Правильное церковное чтение

За свою жизнь я прочитал много книг.

Некоторые из них глубоко засели внутри, а некоторые исчезли из головы быстрее, чем университетские предметы, по которым только что сдал экзамен.

Некоторые были переоцененным говном, типа «451 градус по Фаренгейту», «Заводного апельсина» или шедеврального «99 франков» Бегбедера.

Некоторые были настоящими шедеврами, типа «Фиесты» Хемингуэя или «Властелина колец» Толкина.

Чтение уже давно стало моей профессией. Что бы я ни делал, куда бы я ни попал — я читаю.

У этой профессии, как и у любой другой, есть свои нюансы, о которых и пойдет речь в этой статье.

Я расскажу тебе, как правильно читать книги: ты поймешь, как лучше погружаться в авторскую атмосферу, как лучше усваивать прочитанное, какие книги лучше читать — и многое другое.

Делай выводы из прочитанного

Когда я начинал читать книги, я читал много, но не делал никаких выводов.

Я проглатывал книги одну за другой, но если бы ты спросил, что я понял из этих книг — вряд ли бы я смог тебе ответить.

Чтобы правильно читать книги, всегда делай выводы из прочитанного.

Но помни: тебе нужны выводы, влияющие на твою собственную жизнь, а не какие-то помпезные рассуждения, которым учили на уроках литературы.

Прочитай книгу и расскажи самому себе, какой урок ты вынес.

Как это повлияет на твою жизнь?

Пример: недавно я прочитал «Туда и обратно» Клиффорда Саймака — научная фантастика о путешествиях во времени.

Постоянные перемещения в прошлое и будущее главного героя помогли понять главную идею: время протекает настолько быстро, что нет смысла беспокоиться о прошлом.

Веди себя так, как будто твоего прошлого не существовало.

Это лишь один из примеров, как ты можешь делать интересные выводы из прочитанных книг.

Делай четкие и конкретные выводы для улучшения своей жизни — вот как правильно читать книги.

Так у твоего чтения появится глубокий смысл, и ты сможешь лучше запомнить то, что прочитал.

Читай книги часто

Как одна единственная тренировка в спортзале не сделает из дрища мускулистого мужчину, так и одна прочитанная книга не сделает из полудурка умного и начитанного человека.

Чтобы получать реальную пользу от чтения, ты должен читать часто.

Чтение привносит в твою голову образы, мысли, идеи и картинки. И чем чаще ты читаешь, тем легче тебе проникать в атмосферу книги.

Когда ты читаешь часто, в твоей голове переплетаются образы и создают новые сдвиги в мышлении.

Ты начинаешь ассоциировать в своей голове вещи, которые раньше были совсем не связаны. Ты выстраиваешь новые конструкции и становишься умнее.

Ты глубже понимаешь героев, а самое главное, твой лексикон пополняется новыми выражениями и темами для разговора.

Наслаждайся чтением и сделай его своим хобби

Чтение, как и спорт, должно стать твоим хобби.

Ты больше не на уроке литературы. Читай, что тебе нравится и делай выводы, которые пригодятся тебе в жизни.

Наслаждайся чтением — оно не только для тупорылых ботаников, как ты думал в школе.

Ты всегда можешь отличить читающего человека от не читающего.

С первым приятно говорить, разговор идет интереснее.

Не читающий человек разговаривает так: «Бляя…ээ…бляя…ну эта…».

Ты можешь дальше думать, что все самое интересное можно узнать только из жизни и фильмов, но посмотри на типичного быдлана Гошу. Он тоже так думал, но его это привело только к детской комнате полиции.

Бери в руки книгу и начинай открывать для себя новые знания, идеи и закономерности.

Со временем ты заметишь, что намного приятней проводить вечер с книгой, чем в кинотеатре.

Так чтение станет твоим жизненным хобби, каким оно и должно быть.

Открывай для себя разные жанры

Если ты читаешь один и тот же жанр литературы, то начинаешь считать, что все книги — однообразные, и перестаешь любить чтение. Ты ограничиваешь свой кругозор и не учишься чему-то новому.

Лучше прочитать у ста авторов по одной книге, чем прочитать сто книг у одного автора.

Пока ты не стал начитанным человеком, твоя главная цель — прочитать как можно больше разных писателей и услышать как можно больше разных мнений.

В последнее время я увлекался классической литературой и она уже засела мне в печенки. Я открываю очередную классику — и не могу это воспринимать.

Всегда одно и то же. Одни и те же философские проблемы, одна и та же глубокая мораль. Даже от классики нужно иногда отдыхать.

Я поступил так, как и советую тебе: открыл для себя новый жанр — научную фантастику.

Честно сказать, не знаю, как я жил до этого.

Классика устала повторять мне одно и то же: те же чувства, ситуации, люди — все одинаковое, только написано на разных языках и разными людьми.

Что, если переместиться в будущее, где каждый город закрыт железным куполом, а солнечные ванны могут позволить себе только самые богатые? Пожалуйста.

Как можно использовать роботов в корыстных целях и какие лазейки есть в законах робототехники? Не вопрос.

Тебя переносит в другие времена с другими проблемами. Ты думаешь: «А может, не так уж и плохо мне живется, если я каждый день могу выходить на улицу и видеть чистое небо?»

Это как увидеть человека в инвалидном кресле. Ты внезапно вспоминаешь, что твои ноги — это дар. То, что ты можешь ходить и разговаривать — самые великие подарки, которыми одарила тебя жизнь.

Я понял все эти вещи только благодаря тому, что сменил жанр и взглянул на вещи под другим углом.

Открывай для себя новые жанры, чтобы выходить из застоя и глядеть на мир с новой точки зрения.

Не ищи гениальности

Писатели — не боги.

После 6-7 лет активного чтения эта мысль окатила меня ледяной водой.

Они — такие же люди, как мы с тобой, понимаешь?

Они просто писали/пишут свои книги, статьи, рассказы, поэмы. Другие люди возвели их книги в культ и сделали из них идолов, но это не имеет никакого отношения к самим писателям.

Они были такими же людьми, как ты и я.

Будь то Лев Толстой, Федор Достоевский, Джек Лондон или Эрнест Хемингуэй — ты не должен поклоняться их книгам, как богам.

Ты не должен поступать так, как герои их книг, потому что писатели могли знать о жизни меньше, чем ты.

Везде ищи смысл, но если ты не видишь этого смысла — возможно, его там и нет.

Классики тоже иногда писали дерьмовые главы просто потому, что им так хотелось. Без смысла, задумки — просто ради удовольствия писать и излагать свои мысли.

На их голове не возникало никакого нимба, пока они писали — нимб на них повесили учителя литературы.

Так что всегда имей голову на плечах и держи ухо востро — даже величайшие писатели могли писать без смысла. Не выжимай смысл там, где его нет.

Не нужно делать из писателя бога.

Не из кого не нужно делать бога.

Читай взахлеб

Чем больший объем ты прочитаешь за один присест, тем лучше будет результат.

Чтение — не аддитивная величина. Сейчас объясню, что это значит.

Аддитивность — это свойство целого объекта быть собранным по маленьким кусочкам.

Например, деньги. Тебе все равно, дадут тебе пять купюр по тысяче или одну пятитысячную — потому что пять тысячных по своей ценности собираются в одну пятитысячную — это и есть аддитивность.

К чтению свойство аддитивности не применимо. Почему?

Из-за атмосферы.

Когда ты читаешь книгу взахлеб, прочитываешь за раз хотя бы страниц 50-100, ты погружаешься в атмосферу, которую выстраивает писатель. Ты чувствуешь его эмоциональный подъем или упадок, твое сердце начинает биться с ним в унисон.

Если ты каждые пять страниц будешь глядеть в свой смартфон и проверять сообщения, то забудь о какой-либо атмосфере. Для тебя это будут всего лишь буквы на листе бумаги.

Этот факт знает любой человек, кто хоть раз заседал за книгой много часов: книги — не только слова, которые хотел написать автор, но и атмосфера, в которую он хотел тебя погрузить.

Если у тебя есть возможность плотно засесть за книгу, которую ты хотел прочитать — это именно то, что и нужно сделать.

Не верь всем спискам, рейтингам, топам

Если ты любишь читать книги, то видел посты типа «100 книг, которые должен прочитать каждый».

Люди принимают такие списки на веру, но кто их составлял? Их мог составить полнейший баклан, знающий о литературе столько же, сколько ты знаешь о синтезе ядерных изотопов — ничего.

Но люди репостят эти списки, продолжают верить этим топам, зачастую скучным и напичканным самой помпезной классикой.

Ты можешь сказать: «Влад, но ты тоже написал этот пост со списком…» — но я, в отличие от других, отвечаю за этот пост головой.

Ты знаешь имя автора, который составил для тебя список. Если тебе нравится ход моего мышления и ты хочешь знать, откуда я все это взял — пожалуйста, я дал тебе список.

Многих хороших книг, которые я читал, нет в стандартных списках. Но в этих списках всегда есть переоцененный «Заводной апельсин».

Как правило, в этом и заключается вкус человека. Ты смотришь не на рейтинги, которые тебе рекомендуют — ты пытаешься протоптать свою собственную дорогу.

Читай то, что ты считаешь хорошим, а не какая-то безликая сущность из интернета, составившая для тебя невнятный топ-100.

Читай публицистику (нон-фикшн)

Публицистика или нон-фикшн — это книги, где автор ничего не сочиняет. Он описывает жизнь и идеи напрямую.

Хорошие примеры такой литературы я показал . Сюда относятся книги по саморазвитию, книги по бодибилдингу, по миофасциальному релизу (лучший способ избавиться от боли в мышцах).

В этих книгах писатель не водит тебя за нос и не дразнит, как это бывает в художественной литературе. Он прямо так и вываливает перед тобой все свои идеи, и тебе не нужно лишнего думать, чтобы понять их.

Здесь автор не показывает тебе историю молодого мужчины, который потерпел несчастье в карьере и любви, и, встретив мудрого старца, поговорил с ним и понял, как начать все заново…

Нет. Здесь автор говорит тебе: «Измени свою жизнь».

Для некоторых людей такой подход принесет намного больше результата, чем роман на пятьсот страниц, воспевающий одну простую мысль.

Читай везде и всегда

Ездил когда-нибудь в общественном транспорте?

Тогда ты скорее всего знаешь, что типичный Вася сидит согнувшись в три погибели и смотрит новые мемы со всех помоек интернета.

Для кого-то ездить в автобусе — это пытка, но меня не напрягает ездить в общественном транспорте по одной простой причине: я читаю книги.

Для меня это не пустая потеря времени, как для Васи.

Пока мы проехали десять остановок, Вася стал еще тупее, я — еще умнее.

Ты тоже можешь получать знания везде, непрерывно.

Для этого читай книги где и когда можешь: в автобусе, перед сном, на скучных парах в универе, после секса, на работе, в выходные, на отдыхе.

Если ты уже не читаешь книги везде и где только можешь, вернись к третьему пункту и прочитай его повнимательней.

Не заставляй себя читать скучные книги

У меня было такое сотни раз. Я открываю известную зарекомендованную книгу, начинаю читать и понимаю: дерьмо дерьмом.

Но продолжаю. Заставляю себя прочитать ее, потому что многие люди считают книгу хорошей.

И каждый раз об этом жалею. Как только дочитал — память о книге испарилась быстрее, чем вся твоя зарплата после раздачи долгов.

Знаешь, что? Даже если это «Война и мир» не значит, что ты кому-то обязан ее прочитать. Я и сам пытался прочитать эту толстовскую нудятину, но решил, что Чарльз Буковски намного круче.

Никто не заставляет тебя читать самые умные книги, которые ты только можешь найти.

Возможно, ты просто не выкован для классики, возможно, придешь к ней позже. Но лучше читать хоть какие-то книги, чем никаких.

Читать Донцову лучше, чем смотреть мемы Вконтакте — и это, наверное, самое теплое слово, которое сказал Донцовой человек моложе семидесяти.

Не заставляй себя читать скучные книги — читай то, что привлекает и завораживает.

Но давай договоримся — ты должен хотя бы попытаться. Есть люди, которые не могут заставить себя читать, и говорят, что в мире нет интересных книг. Мой совет таким людям: прочитайте 2-3 главы.

Как правило, интересная и красочная книга затянет тебя через 2-3 главы, и тебе не придется заставлять себя. Если ты дал шанс и не затянуло — тогда да, книга для тебя не подходит, переходи к следующей.

Читай бумажные книги

Во мне сидит дух умирающей эпохи.

Для меня держать бумажную книгу в руках — удовольствие и волшебное ощущение.

Когда ты берешь в руки книгу, особенно старую, то проникаешься старыми ушедшими временами и чувствуешь какую-то загадочную атмосферу.

Если у тебя есть деньги и ты считаешь, что книга тебе точно понравится, или ты хочешь запомнить ее надолго, то покупай бумажный вариант.

Большой плюс бумажной книги в том, что ты можешь выключить свой долбаный смартфон и погрузиться в чтение. Никаких уведомлений, жужжаний, соблазна посмотреть мемы или сообщения.

Только ты и книга — такой опыт достигается лучше всего, когда ты держишь в руках бумажное издание.

В бумажных книгах ты можешь делать заметки. Когда мне очень нравится какая-то фраза в книге, я помечаю ее вертикальной чертой, и иногда возвращаюсь к лучшим моментам в книге.

И, конечно, бумажная книга соединяет тебя с автором и приносит более глубокие ощущения и атмосферу, прямо как музыка.

Лучший топ книг — твои близкие и знакомые

В моей семье много читающих людей.

Большинство моих любимых книг, например, в этом посте, я открыл для себя благодаря близким людям, советовавшим мне эти книги.

Если у тебя в семье читающие люди, то не нужно ломать свою голову («Что бы почитать?!») и лезть во всевозможные топы, рейтинги, списки — сначала спроси у людей, которых ты считаешь умными.

Люди смогут подсказать тебе отличные книги, которые ты не найдешь ни в каких топах-100.

Большинство книг, сильно повлиявших на меня, не были широко известной классикой.

Мне пришлось потрудиться, чтобы найти нужные мне книги.

Так что не нужно морщить нос, когда тебе советуют прочитать книгу, названия которой ты никогда не слышал.

Возможно, эта книга — просто шедевр, и она изменит твою жизнь.

Ты никогда не знаешь, от чего отказываешься.

Вот, я думаю, и все.

Теперь ты станешь лучшим читателем, чем был до этого.

Читай книги правильно и открывай для себя прекрасный мир литературы.

Я дал тебе ключ, чтобы ты сделал это.

До скорого, друг.

Влад Макеев.

Великая важность церковного чтения заключается в том, что оно составляет значительную часть Богослужения, которое есть выражение нашего духовного общения с Богом, частью молитвенного, частью священнотаинственного. Из сего открывается, что церковное чтение должно быть совершеннейшим и наилучшим, насколько Бог выше и совершеннее всего, и насколько отношения наши к Богу должны во всем быть запечатленными самыми высокими качествами и свойствами.

Если и к земным владыкам и царям люди благоразумные посылают для выражения их желаний, просьб и всякого рода заявлений таких представителей, которые могут высказаться наилучшим образом, — то тем более наилучшим образом должны выражаться представители церковные, передающие от лица множества людей их мысли, чувства и пожелания пред Царем царей и Господом господей, пред Богом и угодившими Ему приближенными к Нему — Богородицею и всеми святыми.

Церковное чтение это — дело Божие, а пророк Божий гласит: «проклят всяк, творяй дело Божие с небрежением» (Иер. 48, 10). Небрежности противоположно тщание. Посему добрые чтецы должны быть тщанием не ленивы, Господеви работающе.

Но как исполнять этот великий и святой долг церковным чтецам? Какие можно указать о сем руководстве иные взгляды и правила?

Это великое и святое дело должно быть совершеннейшим.

Но всякое совершенство имеет свои степени или ступени, которым предшествует много других ступеней, ведущих к совершенству. И само собою понятно, что есть разные ступени чтения плохого, небрежного, даже кощунственного, за которое виновные подлежат суду и наказанию весьма тяжкому, а также и извержению из церковного причта.

Из множества возможных степеней совершенства в церковном чтении можно указать важнейшие три степени.

Первая степень хорошего церковного чтения состоит в правильности, т.е. в таком произношении слов, какое требуется церковнославянскою речью, не допускающей тех видоизменений, какие бывают при произношении русской речи; там нередко е переходит в ё, а — в о и наоборот, так что «его» нельзя заменить «ево», помилуй — памилуй. Непростительно также смешивать ниже (и не) с ниже (русск. слов., не употребл. в слав), горе? с горе. Далее правильностью требуется, чтобы такие славянские слова, как, напр., и (их) не произносились за союз и. Понятно, что знаки препинания тоже должны быть строго соблюдаемы, причем для запятой может быть уделяемо время в один такт, для двоеточия в два такта, для точки — в три, а когда ею оканчивается особливое чтение (псалом) — четыре и более, так при окончании, для означения необходимости петь или сказывать ектению, должно еще сделать некоторое удлинение последних звуков чтения, что придает чтению особенный характер, который и везде должен быть несколько певучим, а вместе с тем и неторопливым.

Неспешность чтения есть одно из первых условий правильности чтения. Неспешность требуется как механикою чтения, так и способностью восприятия произносимого и многими другими обстоятельствами.

Всем известно, сколь не скоро дается механизм правильного чтения, ибо для этого требуется глазам восприять каждую букву, сочетать их в слоги и слова, передать это сочетание в сознание, которое должно сделать распоряжение в область звуковых органов, чтобы те произнесли это слово чрез сложную механику гортанного и устного произношения, И за одним словом должна сейчас же происходить работа над другим словом, потом над третьим, сотым, тысячным. Не меньшая работа, как слуховых, так и других органов восприятия, должна быть и у слушателей, молящихся Богу теми молитвенными чтениями, которые читает церковный чтец.

Крайне неудобны никакие ошибки при всяком общем чтении, особенно при чтении написанного важными лицами напр., Царями. Здесь всякое искажение слов может быть сочтено за непочтительность великих особ. Также дерзостным является и чтец церковный, читающий неправильно, потому здесь искажение слов может быть хулою на Бога и святых Его.

Напр., когда вместо — «во утрие избивах» — читают избавлях, чем извращается все содержание псалма (на первом часе).

Чтобы избежать сих и подобных ошибок, нужно не только читать не торопливо, но и готовиться к чтению, или, по крайней мере, просмотреть то, что предстоит читать, особенно в новом месте, по новым невиданным книгам. Может, например, случиться читать канон по книге, отпечатанной при императрице Елисавете Петровне, или при другом ком, где, очевидно, должна быть замена именем современного Государя. Но бывает, когда этой замены и не должно быть, напр., в день воспоминания Полтавской битвы, когда император Петр упоминается, как победоносец. Может случиться, что выпадет следующий лист, оторвется угол листка, или закапано будет необходимое слово. Чрез предварительный просмотр все затруднения, вытекающие из сих обстоятельств, могут быть устранены, а с ними и ошибки. Неспешность чтения полезна и самому читающему, ибо чрез это он своевременно имеет необходимый отдых, неизбежный при чтении длинном. И таковой чтец постепенно привыкает к чтению отчетливому, раздельному и ясному. Напротив, тот чтец, который читает торопливо, — постепенно крадет сначала многие слоги, потом слова и даже речения, так что у него правильности чтения уже не бывает никогда, ибо он не читает, а как бы отбарабанивает языком своим что-то неопределенное, в котором слышится какой-либо излюбленный звук, напр., е, е, е, или о, о, о, который он гудит и тогда, когда не разберет то или другое слово. Это,- так называемое, «пономарское» чтение, бессмысленное, о котором эти несчастные люди сами говорят: «отзвонил и с колокольни долой». Но быть медью звенящею, вместо человека, стыдно и грешно. Еще грешнее отзываться потом, что язык перебит и потому не может прочесть даже «Отче наш» или «Верую».

Первое предупреждение против перебитости языка — это чтение не наизусть, а по книге, как бы по складам, и певуче.

Певучим, а не разговорным или речитативом, церковное чтение должно быть потому, что этого требует общий тон церковного богослужения, имеющего много чтений, поющихся скоро и протяжно. Общность тона (тональность) требует и того, чтобы чтение было одинаково громко или тихо, сообразно с числом молящихся и местом чтения, ибо понятно, что чтение для двух лиц не может быть такое же, как и для тысячи, где требуется наибольшее усилие голоса. Однако, никаким стечением народа нельзя оправдать того выкрикивания конечных слов апостольских чтений, которое практикуют некоторые дерзкие чтецы. Вместе с тем нельзя не замечать, что Великим постом и особенно на похоронах должен поддерживаться иной тон, нежели за великопраздничными чтениями.

Вообще же церковное чтение всегда должно быть в границе средних тонов, чтобы быть вполне членораздельным, ясно слышимым даже старцами, из коих у многих начинает притупляться слух. А чтобы помочь этой немощи, должно читать с мест серединных и, по возможности, возвышенных. Заведомо же глуховатых нужно просить становиться поближе к чтецу, а также и позаботиться о том, чтобы никто и ничем не нарушил достодолжной тишины и порядочности, вообще необходимых всегда и, в особенности, при чтении церковном.

Вторая степень лучшего чтения есть чтение толковое, когда чтец читает, разумея, что читает, и так осмысленно читает, что дает возможность понимать читаемое и слышащим. Здесь особенное значение имеет, так называемое, логическое ударение на главной мысли или чувстве, изображаемом в читаемом, при чтении толковом всякий оттенок мыслей и чувств выражается соответствующим тоном голоса, но особенно своеобразный тон придается тем словам, в которых заключаются главные мысли и чувства. Глубокая печаль, торжественная радость, величественное славословие, все это должно находить в голосе читающего свое особое выражение.

Эта ступень чтения может быть доступна людям более или менее разумным, получившим достаточное развитие, когда человек бывает в состоянии не только понимать мысли каждого отдельного предложения, но способен следить за общим ходом их, уразумевать ту (логическую) нить, которая внутренно связует их и дает им то или другое достоинство и значение молитвенное.

Кроме осмысленности, здесь много зависит и от способности выразить толково читаемое.

Посему, кроме изучения читаемого (всестороннего), требуется еще и не малое упражнение в том, чтобы понятое (надлежаще) выразить в соответственных толковых способах произношения.

Толковое чтение так ценится повсюду, что ему обучают в старших отделениях нашей школы, а еще более в школе средней, в которой почти нельзя и учиться, не умея читать толково.

Церковь есть училище благочестия для малых и совершенных. Посему требование от церковных чтецов чтения толкового есть требование насущное. Еще ап. Павел говорил, что лучше сказать несколько слов с пониманием, нежели тысячи без понимания. Но если читающий не понимает читаемого, то он затрудняется прочесть так, чтобы самым чтением дать понять читаемое, хотя бы и отчасти. Отсюда очевидно, что для толкового чтения необходимо чтецу много и долго готовиться, как теоретически, так и практически.

Теоретическая подготовка к толковому церковному чтению должна обнимать разное знакомство со всеми предметами, входящими в состав церковного чтения, особенно же с книгою Псалтирь, так как почти на каждой службе читаются несколько псалмов. Можно сказать даже, что вся Псалтирь каждым чтецом должна быть пройдена с возможным для его возраста и понимания толкованием, начиная с перевода слов и оканчивая усвоением содержания всего псалма. Такие псалмы, как 50 и 33 должны быть изучены наизусть, равно как и молитвы, постоянно употребляющиеся, как, напр., «Иже на всякое время»… Незнание их же неизвинительно, как и незнание редко встречающихся и, так сказать, необычайных слов, напр., котва (якорь), иеродиево (аиста) жилище, нырище (развалина), неясыть (пеликан) и т.п. Еще непростительнее многие славянские речения понимать по-русски, напр., выну — всегда в смысле глагола вынимать.

Чтения парамий, канонов и т. под., переменных чтений, представляют еще большие трудности, а потому и изучение их должно быть более тщательное. Практически можно подготовляться ко всякому чтению, чтобы оно было толковым хотя бы чтение это было и знакомое, ибо для произношения вслух многих должны быть особые приемы, которых мог не держаться прочитывающий для себя. Имеющий возможность приготовиться читать толково может, так сказать, разумно служить Богу, содействуя молитве общей. И наоборот, читая не толково, чтец может своим беспорядочным чтением растраивать доброе религиозное настроение и вводить даже в соблазн. Посему всемерно должно работать над собою, чтобы сознание ума и желание воли послужить общему благу и спасению могли осуществляться, по силе нашего участия в оном, и чрез церковное чтение и его благодетельное влияние на слушателей.

Существенное свойство разумного чтения определяется логическим ударением, которое должно делаться на главной мысли в читаемом вообще, и, в частности, в каждом предложении. А посему очевидно, что для толкового чтения необходим грамматический разбор читаемого и в особенности отличие глаголов, как выразителей сущности дела, мысли или чувства. Отсюда открывается, что для навыка чтению толковому необходимо многократное прочтение того, что должно читаться, и притом прочтение с глубокою вдумчивостью содержание чтения.

Третью степень более совершенного чтения составляет умилительность, которая состоит в том, что чтец читает с духовною настроенностью сердца и производит душеспасительное действие на слушателей.

Умилительность, как показывает и это самое слово, есть приятность. Потому читаемое должно быть мило, приятно самому чтецу. Он должен, так сказать, сам пережить, перечувствовать те чувства, которые должны быть внушаемы чтением, и, переживши их, чрез свое умилительное чтение передать их слушателям. В мире светском такие чтецы называются художниками, а чтение их художественным. Для церковного чтения требуется меньшее. Тут не столько важен талант, сколько живая сердечность и, вообще, духовная настроенность. Эта духовная настроенность, как благодатный дар (помазания), должна быть всегда присуща церковному чтецу. Но разности чтений должны возбуждать в нем разные виды и формы умилительности. Так, напр., при чтении о могущественном творении мира Божия чрез слова: «рече и быша, повеле и создашася», необходимо выразить такую силу, которая бы невольно возбуждала в слушателях страх и благоговение пред всемогуществом Божиим. При чтении грустной истории о продаже Иосифа должно постараться возбудить печаль о нашей жестокости и черствости, как при чтении о злостраданиях Иова — чувство беспредельной преданности Богу и могуществу Его Провидения.

Грозные речи пророков и особенно прещения Божия, угрозы и проклятия должны иметь свой особый характер произношения. Но при этом должно помнить, что много из того, что свойственно было ветхозаветным людям, теперь должно иметь более умеренную силу, так как в Новозаветной Церкви более царствуют благодать и милость, нежели страх и наказания. Особенную любвеобильностью должны быть проникнуты поучительные чтения из Апостола, где нередко встречаются живые обращения к слушателям о наименованием их братиями. Следовательно, здесь братская любовь, желающая спасения верным, должна быть самым господственным чувством церковного чтеца.

При чтении поучительных и назидательных чтений, чтец является, как бы благовестником и проповедником Церковным, посему во многом он может руководствоваться здесь теми правилами и советами, которые предписываются наукою о проповедничестве (гомилетикою). А когда чтец выступает как молитвенник от лица предстоящих, он является как бы предстоятелем или священнослужителем церковным, а потому он должен руководствоваться всеми теми высокими правилами, которые внушаются пастырям Церкви для их спасительного воздействия на вверенных их помощи и руководству в деле спасения. Из сего открывается, что, хотя наши чтецы называются церковнослужителями, но, пользуясь высшими способами своего служения, они могут быть и бывают и священнослужителями, действуя на слушающих их священно-таинственно, чрез влияние глагола Божия, возвещаемого ими в речах Пророков, Апостолов, Святых Божиих и Самого Христа и Бога.

Сознание божественности совершаемого дела и особенно его великой важности и спасительности для множества христиан должно всегда возбуждать и воодушевлять к наилучшему чтению церковному, чтобы всячески помочь общему спасению всех. Только нравственно глухой и бездарный человек может не понимать своего высокого священного назначения. И напротив, всякий, сознающий себя христианином, постарается всемерно соответствовать своему великому назначению.

Св. Церковь наша, стараясь приготовить чтецов к достодолжному служению их, так увещевает каждого из них, чрез Епископа, при посвящении в стихарь: «Чадо первая степень священства есть степень чтеца. Поэтому тебе следует ежедневно читать божественные писания, чтобы слушающие, видя это, восприняли бы это к созиданию их спасения и тебе самому дана была бы большая степень, и никоим образом ты не постыжал бы жребия избрания твоего, и живя целомудренно, свято и праведно, ты сподобился бы наибольшего служения во Христе Иисусе Господе нашем, Ему же слава во веки веков».

Этот глас церковный призывает и всех вас к достодолжному служению в степени чтецов. И вам всем обещаются возможные возмездия здесь, а еще большие там, на небесах, ибо непреложно слово Господне: «иже сотворит и научит сей велий наречется в Царствии небесном».

(Изв. по Каз. Еп.)

Русский Инок № 43, Октябрь 1911 г.

***

О церковном чтении.

Чтец при Богослужении, должен стоять прямо, иметь руки, упущенными, читать громко, внятно, неспешно и непротяжно, а посредственно. Читать должно просто, с благоговением, в один тон, исполняя знаки. Нужно избегать новомодного разговорного или светского чтения и славянских слов не произносить русским наречием. (Ук. Св. Син. 28 мар. 1862 г.)

О церковном пении.

Исполнение церковного пения хорами певчих должно быть «благопристойно, без всякой вольности и бесчинного вопля», или неестественного крика. (VI Вселенск. Собор 75).

***

ЧТЕЦАМ И ПЕВЦАМ.

Работайте Господеви со страхом, и радуйтеся Ему с трепетом (Пс. 2, 11).

Воспою Господеви в животе моем, пою Богу моему, дондеже есмь (Пс. 103. 33).

Пойте Богу нашему, пойте; пойте Цареви нашему, пойте. Яко Царь всея земли Бог Пойте разумно (Псал. 46, 7-8).

Слышите, отцы и братие, чтецы и певцы, разумейте и вместе со святым Давидом пойте Богу нашему, сотворившему небо и землю и вся яже в них, и так возлюбившему мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всяк веруяй в Него не погиб, но имел жизнь вечную (Иоан. 3, 16). Сему Богу пойте и молитвы, прошения, благодарения и славословия возносите разумно. Не забывайте, что на клиросе, дело ваше свято, а обязанность высока и почтена. Дело ваше свято, потому что работаете вы Господу, а Господеви работайте со страхом; обязанность ваша высока и священна, потому что состоит в том, дабы вы во псалмах и пениях духовных, своим чтением и пением проповедовали слово Божие людям-братьям, за которых принес Себя в жертву Христос, и дабы вы своими устами и языком, как бы

от уст всех предстоящих и молящихся, возносили молитвы к Богу. Вот что говорит об этом Апостол, слова которого вы часто читаете: слово Божие да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, воспевая в сердцах ваших Господу (Кол. 3, 16). Не забывайте, что мы клирики, собираемся во святой храм не для того, чтобы как-нибудь в один дух отгудеть без всякого понятия положенные молитвы, псалмы и песнопения, да и считать свое дело оконченным и себя чистыми. Нет, собираемся мы, а с нами собирается и народ, общество, на великое и святое дело молитвы общественной. Поэтому молиться прежде всего должны мы первостоящие в церкви: священнослужители, чтецы и певцы. Истинная же молитва состоит в том, чтобы вместе с устами читающими или поющими молитву, возносить ум и сердце к Богу так, чтобы живо сознавать и чувствовать; что беседуем мы с Господом Вседержителем и пред Ним изливаем свою душу, обуреваемую житейскими попечениями, скорбьми и грехами. Но как часто забываем мы, что во святом храме работаем Богу и работаем Ему не за себя и для себя одних, но и для стоящего с нами народа, читаем и поем от лица всего народа. А забывая это, как часто и очень часто так торопимся мы, так читаем и поем, что ничего кроме одного гудения, нельзя разобрать. Так ли работать Господеви? Это ли молитва? Такая небрежная молитва не только не приятна Господу, но и прогневляет Его, и потому наша небрежность ведет нас к гибели. Вот что о такой молитве говорит Господь словами пророка Исаии: «Приближаются ко Мне люди сии устами своими и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня» (Матф.15, 8 — 9). Если же мы первостоящие будем обращаться к Богу только устами и почитать Его только языком, а сердце наше будет далеко от Него, то, посудите сами, чему может выучиться от нас меньшая братия? Не соблазняем ли мы такою молитвою народ? Не отталкиваем ли мы его такою небрежною молитвою и от себя и от святого храма. Горе нам, если мы забываем, что работаем Богу и дело Божие творим с небрежением и соблазном для меньших братий! Апостол Павел говорит нам: не обманывайтесь; Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет (Галат. 6, 7); а пророк Иеремия говорит: проклят человек, творяй дело Господне с небрежением (48, 10). Но Господь долготерпеливый и многомилостивый да избавит нас от тяжкого ответа пред судом Его праведным, да вразумит и да поможет нам работать Ему со страхом и свято дело во храме святом Его творить с благоговением на спасение себя и людей.

Чтобы достигнуть этого, вы чтецы и певцы, ради Христа, за нас пострадавшего, помните и с любовью к делу Божию исполняйте следующее:

1) Читай и пой внятно и не спешно; главное — не торопись, читая святые молитвы! Кто тебя гонит? Куда ты спешишь? Или тебе жалко несколько минут или час посвятить на усердную, разумную и сердечную молитву ко Господу? Вразумись, не гневи Господа, не унижай молитвы, не соблазняй народ и не торопись.

2) Читай так, чтобы, прежде всего ты сам понимал, что читаешь, и чтобы читаемые молитвы, каноны и псалмы так проникали в твое сердце, чтобы ты сам молился не устами и языком только.

3) Читая апостол, отнюдь не должно чрезмерно и непристойно кричать, увлекаясь тщеславием. Это должно помнить и певцам, потому что для всех вообще клиросных крайне опасна страсть тщеславия (Еп. Игнатий). После себя не забывай народа, стоящего во святом храме; читай так, чтобы тебя понял и народ, чтобы и он вместе с тобою, первостоящим в храме, едиными усты и единым сердцем молился и прославлял Господа: для этого-то и собираемся мы во святой храм.

4) Если ты плохо читаешь, то не ленись (дома) в кельи чаще упражняться в чтении Евангелия, Апостола и Псалтири и других божественных книг, так чтобы при богослужении ты всегда мог читать с благоговением, свободно, ясно и всем понятно.

5) Когда читает другой и ошибается, то не поправляй его громко и во время службы, чем отвлекаешь внимание людей в сторону от молитвы, а замечай сам и после службы скажи ему наедине.

6) Плохим чтецам, во избежание соблазна, лучше всего не давать читать до тех пор, пока они дома не выучатся хорошо с благоговением читать.

7) Церковь земное небо. Стоящий в ней должен стоять с благоговением, чинно подобно святым Ангелам. Во время службы не кашлять и не сморкать громко на всю церковь, не разговаривать, а тем более смеха не творить; ибо если вы, чтецы и певцы, заведете на клиросе беседу, смех и всякий шум, то как будет молиться народ, который собрался молиться вместе с вами?

8) Если во время богослужения придется с чем-либо пройти по церкви, то не торопись, не толкай народ, а главное: не стучи подборами на всю церковь, а иди тихо, смирно и с благоговением, чтобы от тебя и люди выучились, как ходить по церкви во время богослужения и как стоять в ней.

9) Старайся и петь Господу разумно и от чистого сердца, так чтобы твое пение, проникая в сердца людей, располагало и их к молитве. Пой так, чтобы можно было понять слова; не торопись.

10) Читай и пой с одинаковым благоговением и усердием всегда: и когда много народа в храме, и когда мало, и когда никого не бывает, кроме служащего и пономаря, помни, что работаешь ты Богу, а не людям: людей ты псалмами и песньми духовными только призываешь к Богу и научаешь их жить по божьему, а когда людей в будние дни нет, то ты и за них работай Господеви со страхом.

11) Вообще в церкви Божией должно сохранять всевозможное благоговение и порядок как для славы Божией, так для собственной душевной пользы и для душевной пользы предстоящего народа, который благоговением иноков назидается, а неблагоговением смущается, соблазняется и повреждается. (Еп. Игнатий)

12) Добрых, послушных, любящих дело Божие и усердных чтецов и певцов да благословит Господь и да поможет им стать лучшими, чтобы сподобились они услышать от Господа сии вожделенные слова: добрый и верный раб, войди в радость Господа твоего (Матф. 25, 21), а нерадивые и ленивые не забывайте слова пророка Иеремии (48, 10); поэтому не губите себя, не соблазняйте народа, исправьтесь и творите дело Божие со страхом и благоговением (Церк Ведом. 1891 г. № 32 «О церковном чтении и пении» см. Церк. Вед. № 3 и 1890 г. № 7).

Инок Даниил

Русский Инок № 05, Мapт 1911 г.

Данный раздел посвящен церковному проекту, который называется
«Практическое пособие по церковному чтению».
Пособие получило гриф Издательского Совета Русской Православной Церкви:
«Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви»
ИС 12-124-2444

Выход пособия приурочен к открытию юбилейных, XX Международных Рождественских Чтений.
23 января 2012 года на открытии Чтений в Гостином Дворе один из первых экземпляров Пособия
был передан Святейшему Патриарху Московскому и Всея Руси Кириллу.
Пособие состоит из двух частей: аудиодиска с примерами богослужебных чтений и буклета
с текстами читаемых фрагментов, набранных церковно-славянским шрифтом (таким же, как
и в богослужебных книгах). Впрочем, любой желающий сможет без труда отыскать
начитанные фрагменты в Часослове, Октоихе, Минеях и других книгах, используемых
во время богослужения.
Сразу скажу, что целью создания пособия была помощь начинающим чтецам, псаломщикам и всем, кто желает
приложить свое посильное участие в богослужении, но еще не имеет опыта.
Примеры чтений не являются аксиомой или образцом для подражания — это всего лишь один из возможных
вариантов богослужебного чтения…
Комментарий Митрополита Калужского и Боровского Климента,
Главы Издательского Совета Русской Православной Церкви
по поводу «Практического пособия по церковному чтению»:
на сайте Patriarchia.ru http://www.patriarchia.ru/db/text/2099535.html
на сайте Издательского совета http://izdatsovet.ru/news/detail.php?ID=42523&PAGE_NAME=section&SECTION_ID=329
О пособии уже появились заметки и отзывы на православных сайтах и СМИ,
телеканал «СОЮЗ» выпустил новостной сюжет:

Фрагменты Пособия для ознакомления:
1. Пример чтения «Символа веры» PDF с текстом
2. Пример чтения припева на Паремиях в навечерие Рождества ХристоваPDF с текстом
Запись пособия производилась в храме св. прп. Сергия Радонежского Московского Высоко-Петровского мужского монастыря.
В записи принимали участие:
духовенство Высоко-Петровского монастыря
певчие храма Воскресения Словущего в Ваганькове
регент — А.Любимов
звукорежиссер — А.Розов
Дорогие братия и сестры!
Поскольку около 30% от реализации Пособия остаются в храмах, в которых продается Пособие —
большая просьба: даже если к вам попала версия диска в виде «нелицензионной» копии — пользуйтесь, но
лучше поддержите храмы своего региона, а НЕ РАСПРОСТРАНЯЙТЕ КОПИИ ЧЕРЕЗ ИНТЕРНЕТ!
Во-первых — это не по-христиански (нарушение одной из Заповедей),
а во-вторых — данная деятельность подпадает под нарушение Закона о защите авторских прав и может повлечь за собой
судебные разбирательства и штрафные санкции…
Пособие распространяется через Епархиальные отделы религиозного образования и катехизации а также через
представителей студии «Горизонт» в регионах.
Возможна доставка в регионы России:
— наложенным платежом (Почта России)
— транспортными компаниями
Стоимость Пособия — 260 руб.
Стоимость доставки зависит от региона и способа доставки — в основном от 150 до 300 руб.
Заявки можно присылать на адрес: reading@osin.ru
Координаты представителей и адреса магазинов, храмов и монастырей, где можно приобрести «Пособие»:
интернет-магазин «Православное слово» — www.pravslovo.ru (раздел «Музыка», для поиска можно ввести «код1С» — 10982 или название — «Практическое пособие…»)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *