Православие узбекистана

Ташкентский Успенский собор

Ташкентская и Узбекистанская епархия Среднеазиатского митрополичьего округа Русской Православной Церкви

Высочайший указ подтверждающий Синодальное рещение об учреждении независимой Ташкентской и Туркестанской епархии последовал 4 мая 1871 года . Однако, из-за противостояния мирских чиновников, опасавшихся ограничения своего самовластия, центром епархии стал город Верный (ныне — Алма-Ата), хотя название осталось прежним. Лишь решением от 16 декабря 1916 года центр Туркестанской епархии, охватившей все Среднеазиатские владения России на деле переместился в Ташкент, а Верненская кафедра стала Семиреченским и Верненским викариатством.

С 1923 по 1944 год существовала одноименная обновленческая епархия.

В 1937-1944 годах православная кафедра была упразднена, после чего возобновилась на территории всех Среднеазиатских республик СССР.

12 октября 2007 года на территории Туркменистана создано патриаршее благочиния, выделенное из состава Ташкентской епархии.

27 июля 2011 года из состава епархии были выделены Бишкекская кафедра на территории Киргизии и Душанбинская кафедра на территории Таджикистана, вместе с чем в ведении Ташкентской кафедры остался Узбекистан. При этом был образован Среднеазиатский митрополичий округ в котором Ташкентская епархия стала митрополичьей.

Исторические названия

  • Туркестанская и Ташкентская
  • Ташкентская и Туркестанская
  • Ташкентская и Среднеазиатская (1944 — 27 июля 2011)
  • Ташкентская и Узбекистанская (с 27 июля 2011)

Статистика

  • 1 января 1958 — 68 зарегистрированных храмов/молитвенных домов
  • 2006 — 105 приходов; 133 священнослужителя (115 священников, 18 диаконов); 38 воскресных школ
  • май 2015 — действуют 38 храмов

Архиереи

с кафедрой в Верном (1871 — 1916) — см. Верненская епархия

с кафедрой в Ташкенте

Викарные епархии

  • Верненская (ныне ей наследует самостоятельная Астанайская)
  • Пишпекская (ныне самостоятельная Бишкекская)
  • Самаркандская (недейств.)
  • Семиреченская (ныне ей наследует самостоятельная Астанайская)

География благочиний

Епархиальные отделы

  • просветительский
  • художественно-производственный
  • по делам молодежи

Монастыри

  • Дустабадский Покровский (женский)
  • Ташкентский Троице-Никольский (женский)
  • Чирчикский Троице-Георгиевский (мужской)

Учебные заведения

  • Ташкентская духовная семинария

Средства массовой информации

  • газета Слово жизни
    • приложение — альманах Восток свыше

Использованные материалы

  • Страница официального сайта Русской Православной Церкви:
  • Страница сайта Русское Православие:
  • Страница портала Иерархия церквей:
  • Страницы официального сайта Ташкентской епархии:
    • — «Приходы Ташкентской и Узбекистанской епархии»
    • (недейств.) — «История Христианства в Средней Азии. Исторический очерк», гл. 9

Синодальное определение датируется 2 марта 1870 года. См.

Описание места

Храм святого великомученика Георгия Победоносца в городе Самарканде был основан еще у 1868 году. Это один из действующих православных храмов в городе. Спроектировал храм самаркандский архитектор В.А. Лемке.
Сначала, это была церковь военного ведомства, которая в 1924 году была закрыта. Но в следующем году была передана в управление Георгиевской общине часовня на кладбище, в которой начали совершаться богослужения. В 1927 году верующая община прихожан получила разрешение на постройку летнего молитвенного домика при часовне.К сожалению, в 1928 году произошел пожар часовни. После этого домом не было кому заниматься.
Только в 1937 году на имя монахини Юнии (Ульиной) был куплен этот молитвенный дом. А у 1946 году состоялся акт передачи здания молитвенного дома во владение Георгиевской общине. Указом архиепископа Ташкентского и Среднеазиатского Ермогена, от 6 ноября 1958 года, Георгиевскому молитвенному дому присваивается наименование храма, который был освящен в честь Святого Великомученика Георгия Победоносца.В настоящее время количество прихожан в будние дни составляет 10-20 человек, в праздники — 100-150 человек. Это очень милый православный храм, где с удовольствием можно душевно и морально отдохнуть от внешнего мира.

Большая часть населения (88%) Узбекистана исповедует ислам, христиане и иудеи (бухарские евреи) составляют религиозные меньшинства. Деятельность мусульман координирует Духовное управление мусульман Узбекистана, руководителем которого является муфтий. Мусульманское духовенство готовят ряд специализированных учебных заведений, расположенных в Ташкенте и Бухаре.

Христиане представлены главным образом русскоязычными православными, а также католиками (Римско-католический храм Святейшего Сердца Иисуса в Ташкенте), баптистами (около 3800 верующих), лютеранами (Евангелическо-лютеранская церковь Узбекистана) и адвентистами. Предпринимались попытки насаждения иеговизма. Христианство на территории Узбекистана (ранее известного как Согдиана) известно с V века и было представлено преимущественно в форме несторианства. Однако в конце средневековья оно было практически уничтожено. Лишь с началом русской экспансии в XIX веке здесь начинают строиться церкви для пришлого европейского населения. Религиозную деятельность православных координирует Ташкентская и Среднеазиатская епархия

Есть в Узбекистане также объединение кришнаитов (Ташкентское общество Кришны). В узбекской земле находят много буддийских реликвий, свидетельствующих о широком распространении данной религии в античную эпоху

На 1 июня 2010 года зарегистрировано 2 225 религиозных организаций шестнадцати конфессий:

  • Ислам — 2 050
  • Христианство — 3458
  • Корейская христианская церковь — 52
  • Русская православная церковь — 37
  • Баптисты — 23
  • Пятидесятники («Полное Евангелие») — 21
  • Адвентисты седьмого дня — 10
  • Иудаизм — 8
  • Бахаи — 6
  • Римско-католическая церковь — 5
  • «Новые апостолы» — 4
  • Лютеране — 2
  • Армянская апостольская церковь — 2
  • Свидетели Иеговы — 1
  • Кришнаиты — 1
  • Буддизм — 1
  • Церковь «Глас Господа» — 1
  • Библейское Общество — 1
  • Атеисты — 9786

В мире существует обширная карта мест силы. В Узбекистане они тоже есть, если исключить, конечно, такие многочисленные места, которые были созданы специально для привлечения туристов, или «самодельные», вроде кучи деревьев, где надо привязать ленточку — то все равно, остается немало «волшебных» мест, где неизвестная сила становится на твою сторону, и ты приобретаешь желаемое самым удивительным образом.

В Самарканде в холмах Афросиаба, есть удивительнейшее место — Могила Святого Даниила, Холи Даниеля или Хазрата Даниёра, — так называют его три разные религии, христианство, иудаизм и ислам.

Никто не знает, что скрывает на самом деле огромный восемнадцатиметровый гроб, — прах ли Пророка Даниила, вывезенный Амиром Тимуром из Суз, или там захоронен сам Даниил, поставленный Дарием сатрапом над Согдианой, или сподвижник Кусама ибн Аббаса Даниёл, — место настолько священно и внушает благоговение, что никто не решается вскрыть захоронение. Но ученые обещают, что вот-вот разгадают эту загадку.

А пока паломникам настолько светло и спокойно в этом месте, что отсюда не хочется уходить. Кажется, что там даже воздух другой.
В 1996 году это место посетил покойный Патриарх Алексий II , и долго не мог уйти из мавзолея, наслаждаясь святостью места. На прощание он благословил старое фисташковое дерево, Дерево Желаний, растущее в мавзолее, и случилось чудо — оно ожило.

Это дерево необычное, и нет сомнений, что оно живое и мыслящее. Раньше на его ветвях развевались ленточки, завязанные для исполнения желаний. Смотрители не протестовали, хотя считали, что достаточно просто послушать молитву в пределах гробницы. При последней реставрации решили все ленточки убрать.

Исполняются ли желания?
Не знаю, как насчет желаний, но оттуда выходишь чистым и сияющим, как будто заново родился. На гробе Даниила лежит зеленое покрывало, с золотошвейными сурами из Корана. Один из крупных бизнесменов Ташкента, держащий сеть ресторанов, за помощь Святого и в благодарность привез зеленый бархат из Мекки, отдал для вышивки мастерицам из Бухары, и через полгода преподнес покрывало в дар мавзолею…
Вода в источнике необычайно мягкая и сладкая. Паломники набирают ее в бутылки, умываются и пьют.

Такой же источник есть и в Бухаре, — Чашма Аюб. По преданию, Святой Иов, путешествуя миссионером по Согдиане, ударил в этом месте посохом, чтобы измученные от засухи и жажды жители Бухары могли напиться.

А у Хазрата Бахауддина Накшбанди в Бухаре в этом году в мечети появились теплые полы. Тоже дар благодарного паломника. Больше всего людей возле посоха Святого. Считается, что огромное дерево выросло из его посоха, который он воткнул в землю. Под посохом необходимо пролезть, попросив помощи и заступничества. А еще многочисленные паломники пытаются руками оторвать от дерева небольшую щепку, для тумора, охранного оберега. Это нелегко, дерево очень твердо и словно отполировано и не каждому подарит от себя кусочек.

И самое важное – нет человека более несчастливого, чьи желания сбылись, и ему больше нечего желать. Пусть в нашем сердце живет хотя бы одна тоска по несбыточному, и двигает нас вперед.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *