Православие в норвегии

Наша Церковь
Русская Православная Церковь является самой многочисленной среди всех поместных церквей православного мира, а также второй по величине христианской церковью в мире после Римо-Католической Церкви. Традиционная территория Русской Православной Церкви включает в себя Россию и ряд независимых государств, входивших прежде в состав Советского Союза, среди которых Украина, Белоруссия, Молдавия, Эстония, Латвия и Литва. Помимо этих стран, где православие традиционно играло и играет центральную роль в общественной жизни, Русская Православная Церковь учредила в последнее время свои приходы и в ряде других стран, в том числе и в Западной Европе. Благодаря эмиграции, начавшейся в первой половине 20 века, православная вера стала важной составной частью западно-европейского культурного наследия.
К концу 2013 года Русская Православная Церковь насчитывает более 33 тысяч храмов, где Божественная литургия совершается не менее одного раза в месяц. В Русской Православной Церкви более 40 митрополии и 270 епархий, из которых 160 в России. Епископат Русской Правослвной Церкви состоит из более 300 епископов. В Русской Православной Церкви несет служение более 30 тысяч священников. На сегодняшний день Церковь осуществляет свое высокое служение в 57 странах «дальнего зарубежья». В Русской Православной Церкви насчитываются около 1000 монастырей.
Русская Православная Церковь является многонациональной. Богослужения, катехизаторско-просветительская и иная деятельность осуществляется как на традиционном церковно-славянском языке, так и на других языках современного мира.
Главой Русской Православной Церкви в настоящее время является Его Святейшество, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Он родился в 1946 г. в г.Ленинграде (теперь — г. Санкт-Петербурге) и возглавляет Русскую Православную Церковь с января 2009 года.
Патриарх избирается Поместным Собором Русской Православной Церкви. Патриарх председательствует на заседаниях Поместного собора, Архиерейского Собора и Священного Синода, который является органом управления Русской Православной Церкви в период между Архиерейскими Соборами и состоит из Председателя – Патриарха Московского и всея Руси, семи постоянных и пяти временных членов – епархиальных архиереев.
Православие в Норвегии
Норвегия, начиная уже со времен викингов, вступает в контакты с церковью страны-соседа — России. Некоторые вожди викингов проживали в Киеве и Новгороде, которые в конце 10 века становятся важными центрами православного христианства. Благодаря политическим, культурным и торговым связям, а также и династическим бракам, Норвегия довольно рано знакомится с восточной христианской верой.
В 16 веке на норвежской земле подвизался русский просветитель (миссионер) святой Трифон Печенгский, осуществлявший свое служение среди саамов и построивший православную часовню неподалеку от реки Нейденельвен. Русские священники и монахи посещали северные районы Норвегии вплоть до начала Второй Мировой войны. После Октябрьской революции 1917 года в Норвегию из России прибывает ряд православных беженцев. Русская Православная церковь организовала их пастырское окормление посредством своего прихода в Стокгольме (первого православного прихода в Западной Европе, основанного в 1617 году). В 1931 году в Осло русскими эмигрантами учреждается самостоятельный православный приход во имя святителя Николая, который, однако, никогда не находился в прямом каноническом подчинении священноначалию Русской Православной Церкви Московского Патриархата.
Благодаря новой волне эмиграции, начавшейся в конце 20 века, и все более тесным связям, преодолевающим границы, роль Русской Православной церкви естественным образом становится более значимой также и в современной Норвегии. В 1996 году в Осло был образован собственный приход — во имя святой равноапостольной княгини Ольги — в юрисдикции Московского Патриархата. На сегодняшний день образованы самостоятельные приходы в Ставангере, Бергене и Киркенесе. Кроме того, Русская Православная Церковь осуществляет свою деятельность в Тронхейме, Тромсе, других городах Норвегии, а также в русском поселке Баренцбург на Шпицбергене.
Управление
Приходы Русской Православной Церкви в Норвегии являются ее каноническими подразделениями и находятся под начальственным наблюдением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Священного Синода. В осуществлении непосредственного архипастырского надзора Святейшему Патриарху помагает Руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям архиепископ Егорьевский Марк. Приходские священники назначаются Священным Синодом. В соответствии с положениями действующего Устава Русской Православной Церкви приходы возглавляются настоятелями. Настоятель в своей деятельности подчиняется решениям и предписаниям Поместного Собора, Архиерейского Собора, Священного Синода, правящего архиерея и приходского собрания.
Приходское собрание состоит из совершеннолетних членов прихода, внесенных в членский регистр (список). Настоятель и приходской совет созывают очередные заседания приходского собрания один раз в год. Приходское собрание избирает приходской совет, важнейшей задачей которого является помощь настоятелю в организации приходской жизни, исполнение решений Приходского собрания и осуществление ряда иных функций, касающихся деятельности прихода (в т.ч. решение текущих хозяйственных вопросов).
Настоятелем в приходе во имя святой равноапостольной княгини Ольги в Осло является — с момента его основания (1997 г.) — игумен Климент (Хухтамяки). С 2005 года он является благочинным приходов Московского Патриархата в Норвегии.
На сегодняшний день в приходах Русской Православной Церкви в Норвегии пастырское служение осуществляют еще два священника, постоянно проживающих в Норвегии. В г. Тронхейме проживает о. Александр Волохань. Он был рукоположен в священный сан иерея в начале 2007 г. и он осуществляет теперь духовное окормление православных верующих в Тронхейме, Тромсе и ряде иных городов центральной и северной части страны. С начала 2008 г. в Норвегии проживает также о. Дмитрий Останин, направленный на приходское служение в г. Берген.
Задачи
Основное назначение Церкви во все времена — спасение человека, что является первостепенной задачей и для нас, православных в Норвегии. Церковь совершает богослужения и таинства, молясь за людей и призывая на них благодать Божию. В Церкви осуществляется духовное водительство верующими, она укрывает их своим благодатным покровом как любящая мать.
Церковь нередко называют «тихим пристанищем” в житейском море или «кораблем спасения” — духовным кораблем, на котором спасение находят все, ощущающие себя погибающими в суете мира. Кроме того, Церковь часто называют «врачебницей” — местом исцеления духовных и душевных ран. Это место укрепления и возрастания, место преображения падшего человека, место его освящения и обoжения.
Общество любви
Приход должен быть общностью верующих, которые единодушно собраны вокруг своего небесного главы — Господа нашего Иисуса Христа. Верные стремятся жить свято, не по законам жестокого мира, но по заповедям Божиим, пребывая во взаимной всепобеждающей любви. «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою.» (Ин. 13: 34-35). Тесные узы любви должны связывать нас не только с живыми единоверцами, но и с усопшими: родственниками и друзьями и, конечно, со всеми святыми и праведниками, подвиг и опыт которых мы ставим себе в пример.
Передача Священного Предания
Приход должен быть местом, где живое Священное Предание и опыт наших православных предков и всей Православной Церкви сохраняется как в некой сокровищнице. Из этой сокровищницы щедро дается всем – от человека к человеку, от поколения к поколению. Мы только тогда богаты, когда делимся с другими. Если мы черпаем сейчас из неиссякаемой сокровищницы русского православия и делимся его богатствами с другими, это не делает нас беднее, наоборот, это служит сохранению и созиданию нашего общего достояния.
Нашу задачу в Норвегии мы видим не только в духовном окормлении русских православных, но и в том, чтобы являть русскую православную духовность и культуру в норвежском обществе. Таким образом, важной задачей является выражение духовности восточной Православной Церкви и нашей христианской веры в доступной современному человеку форме.

Аннотация

В статье рассказывается об истории деревянных каркасных церквей в Норвегии (ставкирках), которые активно возводились с XI по XVI век. Рассматриваются вопросы технологии строительства, а также сохранения и реставрации.

Не вызывает сомнений, что камень долговечнее дерева. Поэтому большинство старинных построек, дошедших до нас, были возведены из камня. Это касается и храмов. Однако почти все каменные церкви были построены на месте деревянных, снесенных из-за ветхости. Сохранившиеся экземпляры считаются огромной ценностью. В Норвегии такие церкви называют ставкирками. Их возраст может достигать 800 лет! Храмы тщательно реставрируют и строго следят за состоянием их «здоровья».

Высокий статус

Когда видишь деревянные сооружения, обильно украшенные фигурами драконов и резными масками, невольно задаешься вопросом: «А христианские ли это церкви?». Да, это христианские храмы, но появились они в XI–XII веках, когда христианство только-только начало проникать в Западную Норвегию с Британских островов. До этого момента жители этих мест были язычниками и в облике новых церквей отразили элементы уходящей религии. Ставкирки представляют собой некий синтез язычества и христианства.

Норвегия — страна гор, густо поросших лесами, поэтому здесь всегда было вдоволь камня и дерева, которые традиционно служили основными строительными материалами. Почему же для строительства церквей в Средние века в основном использовали дерево? Казалось бы, ответ лежит на поверхности — из дерева строить проще и быстрее. Но почему тогда в континентальной Европе чаще использовали камень? Разгадка в том, что Норвегия с трех сторон омывается морем.

Викинги всегда были отменными мореплавателями. На своих довольно утлых судах, называемых драккарами, они задолго до Колумба добрались до Америки. Чтобы переплыть Атлантику, требовались крепкие суда. И норвежские мастера строили на совесть — драккары были способны выдержать сильнейший шторм. Когда появилась нужда возводить церкви, на работу пригласили судостроителей.

Поскольку с камнем они никогда не работали, их выбор пал на дерево. И технологии строительства также были позаимствованы из судостроения. В результате церкви получались очень прочные, способные простоять века. При этом основным рабочим инструментом мастеров был обычный плотницкий топор.

Считается, что первые ставкирки появились около 1100 года. Возможно, были и более ранние, но обнаружить сведения об их существовании ученым не удалось. За пятьсот лет в Скандинавии возвели около 1700 деревянных церквей. Жители каждого поселения желали иметь собственный храм. Строительный бум мог продолжаться и далее, если бы не эпидемия чумы, которая уменьшила население Норвегии почти вдвое. Новые церкви строить прекратили, а старые принялись разбирать на стройматериалы и дрова. Ситуация быстро вышла из-под контроля: к 1800 году осталось 95 ставкирок, к середине XIX века — 63, а до наших дней сохранилось всего 28 храмов!

Секреты мастерства

Слово «stav» означает «стойка-опора». Если добавить к нему слово «kirke» («церковь»), получится «ставкирка» — церковь на опорах, или каркасная церковь. Таким образом, название описывает технологию возведения сооружения. Принцип строительства всех деревянных норвежских церквей был один, различаясь лишь в деталях. Классификация определяет четыре вида построек — простые церкви, базиликального типа с галереей, с центральной опорой для крыши в центре зала и церкви области Мёре, отличающиеся продолговатой формой. Все они строились следующим образом.

На землю клали четыре деревянных бруса, которые соединяли внахлест. Получался прямоугольник с восемью торчащими концами. По периметру ставили вертикальные столбы высотой около 8 метров, которые крепили друг к другу брусьями с крестовинами. Получившийся «скелет» обшивали деревом, а каркас крыши клали прямо на образовавшиеся стены. Иногда для поддержки крыши в центре зала ставили высокую мачту. Такие церкви называли мачтовыми. Фактически ставкирка представляла собой деревянный вариант древнего конструктора «лего», из которого можно было собирать разные варианты церквей. Число элементов такого конструктора могло достигать 2 тысяч! Постройки получались довольно высокими.

Первое время стойки ставили прямо на землю. Они быстро гнили, что приводило к разрушению церкви. Строители смекнули, что для храма следует предусмотреть каменное основание. Нововведение сразу увеличило срок службы сооружения. Он еще увеличился, когда решили использовать методы борьбы с гниением дерева, применявшиеся при строительстве драккаров. Внутреннюю поверхность стен ставкирок стали регулярно сма зывать смолой. Эту процедуру в обязательном порядке выполняли раз в три года сами жители поселения, где стоял храм. Результаты обработки не заставили себя ждать — церкви стали служить значи тельно дольше.

Устойчивость конструкции обеспечивала система внутренних креплений, которая также была позаимствована у кораблей викингов. Для крепления использовались изогнутые скобы, которые делали из той части дерева, где крупные ветви растут из ствола или где ствол переходит в корни. Из них изготавливали крепежные элементы, которые помещали между стойками и распорками стропил крыши. Благодаря такой конструкции храм внутри напоминал трюм корабля, где стропила выполняли роль шпангоутов. Внутри церкви царил полумрак, поскольку конструкцияне предусматривает окон. Светпроходил лишь через круглые вентиляционные отверстияв верхней части стен.

Особенностью норвежских ставкирок является богатая деревянная резьба, которая украшает как интерьеры, так и экстерьеры. Это настоящие художественные произведения, которые можно рассматривать подолгу. Почти обязательным элементом являются драконы, тела которых могут быть перевиты с деревьями и ветвями. Сразу вспоминаются вездесущие китайские драконы, чудища американских индейцев и русский Змей Горыныч с тремя головами. Обилие древних изображений этого существа по всей планете наводит на мысль, что оно действительно когда то обитало на Земле. В Скандинавии мифологического дракона называли Ёрмунганд. Он защищал от зла и темных сил природы. Помимо драконов вырезали изображения змей, растительный орнамент и ленточное плетение.

Путь к вечности

Деревянные постройки очень непросто сохранить, поскольку они легко подвергаются разрушению огнем, влажностью, высокой температурой и человеком. В Норвегии не осталось бы ни одной древней ставкирки, если бы ни художник Юхан Кристиан Даль, живший в XIX веке. В это время в обществе ярко проявился интерес к национальному искусству и архитектуре. Даль считался основоположником норвежского национального пейзажа. Он и явился инициатором создания Общества охраны старинных памятников Норвегии, которое появилось в 1844 году.

Сначала энтузиасты отыскали все сохранившиеся старинные деревянные церкви. Их оказалось совсем немного, и все они требовали срочной реставрации. Первой была восстановлена ставкирха в Хеддале. Потом Общество приобрело и отреставрировало еще восемь церквей. В 1912 году к процессу подключилось государство. В рамках Министерства окружающей среды было создано Управление культурным наследием Норвегии, которое действует и поныне. Его программа предусматривает полное восстановление всех церквей уже в нынешнем году. В 1979 году церковь в Урнесе была включена в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Восстанавливая ставкирки, реставраторы сталкиваются с многочисленными проблемами. Например, многие церкви неоднократно перестраивались. Закономерно возникает вопрос, какой следует восстанавливать облик — последний, который видим сейчас, или первоначальный, отраженный в чертежах или на рисунках? Некоторые элементы внутренних конструкций были утрачены — насколько правомерна замена их элементами, изготовленными из современных материалов?

Все сложности восстановительных работ можно наглядно проиллюстрировать на примере известной ставкирки из Гуля. Церковь была построена в конце XII века на кладбище небольшого городка. Она простояла без изменений почти 500 лет, а потом начались сплошные преобразования — перестроили шпиль, возвели потолок над нефом, переоборудовали алтарь с апсидой и т.д. Когда церковь стала мала, ее расширили. Максимум переде лок пришелся на 1840‑е годы.

Спустя тридцать лет население Гуля опять увеличилось, и тогда было принято решение снести старый храми на его месте построить новый. Против кардинального решения выступило Общество охраны норвежских исторических памятников, предложив перенести древнюю ставкирку на новое место. Начался сбор средств, но денег не хватало. Положение спас правящий король Оскар II. Он не только выделил место в первом в мире музее под открытым небом на полуострове Бюгдёй возле Осло, но и добавил недостающую сумму — очень приличную по тем временам.

После переезда началась кропотливая работа по реставрации храма под руководством архитектора Вальдемара Ханстена. Экстерьер не удалось восстановить в оригинальном виде — он остался в том виде, в каком сформировался в 1885 году. А вот интерьеры удалось максимально приблизить к оригиналу благодаря всевозможным ухищрениям.

Были устранены окна, галереи, скамьи и кафедра, которые появились в течение последних 700 лет. Используя освободившиеся старые материалы, мастера реконструировали алтарную часть с апсидой и неф. По описанию в старинных церковных книгах воссоздали двускатную башенку с колоколами и шпилем. По образцу церкви в Боргунне воссоздали галерею вокруг нефа. Мелкие детали восстанавливали по образу ставкирки Хопперстад в губернии Согн ог Фьюране. Шифер на кровле заменили деревянным просмоленным покрытием, как это было принято в Средние века. К счастью, многочисленные перестройки не тронули настенные росписи в алтарной части и апсиде, которые были созданы в 1652 году.

В результате кропотливой работы реставраторов ставкирка из Гуля стала одной из самых известных достопримечательностей Народного музея под открытым небом. Все остальные ставкирки разбросаны по стране, находятся далеко от проторенных туристских маршрутов и потому труднодоступны для осмотра. Ставкирка из Гуля открыта для посещения круглый год. Попадая внутрь необычного храма, невольно чувствуешь себя путешественником во времени. Это является несомненной заслугой реставраторов, которым удалось восстановить не только материальные элементы, но и дух древности.

Литература

  1. Nicolaysen N. Gols gamle stavkirke og hovestuen paa Bygdo Kongsgaard. Christiania, 1885. Fig. 1–2.
  2. Ходаковский Е.В. Деревянные мачтовые церкви средневековой Норвегии. СПб.: «Аврора», 2015. С. 39.

Метки: каркасные деревянные церкви, Норвегия, реставрация, Средние века, ставкирки Статья была опубликована в выпуске журнала «Инженерная защита», выпуск №10 (сентябрь — октябрь 2015)

Евгений Голомолзин

Связаться Евгений Голомолзин

Путешественник, писатель, фотограф

Наиболее распространенным типом деревянных средневековых храмов в Скандинавии является Ставкирка, или каркасная церковь. Одной из самых древних деревянных церквей Норвегии является ставкирка в Боргунне (Borgund), расположенная в коммуне Лердал губернии Согн-ог-Фьюране.

Ставкирка в Боргунне, или в Боргунде, была построена в начале 12—го века, предположительно в 1150-1180-х годах. Красивая каркасная церковь хорошо сохранилась до наших дней, является прекрасным образцом древней скандинавской архитектуры.

Ставкирки в Норвегии стали появляться с приходом христианства. В период с одиннадцатого по шестнадцатый век было построено около 1700 деревянных каркасных церквей. До нашего времени сохранилось всего 28 сооружений и ставкирка в Боргунне является одним из них. Эта каркасная церковь была построена в честь апостола Андерея Первозванного. Материалом для деревянной церкви послужило священное дерево скандинавов – ясень.

Отличительной особенностью ставкирки в Боргунне являются фигуры драконов, которые расположены на коньках церковной крыши. При строительстве христианской церкви древние зодчие не забывали своих языческих богов – поэтому в декоре можно увидеть не только драконов, но и рунические знаки-обереги, которые вырезались для защиты от врагов.

Древние каркасные церкви имели яркое убранство – фасады зданий расписывали разноцветными красками. Чтобы сохранить деревянное сооружение в первозданном виде, в середине 20-го века оно было законсервировано специальным составом, в который входила смола. Поэтому сейчас ставкирка в Боргунне имеет черный цвет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *