Потоп всемирный

Тайны Библии: всемирный потоп

Н.Пуссен, Всемирный потоп.

Всемирный потоп.

В 1928 году известный британский археолог Леонард Вулли раскапывал холм Муккайяр в Южной Месопотамии. В нем под многометровым слоем земли скрывались развалины одного из древнейших центров цивилизации – библейского города Ур, родины Авраама, праотца еврейского народа. Раскопки были исключительно плодотворными и интересными. После почти шести тысяч лет забвения британские археологи явили миру великолепные царские гробницы с их бесчисленными золотыми украшениями, повозками, которые доставляли умерших в потусторонний мир и скорчившимися в агонии телами придворных арфисток, возничих и воинов. Все находки свидетельствовали о высочайшем уровне мастерства древних ремесленников. Леонард Вулли решил копать дальше. После характерного для древних городов слоя мусора, состоящего из черепков и необожженных кирпичей все исчезло. Араб- землекоп крикнул из шахты, что он добрался до чистого слоя почвы. Спустившись вниз ученый с удивлением обнаружил, что чистая почва находится совсем не на той глубине, где ей полагается быть. Поэтому он приказал землекопу продолжить работу. Араб неохотно начал углублять шахту, выбрасывая на поверхность чистую землю. Так он прошел еще два с половиной метра. Казалось, что ученый напрасно упорствует, выбрасывая на поверхность все новые массы пустой породы. Участники экспедиции смотрели на Вулли с удивлением, а арабы с ухмылкой. Но вдруг перед глазами археологов вновь появились осколки и черепки расписной посуды.

Археолог еще раз спустился в шахту, осмотрел ее и, пока делал записи, пришел к совершенно определенному выводу. Однако ему хотелось узнать, что скажут об этом другие. Вызвав двух участников экспедиции, археолог изложил им суть дела и спросил, что из этого следует. Оба стали в тупик. Подошла его жена, и он обратился к ней с тем же вопросом.

— Ну, конечно, здесь был потоп! — ответила она не задумываясь.

Делать такой ответственный вывод было бы скоропалительно. Но факты говорили сами за себя. Культурный слой прерывался на три с половиной метра и не обычной «местной»землей, а наносным слоем, доставленным водой неизвестно откуда? Вулли проводил раскопки в полутора десятках километров от реки Евфрат и в трехстах километрах от Персидского залива! Решено было провести более широкомасштабные работы. Спустя год был раскопан котлован размером с современную однокомнатную квартиру. На глубине 19 метров, после развалин жилых домов и остатками керамики культурный слой оборвался, а под ним как и в соседней шахте, лежал слой ила, а еще ниже на глубине около трех с половиной метров вновь были обнаружены каменные орудия, черепки и остатки хижин.

Результаты дальнейших раскопок в Двуречье оказались сенсационными. Тот же слой водных отложений был найден на расстоянии 250 километров на месте шумерского города Киш. Спустя несколько лет следы наводнения были найдены и в районе других древних городов Ниневии, Урука и Шуруппака. Все они были расположены на значительном расстоянии друг от друга.

Если максимальная толщина слоя ила доходит до трех с половиной метров, вода должна была подниматься по крайней мере метров на семь с половиной. Во время такого наводнения на плоской низменности Месопотамии под водой оказалось бы огромное пространство — километров пятьсот в длину и сто пятьдесят в ширину.

Таким образом, археология в точности подтвердила данные, приведенные в библейском сказании о Всемирном Потопе, в котором сообщается, что вода поднялась на 15 локтей, которые в переводе на современные меры длины, равны примерно 7 с половиной метрам.

Казалось, что некое гигантское наводнение разрушило основы шумерской цивилизации. Однако через каких-то пару сотен лет на месте прежних водных заносов вновь шумели богатые города. Чем не подтверждение библейского рассказа о праведнике Ное, который спасшись от нахлынувших вод, дало начало новой цивилизации в этих краях. Был ли потоп всемирным, сказать сложно, но похожие легенды можно услышать у народов древней Индии, Ирана, у древних греков и далее – в Китае, Лаосе, на острове Фиджи и даже у североамериканских индейцев. Так что выводы делайте сами…

Вопрос читателя:

Здравствуйте. Хотел узнать, известно ли, в каком году был всемирный потоп? Были ли города, которые не затопило, или затоплены были все города?

Филипп

Отвечает протоиерей Петр Гурьянов:

В каком году произошел Всемирный Потоп? Библия содержит хронологические сведения, позволяющие с большой точностью отсчитывать время назад вплоть до начала истории человечества. В Бытии 5:1—29 записана родословная от сотворения первого человека Адама до рождения Ноя. Потоп начался «в шестисотый год жизни Ноевой» (Бытие 7:11). Чтобы определить, когда произошел Потоп, необходимо оттолкнуться от какой-либо исторической вехи. То есть отсчет нужно вести от даты, признаваемой светской историей и соответствующей определенному событию, описанному в Библии. Отталкиваясь от этой отправной точки, можно вычислить, когда был Потоп, согласно общепринятому сегодня григорианскому календарю.

В качестве одной из исторических вех можно взять 539 год до н. э., когда персидский царь Кир одержал победу над Вавилоном. О времени правления Кира свидетельствуют такие светские источники, как вавилонские таблички, а также документы Диодора Сицилийского, Юлия Африкана, Евсевия Кесарийского и Птолемея. По указу Кира остаток иудеев покинул Вавилон и вернулся на родину в 537 году до н. э. Так закончилось 70-летнее запустение Иудейского царства, начавшееся, согласно библейской хронологии, в 607 году до н. э. Принимая в расчет периоды правления судей и израильских царей, можно установить, что исход израильтян из Египта произошел в 1513 году до н. э. Затем основанная на Библии хронология отправляет нас на 430 лет назад, к 1943 году до н. э., когда был заключен завет с Авраамом. Далее необходимо принять во внимание время рождения и продолжительность жизни Фарры, Нахора, Серуха, Рагава, Фалека, Евера и Салы, а также Арфаксада, который родился «чрез два года после потопа» (Бытие 11:10—32). Таким образом, начало Потопа приходится на 2370 год до н. э.

Впрочем, как только началось серьёзное научное изучение проблемы точной датировки описанного в Библии потопа, дата 2370 года до нашей эры была отвергнута одной из первых. Никакие данные, ни археологические, ни геологические, не подтверждали того факта, что хотя бы в ближневосточном регионе в этот период было крупномасштабное наводнение. Однако обнаружились данные, которые позволили сформулировать несколько теорий, когда же на самом деле произошли события, давшие реальные основания для возникновения повествования о Всемирном потопе.

Наиболее приемлемой для академической науки считается гипотеза, согласно которой сказания о Всемирном потопе у народов Ближнего Востока, нашедшие отражения затем в Ветхом Завете, являются воспоминаниями о катаклизме, датируемом примерно 5500 годом до нашей эры. Именно в тот период из-за грандиозного землетрясения Чёрное море перестало быть замкнутым морем (каковым в наши дни является, например, Каспийское море). Уровень воды поднялся на 140 метров, Средиземное море оказалось соединённым с Чёрным через проливы, а береговая линия увеличилась вдвое, затопив территории, которые на тот момент были одними из самых густонаселённых людьми районами. Память об этой природной катастрофе, уничтожившей огромное по тем временам число людей, согласно данной теории, и трансформировалась затем в сказания о Всемирном потопе.

Был ли Потоп всемирным? Существуют девять подтверждений тому, что потоп действительно был всемирным.

Некоторые люди и ученые полагают, что Библейский потоп был не всемирным, а локальным. Они не верят в то, что воды потопа могли покрывать всю землю и все горы. Более того, многие из них считают, что Ной со своей семьей и животными дрейфовал в одном из морей. Они также думают, что все люди допотопного периода занимали незначительную территорию, находясь в близком соседстве друг с другом.

Давайте рассмотрим, как Библия отвечает на вопрос о всемирном потопе.

1. Вода покрыла все горы. Верхушки самых великих гор были покрыты водой как минимум на 7 метров (Бытие 7:19-20). Кроме того, Бытие 7:18-24 и 8:1-5 гласит о том, что подобный уровень воды сохранялся на Земле в течение пяти месяцев.

2. Ковчег был огромных размеров. Ковчег был необходим для того, чтобы предотвратить истребление человека и животных. Если бы Потоп был не всемирным, а локальным, то Бог бы просто-напросто сказал Ною переехать в другую местность. Бог предупредил Ноя о Потопе за 120 лет до самого Потопа. На мой взгляд, 120 лет более чем достаточно для того, чтобы переехать на другой конец Земли. Кроме того, зачем бы потребовалось строить такой огромный ковчег, если потоп был незначительным?

3. Люди населяли всю Землю. 1600 лет пребывания человека на земле привели к тому, что население Земли было невероятно большим. Некоторые исследователи полагают, что в те времена землю населяло несколько миллионов или даже биллионов людей! Библия подтверждает это, утверждая, что: а) Люди весьма умножились на земле (Бытие 6:1); б) Вся земля была наполнена грехом (Бытие 6:11-12). Библия открыто свидетельствует, что человечество не могло не распространиться за пределы Месопотамии — эта территория слишком мала для такого количества населения, особенно если учесть распространившийся в то время грех и насилие среди людей

Всемирный Потоп погубил всех людей. Библия учит, что всякая плоть, в которой было дыхание жизни, была истреблена с лица Земли — то есть все люди погибли (Бытие 7:21), кроме Ноя и его семьи (Бытие 9:1). Таким образом, Библия утверждает, что каждый человек, существующий на Земле сегодня, является потомком семьи Ноя.

5. Все сухопутные животные также погибли во время Потопа. Население всей земли (все дышащие существа), населявшее сушу (за исключением тех, что были в ковчеге) было уничтожено водами Всемирного Потопа (Бытие 7:21, 9:16). Если бы потоп был локальным, то не было бы необходимости в спасении животных, не было бы необходимости в ковчеге.

6. Это был великий катаклизм, а не просто небольшой потоп. Слово «потоп», которое использовано в Библии для описания Всемирного Потопа, отличается от обычно употребляемого слова для описания небольших местных потопов. . Таким образом Библия подчеркивает уникальность произошедшего потопа во времена Ноя.

7. Божий завет и радуга. После потопа Бог пообещал людям, что Он больше никогда не пошлёт Всемирный Потоп на лицо земли (Бытие 8:21, 9:8-17). Свидетельством этого обетования является радуга. Она является Божьим знамением и знаком для всего населения Земли — людей и животных. Бог не может нарушить Своё слово!

8. Зачем нужно было находиться в ковчеге целый год? Ной провёл в ковчеге чуть больше года — вовсе не 40 дней, как многие считают (Бытие 8:14). 53 недели в ковчеге- слишком много для местного потопа. Вода после потопа убывала с поверхности земли в течение 4 месяцев. И всё это время суша не была пригодна для жизни (Бытие 8:9). Все эти свидетельства никак не стыкуются с нашими понятиями и представлениями о локальном потопе. Но они вполне сходятся с описанием Всемирного Потопа.

9. Вся земля была уничтожена. Бог сказал в Бытие 6:13: «Я истреблю всех с земли». О всемирном характере Потопа Библия свидетельствует в одной только книге Бытия более 30 раз (главы с 6 по 9). В книге пророка Исаии 54:9 Бог повторяет «Я поклялся, что воды Ноя не придут более на землю». Апостол Пётр предупреждает нас о том, что Бог, сотворивший Землю, уничтожил её Потопом, и что настанет день, когда Он снова уничтожит ее, но в этот раз — огнём (2 Петр 3:5-7). Здесь мы видим, что Пётр не имеет в виду частичное (локальное) истребление Земли. Он говорит, что вся Земля сгорит. Подобно тому, как Ноев Потоп был Всемирным, точно таким же глобальным будет и Великий Суд.

Таким образом, Библия ясно говорит о том, что Ноев потоп был Всемирным, и что в результате Потопа все дышащие воздухом наземные животные и люди (кроме тех, кто был в ковчеге) были истреблены с лица земли. (По следам дискуссий. Всемирный потоп. Был ли Потоп всемирным? 2003 год.)

Архив всех вопросов можно найти . Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.

На заставке фрагмент фото sagesolar

В шестисотый год жизни Ноевой, во второй месяц, в семнадцатый день месяца, в сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились; и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей (Быт 7, 11–12).

Ноев ковчег. Лавра Прп. Саввы Освященного

Грехопадение повредило человеческую природу. Состояние мира после изгнания прародителей из рая свидетельствует о нарастании человеческой немощи. Грех распространяется по лицу земли и все глубже вкореняется в природу человека. Истинное богопочитание продолжало сохраняться у потомков Сифа. Но через несколько поколений они (сыны Божии) стали смешиваться с потомками Каина (дочерями человеческими). Жизнь людей стала плотской, бездуховной: И сказал Господь: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками, потому что они плоть (Быт 6, 3). Когда открылась вся мера всеобщего развращения на земле, Господь навел всемирный потоп. Это был суд Божий над человечеством, забывшим Бога и погрузившимся в пучину растления. Святитель Филарет Московский так объясняет, почему потоп был неизбежной мерой в отношении древнего человечества: «Бог видел человека в таком состоянии, в котором он совсем не соответствовал предначертанию Премудрости, явленному в его сотворении, и более не мог быть причастным любви и благости Творческой».

Лишь патриарх Ной был человек праведный и непорочный и ходил пред Богом (Быт 6, 9). Господь повелел Ною построить большой ковчег. Некоторые исследователи на основе слов Божественного правосудия: пусть будут дни их сто двадцать лет (Быт 6, 3) заключают, что Ной строил его сто двадцать лет. Это значит, что современники Ноя имели сто двадцать лет для покаяния.

Ковчег представлял собой огромный плавучий дом в три этажа со множеством отсеков. Вода изливалась сто пятьдесят дней и покрыла всю землю. В водах потопа погибло допотопное человечество. Затем вода стала убывать. Ковчег пристал к горе Арарат.

Благочестивый патриарх, выйдя из ковчега, устроил жертвенник Господу. Это первое упоминание жертвенника в Священном Писании. На нем Ной совершил всесожжение, взяв из всякого скота чистого и из всех птиц чистых. Жертва эта была угодна Богу. Она была принесена от всего мира и за весь мир и «была посему совершеннейшим прообразованием всеродной и всеобщей жертвы Христовой» (Святитель Филарет Московский. Записки, руководствующие к основательному разумению книги Бытия. М., 1867. Ч. 2. С. 6). Святые отцы называют Ноев ковчег прообразом Церкви, которая является кораблем спасения в житейском море.

Церковь — корабль спасения

Имеются внебиблейские свидетельства об остатках ковчега на горе Арарат. Самое древнее упоминание содержится у халдейского историка Беросса (ок. 350/340–280/270 до Р.Х.). «В наше время только маленькая часть корабля, остановившегося в Армении, остается лежать в Кордуйских горах в Армении и некоторые ходят туда, соскабливают асфальт» (Вавилонская история. Кн. 2). Иудейский историк I века Иосиф Флавий пишет: «Это место армяне называют местом высадки, и до сих пор еще туземцы показывают там остатки, сохранившиеся от ковчега. Об этом потопе и о ковчеге упоминают также все те, которые писали историю неевреев» (Иудейские древности. I. 3. 5).

В древнейших пластах культуры более ста народов (шумеров, греков и других) имеются сказания о потопе. При значительных различиях повествования объединяет то, что все они говорят о гигантском наводнении. Высоко в горах на разных континентах встречаются окаменелости рыб и ракушек.

] ЛЕХАИМ ОКТЯБРЬ 2009 ТИШРЕЙ 5770 – 10(210)

История потопа в Торе и вавилонской мифологии

Марина Карпова

В одной из статей раввина Адина Штейнзальца рассказан следующий случай. Некий иерусалимский раввин оказался в больнице, в одной палате с известным профессором-археологом. Тот, решив подшутить над ним, спросил: «А знаете ли вы, что Всемирный потоп был подробно описан в одной языческой поэме?» Раввин отреагировал совсем не так, как предполагал ученый, – он начал… горячо благодарить его: «Понимаете, я всю жизнь недоумевал, почему о таком событии, как Потоп, помнят только евреи. И вот, наконец, вы меня успокоили».

Судя по всему, простодушный раввин не совсем понял, чем именно хотел уязвить его собеседник. Дело в том, что шумерский эпос «Песнь о Гильгамеше», где описан Всемирный потоп, современные ученые относят к периоду, на столетия предшествующему дарованию Торы. При этом множество деталей повествования точно соответствуют тому, что сказано в Торе. В обоих случаях спасается одна семья из всего человечества; Б‑г/бог предупреждает того, кто будет спасен; подобно Ноаху, герой поэмы Утнапишти строит специальное судно, на котором спасается от разлившихся вод. Средство спасения – специально построенное судно; вместе с человеком спасаются и различные животные; после Потопа корабль пристает к горе. Желая удостовериться, что вода спала, герой выпускает из ковчега птиц; выйдя из ковчега, он совершает жертвоприношение и т. д. Как только найденный археологами при раскопках в Месопотамии древний текст был расшифрован, переведен и опубликован, заговорили о том, что «история Hоаха – это миф, заимствованный у шумеров», а значит, библейский рассказ – попросту плагиат!

В этой статье мы не будем обсуждать, действительно ли евреи заимствовали историю о Потопе, или же, к примеру, речь идет о «бродячем» сюжете, что легко объяснимо, если вспомнить масштабы случившегося. Гораздо интереснее другое: сравнить мораль двух историй, библейской и шумерской. Можно ли сказать, что перед нами – лишь две версии одной и той же легенды, отличающиеся только именами героев? Или же, при всем сходстве сюжета и некоторых деталей, речь идет о двух текстах, несущих принципиально разную смысловую нагрузку и отражающих совершенно разные системы ценностей?

Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к первоисточникам – текстам книги Берешит и «Песни о Гильгамеше». Благо, эпос давно переведен на русский язык и даже выложен в Интернете в свободном доступе. Несомненно, библейское сказание и вавилонский эпос содержат множество общих элементов. Однако посмотрим, чем эти два рассказа о Потопе различаются.

Прежде всего, подумаем: что стало причиной Всемирного потопа? «Песнь о Гильгамеше» не объясняет, почему боги решили уничтожить человечество. Она просто сообщает: «Богов великих склонило сердце потоп устроить». Напротив, Тора дает на этот вопрос однозначный ответ: причиной Потопа стало преступное, аморальное поведение людей. Иными словами, для вавилонян смертоносный Потоп был результатом каприза богов, а для Торы – наказанием за грехи: «И растлилась земля пред Б‑гом, и наполнилась земля грабежом. И увидел Б-г: растлилась земля, ибо извратилась всякая плоть на земле. И сказал Б‑г Ноаху: «Конец всякой плоти настал предо Мной, ибо полна земля грабежом из-за них, и вот Я истреблю их с землею”» (Берешит, 6:11-13).

Как в Торе, так и в «Песне о Гильгамеше» высшие силы решают, что один человек должен спастись. Но по какому принципу принимается решение, кто именно будет спасен? Вавилонский эпос не объясняет, почему бог Эа решил спасти именно Утнапишти. Возможно, тот просто был его любимчиком:

Светлоокий Эа с ними вместе клялся,

Но хижине он их слово поведал:

«Хижина, хижина! Стенка, стенка!

Слушай, хижина! Стенка, запомни!

Шуриппакиец, сын Убар-Туту,

Снеси жилище, построй корабль,

Покинь изобилье, заботься о жизни,

Богатство презри, спасай свою душу!

С другой стороны, согласно Писанию, Ноах спасся потому, что был праведным человеком: «…Ноах, муж праведный, был непорочным в своих поколениях; с Б‑гом ходил Ноах» (Берешит, 6:9).

Теперь посмотрим, как реагируют «организаторы потопа» в «Песне о Гильгамеше» на то, что не все человечество погибло:

Увидев корабль, разъярился Эллиль,

Исполнился гневом на богов Игигов:

«Какая это душа спаслася?

Ни один человек не должен был выжить!»

Вавилонский бог Эллиль, устроивший потоп, действительно намеревался погубить все человечество. Поэтому богу Эа, который хотел спасти Утнапишти, пришлось действовать тайно, хитростью.

Напротив, согласно Торе, Всевышний, устроивший Потоп, Сам позаботился о том, чтобы человечество не было им уничтожено:

«И сказал Б‑г Ноаху: «Конец всякой плоти настал предо Мной, ибо полна земля грабежом из-за них, и вот Я истреблю их с землею. Сделай себе ковчег из дерева гофер, с клетями сделай ковчег, и покрой его смолой внутри и снаружи. И сделай его так: триста локтей – длина ковчега, пятьдесят локтей в ширину и тридцать локтей в высоту. Сделай просвет в ковчеге, и до локтя сведи его вверху, вход в ковчег помести сбоку; с нижними, вторым и третьим, ярусами сделай его. А вот Я наведу потоп, воду на землю – уничтожить всякую плоть, в которой есть дыхание жизни, – из поднебесья; погибнет все, что на земле. Но с тобой Я заключу союз, и ты войдешь в ковчег – ты, и твои сыновья, и твоя жена, и жены твоих сыновей с тобой. А от всего живого, от всякой плоти, по двое введешь в ковчег, чтобы они остались в живых вместе с тобой; самцами и самками они пусть будут. Из птиц по их роду, и из скота по его роду, и из всех пресмыкающихся по земле по их роду, по паре из всех придут к тебе, чтобы остаться в живых. Ты же возьми себе всякую пищу, какою они питаются, и собери у себя; и будет она тебе и им для еды”. И сделал Ноах все, как повелел ему Б‑г, так и сделал» (Берешит, 6:13-22).

Важно отметить, что, согласно Мидраш раба, Творец был вполне готов спасти от уничтожения не только Ноаха и его семью, но и все человечество, при том условии, что люди раскаются в своих поступках и будут вести праведную жизнь. Поэтому Он специально велел строить ковчег на глазах у всех: «Сказал Святой, благословен Он: «Если Я скажу ему: сделай себе ковчег из дерева гофер, и он будет стоять и трудиться, и рубить кедры, а они соберутся вокруг него и скажут: «Ноах! Что это ты делаешь?» А он ответит: «Ковчег! Ибо сказал мне Святой, благословен Он, что Он приводит на землю потоп»; тогда услышат они и раскаются”. Так считал Всевышний, но они не обратили внимания на Ноаха».

Напротив, в вавилонском эпосе Утнапишти не пытается спасти своих сородичей. Более того – по совету бога Эа! – он обманывает их относительно того, что их ждет, тем самым лишая этих людей малейшего шанса на спасение:

Эа уста открыл и молвит,

Мне, рабу своему, он вещает:

«А ты такую им речь промолви:

«Я знаю, Эллиль меня ненавидит, –

Не буду я больше жить в вашем граде,

От почвы Эллиля стопы отвращу я.

Спущусь к Океану, к владыке Эа!

А над вами дождь прольет он обильно,

Тайну птиц узнаете, убежища рыбы,

На земле будет всюду богатая жатва,

Утром хлынет ливень, а ночью

Хлебный дождь вы узрите воочью”».

Едва занялось сияние утра,

По зову моему весь край собрался.

Наконец, последний вопрос: почему прекратился Потоп? В вавилонском эпосе это происходит по одной причине: боги устрашились последствий того, что сделали:

Боги потопа устрашились,

Поднялись, удалились на небо Ану,

Прижались, как псы, растянулись снаружи.

Иштар кричит, как в муках родов,

Госпожа богов, чей прекрасен голос:

«Пусть бы тот день обратился в глину,

Раз в совете богов я решила злое,

Как в совете богов я решила злое,

На гибель людей моих войну объявила».

В Торе – потому, что Всевышний помнил о Ноахе и решил позаботиться о нем и его семье: «И вспомнил Б‑г Ноаха, и всех зверей, и весь скот, что с ним в ковчеге; и провел Б‑г ветер по земле, и утихли воды» (Берешит, 8:1). Иными словами, по мнению вавилонян, их боги озаботились своими проблемами, в рассказе Торы Всевышний занимается проблемами Своих творений.

Подведем итоги. По представлениям вавилонян, их боги могут уничтожить все человечество безо всякой причины, по прихоти; по представлению Торы – Всевышний карает людей только в наказание за их преступления. Вавилонский бог Эа спасает Утнапишти только потому, что тот был его любимцем, и при этом дает ему совет, фактически погубивший всех остальных. Ноах спасен в награду за свою праведность. Вавилонские боги действительно хотели уничтожить все человечество, Всевышний же с самого начала спланировал все так, чтобы человечество выжило. И наконец, вавилонские боги прекратили потоп, поскольку не хотели лишаться жертв, а Всевышний – из заботы о Ноахе, его семье и других обитателях ковчега.

Очевидно, что при множестве общих деталей, между повествованиями о Потопе – библейским и вавилонским – есть и весьма значительные отличия, свидетельствующие о принципиальной разнице мировоззренческих подходов в рассматриваемых нами текстах. Соответственно, вопрос о том, был ли библейский сюжет о Потопе заимствован или нет, кажется нам второстепенным. Ибо, как сказано в трактате «Авот», «смотри не на кувшин, а на его содержимое» (Пиркей Авот, 4:27).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *