Посвящение

Примеры употребления слова посвящение в литературе.

Распорядитель состязаний выступил вперед и объявил: — Прошу тишины для акколады — посвящения в рыцари!

Перерыв также поможет сделать посвящение в рыцари Конала особым событием, а не незаметным после акколады Келсона.

В преисполненной злобою зале его воспаленной памяти еще сиял тот хрустальный свет, еще гремели возгласы акколады, обряда древнего Посвящения — пустого обряда в пустынной стране, уже тогда безнадежно противостоящей серому океану времени.

Ему чудилось, будто в насмешливом и угрюмом чертоге своей памяти он все еще видит хрустальную люстру, все еще слышит крики, доносящиеся с акколады, обряда посвящения в рыцари, бессмысленного в разоренном краю, уже тогда безнадежно сопротивлявшемся серому океану времени.

Очевидно, Смирнову не были известны аллюзия Джона Флорио на литературное творчество Рэтленда в посвящении ему итальянско-английского словаря, слова Джонсона в послании Елизавете Рэтленд о том, что ее супруг возлюбил искусство поэзии, не говоря о многих других фактах.

Умалившись, поникнув, стоял я у подножия того самого престола, перед которым некогда совершилась церемония моего принятия в Братство, перед которым я получил посвящение в послушники и с ним кольцо Братства, чтобы вместе со слугою Лео идти в паломничество.

Посвящение Сервантесу 265 Вера Матвеева Колыбельная 266 Вера Матвеева Любовь 267 Вера Матвеева Ответ Мери-Анны 268 Вера Матвеева Поздравление с весной 269 Вера Матвеева На траве зеленой лета 270 Вера Матвеева Про черную гуашь и надежду 271 Вера Матвеева Детство 272 Вера Матвеева Зеленый чай 273 Вера Матвеева К.

Отправляясь в обратный путь, Деметрий написал в Афины, что немедленно, как только прибудет, желает пройти посвящение в таинства, причем весь обряд целиком, от низшей до созерцательной ступени, намерен постигнуть сразу.

Есть некоторые данные, позволяющие предполагать, что некогда ритуальная дефлорация производилась как особый обряд во время посвящения девушек.

Посвященные, во времена мистерии Голгофы еще продолжавшие поддерживать древние методы посвящения, говорили желавшим их слушать людям о том, что существо, раньше дававшее человеку из духовных миров в земное бытие отзвук доземного, сошло как Христос в физический, земной мир и приняло телесность в человеке Иисусе.

Хорошо, когда посвящение новичка в зимнюю рыбалку начинается с такого, пусть и ершиного, клева.

Первые двенадцать лет уходят на поочередное посвящение во все остальные двенадцать тайных сообществ, на зазубривание наизусть колоссальных мифологических саг и на изучение права, музыки и астрономии.

Аббасидский халиф Период скрытых имамов Первая степень посвящения в исмаилитской организации, всего было семь Церемониймейстер Мера веса — 409,5 г Имеется ввиду сульфат мышьяка Одежда, род туники Сосуд с красной глиной для печати Полоска бумаги для заклеивания письма 757 г.

К комплексу посвящения восходят следующие мотивы: увод или изгнание детей в лес или похищение их лесным духом, избушка, запродажа, избиение героев ягой, обрубание пальца, показывание оставшимся мнимых знаков смерти, печь яги, разрубание и оживление, проглатывание и извергание, получение волшебного средства или волшебного помощника, травестизм, лесной учитель и хитрая наука.

Изучение запродажи показывает, что запроданный попадает в обстановку, связанную с комплексом посвящения.

Источник: библиотека Максима Мошкова

10 октября 2019 г.1768 Автор

5 поводов идти на посвят

10 и 17 октября в институтах Новгородского университета пройдут посвящения в студенты. Про посвят среди первокурсников ходят легенды: говорят, чтобы стать студентом, придётся много выпить, дать клятву университету и поучаствовать в диких конкурсах.

Мы расспросили студентов-организаторов посвящения, почему эта традиция — обязательный пункт студенческой жизни.

Познакомиться со своими

Посвящение — это такой тимбилдинг. Первокурсники зачастую не успевают сдружиться за первый месяц учёбы, только настраивают контакты и привыкают к одногруппникам. Общение может сводиться к «привет-пока» между лекциями. На посвяте студентам приходится больше общаться друг с другом, выполнять совместные задания и конкурсы. Посвящение очень сближает, считают старшекурсники:

— После своего посвящения я максимально сдружилась с ребятами, у нас появились общие воспоминания, приколы, мы стали ближе и роднее. А на следующий день уже стали подкалывать друг друга, нашли общие темы. Посвят — это то, что объединяет людей, — считает председатель студсовета ИЭУП Анна Егорова.

— В нашем институте всех распределяют в разные команды. То есть все участвуют с незнакомыми ребятами с разных направлений, но это не мешает весело провести время. Мы до сих пор здороваемся и общаемся при встрече в универе. Посвящение поможет перезнакомиться с активистами Студенческого совета: иметь знакомых из числа студсовета может быть очень полезно, — сказала председатель студсовета ИЭИС Елизавета Исакина.

Первокурсники знакомятся со старшекурсниками, которые помогают адаптироваться в институте, что-то могут подсказать по учёбе.

Ислам Рагимов председатель студенческого совета НовГУ

Посвят организовывают студенты

В команде организаторов стоят активисты Студенческого совета, они придумывают тематику квеста, станции, маршрутные листы. Они делают все, чтобы первокурсники получили незабываемые впечатления на всю жизнь.

— Посвящение организуют студенты со второго по четвёртый курс. В нашем институте тематика посвящения придумывалась заранее, ещё прошлой весной, а уже осенью мы искали спонсоров, покупали атрибутику, — рассказала председатель студсовета ИЭУП Анна Егорова.

— Так как посвящение проводит студенческий совет, а не администрация, в нашем распоряжении вся организация: можем фантазировать! Каждый год посвят проводится по-разному, иногда концерт, иногда квест или игра по станциям. Конкретно в этом году нас 15 человек, студенты со второго по четвёртый курс разных специальностей, от архитекторов до автомобилистов, само посвящение мы готовим почти месяц, — отметила председатель студсовета ИПТ Наталья Никонова.

Мы знаем, как удивить первокурсников и какая тема сейчас будет актуальной и интересной. Мы же сами студенты.

Елизавета Исакина.председатель студсовета ИЭИС

Счастливые воспоминания

У каждого студента должна быть в арсенале история «А вот у нас на посвяте…» Развлечений на посвяте предостаточно: квесты, концерты, конкурсы.

— Вспоминаю все! И как бегали по этажам, и как смеялись над какими-то шутками, да и вообще прекрасен тот момент единства! Буду и после окончания универа вспоминать, как мы заняли призовое место в квесте и получили приз, — говорит председатель студсовета ИЭУП Анна Егорова.

Лично я буду вспоминать не сам посвят, а следующий день: все пришли не выспавшиеся, но до жути счастливые. На посвяте бегали с азартом по коридорам и громко смеялись. Ещё такие дети были! Я тогда выиграла в одной из номинаций, это вдвойне приятно. Потом ещё несколько дней отходили от этих эмоций. Половина моей группы засыпала прямо на паре, ребята падали головой на парту и храпели.

Наталья Никоновапредседатель студсовета ИПТ

— Веселье излучает все. Атмосфера, люди вокруг — все очень поднимает настроение, каким бы ты уставшим не был после пар. Каждый организатор следит, чтобы ни один первак не заскучал. Мы берём обратную связь ещё по ходу мероприятия, — подчеркивает председатель студсовета ИЭИС Елизавета Исакина.

Призы и еда

Участникам квестов и победителям конкурсов всегда дарят ценные призы от партнёров. А ещё на посвяте бесплатно кормят.

— Спонсоры посвящения в этом году максимально крутые, также как и призы, которые они предоставляют специально для первокурсников. Наши спонсоры: Колмово сити, ДоДо пицца, RED антикафе Panda, — председатель студсовета ИЭУП Анна Егорова.

— Партнёра в этом году у ИПТ два — это Квесты и Антикафе, они нам предоставили сертификаты на все группы и купоны с хорошими скидками, получат их первокурсники за видеоролики, которые снимали сами в течение месяца. И конечно, как же без грамот с разными номинациями, — председатель студсовета ИПТ Наталья Никонова.

Не пришёл на посвят — не студент

Посвящение — это своего рода обряд, пройдя который, школьник становится студентом.

Считаю, что посвящение — это мероприятие, с которого начинается студенческая жизнь! До посвята ты вроде уже не школьник, но ещё и не студент, ты только вникаешь в новую для тебя систему и ещё не совсем чувствуешь свою принадлежность к институту. После посвята такой оторванности от сообщества не будет.

Анна Егорова председатель студсовета ИЭУП

— Конечно, выражение «До посвята ты не был студентом» образное. Суть в том, сам посвят — традиция институтов и университета в целом. В каждом институте есть свой обряд, с годами он меняется. У нас, например, в этом году студенты будут читать клятву: их благословит поп с гаечным ключом и железным крестом для откручивания гаек, — делится председатель студсовета ИПТ Наталья Никонова.

Фото из архива студенческого совета НовГУ.

А.А. СИТНОВА

ОБРЯДЫ ПОСВЯЩЕНИЯ В МОЛОДЕЖНЫХ СООБЩЕСТВАХ (на материале студенческого фольклора вузов Республики Марий Эл)

Изучение молодежи как социокультурного феномена имеет достаточно длительную историю становления и развития, не избежавшую и противоречий, продиктованных особенностями политического, идеологического, психологического, культурологического порядка . В современный период, обычно соотносимый с эпохой расцвета так называемых постиндустриальных обществ, именно молодежь, как социально-демографическая и культурологическая группа, начинает приобретать все большее значение и вес в обществе. Не случайно ключевой задачей научных исследований второй половины ХХ столетия стало осмысление таких понятий, как «молодость», «молодежь», «юность», «пубертатность» .

Среди молодежных объединений, создаваемых по ряду значимых именно для данного объединения признаков (фанаты музыкальных направлений, групп; поклонники культовых фильмов, книг и т.д.), особое место занимает студенческое сообщество. По мнению К.Э. Шумова, именно студенчество представляет собой «одну из самых традиционных и устойчивых групп современного городского населения» . С одной стороны — это явление неоднородное и многоликое. Соответственно, исследование специфики его становления и формирования невозможно без учета специфических психологических и социологических факторов. С другой стороны — это несомненная общность объединенных профессиональными интересами, а также самим процессом обучения в средних специальных или высших учебных заведениях людей. На наш взгляд, это очень важный, более того, единственный признак, на основании которого люди разного возраста, социального статуса и уровня экономической активности оказываются в одной социальной группе.

Среди основных научных направлений в изучении молодежного вопроса (биологизаторское, социальное, психоаналитическое и др.) наиболее продуктивным признано социологическое, предполагающее в процессе выявления границ понятия «молодежь» учета таких факторов, как получение традиционного среднего специального и высшего образования, создание собственной семьи и экономическая мобильность индивида . В рамках этого подхода становится правомерным говорить о студенчестве как о преимущественно молодежной социальной группе, переживающей процесс социализации, сопряженный с ощущением аутсайдерства и переходного, промежуточного состояния. Студент находится в положении «между»: он не ребенок, но и не взрослый; не школьник, но и не специалист. Амбивалентность мышления и сознания влечет за собой раздвоенность чувств и поступков, с одной стороны, восприимчивость ко всему новому, открытость в восприятии информации и в общении в целом, попытки объединения с себе подобными, с другой — противопоставление себя другим.

Современная система профессионального образования формирует две категории студентов — очной и заочной формы. Во второй категории наблюдается значительно больший уровень дифференциации по возрастным, социальным и профессиональным признакам. Первая же отличается относительной монолитностью и стабильностью. Именно в среде студентов-очников сло-

жились предпосылки для формирования особых традиций, норм поведения и выражающего их вербального творчества.

В настоящей статье предлагается попытка рассмотрения обряда посвящения в студенты как универсального для данного сообщества обрядового текста, включающего несколько кодов (акциональный, предметный, персонажный, вербальный, локативный, темпоральный, изобразительный и некоторые другие, с преимущественным вниманием к акциональному и вербальному) .

Необходимо отметить, что методика изучения обрядов посвящения в молодежных сообществах в более широком контексте обрядов перехода (rite de passagge) в традиционной культуре уже имеет свою историю. Она впервые применена Т.Б. Щепанской применительно к движению хиппи (так называемой «Системе») . Исследовательница с вполне достаточной, на наш взгляд, мерой объективности представила так называемые «обряды отделения» (формирование «антинормы» в поведении «неофитов» Системы и поиск ими каналов связи, по которым может циркулировать «своя» информация), «промежуточные» обряды» (обретение группового символа, получение «феньки», наречение имени, освоение сленга, приобщение к ядру Системы, собственно обучение) и «обряды включения» (получение личного символа, постепенно наполняющегося смыслом Системы, прохождение ритуала трассы и, как итог, овладение нормами, ценностями, мистической энергетикой Системы). При этом Т.Б. Щепанская особо подчеркивает в осуществлении подобных реконструкций значимость специальной этнографической и фольклористической подготовки: «Замысел нашего исследования естественным образом возник из интересов автора в сфере традиционной этнографии» .

Книга Т.Б. Щепанской «Система: тексты и традиции субкультуры» (М., 2004) оказалась в центре внимания специалистов, занимающихся проблемами изучения современного фольклора (или постфольклора). Так, в коллективной монографии «Картина мира в молодежной культуре Республики Марий Эл» (Йошкар-Ола, 2006) на примере вербальных текстов представителей сетевого сообщества, субкультурных объединений поттеристов и толкинистов, различного рода музыкальных объединений республики показаны особенности формирования семантических «узлов» картины мира молодежи. И на первом плане здесь -детальная разработка мотивов отчуждения и одиночества, пути, различного рода испытаний, перелома и, наконец, обретения собственного «Я». Что касается факта социальной локализации в промежуточных областях общественной структуры, то она, по мнению авторов соответствующих разделов монографии, выражается с помощью пространственных метафор: пустыня, пустота, остров, дорога в никуда, перекресток, распутье, грань, игла и т.п. .

Любопытную трансформацию претерпевают эти мотивы в обрядах посвящения в студенческой среде. В статье используются материалы, связанные с организацией и проведением данного обряда в двух государственных университетах республики (техническом и классическом). Причем автор статьи встречалась как с представителями администрации, ответственными за проведение «Посвящение в студенты», так и с неформальными студенческими лидерами, придающими подобным мероприятиям особую атмосферу, динамику и, как следствие, стремление участников обрядов зафиксировать пережитое в той или иной форме.

В центре внимания настоящей статьи так называемые «устные рассказы», представляющие собой развернутые повествования об основных акциях, пер-

сонажах, символике обряда. В зависимости от мастерства рассказчика они различаются степенью подробностей, количеством деталей, эмоциональностью, «качеством» языка (литературный, разговорный, с использованием об-сценной лексики и др.). Обращает на себя внимание и тот факт, что обряды, в процессе передачи от одного поколения к другому, существенно меняют свою «семантику»: от своеобразного советского либертинства, духа особой преданности профессии и соответственно дидактизма 1970-х годов — к мистической окрашенности, спортивной состязательности и развлекательности 1990-х годов. Примечательна в этом плане реплика одной из лучших наших исполнительниц С. Смирновой: «Я, сегодняшняя, так бы не поступила» (имеется в виду эпизод фиксации своего облика в одном из захоронений).

Наибольший интерес в нашей коллекции представляют рассказы об обрядах посвящения в археологи, популярных среди студентов и выпускников историкофилологического факультета Марийского госуниверситета. Кстати, материалы данного обряда выставлены и обсуждаются на специальном форуме в сети Интернет, что свидетельствует об интересе к ним в молодежной среде в целом .

Структура обряда посвящения в археологи соотносится с трехчастной структурой обрядов посвящения в традиционных сообществах и современных молодежных субкультурных объединениях (прелиминарные/обряды отделения, лиминарные/промежуточные, постлиминарные/обряды включения).

При всем разнообразии конкретных акций к прелиминарным обрядам в широком контексте можно отнести собственно альтернативу участия/неучастия в археологической практике/экспедиции, выбор специального снаряжения (рюкзаки, топорики, совковые лопатки, ножи, фонарики и др.), одежды (например, в 1970-е годы — штормовки, клетчатые рубашки, шейные платки, шнурки-хайрат-ники; в 1990-е — стиль «military» — пятнистые куртки и брюки, платки-банданы), формирование особой прически (отращивание длинных волос и бород в 1970-е годы, короткие стрижки — в 1990-е годы), само существование в условиях полевого быта во время первой недели практики/экспедиции (для «перваков» — это жизнь в палатках, сон в спальном мешке, приобретение навыков работы с лопатой, общение у костра и т.п.; для «старшаков» и «бывалых» — разработка сценария посвящения, собирание и обработка вербального материала «на злобу дня» и оформление его в виде газеты, листка и т.п., изготовление сакрального персонажа и др.). К лиминарным — собственно посвящение в археологи, включающее акции «вождения» (в рамках высокой терминологии «Тропа Археолога», сниженной — «бродилки»), произнесения клятвы, вручения памятного талисмана. К по-стлиминарным — совместная трапеза у костра с обязательным участием начальника экспедиции и в сопровождении специально приуроченных (в 1970-е годы -«археологических» песен и баек) или любых (в 1990-е годы, но все-таки по преимуществу походных/туристических песен и рассказов) вербальных текстов.

Особый интерес для специалистов-фольклористов представляют, разумеется, собственно лиминарные обряды и среди них акции «вождения», которые соотносятся с так называемым «квестом» (серией посвятительных испытаний в традиционных сообществах). Название данной акции связано с реальным фактом — шествие возглавляет и направляет старшекурсник. Возможны два их типа. Первый представляет собой инсценировку какого-либо сказочномифологического сюжета (вообще сказки/конкретной сказки, например, спасение царевны, поход за священным огнем/похищение огня). В основе второго -обычное хождение по местности с преодолением препятствий (пролезание под

натяжками палаток, перепрыгивание ям, водных источников и т.п.). При этом обращает на себя внимание крайняя напряженность квеста. Обычно устные рассказы о данной акции сопровождаются репликами типа: «Кто-то реально не выдерживает, факт, … девочки у нас были нервные, кто-то падал». И, действительно, выдержать этот марафон способен не каждый. Испытания проходят в течение длительного времени (4-5 часов), в очень быстром темпе (почти исключительно бегом или быстрым шагом), с большой физической нагрузкой (по 20-30 этапов, на каждом — до 30 конкурсов). Достаточно, на мой взгляд, привести один пример: во время посвящения марийских студентов-археологов в 1998 г. им было предложено «подвинуть отвал», по выражению одного из информантов, «полторы тонны земли втроем (!) перекидать!».

Любопытно, что отношение «посвящаемых» и «посвятителей» к испытаниям различное. У непосредственных участников — от полного удовлетворения («У нас организаторы были люди креативные, они забабахали офигенский (очень яркий. -А.С.) просто обряд!»), через сомнения в необходимости сложных «конкурсов» («Без всяких бродилок и за 15 минут — тоже неплохо получилось!») к отрицанию обряда вообще («Все зависит от настроения в экспедиции, от находок и интереса к ним людей … . Это и запоминается. Можно готовить любую программу посвящения, а останутся в памяти лишь манная каша да матюги начальства»).

Что касается организаторов посвящения, то большинство из них уверены в необходимости осуществления обряда («Это, конечно, тоже вариант за 15 минут, … но теряется вся прелесть инициации!»). Любопытна в этом плане и широко известная в среде археологов «Легенда о посвящении». В ней в пародийной форме, переосмысляющей мифы творения, мотивируется необходимость проведения обряда: «Минуло с той поры много тысяч лет, возникли и погибли города и цивилизации, но обряд посвящения в археологи остался прежним, и те, лучшие, кто проходил его, видят свет истины и слышат голос Горпосельмога» . Именно в таких обрядах, по мнению «бывалых», дается «миг во времени и вне его».

Состояние инициируемых в обряде посвящения в археологи можно соотнести с фазой лиминальности обрядов перехода в традиционных сообществах. Блестящая ее характеристика предложена В. Тэрнером: «Свойства лими-нальности или лиминальных personae («пороговых людей») непременно двойственны. … Лиминальные существа ни здесь ни там, ни то ни се; они — в промежутке между положениями, предписанными и распределенными законом, обычаем, условностями и церемониалом … Так, лиминальность часто уподобляется смерти, утробному существованию, невидимости, темноте, двуполости, пустыне, затмению солнца или луны. … (Вновь посвящаемые) могут наряжаться чудовищами, носить только лохмотья или даже ходить голыми, демонстрируя, что, будучи лиминальными, не имеют статуса, имущества, знаков отличия, секулярной одежды… Их поведение обычно пассивное или униженное; они должны беспрекословно подчиняться своим наставникам и принимать без жалоб несправедливое наказание. Похоже, что они низведены и принижены до полного единообразия, с тем, чтобы обрести новый облик и быть заново сформированными, наделенными новыми силами, которые бы помогли им освоиться с их новым положением в жизни» .

Как и в глубокой древности, само посвящение в археологи производится в изолированном месте. Если в лагере, то в специально отведенной палатке, но чаще используются ритуализированные локусы (полуразрушенные ворота покинутой жителями деревни, скифский курган, древнегреческий храм и т.п.). При

входе в «жилище служителей богов» посвящаемый должен испытать подобие шока. Так, будущих ольвиополитов (ситуация раскопок древнегреческого города-государства Ольвии), например, встречали одетые в белые одежды царь, архунд, жрец, факельщики; марийских студентов-археологов — с раскрашенными лицами и обнаженными торсами в украшениях из железа («в железках») «старшаки». В данном случае наблюдается своеобразное обращение обряда: изменение облика касается не столько посвящаемых, сколько уже посвященных. В то же время участники обряда, хотя и в ослабленной форме, переживают состояние слепоты (часть обрядов осуществляется с завязанными глазами), временной смерти (использование дурманящих/просто отвратительных на вкус напитков или алкоголя, но в очень небольших количествах — наперсток или ложка). В некоторых сообщениях нам встретилось и упоминание об обязательном в традиционных сообществах членовредительстве. Так, некий персонаж «krest» оставил на форуме сообщение о том, что на раскопках Керменя (булгарского города), посвящение выдерживали не все: «…у друга до сих пор шрамы на руке». Но такие свидетельства носят единичный характер. Чаще данный феномен осмысляется в юмористическом плане: как «поцелуй лопаты», «печать в лоб» (нанесение буквы «А» при помощи картофеля или зеленки). В ряду испытаний неофитов встречаются и испытание огнем (прыжки через огонь), водой (насильственное купание в качестве своеобразного крещения), курением трубки. В некоторых обрядах (см., например, материалы КВАЭ) в рамках ритуала обязательны мотивы, осмысляемые, конечно, в юмористическом ключе (важен, однако, сам факт их наличия) предварительного унижения вновь посвящаемого (публичное покаяние в грехах, раскаяние, прощение).

Любопытно, что среди информантов встречается нежелание детализировать обряд в присутствии непосвященных, а иногда и вообще отказ выставлять, например, информацию о посвящении на форуме: «Новичкам иначе уже не так интересно будет», «Посвящение — священно!».

Главным вербальным компонентом инициации является произнесение клятвы/принятии присяги на верность археологии. Это центральный, кульминационный этап в обряде, отделяющий неофитов от посвященных. С данной ситуацией соотносятся представления о табу на произнесение клятвы вне обряда. Огромная роль в ее создании отводится импровизации. Структура текста варьируется в зависимости от атмосферы экспедиции, людей, принимающих участие в действе, и от творческой фантазии посвятителей. Обязателен только зачин: «Клянусь боевой подругой-лопатой, соленым потом археолога, мозолями на руках…» и три мотива: признание посвящаемого в любви к археологии, истории, земле (руководителям важно пробудить в студентах трепетное отношение к земле и к тому, что в ней хранится); обещание слушать старших, т.е. быть одним из звеньев команды, членом единой системы; пожелание с честью выдержать все тяготы работы и выполнить все моральные заветы. Иногда клятва осмысляется в шуточном контексте: «И самое забавное было, что если я не выполню требований этой клятвы, то скажу старшим товарищам, чтобы они для меня написали новую кпятву… Юморок такой присутствовал».

Маркирование нового статуса посвященных осуществляется посредством вручения памятного талисмана — керамического медальона или амулета с символикой места раскопок и с отверстием для ношения на шее. Иногда функцию талисмана выполняют найденные на раскопе предметы — грузила, зубы животных. Они становятся аналогом индивидуального оберега посвященного. Риту-

альное действие совершается руководителем экспедиции и сопровождается торжественной речью, призванной сформировать серьезное отношение к происшедшему и оставить эмоциональный след в душах новопосвященных.

Заключительный этап обряда — пир у костра с пением песен под гитару как специализированных, отражающих «археологическую» тематику, так и любых популярных песен современных исполнителей.

Интересные комментарии к обряду посвящения находим в вербальном творчестве сообщества археологов. Так, очень популярны байки, обыгрывающие внешний вид археологов и, в частности, их нарочито длинные волосы и бороды, «живописные» наряды в целом. Автор одного из таких рассказов, И. Сухова, отмечает: «… облик археологов — эдакий дремуче-таежный — вся «мужеска пола» экспедиции дружно отпустила себе окладистые бороды». В другой байке «лохмотья» археологов подталкивают некую группу «киношников» на съемки документального фильма «о тяжкой жизни бомжей».

В рамках «черного юмора» разрешаются конфликты рассказов о слишком «ретивых» и упрямых археологах: они, как правило, становятся жертвами собственного усердия; о неких горе-«реконструкторах», которые полностью восстановили снаряжение нацистов и, явившись на место разведки археологов, до смерти напугали обывателей сообщением о начале новой войны.

Вербальный аспект археологического фольклора представлен также страшными рассказами, настаивающими на соблюдении различных табу (нельзя развлекаться с находками из могильников, нельзя надолго уходить за пределы лагеря, оставаться одному). Такие тексты отличаются мистическим ореолом, когда нарушение указанных запретов приводит к опасным последствиям. В одних случаях процесс раскопок захватывает, «словно затягивает в омут», тогда становится трудно остановиться, и тот, кто один вызывается продолжать работу, навсегда пропадает в раскопе. В других — сами захоронения, растревоженные работами, порождают духов, пугающих и приносящих вред археологам (байка об утонувшей девушке Фекле, со временем трансформировавшаяся в рассказы о Черном Археологе; легенда о Белом Археологе, случайно забытом на раскопе).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Устные рассказы объясняют и процесс формирования некоторых бытовых традиций, например, обязательного исполнения песен под гитару у вечернего костра и др. Юмористический подтекст, наличие сленга в лексическом строе текстов характеризуют их как собственно развлекательные.

Итак, в структуре современных обрядов посвящения в молодежных сообществах (в частности, обряде посвящения в археологи) прослеживается некоторая связь с аналогичными обрядами в традиционных сообществах. Динамичность и особая напряженность таких обрядов, стремление удержать посвящаемых в особом эмоциональном состоянии, достигаемом самыми различными способами (изоляция, изменение облика, временная слепота, реальное или трактуемое в комедийном плане членовредительство и др.), ставят своей целью переживание ими ситуации рождения в новом качестве — человека удивительной профессии, аристократа духа, уверенного и самодостаточного. Особенности осуществления данной группы посвятительных обрядов заключаются в том, что их организаторы владеют материалами, отражающими специфику подобных обрядов в традиционных сообществах (это часть их профессионального знания), и, несомненно, при работе над «сценариями» посвящения сознательно используют наиболее яркие их составляющие и термины. Однако это лишь одна сторона вопроса. Другая, и весьма существенная, заключается

в том, что данные обряды осуществляются уже на протяжении значительного временного промежутка, соответственно в процессе их многократного повторения, варьирования выработалась и собственная форма («бродилки» + клятва + вручение талисмана + совместная трапеза), во многом действительно отвечающая запросам и устремлениям именно этой профессиональной группы. Вновь посвященные становятся равноправными членами археологического сообщества, участвуют в обсуждении научных и любых других вопросов, касающихся его жизни.

Картина мира данного профессионального сообщества находит выражение в вербальном творчестве его представителей . Как и в других молодежных движениях, жанры самодеятельного творчества археологов тяготеют либо к так называемой «наивной литературе», либо к фольклору и делятся на серьезные и смеховые. «Серьезные» связаны с формированием основных семантических узлов картины мира и формированием качеств, необходимых для успешной работы в данной области. «Смеховые» предоставляют широкий простор для выражения иронического отношения к происходящему (в частности, и обряду), отмечены значительной долей самоиронии, так решается проблема открытости данного сообщества и его взаимодействия с другими молодежными группами и движениями.

Литература и источники

1. Геннеп А. ван. Обряды перехода. Систематическое изучение обрядов / А. ван Геннеп. М.: Восточная литература, 1999. 198 с.

2. Глядя на Запад: Культурная глобализация и российские молодежные субкультуры. СПб.: Алетейя, 2004. 278 с.

3. Картина мира в молодежной культуре Республики Марий Эл. Йошкар-Ола: Изд-во Мар. унта, 2006. 166 с.

4. Левикова С.И. Молодежная субкультура / С.И. Левикова. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. 608 с.

6. Музей Алабина. Археологический фольклор и мифология // http://www.alabin.ru/alabina/proj-е^з/дготоЕвка/агсИеотуШ.

7. Омельченко Е.Л. Молодежь: Открытый вопрос / Е.Л. Омельченко. Ульяновск: Изд-во «Симбирская книга», 2004. 184 с.

9. Тэрнер В. Символ и ритуал / В. Тэрнер. М., 1983.

11. Щепанская Т.Б. Система: тексты и традиции субкультур / Т.Б. Щепанская. М.: ОГИ, 2004. 286 с.

12. http://www.archeologia.ru/modules/forum/viewtopic.php?t=1326; http://www.archeologia.ru/modu-les/forum/viewtopic.php?p=7790._________________________________________________________________

СИТНОВА АННА АНДРЕЕВНА родилась в 1982 г. Окончила Марийский государственный университет. Преподаватель кафедры культуры и искусств Марийского университета. Область научных интересов — фольклористика и культура молодежных сообществ. Автор 2 научных работ.

В юности я посетил Всемирную выставку 1964 года в Нью-Йорке. Одной из наиболее понравившихся мне экспозиций стал павильон Церкви СПД с ее впечатляющим макетом шпилей храма в Солт-Лейк-Сити. Там я впервые увидел фильм Путь к счастью. Описание плана счастья, рассказанное в фильме старейшиной Ричардом Л. Эвансом, произвело глубокое впечатление на многих посетителей, в том числе и на меня. Помимо прочего, старейшина Эванс сказал:

«Жизнь предлагает вам два драгоценных дара. Один из них – время, другой – свобода выбора, свобода тратить свое время на все, чего вам хочется. Вы вольны разменять ассигнованное вам время на острые ощущения. Вы можете расплатиться им за плотские желания. Можете инвестировать его очень скупо…

Выбор за вами. Но все это не стоящий товар, ибо здесь вы не найдете длительного удовлетворения.

За каждый день, каждый час, каждую минуту отведенных вам на Земле лет когда-то придется дать отчет. Именно в этой жизни вы ходите верой и доказываете, что способны выбирать добро, а не зло, правду, а не ложь, предпочитая счастье простому развлечению. И ваша вечная награда будет соответствовать вашему выбору.

Пророк Бога сказал: ‘Человечество есть, дабы иметь радость’ – радость, которая вбирает в себя полноту жизни; жизни, ориентированной на служение, любовь и гармонию в доме, на плоды честного труда, на принятие Евангелия Иисуса Христа, его требований и заповедей.

Лишь в этом вы найдете истинное счастье, счастье, которое не растает вместе с огнями, музыкой и шумной толпой»1.

Из этих высказываний мы видим, что на самом деле наша жизнь на Земле посвящена управлению временем и выбором, предоставленными нашим Творцом. Слово управление наводит на мысль о Господнем законе посвящения (например, см. У. и З. 42:32, 53), который имеет большое экономическое значение, но, что еще важнее, помогает применять целестиальный закон в нашей жизни, здесь и сейчас (см. У. и З. 105:5). Посвящать означает выделять или передавать в дар что-либо как нечто священное, предназначенное для святых целей. Подлинный успех в этой жизни приходит к нам, когда мы посвящаем всю свою жизнь, то есть наше время и выбор, целям Бога (см. от Иоанна 17:1, 4, а также У. и З. 19:19). Поступая так, мы позволяем Ему вознести нас до нашего высочайшего удела.

Я хотел бы обсудить с вами пять элементов посвященной Богу жизни: чистота, труд, уважение к собственному физическому телу, служение и непорочность.

Спаситель показал, что посвященная Богу жизнь – это чистая жизнь. Хотя только Иисусу удалось прожить безгрешную жизнь, все, кто приходят к Нему и принимают на себя Его иго, получают право на Его славу, которая сделает их такими же невинными и незапятнанными, как Он. С глубокой любовью Господь воодушевляет нас такими словами: «Покайтесь, все вы, концы земли, придите ко Мне и креститесь во имя Мое, дабы вы могли быть освящены принятием Духа Святого, дабы вы могли предстать непорочными предо Мной в последний день» (3 Нефий 27:20).

Таким образом, посвящение подразумевает покаяние. Необходимо отказаться от упрямства, непослушания и поисков оправданий; их место должны занять покорность, желание исправиться и принятие всего, чего бы ни потребовал Господь. Выражаясь словами царя Вениамина, нужно покорить в себе естество человека, последовать внушениям Святого Духа и стать святым «через искупление Христа-Господа» (Мосия 3:19). Такому человеку обещано постоянное присутствие Святого Духа, и это обещание вспоминается и возобновляется каждый раз, когда кающаяся душа принимает причастие вечери Господней (см. У. и З. 20:77, 79).

Вот как этот процесс однажды описал старейшина Б. Г. Робертс: «Человек, который таким образом ходит во свете и мудрости и силе Божьей, в конце концов, под их влиянием начнет сам производить свет и мудрость и силу Божью, вплетая эти яркие лучи в неземную нить, навсегда связывающую его с Богом, а Бога – с ним. Вот суть таинственных слов Мессии: ‘Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе’ – более высокой степени величия человеку не достичь»2.

Посвященная Богу жизнь связана с трудом. С раннего возраста Иисус стремился исполнять дела Своего Отца (см. от Луки 2:48–49). Сам Бог прославлен через Свою работу по осуществлению бессмертия и жизни вечной Его детей (см. Моисей 1:39). В нашей природе заложено желание участвовать с Ним в Его работе, и при этом мы начинаем осознавать, что всякий честный труд – это Божий труд. Вот что сказал об этом Томас Карлейль: «Всякий истинный труд священен; во всяком истинном труде, даже если это просто дело наших рук, заключено нечто Божественное. Любой труд на лице Земли вознесет вас до Небес»3.

Бог устроил эту земную жизнь так, чтобы она почти постоянно требовала от нас напряжения. Я вспоминаю простые слова Пророка Джозефа Смита: «Постоянной работой мы могли поддерживать наше довольно сносное существование» (Джозеф Смит – История 1:55). Труд поддерживает и обогащает нашу жизнь. Труд позволяет нам пережить разочарования и трагедии земного существования. Достижение, требующее усилий, повышает нашу самооценку. Труд созидает и оттачивает характер, творит красоту и помогает нам служить друг другу и Богу. Посвященная Богу жизнь наполнена работой, которая может быть монотонной, грязной, недооцененной, но при этом всегда совершенствует, организует, поддерживает, возвышает, служит, вдохновляет.

После хвалебных слов труду я должен сказать доброе слово и в адрес досуга. Подобно тому как честный труд придает сладости отдыху, полноценный отдых служит другом и неизменным спутником труда. Музыка, литература, искусство, танцы, драматургия, спорт – все это может служить развлечениями, позволяющими человеку обогащать свою жизнь и в более полной мере посвящать ее Богу. В то же время едва ли нужно говорить, насколько грубыми, унизительными, жестокими, притупляющими разум и губительными для времени могут быть большинство занятий, выдаваемых сегодня за развлечения. Как ни иронично это звучит, иногда, приходится усердно трудиться, стараясь хорошо отдохнуть. Когда развлечение из добродетели превращается в порок, оно начинает разрушать жизнь, посвященную Богу. «А потому будьте осторожны… чтобы вам не судить как добро и от Бога то, что от дьявола» (Мороний 7:14).

Посвященная Богу жизнь связана с почитанием несравненного дара – человеческого тела, Божественного творения по образу Бога. Основная цель земного существования состоит в том, чтобы каждый дух получил тело и научился проявлять нравственной свободой воли в скинии из плоти. Физическое тело также необходимо для возвышения, которое произойдет лишь при совершенном слиянии физического и духовного, как это произошло с нашим возлюбленным воскресшим Господом. В этом павшем мире чья-то жизнь будет до боли короткой, чьи-то тела будут некрасивыми, сокрушенными или едва приспособленными к жизни, и все же жизнь каждого духа будет достаточно продолжительной и каждое тело удостоится воскресения.

Люди, полагающие, что наши тела – не более чем результат эволюции, не будут испытывать чувства ответственности перед Богом или кем-либо еще за то, как они поступают со своими телами. Мы же, имея более обширное знание о предземной, земной и послеземной вечности, должны осознавать, что на нас возложен долг перед Богом, связанный с этой кульминацией физического сотворения. Говоря словами Павла:

«Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?

Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (1-е Коринфянам 6:19–20).

Понятно, что, осознавая эти истины и наставления Президента Томаса С. Монсона, прозвучавшие на последней апрельской Генеральной конференции, мы не станем уродовать свое тело, например, татуировками, или истощать его, например, наркотиками, или осквернять его, например, блудом, прелюбодеянием либо нескромностью4 Поскольку тело есть орудие нашего духа, очень важно заботиться о нем как можно прилежнее. Нам следует посвятить все его силы служению и продвижению дела Христа. Павел сказал: «Итак, умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего» (к Римлянам 12:1).

Иисус показал нам, что посвященная Богу жизнь – это жизнь, исполненная служения. За несколько часов до того, как начались Его ужасные страдания, связанные с Искуплением, Господь смиренно омыл ноги Своим ученикам, сказав им:

«Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу:

Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам.

Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего и посланник не больше пославшего его» (от Иоанна 13:14–16).

Те, кто по жизни тихо и осознанно творят добро, показывают нам пример жизни, посвященной Богу. Нет другого человека, который в наши дни воплощал бы эту черту так, как делает это Президент Томас С. Монсон. Он развил чуткий слух, способный различать самый слабый шепот Духа, предупреждающего о нуждах людей, которым можно протянуть руку помощи. Чаще всего о божественной любви и заботе свидетельствуют простые поступки, но Томас Монсон откликается всегда.

Я вижу пример такого желания посвятить себя Богу в жизни своих бабушки и дедушки, Александра Девитта и Луизы Викери Кристоферсон. Дедушка был сильным человеком и хорошо стриг овец в те дни, когда еще не было электрических машинок. Он достиг такой сноровки, что, по его словам «однажды остриг 287 овец и мог бы остричь и 300, если бы овцы не закончились». За 1919 год он остриг более 12 тысяч овец, заработав около двух тысяч долларов. Эти деньги позволили бы существенно расширить его ферму и обновить дом, но тут пришло призвание от Братьев служить на миссии в Южных штатах, и, заручившись абсолютной поддержкой Луизы, он принял его. Он покинул свою жену (она была беременна их первым сыном, моим отцом) и трех дочерей, оставив им деньги, вырученные со стрижки овец. Он писал, что к моменту его счастливого возвращения домой двумя годами позже «за счет наших сбережений мы продержались два года, и у нас осталось 29 долларов».

Посвященная Богу жизнь – это жизнь непорочная. Мы видим это, когда муж и жена «строго соблюдаю свои брачные обеты»5. Мы видим это, когда отец и мать на деле показывают, что они ставят на первое место заботу о своем браке и обеспечение физического и духовного благополучия своих детей. Мы видим это в тех, кто честен.

Много лет назад я познакомился с двумя семьями, которые в то время занимались разделом коммерческого предприятия, раньше бывшего в их совместном владении. Директора предприятия, два друга, члены одной христианской группы, за несколько лет до этого организовали фирму. Будучи деловыми партнерами, они состояли в довольно дружеских отношениях, но когда они начали стареть и к делу стало подключаться подрастающее поколение, возникли конфликты. В итоге обе стороны решили, что лучше будет разделить капитал и пойти каждому своим путем. Один из двух основателей компании с помощью своих юристов разработал план с целью отсудить большую часть финансов у второго партнера и его сыновей. На встрече сторон один из сыновей возмутился этой несправедливостью и воззвал к честности и христианских убеждениях первого партнера. «Вы же знаете, что это неправильно, – сказал он. – Как вы можете так наживаться за счет другого человека, тем более за счет вашего брата по вере?» Адвокат первого партнера ответил: «Пора бы тебе повзрослеть! Как можно быть таким наивным?»

Непорочность вовсе не наивность. Что действительно наивно – так это предполагать, будто мы не несем ответственности перед Богом. Спаситель провозгласил: «Отец Мой послал Меня для того, чтобы Я был вознесен на кресте, и чтобы… мог привлечь всех к Себе; и как Я был вознесен людьми, так именно будут вознесены люди Отцом, чтобы предстать предо Мной и быть судимыми за свои дела, будь они добрые или злые» (3 Нефий 27:14). Тот, кто ведет посвященную Богу жизнь, не ищет выгоды от других людей, но, если потребуется, подставит другую щеку, отдаст свое пальто, а также и верхнюю одежду (см. от Матфея 5:39–40). Самые строгие упреки Спасителя были адресованы лицемерам. Лицемерие невероятно губительно не только для лицемера, но и для всех, кто наблюдают за ним или знают о его поведении, особенно для детей. Оно разрушает веру, в то время как честность – это плодородная почва, на которой разрастаются семена веры.

Посвященная Богу жизнь удивительно прекрасна. Ее сила и безмятежность «подобн плодоносному дереву, посаженному в хорошей земле, у чистого ручья, – дереву, которое приносит много драгоценных плодов» (У. и З. 97:9). Влияние посвятивших себя Богу мужчины или женщины на других людей, особенно на самых близких и дорогих, просто огромно. Посвятив себя Богу, многие люди, которые шли впереди нас и которые живут среди нас, помогали закладывать основание для нашего счастья. Так же и будущие поколения будут черпать мужество в вашей посвященной Богу жизни, осознавая, что они в долгу перед вами за возможность иметь все, что по-настоящему ценно. О том, чтобы мы, сыновья и дочери Бога, могли посвящать себя Ему; «дабы, когда Он явится, мы могли быть подобны Ему, ибо мы увидим Его таким, какой Он есть; дабы мы могли иметь эту надежду» (Мороний 7:48; см. также 1-е Иоанна 3:2), я молюсь во имя Иисуса Христа, аминь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *