Это началось около двух месяцев назад. К тому моменту я уже около года был в теме минимализма, определился со своими взглядами на вещи и своим отношением к ним. Уже около полугода к тому времени прошло с того момента, как я попробовал «100 things challenge», как начал читать minlife и разбираться, нужны ли мне вещи, которыми я владею.
Именно тогда я впервые столкнулся с трудностью определения минимализма относительно аскетизма и аскезы.
Нет, для себя я интуитивно, но четко разграничивал эти понятия. Тем не менее, объяснить, в чем разница, на первых порах оказалось сложно.
А поскольку и сейчас многие путают минимализм и аскезу, смешивая их в одно, я счел нужным написать об этом.
Содержание
Минимализм и аскеза.
Заявить, что минимализм не имеет ничего общего с аскезой — громко, провокационно, сомнительно и… ошибочно. Не будем этого делать. Просто скажем, что минимализм и аскеза — понятия разные. И у них есть ряд существенных отличий.
Запишись на курс по минимализму: «Простые истины»
Курс, который поможет избавиться от хлама в доме и голове, узнать себя настоящего и найти свой путь к счастью и балансу.
Главным различием аскетизма и минимализма будет сама суть этих течений.
Минималист ограничивает себя в чем-то, потому что так он делает себя счастливым, или чтобы это постепенно делало его счастливым. Минималист счастлив с небольшим количеством вещей, с информационной диетой, с узким кругом общения, со свободой и простотой своего образа жизни, питания, жизненного пространства.
Избавляясь, минималист освобождается, уходит от дискомфорта, привязок, всякого страдания.
Аскет ограничивает себя, чтобы страдать. Через страдание он достигает духовного просветления. Часто его страдания и самоограничение вовсе не связаны с вещами или вообще какими-либо проявлениями материального мира. Аскет вполне может жить в куче хлама и при этом нести, например, обет молчания.
Суть аскезы — в страдании. Чем сложнее и тяжелее аскеза, тем быстрее и глубже духовное просветление.
Минимализм и аскеза. Возможно ли сочетание?
Минимализм и аскетизм — очень разные (пусть со стороны многим они и кажутся схожими). Но это не значит, что совмещать минималистичный стиль жизни с аскезой невозможно.
Можно ли стать минималистом, будучи аскетом? Да. Например, вполне можно осознать, что вещи не приносят тебе счастья, а радоваться можно и очень малому их количеству — после месячного ограничения себя в количестве вещей.
Можно ли стать аскетом, будучи минималистом? Несомненно. Можно жить просто и открывать для себя все новые пути, прибегая к аскезе. Так, начав с освобождения от хлама, можно постепенно перейти к минимализму и в других сферах жизни. Помочь сузить круг общения и понять, насколько много в нашем окружении ‘лишних’ людей, может какая-то форма затворничества или нечто вроде обета молчания. Онлайн-аскеза тоже приведет простому взгляду на связи.
В руках (в сознании) минималиста аскеза становится уникальным инструментом расширения пределов своих возможностей. С помощью аскезы минималист прощупывает почву и решает, на что еще он способен. Что еще может сделать его счастливым. Где еще те самые привязки, которые ему мешают.
Сочетание минимализма и аскезы — не просто возможный, это действенный и логичный прием. Это осознанный выбор тех, кто чувствует в себе силы добиться большего и сделать больше. Это путь для тех, кто еще не знает себя и своих возможностей, но непременно хочет узнать.
Пимов Александр
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Примеры употребления слова схимник в литературе.
Ты бы его, Афанасий Петрович, приодел поблагообразнее, — посоветовал Прокопьев, — власяницу, на головочку куколь монаший, будет схимник, постник, подвижник.
Когда кукуль схимника закрыл вход в пещеру, Ильин придал своему лицу иррационально тупое выражение, говорившее: все равно не уйду, все равно пересижу тебя.
Богомольцы, прибывавшие в Новый Арарат, имели обыкновение опускаться у воды на колени и благоговейно взирать на островок, где обретались святые схимники, молители за все человечество.
Я не хочу сказать и весьма далек от мысли, что подвиг странствующего рыцаря и подвиг затворника равно священны, но на основании собственного горького опыта я пришел к убеждению, что странствующий рыцарь, вечно алчущий и жаждущий, страждущий и изнуренный, бесприютный, полураздетый и усыпанный насекомыми, терпит, разумеется, больше лишений, нежели схимник, ибо не подлежит сомнению, что на долю странствующего рыцаря былых времен всечасно выпадали невзгоды.
И ехать нескорым ходом, а с остановками и разговорами по пути, чтобы прибыть в Чемал или в сам Бийск уже с ворохом новостей, а не с одной только тревогой в душе, которую могут и не принять в расчет: мало ли что схимнику в его глухомани таежной померещилось!
Источник: библиотека Максима Мошкова
- Введение в православную аскетику свящ. Сергий Дергалев
- Уроки православия. Аскетика свящ. Валерий Духанин
- Путь аскетов: отрицание или утверждение? епископ Каллист
- Путь ко спасению. Краткий очерк аскетики св. Феофан Затворник
- Православная аскетика (по Зарину)
- Смысл христианского подвига архиеп. Федор (Поздеевский)
- Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества А.И. Сидоров
- Аскетичеcкие опыты Том I * Том II свт. Игнатий (Брянчанинов)
- Аскетическая проповедь свт. Игнатий (Брянчанинов)
- Пособие по аскетике для современного юношества свящ. Тимофей
- Пропедевтика аскетики иерей Вадим Коржевский
- АУДИО. Аскетика для современных мирян
- ВИДЕО. Аскетика
***
Аске́тика – раздел православного богословия, предметом которого является изучение процесса возрождения, исцеления падшего человеческого естества в процессе осуществления христианского подвижничества.
Аскетика может быть названа наукой о сущности христианского подвижничества. Само христианское подвижничество именуется аскетизмом.
Как научная дисциплина, аскетика имеет ряд особенностей.
Во-первых, аскетика не является абстрактной, оторванной от духовной жизни наукой, но дает знания, которые могут быть востребованы в реальной практической деятельности христианина. Это связано с тем, что гносеологическим источником аскетики являются живой святоотеческий духовный опыт. То есть аскетика опирается на знания, переданные Церкви христианскими подвижниками (аскетами), уже прошедшими более или менее длительный путь духовного возрождения и преображения. Многие из этих знаний зафиксированы в аскетической литературе, многие передаются устно, в рамках духовных традиций, бережно сохраняемых в монастырях.
Во-вторых, аскетика не изучает внутренний мир человека так, как это делает психология и антропология.. В отличие от названных наук, предметом её изучения является не «строение» человека, его природы, души, но средства и способы реализации человеком своего высшего призвания и предназначения, осуществляемого в христианском подвиге при благодатной помощи свыше. В этом отношении аскетика также является особой наукой, поскольку не ограничивается изучением земной реальности, но раскрывает условия надлежащего взаимодействия человека с нетварной Божественной благодатью. Аскетика призвана показать синергийный смысл христианского подвижничества, раскрыть его основание как в человеческой воле, так и в Божественной. Она выявляет вышеестественное содержание христианского подвига, учит видеть в нем присутствие Бога.
Рассматривая христианский подвиг как живое сотрудничество и взаимное действие Бога и человека, аскетика неразрывно связана с Богопознанием. Богопознание же раскрыто в стройных догматических формулировках Церкви. Поэтому аскетика тесно связана с догматическим богословием. Она основана на православном догматическом учении о спасении, закрепленном в Предании Церкви.
С аскетикой тесно связано пастырское богословие. Для определения норм и принципов пастырствования необходимо знать путь духовного преображения личности и самому идти по нему. Именно поэтому теоретическое и особенно практическое изучение христианской аскетики важно для пастыря церкви.
***
Отношение аскетики к другим богословским наукам и сущность аскетизма
Как богословский предмет Аскетика связана со многими богословскими дисциплинами и особая связь с разделом сотериологии догматического богословия. Учение о спасении, являющееся одним из основных разделов Православной догматики, и в то же время занимает центральное место и в Православной аскетике. Ведь сам аскетизм в своих формах и проявлениях происходит из понимания спасения и стремления к спасению. Отсюда и понять аскетизм и правильно совершать подвиг без уяснения спасения невозможно. Сотериология и аскетизм имеют неразрывное внутреннее единство. Постижение догмата о спасении человеком должно производить в нем глубокие внутренние изменения, не приспособление учения под себя, а к изменению ума, преобразованию души человека, должно делать человека «новым творением», что совершается через подвиг, аскезу. Отсюда, аскетика, как предмет, изучает область опытного богословия. В этом отношении аскетика близка и к гомилетике, литургике, каноническому праву, которые изучают формальную сторону пастырства, не касаясь его внутренней стороны, и предмет Пастырского богословия, который раскрывает внутреннюю сторону и психологию пастырства.
«Изучение законов развития и роста христианской жизни в личности спасающегося и составляет предмет Аскетики, как науки. Аскетика в общем своем определении есть наука о подвижничестве или о том, как путем подвига совершается переход человека из царства диавола в царство Божие, с уяснением причин самого подвига и всех частных явлений в этом процессе перехода человека от смерти к жизни.»
Аскетика имеет «своим предметом выяснение законов духовного подвига в его историческом проявлении и фактической данности». Сущность Аскетизма может быть понята и определена с точки зрения учения о спасении, учения о способах и средствах усвоения спасения, совершенного Иисусом Христом.
Необходимость предмета Аскетики в духовных школах вытекает из существа пастырского дела – опытно самому переживать религиозную истину и истину спасения во Христе и глубоко изучить религиозный опыт духовной жизни. Без личного подвига (аскетизма) невозможно истинное пастырское служение, ибо оно превращается в простое требоисполнение и чиновничество.
Истина не может быть абстрактной идеей, созданной умом человека, истина должна быть конкретной, личностной, должна быть Личностью.
Православная аскетика (С.М. Зарин)
Греческое слово аскесис (аскеза) переводится как «подготовка», «упражнения». В Античной Греции аскетами называли атлетов, готовящихся к Олимпийским состязаниям и потому подвергающим себя определенным ограничениям. Метафорически же – на языке древних философов – аскет есть упражняющийся в добродетели, особенно в обуздании неразумных порывов своей воли.
Смысл аскезы – как физической, так и духовной – состоит в разумном отказе от второстепенного ради достижения главного, в преодолении физических и нравственных препятствий. Награда атлету – венок лавровый, награда христианину – венец спасения. И потому христианский пост-аскеза направлен не на «умерщвление», но на восстановление внутренней свободы и изначальной цельности духовно-телесной сущности человека. Христианский аскетизм исходит не из противопоставления плоти и духа (которое особенно сильно в буддизме), а из необходимости привести их в состояние гармонии.
Подвиги аскетические – это не цель, а средство, средство для борьбы за «венец нетленный», свершающейся на «ристалище» всей нашей жизни. Поэтому «аскетом» может быть назван каждый разумный христианин – монашествующий и женатый, клирик и мирянин. Конкретная же форма и степень его аскезы определяется данными им обетами, жизненным призванием и советами духовного отца.
(Юрий Рубан. Из журнала «София» (Новгород), 1997, №1).
Во всех случаях, когда в христианской аскетической литературе говорится о вражде между плотью и духом (начиная с апостола Павла: «плоть желает противного духу, а дух – противного плоти»; Гал. 5:17), речь идет о греховной плоти как совокупности страстей и пороков, а не о теле вообще. И когда говорится об «умерщвлении плоти», имеется в виду умерщвление греховных склонностей и «плотских похотей», а не презрение к телу как таковому. Христианский идеал не в том, чтобы унизить плоть, а в том, чтобы очистить ее и освободить от последствий грехопадения, вернуть к первоначальной чистоте и сделать достойной уподобления Богу.
Еп. Иларион (Алфеев)