Православие развод

Когда развод – не грех: Мнения священнослужителей

Русская Церковь предложила для широкого обсуждения проект документа «О церковном браке». В проекте указано, что брак может быть расторгнут в случаях отпадения одного из супругов от православия, в случае прелюбодеяния, заболевания одного из супругов проказой, сифилисом или СПИДом, а также если женщина сделала аборт (по-видимому, подразумевается «без согласия мужа») или, напротив, муж принуждал ее к аборту.

Это можно сравнить с мнениями россиян. По данным недавнего опроса ВЦИОМ, для каждого четвертого (27%) расторжение брака возможно при «фактическом распадении семьи». Каждый второй 50% говорит, что все зависит от конкретного случая.

8% уверены – ничто не должно и не может препятствовать желанию людей разорвать супружеские узы. За сохранение брака любой ценой выступают около 10% опрошенных.

Между тем в США к разводу относятся строже. Компания LifeWay Research провела опрос среди взрослых американцев. Вопрос, который задавался респондентам – «В каких случаях развод нельзя считать грехом?»

61% опрошенных считает, что развод оправдан в случае супружеской измены; по 62% оправдывают развод, если люди больше не любят друг друга, или если один супруг ушел от другого. 63% полагают, что можно развестись с человеком, который с тобой дурно обращается (abuse – это слово чаще всего подразумевает побои или насилие). 65% считают уважительной причиной развода пристрастие супруга к порнографии. 37% опрошенных полагают любую из названных выше причин достаточной для развода.

Назвавшие себя христианами американцы в целом реже готовы одобрить развод: так, 43% не считают уважительной причиной дурное обращение, а также причины «ушел/ушла» и «разлюбил/разлюбила», 39% – пристрастие к порнографии. Из тысячи протестантских пасторов больше половины (61%) сочли, что тот, кто разводится, потому что «любовь ушла», совершает грех.

«Как бы вы прокомментировали эти данные? Почему, на ваш взгляд, чаще всего распадаются семьи? В каких случаях разводы кажутся оправданными вам?» – с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.

Преосвященнейший ИРИНЕЙ, епископ Орский и Гайский:

Действительно, развод может быть оправдан только в тех случаях, которые перечислены в проекте документа «О церковном браке». Да и то выбор – за одним из супругов. Может, кто-то готов нести крест за другого. К примеру, оступился человек, изменил, но его вторая половина желает сохранить семью. В таких случаях брак не расторгается.

Церковь перечисляет причины, по которым можно расторгнуть брак, но это не значит, что его непременно нужно расторгать. Церковь всегда выступает за сохранение брака, так как есть дети, их слезы, обиды одного и второго супруга, родные, которые также переживают. И последнее слово остается за праведным человеком.

А почему случаются разводы? – потому что люди, заключая брак, не задумываются о возлагаемых на них обязанностях, а впоследствии оказываются не готовы к жертвам. Первое время супруг или супруга смотрит на свою вторую половину со страстью, видит в ней источник наслаждения, и не смотрит на нее как на человека, через которого можно спасись, которого дал Бог, чтобы вместе чего-то добиться. Если бы супруги каждодневно поддерживали друг друга, делились своими печалями, радостями и планами, все было бы по-другому. Тогда они боялись бы потерять друг друга. Но у многих не хватает на это терпения, и в результате вторая половина уходит туда, где любят и ждут.

Поэтому, дорогие братья и сестры, относитесь друг к другу внимательно, умейте терпеть и любить по-настоящему. И найдите духовного наставника – священника, с которым можно советоваться и согласовывать поступки, совершая молитву Богу.

Протоиерей Константин ГОЛОВАТСКИЙ, священник храма Успения Пресвятой Богородицы на Малой Охте, глава Православного молодежного клуба «Встреча», председатель Отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии:

Церковные браки чаще всего расторгают, когда семья уже распалась. В какой-то момент молодые люди пожелали вступить именно в церковный брак, пришли в храм, попросили совершить над ними таинство венчания – но когда в их отношениях появилось трещина и возникли сложности в семье, они, к сожалению, не возвращаются туда, где происходило заключение брака, чтобы посоветоваться со священником, получить поддержку. И в итоге через какое-то время совершается церковный развод.

А причины развода указаны правильно – в жизни могут возникнуть разные обстоятельства, которые препятствуют тому, чтобы семья была живой и полноценной.

Но, конечно, у христиан особое отношение к церковному браку – он все-таки наделен сакральным, священным смыслом. Это понимают люди, даже не очень близкие к Церкви: венчаться – значит, раз и навсегда. Бог связал людей, и нужно приложить максимум усилий, чтобы сохранить брак, – быть может, преодолев препятствия, которые возникают с течением времени.

Наверное, сейчас основная проблема в том, что сложности часто преувеличивают. Люди хотят комфортной, спокойной жизни. Они боятся проблем, не готовы решать их совместно. Как результат – распадаются семьи, когда их можно было бы попытаться сохранить.

А зачастую проблемы эти преувеличены, и большинство вопросов решаемы – особенно, если люди, заключившие брак в церкви, обращаются затем к ней уже по поводу своих семейных проблем.

Протоиерей Андрей СПИРИДОНОВ, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве:

В принципе все эти причины перечислены и в «Основах социальной концепции РПЦ». Все эти причины оправданы, за этим стоит опыт не одной тысячи лет Православной Церкви основанный на евангельских заповедях.

Христианский брак – высокая нравственная ценность. Но когда есть прямая угроза для жизни одного из супругов, потому что другой до такой степени болен душевно или физически, или ведет нравственно-преступный образ жизни, или вовлекает в безнравственность второго супруга, то есть представляет угрозу не только для физического существования, но и для души, – развод разрешен. Внутренне такой брак уже не существует. Потому что брак – это единство нравственное, духовное, физическое – или, по крайней мере, обоюдное стремление к единству. А если об этом не может быть и речи, как в случае со склонением к аборту, например, – то о каком духовном единстве можно говорить? Можно ли такое сожительство назвать браком? Такой брак с христианской точки зрения не осуществлен.

Утрата христианского миропонимания жизни, гедонизм, который сегодня можно назвать основной ценностью общества потребления, поклонение «золотому тельцу», а не следование заповедям – из этого проистекает отсутствие жертвенности и христианского служения. А когда этой установки нет, то и семья распадается.

Игумен СЕРАПИОН (МИТЬКО), заместитель председателя Синодального миссионерского отдела, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви:

Практика церковных разводов показывает: они совершаются, когда брак уже фактически распался. Когда Церковь говорит о причинах разводах, она их не оправдывает – просто в некоторых случаях брак уже не сохранить. Тому могут быть разные причины, но основная заключается в неправильном отношении к браку. Люди либо вступают в него необдуманно, ошибочно, не с тем человеком, либо неправильно понимают природу христианского брака. Например, если заключая брак, допускают возможность его расторжения.

Вступая в брак, человек должен отдавать себя другому полностью, и осознавать: это вечный союз. Но сейчас люди нередко создают «пробные союзы», не понимают, что такое ответственность за будущую семью, а заключая брак, допускают возможность супружеской измены. Иногда так же заключают и церковный брак.

Но если брак, заключенный в ЗАГСе, расторгается в соответствии с законодательством, для расторжения церковного брака уважительных оснований гораздо меньше. И, по сути, все они – лишь снисхождение к человеческой немощи. На протяжении большей части XX века люди не могли получить правильной христианской подготовки к браку, поэтому в нашем обществе к разводу относятся легко. В тех странах, где христианские ценности не подвергались изгнанию из общественной жизни, отношение к разводу более консервативно.

Развод наносит ущерб и обоим супругам и детям, однако есть ситуации, когда жизнь в браке становится невыносимой. Но такую ситуацию нужно воспринимать как горе, а не как нормальную. Люди, разрушившие собственную семью, должны раскаяться, осознать причины, по которым они не смогли создать семейный очаг, и изменить себя. Избавиться от тех черт характера, которые привели к разводу.

Священник Петр КОЛОМЕЙЦЕВ, декан психологического факультета Православного института св. Иоанна Богослова Российского православного университета:

Я порой сам поддерживаю желание кого-то из супругов развестись. Это бывает, когда страдают дети. Например, в результате алкоголизма или наркомании одного из супругов, или насилия над ребенком. Или, скажем, сексуального растления, – к которому относится, в том числе, просмотр порнографии в присутствии ребенка. Плохо отражается на детях и дурной пример – когда, например, один из супругов систематически не работает. А психологические детские травмы – серьезная проблема и для священника, и для психолога. Поэтому я в таких случаях, чтобы не травмировать детей, поддерживаю желание второго супруга развестись.

Даже если потом ребенку придется жить в неполной семье, его нужно уберечь от отрицательных воздействий. Для меня это главное. Если у супругов угасли чувства друг к другу, можно попытаться сохранить семью. Но если при этом в семье такие отношения, что ребенку плохо, лучше цивилизованно разойтись.

Поэтому, когда говорят о необходимости сохранить брак любой ценой, я отвечаю: «только не ценой душевного здоровья детей». Мне понятно, когда брак сохраняют ради детей, чтобы у них не было травмы в связи с распадом семьи, но если в этом сохраненном браке постоянные скандалы и мордобой, это уже не ради детей, а против них.

Священник Георгий БЕЛОДУРОВ, клирик Воскресенского (Трех исповедников) храма Твери:

Семья как живой организм. Иногда, когда мы болеем, то не знаем, что у нас болит, что причина болезни. Так и в семье – осложнения могут самые разные, потому что это два разных человека со всеми своими достоинствами и недостатками, с эгоизмом, со своими характерами.

Если строятся идеальные отношения, которые должны быть заложены в христианский брак, а это отношения взаимного доверия, жертвенности, когда люди ради семьи готовы уступить в личных прихотях, тогда и о разводе никогда не говорят. А если семья разрушается, там и отношений таких нет.. В Евангелии Христос говорит, что уважительная причина для развода – это прелюбодеяние. Но мы зачастую сталкиваемся с тем, что один изменил, а другой готов простить. И мы – священники, к которым обращаются с вопросом, как поступить, говорим: «Если ты еще любишь и хочешь с ним жить, а он оступился и хотел бы больше так не делать, может, имеет смысл не разводиться?» Я добавляю еще, что никогда не надо напоминать об этой ошибке, пускай ничто не будет омрачать ваших отношений, совершите еще одну попытку построить хорошие, добрые, почти идеальные отношения.

А в Церкви мы расторгаем брак, когда уже никуда не деться. Иногда приходят люди и просят их развести. А мы спрашиваем: «У вас уже новые семьи? Ваше венчание вам мешает? А если вы через год придете и скажете, что помирились и хотите попробовать снова. Опять венчаться будете? Но венчание – это акт Божий».

Перечень претензий из документа указывает на веские причины, а остальные – из разряда «не сошлись характерами», или «муж храпит слишком громко по ночам», – иногда вызывают смех. Мы, конечно, в таких случаях советуем обратиться к врачу.

Я всегда стою на том, чтобы священник был умным и благочестивым, тогда он правильно сможет урегулировать семейную проблему. Потому что пока развода еще нет, семью можно пытаться сохранить. Другое дело, что часто приходят люди, которые давно разведены и имеют уже другие семьи. Они просят развести их по-церковному, чтобы повенчаться с новой супругой. Вторые браки, кстати, часто бывают крепче, чем первые, потому что люди обрели опыт и знают, что такое горькая чаша семейной жизни. А то приезжают молодые венчаться и стоят такие красивые. А что они знают о жизни? Но мы их от венчания не отговариваем, конечно.

Искусство хранить семью – это принимать супруга таким, каков он есть, и помогать ему становиться лучше, но помогать так, чтобы не отвернуть от тебя. Так что все решает любовь, уважение, наша личная культура. Ну и вера, конечно. Ведь Бог благословляет наши семьи, потому что любит нас.

Мухаммад-хаджи РАХИМОВ, председатель Российской ассоциации исламского согласия (Всероссийский муфтият), муфтий Духовного управления мусульман Ставропольского края:

Разводов сейчас столько, что цифры просто ужасают. Даже в период воинствующего атеизма не было такой статистики. А проблема в том, что в духовном отношении уровень сознания наших граждан очень низкий.

В исламе к браку относятся очень серьезно, он один из главных приоритетов. Вот придумали сейчас «гражданский брак». Но это не брак, а открытое унижение и женщины, и мужчины. Что это такое? Захотели – пожили, захотели – разошлись. Естественно нравственность будет на самом низком уровне. А мы перед Создателем ответственны, поскольку обладаем разумом. А когда молодой человек без разбора сходится с девушками, здесь уже нет ничего близкого, сокровенного. Переспали и разбежались. А то могут через два дня знакомства пожениться и через неделю развестись.

Мы недавно были в Доме ребенка, и у нас волосы вставали дыбом. Сколько там больных брошенных детей! Причем заболевания они получили в наследство от безответственных родителей. Государство, конечно, растит этих детей, но кем они станут? Так что надо серьезно относиться и к барку, и к разводу.

Из-за перечисленных причин ислам развод допускает, но вот то, что приводят в опросе, удивляет. Разводиться, если супруг мало зарабатывает? То есть второй супруг настолько меркантилен, что готов развестись из-за нехватки денег? Но если кто-то в семье лишился работы, то подумайте вместе, поддержите друг друга, вы же спутники в этой жизни! Опять же возвращаемся к нравственности, которая должна быть на первом месте.

Очень легко развестись, бросить ребенка, но перед Богом отвечать придется всем. Своей неразборчивостью мы нарушаем заветы Господа, разрушаем наше государство. А мы должны стремиться к тому, чтобы семьи были крепкими, и в каждой минимум по 3-4 ребенка. Это должно быть нашей целью.

Шафиг ПШИХАЧЕВ, Член Общественной палаты РФ, Президент Международной исламской миссии:

В исламе семейный быт расписан очень точно, практически все этапы, начиная от знакомства парня с девушкой. Даже есть критерии выбора жениха и невесты. Поэтому мусульманам сегодня даже нет необходимости заключать юридический контракт, где прописывают обычно, при каких условиях расторгается брак.

Конечно семья – это союз только мужчины и женщины, где каждый уважает друг друга. А самое нежелательное для Господа, с точки зрения ислама, это развод, когда семья распадается.

Попросить о разводе могут и мужчина, и женщина. Поводом может стать измена, болезнь супруга, а вот что касается аборта, тут случаи разные бывают. Может, он необходим по медицинским показаниям.

Сегодня вообще институт семьи подвергается большим испытаниям. В мире есть могущественные силы, которые хотят расшатать ее и вообще уничтожить, чтобы духовно и морально обезличить человека. Это все влияет на разрыв взаимопонимания между людьми. Количество разводов растет с каждым годом, даже и в мусульманских странах.

Есть в людях нетерпимость, я это называю кризисом взаимоотношений. В обществе, тем более в молодежной среде изменились приоритеты, ценностные ориентиры. Это все отражается на взаимоотношениях людей, они забывают, что семья – это святое. А сегодня потребительское отношение к жизни перешло даже на отношения в семье. Например, молодым людям важно, сколько девушка получает. Конечно, если женщина работает – это прекрасно, но дикость, когда исходя из этого решают, создавать ли семью.

Зиновий КОГАН, председатель Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений России, раввин:

По-моему мнению, разводы могут быть оправданы, если в результате брака так и не появились дети, а один из супругов детей хочет.

Надо отличать регистрацию брака от самого брака. Брак – это соединение двух людей и рождение нового поколения, и это расторгнуть невозможно, когда дети уже родились, потому что факт свершился. В таких случаях надо всеми силами брак пытаться сохранить. Измену, например, понять и простить.

Семья – это трудная работа, иногда случаются обидные поступки. Но это работа двоих в воспитании и рождении детей, перед этим меркнут измены. Нужно, конечно, реагировать на эти поступки, но не доводить до развода. Что касается насилия, то есть уголовные и прочие наказания. За насилие надо наказывать, но брак все равно не расторгать.

В иудаизме развод разрешен в некоторых случаях. Тогда супруг пишет разводное письмо и должен вручить второму супругу. Если письмо невозможно вручить – брак невозможно расторгнуть. И это правильно: развод не должен быть легким.

А сегодня очень много разводов. И причины разные: образ жизни разный, характерами не сошлись… Но нужно не об этих причинах задумываться, а о том, что поможет сохранить семью.

Лев РАЙХЛИН, председатель общественной организации «Еврейская национально-культурная автономия Тульской области»:

Чаще всего семьи распадаются, когда заканчивается любовь или один из супругов пьет. Кроме того, брак в большинстве случаев обречен, если супруг, который должен зарабатывать деньги и содержать семью, этого не делает. Еще семьи распадаются, когда жена получает больше мужа. Супруг тогда «теряет лицо» и не может этого перенести.

Беда и в том, что нередко люди женятся, хотя еще не готовы к таким отношениям. Например, мужчина пока не может содержать семью. Сейчас молодые люди сразу хотят получать хорошие деньги, по 40-50 тысяч, но так не бывает. Сначала нужно получить специальность, знания, хорошо работать. Еще большое значение имеет жилье.

В общем, чтобы браки были крепкими, мужчина должен зарабатывать, а женщина – уважать мужа. И тогда все будет хорошо. Умная женщина – шея, а мужчина – голова.

Довольно часто ячейка общества распадается по банальным и глупым причинам, таким как «не сошлись характерами», «просто разлюбили друг друга». Но истинно верующие люди, неважно, приверженцы это христианской церкви или католической, которые чтут церковные правила и живут по религиозным канонам, к разводу относятся совсем иначе. Каждая религия по-разному относится к этому явлению.

Как воспринимается развод в разных религиях

Практически каждая религиозная структура относится к разводу между мужем и женой как к греху. Христиане крайне отрицательно относятся к разводам, разрешая их беспрекословно только при супружеских изменах либо смерти мужа или жены. По православным канонам сочетаться браком в церкви можно не больше трех раз. Причем только первый раз это проходит по-настоящему торжественно и величаво. В остальных случаях звучат молитвы покаяния.

Церковь не знает такого понятия, как развод. Разорвать церковный брак между мужем и женой, заключенный на небесах, значит, совершить грех. Процедуры развенчания добиться нелегко, так как необходимо представить документально подтвержденные факты, иначе ни один священник не будет этим заниматься. Такие простые причины: разлюбили друг друга, муж мало зарабатывает, или пьет и тому подобное, в православной церкви роли не играют. Это не повод, чтобы разводиться. Религия учит терпеть, пытаться исправить положение, так как обряд венчания соединяет мужа и жену навеки.

Церковь приложит все усилия, чтоб сохранить брак и не дать людям совершить страшный грех – развестись. В католической религии развод считается бессмысленным, так как неверность супругов ничем не запретить. Чаще всего развод в католической стране регулируется не церковным законодательством, а светскими понятиями. Аннулировать в католической церкви брак можно даже в том случае, когда кто-то из супругов вспомнил неподобающее поведение другого, которое имело место лет 10 назад. Любая причина для признания брака недействительным рассматривается только в Риме, как центре католической веры.

Можно сказать, что и католическая вера считает, что развод – это грех, поэтому разведенные пары, вступающие в повторный брак, по обычаям, не могут совершить в католической церкви обряд венчания. Наиболее либеральное отношение к разводам можно назвать в протестантизме, когда церковь как отдельная структура не существует, а подчиняется государству. В некоторых странах, например, в Швеции, если в семье нет несовершеннолетних детей, разорвать брак можно сразу, без проволочек. Причина развода не выясняется, так как закон не разрешает вмешиваться в личную жизнь граждан.

В таких ситуациях разводятся легко и не воспринимают это как грех.

Условия для развода в исламе

Исламскую религию по своим взглядам на развод можно расположить посередине позиций: между католической, христианской и иудейской. То есть, как особо тяжкий грех, развод между мужем и женой у мусульман не считается. Несмотря на то что брак мусульман священен, на основании веских причин его можно расторгнуть. Но перед этой процедурой супруги обязаны предпринять все возможные способы для сохранения брака. И только если нет другого выхода, прибегать к разводу. Причем исламские законы признают для разрыва отношений как право мужа, так и право жены.

Мусульманский развод выражается тремя способами:

  • словесно;
  • письменно;
  • знаком.

При любом способе суть его одна – порицание, ведь распадается семья и теряются достоинства брака.

В мусульманских странах брак считается делом богоугодным и здесь встречается мало одиноких мужчин и женщин. Но если мусульманские мужчины могут себе позволить заключить брак с женщиной другой веры, то мусульманским женщинам это запрещено Аллахом. Несмотря на бытующее мнение о том, что получить развод у мусульман – это не грех, развестись на деле не так легко и просто. Брак и развод в исламе оцениваются по-разному.

Порядок развода в мусульманском обществе

Внимание! В статьях описываются типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — задайте вопрос и получите консультацию бесплатно: Так как мужчины в таких странах имеют прав больше, чем женщины, то и разводятся, чаще всего, по инициативе мужа. Во время этой процедуры, в присутствии двух свидетелей, муж перед женой должен произнести слово «талак», означающее развод, расторжение брака. По мусульманским обычаям при этом должны быть соблюдены некоторые ограничения, речь о которых пойдет дальше. До момента произнесения слова, родственники и жены, и мужа предпринимают все возможные попытки для примирения супругов. Развод хоть и разрешен Аллахом, но все-таки является нелюбимым делом.

Слово «талак» необходимо произнести три раза. После первого произнесения супруги могут помириться и продолжать жить в браке дальше, до самой смерти. При условии, что слово развод произносится во второй раз, после чего муж и жена желают продолжать совместное проживание, исламские законы диктуют повторение процедуры бракосочетания. Если же слово произнесено в третий раз, муж имеет право вернуть свою жену только после того, как она повторно выходила замуж за другого мужчину.

Причину развода мусульмане могут не озвучивать, тем самым сохраняя доброе имя своей жены. По законам исламской религии запрещены фиктивные и временные браки, а женщины, которые идут на это, совершают великий грех. Разводиться в мусульманской стране можно и по инициативе жены. Случается, это намного реже и только тогда, когда муж не выполняет перед женой возложенных на него обязанностей, например, долгое время не живет в семье, не содержит жену и детей и тому подобное.

В таких ситуациях женщина имеет право попросить развод сама.

При каких условиях распадаются мусульманские семьи

Современные условия жизни, безответственность и легкомыслие, легкость заключения брака, невнимание к избраннику или избраннице, пренебрежение родительским мнением привело к тому, что сегодня в семье мусульман получить развод не грех и не исключение. Мусульмане разводятся достаточно часто, не испытывая при этом никаких угрызений совести. Причины могут быть самыми разными. Брак в этих странах теряет свое богоугодное значение.

Среди самых распространенных причин для развода в мусульманской семье, называют следующие:

  • несоблюдение законов Аллаха, пренебрежение обязанностями, которые возлагаются на жену и мужа при бракосочетании. Муж должен содержать жену и детей, жена – слушаться мужа во всем, уважать. Но в действительности все совсем не так: муж ничем не обеспечивает жену, оскорбляет как ее, так и ее родственников. Жена спорит с ним, отказывается выполнять домашнюю работу, уходит из дома без его разрешения и так далее;
  • молодожены не чувствуют ответственности и несерьезно относятся к церемонии брака. Довольно часто встречаются ситуации, когда молодые мусульмане заключают брак по одной единственной причине – лучше узнать друг друга, пожить вместе и не считать это как грех, а если не понравится – быстро разбежаться без выяснения причин. Такой брак изначально нацелен на развод;
  • эгоизм, который проявляется женой и мужем по отношению друг к другу, не желание менять свои привычки, прислушиваться к мнению второй половины и уважать ее. Все это довольно быстро ведет к ссорам и скандалам, в результате чего семья распадается;
  • причиной развода легко может стать работа жены. В мусульманской семье, где деньги зарабатывает женщина, муж перестает обеспечивать ее и начинает относиться к своим обязанностям сквозь пальцы, халатно. По инициативе жены супруги разводятся, так как она сама в состоянии обеспечить себя и детей;
  • национальная неприязнь, когда родители категорически не хотят воспринимать в качестве снохи или зятя человека другой веры. Такие браки сегодня не редки, но чаще всего, первое время молодожены скрывают свое положение. А когда все обнаруживается, родственники старшего поколения настаивают на разводе и брак распадается;
  • бывают случаи, когда брак совершается очень быстро, а потом вдруг оказывается, что им даже поговорить не о чем. Причина может быть в разном социальном статусе, в разной вере, образовании, в возрасте и тому подобное;
  • утраченная традиция уплаты серьезного выкупа. Современный брак не только легко зарегистрировать, но и без сожаления его просто расторгнуть. В тех случаях, когда при заключении брака не тратятся крупные суммы на выкуп, подарки, покупку жилья для молодой семьи (а в мусульманских семьях молодожены получают от родственников свое жилье), его благоустройство, теряется материальная ценность события, разводиться ничто не мешает. Например, при заключении брака молодая мусульманская жена получила от родственников мужа дорогую машину в подарок. Если она надумает в будущем разводиться, машину придется вернуть, а это уже не всегда удается. Соответственно, с разводом можно и повременить;
  • наличие второй жены тоже часто приводит к разводу. А ведь некоторые мужчины-мусульмане даже не понимают, зачем им вторая жена. Чаще всего, это происходит на фоне многочисленных проблем, во время отъезда в другую страну на заработки. Причем, вторую жену довольно часто игнорируют при материальном обеспечении. Ей не положена квартира или дом, как у первой супруги. Она не живет с мужем постоянно, а только временно встречается или живет с ним во время заработков. Второй женой просто пренебрегают, она довольно часто работает сама и обеспечивает себя сама. То есть статус нормальной семьи в такой ситуации не совсем уместен. И часто все проблемы просто надоедают женщине, она стремится получить развод, да и муж может не выдержать ревности своих женщин и их требований;
  • приводит к разводу и долгое отсутствие мужа в семье;
  • простой и большой выбор кандидатур. Совсем еще недавно вторую половину своим детям подбирали родители. Делали они это очень тщательно, иногда, в течение очень долгого времени. Современные молодые люди куда более раскрепощенные и проще подходят к этому вопросу. Найти мужа-мусульманина или жену сегодня нет проблем. Есть очень много мест, где люди могут познакомиться: социальные сети, сайты знакомств, брачные агентства. С одной стороны, такой огромный выбор – это хорошо, а с другой – люди перестают ценить друг друга – не понравилась, разведусь и найду лучше.

Все перечисленные причины являются вескими для того, чтоб развод в мусульманской семье выглядел не как грех, а как нормальное явление. И хотя он относится к запрещенным как в исламе, так и в католической церкви, ценности перестают играть какую-то роль. Люди женятся и разводятся в угоду своим прихотям, не волнуясь о том, как будут жить дальше.

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть! Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать — напишите вопрос в форме ниже:

Папа римский Франциск во вторник объявил об упрощении процедуры расторжения брака, заключенного в Римско-католической церкви. Согласно новым указам понтифика, аннулирование брачных уз для католиков станет более быстрым и дешевым.

Согласно постулатам католической церкви, развод для верующих людей невозможен, и вступить в повторный брак они могут лишь в случае смерти супруга. Однако для католиков существует возможность так называемого аннулирования брака. В этом случае он признается не существовавшим в действительности, чтобы супруги могли вступить в брак, который в глазах церкви будет первичным. Процедура аннулирования брачных уз является достаточно долгой и дорогой — она может затянуться на несколько лет и обойтись в сотни тысяч долларов, из-за чего остается недоступной для многих католиков.

8 сентября на специальной пресс-конференции в Ватикане были представлены два особых рескрипта за подписью Франциска — Mitis Iudex Dominus Iesus («Кроткий Судия Госполь Иисус») и Mitis et misericors Iesus («Кроткий и милостивый Иисус»). Эти документы вносят изменения в Кодекс канонического права и Кодекс канонов Восточных церквей.

Выдержки из указов понтифика опубликованы на сайте Ватиканского пресс-центра. Из них следует, что, по мнению Франциска, юридические препятствия не должны осложнять путь верующего человека, желающего аннулировать свой брак: «На протяжении веков Церковь в вопросах брака, приобретая более ясное понимание Слова Христа, разработала систему отмены супружеского согласия и соответствующую судебную процедуру. Все это делалось всегда с высшим законом спасения души в качестве ориентира. Забота о спасении души сегодня, как и вчера, остается важнейшей задачей. Реформа была вызвана огромным количеством верующих, которые желают быть в мире со своей совестью. Благотворительность и милосердие требуют, чтобы Церковь, как мать, была ближе к тем своим детям, которые отдалены от нее. Принимая во внимание особый дисциплинарный порядок Восточных Церквей, я решил вопрос в отдельной норме для реформы дисциплины брачных процессов в Кодексе канонов Восточных Церквей».

Согласно внесенным Папой римским изменениям, процедура признания брака недействительным будет ускорена. Решение об аннулировании брачных уз в каждой епархии будет принимать местный епископ. Таким образом, отменяется требование, согласно которому вердикт церковного суда об аннулировании брака должен быть также рассмотрен другим составом судей. Епископ сможет проводить эту процедуру в ускоренном режиме — за 45 дней, — если оба супруга согласны на признание брака недействительным. Максимальный срок аннулирования брака не должен будет превышать год.

Что касается взимания платы за расторжение брака, Франциск объявил, что его необходимо отменить, в первую очередь, в бедных странах.

В указах понтифика подчеркивается, что Римско-католическая церковь продолжает считать брак неразрывным союзом. Папа римский напомнил, что вступление в новый брак без аннулирования старого считается прелюбодеянием, и в этом случае католикам отказывают в причастии.

Новые правила расторжения брака будут вынесены на рассмотрение ассамблеи Синода епископов, посвященной проблемам семьи, которая намечена на октябрь 2015 года.

Напомним, в июне этого года Франциск заявил, что развод возможен «в крайних случаях», а порой даже неизбежен: «Иногда он может стать даже морально необходимым, когда речь идет о том, чтобы спасти более слабого из супругов или маленьких детей от тяжких травм, полученных в результате насилия».

1 сентября Ватиканский пресс-центр опубликовал письмо понтифика, в котором тот разрешил священникам отпускать грех аборта в течение Юбилейного года, который начнется в декабре. Юбилейный год проводится Римско-католической церковью раз в 25 лет, во время него действуют особые правила отпущения грехов.

Как передает Associated Press, многие консервативно настроенные церковные деятели выступили с критикой этой инициативы Папы римского, заявив, что люди могут ошибочно истолковать ее как смягчение позиции церкви по отношению к абортам. Они также отрицательно оценивают упрощение процедуры аннулирования брака. По мнению критиков понтифика, супругам будет проще пойти на расторжение брака, если сама церковь предоставляет им возможность получить «католической развод»

В православии влюбленные люди иногда решают скрепить свой союз перед Богом и проводят обряд венчания. Но что делать, если семья распалась? Можно ли развенчаться?

Венчание – это церковный обряд бракосочетания. Провести его можно лишь в том случае, если брак зарегистрирован в ЗАГСе. А что делать, если семья распалась? Что такое церковный развод и существует ли он в принципе, отвечает Алексей Колыванов, священник, проректор по учебной работе Оренбургской Духовной Семинарии.

Возможен ли развод после венчания?

К сожалению, разводы случаются. Хотя создание семьи – это один раз и на всю жизнь. Господь Иисус Христос в Евангелие, в Священном писании не раз это подчеркивает: что Бог сочетал, того человек да не разлучает. Однако сам Господь Иисус Христос в Евангелие указывает на единственную причину для развода – измена, прелюбодеяние. Сейчас список причин для церковного развода несколько расширился. В основах социальной концепции русской православной церкви – это официальный церковный документ — указано несколько причин для церковного расторжения брака. К ним относят: хронический алкоголизм, подтвержденный врачами; прямую угрозу жизни супруга, супруги или детей и так далее. Поэтому возможен повторный церковный брак в качестве некоторого исключения из правил.

Что такое развенчание?

Такого понятия, как «развенчание» или «развенчивание» в принципе нет. Есть благословение на повторный брак. Часто люди приходят в церковь именно с просьбой развенчать их. Священнослужители объясняют: если люди решили прекратить свою семейную жизнь их официальный развод, совершенный в ЗАГСе, можно сказать, автоматически является развенчанием. Если люди не живут вместе и это официально оформлено, значит, факт венчания на них дополнительных обязанностей не налагает. Они сами разрушили свой брак и больше не муж и жена ни перед людьми, ни перед Богом. При желании венчаться во второй раз, необходимо: зарегистрировать брак в ЗАГСе и прийти в тот храм, который обычно посещают, и обратиться к священнику. Если ситуация не является какой-то неоднозначной, то сам церковнослужитель может принять решение о возможности их венчания. Это бывает в случаях, если нет разногласий между супругами, если пришла невиновная сторона, если все вопросы и проблемы с предыдущим браком решены. Если же приходской священник не может решить этот вопрос, тогда его решают в Епархиальном управлении. В Оренбурге оно находится на Советской, 43. Там всегда есть дежурный священник. Ежедневно с 10.00 до 12.00 он занимается подобными вопросами. Нужно прийти вдвоем, взять с собой документы о расторжении прошлого брака и заключении нового. В ходе анализа этих документов и в ходе беседы выясняется возможность или невозможность заключения повторного церковного брака. Недавно был принят общецерковный документ о венчании, где указывается, что допускается максимум 3 церковных брака. При этом учитываются и те браки, которые не были освещены таинством венчания.

Алексей Колыванов

Сколько времени должно пройти с момента развода до повторного венчания?

Четкого ограничения нет. Но случаи бывают разные. Одна ситуация, если люди 10 лет прожили во втором браке и решили повенчаться. Другая – если прошло 2 недели после развода. Вторая ситуация вызывает сомнения. Обычно рекомендуют повременить.

Отличается ли второе венчание от первого?

Отличаются чины венчания. Есть первый и второй чины. Если над людьми уже ранее совершалось таинство венчания, то второй раз оно совершается по чину, который включает в себя покаянную молитву. Господь в Евангелие говорит, что всякий, кто женится на разведенном, тот прелюбодействует. Повторные браки совершаются, прежде всего, по немощи человеческой, а не по воле Божьей. Поэтому в молитвослов включается ряд покаянных молитв, чтобы люди понимали этот момент.

А если брак является повторным только для одного из супругов?

Как правило, в этом случае возможно снисхождение и таинство проводится по первому чину. Однако встречается мнение, что нужно поступать по строгости и если это второй брак хотя бы для одного, нужно употреблять второй чин венчания. По словам отца Алексея в практики ни так часто совершаются повторные церковные браки. Сейчас вообще венчаний ни так много, по сравнению с тем, что было 10-15 лет назад. В среднестатистическом храме нашего города совершается 3-5 венчаний в месяц. Это очень мало, по сравнению с количеством регистраций брака и количеством крещений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *