Православие о йоге

Несмотря на одобрение церковью физических упражнений, йога и православие не находят точек соприкосновения. Медитирующий человек дистанцируется от мирской суеты и уходит в себя с целью единения со Всевышним. А христианская молитва предполагает общение с Богом.

Занятие йогой.

Цель йоги в духовной сфере

Йога предполагает осуществление духовных усилий человека с целью достижения единства с Высшим Существом.

Физические и дыхательные упражнения (хатха) помогают медитирующему обрести покой, освободиться от посторонних мыслей, не реагировать на внешние раздражители. Человек очищает свое тело от негатива, энергетических засоров. Выполненные приемы предположительно увеличивают энергетику тела, укрепляют нервную систему.

Следующая стадия — кундалини — направлена на подъем жизненной силы от позвоночника к голове.

Тот, кто прошел физический этап, начинает осознавать, что он уже не материальное тело. С таким религиозным багажом человек ощущает себя душой в материи и неотъемлемой частицей Верховной души, Бога (стадия гьяна).

Наивысшим достижением практикующего йогу является совершенство, т.е. единение с Богом (бхакти).

Такое состояние предполагает безвозмездное служение Богу из любви и преданности, обретение в этом счастья, что и является истинной целью учения.

Отношение православия к задаче индийского учения

Православие относится к йоге негативно. Христианство прокладывает путь к Богу через тяжелое преодоление страстей. Индуизм же предполагает, что в человеке уже заложено божественное совершенство, которое раскрывается в результате занятия йогой. Нужно только развить это качество.

Практикующий находится в эйфории, осознавая себя самодостаточным. Христианская аскетика считает такое состояние самообольщением. Человек думает, что он божественен. С этой мыслью он остается без Бога, поскольку его «божественное совершенство» имитируют темные силы.

Йога в Индии.

Повторение древнего соблазна стать похожим на богов и есть ответ на вопрос, почему православным нельзя заниматься йогой.

Основные причины неприятия церковью

С точки зрения православной церкви, спортивные занятия направлены на улучшение физического состояния человека и не должны затрагивать душу. В то время как упражнения йоги завлекают тело, чтобы разрушить существующий духовный мир, заменить его другим состоянием. Если молящийся обращается к Богу, то медитирующий — к самому себе, что по смыслу является самогипнозом.

Выделяют ряд причин, по которым православие и йога несовместимы:

  • практика самопознания расходится с основами христианства в познании Бога;
  • учение не предусматривает раскаяния в поступках и покаяния;
  • всепрощение подменяется равнодушием ко всему происходящему и становится привычкой;
  • в ходе достижения наивысшего состояния медитации у человека постепенно останавливаются психические процессы;
  • происходит исчезновение личности, способностей переживать;
  • достижение душевного комфорта позволяет забыть о грехе.

Возможно ли обойти запрет

Существует такое учение, как христианская йога, последователи которого утверждают, что оно состоит в полном безмолвии, уходе от мыслей и иллюзий для понимания одной истины — человек божественен. А целью приемов учения является раскрепощение и удовлетворение человека. Эйфория позволяет ему совершать хорошие поступки на человеческом уровне, а затем — на духовном, христианском.

Сами последователи йоги ссылаются на заповедь Христа: «Возлюби Верховного Господа всем сердцем, разумом, всем своим существом и выполняй Его волю».

Патриарх Московский Кирилл, отзываясь о йоге, отметил, что православным нужно воздержаться от подобных занятий. Для укрепления здоровья существуют другие виды спорта без психологического подтекста. Он уточнил, что эта практика относится к языческим.

Добро пожаловать в реальность йоги!

В этой статье поговорим про Христианство (Православие), поговорим о том, как же оно соотносится с йогой. Есть ли вообще что-то общее между йогой и Христианством? Почему официальная церковь считает увлечение йогой грехом? Можно ли заниматься йогой и при этом быть православным христианином?

На эти вопросы ответы следующие…

Йога и Христианство. Цели совпадают.

В одной из любимейших мною православных молитв – молитве Оптинских старцев есть строчка: «Господи, научи правильно, просто, разумно обращаться со всеми домашними и окружающими меня, старшими, равными и младшими, чтобы мне никого не огорчить, но всем содействовать ко благу». Ни это ли йоговская Яма Сатья? Говорить правду, да ещё и конструктивную правду.

Так или иначе именно затем, чтобы никого не смущать, строго православным верующим, монахам и батюшкам я о своих занятиях йогой не рассказываю. Я уважаю их путь и радуюсь за тех, кто искренне старается приблизиться к Богу и стать чище. Это и есть цель йоги.

Кстати о целях… Какова цель Христианской жизни? В церковь ходить и не грешить? А зачем? Чтобы в рай попасть? А в рай зачем попадать? Чтобы ада избежать? Чтобы с Богом рядом быть? Лучше всего на вопрос о цели Христианской жизни рассказывает Серафим Саровский в беседе с близким учеником Мотовиловым. Эта беседа так и называется: «О цели Христианской жизни». Скачать можно здесь

И там очень любопытная информация есть, о том, что цель Христианской жизни есть стяжание (приобретение) Духа Святого Божьего. Пост же, бдение, молитва, милостыня и всякое Христа ради делаемое добро (вид йоги — карма йога) суть средства для стяжания Святого Духа Божиего.

В чём цель йоги? Конечно смысл жизни йога в том, чтобы стать чище и приблизиться к Своей Истинной Божественной Природе, окончательно такое единство наступает не где-то на небесах, а в Самадхи.

Кто такой настоящий йогин и христианин?

Вообще скромный, добрый, смиренный человек, почитающий Христа и о йоге даже никогда не слышавший, является гораздо более настоящим йогом, чем тот, кто может уже даже занятия йогой сам ведёт, но при этом Ямы и Ниямы соблюдать не стремится и распухает от чувства своего превосходства над другими. Неправильная йога очень способствует усилению эго и гордыни. А гордыня – самое большое препятствие на любом истинном духовном пути.

Десять заповедей Моисея, по сути те же Ямы и Ниямы йоги, просто Моисей их сформулировал в те времена, когда люди были грубы, и даже просто не убить было достижением. Христос уже более глубоко Ахимсу (не причинение вреда) в массы принёс: «Возлюби ближнего своего, как самого себя».

Яма и Нияма – самое главное на чём настоящий йог должен сделать акцент. Заповеди Христа о любви к ближнему – самое главное на чём должен сделать акцент настоящий Христианин.

Основа абсолютно одинаковая.

Ступени Патанджали в Православном Христианстве.

Хорошо, первые две ступени Восьмиступенчатой йоги Патанджали совпадают, а как на счёт всего остального?

Не буду подробно расписывать какие нюансы отличаются, а какие совпадают, скажу только, что настоящая, глубокая молитва православного христианина, возможна только когда весь он сосредоточен на этой молитве – а это чистая Дхарана – концентрация, которая естественно переходит в медитацию и приводит к Самадхи.

Очень интересно про Христианство сказано в книге «Путь» «Свами Криянанды». Вот один из аудио отрывков на эту тему:

https://reality-yoga.ru/wp-content/uploads/2016/02/18-Iznachalnoe-hristianstvo-i-opyit-samadhi-hristianskih-svyatyih-reality.mp3

И расскажу вам ещё одну историю, из которой связь между йогой и Христианством станет для вас просто очевидной.

Крийя йога и Иисусова молитва.

Один мой друг, практикующий Крийя йогу Парамахасы Йогананды был в Ананде, в общине йогов Италии. Как-то подходит к нему местный итальянец и спрашивает: «Ты читал книгу про русского странника?» Тот не читал, удивился вопросу. Потом ещё один подходит и тоже говорит: «О ты русский, значит ты читал книгу про русского странника?».

Мой друг совсем заинтересовался и узнал, что речь шла о книге «Откровенные рассказы странника Отцу своему Духовному». Это русская православная книга, в который странник описывает свою жизнь и свой опыт практики Иисусовой молитвы: «Господи Иисусе Христи, помилуй мя».

Оказалось, что Свами Криянанда, который был тогда в Италии, прочитал эту книгу и сказал: «Да это же та же Крийя описана».

Вот так русская группа Крийя Йогов узнала про потрясающую книгу «Откровенные рассказы странника Отцу своему Духовному».

Когда я впервые прочитала эту книгу. У меня ещё не было Крийи, книга мне очень понравилась…от неё идёт такая светлая энергия…

Потом уже через несколько лет, когда Крийя уже была, я перечитала эту книгу. Да всё примерно так же.

Ключ в преданности и концентрации.

Книгу Откровенные рассказы странника можно скачать в интернете, купить в православном магазине и вот ещё аудио версия есть https://yadi.sk/d/Wf1FddaNrHfro

Святой — это грешник, который никогда не сдавался.

Как сказал Шри Ауробиндо:

«Русские и так склонны к грусти, ещё и религию себе такую выбрали»

Бесчисленные повторения слов: грех, грешник, во грехе — в христианских молитвах и псалмах меня совсем не радуют.

Йогананда говорил : «Самый большой грех – это называть себя грешником».

Ведь по сути, мы все — прекрасные души. Утверждая свою истинную Божественную природу, концентрируясь на ней, мы приближаем момент просветления. Если же человек акцентирует свои грехи, зацикливается на них, то он обречен навечно в них оставаться. Аффирмация должна быть положительной, часто повторяемая молитва работает в том числе, как аффирмация.

Однако же, даже если слово грех и чему-то вредит, все православные молитвы очень сильны. Кроме того, есть несколько молитв, в которых данного слова нет. Больше о молитвах написано статье: Молитва и медитация – наилучший способ помочь в любой ситуации.

Также Парамаханса Йогананда говорил, что Христос давал своим ученикам – апостолам туже Крийя йогу. Просто называлась она тогда иначе.

Сам Христос был великим йогом, он действительно провел много лет в Индии прежде чем вернуться к евреям и исполнить свою миссию. Очень интересно на эту тем написано в книге Николая Нотовича
«Неизвестная жизнь Иисуса Христа». В книге Свами Рамы «Жизнь среди гималайских йогов» эта информация так же упоминается.

Об этом всём не надо рассказывать строго православному народу, просто, дорогие мои йоги, знайте это САМИ, очень уважительно относитесь к Православному христианству – это светлое направление. И простите фанатичных бабушек, в церквях… Как говорил Вивикнанада:

Фанатизм любой религии – это начальная стадия Бхакти йоги.

Ошибка Христианства.

Христианство и в особенности православное христианство почти всем хорошо: оно очень сильно, очень хорошо чистит и очень хорошо сдерживает людей от падения в бездны страстей, поэтому не стоит ругать его за то, что христианство называет себя единственным путем к Богу. Особенность любой религии в том, ЧТО ОНА УТВЕРЖДАЕТ БУДТО БЫ ТОЛЬКО ЧЕРЕЗ НЕЁ МОЖНО ДОЙТИ ДО БОГА и старается лишить этого права остальные религии и остальные духовные пути. Основная масса людей не особо осознана, им лучше не разбредаться по свободным прериям современного духовного мира, ведь в нём действительно много опасностей.А те, кому в рамках религии тесно, и без посторонней помощи найдут йогу. Кстати за них я волнуюсь гораздо больше, чем за фанатичных христианских бабушек. Потому что здесь есть чего опасаться.

Но и возможности велики. Цель занятий настоящей йогой — это почувствовать в медитации Сверхсознание внутри себя.

Настоящая йога говорит: «Ты человек, созданный по образу и подобию Бога, тебе не нужны посредники для того, чтобы услышать и узнать волю своего Небесного Отца».

То, что церковь утверждает, что лишь через неё и её священнослужителей можно ощутить соприкосновение с Богом, я считаю ошибкой, но опять же, для основной массы населения такой подход обеспечивает более безопасный вариант.

Конечный вывод: церковь молодец, Православная церковь является чудесным путем к Богу и, глубоко идущий по нему верующий, обязательно дойдёт до Христа. Те йоги, которые осуждают православную церковь, просто ещё недостаточно интуитивны.

Как сказал один мой друг:

В церковь ходят либо те, кто недостаточно осознан для того, чтобы увидеть множество противоречий в ней происходящих, либо те, кто уже выше этих противоречий и просто чувствуют благостные энергии.

Возможно, каждый должен пройти период отдаления от церкви…Скорее всего это этап духовного роста, но очень важно, чтобы человек побыстрее вырос и закончил этот этап, потому что на пути жизни, пока мы не добрались до абсолютного Единства, есть очень много ловушек, а православные энергии помогают их обойти.

Православные энергии

Я относительно много путешествовала, была во многих буддийских святынях, была в Гималаях, в храмах Индии, но вибрации русского Православия люблю более всего. И медитировать в храмах чудесно. Все старые православные храмы и церкви очень сильны и благостны (с новыми бывает не так, особенно с теми новыми, которые выглядят особенно шикарно). В католических храмах тоже была… Но там такой благодати не ощущала, хотя все святыни, связанные с Франциском Ассизским на его родине в городе Ассизи в Италии – очень мощные. Мне этот святой очень близок.

А ещё… Как-то мой друг по чистой случайности подвёз монаха, и тот рассказал про его друга, который был в Шаолине где ему сказали, что Православие в нынешнее время – это самое мощное течение, которое противостоит злу. О том, что такое зло и существуют ли тёмные силы может быть расскажу в другой статье.

А выводы этой статьи:

Между настоящим глубоким Православным Христианством и йогой нет никакой разницы. Вообще, йога это не религия – это наука по осознанию своей высшей Божественной Природы. Йога является основой любого истинного духовного пути и любой настоящей религии, не только христианства.

Образы Нового Завета стали мне более или менее понятны только благодаря написанному в Автобиографии Йоги и благодаря комментариям Парамахансы Йогананды на него:

Все три тома изданы одной книгой издательством Амрита Русь — вот она в Лабиринте https://www.labirint.ru/books/671943/

Уж очень немудрым тогда было населения и слишком глубокими притчами приходилось говорить Иисусу Христу.

Кстати Христос — это не имя, а титул того, кто осознал свою Высшую природу. Кришна тоже титул того же самого. Они даже по звучанию похожи: Кришна, Христос.

Так что основа совершенно одинаковая. В основе стоят великие полностью реализованные Мастера, величайшие Гуру всего человечества. И Будда такой же титул. В книжечке Николая Нотовича об этом интересно написано neizvestnaya-zhizn-iisusa-hrista

Медитируйте, мой дорогой читатель, молитесь, веруйте и стремитесь к Богу превыше всего: всё это гарантирует вам обретение истинного Царствия Божиего, которое внутри придёт неприметно.

Больше о моём собственном знакомстве с христианством, о том как оно помогло мне в жизни и на пути йоги, вы можете узнать из этой книги: Йога на защите Православия, или почему я снова хожу в церковь.

«Я очень положительно отношусь к физкультуре и спорту, и вот почему: физическая культура направлена на развитие, на совершенствование нашего физического естества. И это действительно так, иначе мы не употребляли бы слово «культура» по отношению к спорту», – сказал Предстоятель Русской Православной Церкви, отвечая на вопросы молодых людей на встрече, организованной в рамках Всемирного русского народного собора и студенческого фестиваля «Вера и дело».

В то же время Святейший Патриарх Кирилл обратил внимание присутствовавших на другой аспект затронутой темы: «В современном профессиональном спорте есть нечто такое, что работает не на созидание личности, в том числе ее физической составляющей, а на ее разрушение. Поэтому, поддерживая занятия физической культурой и спортом, я одновременно имею некоторые критические замечания к тому, что происходит в сфере профессионального спорта, в том числе и в нашей стране».

Отвечая на вопрос о ставших довольно популярными в юношеской среде занятиям йогой и медитацией Святейший Патриарх Кирилл сказал: «Занятия йогой имеют две составляющие, одна из них – это физические упражнения. Специалисты по физкультуре могут дать точную характеристику этим упражнениям, и ничего плохого в самой технике этих упражнений не существует». Его Святейшество напомнил, что йога – вовсе не только лишь физкультура, она опирается на совершенно определенную религию и предполагает соответствующие духовные практики.

«Йога сопровождается медитацией, и вот к этому я отношусь с большой настороженностью», – отметил Святейший Владыка. Он подчеркнул, в частности, что при использовании такого рода практик может разрушаться национальное самосознание человека, его культурная идентичность.

«Посещая Индию и находясь в центре индуизма, я был поражен, встречая этнически русских людей, одетых в особые принятые там одежды; с кем-то из них я поговорил, и сам себе сказал: это не наши люди, это не россияне. Они живут другими ценностями, другими идеалами, у них другое мироощущение».
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, обращаясь к молодежной аудитории, предостерег их от экспериментов с медитациями.

Иеромонах Серафим (Роуз): «Христианская йога»

Индийская йога известна на Западе уже много десятилетий, а в Америке она дала начало особенно многим культам, а также популярной форме физической терапии, цели которой предположительно далеки от религии. Почти двадцать лет назад французский монах-бенедиктинец написал о своем опыте превращения йоги в «христианское» учение; следующие описания взяты из его книги.

Индийская йога — учение, рекомендующее довольно аскетический, подчиненный дисциплине образ жизни, — состоит в управлении дыханием и в определенных физических позах, которые приводят к состоянию расслабления, способствующему медитации, при которой обычно применяется мантра, или священное изречение, которое помогает сосредоточиться. Сущность йоги не в самой дисциплине, а в медитации, которая является ее целью. Автор прав, говоря: «Цели индийской йоги — духовные. Можно приравнять к предательству забвение этого и сохранение только физической стороны этого духовного учения, когда люди видят в ней только средство достижения телесного здоровья и красоты» (стр. 54). К этому нужно добавить, что человек, занимающийся йогой только ради телесного здоровья, уже подготовляет себя к определенным духовным воззрениям и даже переживаниям, о которых он, несомненно, и не догадывается; об этом мы скажем подробнее впоследствии.

Тот же автор продолжает: «Искусство йоги заключается в том, чтобы погрузить себя в полное безмолвие, отбросить от себя все мысли и иллюзии, отвергнуть и позабыть все, кроме одной истины: истинная сущность человека — божественна; она есть бог, об остальном можно только молчать» (стр. 63).

Разумеется, эта идея не христианская, а языческая, но цель «христианской йоги» — использовать приемы йоги для совсем других духовных целей, для «христианской» медитации. Цель йоговских приемов, с этой точки зрения, сделать человека раскрепощенным (расслабленным), удовлетворенным, недумающим и пассивным, то есть восприимчивым к духовным идеям и впечатлениям. «Как только вы приняли позу, вы чувствуете, как ваше тело расслабляется, и вас наполняет чувство общего благосостояния» (стр. 158). Упражнения приводят к «необычайному ощущению покоя» (стр. 6). «Начнем с того, что человек ощущает общее раскрепощение, его охватывает прекрасное самочувствие, эйфория (блаженство), которая должна и которая вправду сохраняется на долгое время. Если наши нервы напряжены и натянуты до предела, упражнение даст им покой, и усталость как рукой снимет» (стр. 49). «Цель всех его (йога) усилий — заставить замолчать в себе думающее начало, закрывая глаза на всякого рода соблазны» (стр. 56). Эйфорию, которую приносит йога, «можно с полным правом назвать «состоянием полного здоровья», которое позволяет нам делать больше и лучше на человеческом уровне — для начала, а затем и на христианском, религиозном, духовном уровне. Наиболее подходящее слово для этого состояния — удовлетворенность, заполняющая тело и душу и предрасполагающая нас… к духовной жизни» (стр. 31). Это может изменить всю личность человека: «Хатха-йога благотворно влияет на характер. Один человек после нескольких недель упражнений признался, что сам себя не узнает и что все замечают перемену в его поведении и реакциях. Он стал более мягким и понимающим. Он спокойно относится к событиям и переживаниям. Он удовлетворен… Вся его личность претерпела изменение, и он сам чувствует, как она укрепляется и раскрывается, а из этого проистекает почти непрерывное состояние эйфории, или удовлетворенности» (стр. 50).

Но все это — только подготовка к «духовной» цели, которая не заставляет себя долго ждать: «Став созерцательной, моя молитва получила особую и новую форму» (стр. 7). Став необычайно спокойным, автор отмечает «легкость, которую» он «почувствовал при погружении в молитву, при сосредоточении на ее содержании» (стр. 6). Человек становится «более восприимчивым к импульсам и побуждениям с небес» (стр. 13). «Практика йоги приводит к повышенной податливости и восприимчивости, то есть к раскрытию тех личных отношений между Богом и душой, которыми отмечен путь мистической жизни» (стр. 31). Даже для «ученика-йога» молитва становится «сладостной» и «охватывает всего человека» (стр. 183). Человек расслаблен и «готов затрепетать при касании Святого Духа, принять и приветствовать то, что Господь в Cвоей милости сочтет нас достойными испытать» (стр. 71). «Мы подготовим все свое существо к тому, чтобы оно было взято, было восхищено — и это, несомненно, одна из форм, даже высшая форма, христианского созерцания» (стр. 72). «С каждым днем упражнения, да и вся аскетическая дисциплина моей йоги прибавляет легкости, с которой благодать Христа притекает ко мне. Я чувствую, как растет мой голод по отношению к Богу, и моя жажда праведности, и мое желание быть христианином в полном смысле этого слова» (стр. 11).

Любой понимающий природу прелести, или духовного заблуждения (см. ниже, стр. 176–179), узнает в этом описании «христианской йоги» точные характеристики тех, кто духовно сбился с пути — или в сторону языческих религиозных опытов, или в сторону сектантских «христианских» опытов. То же стремление к «святым и божественным чувствам», та же открытость и готовность быть «восхищенным» неким духом, те же поиски не Бога, а «духовных утешений», то же самоопьянение, которое ошибочно принимается за «состояние благодати», та же невероятная легкость, с которой человек становится «созерцателем» или «мистиком», те же «мистические откровения» и псевдодуховные состояния. Это общие характерные признаки тех, кто впал именно в это состояние духовного заблуждения. Но автор «Христианской йоги», будучи бенедиктинским монахом, добавляет некоторые особые «медитации», которые показывают, что он мыслит полностью в духе римско-католических «медитаций» последних веков, с их свободной игрой воображения на христианские темы. Так, например, медитируя на тему рождественской мессы, он начинает видеть Младенца у Его Матери. «Я вглядываюсь, и больше ничего. Картины, идеи (ассоциации идей: Спаситель — Царь — Свет — Сияние — Пастырь — Младенец — и снова Свет) приходят одна за другой, проходят мимо… Все эти кусочки священной головоломки, взятые в целом, рождают во мне одну идею… безмолвное видение всего таинства Рождества» (стр. 161–162). Каждый, кто хоть немного знаком с православной духовной дисциплиной, увидел, что этот достойный жалости «христианский йог» умудрился попасть в ловушку, расставленную одним из мелких бесов, поджидающих таких искателей «духовных переживаний»: он даже не видел «Ангела света», а только дал волю своим собственным «религиозным фантазиям», порождениям сердца и духа, совершенно не подготовленных к духовной брани и к бесовским искушениям. Подобная «медитация» в наши дни практикуется в целом ряде католических монастырей и обителей.

Тот факт, что в конце книги помещена статья переводчика «Добротолюбия» на французский язык с приложением выдержек из «Добротолюбия», только лишь показывает пропасть, отделяющую этих дилетантов от истинной духовности Православия, которая совершенно недоступна современным «мудрецам», разучившимся понимать ее язык. Достаточным доказательством некомпетентности автора в понимании «Добротолюбия» является то, что он называет «сердечной молитвой» (в православных традициях она является наивысшей молитвой, которой сподобляются только очень немногие после долгих лет аскетической брани и школы смирения у истинно богоносного старца) простейший трюк: произнесение слогов в унисон с сердцебиением (стр. 196).

Известно об инициативе ФСИН и ОНК Москвы стало после того, как сенатор Елена Мизулина обратилась в Генпрокуратуру с просьбой проверить проведение занятий кундалини-йогой в некоторых исправительных учреждениях на соответствие законодательству. Пока же занятия йогой в московских СИЗО приостановили.

Глава отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион считает, что люди, утверждающие, что йога – это просто набор физических упражнений, глубоко заблуждаются.

Он напомнил, что это – практика, которая развивалась на почве индуистской языческой традиции и «предполагает вовлечение и души, и духа в эти упражнения, в том числе она предполагает определенные виды медитации».

«И, например, для православного человека заниматься йогой как целым комплексом упражнений — не только физических, но и затрагивающих духовную и психическую сферы — противопоказано. Для людей, которые не принадлежат к православной традиции, наверное, это дело их личного выбора», — заявил митрополит в беседе с телеканалом «Россия-24».

Российские эксперты-сектоведы считают, что занятия кундалини-йогой и дыхательной гимнастикой цигун для заключенных в СИЗО небезопасны. Ведь апологеты могут быть связаны с сектантскими движениями, к примеру, с запрещенной в России сектой «Аум Синрике» или с «Фалуньгун», чьи материалы признаны экстремистскими.

Президент Российской ассоциации центров изучения религий и сект (РАЦИРС) профессор Александр Дворкин считает, что цигун вообще может стать, «вербовочным полем для целого ряда экстремистских движений», и тоже упомянул китайскую секту «Фалуньгун».

При этом профессор Дворкин напомнил, что российская «Федерация учителей кундалини-йоги» происходит от скандальной международной организации «ЗНО», деятельность которой неоднократно была связана с различными скандалами, в том числе и сексуальными, а также судебными разбирательствами. Сама же по себе кундалини-йога, по мнению сектоведа Дворкина, является «псевдосикхистской, псевдоиндуистской оккультной сектой».

Кроме того, добавил профессор Дворкин, в «Аум Синрике» также широко практиковалась именно «кундалини-йога», а на сайте человека, преподававшего до недавнего времени «кундалини-йога» в СИЗО, есть ссылка, ведущая на интернет-ресурс, который поддерживает недавно казненного лидера «Аум Синрике».

Разделяет обеспокоенность сенатора Мизулиной и профессора Дворкина религиовед Роман Силантьев, который выступил по этому поводу с заявлением.

«Я не утверждаю, что все адепты йоги и цигуна являются членами сект. Но, скажем так, есть повышенная вероятность того, что под видом этого какая-то деструктивная религиозная организация может начать деятельность на территории ФСИН», — сказал Силантьев.

По его мнению, такую практику в СИЗО надо прекращать, чтобы вслед за вахаббитскими книгами не пришлось бы у заключенных потом изымать экстремистскую литературу китайских сект.

Роман Силантьев поддерживает опасения сектоведа Александра Дворкина.

«Кундалини-йогу активно практиковала запрещенная сегодня в России и не только у нас террористическая секта «Аум Синрике» и, как известно, эти люди до сих пор работают инструкторами», — цитирует религиоведа пресс-служба РАЦИРС.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *