Пост для беременных

Аудио версия настоящей статьи:

Я держу пост с первого дня Рамадана, но сегодня сделала тест на беременность, и он показал положительный результат. Беременность две недели. Очень переживаю, что мне делать, ведь ночью я вставала и вознамерилась держать пост. Это долгожданная, желанная беременность. Как отразится мое голодание на формировании ребенка? Венера.

Вам не стоит соблюдать пост. Текстом достоверного хадиса беременные освобождены от соблюдения поста.

Я беременна, то есть на данный момент мне нельзя держать пост, но я обязана возместить его после. Я слышала, что если пропускается пост по уважительной причие, его можно возмещать в виде фидьи, но не знаю, правда ли это.

Очень переживаю, что пропускаю. Я бы и возместила пост постом, но проблема еще в том, что меня мучают мигрени. Я и месяц держу с трудом, но соблюдать в следующем году два месяца… боюсь не справиться. Если с моей стороны будет достаточно денежной выплаты, то было бы очень хорошо. Х.

В этот Рамадан из-за беременности я не могу поститься. Можно ли возместить пост в денежном эквиваленте? Тарана.

Такое возможно, но лучше поститься, нежели возмещать в денежном эквиваленте (фидья). Поститься следует по завершении беременности и периода кормления ребенка грудью. Пропущенные дни поста восполняются один к одному. Восполняя, можно разбить месяц на 2–3 дня в неделю, на ваше усмотрение. Главное, чтобы в общей сложности получился месяц. Если неважное самочувствие, можно попробовать поститься в короткие зимние дни.

Скажите, правда ли, что в месяц Рамадан беременность для женщин нежелательна? Иса, 28 лет.

Неправда.

Можно ли поститься во время беременности, если срок 2–3 недели? Макка.

Я не советовал бы, особенно в длинные летние дни. Это может отрицательно отразиться на здоровье будущего человека, а может явиться и угрозой для его жизни. Религия — это легкость , а потому следует быть и оставаться последовательной и благоразумной.

Недавно узнала, что кислород ребенку в утробе матери попадает через пищу, которую потребляет мама. Как быть? Мой срок — 15 недель. Айгуль.

Категорически не поститесь.

Прочитала ваш ответ беременной Айгуль: «Категорически не поститесь». Хотелось бы узнать, в связи с чем такой ответ? Я тоже беременна, срок — 32 недели, но я держу уразу. Правда, это мой первый Рамадан, и он совпал с беременностью. Я не знаю, может, это вредно? Проконсультироваться мне не с кем, так как нет знакомых знающих и соблюдающих мусульман, а тем более врачей-мусульман. Ирина.

Это не только вредно, но и может оказаться опасным для плода. Тягу к экстриму лучше применить в чем-то ином.

Двоюродная сестра моего мужа вышла замуж два года назад, в 29 лет, мужу на тот момент было 26, оба религиозные люди, соблюдающие. Сестра долго не могла забеременеть. После 1,5 лет замужества наконец-то свершилось чудо. Сейчас она держит пост, будучи на пятом месяце беременности. Живет в Дагестане, где сейчас сильная жара. Сама худенькая, слабенькая, низкий гемоглобин, после разговения ест мало. На все доводы родственников мужа (мамы и сестры) возражает отказом, ссылаясь на то, что в прошлом году ее знакомая держала пост, будучи беременной, и нормально родила девочку. У нее УЗИ показало, что будет мальчик.

Правильно ли она поступает с точки зрения религии, держа пост и подвергая малыша риску, так безответственно распоряжаясь чужой жизнью? Я понимаю, что на все воля Божья, но, как говорят, на Бога надейся, а сам не плошай. Милана.

При ее физическом состоянии ей категорически нельзя поститься. Об освобождении беременных от соблюдения поста сказано в достоверном хадисе . Ее каноническое и житейское невежество может привести к трагическим последствиям либо очень серьезно сказаться на здоровье будущего ребенка. Она просто не имеет права поститься, пусть проявляет набожность в каких-то других вопросах, а не в случае, когда тем самым ввергает в очевидную опасность будущего человека .

Подписывайтесь на нашу страницу в Instagram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

В Коране сказано: «Не бросайте себя своими же руками (по собственной воле) в опасность (на погибель)!» (см. Св. Коран, 2:195). То есть не подвергайте себя преднамеренно и необоснованно опасности, цените жизнь и относитесь к этому дару Божьему с соответствующим вниманием. Не полагайтесь на дело случая, не позволяйте эмоциям, ведущим к неоправданному риску, брать верх над разумом. Перепроверяйте все, будьте внимательны, но не мнительны.

«Как поститься беременной женщине, чтобы не навредить ни душе, ни телу?» — часто спрашивают православные в пост. Ведь, чтобы сформировался новый человек, женщина отдает ему значительную часть питательных веществ. Как восполнять их в пост и не навредить себе? Отвечает многодетный отец протоиерей Федор Бородин.

370 р

Очень важно, чтобы на беременную или кормящую маму никто не давил, требуя от нее поста. К сожалению, я своими ушами слышал, как один известный архимандрит на вопрос слушательницы радио «Радонеж» ответил, что беременным надо поститься еще строже, тогда ребенок родится благочестивым.

Понятное дело, у монаха нет жены и он не разбирается в этих вопросах, будь он даже прекрасный духовник.

Организм матери так настроен Богом на жертвенную любовь, что ребенок заберет весь кальций из материнских волос, зубов, костей, мать все отдаст. Поэтому матери надо есть то, что хочется, и сколько хочется, и пусть никто ее этим не мучает.

Потом, когда она перестанет кормить, может быть, не сразу, через некоторое время, когда организм восстановится, она сама вернется к посту.

Несколько раз я был свидетелем открытия, которое делали для себя беременные или кормящие женщины, не имевшие возможности нормально поститься. Строгие постницы, внимательно и бережно относившиеся к Уставу Церкви, они вдруг понимали, как непомерно много в их прежнем посте занимали ограничения в пище. Они говорили: «Сейчас я не могу воздерживаться от скоромного и понимаю, что, кроме этого, у меня никакого поста нет. Как мне поститься? Вот идет Великий пост, что же мне делать, чтобы это время было для меня благодатным?» И начинается поиск того, в чем можно себя ограничить, не нанося ущерба ребенку и организму, идет внутренняя работа.

Есть такой замечательный святой, блаженный Диадох; сам великий аскет, он говорит так: «Пост, хотя как орудие, благоустрояющее хотящих к целомудрию, имеет цену, но не пред Богом. Почему подвижникам благочестия не должно высокоумствовать по поводу его, но от единой веры в Бога чаять достижения своей цели. И мастера по какому-либо искусству в совершенстве своей искусности удостоверяют не добротностью своих орудий, но терпеливо заканчивают какое-либо изделие, и оно уже служит показателем, насколько они искусны в своем мастерстве». То есть ни один ремесленник на рынке перед покупателем не хвастается тем, какие у него замечательные инструменты, а показывает изделие.

Бессмысленно показывать Богу наш пост, он Ему совершенно неинтересен, потому что это только инструмент. Если у хорошего художника нет кисточки и туши, он может взять простую ручку и ею нарисовать шедевр.

И так же беременная женщина, которая сейчас не может не есть молочные и мясные продукты, или больной человек, например язвенник или диабетик… Задача поста – помочь душе стать перед Богом. Есть другие способы, кроме ограничения себя в пище, и человек для себя их находит – это тоже задание Божие.

Великим постом в этом смысле легче: своими особыми богослужениями он настраивает нас на особый лад. А вот, скажем, в Рождественский пост надо поработать над собой самому, поставить себе задачу. Например, живет алкоголик в ремиссии, или, как в народе говорят, в завязке, и не употребляет спиртного; он знает, что если выпьет один глоток, то сорвется; попробуй так же относиться к своей привычке раздражаться или осуждать – в течение недели или всего Рождественского поста. Во-первых, увидишь свою бездну, поймешь, что ты, оказывается, ничего не можешь, а во-вторых, начнешь искать способы решения этой задачи. Откроешь Псалтирь и, может быть, начнешь читать ее ежедневно или добавишь к своему молитвенному правилу акафист или поклоны…

На Рождественский пост выпадает Новый год. Празднование Нового года нашей вере во Христа не противоречит, и значит, его можно освятить и наполнить христианским смыслом. Если у вас есть родственники, скажем бабушка с дедушкой, для которых важно, чтобы вы с детьми приехали к ним отмечать Новый год, значит, надо приехать и отметить его. Но не упираться в телевизор до четырех утра, а приготовить для детей что-то интересное – игру, беседу, сказку. Немножко поесть, выпить бокал шампанского, поздравить, обнять дедушку с бабушкой – и достаточно.

Вообще ближним должно быть хорошо с нами. И от нашего поста им должно быть радостно. Наступил пост – стань солнышком для других людей, забудь, перечеркни себя.

На самом деле главная борьба поста связана с тем, что в нашей жизни слишком много нас самих. Во всем – во взаимоотношениях с людьми и с Богом. Мы так полны переживаниями о себе, что похожи на стакан, наполненный до краев, в который уже не вольешь ни капли, и поэтому Бог не может ничего нам дать. Постовое самоотвержение должно начаться с того, чтобы попытаться заткнуть свое «я хочу, мне должны, я обижен», пусть меня будет как можно меньше.

Постом надо больше служить другим людям. Жена устала – вымой посуду, отправь ее спать. Ребенок требует общения с тобой – почитай с ним книжку, сходи в музей, погуляй, сделай поделку, вот это будет радость.

Из своего детства я запомнил время, которое родители проводили с нами. Как отец рассказывал сказки, мать читала вслух. Конечно, маме не интересно было читать нам одни и те же детские книжки, а отцу – играть со мной в футбол, но я понимал: он это делает потому, что я ему дорог…

Вообще все родительство – это огромная школа Божиих заданий. Каждый раз перед тобой возникает некая задача и загадка, и ты должен вырасти внутренне, духовно, чтобы ее решить. Ребенок растет и ставит перед тобой все новые задачи – вернее, Бог через твоего ребенка. И начинается это с беременности.

О том, как воспитать своего ребенка счастливым в вере, вы можете узнать из книги протоиерея Федора Бородина «Сотвори любовь».

Здравствуйте! Я беременна. Скажите, могу ли я не есть мяса? Достаточно ли этого? Просто врач говорит о белковом питании, поститься как до беременности, думаю, нельзя… Священник сказал, чтобы я сама решала по самочувствию… А как решить по самочувствию? Самочувствие как раз не страдает… Мне нужно конкретное наставление, знаю, беременным делается послабление, помогите! Татьяна

Здравствуйте, Татьяна!

Да, действительно, беременным женщинам и кормящим матерям телесный пост ослабляется. Мера поста у всех разная, обычно в течение поста разрешены молочные продукты, яйца.

Уделяйте больше внимания посту духовному: чаще бывайте в храме, больше времени уделяйте молитве, исключите во время поста просмотр развлекательных передач и фильмов. Будьте доброй и милосердной к Вашим близким, старайтесь никого не осуждать, ни с кем не ссориться, не раздражаться и благодушно и радостно ждать появления на свет Вашего ребеночка.

Помоги Вам Господи! Священник Александр Ильяшенко

Скажите, можно ли беременным мясо? Анна

Я бы не стал так ставить вопрос, что беременным обязательно нужно есть мясо или не есть. Смысл поста вообще не в этом. Поэтому беременным православным женщинам как раз это и предстоить осознать. Кушать можно все, что нужно (если это мясо, значит мясо) — и вообще про это лучше не думать. Беременная не должна думать о еде, просто есть все необходимое и все, главное заботиться о том, чтобы сердце было чисто от всякого рода
ненужностей. Сыне (в данном случае — дщерь), даждь мне сердце твое, а не желудок/ Священник Димитрий Карпенко.

Будьте так добры, расскажите, каким должен быть пост для беременных и кормящих женщин? Читая православную литературу, столкнулась с довольно большим разнообразием «указаний», но все заканчиваются фразой о том, что все изменения и послабления должны производится «по согласованию с духовником»…Елена

С духовником надо советоваться для того, чтобы избежать самочиния в определении меры поста. Самочиние может привести к двум опасным крайностям: пренебрежению к посту по сластолюбию и невоздержанности или к неумеренному посту по гордости, тщеславию и неразумию.

В Москве опытные духовники по совету с православными врачами часто разрешают беременным и кормящим вкушать в посты все, кроме мяса. Это относится и к однодневным, и многодневным постам. Более строго советуют поститься на первой седмице поста и на страстной. В среду и пятницу во время многодневных постов некоторые духовники по возможности советуют избегать и молочной пищи.

Когда беременность осложняется, возможно вкушение в пост и мясной пищи, которая принимается не как пища, а как лекарство.

Болезни, неудобства и труды, связанные с беременностью являются заменой поста. Для кормящих матерей, если молоко есть в избытке, возможен пост в полном объеме. К сожалению, в наше время большинство женщин не может похвастаться отменным здоровьем, и поэтому смягчение поста чаще всего бывает необходимым.

В отношении увлечений (телевизора, кино, других светских увеселений) пост может не смягчаться, а ужесточаться. Частое причащение Святых Таин, усердная молитва, чтение Священного Писания и душеполезных книг, конечно же, во время поста должно быть обязательным для беременных и кормящих. Допустимо не выстаивать всю всенощную или приходить с младенцем не к началу Литургии, часть правила читать дома сидя. С другой стороны, женщина, готовящаяся к рождению ребенка, или мать, начавшая воспитание младенца, должна усерднее молиться, жить чище, ревностней относится к исполнению заповедей, более взыскательно относиться к себе, искоренять страсти, потому что Господь возложил на нее большую ответственность, призвал к высокому служению. Поэтому внутренний пост, при допустимости внешнего послабления, должен быть более строгим. С любовью о Христе, протоиерей Аркадий Шатов

Моему старшему сыну 4 с половиной года. Он всегда относился к детям с плохим аппетитом. Тем не менее, до сих пор получалось в посты мясное ему не давать. Так вышло, что в течение месяца он сильно болел и довольно ослаб, здорово похудел. Сейчас он выздоравливает и немного прорезался аппетит, но он очень просит мясного, отказываясь от рыбного, овощного и проч. Он знает , что в пост мясо есть нельзя и даже согласен его не есть, но тогда он остается без горячей еды — есть будет только закусь — хлеб, яблоко, глазированные сырки и т.п. Как мне лучше поступить? Как должны поститься дети младшего дошкольного возраста? Екатерина

Дорогая Екатерина!

Конечно, маленькому ребенку да еще после болезни можно и нужно давать мясную пищу.

С уважением, священник Александр Ильяшенко

Какой пост должен быть в 13 летнем возрасте. Если можно опишите

Дорогой Артур!

В твоем возрасте пост определяется тем, что готовит твоя мама. Ты можешь ограничить себя в каких-то лакомствах, можешь совсем не смотреть телевизор, больше помогать маме, если есть возможность — чаще ходить в храм, никого не обижать. Если еще не выучил, то выучи молитвы «Отче наш» и «Богородице Дево, радуйся». Господь с тобой!

С уважением,

Священник Александр Ильяшенко

Как быть с постом у детей? Ограничивать ли их в пище также как и себя, либо можно дать слабинку растущим организмам?

Мы для своих детей определили следующие ограничения — никаких конфет и мультфильмов. Во всем остальном ограничивать деток в 5-ти и 3-х летнем возрасте мне кажется неразумным. Хотя есть и родители-жесткачи, но это их дети. Этих ограничений на данный момент вполне достаточно, чтобы они стали понимать, что всё не просто так. Священник Димитрий Карпенко

У меня дочке полтора года, я ее кормлю грудью. Пыталась держать пост, но у меня стали портиться зубы, и сейчас я пост не держу, права ли я? Евгения.

Здравствуйте, Евгения!
Пост, установленный Церковью, никто не вправе отменять, даже священник, даже патриарх. Но надо не забывать, что пост заключается не только в пище. Поэтому, в отношении пищи, беременным и кормящим чаще всего священники все разрешают, что требуется, ведь цель поста не здоровье повредить, а победить страсти. В таких случаях пост может заключаться в том, чтобы меньше слушать музыку, меньше смотреть телевизор, и прочие развлечения ограничить. Зато, по возможности, больше читать что-то духовное, творить про себя молитву, удерживать в себе дурные эмоции и нести прочие доступные подвиги. Так что ешьте молочное, это требуется не чревоугодием, а материнством.

Более подробно об этом можно расспросить своего приходского священника.
Помогай Вам Господь! Священник Павел Ильинский

Справка:

Важнейшие источники белка (по убывающей): — соя, сыры, мясо, горох, фасоль, рыба,. яйца, хлеб, молоко, картофель.

Между законоведами нет разногласий относительно того, что беременным и кормящим женщинам разрешено не поститься, если они боятся за своё здоровье или здоровье своих детей. Ибн аль-Каттан сказал: «Все единодушны в том, что беременной женщине, которая боится за свой плод, и кормящей, которая боится за своего ребёнка, разрешено не поститься» . Однако они разошлись во мнениях относительно того, как они должны возмещать пропущенный пост.

Ханафиты считали, что беременным и кормящим женщинам достаточно просто возместить пропущенные дни после рамадана. Аль-Касани пишет: «Что же касается беременных и кормящих, которые боятся навредить своим детям, то им разрешено не поститься в соответствии со словами Всевышнего: «А тот, кто болен или находится в пути, столько же дней в другое время» (сура 2 «Корова», аят 185). Мы уже разъясняли, что в данном случае не имеется в виду сама болезнь, так как больной, которому пост не причиняет вреда, не имеет права не поститься. Под болезнью здесь подразумевается всё, что наносит вред во время поста. Поскольку в данном случае вред имеет место, то разрешение не поститься касается также беременных и кормящих. <…> Они обязаны возместить пост и не обязаны совершать искупление по нашему мнению» .

Этого мнения также придерживались ‘Ата ибн Абу Рабах, аль-Хасан аль-Басри, ад-Даххак, Ибрахим ан-Наха‘и, Са‘ид ибн Джубайр, аз-Зухри, Раби‘а, аль-Ауза‘и, ас-Саури, Абу ‘Убайд, Абу Саур и некоторые шафиитские богословы. Они опирались на слова Всевышнего: «А тот, кто болен или находится в пути, столько же дней в другое время». Это значит, что пропустившему пост по причине болезни приказано только возместить его. Тот, кто добавляет к возмещению искупление, делает добавление к священному тексту, что позволительно только при наличии доказательства, а в данном случае Всевышний не приказал больному ничего, кроме возмещения.

Другой аргумент в пользу этого мнения — слова Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Поистине, Великий и Могучий Аллах освободил путника от половины молитвы и освободил путника, беременную женщину и кормящую женщину от поста» (Абу Давуд 2408, ан-Насаи 2315, Ибн Маджа 1667 и ат-Тирмизи 715). Законоведы единодушны в том, что путники обязаны только возместить пропущенные дни поста, а раз беременные и кормящие женщины упомянуты вместе с ними в одном контексте, они тоже должны только лишь возместить пропущенные дни.

По мнению шафиитов и ханбалитов, беременные и кормящие женщины, опасающиеся за своё здоровье, обязаны просто возместить пост. Если же они опасаются за здоровье своих детей, то они обязаны, помимо возмещения поста, накормить бедняка за каждый пропущенный день. Ибн Кудама пишет: «Если беременная или кормящая женщина опасается за себя, то она имеет право не поститься и обязана только лишь возместить пост. Мы не знаем разногласий между учёными по этому вопросу, так как они находятся в положении больного, опасающегося за себя. Если же они боятся за своих детей, то не обязаны поститься, но должны возместить пост и накормить бедняка за каждый день» .

В качестве доказательства они приводят слова Всевышнего: «А тем, которые способны поститься с трудом, следует в искупление накормить бедняка» (сура 2 «Корова», аят 184). Как известно, когда был ниспослан данный аят, тем, кому пост был в тяготу, разрешалось не поститься, но вменялось в обязанность накормить за каждый пропущенный день одного бедняка. Потом Всевышний Аллах отменил это положение, но оно осталось действительным для пожилых, которые не способны поститься, для тех, у кого имеются хронические заболевания и нет надежды на излечение, а также для беременных и кормящих, которые сами по себе способны поститься, но это отягощает их по причине опасения за своих детей.

Маликитские богословы считали, что беременная женщина должна только возместить пост, так как она подобна больному, ибо плод в утробе является частью матери и опасение за него равноценно опасению за себя. Однако кормящая женщина, опасающаяся за своего ребенка, обязана, по их мнению, возместить пост и накормить бедняка за каждый пропущенный день . По мнению некоторых маликитов, кормящая женщина освобождается от поста, только если ребенок не питается ничем, кроме материнского молока, и у семьи нет возможности нанять ему кормилицу .

Есть ещё одно мнение, согласно которому беременные и кормящие женщины должны только накормить бедняка за каждый пропущенный день и не обязаны возмещать пост, независимо от того, опасаются ли они за себя или за своих детей. Этого мнения придерживались ‘Абдаллах ибн ‘Умар, ‘Абдаллах ибн ‘Аббас и Са‘ид ибн Джубайр. Они основывались на словах Всевышнего: «А тем, которые способны поститься с трудом, следует в искупление накормить бедняка» (сура 2 «Корова», аят 184).

Ибн ‘Аббас сказал: «Если беременная женщина боится за себя, а кормящая — за своего ребенка, то они не должны поститься, а должны накормить бедняка за каждый день и не обязаны возмещать пост» . Также сообщается, что однажды Ибн ‘Аббас увидел свою беременную или кормящую невольницу и сказал: «Ты подобна тому, кому в тяготу поститься. Ты должна накормить бедняка за каждый день и не должна возмещать пост». Ад-Даракутни (2384) назвал это сообщение достоверным.

Са‘ид ибн Джубайр рассказывал, что Ибн ‘Умар сказал: «Беременная и кормящая женщины не постятся и не возмещают пост». Ад-Даракутни (2385) назвал это сообщение достоверным. Также сообщается, что как-то раз беременная жена Ибн ‘Умара спросила его о том, как она должна поступить, и он ответил: «Не постись. Накорми за каждый день по бедняку и не возмещай » (ад-Даракутни 2388). В другом сообщении говорится о том, что дочь Ибн ‘Умара, которая была замужем за одним курайшитом, испытывала жажду в рамадане, будучи беременной, и он велел ей не поститься и накормить бедняка за каждый пропущенный день (ад-Даракутни 2389).

Данное мнение предпочтительнее других по нескольким причинам. Во-первых, нам неизвестно, чтобы кто-либо из других сподвижников высказывал по данному вопросу мнение, отличное от мнения Ибн ‘Умара и Ибн ‘Аббаса, и есть большая вероятность того, что данная ими фетва восходит к самому Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Утверждать это с абсолютной уверенностью мы не можем, но суждение авторитетнейших сподвижников, даже если оно опирается на их собственный иджтихад, в любом случае предпочтительнее, чем слова других улемов.

Во-вторых, это мнение соответствует духу Шариата, поскольку облегчает выполнение религиозных заповедей для тех категорий верующих, которые нуждаются в облегчении. Известно, что женщина носит ребенка во чреве приблизительно девять месяцев и по этой причине она не может поститься. После родов она порой не может возместить пост до наступления следующего рамадана по причине послеродовых кровотечений и кормления, которое может длиться длительное время. Случается, что в этот период женщина снова беременеет, из-за чего у неё накапливается большая задолженность по посту, а в соответствии с правилами шариата трудность требует облегчения.

В-третьих, это мнение учитывает интересы бедняков, которых требуется накормить вместо возмещения поста.

Что же касается совмещения кормления бедняков с возмещением поста, то мнение на этот счёт слабое, потому что неправильно обязывать человека сразу двумя видами возмещения. Помимо того, что это мнение не подтверждается ясными текстами, так оно ещё применяется к людям, которые более других заслуживают облегчения в данном вопросе. Ведь если путнику, не испытывающему никакого дискомфорта в пути, разрешено не поститься и всего лишь возместить пост, то как можно обязывать женщину возмещать пост и кормить бедняков, притом что она испытывает бóльшие трудности во время беременности и кормления, да к тому же не ради самой себя?! Подобное противоречит духу исламской религии, религии великодушия, милосердия и облегчения.

Таким образом, становится ясным, что беременная и кормящая женщины могут не поститься, если они опасаются за своё здоровье или здоровье ребёнка, и обязаны накормить бедняка за каждый пропущенный день. Разрешается кормить по одному бедняку каждый день по завершении дня поста. Также разрешено накормить 29 или 30 бедняков (в зависимости от продолжительности месяца) после окончания рамадана. Сообщается, что когда Анас ибн Малик стал не в состоянии поститься, он приготовил похлёбку и накормил ею досыта тридцать бедняков (ад-Даракутни 2390). Большинство законоведов считают, что неправильно кормить заранее за те дни рамадана, которые ещё не наступили, так как пост в эти дни ещё не стал обязанностью человека.

Вместо непосредственно кормления также разрешается раздать беднякам продукты. В этом случае следует давать один мудд (примерно 510 г) продуктов за каждый пропущенный день. Разрешается дать каждому бедняку по одному мудду или дать несколько муддов одному из них. Нафи‘ рассказывал, что у Ибн ‘Умара спросили о беременной женщине, опасающейся за своего ребёнка, и он сказал: «Пусть она не постится и накормит за каждый день одного бедняка муддом пшеницы» (аш-Шафи‘и 1/266, аль-Байхаки 4/230, Малик 1/308/52). А Аллах знает лучше.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *