Православная церковь в армении

Армянская Апостольская Церковь — одна из древнейших христианских церквей. Первые христиане появились в Армении еще в первом веке, когда двое учеников Христа – Фадей и Варфоломей пришли в Армению и начали проповедовать христианство. А в 301 году Армения приняла христианство в качестве государственной религии став первым в мире христианским государством.

Главную роль в этом сыграл святой Григорий Просветитель, ставший первым главой Армянской Церкви (302—326), и царь Великой Армении Трдат, который до этого был жесточайшим гонителем христиан, но тяжелая болезнь и чудесное исцеление молитвами, проведшего до этого 13 лет в темнице Григория, полностью изменили его отношение.

Несмотря на постоянные войны и гонения от персов, арабов, монголо-татарского ига и наконец османо-турецкого нашествия армяне ни разу не поменяли свою веру, оставаясь преданными своей религии.

За 1700 лет христианства в Армении были построены множество храмов. Часть из них были разрушены в результате гонений, часть пострадали от землятресений, но большинство уникальных и древних храмов дошли до наших дней.

Представляем Вам наш рейтинг самых красивых и значимых храмов Армении.

1. Татевский монастырь. Думаем, многие согласятся с нами, что это не только самый красивый монастырь, но и храмовый комплекс лидирующий по своей энергетике и ауре. Рассказывать о Татеве можно очень долго, но лучше один раз приехать и почувствовать его волшебную силу.

2. Ахпатский монастырь. Также как и в Татев, в Ахпат хочется приезжать снова и снова. И как сказал один из знаменитых армянских поэтов-песенников, невозможно по настоящему любить Армению, если ты не видел рассвета над Ахпатским монастырем.

3. Монастыркий комплекс Нораванк. Окруженный красными скалами Нораванк безумно красив в любую погоду.

4. Монастырь Гегард. Уникальное архитектурное строение, часть которого вырублена в скале. Является одним из самых популярных мест среди туристов.

5. Монастырь Агарцин. Одно из самых таинственных мест Армении, утопающий в зелени горных лесов монастырский комплекс Агарцин. Находится недалеко от всеми любимого Дилижана.

6. Монастырь Макараванк. Также как и Агарцин окружен густым лесом Тавушской области.

7. Монастырь Одзун. Отреставрированный недавно Одзунский монастырь, является одним из древнейших монастырей Лорийской области.

8. Кафедральный собор Эчмиадзин. Построенный в 303 году собор, является религиозным центром всех армян.

9. Монастырь Хор Вирап. Находящийся у подножия горы Арарат, Хор Вирап стоит особняком среди всех храмов, т.к. именно отсюда началась христианская эпоха Армении. Монастырь построен на месте темницы, где долгие годы провел в заточении первый Католкос Армян — Григорий Просветитель.

10. Монастырь Ахтала. Еще одно уникальное архитектурное строение Лорийской области.

11. Храм Святой Гаяне. Находится в нескольких сотнях метрах от Кафедрального собора в Эчмиадзине. Является одним из лучших памятников армянской архитектуры.

12. Храм Святой Рипсиме. Еще один храм с уникальной архитектурой находящийся в Эчмиадзине.
13. Монастырь Ваанаванк. Находится недалеко от города Капан. Окруженный потрясающей природой сюникских гор, монастырский комплекс является усыпальницей сюникских царей и князей.
14. Монастырский комплекс Севанаванк. Находится на полуострове озера Севан.

15. Монастырь Сагмосаванк. Находится недалеко от города Аштарак, на краю ущелья реки Касах.
16. Монастырь Ованаванк. Находится недалеко от Сагмосаванка.

17. Монастырский комплекс Кечарис. Находится в горнолыжном курорте, городе Цахказор.
18. Монастырь Хневанк. Находящийся недалеко от города Степанаван, храм является еще одним красивейшим храмом Лорийсой области.

19. Монастырь Гошаванк. Основанный Мхитарем Гошем монастырский комплекс находится в одноименном селе недалеко от Дилижана.
20. Монастырь Гндеванк. Окружен красивыми скалами, находится в области Вайоц Дзор, недалеко от курортного города Джермук.

21. Монастырь Мармашен. Окруженный яблоневым садом на берегу реки Ахурян недалеко от города Гюмри, монастырский комплекс особенно красив в мае, во время цветения деревьев.
22. Монастырь Воротнаванк. Находится недалеко от города Сисисан.

22. Монастырь Аричаванк. Находится в Ширакской области недалеко от города Артик.
23. Монастырь Тегер. Расположен на юго-восточном склоне горы Арагац.
24. Монастырь Санаин. Наряду с Ахпатским монастырем, Гегардом, церквями Эчмиадзина (Кафедральный собор, храмы Святой Рипсиме и Гаяне), а также храмом Звартноц входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Находится недалеко от города Алаверди.
25. Татеви Мец Анапат (Большая Татевская пустынь). Монастырь находится в Воротанском ущелье. Являлся частью Татевского университета. С Татевским монастырем был соединен подземным ходом, который был разрушен во время землятресения.
26. Храм Айриванк. На другом берегу озера Севан расположился этот небольшой храм.
27. Храм Цахац Кар. Находится недалеко от деревни Ехегис, области Вайоц дзор.
28. Церковь Святого Оганеса в селе Ардви недалеко от города Алаверди
29. Церковь Ваграмашен и крепость Амберд. Расположен на высоте 2300 м на склоне горы Арагац.
30. Руины храма Звартноц. В переводе с древнеармянского означает «Храм бдящих ангелов». Находится по пути из Еревана в Эчмиадзин. Разрушен во время землятресения в Х веке, был обнаружен в начале ХХ века. Входит в список всемирного наследия Юнеско.
31. Храм Гарни. Ну и, конечно, не можем обойти один из самых популярных храмов — единственный сохранившийся на территории Армении храм дохристианской эпохи — языческий храм Гарни.

Конечно, здесь представлены далеко не все храмы Армении, но мы постарались отметить самые значимые из них. Ждем Вас среди наших гостей и мы покажем Вам самую яркую и красивую Армению.

Заглянуть внутрь армянских храмов можете в статье — Интерьеры армянских храмов.

Присоединиться к Паломническому туру в Армению.

фото: TRAVEL-ARMENIA, Андраник Кешишян, Мгер Ишханян, Артур Манучарян

7 октября 2017 года епископ Владикавказский и Аланский Леонид совершил чин великого освящения храма в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня в г. Ереване.

Его Преосвященству сослужило духовенство Русской Православной Церкви в Армении и клирики Владикавказской епархии: протоиерей Арсений Григорянц, благочинный Ереванского церковного округа, настоятель Покровского храма г. Еревана; протоиерей Владимир Глазачев, иеромонах Давид (Абрамян), иерей Андрей Галоян, диакон Никон Гаранян — клирики Покровского храма г. Еревана; архимандрит Андрей (Вац), настоятель храма святителя Арсения Сербского г. Гюмри; иеромонах Стефан (Дзугкоев), секретарь Владикавказской епархии, настоятель Аланского Успенского мужского монастыря; священник Димитрий Кондратьев, настоятель храма святого мученика Иоанна Воина г. Владикавказа; диаконы Петр Евстафьев и Валерий Бобылев — клирики кафедрального собора святого великомученика и Победоносца Георгия г. Владикавказа.

За богослужением молились сестры монашеской общины Покровского храма г. Еревана.

Чин освящения храма посетил Верховный Патриарх и Католикос всех армян Гарегин II.

В числе гостей находились: Чрезвычайные и Полномочные послы государств — членов ОДКБ, советник Президента Российской Федерации по вопросам региональной экономической интеграции С.Ю. Глазьев, руководитель представительства Россотрудничества в Республике Армения С.А. Рыбинский, депутат Государственной Думы ФС РФ от Республики Северная Осетия – Алания З.Г. Макиев, советник-посланник посольства России в Армении С.А. Оверченко, другие официальные лица.

Богослужебные песнопения исполнил хор кафедрального собора святого великомученика и Победоносца Георгия г. Владикавказа (регент М. Качмазова).

По окончании чина освящения храма к присутствующим обратился епископ Леонид, который поздравил всех с важным событием в жизни православных верующих. Далее владыка передал слово Его Святейшеству Католикосу всех армян Гарегину II.

Предстоятель Армянской Апостольской Церкви, в частности, сказал: «Возносим хвалу и славу Господу в связи с отрадным событием — освящением русской Крестовоздвиженской церкви в Ереване». Католикос Гарегин отметил, что с теплотой хранит память о 18 марта 2010 года, когда на этом месте Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин закладки нового храма.

По словам Католикоса, эта церковь — «свидетельство многовекового братства армянского и русского народов, общих ценностей, записанных в истории славных и нелегких страниц, а также сотрудничества наших дней. Она — изваянное из камня выражение крепкой дружбы сестринских Армянской Апостольской и Русской Православной Церквей, плодом которой являются также воздвигаемые на армянской земле и различных городах России церкви и часовни».

Католикос всех армян поблагодарил епископа Владикавказского и Аланского Леонида, отметив его вклад в развитие отношений Армянской и Русской Церквей, и пожелал плодотворного служения в Армении.

Поздравив верующих с освящением храма, Патриарх передал в дар новому приходу икону Воздвижения Креста Господня.

В свою очередь епископ Леонид выразил благодарность Предстоятелю Армянской Церкви за присутствие на освящении храма и передал благопожелания от Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Затем управляющий приходами Русской Православной Церкви в Республике Армения совершил Божественную литургию в новоосвященном храме.

По окончании Литургии епископ Леонид обратился к участникам богослужения с архпастырским словом. Владыка поблагодарил всех, кто участвовал в строительстве и благоустройстве храма.

В благодарность за понесенные труды архиерей вручил церковные награды — ордена Славы и Чести III степени — Аре Абрамяну и Сергею Абрамяну. «Во внимание к трудам по проектированию комплекса зданий православного храма в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня в г. Ереване» архитектор Е.Н. Гурова была удостоена архиерейской грамоты.

Ктитор Крестовоздвиженского храма Ара Абрамян, президент Союза армян России, передал епископу Леониду дарственный сертификат на храмовый комплекс в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня Русской Православной Церкви во свидетельство вековой дружбы русского и армянского народов.

В дар новоосвященному храму депутат Государственной Думы РФ З.Г. Макиев преподнес набор церковной утвари для совершения Евхаристии.

Владикавказская епархия/Патриархия.ru

В очередной день с приятелем ездили по Еревану, и я фотографировал для будущего моего поста церкви, которых по Армении тысячи. Он мне предложил посмотреть Храм Покрова Пресвятой Богородицы (Ереван) Քանաքեռի Սուրբ Աստվածածին ռուս ուղղափառ եկեղեցի.
Православный русский храм Покрова Пресвятой Богородицы находится в округе Канакер, в Ереване.
К моему стыду я не знал где именно, хотя пять лет учился в Ереване, но город хорошо не знаю. Во-первых, город большой со своими достопримечательностями, чтобы все знать, а во-вторых, меня тогда, как многих других студентов, больше интересовали пончиканоц, тимураноц, и всякие пивные забегаловки. Так что на церкви не оставалось времени. Тем более что во времена коммунистов не в почете было верой увлекаться.

И вот я останавливаю машину около красной кирпичной церкви. Пока в ноябрьском коротком дне лучи солнца совсем не исчезли, через дорогу напротив церкви сделал пару кадров. Идя назад мимо стоящих церковнослужителей, слышу, как они общаются между собой на русском языке. Почему на русском, не задался вопросом я, и дальше прошел.

Вблизи обратил внимание, что стенки церкви не из кирпича, как казалось издали, а из армянского красного туфа.
Քանաքեռի Սուրբ Աստվածածին ռուս ուղղափառ եկեղեցի.
Православный русский храм Покрова Пресвятой Богородицы в округе Канакер

Внутреннее пространство зала оказалось не свойственно длинноватым, было нетипично маловато церковного убранства, какое обычно бывает в православных церквях в России.
Я, радуясь присутствию в Ереване русской церкви, с ходу начал фотографировать. И тут же ко мне подошла красавица матушка русской внешности в преклонном возрасте, которая стояла у полки с книгами и свечами, и произнесла на армянском и на русском языках:
– Немедленно прекратите, здесь не позволено без благословения настоятеля фотографировать.
Потом мы узнали что настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы в Ереване является протоиерей Арсений Григорьянц.
Я, понимая, что совершил исправимый грех, тут же извинился, обещал и начал фото удалять.
После, решили найти настоятеля и попросить благословения. Матушка старательно охраняла покой настоятеля, не говоря, где его найти. Но приятель быстро нашёл и подошел к нему, представляя меня как одного из известных и самого полезного армянского блогера в России. Хотя я краснел и скромно возражал, но, тем не менее, настоятель Арсений обратился ко мне вежливо, рассказывая, почему нельзя всем в церкви фотографировать, а мне можно, и отвечал на все мои вопросы.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы построили в 1913-1916 годы, для российского Кубанского казачьего войска, по типовому проекту для военных церквей. Зал огромный, чтобы в нём поместилось много военных людей. И без излишества в архитектуре, незачем оно. По такому проекту в Армении тогда построили три церкви.
Одна из них после поражения российских войск и сдачи территории (в западной Армении) туркам ныне находится в Турции. По словам настоятеля, турки ту церковь превратили в мечеть.
И этому храму тоже досталась нелегкая участь – после прихода к власти большевиков с церкви снесли купола, здание использовали как госпиталь, потом как клуб и кинотеатр. Когда большевики канули в бездну истории, храм вновь открыли, церковь реставрировали.
В 2010 году храм посетили Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Во время коммунистов вокруг тогдашнего кинотеатра построили жилые дома, поэтому сейчас церковь оказалась в плотном их окружении.
И по той же причине в ста метрах от храма от действующего подворья апшеронского женского монастыря только купол видно.

Пока настоятель на русском и чуток на армянском рассказывал, я обратил внимание на верхнюю часть иконостаса, сделанную из армянского мрамора, на размещенные на ней иконы с иллюстрацией ликов святых, где сочетались элементы, характерные для армянской рукописи. Сфотографировал поближе в надежде потом самому разобраться.
Разобрался: Элементы армянской архитектуры в этой церкви по логике вещей должны были оказаться. Так как православный храм построен на территории Армении. Этот факт символизирует солидарность между Армянской апостольской и Русской Православной Церквями.
На верхней центральной иконе иконостаса отражена гора Арарат – главный символ Армении, Эчмиадзинский кафедральный собор – главный храм Армянской апостольской церкви, и на первый взгляд дерево на склоне горы Арарат – оливковое дерево, исходя из вошедшего в мировое искусство сюжета из истории всемирного Потопа.
На самом деле, рассматривая икону досконально, стало понятно, что дерево не оливковое, а плодородное дерево пшатени. Так как оливковые дерева почти не встречаются в Армении, зато пшатени предостаточно.
Почему пшатени, а не оливковое, — тоже скорее всего отступление от принятых канонов.
Кстати, плоды (ягодки) этого дерева пшат очень полезны и вкусны, и самая любимая ягодка автора блога.



Не смог не спросить настоятеля, кто прихожане храма, зная, что Армения считается моноэтническим государством. Оказалось, что прихожане храма – российские граждане, служившие в армии, расквартированные в Армении, к моему удивлению – и даже армяне, и еще русские жены армян, которых в Ереване предостаточно.
Долгое время храм Покрова Пресвятой Богородицы в Ереване был единственной действующий русской церковью в Армении, при том, что в России действуют более ста приходов ААЦ.
Православной храм во имя Воздвижения Животворящего Креста Господня в Ереване
И вот наверняка из соображении, как подтверждение духовного близости русских и армян, и как символ дружб народов, в октябре 2017 года в прекрасном и элитном месте, освящали на окраине Еревана новый Православной храм во имя Воздвижения Животворящего Креста Господня
Внутрь не заходили, было поздно, и было закрыта вход в территорию храма.
Из-за ограда было видно — храм построили с современными требованиями, даже дорожка для инвалидных колясок есть. И ещё было видно, что в территории храма прихожане не бывают.
Все прекрасно, но вот только я с недавних пор считаю, что любая памятная табличка, напоминающая о добрых делах благодетелей во всех случаях, и тем более на стене храма, излишняя и вредна для доброго дела.
Остается надеяться, что это не показуха под маской благотворительности, и со строительством нового православного храма в Армении дружба народов между России и Армении укрепится и продолжится.
И количество прохожан в православные храмы в Армении умножится.

Святой Эчмиадзин

Музей под открытым небом — именно так называют Армению за то, что эта страна богата разнообразными достопримечательностями, памятниками природы и культуры. Если начать подсчет всех достопримечательностей Армении, то можно сбиться примерно на четвертой тысяче уникальных мест, среди которых Татевский монастырь, развалины древних армянских столиц Арташата и Армавира, языческий храм Гарни и Эчмиадзинский кафедральный собор. Особенность этой страны заключается в том, что на ее территории располагаются памятники как дохристианской эпохи, так и постройки, относящиеся к христианской культуре. Развалины урартских Тейшебаини и Эребуни соседствуют с монастырями Гегард, Нораванк и Севанаванк и многими другими.Бронирование автомобилей с водителем в Ереване.

Монастырь Хор Вирап

Монастырь Хор Вирап, расположенный на холме близ села Покр Веди, — самая главная достопримечательность области Арарат. Монастырь является одной из святынь Армянской Апостольской церкви, местом паломничества. Согласно церковному преданию, на этом месте находилась темница Арташата, столицы Армении, и именно в нее по приказу царя Трдата III был заточен один из сподвижников царя, Григор, уличенный в том, что он исповедует христианство. Григор провел в темнице 15 лет. Предание о мученичестве Григора переплетается с преданием о девах-христианках Рипсиме, Гаяне и их подругах. После того, как по приказу царя Трдата девы были казнены (300 г. н.э.), сам царь тяжело заболел. В народе недуг его называли «свыной болезнью», так как голова царя стала свиноподобной. Сестра царя, Хосровидухт, несколько раз видела сон о том, что царя может исцелить только томящийся в темнице Григор. Хосровидухт добилась освобождения Григора. Последний захоронил останки дев-великомучениц, а затем исцелил царя. После этого царь и его челядь приняли христианство, а Григор вскоре стал первым католикосом (Григорий Просветитель). В 642 году на месте темницы воздвигли часовню. Под ней до наших дней сохранился застенок, в котором томился Григор. Аренда автомобилей в Ереване для поездок по всей Армении и Нагорному Карабаху

Нораванк

Нораванк ( в переводе с армянского «новый монастырь») – монастырский комплекс, построенный в XIII в. в 122 км от Еревана, на уступе узкого извилистого ущелья реки Арпа близ армянского города Ехегнадзор. Ущелье славится отвесными красными скалами, возвышающимися за монастырем, на территории которого расположена двухэтажная церковь Сурб Аствацацин с узкими консольными лестницами. Монастырь иногда называют Амагу Нораванк, чтобы отличить его от монастыря Бхено Нораванк близ города Горис. Амагу – это название небольшого селения, некогда возвышавшегося над ущельем. В XIII–XIV вв. монастырь стал резиденцией епископов Сюника и, соответственно, крупным духовным, а затем и культурным центром Армении, тесно связанным со многими местными учебными заведениями – прежде всего, со знаменитым университетом и библиотекой Гладзор.
Нораванк был основан в 1205 году епископом Ованнесом, бывшим настоятелем монастыря в Ваганаванке. Монастырский комплекс включает в себя церковь Сурб Карапет (Святого Иоанна Крестителя), часовню Сурб Григор (Святого Григория) со сводчатым залом и церковь Сурб Аствацацин (Святой Богоматери). Нораванк был также резиденцией армянских князей Орбелянов. В конце XIII – начале XIV веков здесь трудились архитектор Сиранес и выдающийся скульптор и миниатюрист Момик. Крепостные монастырские стены были построены в XVII–XVIII веках.В 1996 году Нораванк рассматривался на включение в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Канатная дорога Крылья Татева

Самая длинная в мире реверсивная канатная дорога протяженностью 5,7 километра, называется «Крылья Татева» расположена в Армении. Канатная дорога простирается над живописным Воротанское ущельем, состоит из трех опор, установленных между двумя станциями. Одна из станций расположена на холме над селом Алидзор, а другая — недалеко от Татевского монастыря. Максимальная скорость движения кабины вместимостью до 25 человек составляет 37 км/ч, дорога в одну сторону занимает около 11 минут. Максимальная высота канатной дороги над ущельем составляет 360 метров. Кабина поддерживается 6-ю тросами (по три на каждую — два несущих, один для привода). Дорога имеет два привода: основной и резервный электродвигатели. Кроме того конструкция имеет запасной дизельный двигатель, на случай прекращения подачи электроэнергии. Открытие канатной дороги состоялось 16 октября 2010 года и является частью проекта «Возрождение Татева».

Монастырь Севанаванк

На расстоянии около 3 км от берега, подле истока реки Раздан, возвышался необитаемый скалистый остров, который в результате обмеления озера, стал полуостровом. В самом конце VIII века здесь обосновалось несколько монахов, построивших часовню и несколько келий. Затем были возведены три церкви, хозяйственные постройки и кельи. Из них до наших дней сохранились церкви: Сурб Аракелоц и Аствацацин, возведенные в 874 году, которые являются небольшими крестово-купольными сооружениями, построенными из чистотесанных камней. С западной стороны к церкви примыкал притвор, деревянный потолок которого поддерживался четырьмя колоннами, которые завершались капителями, отличающимися уникальной резной работой. В настоящее время они хранятся в музеях. В музее находится также и деревянная дверь монастыря, которая служит образцом изумительной тончайшей работы: на ней изображена сцена из священного писания — «Сошествие святого духа». Монастырь имел богатую библиотеку. В IХ веке здесь на некоторое время уединился царь Ашот Еркат (Ашот Железный). На берегу Севана произошло сражение с арабами, вышедшими к берегам озера, в котором он одержал победу, сражаясь с 30 воинами против 2-х тысячного арабского войска. Как вокруг монастыря, так и в самом здании находится много высокохудожественных хачкаров. Свое существование монастырь прекратил в 1930 году, когда последний монах покинул остров.

Монастырь Ахпат

Монастырский комплекс Ахпат принадлежит к числу выдающихся произведений средневековой Армении, художественные достоинства которого выходят за рамки национальной культуры.

Монастырь находится на севере Армении, в Лорийском марзе, к северо-востоку от города Алаверди, в одноименном селе. Помещаясь на высоком плато в окружении низкой застройки, он четко выделяется на фоне крутых лесистых склонов Базумского хребта. Возведенные вблизи него небольшие церкви дополняют ансамбль.

Время основания Ахпата точно неизвестно. По документальным данным и памятникам материальной культуры, начало его развития относится к середине X века. Образование в 979 году Ташир-Дзорагетского царства Кюрикидов и повышенное внимание, уделяемое Ахпату различными правителями Армении и их вассалами, благоприятствовало возведению многочисленных культовых и гражданских сооружений. Здесь изучали гуманитарные науки, медицину, занимались живописью, преимущественно миниатюрной.

В течение трех веков в монастыре были возведены различные церкви и часовни, притворы, усыпальницы, колокольни, здание Академии, книгохранилища, трапезные, галереи, мосты и другие монументальные сооружения, не считая многочисленных жилых и обслуживающих зданий.

Из сооружений типа купольного зала наиболее значительна церковь Сурб Ншан, начатая Хосровануйш, женой Ашота III Багратуни, в 976 и оконченная в 991 году. Скульптурная группа царей Смбата и Кюрикэ с моделью храма в руках представлена здесь в более высоком рельефе, что приближает ее к законченной объемной скульптуре, вставленной в стенную нишу.

Джермук

К югу от Еревана в северо-восточной части Вайоц дзора, в верховьях реки Арпа, расположен известный курорт Джермук. Дорога к курортному городку пролегает через узкое глубокое ущелье.
Город-курорт окружают со всех сторон живописные горные цепи, склоны их покрыты лесом, здесь во множестве встречаются дикие фруктовые деревья — груша, слива, яблоня ,сади гранат.Везде можно здесь увидеть и лесного зверя — лис, зайцев, барсуков, попадаются и медведи.
Слово «Джермук» происходит от армянского слова «джерм», что в переводе означает теплый. Район Джермука богат уникальными источниками, как пресными, так и минеральными. По своему химическому составу минеральная вода Джермук похожа на минеральные воды Карлсбада, Шпруделя и Карловых Вар. Эта подземная гейзеровая теплая вода используется для питья, ванн, лечения желудка и кишечника, а также гастроэнтерических, брюшных, почечных и неврологических заболеваний.
Богатый минеральными водами.Джермук отличается и прекрасным мягким климатом. Прохладное лето с преобладанием ясной погоды, отсутствие туманов весною и осенью сочетается с мягкой, безветренной и многоснежной зимою. Всё это, в сочетании с чистым горным воздухом, делает отдых в многочисленных здесь санаториях исключительно приятным.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *