Правила деления логика

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат

    От 250 руб

  • Контрольная работа

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Правильное деление понятия предполагает соблюдение определенных правил:

1. Деление должно быть соразмерным, т. е. сумма объемов видовых понятий должна быть равна объему (делимого) родового понятия. Например: «Материки в современную геологическую эпоху делятся на Евразию, Африку, Австралию, Северную Америку, Южную Америку и Антарктиду”. Если ряд членов деления исчисляется десятками, то для соблюдения правила соразмерности после перечисления некоторых членов деления пишут «и др.”, «и т. п. ” или «и т. д.”: «Личные документы — это заявления, автобиографии, расписки, доверенности, завещания, удостоверения, паспорта, свидетельства и др.”

Нарушение этого правила ведет к ошибкам двух видов:

а) неполное деление, когда перечисляются не все виды данного родового понятия. Ошибочными будут такие деления: «Энергия делится на механическую и химическую” (здесь нет, например, указания на электрическую энергию, атомную энергию). «Арифметические действия делятся на сложение, вычитание, умножение, деление, возведение в степень” (не указано «извлечение корня”);

б) деление с лишними членами. Примером такого ошибочного деления служит: «Углы делятся на прямые, тупые, острые и накрест лежащие”. Здесь лишний член («накрест лежащие углы”).

2. Деление должно производится только по одному основанию. В противном случае произойдет перекрещивание объемов понятий, выражающих члены деления. Правильные деления: «Рефлексы делятся на условные и безусловные”; «Семенные растения делятся на голосемянные и покрытосемянные” Неправильное деление: «Растения делятся на съедобные и несъедобные, однолетние и многолетние”, т. к. здесь не одно, а два основания деления.

3. Члены деления должны исключать друг друга, т. е. не должны иметь общих элементов (пересекаться). Например: «Основные компоненты ЭВМ делятся на: процессор, память, устройства ввода — вывода”.

Это правило тесно связано с предыдущим, так как если деление осуществляется не по одному основанию, то члены деления не будут исключать друг друга. Примеры ошибочных делений: «Часы делятся на наручные, настенные, башенные, настольные, золотые, анодированные, песочные”; «Птицы делятся на перелетные, зимующие и хищные”. В этих примерах члены деления не исключают друг друга. Это следствие допущение ошибки смешения различных оснований деления.

4. Деление должно быть непрерывным, т. е. нельзя делать скачки в делении. Например, нельзя делить члены предложения на подлежащее, сказуемое и второстепенные члены, а надо сначала разделить на главные и второстепенные, а уже потом главные члены предложения делить на подлежащее и сказуемое.

Внимание! Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Будет допущена ошибка, если мы разделим удобрения на органические, азотные, фосфорные и калийные. Следует сначала разделить удобрения на органические и минеральные, а затем уже минеральные удобрения разделить на азотные, фосфорные и калийные.

Билет № 5

Правила деления понятий.

Деление – логическая операция, раскрывающая объем понятия.

1) Деление должно вестись только по одному основанию.

Это требование означает, что избранный вначале в качестве осно­вания отдельный признак или совокупность признаков не следует в ходе деления подменять другими признаками. Правильно, на­пример, делить климат на холодный, умеренный и жаркий. Деле­ние его на холодный, умеренный, жаркий, морской и континен­тальный будет уже неверным: вначале деление производилось по среднегодовой температуре, а затем — по влажности. Такая ошиб­ка называется перекрестным или сбивчивым делением.

2) Деление должно быть соразмерным или исчерпываю­щим, т.е. сумма объемов членов деления должна равняться объе­му делимого понятия. Это требование предостерегает от пропус­ка отдельных членов деления. Если, например, при делении пре­ступлений в зависимости от характера и степени общественной опасности выделить преступления небольшой тяжести, средней тяжести и тяжкие преступления, то правило соразмерности будет нарушено, так как не указан еще один член деления — особо опас­ные преступления. Такое деление называется неполным.

Правило соразмерности будет нарушено и в том случае, если будут указаны лишние члены деления, т.е. понятия, не являющие­ся видами данного рода. Например, если при делении понятия «уголовное наказание» кроме всех видов указывается предупреж­дение, которое не входит в перечень мер наказания в уголовном законодательстве, а является видом административного взыска­ния, то это будет ошибкой, которая называется делением с лиш­ними членами.

3) Члены деления должны исключать друг друга. Они мо­гут быть лишь несовместимыми, соподчиненными понятиями. На­пример, неправильными являются деления: ученики делятся на отличников, неуспевающих и успевающих, так как понятия отлич­ник и успевающий не исключают друг друга; преступления делятся на умышленные, неосторожные и воинские, так как воинские од­новременно могут быть или умышленными, или неосторожными

4) Деление должно быть последовательным и непрерыв­ным. От рода следует переходить к ближайшим видам, а затем от них — к ближайшим подвидам. Если это правило нарушается, воз­никает логическая ошибка — скачок в делении. Так, если право мы сначала разделим на отрасли — трудовое, уголовное, граждан­ское, а затем гражданское — на право собственности, обяза­тельственное право, наследственное право, то это правильное, последовательное и непрерывное деление. Но если после трудо­вого, уголовного сразу назвать наследственное право, то это и будет означать скачок в делении.

Виды деления:

Дихотолические деление – деление, в результате которого выделяются 2 противоречащих друг другу понятия, исчерпывающие объем делимого понятия (государственные налоги делятся на прямые и непрямые)

Деление по видоизменению признака – новые понятия имеют общий признак и специфическое проявление (по уровням налогооблажение все налоги и сборы РФ делятся на федеральные, региональные и местные).

Классификация – распределение предметов по группам, классам, где каждый предмет имеет свое место. Естественные классификации – распределение предметов по группам на основе безотносительно существенных признаков. Искусственные классификации – распределение предметов по группам на основании признаков, существенных лишь в одном отношении.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине: «Логика»

Тема: «Деление понятий, его виды и структура «

Введение………………………………………………………………………3

  1. Деления понятий…………………………………………………………5

  2. Структура деления. Виды деления……………………………………6

  3. Правила деления…………………………………………………………6

Заключение………………………………………………………………….10

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

Логика относится к числу древнейших наук, первые учения которой о формах и способах рассуждений возникли еще в цивилизациях Древнего Востока (Китай, Индия). В западную культуру принципы и методы логики вошли главным образом благодаря усилиям античных греков.

Логика – наука об общезначимых формах и средствах мысли, необходимых для рационального познания в любой области знания. К общезначимым формам мысли относятся понятия, суждения, умозаключения, а к общезначимым средствам мысли – определения, правила (принципы) образования понятий, суждений и умозаключений, правила перехода от одних суждений или умозаключений к другим как следствиям из первых ( правила рассуждений), законы мысли, оправдывающие такие правила, правила связи законов мысли и умозаключений в системы, способы формализации таких систем и т.п.

Логику можно определить как науку о рациональных методах рассуждений, которые охватывают как анализ правил дедукции (вывода заключений из посылок), так и исследование степени подтверждения вероятностных или правдоподобных заключений (гипотез, обобщений, предположений и т.д.).

Традиционная логика сформировалась на основе логического учения Аристотеля. Затем она дополнилась методами индуктивной логики. Именно эта логика в течение долгого времени преподавалась в школах и университетах под именем формальной логики.

Основным компонентом Логики является Понятие — мысль, которая выделяет из некоторой предметной области и собирает в класс (обобщает) объекты посредством указания на их общий и отличительный признак. Напр., понятие «четырехугольник с равными сторонами и равными углами» выделяет множество квадратов из области четырехугольников на основе признака «иметь равные стороны и равные углы».

Понятие (наряду с суждением и научной теорией) — одна из основных форм отражения мира на рациональной, логической ступени познания. Понятия представляют собой идеальные сущности, продукты мыслительной деятельности человека, их функция состоит в мысленном объединении разнородных объектов в единый класс и реализуется за счет выделения признака, присущего каждому из обобщаемых в понятии объектов и не присущего никакому другому объекту исходной предметной области, которая называется универсумом или родом понятия.

Деление понятий — это логическая операция, посредством которой объем делимого понятия распределяется по объемам новых понятий, каждое из которых представляет частный случай исходного понятия.

ДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ

Операция деление одновременно является мысленным делением предмета на его формы (или виды), благодаря делению выявляется круг предметов, на которые распространяется слово, выражающее понятие о них.

Деление применяется в нескольких случаях:

а) когда необходимо раскрыть не только сущность предмета, но и формы его проявления и развития, например, после определения права как общественного явления выделяют его современные отрасли (гражданское, уголовное и т.д.);

б) когда читателю (слушателю) неизвестна сфера применения какого-либо понятия, например, «гражданское право»; в этом случае мы называем видовые понятия, которые охватывает данное понятие: «наследственное право», «право собственности», «авторское право».

в) когда то или иное слово является многозначным, например, слово «пособие» употребляется по меньшей мере в следующих значениях – «учебное пособие» (учебники, школьные и вузовские карты, сборники задач и т.д.) и «материальное пособие» (пособие по безработице, по уходу за детьми и т.д.). Указание этих значений есть деление.

Деление лежит и в основе классификации. С помощью классификаций упорядочивается колоссальный научный материал, распределяется по устойчивым и постоянным классам, в рамках определенного сходства выявляются и существенные отличия между группами предметов. Это дает новые возможности для познания объективных закономерностей.

Существуют и практические или искусственные классификации, они имеют также немалое, хоть и вспомогательное значение. Это, например, разделение учащихся средней школы по классам, студентов по факультетам, курсам, группам и т.п.

Деление также лежит в основе типологии. Последняя отличается от классификации тем, что из всей совокупности имеющихся предметов выделяются наиболее характерные и распределяются по группам. Например, типология городов, сельских населенных пунктов и т.п.

Деление имеет очень важное значение в юридической сфере. Например, оно применяется в законодательстве. Это имеет немалые политические и правовые

СТРУКТУРА ДЕЛЕНИЯ. ВИДЫ ДЕЛЕНИЯ

а) делимое – родовое понятие, объем которого раскрывается через составляющие его виды;

б) члены деления – виды родового понятия полученные в результате деления;

в) основание деления – признак, по которому производится деление.

Виды деления различают в зависимости от характера признака, положенного в основание деления:

а) Дихотомическое деление (деление по наличию или отсутствию признака, служащего основанием деления) – это деление объема понятия на два класса, понятия о которых находятся в отношении противоречия. Вещества, например, делятся на органические и неорганические. В условном законодательстве, например, убийства делятся на преднамеренные и непреднамеренные.

б) Деление по видоизменению признака, здесь члены деления выделяются на основании изменения характеристики, выступающей в качестве основания деления. Например, государства на основании изменения производственных отношений можно делить на рабовладельческие, феодальные, капиталистические.

в) Смешанное деление имеет место в том случае, когда используются оба вида деления одновременно. Так, политические институты делятся на государственные и негосударственные (дихотомическое деление), негосударственные – на профессиональные, молодежные, женские (деление по видоизменению признака), государства по географическому признаку делят на европейские, африканские и др..

ПРАВИЛА ДЕЛЕНИЯ

а) Деление должно быть соразмерным. Объем делимого понятия должен быть полностью исчерпан членами деления.

При нарушении этого правила возникают следующие ошибки:

— неполное деление; эта ошибка возникает, если объем членов деления составляет лишь часть объема делимого понятия. («Треугольники делятся на остроугольные и тупоугольные». Пропущен член «прямоугольные треугольники». Другой пример: «Московский университет делится на 16 факультетов, 14 институтов и хозяйственную службу». Пропущен член деления «ректорат». Или, «Власть делится на законодательную и исполнительную». Пропущен член «судебная власть».

— деление с излишними членами; ошибка возникает в случаях, когда в число деления включают понятия, объемы которых не входят в объем делимого понятия. «Химические элементы делятся на металлы, неметаллы и сплавы» (сплавы не являются химическими элементами). «Московский университет делится на ректорат, 16 факультетов, 14 институтов, хозяйственную службу и службу питания» (служба питания не является подразделением МГУ). «Власть делится на законодательную, исполнительную, судебную и средства массовой информации» (средства массовой информации не обладают властными полномочиями).

б) Деление должно производиться по одному основанию. Характеристика или признак, выбираемая в качестве основания деления, в ходе деления не должна подменяться другой характеристикой или признаком.

При нарушении этого правила возникает ошибка, называемая «сбивчивым делением». («Преступления делятся на раскрытые, нераскрытые и преднамеренные». Здесь члены деления «раскрытые и нераскрытые преступления» выделены по одному основанию, а член «преднамеренные преступления» – по другому).

в) Члены деления должны исключать друг друга. Объемы их не должны иметь общих элементов. Члены деления могут быть лишь несовместимыми, соподчиненными понятиями. («Треугольники делятся на равнобедренные, равносторонние и разносторонние». Это неверно, ведь члены деления не исключают друг друга – равнобедренный треугольник также может иметь разные стороны).

г) Деление должно быть последовательным. От родового понятия следует переходить к видовым понятиям одного и того же уровня, а затем от них – у другому уровню. Другими словами сначала – к ближайшим видам, а затем к ближайшим подвидам.

Ошибка, возникающая при нарушении этого правила называется «скачок в делении». Неправильное деление: «Скелет человека делится на скелет позвоночника, скелет грудной клетки, скелет головы и скелет конечностей». Правильное: «Скелет человека делится на скелеты конечностей, скелет туловища и скелет головы». Другой пример: «Право делится на трудовое, уголовное, гражданское. Гражданское право делится на право собственности, обязательное право, наследственное право». Это правильное последовательное деление. Если же мы скажем так: «Право делится на трудовое, уголовное, наследственное», то получим скачок в делении.

Однако чтобы обеспечить научность деления надо не только соблюдать перечисленные правила. Необходимо также, чтобы выделяемые виды родового понятия соответствовали действительности, что можно достичь, применяя все научные средства, которыми располагает каждая наука в отдельности.

В свете теории развития особенно четко проступает ограниченность правил деления. Ведь в очень многих случаях переход от одного качества к другому происходит постепенно, незаметно, как бы растворяется в массе переходных стадий. Так, мы достаточно четко делим людей по возрасту на детей, подростков, юношей и т.д., ведь это определенные, качественно отличные друг от друга стадии развития человека. Однако не во всех случаях какого-то одного конкретного человека мы можем отнести либо к подростку, либо к юноше.

Далее, по мере изменения, развития предметов и явлений появляются их новые виды и разновидности. В связи с этим деление, которое было проведено с учетом всех правил в одно время, может оказаться некорректным в другое.

Двояко проявляется единство и взаимодействие определения и деления. С одной стороны, определение, раскрывая сущность предмета, является наиболее глубокой основой деления. Мы не выделим верно, формы чего-либо, не зная его существенных необходимых признаков. С другой же стороны, деление дополняет ограниченность, недостаточность определения, перенося акцент на раскрытие форм проявления сущности предмета. Этим и достигается большая полнота анализа.

В учебном процессе ясно видно единство определения и деления, поскольку сначала мы, как правило, даем определение исследуемого предмета, потом раскрываем его формы, виды.

Часто деление поставляет материал для определений, например, структурных. Имеем следующее определение: «Истец – лицо, обращающие в суд, арбитраж или третейский суд за защитой своего нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса». Определение основывается здесь на учете видов судов (суд, арбитраж, третейский суд) и видов защиты в них (защита права, защита интереса, защита нарушенного права, защита оспариваемого права). Виды эти – результат операции деления.

Подытоживая лекцию, следует отметить, что в живой практике мышления определение и деление находятся в единстве и взаимодействии, что обусловливается единством содержания и объема понятия, которые и раскрываются при помощи операций определения и деления.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Наше мышление подчиняется логическим законам и протекает в логических формах независимо от науки логики. Многие люди мыслят логично, не зная, что их мышление подчиняется логическим закономерностям. Но следует ли из этого, что изучение логики излишне? Знание законов и форм мышления, их сознательное использование в процессе познания повышает культуру мышления, вырабатывает навык мыслить более «грамотно”, развивает критическое отношение к своим и чужим мыслям.

Современная логика включает две относительно самостоятельные науки:

формальную логику и диалектическую логику. Исследуя мышление с разных сторон, диалектическая логика и формальная логика развиваются в тесном взаимодействии, которое четко проявляется в практике научно-теоретического мышления, использующего в процессе познания как формально-логический аппарат, так и средства разработанные диалектической логикой.

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что при помощи понятий их делений видов и структур, возможно мысленно объединять разнородные объекты в единый класс и реализуется за счет выделения признака, присущего каждому из обобщаемых в понятии объектов и не присущего никакому другому объекту исходной предметной области, которая называется универсумом или родом понятия.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Общая характеристика

Определение – очень эффективный инструмент в руках исследователя. Он позволяет получить представление о содержании понятия, т. е. раскрывает его. Неоспоримо, что определение понятий – один из важнейших логических приемов. Однако применение определения не дает всей полноты информации об исследуемом понятии, ведь, кроме содержания, любое понятие обладает также объемом.

Деление – это логическая операция, с помощью которой объем понятия, именуемый множеством, расчленяется на ряд подмножеств. С помощью этой операции раскрывается объем понятия, тогда как определение раскрывает его содержание.

Операция деления содержит ряд понятий: разделяемое понятие, члены деления, основание деления. Как видно из названия, делимое понятие – это то понятие, объем которого необходимо раскрыть. Члены деления составляют объем делимого понятия, но при этом отграничены друг от друга. Это виды, на которые делится объем понятия. Основание деления – это признак, по которому производится деление. Присутствие основания деления не обязательно.

Говоря о совершении операции деления, мы имеем в виду разбиение объема понятия, подвергаемого делению (родового понятия), на всю совокупность содержащихся в нем видов. Разделяемое понятие рассматривается как род по отношению к элементам его объема, относящимся к данному понятию как виды.

Деление позволяет понять принадлежность определенного вида к тому или иному роду, поставить несколько видов в один ряд, исходя из различных оснований, в том числе родовой принадлежности. Все это способствует как более эффективному познанию различного рода информации, так и правильному ее закреплению.

Правила деления понятий

Деление представляет собой процесс важный и зачастую непростой. В результате далеко не всегда этот процесс приводит к верному результату. Бывает, что последний содержит ошибочно добавленный не в свой класс элемент. Все это может приводить к путанице, неразберихе, что лишает деление четкости, присущей любому важному инструменту науки. Из сказанного видно, что необходимым является установление правил, обязательных к применению в процессе логического приема «деление». Такие правила существуют, их четыре, и они эффективно способствуют устранению логических ошибок в процессе деления.

Непрерывность деления. Основным в процессе деления, с точки зрения данного правила, является последовательность. Это означает, что при разбиении на виды объема делимого (родового) понятия необходимо постепенно переходить от одного вида, раскрытого последним, к последующему, расположенному ближе всех остальных. Недопустимо при этом переходить от раскрытия видов одного порядка к видам, относящимся к другому порядку. Такое деление приводит к ошибкам, пропускам некоторых видов. Оно лишено последовательности. В этом случае имеет место так называемый скачок в делении. Например, нельзя делить колбасу на копченую, сырокопченую, «Докторскую», «Любительскую» и т. д. Это связано с тем, что в первом уровне деления мы должны были указать копченую, сырокопченую и вареную. Только после этого можно переходить к делению на виды более низкого уровня и среди видов вареной колбасы указать «Докторскую» и «Любительскую». Эту ошибку можно хорошо проиллюстрировать, применяя Уголовный кодекс, так как он имеет удобное родовидовое построение. Если делить понятие «преступление» на преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина, преступления против семьи и несовершеннолетних, против жизни и здоровья, на убийство, побои, оставление в опасности и прочее, становится очевидно, что последние три вида входят в объем родового понятия «преступления против жизни и здоровья» и являются статьями УК РФ. Они должны рассматриваться только после перечисления всех понятий одного уровня, по существу являющихся главами УК РФ.

Соразмерность деления. Заключается в том, чтобы полностью раскрыть объем рассматриваемого понятия, не упустив ни одного элемента, но ни одного при этом не добавив. Это возможно только в том случае, когда совокупность объемов видовых понятий равна объему родового понятия. Это можно проиллюстрировать, используя следующий пример: все оружие делится на холодное и огнестрельное. Объем понятия «оружие» исчерпывается данными двумя видами, каждый из которых в свою очередь подразделяется на виды следующего ряда. Объем родового понятия здесь равен объему совокупности видов.

Если видов много и количество их долго или нецелесообразно перечислять целиком, во избежание логической ошибки незаконченный ряд дополняется словами «и т. д.», «и т. п.», «и др.». Нарушение правила соразмерности деления ведет к таким ошибкам, как неполное деление и деление с лишними членами.

Правило одного основания. Основание деления – это характерная черта, которая используется в процессе деления для отграничения одних членов деления от других. Избрав для деления определенное основание, исследователь должен придерживаться этого основания до тех пор, пока полностью не раскроет члены, отграничиваемые этим основанием. Использование одновременно нескольких оснований деления недопустимо, так как приводит к перекрещиванию объемов понятий. Примером неправильного деления с перекрещиванием объемов является следующее: «Хлеб бывает пшеничный, ржаной, свежий и несвежий». Здесь использованы два основания – по зерну, из которого сделан хлеб, и по его кондиции.

Взаимоисключение членов деления. Члены деления всегда должны исключать друг друга. Ни один из них не должен состоять в отношениях пересечения с другим (т. е. не должен содержать в своем объеме элементов, содержащихся в объеме другого члена). К такому результату (частичное пересечение объемов членов (видов) деления) приводит нарушение правила деления только по одному основанию, что обусловливает прочную взаимосвязь этих двух правил. Примером правильного деления по этому правилу может служить следующее: «Вещество может находиться в следующих состояниях: жидкое, твердое и газообразное». Неправильное деление с тем же примером: «Вещество может находиться в следующих состояниях: жидкое, твердое, нагретое, газообразное, замороженное». Здесь члены деления не исключают друг друга именно потому, что нарушено было правило одного основания.

Дихотомия

Дихотомия (с лат. dichotomia – «деление на две части») – это очень эффективный вид деления. Она характеризуется тем, что члены деления не пересекаются (т. е. исключают друг друга), такое деление производится только по одному основанию, а также соблюдается правило соразмерности. Однако, несмотря на бесспорное удобство дихотомического деления, у него есть серьезный недостаток – дихотомия применима не всегда. В случаях когда невозможно четко поставить критерий деления, такой вид деления не выполняет своей функции. Это происходит при попытках деления понятий с «размытым» объемом.

Операция деления применяется в случаях, когда необходимо определить виды родового понятия. Примеры, приведенные в предыдущих вопросах, являются делением по видообразующему признаку. Такое название связано с самим процессом деления, производящегося на основании признака, из которого выводятся новые видовые понятия. Например: «Преступления бывают против жизни и здоровья, против семьи и несовершеннолетних, против половой неприкосновенности и половой свободы личности и т. д.». Основанием деления тут и, соответственно, видообра-зующим признаком является объект, на который направлено преступное деяние.

Дихотомия значительно отличается от указанного вида деления, что обусловливает сферу ее применения. Дихотомия – это деление объема определенного понятия на два противоречащих (не имеющих пересечения) друг другу понятия. При буквенном обозначении процесса дихотомического деления возникает следующая картина: понятие А (понятие, над которым производится деление) делится на два – В и не = В. Это простой вид дихотомического деления, которое ограничивается одним этапом. В более «сложных» случаях возможно деление не = В на С и не = С и т. д. Примером дихотомического деления может служить деление преступлений на умышленные и неумышленные; граждан на совершеннолетних и несовершеннолетних; животных на позвоночных и беспозвоночных и т. д.

Как видно, дихотомическое деление имеет ряд преимуществ. Так, например, здесь нет необходимости перечисления всех видов делимого понятия, а достаточно лишь выделить один вид и противоречащее ему понятие. В последнее входят все остальные виды. Отсюда следует, что два образованных дихотомией понятия исчерпывают весь объем делимого понятия, поэтому рассматриваемый предмет отражается только в одном из них.

Вместе с тем объем отрицательного понятия слишком широк, что подразумевает возникновение размытости и неопределенности. Как уже говорилось, дихотомия характеризуется строгим и последовательным характером. Однако второй и последующие этапы дихотомического деления в большей или меньшей степени теряют свою строгость и последовательность. В этой связи исследователи чаще всего ограничиваются первым этапом деления.

Необходимо упомянуть проблему, возникающую при отождествлении деления понятий и мысленного расчленения их на части. Основным отличием деления от расчленения является то, что части целого не являются видами делимого (родового) понятия. Нельзя делением признавать расчленение понятия «корабль» на нос, корму, мачту, дно и прочее, как нельзя назвать последние видами указанного родового понятия. Здесь мы имеем дело лишь с частями целого. Также частями, но никак не видами понятия «компьютер» являются монитор, системный блок, клавиатура и мышь. Проиллюстрировать сказанное можно следующим способом: представим, что указанные части целого являются членами деления, а следовательно, видами родового понятия. В этом случае можно сказать, что, например, монитор является компьютером (видом компьютера). Очевидно, что это не так.

Несмотря на сказанное выше, нельзя пренебрегать операцией расчленения понятий. Она широко применяется в учебном процессе как старших, так и младших классов средней школы. Данная операция используется в ботанике, биологии, физике, химии и т. д. Цель разделения – получение представления о составных частях какого-либо предмета. Например, можно разделять на части скелет человека, а также эти части делить на меньшие. Также можно расчленить, скажем, яйцо на скорлупу, белок и желток. Применение расчленения, конечно, не ограничивается учебным процессом средних школ, а применяется в вузах, в науке и повседневной жизни. Скажем, в медицине организм человека имеет деление на грудной и брюшной отделы.

Классификация

Одним из особых видов деления является классификация. Это планомерное, последовательное деление понятий с распределением видов во взаимообусловленную систему, в рамках которой последние делятся на подвиды, подвиды также разбиваются на члены деления и т. д.

Классификация имеет большое значение и применяется по большей части для целей науки и именно в силу этого существует длительное время. Классификации, часто применяемые в науке, подвергаются изменениям, дополнениям, но, несмотря на это, являются более постоянными, чем простое деление. Целью классификации является систематизация и сохранение знаний. Поэтому она имеет высокую точность, четкость и устойчивость. Члены деления обычно отражаются в различного рода таблицах, схемах и кодексах.

Существуют классификации растений, животных, юридические классификации. Зачастую классификации насчитывают огромное количество элементов. Эти элементы в рамках классификации объединены в единую систему, что делает удобным и оперативным доступ к отдельным ее частям и элементам. Отсутствие классификации привело бы к возникновению хаоса в большом массиве несистематизированной информации.

Нельзя не отметить относительность любой классификации, что связано с неоднозначностью многих предметов, явлений, процессов. Поэтому зачастую нет возможности отнести то или иное явление к одной группе. Из вопроса о неоднозначности явлений вытекает проблема выбора основания классификации. Одно и то же понятие может в зависимости от избранного основания выражать различные предметы, явления или толковаться с той либо иной стороны.

Научная классификация всегда является развивающейся системой. Она изменяется, по мере накопления информации улучшается ее структура. Бывает, что новая, более полная и развитая классификация заменяет предыдущую. Поэтому нельзя допускать ограничение операций над классификациями одним лишь их образованием. Нужно учитывать изменение массива знаний о предмете, динамику общественных отношений, множество иных факторов, так как любая информация, в том числе и закрепляемая в рамках различных классификаций, получается человеком исключительно из окружающего мира. Соответственно этому нужно своевременно вносить необходимые изменения.

В качестве примера неоднозначного явления можно привести семью. Несмотря на то что данный институт и называется социальным, ограничить его рамками только одной-двух областей социальной жизни невозможно.

Классификация может проводиться по видообразующему признаку, а может быть дихотомической. Классификация животных, насчитывающая более полутора миллионов видов, очевидно, основана на применении видообразующего признака. Дихотомическая классификация основана на особенностях дихотомического деления понятий.

Классификация бывает также естественная и вспомогательная. Различие между ними состоит в том, что первая проводится по существенным основаниям, вторая же – по несущественным. Естественная классификация позволяет определять свойства отдельного элемента классификации, зная общие признаки данной классификации или другого элемента. Вспомогательная классификация нужна для того, чтобы можно было быстро и правильно решать возникающие задачи. Для этого необходим оперативный, быстрый доступ к тому или иному элементу классификации. Удобный поиск и выбор нужного предмета зачастую служит основой эффективной деятельности. Именно достижение целей оперативности, быстроты и удобства обусловливает использование несущественных оснований. Такая классификация не дает нам никакого представления о свойствах предмета. Все мы знакомы с такими классификациями. Их много и они широко применяются в жизни человека. Как часто мы берем записную книжку с номерами телефонов, обозначенных отсортированными по алфавиту фамилиями знакомых. Это вспомогательная классификация. Взяв в руки книгу, посвященную тому или иному предмету науки, в первую очередь мы открываем алфавитно-предметный указатель. Это также вспомогательная классификация.

При создании классификаций используются операции над классами. Они позволяют достичь необходимого результата и получить такую классификацию, какая необходима в данный момент. Выделяют операции сложения, вычитания, умножения и отрицания.

Сложение (объединение классов). При использовании данной операции происходит объединение нескольких групп (классов) в одну классификацию, содержащую все элементы тех классов, которые объединяются.

Вычитание из большего класса выделяет отдельные классы. В результате получается класс, из которого убраны элементы выделенного класса.

Умножение (пересечение классов). Существует класс элементов, общих для нескольких классов. Они определяются при помощи операции умножения.

Отрицание (образование, дополнение). При помощи данной операции новый класс предметов выводится из более общего класса и рассматривается отдельно, как новый.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *