Право и политика право и культура

Экономика всегда предполагает участие в ней государства на основе права. Именно с помощью юридических предписаний определяются пределы правового регулирования экономических процессов с учетом всех обстоятельств общественного развития. Успешное развитие названной задачи возможно только при высоком уровне цивилизации, политической и правовой культуры (само право следует рассматривать в качестве одного из проявлений этой цивилизации и культуры). Отметим, что право не может быть выше культурного развития общества, поэтому издаваемые государством законы если и должны в качестве определенной модели вести за собой (формировать) соответствующие отношения, то не настолько, чтобы отрываться от них и превращаться в законы неправовые. Можно утверждать, что для большинства людей нормативом поведения служит не закон. А сама культура (общая и юридическая), поскольку они не знают конкретных нормативно-правовых предписаний, никогда не знакомились с правовыми актами. Высокий уровень культуры неизбежно открывает путь правовому развитию общества, правовому закону и правовому государству. Неразвитость культуры, напротив, обусловливает правовой нигилизм, деспотические формы и методы властвования. Политика же представляет собой совокупность норм, отношений и политического сознания, связанных с борьбой людей за власть и ее использование. То есть и государство, и право – понятия политические (часть политики является правом – юридическими нормами). Таким образом, нельзя познать государство и право без учета их связи между собой и связи с экономикой, культурой, политикой, их взаимного воздействия друг на друга; нельзя использовать экономические, политические и правовые методы решения социальных проблем без учета системной связи между ними, без учета общецивилизационного и культурного контекста.

⇐ ПредыдущаяСтр 15 из 17

Цель занятия:

философское осмысление правосознания и правовой культуры, выявление их исторических особенностей на Западе и в России.

План

1. Правосознание и правовая культура как предмет философского анализа.

2. Категории, определяющие своеобразие западноевропейского правосознания.

3. Категории, определяющие своеобразие российского правосознания.

4. Философские проблемы современной российской правовой культуры.

Темы докладов

Понятие правосознания: основные подходы.

Проблема соотношения правового, политического, религиозного и нравственного сознания.

Понятие правовой культуры: основные подходы.

Феномен правового нигилизма.

Особенности права и правосознания на Западе.

Особенности права и правосознания на Востоке.

Особенности права и правосознания в России.

Методические рекомендации

По первому вопросу.Дайте определение правосознания и правовой культуры. Правовая культура общества обеспечивает производство и воспроизводство права и практики его применения, эффективность юридического образования, развитие правовой мысли, сохранение и приумножение правовых ценностей. Под «культурой» в данном случае понимается система ценностей, служащая средством индивидуальной и групповой идентификации людей. Она выступает в качестве совокупности специфических параметров, отличающих одну группу от другой. Правовая культура общества проявляет себя в форме культурных групп, члены которых идентифицируют себя на основе принадлежности к определенной группе, а сама группа – на основании системы ценностей. Правовая культура личности – это знание, понимание и осуществление требований права в жизнедеятельности человека. Она предполагает правовую образованность, потребность соблюдать законность и правопорядок, формировать сознательное отношение к действующему праву. Развитие правовой культуры общества должно учитывать формирование правовой культуры индивида. Уровень ее определяется уровнем правосознания, масштабом и глубиной юридического образования в обществе, профессиональной подготовкой юристов, степенью развития юридической науки, правового мышления. Идея права представляет собой фундаментальную ценностную основу современной цивилизации. Однако в мире существует и взаимодействует множество разных культур. Подумайте: есть ли идеальные конструкции, из которых выведено право, единые для всего человечества, или они зависят от особенностей того или иного культурного мира?


По второму вопросу. Своеобразие сущности западноевропейского правосознания и правовой культуры отражено в совокупности таких системообразующих категорий-идей, как свобода, равенство, справедливость, правовой закон, естественное право, гражданское общество. Западноевропейская правовая культура формировалась постепенно. После падения Римской империи и до конца ХI в. юридические правила и процедуры, применявшиеся в правовых укладах Европы, и светских, и церковных, практически не вычленялись из обычаев общества и его политических и религиозных установлений в целом. Существенное влияние на западноевропейскую правовую культуру оказало римское право, которое считали идеальным законом, сводом правовых идей, образующих совершенную систему, и именно в его терминах начали описывать современные, прежде неклассифицированные, правовые проблемы, именно по его нормам начали отправлять правосудие. Западная правовая культура имеет также определенные религиозные основания, поскольку христианская церковь интегрирована в социальную, экономическую и политическую жизнь общества.

По третьему вопросу. Российская правовая культура представляет собой сложное и противоречивое явление, поскольку в России сталкиваются и приходят во взаимодействие два потока мировой истории – Восток и Запад. Русская культура не может быть однозначно отнесена к европейской или азиатской. Часто для обозначения этого феномена используют термин «евразийская культура». Основной особенностью русского общественного сознания вообще и правосознания в частности на протяжении веков являлся этикоцентризм, т. е. подчинение права более высоким – нравственным и религиозным – ценностям. Своеобразие российского правосознания и правовой культуры выражено в таких системообразующих идеях-категориях, как, правда, милость (милосердие), служение, страданиеи т.д. Основанием для выделения их и сопряженных с ними категорий является признание религиозно-нравственных доминант в российском общественном сознании. Эти идеи получили свое развитие в правовой идеологии российского консерватизма, которые опираются на идеи Н.М. Карамзина, И.В. Киреевского, М.Н. Погодина, Ю.Ф. Самарина, И.С. Аксакова, М.Н. Каткова, К.П. Победоносцева, К.Н. Леонтьева, Л.А. Тихомирова, И.А. Ильина.

По четвертому вопросу. Обратите внимание на то, что современная российская правовая культура характеризуется определенным эклектизмом, поскольку в ней сочетаются как консервативные, так и либеральные аспекты. Для российского консерватизма характерен аксиологический традиционализм, выражающийся в апологетизации социокультурной традиции, а также тесная связь с религиозным миросозерцанием. Консервативное обоснование права апеллирует в основном к двум главным положениям, Во-первых, это жесткое подчинение права нормативным принципам религии. По мнению консерваторов, секуляризованное государство, поощряя разрыв правосознания своих граждан с религиозным миросозерцанием, порождает деморализацию и деградацию государственного строя. Во-вторых, право воспринимается компонентом традиционного социально-политического устройства, «внешним» стражем порядка, «изнутри» охраняемого традицией. Следует выделить и особенности, которые присущи либеральным философско-правовым взглядам в России. Российский либерализм был связан с идеей социального государства. Так, Б.А. Кистяковский защищал идеи неотчуждаемости прав и свобод личности, правовой государственности, сочетая эти идеи с принципами социальной справедливости и общественной солидарности. Идеи социального государства были также характерны для В.С. Соловьева, П.И. Новгородцева, Б.Н. Чичерина. Покажите, в чем заключается особенность их либеральных идеалов? Обратите внимание на нравственный аспект учения о социальном государстве. Объясните, почему Соловьев подчеркивал «нравственную необходимость государства». Какова роль либеральных идей в современной России?

Следует отметить возрастание роли правовой культуры сотрудников полиции в условиях реформирования современного российского общества. Формирование специалиста не сводится только к овладению знаниями, но всегда предполагает оценку окружающей действительности, опирающуюся на жизненные установки личности. Сами же эти установки определяются духовной культурой личности, формирование которой происходит на основе философского осмысления мировоззренческих и методологических принципов познания, деятельности и оценки. Сложный характер правового мышления специалиста предполагает комплексный подход к его формированию, тесную взаимосвязь всех изучаемых в юридическом вузе общественных, юридических и специальных дисциплин, единство теоретического осмысления научных данных и социальной практики, органической связи социальной теории с современными проблемами правоохранительной практики.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Компания «Правовед.RU» — IT-компания, мы занимаемся разработкой проектов в сфере LegalTech. Наш самый известный проект — крупнейший в России онлайн маркетплейс юридических услуг с многомиллионной аудиторией.

С 2011 года мы постоянно растем. За это время несколько миллионов россиян смогли решить свои юридические вопросы на нашем проекте. Мы соединяем людей, которым нужна юридическая помощь, с профессиональными юристами через удобный сервис взаимодействия. Мы единственная компания в России в сегменте LegalTech, которая привлекла инвестиции от крупнейших международных венчурных фондов — немецкого фонд Target Global, венчурного фонда AddVenture.

Основное конкурентное преимущество нашего сервиса — сильная команда профессионалов, а также большие данные и технологии с применением AI. Это позволило компании в 2017 году создать уникальную технологию «Робот-юрист”, позволяющую консультировать клиентов без участия юриста. С этой технологией Правовед.RU стал резидентом фонда Сколково, а также победителем международного LegalTech конкурса «Legal Geek». Этот проект стал центром внимания российских и зарубежных СМИ.

Такие крутые проекты можно делать только с крутой командой. Сотрудники — наша ключевая ценность.

Вот что мы делаем для наших ребят:

  • формируем гибкие и бесшовные процессы, которые помогают работать эффективно;

  • избавляемся от бюрократии при первых же признаках, так как ненавидим ее;

  • используем SCRUM, формируя кросс-функциональные и самостоятельные команды, которым не нужен менеджер или надзиратель,

  • фокусируемся на общей важной задаче — доставке ценности до своих пользователей.

Вот лишь несколько причин, почему работать у нас — круто:
1. Стабильно и уверенно. Мы уже не стартап, а молодой финансово стабильный бизнес.

2. Дружелюбно. При этом, мы сохранили атмосферу и гибкость стартапа. У нас нет «винтиков в системе», как в крупной корпорации. Мы — друзья и единомышленники, которым приятно и работать вместе, и остаться в пятницу на совместную пиццу. В основе компании молодые ребята, которые увлечены своим делом.

3. Agile – наше все. Минимум бюрократии и максимум здравого смысла.

4. Голод до знаний. Постоянное накопление нужных знаний и «прокачка» экспертизы – не только наша базовая ценность, но и обязанность каждого сотрудника. Это то, что двигает компанию вперед, и обязательно будет отмечено и вознаграждено. Мы не смогли бы совершать прорывы и делать инновационные продукты, оставаясь на одном месте. В офис приходит преподаватель английского 2 раза в неделю.

5. Чертовски талантливо. Мы верим, что атмосфера достижений – это невероятно круто. Мы убеждены, что достижения рождаются там, где высоки требования. Часто мы превышаем ожидания и делаем невозможное. Любой твой талант или способность могут проявиться у нас.

4. Перспективно. Мы приветствуем и поддерживаем профессиональный рост. Самые успешные карьеры в нашей компании начинались с entry level. Мы — компактная команда, где все на виду. Проектов и задач хватит всем, важно желание.

5. Планомерно. Мы за то, чтобы работать интенсивно, но планово. Меньше стресса — больше продуктивности.

6. Толерантно. Мы принимаем все мировоззрения и точки зрения, кроме агрессивных.

7. Экологично. We are Green: раздельно собираем мусор, сдаем макулатуру, не используем пластиковые стаканы, стараемся быть paperless. Нам не все равно, что будет с нашей планетой.

8. Комфортно. Большой офис-лофт в историческом месте — рядом с ж/д станцией Цветочная. Именно отсюда столица переехала из Петрограда в Москву в 1918 году. При этом, до метро 10-12 минут пешком. Для тех, кто предпочитает на машине, у нас есть парковка.

9. Удобно. Гибкое начало рабочего дня, с 8:30 до 10:30. Мы верим, что каждый сотрудник осознает объем задач и распределяет свои ресурсы разумно. Больше доверия, а не контроля.

10. ЗдорОво. Мы приветствуем здоровый образ жизни. Поэтому компания оплачивает 50% стоимости абонемента в любой фитнес-клуб Санкт-Петербурга после испытательного срока.

11. Вкусно и гостеприимно. У нас всегда есть ароматный кофе и печеньки. В холодильнике фрукты, сладости.

Соотношение права и закона.

Контрольные вопросы

1. Что такое онтология и как соотносятся понятия «бытие», «реальность», «существование»?

2. В чем состоит особенность правовой реальности?

3. К каким типам реальности относится право?

4. Как соотносятся понятия «право» и «правовая реальность»?

5. Что такое жизненный мир человека?

6. В чем сущность и содержание правовых отношений?

7. Раскройте содержание и структуру правового сознания.

8. Какова роль правосознания в структуре общественного сознания?

9. Перечислите основные функции правового сознания?

Рекомендованная литература

· Алексеев С.С Философия права. – М.: 1997

· Буков В.А В тупиках революционного правосознания. — М.: 1994

· Ильин И.А О сущности правосознания Соч.: В 10 т. — М.: 1994. Т.4.

· Кант И. Критика практического разума — СПб.: 1995.

· Коркунов Н. М. Общественное значение права — СПб.: 1998

· Мальцев Г.В Новое мышление и современная философия права человека (Права человека в истории человечества и в современном мире). – М.: 1988

· Малинова И.П. Философия права (от метафизики к герменевтике) – Екатеринбург: 1995

· Новгородцев П.И. Кризис советского правосознания. — М.: 1990.

· Соловьёв В.С Оправдание добра// Соч.: В 2-х т. — М.: 1988 Т.1

· Франк С.Л Реальность и человек. — М.: 1997.

Лекция 7. Право и закон: природа, сущность, взаимодействие

Вопросы: 1. Право как общественный феномен.

Право – сугубо человеческий феномен. Оно возникает в человеческом обществе, на определенной ступени его развития. Философское осмысление правовой реальности началось с разграничения права на естественное (jus naturale) и позитивное (jus civil). Именно их противоречивое единство и составляет структуру правовой реальности.

Совместная жизнь людей требовала согласования и регуляции. Уже самые разные нормы делали это, опираясь на естественный ход вещей. Таким образом, социально-нормативная регуляция всей жизни первобытной общины и естественное право оказались взаимосвязанными. В их основе лежит: эволюционное взаимодействие надобщинных структур, превращающих хаотичную человеческую жизнедеятельность в жизнедеятельность, регулируемую определенными ценностями и нормами. С появлением государства начался переход человечества от варварства к цивилизации и к позитивному праву, которое существует как нормативное право, санкционированное государством.

С развитием общества изменялось и право. Оно превратилось в сложное, многогранное общественное образование, охватывающее и регулирующее практически все сферы жизнедеятельности человека. Сегодня общее право делится на трудовое, семейное, гражданское, уголовное, экологическое, военное, конституционное, международное и др. Его многогранность подтверждается неразрывной связью со свободой, равенством, справедливостью, общим благом, моралью, политикой, экономикой.

История философско-правовой мысли показывает, что сложились два основных подхода к пониманию права. Это естественно-правовой подход, который считает, что естественное право является базисной основой права. Естественное право это сумма требований, рожденных непосредственно, без какого-либо человеческого участия самой жизнью общества, объективными условиями жизнедеятельности человека, то естественным ходом вещей. Нормы естественного права призваны защищать права человека, которые обусловлены особенностями его природы. Это – право на жизнь, продолжение рода, общение, самоутверждение, собственность, личное достоинство, свободное волеизъявление, свободу совести, мысли, слова и др. Естественно-правовые доктрины предполагают, что все эти права являются безусловным и неотъемлемым достоянием человека и даны ему уже самим фактом его рождения и существования в качестве человека.

Второй подход — позитивистский считает, что позитивное право это право, созданное людьми и выраженное в законах (позитивное право). Это искусственное создание цивилизации, проявление властной воли конкретных социальных субъектов и, в первую очередь, государства.

Противоречивое единство естественного и позитивного права предполагает основные различия между ними:

1. Естественное право считается производным от мироздания и природы человека, являющегося неотъемлемой частью миропорядка. Позитивное же право – искусственное создание, сотворенное людьми, преданными интересам такого искусственного формообразования, как государство.

2. Естественное право возникает вместе с человеческой цивилизацией, а позитивное право значительно позже, одновременно с формированием государственности.

3. Естественно-правовые нормы выражены, помимо юридических документов, в виде неписаных обычаев и традиций. Позитивно-правовые же нормы всегда предполагают письменную фиксацию в виде формализованных нормативных актов юридического характера.

4. В соответствии с естественно-правовыми доктринами права человека на жизнь, свободу, собственность, личное достоинство считаются принадлежащими ему изначально и, безусловно, т.е. с его рождения. Согласно же позитивно-правовой логике, свободы и права человек получает из рук государства, которое отмеривает их в той степени, в какой считает нужным, и которое может не только дать права, но и отнять их, если сочтет это необходимым.

5. Нормы и принципы естественного права имеют религиозные и этические обоснования. Позитивное же право демонстративно отказывается от них. Оно опирается на волю государства и убеждено в необходимости и достаточном характере такого обоснования.

6. Естественное право не тождественно действующему законодательству. Его юридическое содержание, связано со многими ценностями мировой культуры. Позитивное право отожествляет себя с действующим законодательством и потому может считаться атрибутом цивилизации, но не культуры.

7. Нормативно-ценностным пределом устремлений для естественного права служит высшая справедливость, понимаемая как универсальный идеал, соответствующий коренным устоям миропорядка. Для позитивного права таким пределом являются интересы государства и др.

В человеческом обществе право, прежде всего, проявляется в закреплении отношений собственности, оно выступает регулятором форм, методов и меры распределения труда и его результатов (продуктов труда) между людьми, между человеком и обществом. Оно определяет меры борьбы с посягательством на сложившиеся общественные отношения, гармонизирует межличностные отношения, регламентирует отношения между государствами, и т. д.

В истории философско-правовой мысли существовали и существуют два основных подхода к пониманию права.

Первый запретительный, в котором право зиждется на принципе «запрещено все, что не разрешено» и рассматривается как порождение государства (ибо именно государство жаловало «особые права», «вольности», титулы и владения). Второй – разрешительный, начало которому положила эпоха Просвещения XVIII века, провозгласившая принцип «разрешено все, что не запрещено». Просветители убедительно показали бесперспективность запретительных методов, неизбежно ведущих к деспотии, доказали, что строгость и беспощадность наказания, усиление репрессивных мер вовсе не способствуют ликвидации преступности.

В разрешительном подходе право и закон стали рассматриваться как взаимосвязанные, но нетождественные правовые феномены.

Важным элементом правовой реальности является закон. Это конкретно общие, формально – позитивные правовые нормы, все установленные государством общеобязательные правила. Закон представляет собой актуализацию и конкретизацию правовых идей и принципов.

Это ступенька, ведущая к праву. Это право на определенном этапе его становления. Закон – это общая норма для множества возможных случаев. И существует он как суждение о должном.

Правовой закон имеет разные формы своего бытия: правовые нормы, отношения, сознание, правосубъектность, правовые процедуры, процессуальные формы, правовой статус правовой режим и т.д. Различия между ними чисто функциональные, а не сущностные.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *