Постановление вцик

25 октября 1917 года большевиками провозглашена Российская Советская Республика – первое в мире социалистическое государство. Был проведен целый ряд радикальных революционных преобразований: ликвидировано помещичье землевладение, введен рабочий контроль на промышленных предприятиях, ликвидировано сословное неравенство, проведена реформа орфографии. Но Февральская революция и последовавшие за ней Октябрьская революция и Гражданская война вызвали хаос в стране. Из российских тюрем были освобождены не только политические заключенные царского режима, но и масса уголовников, что обусловило разгул преступности на территории всей России. Перед большевиками встала задача поставить страну на ноги, навести порядок, установив диктатуру пролетариата.

В целях определения новых направлений развития страны изданы постановления (названные по образцу Французской революции «декретами»): «О мире», «О печати», «О полноте власти советов», «О восьмичасовом рабочем дне», «Декларация прав народов России», декреты «О суде» и др.

На основании Декрета Совета народных Комиссаров (Совнарком) РСФСР от 24 ноября 1917 года № 1 «О суде» в Казани был образован Комиссариат по судебным делам Казанского губернского совета.

Осенью 1918 года Комиссариат был переведен на положение Отдела юстиции Казанского губернского исполнительного комитета – Губотюста.

А 27 мая 1920 года на политической карте социалистического государства возникла Татарская Автономная Республика, которая и сегодня существует практически в тех же границах.

25 июня 1920 года Казанский губисполком передал властные полномочия Временному революционному комитету ТССР. Главной задачей ВРК стала подготовка Учредительного съезда Советов Татарской АССР.

26 сентября 1920 года I Учредительный съезд Советов ТАССР сформировал Правительство республики, комиссаром юстиции был избран Алексей Николаевич Нехотяев.

Размещался Наркомюст ТАССР в здании по адресу: ул. Чернышевского (затем – ул. Ленина, ныне ул. Кремлевская), д. 12/20.

Обеспечивали работу нового органа власти следующие отделы:

общий отдел;

отдел судоустройства и судопроизводства;

следственный отдел;

отдел судебного контроля;

отдел судебной статистики;

консультационный отдел с подотделами (информационный, законодательных предложений и кодификации, опубликования законов);

исправительно-воспитательный отдел;

карательный отдел;

хозяйственный отдел;

ликвидационный отдел.

В состав органов юстиции ТАССР также входили:

судебные органы республики, состоящие из районного совета народных судей в г. Казани, Чистополя и Тетюшей, районных ревтрибуналов в тех же городах;

воспитательно-исправительные учреждения ТАССР: районные распорядительные комиссии, комиссии о несовершеннолетних преступниках, районные общие места заключения для осужденных, рабочие дома, места предварительного заключения и реформатории для несовершеннолетних преступников.

22 ноября 1920 года Совнаркомом ТАССР и 10 декабря Президиумом ТатЦИКа утверждено Положение о Народном комиссариате юстиции ТАССР, правовой основой этого документа стало Положение о Татарской Автономной Советской Социалистической Республике.

В июне 1921 года на II съезде Советов ТАССР народным комиссаром юстиции избирают Богаутдинова Гимаза Богаутдиновича – человека с бойцовским характером и научным складом ума. В этот период остро встал вопрос кадрового обеспечения: следователями и судьями молодой республики работал люди без образования. К тому же, в 1919 году был ликвидирован юридический факультет Казанского университета.

В соответствии с Постановлением III сессии ВЦИКа IX созыва от 28 мая 1922 года в составе Наркомюста ТАССР учреждена государственная прокуратура и до 1932 года комиссар юстиции одновременно являлся и Прокурором Татарской республики. Также в структуре Наркомюста ТАССР был образован отдел прокурорского надзора, возглавляемый одним из девяти помощников прокурора ТАССР, которого, в отличие от других ответственных работников Наркомюста, утверждал Президиум ВЦИК. Первым во главе отдела прокуратуры был назначен заместитель комиссара юстиции З. Булушев, затем – М.У. Усманов, который впоследствии займет пост наркома юстиции ТАССР.

В марте 1926 года на VI Всетатарском съезде Советов Хафиз Рахматуллович Палютин становится заместителем Председателя Татарского ЦИКа, наркомом юстиции и Прокурором ТАССР.

В июне 1927 года на III Всероссийском совещании Наркомюста РСФСР он выступил с предложением восстановить юридический факультет Казанского университета. Инициатива была поддержана наркомом юстиции и Прокурором РСФСР Дмитрием Ивановичем Курским. В октябре 1928 года в Казанском государственном университете начались занятия на вновь открытом факультете советского строительства и права, преобразованном в дальнейшем, в 1931 году, в Институт советского права.

В 1928 году Х.Р. Палютина командируют на учебу в Москву на Высшие юридические курсы.

Постановлением Президиума ЦИКа ТАССР VII созыва от 7 января 1928 года Р.Х. Палютин был освобожден о занимаемой должности, а на должность Наркома юстиции и Прокурора ТАССР был назначен Башкиров Шаги-Валей Галеевич.

Но уже в 1929 году его отстраняют от должности: Ш.Г. Башкиров был одним из немногих, кто отказался выполнять поручения Обкома партии – о немедленном приведении в исполнение приговоров – расстрела граждан.

16 ноября 1929 года на заседании Президиума ЦИКа ТАССР наркомом юстиции и Прокурором ТАССР назначают Василия Никитовича Филиппова. Во время его руководства наркоматом в 1931 году было утверждено новое положение о Народном комиссариате юстиции Татарской Автономной Советской Социалистической Республики.

С 1930 по 1932 годы происходит организационное переустройство аппарата НКЮ ТАССР. Если до 1930 года при образовании отделов использовался функциональный признак, то после 1930-х – территориально-производственный.

В декабре 1934 года на Х Съезде Советов ТАССР наркомом юстиции назначают Усманова Мавлюда Усмановича.

Наркомом юстиции ТАССР Мавлюд Усманович работал до ареста в августе 1937 года. Его обвинили по знаменитой 58-й статье УК РСФСР, которое обрекало обвиняемого на верную смерть (примечание – ответственность за контрреволюционную деятельность в качестве участника пантюркистской националистической повстанческой организации, ведение подрывной деятельности).

С весны 1937 года начались массовые аресты – как по всей стране, так и по Татарии, – работников партийных, советских органов, общественных предприятий, рабочих и колхозников.

Участь М.У. Усманова постигла и бывших наркомов юстиции ТАССР – Г.Б. Богоутдинова, Х.Р. Палютина, Ш.Г. Башкирова и В.Н. Филиппова.

С 9 по 12 мая 1938 года в Казани свирепствовала выездная сессия Военной коллегии Верховного суда СССР. На рассмотрение каждого уголовного дела уходило от 5 до 10 минут. Всех осужденных на расстрел объединяло дело № 3389. Не допускалось кассационное обжалование приговоров, подача прошения о помиловании, участие прокуроров и адвокатов, не рассматривались какие-либо улики и вещественные доказательства. В обвинительном заключении с откровенной прямотой писалось: «Вещественных доказательств по делу нет». Тогда были приговорены к расстрелу 185 человек, среди них около 40 человек – работники органов юстиции. Приговоры на основании Постановления ЦИК СССР от 1 декабря 1934 года подлежали немедленному исполнению.

13 февраля 1938 года Постановлением Президиума ЦИКа ТАССР народным комиссаром юстиции назначен Иван Владимирович Корнев. Во время его руководства в 1939 оду было утверждено новое Положение о Народном комиссариате юстиции ТАССР. Указом Президиума Верховного Совета ТАССР от 8 мая 1940 года Корнев И.В. был освобожден от обязанностей наркома юстиции в связи с переходом на другую работу.

С 18 апреля 1941 года по 15 января 1945 года Наркомюстом ТАССР руководил Якубов Мисбах Сабирович.

В годы Великой Отечественной войны деятельность органов юстиции переведена на военное время и подчинена общей задаче борьбе с фашизмом. Уже 29 июня 1941 г. НКЮ СССР был издан приказ о задачах органов юстиции в военное время. В приказе подчеркивалось, что суды должны беспощадно карать играющих на руку врагу расхитителей, спекулянтов, нарушающих государственную, кооперативную и колхозную торговлю, срывающих снабжение населения продовольствием, решительно вести борьбу с распространителями провокационных слухов. Отмечалось, что правильное и неуклонное исполнение законов, борьба с преступниками и воспитание трудящихся в духе строжайшей дисциплины составляют главную задачу суда и приобретают в военное время особое значение. В связи с тяжелым положением на фронтах в первые месяцы войны Наркомюст подвергся реорганизации: кардинально сокращаются штаты наркомата и подведомственных структур. Сокращение штатного состава привело к увеличению нагрузки на оставшихся сотрудников. Рабочий день сотрудников Наркомюста и работников судов был продлен до 22:00, суббота объявлялась рабочим днем.

Реорганизация органов юстиции в годы войны носила временный, мобилизационный характер. Многие подразделения административных органов юстиции, сокращенные в 1941 году, после войны были восстановлены. После войны, основные принципы работы Наркомюста оставались неизменными. На завершающем этапе войны на первый план выдвинулось решение кадровых вопросов. Принимались меры по восстановлению юридического образования.

25 февраля 1946 года Указом Президиума Верховного Совета ТАССР на должность наркома юстиции ТАССР был утвержден Валеев Шакир Шарипович, девятый и последний народный комиссар. В том же году он стал министром юстиции (Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 марта 1946 года Народный комиссариат юстиции ТАССР переименован в Министерство юстиции ТАССР, в систему которого входит и Верховный суд ТАССР), а в 1950 году он был назначен начальником Казанской научно-исследовательской криминалистической лаборатории (ныне – Средне-Волжский региональный центр судебной экспертизы), которая размещалась на базе Казанского юридического института.

Пятилетний план послевоенной работы министерства ставит целью подготовку и переподготовку всех работников юстиции. Произошли массовые ревизии, проверки и чистки среди судебных работников. Одна треть из прежнего состава народных судей не была рекомендована на соответствующие должности в последующем, так как до половины судей и народных заседателей не имели не то что юридического, но даже высшего образования. Поэтому К ВКП(б) 5 октября 1946 г. принял решение о юридическом образовании в СССР.

Качественное юридическое образование и постоянное повышение квалификации юристов должны были способствовать укреплению советской законности. Больше внимания уделялось личным качествам работников. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 15 июля 1948 г устанавливал ответственность судей перед дисциплинарными коллегиями, учрежденными при народных и специальных судах, а также при Верховном Суде СССР для повышения роли советского правосудия. 16 сентября 1948 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР определялся возрастной ценз в 23 года для граждан, избиравшихся народными судьями и народными заседателями. Считалось, что народный судья должен обладать высокими моральными принципами. Перечисленные акты должны были способствовать укреплению позитивного имиджа советской юстиции, всей системы правоохранительных органов СССР.

13 октября 1950 года Указом Президиума Верховного Совета ТАССР министром юстиции ТАССР назначают Нацибуллина Яруллу Насибулловича, прошедшего войну с первых дней и до Великой Победы. Однако начатое реформирование органов юстиции было прервано.

Нацибуллин Я.Н. перешел на работу в Верховный Суд ТАССР, был его председателем.

30 мая 1956 г. в целях дальнейшего совершенствования судебной системы, устранения излишней централизации в руководстве работой судебных учреждений и органов юстиции было принято Постановление ЦИК КПСС и Совета Министров СССР, которое признало необходимым упразднить Министерство юстиции СССР.

31 мая 1956 г. Президиум Верховного Совета СССР принял Указ об упразднении министерств юстиции республик, что внесло принципиальное изменение в характер осуществления судебного управления.

С 1957 по 1963 гг. функции Министерства юстиции ТАССР выполнял Верховный суд ТАССР.

Со временем стало понятно, что принятое решение об упразднении министерства привело к слиянию функций судебной и исполнительной власти.

2 февраля 1971 года на основании Указа Президиума Верховного Совета Татарской АССР вновь было образовано Министерство юстиции ТАССР. Судебная деятельность была ограничена от исполнительной и имела следующую формулировку – «организационное обеспечение деятельности судов».

Министерство размещалось на 4 этаже в здании по ул. Кремлевская, д. 12.

4 февраля 1971 года министром юстиции ТАССР был назначен Тазетдинов Анас Габдуллович, талантливый организатор, творческая и яркая натура, который уделял большое внимание вопросам спорта и физического воспитания работников судебных органов и министерства. В 70-е годы был сделан акцент на работу по повышению правового сознания и правовой культуры гражданского населения, на этот период истории нашей республики пришлось интенсивное развитие законотворческой базы ТАССР.

Министерство юстиции ТАССР в своей деятельности подчинялось Совету Министров ТАССР и Министерству юстиции РСФСР.

На министерство были возложены следующие задачи:

осуществление организационного руководства районными (городскими) народными судами в ТАССР;

проведение работ по систематизации и подготовке предложений по совершенствованию законодательства ТАССР;

осуществление методического руководства правовой работой в народном хозяйстве;

методическое руководство и координация работы в государственных органах и общественных организациях ТАССР по пропаганде правовых знаний и разъяснение законодательства среди населения;

руководство нотариатом, а также общее руководство адвокатурой ТАССР.

В 1987 году Министерством юстиции начал руководить Салабаев Альберт Михайлович. Он продолжил укрепление деятельности, направленной на обеспечение законопроектной и нормотворческой деятельности органов государственной власти и управления республики. К концу ХХ века Министерство юстиции трансформировалось из органа с правоохранительным и надзорным уклоном – в орган, обеспечивающий реализацию исполнительных функций.

На основании Закона Татарской Советской Социалистической Республики от 31 августа 1990 года № 347-XII «О переименовании правовых нормативных актов Татарской АССР, принятых до Декларации о государственном суверенитете Татарской ССР» Татарская Автономная Советская Социалистическая Республика была преобразована в Татарскую Советскую Социалистическую Республику (Татарская ССР). Министерство юстиции ТАССР было преобразовано в Министерство юстиции ТССР.

После распада СССР деятельность министерства обрела новый импульс, появились новые задачи. Министерство обеспечивало и участвовало в становлении правовой базы Республики Татарстан. Министр юстиции Альберт Салабаев в составе Конституционной комиссии занимался вопросами разработки Конституции Республики Татарстан, которая была принята на год раньше Конституции Российской Федерации, в 1992 году.

Законом Республики Татарстан от 7 февраля 1992 года № 1413-XII «Об изменении наименования Татарской Советской Социалистической Республики и внесении соответствующих изменений в Конституцию (Основной закон) Татарской ССР» ТССР была преобразована в Республику Татарстан.

В 1994 году Министерство юстиции Республики Татарстан переехало в здание, расположенное по адресу ул. Кремлевская, д. 16.

В 1996 году Указом Президента Республики Татарстан при Министерстве юстиции Республики Татарстан была образована Государственная регистрационная палата, которая занималась регистрацией юридических лиц, с 2000 года – регистрацией недвижимости и сделками с ней.

В соответствии с Положением о Министерстве юстиции Республики Татарстан от 04.04.2000 №238 министерство являлось органов государственного управления Республики Татарстан и территориальным органом Министерства юстиции Российской Федерации в республике.

В июне 2001 года создается Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Татарстан, образованием которого завершился процесс построения единой вертикали власти в Российской Федерации.

С мая 2004 года Министерство юстиции Республики Татарстан возглавил Мидхат Мазгутович Курманов.

Указом Президента Республики Татарстан от 7 июня 2004 года министерству переданы полномочия по материально-техническому обеспечению деятельности мировых судей республики. Эта работа начиналась с нуля, не было условий для надлежащего отправления правосудия. В 1999 году начали функционировать 168 судебных участков, к 2020 году их стало 190.

22 декабря 2004 года Указом Президента Республики Татарстан Государственная регистрационная палата присоединена к Федеральной регистрационной службе Министерства юстиции Российской Федерации.

21 ноября 2013 года Указом Президента Республики Татарстан № УП-1134 министром юстиции Республики Татарстан назначена Глухова Лариса Юрьевна, первая женщина-министр в истории министерства.

В связи с принятием Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» в республике началась работа по построению системы оказания бесплатной юридической помощи: принят Закон Республики Татарстан от 2 ноября 2012 года № 73-ЗРТ «Об оказании бесплатной юридической помощи гражданам в Республике Татарстан», издан Указ Президента Республики Татарстан от 24 мая 2013 года «Об утверждении Порядка взаимодействия участников государственной системы бесплатной юридической помощи на территории Республики Татарстан» и ряд постановлений Правительства республики.

Министерство юстиции Республики Татарстан определено уполномоченным органом в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью и обеспечивает координацию деятельности участников государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи.

В целях исполнения возложенных задач в 2014 году в Министерстве создан сектор бесплатной юридической помощи, который положил начало большой работе по оказанию гражданам бесплатной юридической помощи, организации мероприятий по оказанию правовой помощи, приуроченных к праздничным и памятным датам, и по правовому просвещению населения. В 2018 году сектор преобразовался в отдел, который сегодня продолжает данную работу, адаптируя ее к современным условиям жизни, в том числе, путем внедрения информационных технологий, позволяющим упростить получение и предоставление бесплатной юридической помощи и повысить ее качество.

Сегодня основными задачами министерства являются:

реализация государственной политики в сфере юстиции в пределах полномочий Республики Татарстан по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и по предметам собственного ведения Республики Татарстан;

достижение уровня нормотворческой деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Татарстан, обеспечивающего надлежащую защиту прав и законных интересов личности и государства;

обеспечение условий для осуществления деятельности мировых судей на территории Республики Татарстан;

реализация прав граждан на получение бесплатной юридической помощи;

осуществление взаимодействия с органами местного самоуправления по правовым вопросам;

создание условий для получения органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и организациями информации о муниципальных нормативных правовых актах.

17 (30) июня 1917 г. Первым Всероссийским съездом Советов рабочих и солдатских депутатов, который проходил с 3 (20) июня по 24 июня (7 июля) 1917 г., был избран высший законодательный, распорядительный и контролирующий орган государственной власти в РСФСР — Всероссийский Центральный исполнительный комитет (ВЦИК).

По фракционным спискам в состав ВЦИК было избрано 250 человек: от меньшевиков — 104 члена и 16 кандидатов; от социалистов революционеров — 99 членов и 18 кандидатов; от большевиков — 35 членов и 23 кандидата; от объединённых социал-демократов — 8 членов и 5 кандидатов; от трудовиков и народных социалистов — 3 члена и 2 кандидата; от еврейской социалистической рабочей партии — 1 член. Вне партийных списков были избраны: А. Ф. Керенский, социалист-революционер, военный и морской министр; А. В. Пешехонов, народный социалист, министр продовольствия; М. И. Скобелев, меньшевик, министр труда; И. Г. Церетели, меньшевик, министр почт и телеграфов;. М. Чернов, социалист-революционер, министр земледелия; Н. С. Чхеидзе, меньшевик, председатель съезда.

На заседании ВЦИК 22 июня (5 июля) 1917 г. была утверждена его внутренняя структура. В аппарат ВЦИК входили Президиум, Бюро и около 20 отделов. Президиум ВЦИК являлся общим руководящим органом и должен был состоять из 9 человек по представительству трёх больших фракций ВЦИК: меньшевиков, социалистов-революционеров и большевиков. Бюро ВЦИК являлось исполнительным органом пленума, состояло из 50 человек, включая Президиум; составлялось по принципу пропорционального представительства всех фракций, группы меньше 5 человек могли соединяться для общего представительства.

На заседании 23 июня (6 июля) 1917 г. был утверждён состав Бюро ВЦИК. При ВЦИК были образованы Секретариат, Исполнительный комитет крестьянской секции и отделы: Иногородний, Военный, Экономический, Аграрный, Продовольственный, Железнодорожный, Юридический, Городской, Литературно-агитационный, Труда, По подготовке к выборам в Учредительное собрание.

Полномочия ВЦИК 1-го созыва, как и полномочия всех комиссаров и представителей, назначенных прежним ЦИК в армию и на места, окончились с открытием Второго Всероссийского съезда Советов 25 октября (7 ноября) 1917 г. и избранием на нём ВЦИК нового состава.

«1-а. Постановления Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета, Совета Народных Комиссаров и Экономического Совета Р.С.Ф.С.Р., касающихся отдельных местностей Р.С.Ф.С.Р., не вступившего в силу по правилам предыдущей (1) статьи, считаются вступившими в силу в главных городах автономных республик, в краевых и областных центрах и в губернских городах со дня напечатания постановления в местном официальном органе печати, а в остальных местностях автономных республик, краев, областей или губерний — со дня получения соответствующего номера местного официального органа печати окружным, уездным или соответствующим им исполнительным комитетом.

Означенные постановления Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета, Совета Народных Комиссаров Р.С.Ф.С.Р. и Экономического Совета Р.С.Ф.С.Р. подлежат опубликованию в местном официальном органе печати немедленно по получении этих постановлений центральными исполнительными комитетами автономных республик, краевыми, областными и губернскими исполнительными комитетами».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *