11 октября в Саранск привезут одну величайших святынь христианского мира Пояс Пресвятой Богородицы. Об этом «С» рассказал секретарь Саранской епархии протоиерей Виктор Хохлов. Ковчег с реликвией будет установлен в Кафедральном соборе Ушакова перед утренним Богослужением. Встретить святыню могут все желающие, не забывая сохранять социальную дистанцию и прочие меры безопасности по ковиду. Фото: Соцсети
Поклониться Поясу, прикоснуться к ковчегу головой можно будет только после Богослужения, примерно после 11.00. Принесение святыни в Мордовию стало возможным благодаря сотрудничеству местной епархии с синодальным отделом по делам молодежи Московской Патриархии. Ковчег с реликвией постоянно находится на территории России. «Радует, что Пояс Пресвятой Богородицы доставят в Саранск в такое напряженное для всего мира время, — говорит Виктор Хохлов. — Мы получим возможность попросить Царицу Небесную избавить нас от мора и болезней. Обратиться с молитвами о личных нуждах. Богородица – наша заступница перед Сыном своим и Богом нашим» Святыня будет находиться в Кафедральном соборе до 14 октября включительно. Доступ верующих к ней будет отрыт с 7.00 до 20.00. Освящаемые на драгоценном ковчеге пояски будут раздавать верующим.
Напомним, в 2011 году Пояс Богородицы привозили в Саранск. В Кафедральном соборе он находился с 7 по 10 ноября. За это время святыне поклонились тысячи человек. В эти дни в Мордовию приезжали паломники из соседних из регионов — Пензенской, Саратовской, Ульяновской областей, Чувашии, Тамбова, Рязани, Курска, Перми и других городов.
По преданию Богородица сплела пояс из верблюжьей шерсти сама и носила его вплоть до своей смерти. Эта святыня и частицы ризы — единственные вещи Божией Матери, которые сохранились до наших дней. Есть две версии того, как Богородица распорядилась своим поясом.
По одной из них, после своей смерти она явилась апостолу Фоме (один из учеников Иисуса Христа) и отдала ему пояс в утешение, т.к. он единственный среди апостолов не попрощался с ней, а явился лишь на третий день после погребения, из-за чего сильно переживал.
Другая версия утверждает, что пояс был отдан Богородицей незадолго до кончины двум вдовам, жившим в Иерусалиме, и затем реликвия передавалась наследниками из поколения в поколение.
В IV веке император Восточной Римской империи Аркадий доставил пояс Богородицы в Константинополь в Халкопратийскую церковь. Реликвию поместили в золотой ковчег, запечатанный царской печатью. До конца XII века пояс оставался в Константинополе.
В Х веке пояс Богородицы был разделен на части. Одну из частей святыни как талисман императоры Византии брали с собой в военные походы. В 1185 г. в ходе борьбы Болгарии за свою независимость от Византийской империи эта часть пояса Богородицы была захвачена и оказалась в Болгарии, откуда позже попала в Сербию.
В XIV веке сербский князь Лазарь I подарил пояс вместе с частицей истинного Креста Господня в дар Ватопедскому монастырю на горе Афон, где он и хранится по настоящее время в святилище главного монастырского собора. В 2011 году часть пояса Богородицы по инициативе Фонда Андрея Первозванного была привезена в Россию. Группа афонских монахов, сопровождающая пояс, посетила 14 городов и Серафимо-Дивеевский монастырь за 39 дней. К 200-летию Казанского кафедрального собора в 2011 году благотворитель Вадим Жимиров привез с Афона частицу Пояса и оставил в соборе на вечное хранение.
0 0 0 0 0 Оценить О чем говорит массовое поклонение святыням – об искреннем религиозном порыве или о том, что россияне живут трудно и надеются только на чудо? Паломничество жителей России к христианской реликвии оказалось таким массовым, что удивило даже священнослужителей
В России из совершенно привычного, казалось бы, действа вышло то, чего никто не ожидал. За десять дней в Москве почти миллион (800 тысяч) человек пришли поклониться христианской святыне – поясу Пресвятой Богородицы. Ради того, чтобы на мгновение коснуться ковчега с поясом, люди стояли сутками, очередь растянулась на несколько километров. Такому ажиотажу – а он наблюдался и в других городах страны – удивляются даже священнослужители. Что это – массовый религиозный порыв или свидетельство того, что россияне живут трудно и надеются только на чудо?
Размер не важен
Пояс Пресвятой Богородицы привезли в Россию впервые. Последние 200 лет он вообще не покидал пределы Греции (святыня хранится в Афоне, в Ватопедском монастыре). По преданию, чудотворный пояс сплела Богородица из верблюжьего волоса и носила до смерти. Считается, что пояс исцеляет и помогает женщинам, которые мечтают родить ребенка.
Ковчег с поясом путешествовал по России больше месяца и посетил 15 городов, включая Калининград, Владивосток, Норильск и Ставрополь: Россию как бы осенили благословляющим ее крестом. И везде народ самоотверженно выстаивал в очередях часами. В Норильске не испугал даже ночной мороз в минус двадцать градусов, причем матери приносили с собой младенцев. По некоторым данным, всего в России поклониться реликвии пришли около трех миллионов человек.
В Москве самая длинная очередь наблюдалась в первые дни. Она протянулась на десять километров – от храма Христа Спасителя по Пречистенской набережной до Крымского моста. Время ожидания поклонения колебалось от 45 минут до 26 часов. Люди несли с собой пледы, складные стулья, еду, термосы с горячим чаем. Но многие все равно не рассчитали свои силы, падали в обмороки, переживали сердечные приступы: за шесть дней к медикам скорой помощи обратились более 750 паломников.
Чтобы ускорить процесс поклонения, на пятый день святой ковчег установили на специальную двухметровую арку в храме, и прохождение людей существенно ускорилось. Вскоре появились сообщения о том, что пояс «облетит» Москву на вертолете, но в жизнь это ноу-хау так и не воплотили – просто на день продлили пребывание ковчега в столице.
Небывалая популярность привезенной святыни кажется странной с учетом того факта, что у москвичей есть своя и буквально под носом. В нескольких сотнях метров от храма Христа Спасителя, в храме Илии Обыденного, постоянно пребывает частица того самого пояса Божией Матери, привезенного с Афона. А еще весьма значительный фрагмент пояса лежит всего в 70 километрах на северо-восток от столицы, в Серапионовых палатах Троице-Сергиевой лавры. К этим артефактам можно приложиться без всяких очередей и в любое время. Кроме того, по православным догматам физический размер или сохранность реликвии никак не влияют на степень ее «благодатности».
Пояс раздора
Видя такой подъем, настоятель Ватопедского монастыря игумен Ефрем заявил: «Мы стали свидетелем великой силы русского православного народа», главный санитарный врач России Геннадий Онищенко назвал происходящее «феноменом, требующим объяснения», а премьер-министр Владимир Путин считает, что кроме прочего явление пояса Пресвятой Богородицы поможет решению демографической проблемы в России.
Омрачили большое событие сообщения о так называемых блатных паломниках. Правда, премьер-министр Владимир Путин и президент России Дмитрий Медведев поклонились поясу без ущерба для москвичей (один – во время встречи ковчега в аэропорту, другой – в Нижнем Новгороде). Зато очевидцы рассказывали, как к храму Христа Спасителя вне очереди пропускали машины с особыми номерами «АМР» и «ЕКХ», а потом обладателей важных удостоверений пропускали за заграждение в том месте, куда проходят инвалиды. Тогда многие клирики РПЦ объяснили это тем, что у чиновников, буквально горящих на работе, нет времени стоять в очередях.
По-своему воспользовались феноменом даже карманные воришки. В толпе они чувствовали себя как рыбы в воде, воруя кошельки и наличку у задумавшихся о высоком сограждан. А те несли к поясу осветить даже свои ювелирные украшения, СМИ сообщали, что именно их украли у известной актрисы.
Но это все мелочи по сравнению с реакцией на феномен со стороны так называемых российских неверующих. Они тоже выстроились в свою очередь – хоть и виртуальную, но тоже внушительную. И в этой очереди не только автомобилисты, которых бесят созданные толпой пробки в центре Москвы. В Интернете буквально разворачиваются битвы, в которых сам факт веры одних злит и воспринимается как ограничение свободы для других. «Только очень отсталые люди в наше время верят, что могут решить свои проблемы, прикоснувшись к сундучку со старым пояском», – возмущаются первые. «У вас не осталось ничего святого», – обижаются вторые.
Журналист Борис Фаликов считает, что в отличие от Европы в России святыни не объединяют, а разъединяют людей. Виной тому – революция 1917 года и 70 лет атеизма, которые разорвали культурную целостность страны. «Современная светская публика не воспринимает религию как органическую часть культурного наследия, для нее верующий – это ретроград, который пытается утянуть страну в болото прошлого. Верующие, напротив, глядят на культуру сквозь призму православия… Как выбраться из этой ситуации, не знает никто».
Мощный визит
Саратов в «маршрутный крест» пояса Богородицы по России не попал (в отличие от Самары), но волна интереса к святыням может докатиться и до Саратовской области. Вторую неделю по районным храмам возят мощи святой блаженной Матроны Московской – ковчег с частицей доставили из Свято-Успенского мужского монастыря, что под Тулой.
Так, когда 20 ноября мощи Матроны привезли в Ртищево, святыню встречали не только благочинный округа, но и первые лица муниципального района, межрайонный прокурор и руководители крупнейших предприятий. Маршрут ковчега проходит через Хвалынск, Вольск, Новоузенск, Балашов, Ершов, Красный Кут, Маркс, Базарный Карабулак.
В Саратов святыня прибудет 15 декабря и пять дней будет находиться в храме в честь Покрова Пресвятой Богородицы на улице Горького. Это не первый визит мощей блаженной Матроны в нашу область. Ковчег привозили в январе 2010 года, и к Покровскому храму выстраивались огромные очереди. В данных ГУВД фигурировало число 120 тысяч человек. Люди часами стояли на морозе, дважды продлевали срок пребывания реликвии – сначала на неделю, потом еще на одну.
Судя по тому, какой ажиотаж поднялся вокруг пояса Богородицы, он вполне вероятен и в Саратове вокруг мощей Матроны Московской. Сколько человек придет поклониться им в этот раз – неизвестно, но городским властям надо быть готовыми хотя бы к вероятным трудностям на дорогах.
***
Владимир Санатин, руководитель центра социальных исследований «РОСС-XXI век»:
ТАКАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТДУШИНА
– Лично я не вижу ничего плохого в том, что столько людей откликнулось и пришло поклониться православной святыне. Ведь пояс Богородицы в Россию привезли впервые!
Возможно, люди стремятся отвлечься от отрицательных эмоций, приобщиться к чему-то большому, духовному. Это такая социальная отдушина. Видимо, есть в обществе некое критическое отношение к реальности, обострение различных социальных чувств, психическое напряжение, которое чувствуют многие и ищут успокоения.
Нельзя не учитывать и то, что человек в толпе – не одно и то же, что человек-одиночка. По себе знаю: когда выступаешь на площади, то подготовленная речь как-то сама собой вылетает из головы, и тянет сказать то, что хочет слышать толпа. Большие массы людей имеют огромную заразительную силу. Это из области социальной психологии. Эти очереди могут означать, что люди хотят быть причастными к ярким символическим явлениям жизни. Вот только сила духа оказывается сильнее, чем физическая готовность стоять сутками, отсюда и обмороки и ухудшение здоровья у людей.
Олег Смирнов, главный психиатр Саратова, кандидат медицинских наук:
ПЕРСОНАМ СО СПЕЦПРОПУСКАМИ НА ЧУДО НАДЕЯТЬСЯ НЕ СТОИТ
– Боюсь показаться резким, но точно поговорка про Бога и расшибленный лоб – это про нашу русскую черту характера. Ну какой здравомыслящий человек, увидев пятикилометровую очередь, встанет в неё?! У меня двойственное впечатление при виде этого: с одной стороны, чувство уважения, с другой – некий скептицизм. Кстати, я не представляю себе, что подобный ажиотаж святыня может вызвать в Европе, в Ватикане, а вот у мусульман, в Мекке, – пожалуй. Есть в этом что-то похожее на хадж.
Вообще-то, массовые увлечения сверхъестественными явлениями для России характерны. И случается это в разные времена. Вспомните, как вся страна «лечилась» у телевизионных экранов сеансами Кашпировского и других магов. А повальное увлечение НЛО? Сейчас многие заражены идеей конца света – люди продают квартиры, раздают драгоценности, деньги и т. п.
Поможет ли пояс Богородицы тем, кто «достоится»? Верующим людям, конечно, поможет. Ведь не зря сказано в Библии: «Каждому воздастся по вере его». Так что есть в той очереди и такие, у кого здоровье поправится, у кого-то получится долгожданная беременность. Поймите, ведь чудо – не в прикосновении к волшебному поясу, а психический феномен. Истинно верующий человек сутки стоит, готовится к встрече со святыней, и в момент встречи с ней его организм испытывает небывалую встряску, возбуждение, гормональный взрыв. Запускается иммунитет, высвобождаются резервные скрытее силы организма. Этот выброс и есть чудо. Так что не надо надеяться на чудо важным персонам, которые имеют свободный доступ к святыне и не прикладывают никаких усилий, – у них вероятность исполнения желаний ниже. Ведь, как известно, препятствия усиливают эффект победы.
Александр Пантелеев, независимый политолог, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Саратовского государственного педагогического университета:
ГРАМОТНЫЙ ПИАР-ХОД
– Мощи и прочие святыни были почитаемы в глубокую старину, а один из римских пап даже поставил их изготовление на поток, потом за обладание ими бились разные короли. Артефактов на земле столько, что если соединить все фрагменты и части святынь, которые возят по городам и весям, то их окажется гораздо больше, чем нужно для одного целого. Но большинству верующих для веры в божественное мало духовного проявления, нужна материализация – иконы, ризы, мощи. Как раз такое большинство и стоит в очередях к поясу Богородицы.
Вообще, желание поклоняться религиозным артефактам тем сильнее, чем сильнее в человеке чувство неопределенности, неуверенности в завтрашнем дне. Ведь не зря говорят – человек обращается к Богу, когда ему плохо, когда нет выхода. Может, такое паломничество людей к поясу Богородицы – из того же ряда? В СССР раньше роль бога выполнял коммунизм, люди верили в светлое будущее страны, и это была их святыня. Сейчас многим страшно жить в информационном поле, где все время что-то ломается, взрывается, погибает. И обращаясь к религии, человек ищет надежности, уверенности. Что же касается чиновников (в том числе президента Медведева и премьер-министра Путина), которые тоже активно потянулись приложиться к святыне, то это пиар-ход. Конечно, простые люди будут возмущаться, видя, как ВИП-персоны лезут без очереди, но в сухом остатке будет вот что: чиновники тоже с народом, им это тоже важно. Перед выборами очень даже грамотный ход!
По благословению митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла с 29 октября по 5 ноября в Храме-Памятнике на Крови города Екатеринбурга будет пребывать ковчег с частью Пояса Пресвятой Богородицы из Казанского кафедрального собора города Санкт-Петербурга.
Пояс Пресвятой Богородицы – одна из величайших святынь, связанных с жизнью Пречистой Девы. По преданию Она Сама сплела его из верблюжьей шерсти и носила вплоть до Своего Успения. Наследниками двух вдовиц, получивших Пояс от Богородицы, святыня передавалась из поколения в поколение, а с IV века она находилась в Константинополе, заключенная в золотой ковчег с царской печатью и положенная во Влахернском храме. В X столетии Пояс, уже прославленный чудесами, был разделен на части. Одна из них хранится теперь на Афоне, в Ватопедском монастыре.
В 2011 году Пояс был привезен в Россию. Святыня посетила 14 городов, и ей поклонились более трех миллионов паломников. В 2011 году к 200-летию Казанского кафедрального собора частица Пояса была передана на вечное хранение в Санкт-Петербург, куда ежедневно стекаются сотни паломников для того, чтобы помолиться Божией Матери перед великой святыней. Особую надежду на помощь Богоматери возлагают православные семьи, не имеющие детей. Пречистая избавляет женщин от бесплодия и дарует радость материнства.
Встреча святыни состоится в Храме-Памятнике на Крови 29 октября в 8:30.
Адрес храма: Екатеринбург, ул. Царская, 10.