«Повести» непосредственно предшествует послание Дмитрия из Рима архиепископу Геннадию, в котором он сообщает, что греческий оригинал повести о белом клобуке не сохранился и ему с трудом удалось разыскать только латинский перевод этого сочинения. Свой же перевод этого памятника на русский язык Дмитрий и прикладывает к посланию.
«Повесть» начинается с истории белого клобука. Римский император Константин, преемник гонителя христиан Максентия, приказывает ослабить преследования христиан. Но волхв Замбрия клевещет Константину на священника Сильвестра, который крестил некоего «царёва мужа».
Продолжение после рекламы:
На седьмом году своего царствования Константин заболевает проказой, которую никто не может вылечить. Один из целителей советует царю искупаться в крови трёх тысяч новорождённых младенцев-мальчиков. Когда детей собрали, царь отправляется в Капитолий, чтобы там омыться. Услышав стоны матерей, Константин отказывается от своего решения, предпочитая умереть самому.
Ночью Константину являютсяв видении апостолы Пётр и Павел и велят ему призвать к себе Сильвестра, который может показать «купель спасения». Омывшись в этой купели, Константин должен выздороветь. Но это будет не просто исцеление, а наследование вечной жизни. За это Константин должен одарить Сильвестра и позволить обновить православную церковь по всему миру. Так действительно и происходит.
После исцеления Константин оказывает Сильвестру почёт и уважение и называет его папой. Константин предлагает Сильвестру царский венец, но явившиеся опять апостолы дают царю белый клобук для того, чтобы венчать Сильвестра. Получив от Константина золотое блюдо, на котором лежал царский венец, Сильвестр кладёт на него белый клобук и повелевает поставить его в «нарочитое место», надевая только по господским праздникам. То же Сильвестр завещает делать и своим преемникам. На тринадцатом году своего царствования Константин решает, что в том месте, где есть духовная власть, неприлично быть власти светской. Поэтому он оставляет Сильвестра в Риме, а сам основывает Константинополь и переселяется туда.
Брифли существует благодаря рекламе:
С этого времени устанавливается священное почитание белого клобука. Но через некоторое время некие царь Карул и папа Формоза, наученные дьяволом, отступают от христианского учения и отвергают учения отцов церкви. Папа хочет сжечь белый клобук посреди Рима, но сам же побоялся это сделать. Он решает отослать клобук в дальние страны и там предать его поруганию на устрашение остальным христианам. С клобуком отправляется некий посланник Индрик.
Во время путешествия на корабле Индрик как-то чуть было не садится на клобук, но в этот момент наступает мрак. Божья сила бросает его о борт корабля, и он падает расслабленным и умирает. Среди посланников оказывается некий Иеремия, который втайне исповедовал христианскую веру. Ему является видение спасти клобук. Во время шторма, возникшего опять чудесным образом, Иеремия берёт в руки клобук и молится. Буря стихает, а Иеремия благополучно возвращается в Рим и рассказывает обо всём папе. Несмотря на то что папа находится в большом страхе, он не оставляет своих мыслей уничтожить или отдать на поругание белый клобук. В видении ему ночью является ангел с огненным мечом и велит ему отправить клобук в Константинополь. Не посмев ослушаться, папа Формоза посылает посольство в Византию.
Продолжение после рекламы:
В Константинополе белый клобук получает добродетельный патриарх Филофей, который тоже в видении узнаёт, что он должен сделать со святыней. Апостолы Пётр и Павел повелевают отослать символ духовной власти в Новгород архиепископу Василию на почитание церкви Святой Софии. В Константинополе клобук встречают с почестями, и здесь же совершается ещё одно чудо: прикосновение к клобуку вылечивает от болезни глаз тогдашнего императора Ивана Кантакузина.
Папа Формоза тем временем жалеет, что отдал клобук, и пишет письмо патриарху. Патриарх отказывается вернуть святыню и увещевает папу, стремясь вернуть его на путь истинный. Поняв, что белый клобук находится в великой чести в Византии, папа заболевает от злобы и своего неверия. Он меняется в лице, по всему телу распространяются язвы, от него исходит «великий смрад», позвоночник перестаёт держать тело. Папа лишается языка — лает собакой и волком, а потом и разума — ест свой кал. Так он и умирает, проклятый честными жителями Рима.
Патриарх Филофей, несмотря на свои добродетели, тоже чуть было не совершает ошибку. Он хочет удержать клобук у себя. Ему в видении являются два незнакомых мужа и объясняют, почему было предопределено отправить святыню в Новгород: от Рима благодать ушла. Константинополем через некоторое время будут владеть агаряне «за умножение грехов человеческих», и только на Руси воссияла благодать Святого Духа. Патриарх Филофей внимает словам мужей и спрашивает, кто они. Оказывается, что ему явились в видении папа Сильвестр и царь Константин. Разумеется, посольство с белым клобуком тотчас отправляется на Русь.
В это время в Новгороде архиепископ Василий также получает видение о получении белого клобука. Заканчивается «Повесть» описанием всеобщей радости, когда архиепископ Василий получает ковчежец с клобуком: «И из многих городов и стран приходили люди, чтобы посмотреть на дивное чудо — архиепископа Василия в белом клобуке, и во всех странах и царствах удивлялись, когда об этом рассказывали».
«ПÓВЕСТЬ О НОВГОРÓДСКОМ БÉЛОМ КЛОБУКÉ» памятник рус. литературы 1516 вв. В основе ее лежит легенда о происхождении клобука (головного убора) новгородских архиереев, связанная с именем архиепископа Василия Калики (14 в.). По «Повести», белый клобук, созданный римским имп. Константином Великим для папы Сильвестра, из-за «отпадения Рима от православия» чудесным путем попал в Византию; патриарх Филофей, предупрежденный во сне о предстоящем разорении Константинополя турками, отправил белый клобук в Новгород. В «Повести» отразились мн. вопросы, обсуждавшиеся в рус. публицистике, о соотношении духовной и светской власти, об отношении Новгорода к Москве, России к Риму и Византии («Москва третий Рим»). Отвергнутая официальной рус. церковью, главы к-рой переняли Новгород. обычай носить белый клобук, «Повесть» получила широкое распространение среди старообрядцев. Это обусловило большую популярность «Повести», она известна более чем в 300 списках 1619 вв. в 4 редакциях.
H. Н. Розов. Ленинград.
Повесть о новгородском белом клобуке. Ее место и роль в формировании политической концепции независимости Новгорода. Московская редакция повести.
Повесть о новгородском белом клобуке дошла до нас в огромном количестве списков.Стоит вопрос- к какому направлению отнести повесть о новгородском белом клобуке, посторенную на местном новгородском легендарном материале?
В полном и окончательном виде повесть представляется нам сочетанием трех самостоятеьных произведений- Посыльной грамоты Дмитрия грека Толмача, собственно повести и Написания епископа Геннадия.
Все произведение делится на 4 основные части, соответсвующие 4 хронологическим этапам повествования. Каждая часть построениа по одному и тому же плану: вначале упоминанием какой- либо известной личности, затем дается датировка данной части, затем излагаются события, связанные с этими личностями и все заключается описанием какого- либо эпизода, заключающего логически развитие данных событий.
Первая часть начинается с упоминания имен римских императоров Максентия и Константина. Относится начало повести к4 веку н.э. Рассказывается эпизод из жизни Константина, имевший своим следствием легализацию христианства, и появление белого клобука, история создания которого изложена оч подробно. Финал этой части- церимониал возложения на Сильвестра белого клобука. Этот эпизод является апофеозом победы христианства , так и историю создания белого клобука.
Вторая часть- вводится именами царя Карула и папы Формоса, рассказывается об их отступления от правой веры, о непочтении к белому клобуку римскими папами, попытках вобще уничтожить клобук! Финалом этих событий является отправка клобука в Византию, чем и завершаются приключения нашего клобука на данном этапе.
В третьей части ( как и должно быть по логике) помещается болезнь и смерть римского папы. Все это, по замыслу повести символизирует не только кару за содеянное, но и моральное падение римской католической церкви. А собственнно начинается третья часть с упоминания с константинопольского патриарх Филофея и царя Ивана Кантакузина , конечно, рассказываются события, связанные с этими лицами и звершается эпизодом отправки клобука на Русь. В финале этой части, что и является кульминацией, раскрывается наконец-то смысл всех приключений нашего клобука, его символика и предназначение.
Четвертая часть переносит нас в Новгород 14 века и описывает события, связанные с архиепископом Василием. Завершается все описанием торжеств, по случаю прибытия клобука на Русь, радостным ликованием народа.
Что касается Московской редакции. После присоединения Новгорода к Москве, борьба независимости Новгорода шла не только среди князей, но и приняла более церковные формы, т.к. князья архиепископов в Новгороде делают глвными проводниками своей политики. Последнее целиком и полностью относится ко второму из назначенных Москвой в Новгород архиепископов- Геннадию!!!
У этого Геннадия была идея возродить уже начавшуюся забываться легенду об этой белой шапке. Потому что это была прямая пропаганда общерусских объединительных идей. Так, в содружестве архиепископа Геннадия и какого- то новгородского книжника и была создана московская редакция этой повести. Вот поэтому то и еще в 16 веке инициативу создания Повести приписывали Геннадию, а исполнителем его замысла считали какого- то Дмитрия Толмача ( новгородца Дмитрия Герасимова) .
Геннадий придал этому произведению новый политический смысл. Белый клобук в повести- не просто гонимая святыня , а эмблема высшей духовной власти, прерходящая в начале из Рима в Византию, а потом из Византии в Русь.Факт прибытия белой шапки на Русь осмыслен автором как историческое событие мировой важности!
Этот общерусский патриотизм, выразившийся в повести о белом клобуке никак не вяжется с традиционной оценкой этого произведения как децентралистического и антимосковского.
История о новгородском белом клобуке прежила интересную и долгую жизнь, которую можно разделить на 2 этапа- легендарный и литературный. Первая редакция (архиепископ Василий, , которую можно разделить на 2 этапа- легендарный и литературный. Первая редакция (архиепископ Василий, ) вероятно, была составлена в конце14 в. ,т.е. после его смерти.
Основная идея – превосходство Руси, именно духовного превосходства над двумя мировыми политическими центрами. И в повести впервые, хотя и поверхностно затрагивается идея превосходства духовной власти над светской., которая была логическим выводом из идеи третьего Рима : раз политическое могущество Руси обусловлено тем, что в ней охраняется истиная вера, то стало быть, святой клобук превосходит царский венец. Популярность повести как раз и обусловлена тем, что основная идея ее- величие Руси перед » ветхим» и » новым» Римом.
Составила по Н.К. Розов. Повесть о новгородском белом клобуке как памятник общерусской публицистики 15 в.