Повесть о дракуле воеводе

в начале русской истории являются в очень невидном положении, будучи личными слугами князя, притом очень часто несвободными; они хранят княжескую казну и ведут письменные дела князя. В такой роли существуют Д. в XIII и XIV вв. (самое слово Д. становится общераспространенным лишь в XIV в.; до того времени употребляется его русский синоним — писец). Образование приказов, требовавшее постоянных и опытных дельцов; проведение в местном управлении государственного начала в более чистом виде, чем при системе кормления; столкновение власти московских государей с аристократическими притязаниями боярского класса, вынудившее первых искать себе опоры в неродовитых служилых людях, — все это привело к возвышению Д., грамотных, деловитых, худородных и вполне зависимых от воли государя. Уже в. кн. Иван Васильевич первою статьею своего Судебника (1497) предписывает, чтобы в суде бояр и окольничих присутствовали и (как надо заключить из других статей) участвовали Д. С учреждением приказов Д. делаются их членами в качестве товарищей бояр или непосредственных начальников приказа. В XVI в. Д. играют видную роль и в местном управлении, являясь товарищами наместников по всем делам, кроме предводительства войском (в отдельных случаях, впрочем, Д. участвовали и в военном деле), и сосредоточивая исключительно в своих руках финансовое управление. Низший слой приказных людей, собственно писцы, уже отделился в это время от дьячества под именем подьячих; более приближались к последним и земские Д., явившиеся с организацией Иваном IV земских учреждений. Новый крупный шаг в возвышении Д. составило проникновение их в государеву думу. Лихачев полагает, что «участие Д. в думе несомненно даже для XV в.», хотя и соглашается, что «точный титул думный дьяк появляется лишь в последней четверти XVI ст.;» Ключевский приурочивает появление думных Д. к образованию важнейших приказов, т. е. к концу XV — нач. XVI в.; Сергеевич относит возникновение думных Д. к началу XVII ст. Самый титул впервые является в применении к Щелкаловым, которые именуются дьяками «Великого Государя ближние Думы». Думные Д. обыкновенно бывали вместе с тем и начальниками четырех важнейших приказов: разрядного, посольского, поместного и Казанского Дворца. Число их не оставалось неизменным: в течение XVII-го в. оно подвергалось значительным колебаниям (от 3 до 8). В думе Д. не только были секретарями, но и пользовались равным с другими членами правом голоса в решении дел, хотя не сидели, а стояли (что, впрочем, соблюдалось, вероятно, только в присутствии государя). Значение Д. было понято современниками уже в XVI в. и вызвало ожесточенные нападения на Д. со стороны членов боярской партии (см. Сказания кн. Курбского, изд. 3, с. 43 и прим. 220 на с. 341). Тем не менее возвышение Д. продолжалось, и в XVII ст. они составляли если не самый видный, то самый могущественный элемент в рядах московской администрации, участвуя во всех важных делах, иногда даже в качестве начальников над боярами (тайный приказ). В конце столетия всех Д. в Московском государстве числилось около ста, служба их награждалась деньгами, причем цифра жалованья не была строго определена, и поместьями (по Уложению Д. в московском уезде получают по 150 четвертей), они могли владеть и вотчинами. Думные Д. считались по службе выше дворян, приказные занимали место после московских дворян. Несмотря на всю важность должности, с нею по-прежнему связывалось понятие об отсутствии родословной чести; в местнических счетах даже второй половины XVII в. противники укоряли иногда друг друга дьячеством как должностью очень низкой. Д. способствовали разрушению понятия о «чести», как о чем-то неподвижно связанном с родом, и своею деятельностью подготовили полную победу бюрократических принципов в управлении. См. Ключевский, «Боярская дума»; Сергеевич, «Русские юридические древности» (т. I); Лихачев, «Разрядные дьяки XVI в.».

Был человек по имени Ху-н-Инпу
— «Анубисом хранимый», поселянин
из Соляного Поля. У него
была жена; она носила имя
«Возлюбленная» — Мерет.
И однажды
сказал своей жене тот поселянин:
«Послушай, собираюсь я спуститься1
в Египет, чтоб оттуда для детишек
продуктов принести. Так что — ступай,
отмеряй ячменя мне; он — в амбаре:
остатки прошлогоднего зерна».

Две меры он отмерил ей обратно,
тот поселянин, и сказал жене:
«Вот две ячменных меры в пропитанье
тебе с детьми твоими. Мне же сделай
из остальных шести — хлебов и пива
на каждый день. Я этим проживу».

И вот в Египет этот поселянин
отправился, ослов своих навьючив
растениями, солью, древесиной
и шкурами свирепых леопардов,
и волчьим мехом; а еще — камнями,
растений благовонных семенами
да голубями и другою птицей3
поклажа та наполнена была.
Все это были Соляного
Поля различные хорошие дары.

Шел поселянин, направляясь к югу, —
в ту сторону, где город Ненинесут.
Достиг он вскоре области Пер-Фефи,
что севернее Меденит4. И там —
там встретил поселянин человека,
на берегу стоявшего. Он имя
носил Джехутинахт — «Силен бог Тот»;

он сыном приходился человеку
по имени Исери. Оба были
людьми распорядителя угодий
вельможи Ренси, сына Меру5.

Этот
Джехутинахт, едва лишь он увидел
ослов, которых поселянин гнал,
,
как в его сердце алчность загорелась,
и сказал Джехутинахт:
«Эх, вот бы мне изображенье бога6
с такою чудодейственною силой,
чтоб удалось мне с помощью той силы
добро у поселянина отнять!»

А дом Джехутинахта находился
у тропки, что вдоль берега тянулась.
Узка дорожка там, не широка:
набедренной повязки вряд ли шире;
обочина ее — вода речная,
а по другую сторону — ячмень.

И приказал Джехутинахт холопу,
его сопровождавшему: «Иди-ка
и принеси мне полотно льняное
из дома моего».
И тотчас ткань
доставлена была Джехутинахту.
Он тут же расстелил ее на тропке
:
один конец — в ячменные колосья,
другой, где бахрома, — на воду лег.

Все люди той дорогой беззапретно
могли ходить. И поселянин тоже
спокойно шел. Как вдруг Джехутинахт
его окликнул: «Эй, поосторожней!
Смотри не потопчи мои одежды!»

Ему на это молвил поселянин:
«Что ж, поступлю я, как тебе угодно.
Мой верен путь. 7″.
И он поднялся выше по обрыву.

Тогда Джехутинахт прикрикнул грозно:
«Что ты собрался делать, поселянин?
Иль мой ячмень тебе дорогой будет?»

Ему сказал на это поселянин:
«Мой верен путь.
Обрывист берег — не взойти на кручу,
а здесь — ячмень встал на пути стеною,
дорогу же ты нам переграждаешь
одеждами своими… Может, все же
ты дашь пройти нам по дороге этой?»

Но только речь закончил поселянин, —
один из тех ослов, ,
стал поедать ячменные колосья
и полный рот колосьями набил.
И тут Джехутинахт вскричал: «Смотри-ка!
Осел твой жрет ячмень!.. Что ж, поселянин,
за это я беру его себе.
Отныне будет он топтать колосья
во время молотьбы8, «.

Промолвил поселянин: «Путь мой верен,
:
дорога здесь — одна, но ты ее
мне преградил. Вот почему повел я
ослов другой дорогою — опасной:

И вот теперь осла ты отбираешь
за то, что рот колосьями набил..?
Но я — учти! — я знаю, кто владыка
усадьбы этой: вся она подвластна
начальнику угодий, сыну Меру —
вельможе Ренси. Он — учти! — карает
грабителя любого в этих землях
до края их!.. Неужто буду я
в его поместье собственном ограблен?!»

Джехутинахт сказал: «Не такова ли
пословица, что повторяют люди:
мол, произносят имя бедняка
лишь потому, что чтут его владыку?..
Я говорю с тобою. Я!! А ты
начальника угодий поминаешь!»

Схватил он тамарисковую розгу
зеленую — и отхлестал нещадно
все тело поселянина той розгой;
ослов забрал, увел в свою усадьбу.

И поселянин громко разрыдался:
так больно ему было от побоев
и так коварно поступили с ним!

Тогда Джехутинахт сказал :
«Не возвышай свой голос! Ты ведь рядом
с обителью Безмолвия Владыки!9″

Но поселянин молвил: «Ты не только
меня избил и все мои пожитки
себе присвоил, — ты еще намерен
все жалобы из уст моих забрать,
замкнуть мне рот!.. Безмолвия Владыка,
верни мне мои вещи, дабы криком
мне больше не тревожить твой покой!»

И десять дней подряд тот поселянин
стоял и умолял Джехутинахта
вернуть ему добро. Но не внимал он.

И поселянин в город Ненинесут,
на юг пошел, чтоб с просьбой обратиться
к вельможе Ренси, сыну Меру.

Встретил
он Ренси у ворот его усадьбы,
когда тот выходил и вниз спускался,
чтоб сесть в свою служебную ладью, —
а та ладья принадлежала дому,
в котором правосудие вершится.

И поселянин вслед ему воскликнул:
«Ах, если бы дозволено мне было
возрадовать твое, вельможа, сердце10
той речью, что хочу тебе сказать!
, —
так пусть ко мне придет твой провожатый,
любой, что сердцу твоему угоден:

и с этим отошлю к тебе обратно».

И по веленью сына Меру Ренси
направился его сопровожатый,
который был его угоден сердцу,
которому он доверял всех больше.

,
послал его обратно поселянин,
и тот всю речь пересказал подробно.

Сын Меру про разбой Джехутинахта
уведомил сановников, что были
с ним рядом и в его входили свиту.
Они ему в ответ: «Владыка мой11!
По-видимому, этот поселянин —
его, , а пошел
к кому-нибудь другому по соседству.
Ведь так. они12 всегда и поступают
со всеми поселянами своими,
идущими к другим, что по соседству…
Ведь так они и делают всегда!

И стоит ли карать Джехутинахта
за горстку соли?.. Пусть ему прикажут
вернуть добро — и он его вернет».

Молчание хранил глава угодий
вельможа Ренси, сын вельможи Меру:
сановникам своим он не ответил,
не дал и поселянину ответа.

Тогда явился этот поселянин,
чтоб умолять правителя угодий
вельможу Ренси, сына Меру.
Молвил
он сыну Меру: «О, глава угодий,
владыка мой, великий из великих!
Тебе подвластно все, что есть на свете,
и даже то, чего на свете нет!
Коль спустишься ты к озеру, вельможа, —
к тому, что Справедливостью зовется,
и поплывешь под парусом13, — пускай же
твои не оборвутся паруса,
ладья твоя движенья не замедлит,
беды с твоею мачтой не случится,
и реи не сломаются твои,
не поскользнешься ты, сходя на берег,
не унесет тебя волна речная
и не вкусишь ты ярости потока,
каков лик страха — не увидишь ты!
Плывут к тебе стремительные рыбы,
ты только жирных птиц сетями ловишь, —
по той причине,
что ты — родной отец простолюдину,
муж для вдовы и брат для разведенной,
и потерявшим матерей — защитник.

Дозволь же мне твое, вельможа, имя
прославить по земле — прославить больше
любого справедливого закона!
О предводитель, скаредности чуждый;
великий, чуждый низменных деяний;
искоренитель лжи, создатель правды, —
на голос вопиющего приди!
Повергни зло на землю! Говорю я,
чтоб слышал ты! Яви же справедливость,
восславленный, хвалимыми хвалимый,

В основе сюжета «Сказания» лежат бытовавшие в Юго-Восточной Европе устные предания о румынском князе Владе, правившем в 1456—1462 и в 1477 гг., который за свою жестокость имел про­звище Цепеш («Сажатель на кол») и Дракула («Дракон»). Авто­ром русского сказания о нём был, вероятнее всего, дьяк великого князя Ивана III Фёдор Курицын, возглавлявший в 1482—1484 гг. русское посольство у венгерского короля Матьяша.

Был на Мунгьянской земле (область Румынии, восточная часть Валахии) воевода, христианин греческой веры, имя его по-валаш­ски Дракула, а по-нашему Дьявол. Так жесток и мудр был, что ка­ково имя, такова была и жизнь его. Однажды пришли к нему послы от турецкого царя и, войдя, поклонились по своему обычаю, а колпаков с голов не сняли. Дракула спросил их, почему так по­ступили, такое бесчестье ему нанесли. Они же отвечали, что таков их обычай. А он сказал им: «И я хочу закон ваш подтвердить, чтобы крепко его держались». И приказал прибить колпаки к их головам железными гвоздями, сказав напоследок: «Передайте госу­дарю вашему, пусть не посылает свой обычай являть другим госу­дарям, а у себя его блюдет». Царь весьма разгневался и пошел на Дракулу войной. Тот же, собрав всё войско своё, напал на турок ночью и перебил их. Но не смог со своей небольшой ратью одо­леть огромное войско и отступил. А когда снова пошёл войной против турок, то так сказал своим воинам: «Кто о смерти думает, пусть не идёт со мной, а здесь остаётся». Царь же, услышав об этом, повернул назад с великим позором, не посмев выступить против Дракулы. И отправил царь к Дракуле посла, требуя от него дани. Дракула воздал послу тому пышные почести, показал ему своё богатство, сказав, что не только готов платить дань царю, но со всем воинством готов пойти к нему на службу.

Продолжение после рекламы:

Царь обрадовал­ся и велел объявить по всем своим городам, чтобы, когда пойдет Дракула, никто никакого зла ему не причинял, а, напротив, встре­чал его с радушием. Дракула, собрав войско, двинулся в путь и, углубившись в турецкую землю на пять дневных переходов, вне­запно повернул назад и начал разорять города и сёла. Одних турок на колья сажал, других рассекал надвое и сжигал, не щадя и груд­ных младенцев. Ничего не оставил на своём пути, всю землю в пустыню превратил, а живших там христиан увёл и поселил на своей земле. И возвратился домой, захватив несметные богатства, а приставов царских отпустил, напутствуя: «Идите и поведайте царю вашему обо всём, что видели: как смог, послужил ему. И если люба ему моя служба, готов и ещё ему так же служить, сколько сил моих станет». Царь ничего не смог с ним сделать, только себя опозорил.

Однажды объявил Дракула по всей земле своей: пусть придут к нему все, кто стар, или немощен, или болен чем, или беден. И собралось к нему несметное множество нищих и бродяг, ожидая от него щедрой милости. Он велел принести им вдоволь еды и вина, а потом спросил, хотят ли они быть счастливыми. Услышав в ответ «хотим, государь», Дракула приказал запереть хоромы и под­жечь их. И сгорели все те люди. И сказал Дракула боярам своим: «Знайте, почему я сделал так: во-первых, пусть не докучают людям, и не будет нищих на моей земле, а будут все богаты; во-вторых, я их самих освободил: пусть не страдает никто из них на этом свете от нищеты или болезней».

Брифли существует благодаря рекламе:

И так боролся Дракула за порядок на своей земле, что если кто совершит какое-либо преступление, то не избежать ему смерти. Будь он знатным вельможей или простым человеком, все равно не мог откупиться он от смерти — так грозен был Дракула. Прибыл как-то из венгерской земли купец. И, как было заведено у Дракулы, оставил воз с товаром на улице перед домом, а сам лёг спать в доме. И кто-то украл с воза сто шестьдесят золотых дукатов. Купец сообщил Дракуле о пропаже, и тот утешил его, сказав, что золото будет найдено. И приказал по всему городу искать вора, пригрозив: «Если не найдете преступника, весь город погублю». И велел той же ночью положить на воз золото и добавить один лишний дукат. Купец же наутро, пересчитав золото, сразу вернул лишнее Дракуле. В это время привели вора с похищенным золотом. И сказал Дракула купцу: «Иди с миром! Если бы не сообщил мне о лишнем дукате, то посадил бы и тебя на кол вместе с этим вором».

Однажды пошёл на Дракулу войной венгерский король Матьяш. Дракула выступил ему навстречу, сошлись они, сразились, и выдали Дракулу изменники живым в руки противника. Привели пленного к королю, и приказал тот бросить его в темницу. И провёл он там, в Вышеграде на Дунае, в четырёх верстах выше Буды, двенадцать лет. А в Мунтьянской земле король назначил другого воеводу. Когда же тот умер, послал король к Дракуле в темницу сказать, что если хочет он, как и прежде, быть воеводой, то пусть примет католическую веру, а если не согласен, то умереть ему в темнице. И предпочёл Дракула радости суетного мира вечному, и изменил православию. Король не только вернул ему воеводство, но и отдал в жёны свою сестру, от которой было у Дракулы два сына.

Продолжение после рекламы:

Когда король освободил Дракулу из темницы, привезли его в Буду и отвели ему дом в Пеште, но ещё не был допущен Дракула к королю. И вот тогда случилось, что некий разбойник забежал во двор к Дракуле и спрятался там. Преследователи пришли, стали искать преступника и нашли его. Тогда Дракула вскочил, схватил меч, отсёк голову приставу, державшему разбойника, а того отпустил. В ответ на вопрос короля, зачем он совершил такое злодеяние, Дракула сказал: «Никакого зла я не совершал, а пристав сам же себя убил: так должен погибнуть всякий, кто, словно разбойник, врывается в дом великого государя. Если бы он пришёл ко мне и объявил о происшедшем, то я бы нашёл злодея в своём доме и либо выдал его, либо простил». Король засмеялся и подивился нраву Дракулы.

Конец же Дракулы был таков: когда жил он уже в своём воеводстве, напали на землю его турки и начали её разорять. Дракула дал отпор врагам — и обратились они в бегство. А сам он, радуясь, поскакал на гору, чтобы видеть, как рубят турок, и отдалился от своего войска. Приближённые приняли его за турка, и один из них ударил его копьём; Дракула, видя, что убивают его свои, сразил мечом пятерых своих убийц, но и его пронзили несколькими копьями, и так был он убит. Король увёз сестру свою с двумя сыновьями на венгерскую землю, в Буду.

Повесть по своей композиции несложна: она представляет собой соединение

нанизанных один на другой анекдотичных случаев из жизни Дракулы.

В его лице соединяются различные, порой противоречивые качества: он

прежде всего непомерно жесток и коварен и притом безгранично своеволен,

до самодурства. Но вместе с тем Дракула — очень суровый и прямолинейный

оберегатель правды и ненавистник зла. Он очень находчив и умеет ценить

находчивость и ум и у других, щедро одаряя их, вместо того, чтобы казнить.

«Повесть о Дракуле» состоит в основном из отдельных эпизодов, такая

дробность построения вовсе не означала отсутствия единой темы. Эпизод за

эпизодом рисовал «зломудрие» мутьянского воеводы — своеобразное

сочетание изощренной жестокости с остроумием. Эпизоды эти представляют

собой своеобразные анекдоты, многие из которых строились как загадки,

имевшие метафорический смысл. Дракула не просто казнит попавших ему в

руки людей — он испытывает их, и недогадливые, испытуемые, не умеющие

«против кознем (хитростей) его отвечати», трагически расплачиваются за

свое «неизящество». Яснее всего это видно на эпизоде с нищими. Собрав по

всей своей стране «бесчисленное множество нищих и странных

(странников)» и угостив их в «великой храмине», Дракула спрашивает:

«Хощете ли, да сотворю вас беспечалны (избавлю вас от печалей) на сем

свете, и ничим же нужни будете (не будете испытывать нужды)?» Не поняв

второго, зловещего смысла его слов, нищие с восторгом соглашаются.

Дракула освобождает их «от нищеты» и «от недуга», сжигая в запертой

«храмине». Так же поступает Дракула и с турецким царем: он обещает ему

«послужить»; турецкий царь, понявший эти слова буквально, очень рад.

Дракула разоряет турецкие владения и сообщает царю, что, сколько мог,

столько ему послужил. На такой же двусмыслице строится и первый эпизод

повести. Дракула обещает турецким послам подкрепить их обычай ни перед

кем не снимать шапок и «подтверждает» его, прибив турецким послам шапки

к головам гвоздями.

Примеры употребления слова дьяк в литературе.

Командир подводной лодки М-94 старший лейтенант Дьяков получил приказание занять позицию у Абоских шхер в Балтийском море.

Тихо ступая на носки, незаметно появился дьяк Гусев, сказал, что пушечный мастер аглицкий немец Реджер Риплей спрашивает деньги за государеву службу, как было договорено.

Узнал он, что служит Анкудинов в приказе Новой Четверти, что вошел он в большое доверие ко второму в приказе человеку — дьяку Ивану Исаковичу Патрикееву, что случается ему есть и пить с князем Борисом Александровичем Репниным да с боярином Федором Ивановичем Шереметевым.

Кругом заговорили, заспорили, вспоминали неправды и воровские дела воевод, дьяков, начальных людей, отца келаря, Осипа Баженина, иноземцев, Джеймса, Снивина, всех, кто мучил и бесчестил безвинных беломорских, двинских трударей, рыбаков, зверовщиков, черносошников.

В Поместном приказе посадить дворянина из больших дворян и с ним дьяков, выбрав всею землею, и велеть испоместить наперед дворян и детей боярских бедных, разоренных, беспоместных и малопоместных.

Прибыли в Углич дьяк Битяговский, сын его Данила да родич их Никита Качалов.

Была набрана команда: дьяк Михайла Битяговский, его сын Данила, племянник Никита Качалов и сын мамки приговоренного царевича Осип Волохов.

Михайла Нагой государевых приказных людей, дьяка Михайлу Битяговского с сыном, Никиту Качалова и других дворян, жильцов и посадских людей, которые стояли за правду, велел побить напрасно, за то, что Михайла Битяговский с Михайлом Нагим часто бранился за государя, зачем он, Нагой, держал у себя ведуна, Андрюшу Мочалова, и много других ведунов.

Василий заметил, как неодобрительно вздохнул бородастый дьяк при столь вопиющем нарушении вековых обычаев.

В железы не заковали, не поспели: вместо драгун с пьяным Мехоношиным, вместо дьяков и воеводы в застенок быстрым шагом спустился одноногий боцман Семисадов, за ним шли его матросы, в бострогах, при палашах, в вязаных шапках.

Степан Брадатый начал подавать ему списки, властно принимая их из рук младших дьяков, которые в присутствии великого князя совсем уничтожились, и с почтительным подобострастием передавая Ивану.

Он едва заметно кивнул, и прежний боярин ответил от имени государя, что Назария примет дьяк Степан Брадатый, и о том, что государю узнать надлежит, выслушает и государю великому доложит.

В Туле в брусяных хоромах купца Громова, обнесенных дубовым тыном, двадцатую неделю проживал дьяк Пушкарского приказа Утенков.

А судили-то — дьяк был Сом с большим усом, а доводчик Карась, а список писал Вьюн, а печатал Рак своей задней клешней, а у печати сидел Вандыш Переславский.

Лев Никулин ВРЕМЕНА И НРАВЫ Приступая к жизнеописанию моего героя, я мог бы рассказать о Панасюке, знаменитом Тарасе Панасюке, потомке запорожских казаков, о ко-торых чернобровые Оксаны и Одарки пели на вечерницах : Нехай мене не ховают Ни попы, ни дьяки, Нехай мене заховают Запорожски козаки.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *