом. К примеру, разжигание огня на кухне происходило так: утром повар отправлялся в храм, перед царскими вратами клал три земных поклона и просил огня у священника. Тот зажигал лучину от лампады у алтаря. Ею и воспламеняли дрова на кухне.

Монастырская трапеза не отличалась особым разнообразием. Это противоречило бы самому духу монашества. На обед подавали два блюда – варево (суп) и сочиво (каша). На ужин ели подогретое сочиво, оставшееся от обеда. В праздники меню было более разнообразным: добавлялось третье блюдо. В великий пост часто ограничивались сухоядением. Мясные блюда полностью исключались из монашеского меню, их заменяла рыба. В византийских монастырях за обедом полагалось разбавленное водой вино. В русских же обителях хмельные напитки, за исключением пива, были запрещены. Летом на столе появлялись грибы, ягоды, фрукты и овощи.

Сохранились столовые книги Троицкого монастыря. Они дают более полное представление о том, как питались монахи в XVI-XVII вв. Ели гречневую и овсяную каши, горох, иногда яйца, сыр, в праздники – рыбу, пироги, икру, мед. Монастырских гостей кормили куда разнообразнее. В 1655 г. антиохийскому патриарху Макарию, посетившему Троицкий монастырь, подали обед, состоявший из 50-60 блюд и множества напитков.

Перед началом трапезы монахи испрашивали благословения у Бога и по знаку игумена приступали к еде. Ели молча. В это время один из монахов читал поучительные религиозные сочинения, смысл которых состоял в том, что, насыщая плоть свою, не следует забывать о пище духовной. По окончании трапезы следовало положить ложки в пустые миски и составить их на отдельные столы. Остатки хлеба не выбрасывали, а отдавали нищим, которых в монастырях всегда было предостаточно.

После трапезы монахи с пением псалмов шли к храму для того, чтобы совершить перед его стенами молитву и разойтись по своим кельям – тесным комнатушкам без столов, стульев, кроватей. Всю мебель заменяла единственная лавка у стены. Основным занятием монахов в свободное время была келейная молитва и чтение богословских книг.

Раз в месяц монастырский устав разрешал посещать баню, поскольку это занятие считалось телесным удовольствием. В великий пост от мытья вообще воздерживались. Исключение делали только для больных.

Почти всю работу в монастыре монахи выполняли сами: готовили пищу, ремонтировали постройки, подвозили грузы. За пределами обители они лишь надзирали за работой крестьян и ремесленников.

Монастыри имели обширное и, как правило, хорошо организованное хозяйство. Его основу составляло землевладение. Разными путями монастыри приобретали земли. Покупка, дарение, вклад «на помин души», завещание – вот основные источники роста монастырских угодий. Светским землевладельцам часто приходилось делить свои вотчины между многочисленными наследниками. Монастырская же собственность была неделима и лишь приумножалась. Так, в 1763 г., накануне ликвидации церковного землевладения, Троицкий монастырь имел 214 тыс. десятин земли, на которых работало 106,5 тыс. крестьян.

Кроме того, занимались в монастыре и солеварением, ловлей рыбы, вели обширную торговлю. Корабли, снаряженные монастырем, можно было встретить даже у берегов Норвегии. Доходы Троицкого монастыря в XVII в. достигали половины царских. О богатствах, накопленных здесь, свидетельствует опись монастырской собственности, которую в течение трех лет составляла специальная комиссия из двенадцати человек. В этом документе 882 листа. Среди сведений, в нем содержащихся, встречаем такие: в 1641 г. в» монастырской казне находилась огромная по тем временам сумма – 14 тыс. руб. В закромах хранилось около 2 тыс. т зерна, в погребах – десятки тонн рыбы, 51 бочка пива и меда, в конюшнях содержалась 401 лошадь.

Казной богатого монастыря пользовались цари, когда нуждались в деньгах. Известно, что Борис Годунов одолжил у троицких монахов 15 тыс. руб. Лжедмитрий I получил из их казны 30 тыс. руб., Василий Шуйский–20 тыс., а Петр I – 400 тыс. руб.

Очаг средневековой культуры

Троице-Сергиеву лавру по праву считают одним из интереснейших музеев древнерусского искусства – архитектуры, живописи, художественных ремесел. И это не случайно. В средние века монастыри были важными очагами культуры – письменности, иконописания, храмостроения, прикладного искусства. На фоне почти поголовной неграмотности монахи отличались образованностью и начитанностью. При монастырях работали школы. Первое высшее учебное заведение в России – Славяно-Греко-Латинская академия – открылось при Заиконоспасском монастыре в Москве. Первые библиотеки на Руси также были монастырскими.

В Троицком монастыре в средние века хранилось уникальное собрание древних рукописей и книг. Многие из них были подарены царями – Иваном Грозным, Василием Шуйским, Федором Алексеевичем. К середине XVII в. в монастырском книгохранилище насчитывалось более 700 книг, без учета тех, что находились в ризнице и храмах. Книги в монастыре не только собирали, но и переписывали. Дошедший до нашего времени служебник Сергия Радонежского был переписан на бересте одним из первых – в 1381-1382 гг. Существовала при монастыре специальная книжная палата, где книги еще украшали и миниатюрами.

В русских монастырях жили и работали древние летописцы. Монах Киево-Печерского монастыря Нестор создал в XII в. первую отечественную летопись «Повесть временных лет». В Троицком монастыре была найдена одна из самых знаменитых русских летописей – Троицкая, в Ипатьевском под Костромой – Ипатьевская.

В XV-XVI вв. в Троицком монастыре творили величайшие мыслители земли русской. Писатель Епифаний Премудрый провел в обители более тридцати лет, знал Сергия Радонежского и первым составил его «Житие». В 1518 г. на Русь по приглашению Ивана III прибыл из Греции выдающийся философ, писатель и богослов Максим Грек. Он учился в Италии, десять лет провел на святом Афоне. Аскет по убеждению, Максим принял участие в споре между иосифлянами и нестяжателями (сторонниками и противниками церковного землевладения) на стороне последних. За распространение своих взглядов проповедник был сослан, скитался по разным монастырям, пока не оказался в Троицком, где и умер, оставив богатое литературное наследие – более 150 проповедей, философских и богословских рассуждений, переводов. В начале XVII в. келарь Троицкого монастыря Авраамий Палицын написал «Сказание» – одно из самых ярких документально-исторических произведений своего времени о героической обороне обители от поляков.

Во многих монастырях хранились богатейшие собрания изобразительного и декоративно-прикладного искусства. В собственных мастерских трудились иконописцы, ювелиры, резчики. Многие выдающиеся мастера украшали храмы Троицкого монастыря иконами и фресками. В XV в. здесь работал величайший древнерусский живописец Андрей Рублев со своим напарником Даниилом Черным. Для иконостаса Троицкого собора Рублев написал знаменитую икону «Троица».

В монастыре была своя большая иконописная мастерская. Иконы, изготовленные здесь, подносили в дар царям, князьям, иностранным гостям. В XVII в. близ стен монастыря, в иконной слободе, жили более 50 мастеров. По сей день в монастырском музее хранятся прекрасные творения их рук. А в ризнице собрана уникальная коллекция старинных ювелирных изделий из золота, серебра, драгоценных камней. Часть их создана троицкими ювелирами, в том числе выдающимся резчиком Амвросием, работавшим здесь в середине XV в.

Мир русского монастыря был удивительно многогранен. Он сочетал в себе возвышенную религиозную духовность и скудность монашеского быта, многообразие искусств и обширное, образцовое хозяйство, книжную ученость и обскурантизм.

Подобный «граду небесному Иерусалиму»

Удивительными по красоте были архитектурные ансамбли русских монастырей, строившихся обычно вдали от селений, в глухих лесистых местах. В средневековье монастырь воспринимался как образ рая, явленного на земле, подобного, согласно Апокалипсису святого Иоанна, «граду небесному Иерусалиму” с высокими стенами и башнями, образующими четырехугольник.

Территорию монастыря всегда обносили оградой. Она символизировала границу, отделявшую религиозный, заповедный мир монастыря от остального мира, живущего по своим законам. Но нередко монастырь играл роль крепости, и тогда оградой служили мощные каменные стены с неприступными башнями. В начале XVII в. крепостные стены Троицкого монастыря помогли 16 месяцев держать осаду поляков.

В середине одной из стен устраивали проездные ворота. Часто над ними ставили храм, называвшийся надвратным. Ворот могло быть несколько, но главные, ведущие в монастырь, именовались Святыми. Нарядные эти ворота охраняла стража, подобно ангелам у врат небесного Иерусалима.

Собор – главное сооружение монастыря – занимал центральное место во всей архитектурной композиции и отличался большими размерами и богатым убранством. Между собором и Святыми воротами располагалась парадная площадь. Вокруг нее группировались остальные монастырские сооружения – храмы, трапезная, колокольня, кельи.

Храмов в монастыре могло быть несколько. В Святой Троице, например, в XVII в. их насчитывалось по меньшей мере шесть, а в московском Новодевичьем монастыре – семь. Ведь в дни христианских праздников на богослужение в монастырь собиралось множество прихожан из округи.

К одному из храмов пристраивалась трапезная – помещение, где монахи ели. Обычно здание трапезной стояло на высоком подклете. В нем размещались кухня, хлебня, кладовые и даже столовая для нищих. Большую часть трапезной занимал просторный зал, в котором монахи обедали. Зал соединялся с храмом, и в часы богослужения в нем находились сотни молящихся.

Монахи жили в братских корпусах – вытянутых вдоль монастырских стен одно- или двухэтажных зданиях, разделенных внутри на кельи. Игумен жил, как правило, в отдельном доме – настоятельском корпусе.

В XVT-XVII вв. в монастырях строили колокольни с множеством колоколов. Колокольный звон созывал монахов и окрестных жителей на службу в храмы. Колокольня была видна издалека. Играя большую роль в архитектурной композиции монастыря, она «собирала» вокруг себя все его постройки.

Значительную часть территории монастыря занимали служебные и хозяйственные постройки – больницы, прачечные, мастерские, амбары, пивоварни, погреба.

Высокие и прочные монастырские стены служили надежной защитой не только от внешних, но и от «внутренних» врагов. В средние века монастыри служили местом заточения лиц, не угодных царскому режиму и церковным властям. В московском Новодевичьем монастыре в разные годы находилось в заключении немало знатных особ женского пола. Иван Грозный отправлял сюда вдов и дочерей опальных князей и бояр. Лжедмитрий I сослал в монастырь дочь Бориса Годунова Ксению. После свержения царя Василия Шуйского в монастырь была насильно пострижена его жена Елена. Последней из знатных узниц Новодевичьего монастыря стала царевна Софья, заключенная туда братом Петром.

Рассказывая о монастырях, нельзя не упомянуть и о монастырских кладбищах. Вокруг этих древних обителей сложились самые известные русские некрополи – Донской и Новодевичий в Москве, Александро-Невский в Петербурге. Монастырская земля считалась священной. Быть похороненным в ней для многих грешников значило увеличить свои шансы попасть в рай. Поэтому на монастырских кладбищах погребали не только монахов, но и мирян, особенно знатного происхождения. Наиболее почетным местом захоронения считался монастырский храм. В Троицком соборе в серебряной раке покоится прах выдающегося религиозного и политического деятеля Руси XIV в. Сергия Радонежского. У стен другого монастырского храма, Успенского, похоронен Борис Годунов и члены его семьи.

Монастырь был жилищем и тюрьмой, творческой мастерской и кладбищем.

«Не было, нет и не будет такой…»

Из сохранившихся памятников русского деревянного зодчества самый древний – церковь Святого Лазаря, установленная ныне в Кижах. Некоторые ученые считают, что она была построена в конце XIV в. В летописях есть упоминание и о значительно более ранних деревянных храмах. Например, еще в 989 г. в Новгороде из дуба была сооружена Софийская церковь «о тринадцати верхах». Конечно, она не сохранилась. Древние памятники русского деревянного зодчества уцелели в основном на севере, в окрестностях Онежского озера. Войны и пожары счастливо миновали эти места, а талантливых мастеров работало здесь немало.

На берегу Онежского озера стояла некогда в составе древнего монастыря и Лазаревская церковь. Конструкция храма проста и напоминает крестьянскую избу: та же кладка стен с торчащими концами бревен; та же, уже знакомая нам, двускатная тесовая кровля, прижатая сверху тяжелым охлупнем; небольшие красные и волоковые оконца. Неизвестный мастер построил храм по образу и подобию собственного жилища, и только луковичная главка с крестом и алтарный прируб на востоке напоминают о том, что это церковь.

Почти через 300 лет после сооружения Лазаревской церкви, в 1714 г. другой неизвестный мастер срубил на острове Кижи, почти в самой середине Онежского озера, другой храм. Освящен он был в честь одного из главных христианских праздников – Преображения Господня.

Кто бывал на Онежском озере, знает, как велико оно. Плывешь по нему, а земля исчезает за горизонтом. Лишь множество больших и малых островков, поросших негустым лесом и кустарником, встречаются на пути. На островах этих стоят редкие селения и немногие сохранившиеся деревянные храмы.

Преображенская церковь заметна издалека. Словно видение открывается взору это деревянное чудо. Чем ближе подплываешь к нему, тем отчетливее вырисовывается силуэт почти 40-метровой пирамиды, составленной из 22 луковичных глав.

Трудно сразу понять, как устроена эта красота. Но оказывается, просто, как все гениальное. Основу сооружения составляет восьмерик с четырьмя пристройками по сторонам – прирубами. На них друг над другом в несколько ярусов располагается большая часть глав. Если внимательно присмотреться, становится заметно, что их размеры различаются по ярусам, а венчает композицию самая большая, центральная глава.

У каждой главки своя «шея», поставленная на бочкообразную кровлю. Все главки и сама кровля покрыты серебристым осиновым лемехом. На украшение верхов храма пошло 30 тыс. таких лемешин. С трех сторон Преображенская церковь окружена просторной галереей-гульбищем. Двумя рукавами поднимаются к ней нарядные лестницы крыльца.

Внутри церковь выглядит скромнее, чем снаружи. Здесь царит полумрак, лишь поблескивает золотом богатый иконостас. В высоком снаружи храме ожидаешь увидеть огромное подкупольное пространство, но его нет. На высоте около шести метров начинается «небо» – так называли потолок деревянных храмов. Его украшали расписными досками, ведь в отличие от каменных церквей деревянные не расписывались фресками. Весь их наряд составляли развешанные по стенам иконы да «небо». С потолка Преображенской церкви смотрели на прихожан в течение двух столетий Троица, ангелы, евангелисты. В годы войны «небо» бесследно исчезло…

Пусть без «неба», но стоит еще на русской земле церковь Преображения – подлинный шедевр деревянного зодчества. Предание гласит: неизвестный мастер, закончив работу, забросил свой топор далеко в озеро со словами: «Не было, нет и не будет такой». И слова его оказались пророческими.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *