Пояснения к литургии

© Дудченко А., прот., текст, 2014

© Издательство «ДАРЪ», 2014

© ООО ТД «Белый город», 2015

* * *

О литургии

Божественная литургия – это самое главное богослужение Православной Церкви. Верующие собираются на литургию, чтобы вместе прославить Бога и причаститься Тела и Крови Христовых. Через Причастие мы соединяемся с нашим Спасителем для того, чтобы иметь жизнь вечную, чтобы наша жизнь слилась с жизнью воскресшего из мертвых и победившего смерть Иисуса Христа.

Греческое слово «литургия» взято из обычного повседневного языка. Оно означало всякую общественную обязанность, в которой участвовали все свободные граждане города, будь то возведение моста, снаряжение военного корабля или устроение гимнастических игр. Взяв это слово для обозначения своего богослужения, древние христиане акцентировали внимание на необходимости собрания всех вместе для общей молитвы и священнодействия. Участие в литургии – не только наше высокое право, но и священная обязанность. Первые христиане каждое воскресенье собирались для того, чтобы прославить Воскресшего Иисуса Христа и причаститься Его Тела и Крови.

Священнодействие, совершаемое на литургии, называется греческим словом «Евхаристия», что буквально означает «благодарение». Благодарственная молитва священника, во время которой освящаются хлеб и вино, составляет центральную часть литургии. Это священнодейство называют словом «претворение»: хлеб и вино действием Святого Духа становятся Телом и Кровью Христовыми.

Причащение Тела и Крови Христовых неотъемлемо от веры во Христа. В истории Церкви были времена, когда еще не были развиты богослужебные чины, богословие не углублялось в сложные вопросы вероучения, не созывались Вселенские Соборы и не писались своды церковных правил, однако в истории Церкви никогда не было времени, когда не совершалось бы причащение.

Божественная литургия совершается, как правило, в храме, смысловым центром которого является алтарь. При особых обстоятельствах литургия может быть совершена и в любом подходящем месте, где собраны верующие, однако даже в таком случае необходимы предметы, которые будут использоваться, как престол и жертвенник.

Престол располагается в центре алтаря. В молитвах литургии, которые мы ниже будем рассматривать, престол называется «жертвенником», потому что на нем приносится Богу «бескровная жертва» – хлеб и вино, Тело и Кровь Спасителя. Престол еще называется «трапезой» – то есть обеденным столом, ведь Евхаристия – не что иное, как наше участие в Тайной вечере, которую Господь разделил со Своими учениками.

В передней части престола посередине лежит богато украшенное напрестольное Евангелие – главная богослужебная книга, которую читают за литургией. Евангелие содержит повествования о жизни, проповеди, распятии и воскресении Иисуса Христа, написанные Его учениками-апостолами или с их слов. Под Евангелием в свернутом виде находится антиминс – квадратный плат с частицей мощей святого, подписанный епископом (подробнее об антиминсе мы поговорим, рассматривая его в раскрытом виде). В центре престола – лампада, за ней – дарохранительница. Дарохранительница, как правило, делается в виде небольшого храма, в основании которого есть небольшой ящичек для хранения запасных Даров. Частицы Тела Христова в высушенном виде сохраняются в храме в течение всего года на случай причащения больных в те дни, когда не служится литургия. Во время совершения литургии на престол ставят также свечи, а за престолом зажигают лампады на семисвечнике. Красиво украшенный семисвечник представляет собой символ дерева, райского сада. Семисвечник в богослужебный обиход был введен еще в Ветхом Завете, в Иерусалимском храме.

В левой части алтаря находится еще один столик, именуемый жертвенником, а в богослужебных книгах – «предложением». Здесь готовятся дары для совершения литургии: особым образом вынимаются частицы из просфор, поминаются живые и усопшие. Перед началом литургии на жертвеннике стоят приготовленные богослужебные сосуды: дискос и чаша. Кроме того, на жертвеннике находится лжица – металлическая ложечка для причащения мирян и разного размера копия – двусторонние заточенные в виде лезвия копья ножи для вырезания частиц из просфор. Первое причащение Тела и Крови Христовых было совершено на Тайной вечере. Вот как описывает это евангелист Лука (22, 7–20, при цитировании книг Библии первая цифра означает номер главы, цифры после запятой – номера стихов):

Настал же день опресноков, когда надлежало закалать пасхального агнца; и Он (Иисус) послал Петра и Иоанна, сказав: пойдите, приготовьте нам пасху, чтобы нам вкусить ее. Они же сказали Ему: где велишь нам приготовить? И Он сказал им: вот, когда будете входить в город, встретится вам человек с кувшином воды; последуйте за ним в дом, куда он войдет; и скажете хозяину дома: «говорит тебе Учитель: где комната, в которой Я вкусил бы пасху с учениками Моими?» И он вам покажет горницу большую, убранную; там приготовьте. Они пошли и нашли, как Он указал им, и приготовили пасху. И когда настал час, Он возлег, и апостолы с Ним. И Он сказал им: великим желанием возжелал Я вкусить эту пасху вместе с вами прежде Моего страдания: ибо, говорю вам, не буду вкушать ее, доколе не исполнится она в Царстве Божием. И взяв чашу, возблагодарив, сказал: возьмите ее и разделите между собою, ибо говорю вам, что не буду пить отныне от плода лозы виноградной, доколе Царство Божие не придет. И взяв хлеб, возблагодарив, преломил и дал им, говоря: это есть тело Мое, за вас отдаваемое. Делайте это в воспоминание о Мне. Также и чашу после вечери, говоря: эта чаша есть новый завет в крови Моей, за вас изливаемой.

О том, что причащение необходимо каждому верующему, Спаситель говорил во время Своей земной жизни еще задолго до Тайной вечери. Эти слова приводит евангелист Иоанн (Ин. 6, 35, 51, 53–56):

Сказал Иисус: Я – хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда… Я хлеб живой, с неба сошедший: если кто вкусит от этого хлеба, жив будет вовек, и хлеб, который Я дам, есть плоть Моя, которую Я дам за жизнь мира… Истинно, истинно говорю вам: если вы не едите плоти Сына Человеческого и не пьете Его крови, не имеете жизни в себе. Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо плоть Моя есть истинная пища, и кровь Моя есть истинное питие. Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь во Мне пребывает, и Я в нем.

Божественная литургия, несмотря на развитие ее богослужебного чина, формы и структуры, по сути, всегда остается одной и той же – участием христиан в вечере Господней. И в наше время верующие причащаются тех же самых Тела и Крови Христовых, что и апостолы, потому что Сам Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же (Евр. 13, 8).

С первых дней существования Церкви апостолы собирались вместе в «первый день недели», который теперь мы называем воскресеньем, – когда Иисус Христос воскрес из мертвых, – чтобы в память о Его воскресении совершить трапезу, которую Он заповедовал совершать. Эту трапезу, за которой происходило причащение Тела и Крови Господних, в апостольские времена называли «преломлением хлеба», или «вечерей Господней».

В первой христианской общине верующие постоянно пребывали в учении апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах… преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселье и простоте сердца (Деян. 2, 42, 46).

Однако мы не знаем подробностей того, каким именно был порядок службы и причащения в апостольские времена. В то время молитвы еще не записывались. На основании книги Деяний апостольских мы можем узнать главные элементы литургии того времени: собрание всех вместе, учение, молитва и преломление хлеба.

Со второго века чин «вечери Господней» начинает усложняться. В нем уже можно выделить основные черты более поздних чинов. Вот как описывает литургию второго века святой Иустин Философ: «В так называемый день солнца бывает у нас собрание в одно место всех живущих по городам или селам; и читаются, сколько позволяет время, сказания апостолов или писания пророков. Потом, когда чтец перестанет, предстоятель посредством слова делает наставление и увещание подражать тем прекрасным вещам. Затем все вообще встаем и воссылаем молитвы. Когда же окончим молитву, тогда… приносится хлеб, и вино, и вода; и предстоятель также воссылает молитвы и благодарения, сколько он может. Народ выражает свое согласие словом аминь, и бывает раздаяние каждому и приобщение даров, над которыми совершено благодарение…» (Первая апология, 67).

В этом описании мы уже видим основную структуру литургии: 1) собрание всех вместе, 2) чтение Писания, 3) проповедь, 4) общие молитвы, 5) принесение хлеба и вина, смешанного с водой, 6) благодарственная молитва предстоятеля, 7) причащение. В дальнейшем эта структура будет развиваться и усложняться, но ни один из этих элементов не исчезнет.

Православная Церковь в настоящее время использует два чина литургии: святителя Василия Великого и святителя Иоанна Златоуста. Кроме этого, по средам и пятницам и в некоторые особые дни Великого поста совершается литургия Преждеосвященных Даров, за которой верующие причащаются святыми Дарами, освященными в предыдущий воскресный день.

Непосредственно перу святых Василия Великого и Иоанна Златоуста принадлежат не все слова в современных чинах литургии, носящих их имена. Во-первых, они были не столько авторами в современном смысле этого слова, сколько редакторами основной молитвы литургии – анафоры. Святители работали с материалом, который существовал в их время: уточняя, добавляя, добиваясь красоты и гармонии. Кроме того, отредактированные ими чины литургии впоследствии также развивались.

Древняя Церковь знала разнообразие литургических чинов. Различных литургий было гораздо больше, чем сегодня. Так, мы знаем о существовании чинов литургии апостола Иакова, апостола Марка, святителей Григория Богослова, Амвросия Медиоланского, Григория, просветителя Армении, Кирилла Александрийского и проч. Из всего прежнего многообразия сегодня кое-где совершается лишь литургия апостола Иакова в день его памяти (23 октября).

Проскомидия

Придя в храм перед началом литургии, верующие слышат чтение псалмов и молитв. Это читают часы – небольшие по длительности службы суточного круга богослужения. В то же самое время в алтаре за закрытой завесой тихо совершается приготовление хлеба и вина для литургии и чтение записок о живых и усопших. Это – так называемая проскомидия, подготовительная часть литургии. До того как священник или диакон произнесет первый возглас литургии, верующие собираются в церковь. Необходимость собрания всех в одно место видна уже из самого слова «литургия» – общее дело. Собрание христиан вместе для молитвы – первое и необходимое условие для совершения литургии. На это же указывает и наименование возглавляющего литургию епископа или священника предстоятелем. Епископ или священник, стоящий у престола, совершает службу вместе со всеми предстоящими в храме, вознося молитвы не от себя лично, но от всего собрания верующих. Строго говоря, Евхаристию совершает вся община, поскольку каждый верующий не только присутствует в храме, но участвует в общих молитвах. Община и предстоятель сослужат друг другу: это выражается, в частности, в структуре церковных молитв в форме диалога. Почти все молитвы литургии произносятся от лица всего собрания и заканчиваются словом «Аминь».

В древности, собираясь в храм, верующие приносили свои дары – хлеб и вино, а также елей, воск и ладан – то, что необходимо для богослужения. Часть приношений шла к общему столу, для обеда, другая часть отделялась для совершения Таинства. Церковь строго следила за тем, чтобы приношения принимались только от верных христиан, т. е. от крещеных и не отпавших от Церкви – не от тех, кто только готовится принять Крещение, и не от еретиков. Таким образом, Церковь строго охраняла Таинство Евхаристии от тех, кто не мог причащаться.

Современный чин проскомидии состоит из приготовления Даров для Евхаристии и поминовения живых и усопших. В Русской Православной Церкви проскомидия совершается на пяти просфорах: из первой вырезается агнец, который будет освящен в Тело Христово, из второй вынимается частица в память Божией Матери, из третьей – девять частиц о различных чинах святых, составляющих Церковь небесную, из четвертой – о живых, из пятой – об усопших.

На печатях четырех просфор изображается крест, а на богородичной – монограмма MP ΘY (Матерь Божия). У греков используется одна большая просфора с пятью печатями, соответствующими каждой из пяти наших просфор.

Перед началом проскомидии священник читает тропарь Великой Пятницы, вспоминая крестные страдания и смерть Господа нашего Иисуса Христа:

Искупил ны еси от клятвы законныя честною Твоею Кровию, на Кресте пригвоздися и копием прободся, безсмертие источил еси человеком, Спасе наш, слава Тебе.

ПЕРЕВОД:

Искупил Ты нас от проклятия закона драгоценною Своею Кровию: ко Кресту пригвожденный и копьем пронзенный, Ты людям источил бессмертие. Спаситель наш, слава Тебе!

Взяв первую просфору, священник трижды делает копием над печатью просфоры крестное знамение, произнося: «В воспоминание Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа», после чего вырезает агнец кубической формы, произнося стихи из пророчества Исаии (Ис. 53, 7–8):

как овца, веден был Он на заклание,

и как агнец пред стригущим его безгласен,

так Он не отверзал уст Своих.

От уз и суда Он был взят;

но род Его кто изъяснит?

ибо Он отторгнут от земли живых.

Эти слова указывают, что Евхаристия есть наше приобщение Крестной жертве Спасителя – невинного Агнца, принявшего смерть за грехи всего мира.

Далее священник произносит: «Приносится в жертву агнец Божий, берущий на Себя грехи мира ради жизни и спасения мира», – и разрезает нижнюю часть агнца крестовидно, но не до конца, чтобы агнец не разделился на части. Затем копием пронзается правая часть агнца в память прободения ребра Христова, при чтении слов из Евангелия от Иоанна (Ин. 19, 34–35): один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекли кровь и вода. И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его. Таким образом, приготовленный агнец есть образ, или икона, Христа. В Чашу вливается вино, смешанное с водой. Вино разбавляется водой по той причине, что именно так – разбавленным – всегда употребляли вино в древнем Израиле, а также и в греко-римской культуре, бытовавшей в землях, где апостолы проповедовали веру во Христа. Пить неразбавленное вино считалось дурным тоном, так поступали лишь злоупотребляющие им. Впоследствии толкователи литургии стали обращать внимание на то, что разбавление вина водой может означать и символ Крестной смерти Спасителя, когда из Его ребра, пронзенного копьем римского воина, вытекли кровь и вода.

Приготовив хлеб и вино для Таинства, священник совершает поминовение всех живых и усопших, составляющих Церковь Христову, начиная со святых. Из второй просфоры, на печати которой изображена монограмма Пресвятой Богородицы, вынимается частица в память Девы Марии. Священник при этом произносит:

В честь и память преблагословенныя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, Еяже молитвами приими, Господи, жертву сию в пренебесный Твой жертвенник.

ПЕРЕВОД:

В честь и память преблагословенной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, по молитвам Которой прими, Господи, эту жертву на превышающий небеса Твой жертвенник.

В Викиданных есть лексема обедня (L135341).

Морфологические и синтаксические свойстваПравить

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. обе́дня обе́дни
Р. обе́дни обе́ден
Д. обе́дне обе́дням
В. обе́дню обе́дни
Тв. обе́дней
обе́днею
обе́днями
Пр. обе́дне обе́днях

о·бе́д-ня

Существительное, неодушевлённое, женский род, 1-е склонение (тип склонения 2*a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -обед-; суффикс: -н; окончание: -я .

ПроизношениеПравить

  • МФА: ед. ч. , мн. ч.

Семантические свойстваПравить

ЗначениеПравить

  1. церк., разг. русское народное название литургии; церковная служба у христиан, совершаемая в первую половину дня, то есть до обеда ◆ В праздник, до начала торга, в слободе, где нанимаются косари и гребцы, в церкви обыкновенно служится обедня, и все чинно стоят и молятся, слушая отца Прокопа или отца Дороша. Г. П. Данилевский, «Беглые в Новороссии», 1862 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ По окончании обедни, пили чай под навесом у церкви. Е. И. Чириков, «Путевой журнал», 1849-1852 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)

СинонимыПравить

  1. литургия, частично: месса

АнтонимыПравить

ГиперонимыПравить

  1. богослужение

ГипонимыПравить

    Родственные словаПравить

    ЭтимологияПравить

    Фразеологизмы и устойчивые сочетанияПравить

  • испортить всю обедню

ПереводПравить

Список переводов

  • Украинскийuk: обідня

БиблиографияПравить

    Для улучшения этой статьи желательно:

    • Добавить все семантические связи (отсутствие можно указать прочерком, а неизвестность — символом вопроса)

    В наш мир, в котором так много зла и несправедливости, две тысячи лет назад пришел Бог и стал Человеком. Он пришел, чтобы спасти нас от зла, от одиночества, от смерти души. Когда после Его крестной смерти Его ученики собирались вместе, Он, воскреснув из мертвых, приходил к ним, беседовал и, даже, ел с ними. Он продолжает приходить к нам в наши дни, когда мы собираемся вместе на Божественную Литургию.

    Божественная Литургия (от греч. – «общее дело») – это главное из общественных богослужений, во время которого совершается Великое Таинство Церкви – Таинство Причащения или Евхаристия (от греч. – «благодарение»). Участвуя в этом Таинстве, христиане благодарят Бога за дар жизни, за прощение грехов, за все радости и скорби, ниспосылаемые Промыслом Божиим. Первую Литургию совершил Господь наш Иисус Христос в Сионской горнице на Тайной Вечере, и каждая Литургия является таинственным продолжением этого события. Верующие собираются в храм для того, чтобы вместе «едиными устами и единым сердцем» прославить Бога и причаститься Святых Христовых Таин. Перед началом литургии, священник и диакон совершают пред Царскими Вратами входные молитвы. Затем, попросив друг у друга и у народа прощение, они входят в св. Алтарь и прикладываются к св. Престолу, Евангелию и Кресту. После этого, они облачаются в святые ризы со чтением соответствующих молитв. В Литургии можно выделить три основные части:

    I. ПРОСКОМИДИЯ
    (от греч. – «принесение», «подношение»)
    Во время этой части приготовляются литургический хлеб (просфоры) и вино для Евхаристии; поминаются имена Богородицы, святых и христиан (живых и усопших), за которых священник в Алтаре на жертвеннике вынимает частицы из просфор. Поэтому каждый, кто присутствует в храме в это время, должен подавать поминовение о здравии и о упокоении своих православных родных и близких.
    • В храме обычно в это время чтец читает особое молитвословие – Часы (3-й и 6-й час), а также последование ко Св. Причащению. Во время чтения Часов мы призваны вспоминать о суде над Христом у Пилата, о Его поругании и избиении, о том, как Он был веден на Голгофу, как Он был распят на Кресте, как сделалась тьма по всей земле (Лк. 23, 44), и т.д.
    • Перед началом Литургии священник или диакон с кадилом совершают каждение Алтаря, церковнослужителей и всех молящихся в храме. Кадильный дым – символизирует действие Святого Духа, наполняющего храм Божией благодатью, освящая верующих.

    II. ЛИТУРГИЯ ОГЛАШЕННЫХ
    На этой части Литургии могут присутствовать оглашенные, т.е. те люди, которые готовятся к принятию Святого Крещения и получают наставление (оглашение) в христианской вере.
    • Диакон: «Бла́гослови, влады́ко».
    Литургия начинается возгласом иерея, прославляющего Царство Святой Троицы – Царство мира, правды и Света, которое Христос принёс на землю: «Благослове́нно Ца́рство Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в.». Славословие – высшая форма молитвы, в которой человек как бы забывает самого себя и устремляет все силы своей души к восхвалению, прославлению Творца. Услышав произнесенное священником начальное благословение, церковная община, от имени которой выступает хор, присоединяется к прославлению Царства Божия пением «Ами́нь», что означает «истинно так».
    • Диакон (или священник) возглашает ми́рную или великую ектению́ (от греч. – «протяжное моление»), призывая всех христиан в мире с Богом и ближними совершать молитву о спасении душ, о мире, о Церкви, о храме, о молящихся, о Патриархе, о правящем архиерее, о священнослужителях, о церковнослужителях, об Отечестве, о властях, о воинстве, о всех верующих, о плодородии земли, о путешествующих, о страдающих, о плененных, об избавлении от скорбей и всецелом вверении себя, своей жизни Богу – всего 11 прошений. Мирная ектения заканчивается возгласом иерея:
    «Я́ко подоба́ет Тебе́ вся́кая сла́ва честь и поклоне́ние, Отцу́ и Сыну и Свято́му Ду́ху, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в». Хор: «Ами́нь».
    • Далее хор поет 1-ый антифон (от греч. – «вторящий»): «Благослови́, душе́ моя́, Го́спода…» – это избранные стихи 102 псалма. Первый антифон призывает верующих к внутреннему сердечному прославлению Бога, по слову святого апостола Павла, заповедовавшего христианам сердцем веровать в правду Божию, а устами исповедовать Бога во свое спасение.
    Диакон совершает малую ектению: «Па́ки и па́ки (еще и еще) ми́ром Го́споду помо́лимся…».
    Иерей: «Я́ко Твоя́ держа́ва, и Твое́ есть Ца́рство, и си́ла, и сла́ва, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в». Хор: «Ами́нь».
    • Затем хор поет 2-ой антифон: «Хвали́ душе́ моя́ Го́спода …» (145 псалом).
    Во втором антифоне христиане призываются исповедовать Бога не только устами, но и всей своей жизнью. И надеяться только на Бога, а не на людей, даже обладающих властью и богатством. Этот антифон заканчивается песнопением Иисусу Христу «Единородный Сыне…», в котором мы просим Христа спасти нас. В нем также раскрывается учение о Спасителе, как о Боге воплотившемся от Девы Марии и о спасении рода человеческого через Его искупительную смерть на Кресте и Воскресение.
    Диакон: «Па́ки и па́ки ми́ром Господу помо́лимся…».
    Иерей: «Я́ко Благ и Человеколю́бец Бог еси́, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем: Отцу́, и Сы́ну, и Свято́му Ду́ху, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в». Хор: «Ами́нь».
    • Во время пения третьего антифона «во Ца́рствии Твое́м, помяни́ нас Го́споди…» – 9-ти Заповедей блаженств, преподанных Иисусом Христом в Нагорной проповеди (Мф. 5:1- 7:29; Лк. 6:12-41), совершается Ма́лый Вход с Евангелием, который символизирует выход Христа Спасителя на проповедь о Царствии Божием и о Покаянии. Свещеносец со свечой, идя перед диаконом, знаменует свет Новозаветной благодати. Евангелие, которое несет диакон, означает Христа Спасителя, священник являет образ святых апостолов. В Царских вратах диакон совершает Евангелием знак Креста и входит в Алтарь. Этим символизируется, что через крестные страдания Спасителя всем верующим открывается вход в Царствие Небесное. А возглас диакона «Прему́дрость, про́сти» – это призыв к верующим внимать премудрости Божией, стоя благоговейно.
    Если воскресный день, то хор поет: «Прииди́те, поклони́мся и припаде́м ко Христу́. Спа́си ны, Сы́не Бо́жий, воскресы́й из ме́ртвых, пою́щия ти́ : Аллилу́йя». Если Богородичный праздник, то вместо «Воскресы́й из ме́ртвых» поют «Моли́твами Богоро́дицы». Если память святого, то – «Во святы́х ди́вен Сый».
    • Далее хором, попеременно с духовенством, поются тропари и кондаки, в которых отражается смысл праздника данного воскресного дня или память святого.
    Диакон:»Го́споду помо́лимся».
    Иерей: «Я́ко свя́т еси, Бо́же наш, и Те́бе сла́ву возсыла́ем, Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Духу́, ны́не и при́сно».
    Диакон попеременно с хором: «Го́споди, спаси́ благочести́выя…»; «…И услы́ши ны́ «.
    Диакон: «…И во ве́ки веко́в».
    Хор: «Ами́нь».
    Хор поет: «Святый Бо́же, Святы́й Кре́пкий, Святы́й Безсме́ртный, поми́луй на́с». (3 раза).
    Эта молитва называется Трисвятое, и представляет собой ангельское пение (славословие) Серафимов перед Престолом Господа Саваофа в видении пророка Исайи (Ис. 6:3) с наименованием лиц Пресвятой Троицы и с прошением о помиловании нас, грешных. Во время пения Трисвятого, священник в Алтаре становится на Горнем месте, за Престолом, лицом к народу. (Это означает завершение спасения Христом Спасителем всего рода человеческого и восшествие Его в Царствие Небесное к Богу Отцу). Затем совершается чтение отрывков из Апостола и Евангелия.
    • Чтение книги Апо́стол напоминает нам о проповеди святых апостолов. К внимательному чтению Апостола верующие приготовляются возгласами: «Во́нмем» (будем внимать!).
    • Чтение Ева́нгелия – проповедь Самого Христа. В некоторых храмах после чтения Евангелия священник произносит проповедь.
    • После Евангелия и проповеди диаконом совершается сугу́бая (усиленная) ектения́ о здравии и спасении всех верующих с возгласом иерея: «Я́ко Ми́лостив и Человеколю́бец Бог еси́, и Тебе сла́ву возсыла́ем, Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Духу́, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в». Хор: «Ами́нь».
    • Затем произносится заупоко́йная ектения́ с возгласом — «Я́ко Ты еси́ Воскресе́ние и Живо́т (жизнь), и поко́й усо́пших ра́б Твои́х (имена), Христе́ Бо́же на́ш, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем, со Безнача́льным Твои́м Отце́м и Пресвяты́м и Благи́м и Животворя́щим Твои́м Духом, ны́не и при́сно и во ве́ки ве́ков». Хор: «Ами́нь», на которой мы поминаем усопших православных христиан.
    После следуют три екте́нии: первая – об оглаше́нных, т.е. о тех, кто готовится к Таинству Крещения (иногда она опускается). Следующие две – о верных, т.е. о верующих, принявших Крещение. По окончании третьей ектении иерей произносит возглас: «Я́ко да под держа́вою Твое́ю всегда́ храни́ми, Тебе сла́ву возсыла́ем, Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Духу́, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в».
    Хор поёт протяжное: «Ами́нь».

    III. ЛИТУРГИЯ ВЕРНЫХ
    Так называется третья часть Литургии, потому что на ней могут присутствовать только верные, т.е. крещеные и воцерковленные. После повеления оглашенным удалиться из Храма – «Ели́цы (от греч. – «те, которые») оглаше́ннии изыди́те…», поется Херувимская песнь. Это песнопение призывает верующих оставить всякие мысли о житейских проблемах и уподобиться Херувимам, которые находятся близ Бога на Небе, воспевая вместе с ними Трисвятую песнь. Во время пения в Алтаре иерей произносит: «И́же Херуви́мы та́йно образу́юще и Животворя́щей Тро́ице Трисвяту́ю песнь припева́юще, вся́кое ны́не жите́йское отложи́м попече́ние.».
    Диакон: «Я́ко да Ца́ря всех поды́мем, а́нгельскими неви́димо дориноси́ма чи́нми. Аллилу́иа, аллилу́иа, аллилу́иа.».
    По-русски: «Мы, таинственно уподобляясь Херувимам и воспевая Трисвятую песнь Троице, дающей жизнь, оставим теперь заботу о всем житейском, чтобы нам прославить Царя всех, Которого невидимо ангельские чины торжественно прославляют. Хвала Богу». (3 раза).
    • После исполнения хором слов: «Вся́кое ны́не жите́йское отложи́м попече́ние …» священник и диакон торжественно выносят св. Чашу и Дискос (от греч. – «круглое блюдо») с приготовленными для Евхаристии вином и хлебом из северных дверей Алтаря. Остановившись на солее, лицом к народу духовенство возглашает молитву о священноначалии и о всех, кого мы особенно поминаем: братию храма, прихожан, болящих, певчих, благотворителей, и т.д. Затем через Царские врата духовенство входит в Алтарь и поставляет св. Чашу и Дискос на св. Престол. Великий вход знаменует собой торжественное шествие Иисуса Христа на вольные страдания и крестную смерть. Хор заканчивает Херувимскую песнь словами «Я́ко да Царя́ всех поды́мем …».
    • После «Херувимской» диакон произносит просительную ектению «Испо́лним моли́тву на́шу Го́сподеви…», которая заканчивается возгласом иерея: «Щедро́тами Единоро́днаго Сы́на Твоего́ , с Ни́мже благослове́н еси́ , со Пресвяты́м и Благи́м и Животворя́щим Твои́м Ду́хом, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в …».
    Хор: «Ами́нь».
    Иерей: «Мир всем». Хор: «И ду́хови твоему́».
    Диакон: «Возлю́бим друг дру́га, да единомы́слием испове́мы».
    Хор: «Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, Тро́ицу Единосу́щную и Неразде́льную».
    В это время в Алтаре священники целуют покрытые Возду́хом Священные Сосуды и друг друга в плечи со словами: «Христо́с посреде́ нас — е́сть и бу́дет». Это же действо могут совершать стоящие рядом в храме верующие, как это было принято в Древней Церкви. После возгласа диакона: «Две́ри, две́ри, прему́дростию во́нмем» — начинается пение наизусть «Символа веры» всеми прихожанами стоящими в храме. Этот возглас диакона может пониматься как призыв затворить двери своего сердца для всего постороннего, суетного, греховного, и всецело сосредоточиться на предстоящем священнодействии, чтобы проникнуться высшей мудрости во время совершения Таинства Жертвы Христовой за нас, недостойных.
    • В Символ веры входят 12 главных догматов или Божественных Истин о Православной вере, которые были утверждены Святыми Отцами на I-ом Вселенском Соборе в Никее (325 г.) и II-ом – в Царьграде (381 г.). Православная Церковь сохранила их в чистоте от ересей и до наших дней.
    • Далее наступает главная часть Литургии – Евхаристический канон, на котором совершается Святое Таинство Евхаристии – преложение хлеба и вина в Истинное Тело и Истинную Кровь Господа нашего Иисуса Христа.
    Диакон: «ста́нем до́бре, ста́нем со стра́хом, во́нмем, свя́тое возноше́ние в ми́ре приноси́ти» (т.е., наступило время Таинства к которому надлежит приступать с умиротворенным сердцем).
    Хор: «Ми́лость ми́ра, же́ртву хвале́ния» (т.е. будем приносить жертву, которая примирила бы нас с Богом, а мы Его благодарим делами любви и милосердия).
    Иерей (обращаясь к народу): «Благода́ть Го́спода на́шего Иису́са Христа́, и любы́ (любовь) Бо́га и Отца́, и прича́стие (общение) Свята́го Ду́ха, бу́ди со все́ми ва́ми». Это пожелание верующим ныне удостоиться спасительной силы Христовой, любви Отца Небесного и очищения от Св.Духа.
    Хор: «И со ду́хом твои́м».
    Иерей: «Горе́ (к Богу) име́им сердца́».
    Хор: «И́мамы ко Го́споду (мы отдаем всего себя Господу)».
    Иерей: «Благодари́м Го́спода».
    Хор: «Досто́йно и пра́ведно есть поклоня́тися Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, Тро́ице Единосу́щней и Неразде́льней».
    В Алтаре при этом тайно священником произносятся евхаристические (благодарственные) молитвы Богу за сотворение и искупление человеков, за Его великие милости и терпение к нам, грешным.
    Иерей: «Побе́дную песнь пою́ще, вопию́ще, взыва́юще и глаго́люще». По возгласе священника хор поет: «Свят, свят, свят Господь Саваоф…».
    Эти слова напоминают видение зрителя неизреченных Божиих Таин апостола Иоанна Богослова, видевшего у Престола Божия четырех животных подобных орлу, тельцу, льву и человеку, которые «ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: «свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, который был, есть и грядет» (Откр. 4.6-8.) Звучит торжественная песнь: «Свят, свят, свят Госпо́дь Савао́ф, испо́лнь не́бо и земля́ сла́вы Твоея́; оса́нна (евр. – спаси, помоги Бог) в вы́шних (в Небесах), благослове́н Гряды́й (Идущий) во и́мя (во славу) Госпо́дне, оса́нна в вы́шних». Словами 2-ой части этого песнопения встречали Господа при Входе Его на осле в Иерусалим.
    Иерей во время пения совершает тайные молитвы, затем, указуя на Дискос, возглашает:
    «Приими́те яди́те сие́ (это) есть Те́ло Мое́, е́же (которое) за вы (за вас) ломи́мое (преломляемое) во оставле́ние (прощение) грехо́в». Хор: «Ами́нь».
    Иерей, указуя на Чашу, возглашает: «Пи́йте от нея́ вси, сия́ (это) есть Кровь Моя́ Но́ваго Заве́та, я́же (которая) за вы (вас) и за мно́гия (за многих людей) излива́емая, во оставле́ние грехо́в».
    Хор: «Ами́нь».
    Иерей возглашает: «Твоя́ от Твои́х, Тебе́ принося́ще, о всех и за вся». (т.е. Твои Дары, Боже, приносятся Твоими слугами, как умилостивительная от всех нас и благодарственная жерта, за всë Тобою соделанное для искупления наших грехов и нашего спасения). И совершает возношение Дискоса и Чаши.
    • Во время пения хором: «Тебе́ пое́м, Тебе́ благословим, Тебе́ благодари́м, Го́споди, и мо́лим Ти ся, Бо́же наш», каждый из нас призван вспомнить: — бесчисленные милости, которые во изобилии мы получаем из рук Божиих в течении всей своей жизни; — Его чудное милосердие к нам и Его долготерпение нас, почти всегда маловерных, непостоянных и неблагодарных; — Его непоколебимую любовь к нам непослушным, оскорбляющим Его словом, делом помышлением; — предающим Его своей неверностью, своими бесчисленными явными и тайными грехами; — всегда ищущими повод, чтобы отказаться от Его приглашения разделить с Ним божественную трапезу в таинстве святой Евхаристии. Поэтому покрытые стыдом и раскаянием на коленях воскликнем мысленно: «Тебе воспеваем. Тебя благодарим, Господи, — молимся Тебе, Боже наш».
    Иерей в это время у Престола совершает эпиклезу (от греч. – «призывание»), т.е. молитву о снисхождении Святого Духа на предложенные Дары и на предстоящих людей, чтобы Он освятил их.
    • Затем иерей с воздетыми руками в полголоса читает молитву: «Го́споди, И́же Пресвята́го Твоего́ Ду́ха в тре́тий час апо́столом Твои́м ниспосла́вый, Того́, Благи́й, не отыми́ от нас, но обнови́ нас, молящих Ти ся́» (3 раза). А диакон произносит 12-й и 13-й стихи 50-го покаянного псалма: «се́рдце чи́сто сози́жди во мне, Бо́же, и дух прав обнови́ во утро́бе мое́й»; «не отве́ржи мене́ от лица́ Твоего́, и Ду́ха Твоего́ Свята́го не отыми́ от мене́».
    В заключение иерей производит тайносовершительные священнодействия, в результате которых Святым Духом Хлеб на Дискосе претворяется в Тело Христово, а Вино – в Кровь Христову. Все в Алтаре совершают перед Святыми Дарами земной поклон как Самому Царю и Богу. Это самый важный момент Литургии. В храме все молящиеся при этом пении становятся на колени.
    • Завершается Евхаристический канон возгласом иерея: «Изря́дно (особенно) о Пресвяте́й, Пречи́стей, Преблагослове́нней, Сла́вней Влады́чице на́шей Богоро́дице и Присноде́ве Мари́и» и пением хором хвалебной песни Богородице «Досто́йно е́сть я́ко вои́стину блажи́ти Тя, Богоро́дицу, присноблаже́нную и пренепоро́чную и Ма́терь Бо́га на́шего. Честне́йшую Херуви́м и Славне́йшую без сравне́ния Серафи́м, без истле́ния Бо́га Сло́ва ро́ждшую, су́щую Богоро́дицу, Тя велича́ем». (Все в храме поднимаются с колен). А священник обращается к святым данного богослужебного дня по месяцеслову, и молится о живых и усопших христианах и о многих других благодеяниях Божиих.
    • После возгласов иерея: «В пе́рвых помяни́, Го́споди…»; «И даждь нам еди́неми усты́ и еди́нем се́рдцем…»; «И да бу́дут ми́лости вели́каго Бо́га и Спа́са на́шего Иису́са Христа́ со все́ми ва́ми» – диакон совершает просительную ектению «Вся святы́я помяну́вше…», «о принесе́нных и освяще́нных Честны́х Даре́х Го́споду помо́лимся…». На Литургии мы участвуем в теснейшем общении со всеми святыми, поэтому снова поминаем их как наших ближайших ходатаев перед Богом и особо молимся об освященных Дарах.
    • После возгласа иерея: «И сподо́би нас, Влады́ко, со дерзнове́нием, неосужде́нно сме́ти призыва́ти Тебе́, Небе́снаго Бо́га Отца́ , и глаго́лати…» диакон с народом поет молитву Господню «Отче наш…». Эту молитву каждый христианин должен не только знать наизусть, но и понимать, о чем в ней говорится. Заканчивается пение возгласом иерея: «Я́ко Твое́ есть Ца́рство, и си́ла, и сла́ва Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в». Хор: «Ами́нь».
    Иерей: «Мир всем».
    Хор: «И́ ду́хови твоему́ «.
    Диакон: «Главы́ ва́ша Го́сподеви приклони́те». Хор: «Тебе́ Го́споди».
    Иерей: «Благода́тию и Щедро́тами и Человеколю́бием Единоро́днаго Сы́на Твоего́ , с Ни́мже благослове́н еси́, со Пресвяты́м и Благи́м и Животворя́щим Твои́м Ду́хом, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в».
    Хор протяжно: «Ами́нь».
    Диакон протяжно: «Во́нмем». Царские врата закрываются.
    • Иерей в Алтаре, вознося Святой Агнец, возглашает «Свята́я святы́м». Этот возглас означает, что Святое Причастие предназначено для тех христиан, которые стремятся к духовному совершенству и ревнуют о своем Богоугождении, преображении и спасении своей души. В Алтаре после этого совершаются молитвословия и священнодействия к причащению духовенства и народа.
    В это время хор поет праздничные песнопения, после чего читаются молитвы ко Святому Причащению.
    • Затем царские врата отверзаются, диакон возглашает «Со стра́хом Бо́жиим и ве́рою приступи́те!» и выносит Чашу со Святыми Дарами, а иерей произносит молитву святителя Иоанна Златоустаго: «Ве́рую, Го́споди, и испове́дую, я́ко Ты еси́ вои́стинну Христо́с, Сын Бо́га Жива́го…» (эту молитву должен знать наизусть каждый причастник). К причастию Святых Христовых Таин поочередно подходят сначала дети, затем мужчины, и после них женщины, а весь народ поет: «Те́ло Христо́во приими́те, / Исто́чника безсме́ртнаго вкуси́те».
    • После Причащения частицы, вынимавшиеся из просфор на Проскомидии иерей на Престоле с дискоса погружает в святую Чашу со словами: «Отмы́й, Го́споди, грехи́ помина́вшихся зде Кро́вию Твое́ю Честно́ю, моли́твами святы́х Твои́х». По Дару Христову и по Вере Святой Церкви многие грехи живых и усопших прощаются любящим нас Спасителем. Однако, для здравствующих христиан эта Благодать Христова не может заменить личное покаяние (Таинство Исповеди).
    • После этого иерей благословляет народ воз- гласом: «Спаси́, Бо́же, лю́ди Твоя́ , и благослови́ достоя́ние Твое́». Затем он, держа в руках Чашу со Святыми Дарами возглашает в Царских вратах: «всегда́, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в» и относит Святые Дары на Жертвенник со словами: «Вознесы́йся на небеса́, Бо́же, и по всей земли́ сла́ва Твоя́». Этим мы воспоминаем Вознесение Господа Иисуса Христа в Небесное Царство, Его всегдашнее пребывание с верующими на земле в Таинствах Церкви и будущее Его Второе славное Пришествие. Хор поет: «Ви́дехом свет и́стинный, прия́хом Ду́ха Небе́снаго…», а также «Да испо́лнятся уста́ на́ша хвале́ния Твоего́ Го́споди…».
    • В конце Литургии диакон возглашает благодарственную ектению за полученное Причастие Тела и Крови Христовых «Про́сти прии́мше…». Эта ектения заканчивается возгласом иерея: «Я́ко Ты еси́ освяще́ние наше, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем, Отцу́, и Сы́ну, и Свято́му Ду́ху, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в» и заамвонной молитвой: «Благословля́яй благословя́щия Тя, Го́споди, и освящаяй на Тя упова́ющия, спаси́ лю́ди Твоя́ и благослови́ достоя́ние Твое́ …».
    • После отпуста Литургии, на котором иереем поминаются, Господь наш Иисус Христос, Пресвятая Богородица, святые храма и святые дня, хор поет многолетие и произносится проповедь. Затем все верующие прикладываются к кресту, а причастники слушают благодарственные молитвы по Святом Причащении и расходятся по своим домам, стараясь не растерять в суетных делах полученную благодать Божию, употребляя оставшиеся время дня на совершение добрых дел и пребывание с Богом в молитве.

    В заключении следует отметить, что все изложенное в данном издании является лишь видимой и слышимой формой Литургии. Многое сокрыто от молящихся, особенно, в части тайных молитвословий и священнодействий, совершаемых священником в Алтаре у св. Жертвенника и у св. Престола. Все эти молитвословия благодатно связаны в одну ликующую и благодарственную песнь Христу-Спасителю. И для верующего христианина Литургия протекает «на одном дыхании», поскольку он ощущает себя уже не на земле, а в радостном Царстве Небесном! Литургия роднит нас со Христом и соединяет с нашим Небесным Отечеством. И, если мы через Литургию полюбим Его здесь, на земле, то обретем Его и в Вечности. В завершении необходимо отметить, что Литургия является неотъемлемой частью Всенощного бдения, которое пропускать нельзя, особенно тем, кто желает причаститься Святых Христовых Тайн.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *