Повесть о нашествии тохтамыша

7. Повесть о нашествии Тохтамыша на Москву

В Орде после поражения Мамая воцарился хан Тохтамыш. Стремясь вернуть Орде былое могущество, Тохтамыш в 1382 г. пошел с большими силами на Русь. Великий князь московский Дмитрий Иванович Донской не сумел организовать отпор нашествию Тохтамыша, Москва была захвачена и разгромлена. Пробыв несколько дней в Москве, Тохтамыш с богатой добычей и большим полоном вернулся в Орду, разорив по пути Рязанское княжество, несмотря на то что при движении войск Тохтамыша к Москве рязанский князь оказывал ему содействие. О нашествии Тохтамыша рассказывает летописная повесть, представленная несколькими вариантами.

В летописном своде 1408 г., судя по дошедшим до нас летописям, находилась краткая летописная повесть о нашествии Тохтамыша. В своде 1448 г., о чем мы можем судить по Новгородской четвертой, Софийской первой и ряду других летописей, отразивших этот свод, читалась пространная летописная повесть. Кроме этих двух основных видов летописной повести о нашествии Тохтамыша есть и другие, более поздние по времени своего возникновения. Так, например, в Ермолинской летописи помещен сокращенный вариант пространной летописной повести.

Исследователями приведен ряд соображений в пользу первичности краткой летописной повести и вторичности по отношению к ней пространной. На наш взгляд, этот вопрос нельзя считать окончательно разрешенным. Хотя и краткая и пространная летописные «Повести о нашествии Тохтамыша на Москву» дошли до нас только в составе летописей, не исключена возможность, что первоначально эта повесть составлялась как самостоятельное произведение и в состав летописей была включена позже — в сокращенном виде в свод 1408 г. и в полном — в свод 1448 г. Подробности рассказа о нашествии Тохтамыша в пространной летописной повести, отсутствующие в краткой, носят характер не поздних домыслов, а свидетельств современника и, возможно, даже очевидца описываемого. Сообщая о помощи Тохтамышу Олега Рязанского, автор пространной повести замечает: «…хотяше бо добра не нам, но своему княжению помагааше». Рассказывая о бедствиях Москвы, он восклицает: «Увы мне! Страшно се слышати, страшнее же тогда было видети». Ниже мы будем рассматривать пространную летописную повесть, которая безусловно представляет значительно больший интерес, чем краткая, как литературный памятник.

Начинается пространная летописная повесть с сообщения о небесных знамениях как предвестиях нашествия Тохтамыша. Тохтамыш отправляется походом на Русь тайно, рассчитывая на успех внезапного набега. Но доброхоты московского князя все же успевают предупредить его о действиях золотоордынского хана. Однако Дмитрию Донскому не удается собрать войско, и он уходит из Москвы в Кострому. Тохтамыш осаждает Москву, где находятся не только москвичи, но и жители окрестных мест, спасающиеся от Тохтамыша за каменными стенами города. Трехдневная осада не приносит монголо-татарам успеха. Льстивыми речами о мире осаждающим удается уговорить москвичей открыть городские ворота. Они врываются в город и жестоко расправляются с жителями. Описав разгром города, автор восклицает: «И бяаше дотоле преже видети была Москва град велик, град чюден, град многочловечен, в нем же множество людьи, в нем же множество огосподьства, в нем же множество всякого узорочья; и паки в единомь часе изменися видение его, егда взят бысть и посечен, и пожжен, и нечего его видети…» (с. 336).

Ни в одном другом произведении рассматриваемого времени не отразилась столь ярко и подробно роль народа в исторических событиях, как в пространной «Повести о нашествии Тохтамыша на Москву». Автор Повести подробно рассказывает об обстановке в Москве перед осадой города. Не дожидаясь подхода вражеских сил, из Москвы уходят «нарочитые» бояре и митрополит Киприан, оставленный великим князем в Москве. Горожане препятствуют этому. Автор не одобряет таких действий жителей Москвы, но он не выражает и сочувствия митрополиту и боярам, покинувшим город. Когда силы Тохтамыша подходят в стенам Москвы, все горожане встают на защиту города. Опытным врагам противостоят не искушенные в военном деле москвичи и оказавшиеся в Москве жители других мест. На героической роли одного из защитников города автор повести останавливается особо: «Москвитин, суконник, именем Адам, иже бе над враты Флор Лаврьскими, приметив, назнаменовав единаго тотарина нарочита и славна, иже бе сын некоего князя ординьскаго, напряг стрелу самострелную, ю же испусти напрасно , ею же уязвив сердце его гневливое и въскоре смерть ему нанесе; се же бысть велика язва всем тотаром, яко и самому царю стужити о сем» (с. 332).

Наибольшими симпатиями неизвестного нам автора Повести пользуются «гости» — купцы, торговые люди. Об этом свидетельствует не только то, что героем обороны Москвы оказывается либо ремесленник, либо купец — «суконник» Адам, но и ряд других эпизодов произведения. В самом начале Повести сообщается о судьбе купцов, находившихся в Орде. Сетуя о разорении Москвы, автор особо сожалеет о гибели княжеской казны, боярских имений, купеческих богатств.

Автором рассмотренной нами Повести, вероятнее всего, был человек, близкий к купеческой среде, москвич, очевидец нашествия Тохтамыша. Он не зависел ни от княжеского, ни от митрополичьего летописания, что и определило те черты этого произведения, о которых мы говорили выше и которые придают этому памятнику конца XIV в. особый характер и выделяют его из остальных произведений этого времени.

Следующая глава >>

Содержание

Повесть о нашествии Тохтамыша

Повесть о нашествии Тохтамыша Подготовка текста и перевод М. А. Салминой В 1382 г. хан Тохтамыш, воцарившийся в 1380 г. в Золотой Орде после победы над темником Мамаем, пошел на Москву. Ему удалось захватить город и подвергнуть его страшному разгрому; опустошены были

Сказание о нашествии Едигея

Сказание о нашествии Едигея Подготовка текста и перевод Н. Ф. Дробленковой Летописное сказание о нашествии на Москву Едигея в 1408/1409 г. посвящено теме противоборства зарождающегося Русского централизованного государства и еще сильной Золотой Орды, которая после

ГЛАВА 16 РУССКИЕ СКАЗКИ О НАШЕСТВИИ ХАЗАР

ГЛАВА 16 РУССКИЕ СКАЗКИ О НАШЕСТВИИ ХАЗАР …не могу предварительно не изъявить своей радости, что миновало то время, бесплодное для изучения народности, когда с иронией, и даже презрением, относились люди — впрочем, образованные — к наивным вымыслам и поэтическим

Поход Тохтамыша на Москву (1381 год)

Поход Тохтамыша на Москву (1381 год) Первое, что Дмитрий сделал, – бежал из Москвы, бросив там и княгиню, и своих сыновей. Якобы он отправился в Переяславль и Кострому собирать войско. А оборонять Москву пришлось простому народу, который не выпустил из первопрестольной ни

2. История и вымысел. «Сказочная» повесть об Азове, повести о начале Москвы, повесть о Тверском Отроче монастыре

2. История и вымысел. «Сказочная» повесть об Азове, повести о начале Москвы, повесть о Тверском Отроче монастыре Один из самых существенных аспектов истории литературы — история художественного вымысла. Дело здесь заключается не столько в достоверности или

НАШЕСТВИЕ ТОХТАМЫША

НАШЕСТВИЕ ТОХТАМЫША Хан Тохтамыш совсем не считал, что Куликовская битва должна обозначить некий перелом в отношениях Орды и Руси. Да, Москва усилилась. Но ведь и Орда отнюдь не выдохлась. Наоборот! Под рукой нового хана впервые объединились Золотая, Белая и Синяя Орды,

«ПОВЕСТЬ О НАШЕСТВИИ ТОХТАМЫША»

«ПОВЕСТЬ О НАШЕСТВИИ ТОХТАМЫША» «И того лета царь Тахтамыш послал слуг своих в град, нари-цаемый Булгары, еже есть на Волге, и повелел торговцев русских и гостей христианских грабить, а суда их с товаром отнимать и проводить к себе на перевоз».Итак, поход готовился заранее.

ПОД ВЛАСТЬЮ ТОХТАМЫША

ПОД ВЛАСТЬЮ ТОХТАМЫША Москва, что доска: спать широка, да везде гнетет. Народная мудрость. ЕДИНСТВО ЗОЛОТОЙ ОРДЫ После подавления мятежа в Москве Тохтамыш полностью восстановил свою власть над Северо-Восточной Русью. В 1382 году Тохтамыш до Литвы не дошел, но он наглядно

16. Нашествие Тохтамыша

16. Нашествие Тохтамыша Хан Тохмамыш совсем не считал, что Куликовская битва должна обозначить некий перелом в отношениях Орды и Руси. Да, Москва усилилась. Но ведь и Орда отнюдь не выдохлась. Наоборот! Под рукой нового хана впервые объединились Золотая, Белая и Синяя орды,

Глава 18. Русские сказки о нашествии хазар

Глава 18. Русские сказки о нашествии хазар …не могу предварительно не изъявить своей радости, что миновало то время, бесплодное для изучения народности, когда с иронией и даже презрением относились люди — впрочем, образованные — к наивным вымыслам и поэтическим

Нашествие Тохтамыша

Нашествие Тохтамыша В ночь с 7 на 8 сентября Дон переходил во главе московского войска великий князь владимирский и московский, к исходу дня 8 сентября трубил победу на костях врагов государь всея Руси. То, к чему вели Северо-Восточную Русь Андрей Боголюбский, Всеволод

§ 3. Политические взаимоотношения между русскими землями после нашествия на Москву Тохтамыша. Итоги княжения Дмитрия Донского

§ 3. Политические взаимоотношения между русскими землями после нашествия на Москву Тохтамыша. Итоги княжения Дмитрия Донского Нашествие на Москву Тохтамыша нанесло значительный удар делу объединения русских княжеств вокруг Москвы. Правители отдельных русских

Нашествие Тохтамыша Мамай был разбит Тохтамышем, ханом Орды, кочевавшей за рекою Яиком (Уралом). Тохтамыш воцарился в Орде и послал известить русских князей, что он победил их врага Мамая. Димитрий принял ласково ханских послов, отпустил их с честью и вслед за ними

ТАНКИ НА МОСКВУ Чеченская повесть

ТАНКИ НА МОСКВУ Чеченская повесть Все расхищено, предано, продано, Черной смерти мелькало крыло, Все голодной тоскою изглодано, Отчего же нам стало светло? Анна

О КНЯЖЕНИИ МИХАИЛА Всеволодовича в Киеве, и о нашествии злочестиваго Батыя.

71. О КНЯЖЕНИИ МИХАИЛА Всеволодовича в Киеве, и о нашествии злочестиваго Батыя. ЛЕТА ОТ СОЗДАНИЯ МИРА 6748, от рождества Христова 1240, княжащу в Киеве Михаилу Всеволодовичу, присла злочестивый Батый Татаров своих соглядати Киева, и видевше величество и красоту его, удивишася,

26 августа 1382 года хан Золотой Орды спалил Москву

Как и почему такое стало возможно всего через два года после победы в Куликовской битве? Почему Дмитрий Донской покинул Москву, почуяв угрозу? Почему вместо казни Тохтамыш вручает ему ярлык на великое княжение? Кандидат исторических наук из Казани Дмитрий Люкшин изложил свое видение тех событий в интервью «БИЗНЕС Online».

– Вообще говоря, Тохтамыш именно спалил, а не взял Москву в 1382 году, – кандидат исторических наук из Казани Дмитрий Люкшин излагает свое видение событий в интервью «БИЗНЕС Online». – Это было не только и даже не столько каким-то актом мести или взятия Золотой Ордой политического реванша после Куликовской битвы, о которой многие довольно много знают и которая произошла за два года до этого. Она датируется в истории 8 сентября 1380 года. Именно в этот день и в этом месте были заложены предпосылки предстоящего акта сожжения Москвы. Но, чтобы понять причины и некоторые нюансы происшедшего, нужно, как говорят, немного терпения и немного истории.

Русские назвали это «Великой замятней» (междоусобные распри в борьбе за власть в Золотой Орде длились 21 год, с 1359-го по 1380-й год; на престоле сменились более 25 ханов, а многие улусы попытались стать независимыми – прим. ред.). Темник (военачальник) Мамай (с 1361 по 1380 год, в период «Великой замятни» от имени марионеточных ханов из династии Батуидов управлял западной частью, временами также столицей Золотой Орды – прим. ред.) сознательно и целенаправленно проводит политику, чтобы самому стать ханом, главой всей Золотой Орды. Но для этого по традиции нужно было быть либо батуидом, либо джучидом, то есть потомком либо хана Бату, либо самого Джучи (Джучи-хан (ок. 1184 – ок. 1227) – старший сын Чингисхана, полководец, участвовавший в завоевании Средней Азии; наследственные земли его потомков – Улус Джучи (с 1224) в западной части Монгольской империи – в русской историографии известны как Золотая Орда; Бату-хан (в русской транскрипции – Батый (ок. 1209–1255/1256) – монгольский полководец и государственный деятель, внук Чингисхана; после смерти отца – хана Джучи – в 1227 году стал правителем улуса Джучи, или Золотой Орды, – прим. ред.). Но Мамай не был их кровей! Да военачальник, да, заслуженный, но не более. Всего лишь диктатор!

Мамай удачно воспользовался раздраем среди легитимных претендентов на трон. Вся «Великая замятня» началась не по его инициативе и без него, но он быстро сообразил, что если передушить всех этих батуидов, то можно претендовать на собственное государство и провозгласить себя ханом. И он благополучно вырезал вроде бы всех родовитых претендентов примерно к 1378 году. Но, как оказалось, не дорезал…

ПЛАН МАМАЯ: СОВЕРШИТЬ ПОДВИГ

– В 1378 году, после первой победы русских войск над ордынцами на реке Воже, начались конфликты между московскими князьями и Мамаем. Это не было противостоянием Руси и Орды, это был конкретный конфликт между конкретными людьми, облеченными властью. Потому что Мамаю москвичи задали резонный вопрос: «А ты кто такой?» Потому что их зависимость была не государственной, а личной, как бы исторически сложившимся династическим подчинением линии Батуидов. А поскольку ты не батуид, то иди-ка ты отсюда полем, мы тебя не знаем…

Отсюда мы начинаем рассказ о Куликовской битве. Для того чтобы иметь право называть себя ханом Голубой Орды (то, что мы называем Золотой Ордой, монголы называли Голубой), необходимо было совершить подвиг, сопоставимый по масштабам с подвигом Бату. То есть, грубо говоря, еще раз захватить Русь. Вот Мамай и оказался на Куликовом поле. Чем дело кончилось, хорошо известно. В чем тонкость той ситуации – после этой победы Русь обрела определенную независимость не от Золотой Орды, а от Мамая лично. Другой вопрос, что в результате этого сражения силы Золотой Орды были существенно подорваны и у нее не было возможности снова показать русским, кто в мире хозяин.

ПО НЕДОСМОТРУ МЛАДЕНЦА НЕ ДОРЕЗАЛИ

И тут появляется Тохтамыш. Его главной особенностью было то, что он остался последним из Батуидов. Вступить на престол он должен был еще младенцем. Это входило в «подковерный» план Мамая: убирая одного несовершеннолетнего батуида, ставил вместо него другого, которого через годик тоже резал, и так далее, до тех пор, пока потомки Бату не кончатся. Тохтамыш тоже должен был оказаться одной из этих жертв. По недосмотру или еще каким причинам его не зарезали. Верные нукеры и родственники вывезли юного Тохтамыша к Тамерлану (Тамерлан (Тимур, Хромой Тимур (1336–1405) – среднеазиатский тюркский военачальник и завоеватель 21 государства в Средней, Южной и Западной Азии, а также на Кавказе, в Поволжье и на Руси, основатель империи Тимуридов – прим. ред.). И Хромой Тимур его принял, воспитал как родного, но не потому, что воспылал любовью к малолетнему сироте. Это был дальний политический расчет: воспитать его в духе верности и всемонгольского единства и с его помощью, точнее его руками, добиться присоединения Золотой Орды к Монгольской империи. Но пока там было мощное государство, сильная армия, да и Тохтамыш достаточно не подрос, Тамерлан с этим планом не торопился, тем более ему было чем еще заняться, кроме Орды. Но все годы, пока Орда существовала, в Каракоруме (столица Монгольской империи в 1220–1260 годах, в настоящее время – город в Монголии – прим. ред.) ни единого дня не оставляли мысли о том, чтобы сделать ее частью империи. По крайней мере, заставить ее платить дань.

«ВОТ И НЕТУ ВОЖАКОВ…»

– В Куликовской битве Дмитрий Донской уничтожил военный потенциал Орды, и та осталась практически безоружной перед Тамерланом. Еще и без вожаков. Те, кто был за Мамая, сгинули вместе с ним, батуидов на родной земле вроде как не осталось. Правда, желающих стать ханом было вдоволь, но безродных. И тут Тамерлан представляет им готовенького, самых что ни на есть царских кровей юношу – кровь с молоком! И Тамерлан не просто посылает Тохтамыша возглавить обезглавленную родину, он дает ему армию. А таковой, адекватной, ни у кого, кроме Тамерлана, в это время в округе нет. И ордынская, и московская армии покоятся на Куликовом поле. И тут появляется многотысячная боевая мобильная хорошо вооруженная рать Хромого Тимура, ведомая молодым перспективным чистокровным батуидом. И молодого Тохтамыша в Сарае возвели на трон просто с восторгом! Но перед юношей встает задача – доказать, что ты батуид не только по крови, но и на деле. Так что же делать-то? Разумеется, свершить-таки то, что оказалось не под силу нелигитимному Мамаю, то есть напасть на Москву, чтобы поставить ее на место.

ТОХТАМЫШ БЛАГОДАРИТ РУССКИХ ЗА ПОМОЩЬ В БОРЬБЕ С «УЗУРПАТОРОМ»

«Если Мамай был темником, то есть военачальником, ставшим в Орде фактическим диктатором, то Тохтамыш имел законные права на престол, – пишут исследователи того периода в АИФ. – Его воцарение в Золотой Орде многими воспринималось как восстановление законности.

Тохтамыш действительно стал активно наводить порядок в стране, в том числе в своем русском улусе. К Дмитрию Донскому были направлены послы, которые передали русскому князю: Тохтамыш благодарен за помощь в борьбе с «узурпатором» Мамаем. Теперь, однако, следует действовать по закону – московский князь должен заплатить дань, которая в Орду не поступала с 1374 года, и получить у хана «ярлык» на великое княжение, как это было принято со времен нашествия Батыя. Послы Тохтамыша принимались в Москве с почестями, были одарены дорогими подарками, однако князь не стал ничего говорить ни про признание над собой власти Золотой Орды, ни про дань».

КАМЕННЫЙ КРЕМЛЬ В РОЛИ ТАНКА

– В 1382-м Тохтамыш отправляется в поход, – продолжает Люкшин. – И мы видим очень сложную позицию, в которой оказался князь Дмитрий. Он из Москвы уехал еще до нападения. Это порождает неудобные вопросы к герою Куликова поля со стороны патриотов: почему бежал, почему не защищал? Вот тут мы возвращаемся к проблеме личной зависимости, которая в нашем случае называется «вассалитет». Дмитрий поступил так не потому, что он струсил, испугался, а потому, что не хочет рисковать своей жизнью. Нет, собственная жизнь как таковая ему недорога: 39 лет, весь израненный после Куликовских событий, он чувствует, что осталось ему недолго. Он бежит потому, что не хочет подчиняться Тохтамышу, попасть к нему в личную зависимость. Но не только у него, но и у его потенциальных союзников не было военной силы, чтобы противостоять пришельцам.

Плюс к тому Дмитрий в свое время поставил в Москве белокаменный кремль. На Руси к тому времени таких мощных крепостей было только две – кроме Москвы, подобная была возведена еще во Пскове. А что такое была в то время каменная крепость? Это все равно как в уличной драке против ножей и даже пистолетов выставить танк! То есть нападающие были вообще без шансов. Каменную крепость при отсутствии артиллерии, каковой еще не было в помине, взять было невозможно. Правда, у имперских монголов, а не у золотоордынцев была китайская техника, с помощью которой брали каменные крепости, но только после долгой осады. Так что московский каменный кремль выручал Дмитрия до этого множество раз. И князь был уверен, что так случится и в этой ситуации: Тохтамыш Москву не возьмет. И не взял бы, во всяком случае, это растянулось бы на долгие месяцы, а то и годы: пока до доброго дяди Тамерлана дойдет, чего от него хотят, пока тот пришлет под далекую Москву китайцев, начнется зима, случился бы какой-нибудь мор, как это произойдет в 1389 году, и все такое прочее. Поэтому-то Дмитрий, уверенный, что захватчики обломают зубы о белокаменный кремль московский, спокойно его покидает, оставив там не только собственную семью, но и множество своих верных бояр с их семьями и скарбом. Он уехал в Кострому, чтобы в принципе исключить возможность личного вассалитета.

«НЕ БЫЛО СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВУ, БЫЛА СЛУЖБА ГОСУДАРЮ»

Что в русских княжествах, что в ордынских улусах политические взаимоотношения начнут меняться в сторону государственности лишь где-то при Иване IV, закончится этот процесс только после Смуты (Смутное время, или Смута, – период в истории России с 1598 по 1613 год, ознаменованный стихийными бедствиями, гражданской войной, русско-польской и русско-шведской войнами, тяжелейшим государственно-политическим и социально-экономическим кризисом, – прим. ред.), а до этого превалировали только личные отношения в верхах. То есть и хан, и князь были не политическими вождями, а частными хозяевами собственных земель с их населением и всем остальным. Не было службы государству, а была служба государю. Это сейчас довольно тяжело не только понять, но и почувствовать. Тем не менее так было в те давние времена. Хотя если посмотреть на современную путинскую элиту, то какие-то аналогии с тем временем можно и провести. Благо Владимир Владимирович все-таки думает о России. А если бы не думал?

Но вернемся в год 1382-й. Дмитрий как бы наблюдает ситуацию со стороны. То есть если Москву и возьмут, то он вроде как ни при чем. Это не будет его поражением, это не поставит его в зависимость от Тохтамыша с его Ордой.

«ИДИТЕ В…», – ОТВЕЧАЛИ ЗАХВАТЧИКАМ СО СТЕН КРЕМЛЯ

«Тохтамыш уже жег села, убивал и захватывал в плен тех, кто не успел скрыться, – рисует картину нашествия АИФ. – В Москву стекались беженцы, а в это самое время представители имущих слоев бежали из города, спасая свои богатства. Простолюдины, глядя на такое поведение элиты, подняли бунт. На срочно собранном вече было решено создать ополчение для обороны Москвы и закрыть выезд из города для всех.

23 августа 1382 года к стенам Москвы подошел передовой отряд ордынцев. «В городе ли князь Дмитрий?» – спросили ордынцы. «Нет его здесь, а вы идите в…», – ответили им со стен. На воинов Тохтамыша понесся поток отборных оскорблений. Москвичи демонстрировали ордынцам оголенные зады и называли хана не Тохтамышем, а «дохлой мышью». Причина такой дерзости заключалась в запасах вина, добытых в погребах бежавших бояр.

Ордынское войско, конечно, на голову превосходило московских ополченцев. Но каменные стены кремля, выстроенные Дмитрием Донским, уравняли шансы. Потоки смолы, кипятка и дегтя, лившиеся со стен на штурмующих, наносили серьезный ущерб.

После двух дней боев взять Москву не удалось. Потери войска Тохтамыша росли, и хан решил попробовать взять город хитростью.

Высланные к городским стенам послы объявили – Тохтамыш воюет с князем Дмитрием, а не с городом, и потому жителям бояться нечего. В обмен на оказание ему почестей и посещение города Тохтамыш готов уйти от Москвы, оставив ее жителей в покое.

Честность Тохтамыша подтверждали сыновья князя Василий Кирдяпа и Семен, приходившиеся родными братьями жене Дмитрия Донского. В городе развернулись споры, стоит ли верить обещаниям Тохтамыша. Большинство поддержало предложение заключить соглашение.

Стоило москвичам 26 августа открыть ворота, как ордынцы пошли в атаку. В открытом бою шансов устоять против войска Тохтамыша у ополченцев не было. Началась резня, в которой погибли около 24 тысяч человек. Москва была разграблена и подожжена. Тохтамышу в качестве трофея досталась также княжеская казна».

КУЛИКОВСКИЙ ТРИУМФАТОР ПРИПОЛЗ НА КОЛЕНЯХ В САРАЙ

– И город практически весь спалили, жителей вырезали, плюс захватили огромное количество заложников, – продолжает Люкшин. – Что немаловажно – из семей знати (это очень пригодится для понимания последующих событий). Захватчики даже не попытались дальше искать Дмитрия, а быстро вернулись восвояси: Тохтамыш знал, что князь приползет к нему сам.

Куликовский триумфатор действительно приполз на коленях в Сарай (Новый Сарай (Сарай Ал-Джедид, Сарай-Берке) – средневековый город, с начала XIV века столица Золотой Орды; находился на левом берегу Ахтубы, рукава Волги, на территории современной Волгоградской области – прим. ред.), потому что деваться было некуда: у него в княжестве народ вопил: «Верните наши семьи!» И если бы он своих подданных не выручил, то ему вообще ни один человек не стал бы дальше служить. Дмитрий, конечно, был в бешенстве, страшно расстроен, но помолился, надел чистую рубаху и пополз.

По логике, его надо было, конечно, казнить. А что делает Тохтамыш? Тохтамыш делает Дмитрия… великим князем на Руси! Он рассудил: «Ничего личного!» Почему? Это вопрос, который в истории не только никто до сих пор не разрешил – его даже никто не задал! Мне же представляется, что Тохтамыш не расправился с князем из элементарного чувства самосохранения.

ХОЛЕРА КАК ПРОВИДЕНИЕ ГОСПОДНЕ

Через 7 лет после восшествия Тохтамыша на ордынский трон Тамерлан скинул его оттуда. Почему? Да потому, что долгоиграющий план Хромого Тимура провалился. Когда Тохтамыш возглавил Орду, Тамерлан дал ему солдат, но не приставил к нему своих политических советников (или наблюдателей – как угодно). И в этом он просчитался. Вернувшись на родину после сожжения Москвы триумфатором и всем все доказав, молодой правитель Орды Тохтамыш попал в Сарае в плохую компанию коррупционеров и старой знати, которая стала ему нашептывать про доблестного прадедушку Бату, который завещал поддерживать величие вверенного ему государства. Тут появляется еще и Дмитрий, который не только сдался на милость и подчинился по всем швам, но и хорошо эту встречу проплатил, а еще сказал: «Вот сейчас ты настоящий хан. И можешь быть не каким-то там вассалом Тамерлана, а полноправным правителем независимой Орды». И Тохтамыш, как сейчас сказали бы, повелся. Дмитрий стал в этом плане его союзником. И их отношения превратились в отношения партнеров по несчастью – быть в зависимости от Тамерлана.

Дальше все было просто. В 1385 году Тамерлан совершает поход на Сарай-Берке и, естественно, разбивает войска Тохтамыша, обладая неизмеримо большей военной мощью. Кстати, при этом столкновении покромсали и московских воинов. Тохтамыш сбежал, Тамерлан назначил нового правителя Орды, его армия ушла. Но Дмитрий нашел беглого хана и восстановил его на посту правителя Орды. Тамерлан, узнав об этом, взбеленился и в 1389 году сам возглавил поход. Естественно, он снова свергает Тохтамыша и далее идет на Москву – разбираться уже с его союзником. Здесь в историю вмешивается или судьба, или провидение Господне – войска Тамерлана охватывает эпидемия дизентерии и холеры, и он вынужден вернуться назад…

Дальше, разумеется, было еще много событий с участием этих героев, но это, как говорится, уже другая история.

Добавить «БИЗНЕС Online» в избранное Яндекс.Новости Подписаться на нас в Яндекс.Дзен Читать полную версию

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *