Праведный

наших идеалов – это еще одно поле деятельности, где мы можем проявить храбрость и заслужить одоб- рение Бога, в Которого мы верим. В трудные моменты люди не должны опускать голову, отрываться от своей пристани, увлекшись разными иллюзорными теориями, предлагающими панацею от всех наших бед. В наши времена от молодежи требуется быть смелыми, чтобы поддерживать высокие нравственные стандарты. Именно в этом мы можем проявить настоящую смелость духа. Говорят, что героизм – это не что иное, как концентрированная смелость. Однако наши самые великие герои проявляют себя не только на поле брани. Я думаю, мы можем найти их и среди нашей молодежи. Молодые мужчины и молодые женщины, общаясь со своим окружением, твердо стоят на своих позициях и осуждают все то, что, по нашему убеждению, разрушает личность и истощает энергию молодой жизни.

«Никогда еще в истории человечества, – говорит , – не было столь острой потребности в нравственных героях. Мир ждет их. Провидение Божье повелело науке трудиться и готовить путь для таких героев. Для них мир прокладывает железные дороги, протягивает провода и со- единяет берега океанов. Но где же они? Кто привнесет в наши гражданские и политические отношения стремление к более высокой жизни?” Великий ученый сказал: «Самое важное в мире – это не открытия Галилея, Фарадея и других деятелей науки, а вера в реальность нравственных и духовных ценностей”. Я призываю молодых людей быть смелыми, чтобы оставаться приверженными нравственным и духовным ценностям Евангелия Иисуса Христа. В конце концов, «какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?” 8.

Цель образования состоит в том, чтобы развивать в ребенке качества, которые помогут ему добиться успеха в дальнейшей жизни; развивать способность контролировать себя, чтобы не стать рабом страстей и слабостей; развивать мужественность, а у женщин – прекрасную женственность, чтобы в каждом мальчике и юноше, в каждой девочке и девушке по меньшей мере был заложен потенциал стать настоящим другом или подругой, а в будущем и подходящим мужем или женой, стать примерным отцом или любящей, заботливой матерью, смело встретить все, что уготовит ему жизнь, преодолевать испытания с сильным духом и без страха встретиться лицом к лицу со смертью9.

В пятьдесят третьей главе Книги Алмы мы читаем рассказ о молодых людях чрезвычайной храбрости, силы и действий, о людях, которые оставались верны всякому делу, им порученному. Кто же были эти молодые мужчины? Это были сыновья родителей, которые тоже всегда оправдывали доверие, им оказанное. Их родителями были обращенные в веру Ламанийцы. Когда на них сошел Дух Божий, они посвятили свои жизни служению ближним, а в своем церковном служении вступили в завет, что они никогда не поднимут оружие на своих братьев и никогда не будут воевать. Такова была их клятва; таков был их завет; и они были верны ему до самой смерти10.

Подобно молодым воинам Геламана, мы должны всегда быть людьми верными, чрезвычайной смелости, силы и действий (см. Алма 53:20).

Я призываю молодежь быть смелыми в поддержании нравственных и духовных ценностей Евангелия Иисуса Христа. Миру необходимы нравственные герои!11

Как сказал , «два пути открыты для вас. Идя по одному, вы будете спускаться все ниже и ниже, туда, где слышны крики отчаяния; …другой путь приведет вас на залитые утренним светом высоты, где раздаются радостные голоса и где честные усилия вознаграждаются бессмертием”…

Чтобы вы сделали правильный выбор, …Бог дает вам ясное понимание, ясное видение, сильную волю, смелые сердца. Приняв мудрое решение, вы сможете идти с высоко поднятой головой, и по вашему лицу будет видно, что вы ни перед кем не чувствуете вины. Даже если жизнь поставит перед вами трудную задачу и возложит на вас тяжелое бремя страданий, пусть пример Христа будет для вас маяком, и свет Его поможет вам идти по жизни, не унывая12.

2007 — №3

Энциклопедия гуманитарных наук 239

Праведничество

Праведничество — социокультурное явление, соединяющее в себе опыт напряженной духовной жизни, причастности человека к миру идеального бытия, к высшей правде, и практику воплощения идеала в условиях повседневной жизни. Праведничест-во является поиском возможностей для обретения себя в истине, а не истины как таковой, непосредственным переживанием себя в истине при отсутствии отождествления себя с истиной.

Понимание праведничества как социокультурного явления может опираться на господствующие в обществе представления духовного или светского порядка. Применительно к социокультурной ситуации в России XIX века необходимо различать следующие виды понимания слова-термина «праведник»:

— церковное (представления о святых, прославившихся добродетельной жизнью в миру, о неканонизированных или местночтимых святых, а также о благочестивых людях из церковной среды);

— светское, которое делится на: философское (представления о праведничестве, реализующиеся в философских системах и теориях и отражающие светское сознание); социальное (представления различных социальных слоев и общностей о праведничест-ве); художественное (представления о пра-ведничестве, отраженные в творчестве писателей, художников, музыкантов).

В XIX веке господствующее представление о праведниках и праведничестве находилось в русле церковной православной традиции. Такое представление отразилось в духовной культуре через публикации мно-

гочисленных святоотеческих творений («До-бротолюбие» и т. п.), в издании житий древних и современных подвижников благочестия, а также сочинений иерархов Церкви и богословов XIX века (святителей Игнатия Брянчанинова, Филарета Дроздова, Феофана Говорова, Макария Булгакова и др.). Это господствующее представление проявлялось и в словарях, например, в светском по характеру «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля и в церковном издании «Полного церковно-славянского словаря» протоиерея Г. Дьяченко.

Но в том же XIX веке в России праведни-чество укоренилось и в светской (прежде всего художественной) культуре, став одной из основных категорий, характеризующих творческое наследие русских писателей. Так, к примеру, по словам С. Л. Франка, «Толстой — пророк, который не знает иных мерил, иных точек зрения и оценок, кроме правды и праведности» (Франк С. Речь «Памяти Льва Толстого» // Русская мысль. 1910. Кн. 12. Отд. 2. С. 141.). Православное понимание праведничества через конкретные жизненные примеры и обстоятельства оказывало существенное влияние на творчество Гоголя, Достоевского, Толстого, Лескова, Чехова и многих других русских писателей.

В художественном изображении праведников есть сходство с творческими принципами иконописи и агиографии (житийной литературы) — показывается духовный лик, а не душевно-чувственное лицо героя. В по-

добном подходе нет абстрактной «схематизации» человеческой индивидуальности, а присутствует изображение глубин духовной жизни человека. Русские писатели, как и составители житий, как иконописцы, раскрывали в своих творениях именно реальность, но реальность высшего порядка, высшего напряжения духовной жизни, правды «идеальной». Именно духовную правду Достоевский называл «реализмом в высшем смысле этого слова».

Поиски духовной правды весьма значимы и в литературе ХХ века. Праведничество может стать одной из объединяющих идей новой России.

Лит.: Лесков Н. С. О героях и праведниках (заметка) II Церковно-общественный вестник. 1881. №129; Горелов А. А. «Праведники» как категория народной этической оценки и «праведнический» цикл произведений II Горелов А. А. Н. С. Лесков и народная культура. Л., 1988; Мартьянова С. А. Персонажи русской классики и христианская антропология II Русская литература XIX века и христианство. М., 1997; Опульская Л. Д. Л. Н. Толстой о нравственной основе бытия: (Послесловие) II Толстой Л. Н. Повести. Воспоминания современников. М., 1990; Хализев В. Е. «Герои времени» и праведничество в освещении русских писателей II Русская литература XIX века и христианство. М., 1997; Тарасов А. Б. Что есть истина? Праведники Льва Толстого. М., 2001.

А. Б. ТАРАСОВ

Кто такой праведник? Толковые словари определяют понятие «праведник» так: человек, который всегда соблюдает общечеловеческие нормы морали. Мерилом праведности является вся жизнь человека, то, как он ведет себя по отношению к другим. Его обычно характеризуют самоотверженность, доброта и милосердие.

Знаменитый рассказ Солженицына «Матрёнин двор» был написан в 1959-м году. Первоначально автор назвал его «Не стоит село без праведника». Смысл названия состоит в том, что писатель обозначил превосходство нравственного величия над суетной властью и материальными благами. Он изобразил в рассказе образ праведницы – Матрёны, женщины бескорыстной и честной, трудолюбивой и доброй. Именно она является источником духовной чистоты в деревне, где все погружены в свои заботы и бытовые трудности, где ценность души заменяется материальной ценностью.

Праведность Матрёны — это её готовность служить людям и быть преданной им несмотря ни на что. Как ни странно, это качество односельчане вменяют ей в вину. Как и многих праведников, Матрёну не понимают при жизни и намеренно оскорбляют, так как боятся её странности и отрешенности от мирских благ. Она терпит муки и лишения, но не отступается от своих принципов, главным из которых является милосердие. Именно эта стойкость отделяет её от простых людей.

Судьба Матрены тяжела и безрадостна. Она не вышла замуж за любимого (так как он пропал), зато ее чуть ли не силком заставили стать супругой его младшего брата. Но возлюбленный вернулся и возненавидел девушку за предательство. Так и жила Матрена без счастья. Дети ее умерли в младенчестве, муж погиб, и осталась она одна. Может, потому и не жила Матрена только своими заботами, помогая всем без разбора. Особенно она жалела Фаддея с его семьей, поэтому охотно воспитала одну из его дочерей. В ней как будто еще не угасло чувство вины за старое.

Те, кому она безвозмездно помогала, осуждали за то, что не нажила она богатства, не гналась за хозяйством и выгодой: не держала поросенка, «не гналась за обзаводом…». На ее наследство без слез не взглянешь: грязно-белая коза, фикусы и колченогая кошка.

Казалось бы, праведника должны оценить после смерти. Однако крестьяне даже на могиле Матрены беспокоятся лишь о разделе ее имущества. Лучшая подруга Матрёны претендует на «вязаночку», Фаддея интересуют бревна, но главным яблоком раздора становится изба женщины, тело которой еще не успело остыть, а над ним уже вовсю идут ожесточенные торги.

Похороны проходят в духе лицемерного «обряда» — предмета гордости односельчан. Матрену людям жалко, как ломовую лошадь, которая годами работала на них бесплатно. Искренне рыдают только Кира и какая-то старуха. Постоялец тоже очень расстроен.

Солженицын сказал о праведности Матрены Васильевны так: «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша».

Каких людей называют праведниками?

Рассказывая о праведных рабах Аллаха, почтенный Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Это такие люди, увидев которых, сразу вспоминаешь об Аллахе».

Праведник — это друг, любимый раб и приближенный Аллаха. Это человек, который находится на высокой степени по повиновению и проявлению любви к Аллаху и который тщательно выполняет сунну почтенного Пророка (да благословит его Аллах и приветствует).

Всевышний Аллах говорит следующее: «Воистину, угодники Аллаха не познают страха и не будут опечалены. Они уверовали и были богобоязненны. Им предназначена радостная весть в этом мире и в Последней жизни. Слова Аллаха не подлежат отмене. Это — великое преуспевание».

Рассказывая о праведных рабах Аллаха, почтенный Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Это такие люди, увидев которых, сразу вспоминаешь об Аллахе».

В Коране указаны основные качества праведников, являющихся приближенными Аллаха:

1. Они обладают истинной верой;

2. Они являются богобоязненными (боясь Аллаха, всегда остерегаются плохих поступков, запретного и сомнительного, проявления непокорности);

3. Они не боятся тогда, когда боятся другие. (Потому что их самым большим источником надежды и упования является Аллах);

4. Они не огорчаются тогда, когда огорчаются другие. (Потому что они знают, что проявление стойкости при бедах и несчастьях, использования силы надежды и упования на Аллаха приведут к хорошему и благополучному результату).

Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах!) говорил следующее: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Аллах сказал: «Кто будет враждовать с Моим рабом, познавшим Меня и поклоняющимся Мне с искренностью, тому и Я объявлю войну. Не приблизится ко Мне мой раб, кроме как совершением обязательного. И не перестает приближаться ко Мне Мой раб, совершая добровольные поступки, пока Я его не возлюблю. А когда Я возлюблю его, то становлюсь слухом, которым он слышит, зрением, которым он видит, рукой, которой он действует, и ногой, которой он ступает (и исполню все его желания, которые он захочет выполнить посредством этих органов). И непременно одарю его всем, что он попросит своим языком. Если ему потребуется убежище, то Я укрою и защищу его. Я не колебался ни перед одним Своим желанием, как колебался перед смертью верующего. Но моему рабу не нравилась смерть, так и Я не любил то, что причиняет страдания Моему рабу» .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *