Содержание
О чём рассказывает житие Святого?
Николай Чудотворец принадлежит к разряду святых из высших иерархов (архиереев), именуемых «святителями». Время его жизни относится ко второй половине III – первой половине IV века, но его первое житие («биография») появилось лишь полтысячелетия спустя. Здесь он сразу предстаёт как обобщённый образ идеального пастыря: с одной стороны, он – «правило (канон) веры и образ кротости», с другой – бесстрашный и нелицеприятный «печальник» о людях.
И.Е. Репин. «Николай Мирликийский останавливает
казнь невинно осужденных». 1888 г.
Государственный Русский музей
Отказавшись от родительского наследства, юный Николай посвятил себя служению христианской Церкви. Народ избрал его своим Архипастырем (в древности церковные должности были выборными, а не номенклатурными), и Николай стал архиепископом города Миры, столицы римской провинции Ликия на юго-западе Малой Азии (отсюда его прозвание «Мирликийский»). Избрание сопровождалось видениями Иисуса Христа и Богоматери, поднесших ему главные знаки епископского достоинства – Евангелие и омофор, носимый во время богослужения на плечах. (Эта длинная широкая лента, украшенная крестами, символизирует «заблудшую овцу», лежащую на плечах Христа.) С этими знаками архиерейского отличия святитель Николай и изображается чаще всего на русских иконах. Высокий лоб, седая борода и заботливый взгляд «пастыря» придают его изображениям легко узнаваемый «портретный» облик.
Ко времени правления римского императора Константина Великого (306–337), первого христианского «кесаря», житие относит рассказы о заступничестве святого Николая за несправедливо осуждённых. Он выхватывает из рук палача меч и спасает трех несправедливо приговорённых к смерти горожан; во сне является императору и убеждает его оправдать трех опальных полководцев, а хлеботорговцу велит везти товар в голодающие Миры. Он творит многочисленные чудеса на море, а однажды оживляет несчастных школяров, разрезанных на части коварным владельцем постоялого двора, – и потому становится патроном мореплавателей и школьников.
Святитель Николай в западной народной традиции
Особое место святитель Николай занимает в западноевропейской христианской фольклорной традиции. Здесь он стал объектом своеобразной народной мифологизации (наивной и вполне чистосердечной, присущей всем простым христианам, сердиться на которую профессиональные богословы и историки не вправе!) и превратился в знакомого всем Санта Клауса. По мнению покойного академика С. С. Аверинцева, голландское имя святого – Синте Клаас – трансформировалось в Санта Клаус, что значит просто «Святой Николай»! Его модификацией является английский Father Christmas – «Батюшка Рождество». В России же эта ниша занята, с некоторыми оговорками, хорошо знакомым нам с детства щедрым, добрым и могущественным Дедом Морозом, явным «язычником» славянской мифологии.
Расставаясь с родительским богатством, святитель Николай помог одному впавшему в крайнюю нищету отцу, уже готовому согласиться с тяжкой участью трёх своих дочерей-бесприданниц. Ночью он тайно подбросил в их печальный дом три узелка с золотом – на приданое каждой девушке. Став неведомым благодетелем, Санта Клаус с тех пор каждую рождественскую (или новогоднюю) ночь подкладывает ребятишкам подарки. «Скоро он вновь придет, с чем-то на этот раз? Как интересно!» – восклицают нетерпеливые дети. – «Ну потерпите же немного, ждать осталось совсем недолго!» – увещевают их родители.
Юрий Рубан,
канд. ист. наук, канд. богословия
(Прим. Статья была написана для многоконфессиональной аудитории университетского журнала, чем объясняется её преимущественно культурологическая направленность. – Studio: Журнал для изучающих иностранные языки. СПб.: СПбГУ, 1999. № 4. С. 32–33.)
Тропарь Святителю:
Правило веры и образ кротости, воздержания учителя яви тя стаду твоему, яже вещей истина. Сего ради стяжал еси смирением высокая, нищетою богатая: отче священноначальниче Николае, моли Христа Бога, спастися душам нашим.
Правилом веры, образцом кротости и учителем воздержания показала тебя жизнь твоя пастве твоей. И потому смирением ты приобрёл величие, а нищетой – богатство. Отец наш, священноначальник Николай, моли Христа Бога о спасении душ наших!
Кондак Святителю:
В Мирех, святе, священнодействитель показался еси, Христово бо, преподобне, Евангелие исполнив: положил есидушу твою о людех твоих, и спасл еси неповинныя от смерти. Сего ради освятился еси, яко великий таинник Божия благодати.
В Мирах ты, святой, явился совершителем священнодействий. Евангельское учение Христа исполнив, ты, преподобный, положил душу свою за людей твоих и неповинных избавил от смерти. Потому и приобрел ты святость – как великий служитель таинств Божией благодати.
Постараемся детально ответить на вопрос: молитва правила веры на сайте: молитва-богу.рф — для наших многоуважаемых читателей.
Молитва правила веры
Тропарь святителю Николаю
Правило веры и образ кротости, / воздержания учителя / яви тя стаду твоему / яже вещей истина; / сего ради стяжал еси смирением высокая, / нищетою богатая, / отче священноначальниче Николае, / моли Христа Бога, / спастися душам нашим.
Правило – здесь: мерило, образец. Образ – здесь: образец. Яви – явил. Яже вещей истина – есть подлежащее предложения, поставленное в конце его, и означает – познание истины. Высокая – здесь: величие. Богатая – богатство. Священноначальниче – начальник священнослужителей, то есть епископ (звательный падеж).
Этот тропарь является также и общим тропарем святителю – то есть тропарем, который может применяться к любому святителю. Таким образом, святитель Николай предстает пред нами и как «правило и образ» святителя вообще.
Правило веры и образ кротости, воздержания учителя яви тя стаду твоему яже вещей иятина. В пособиях начала ХХ века дается такое понимание этого выражения: яже вещей истина переводилось как «познание истины»: «Познание истины сделало тебя для паствы твоей мерилом веры, образцом кротости, учителем воздержания»; Сего ради: ради Христа, для Него (хотя, безусловно, возможно и простое понимание выражения «сего ради» как предлога: «благодаря этому», «поэтому»).
Стяжал еси смирением высокая, нищетою богатая. Приобрел смирением величие (высоту неба), нищетою – богатство (рая). Такого рода противопоставления (антиномии) свойственны новозаветному мышлению, ими пронизано Евангелие: Кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя (в церковнославянском Евангелии: смиряяй же себе), тот возвысится (Мф. 23, 12; также Лк. 14, 11; 18, 14); Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою (2 Кор. 8, 9).
>Православные иконы и молитвы