Флорентийский храм — один из выдающихся памятников русского церковного искусства за рубежом. Митрополит Евлогий (Георгиевский), основатель Западноевропейской архиепископии, называл его «самым красивым храмом» своей епархии. Возникновение православного храма на берегах Арно связано как с русской колонией во Флоренции, поначалу состоявшей из состоятельных аристократов-любителей Италии, так и с деятельностью российской дипломатической миссии.
В 1818 во Флоренции возникла домовая церковь гр. Бутурлиных, которую обслуживал греческий священник из Ливорно. Другие русские богачи — Демидовы, приехавшие на берега Арно, устроили в 1823 (близ арендуемого палаццо) во имя свт. Николая Чудотворца, куда служить приглашали священников из России. В 1840 эту церковь Демидовы перенесли в имение Сан-Донато в предместье Новоли. Какое-то время она оставалась единственной для русских во Флоренции. В 1845 ее посетил император Николай I с супругой и подарил образ св. цар. Александры. В 1856 убранство этой церкви было обновлено.
После окончания наполеоновских войн, в 1815, во Флоренции была вновь открыта российская миссия, при которой девять лет спустя в палаццо Гвиччардини была освящена домовая церковь Рождества Христова. Походный иконостас, созданный в 1790-е и служивший Императору Александру I, и утварь прислали из Петербурга. Иконы написал акад. В. К. Шебуев. Священником назначили иером. Иринарха (Попова), который ранее служил у маркизы Терции, урожд. Голицыной. В 1833 его отозвали в Россию, и церковь долгое время не действовала, а в начале 1836 ее перевели в Рим, а в 1844 в Неаполь.
В 1866 город стал на несколько лет столицей объединенной Италии, и в нем открылось посольство России с Рождественской церковью при нем. Она была возвращена из Неаполя. Настоятелем стал о. Михаил Орлов, ранее служивший в неаполитанской церкви. Он же был духовником вел. кн. Марии Николаевны, дочери Николая I, которая в 1863–1873 жила на своей вилле Кварто в окрестностях города, и которая первая, как считают, высказалась за возведение во Флоренции отдельного русского храма. Почетный титул «посольская» церковь носила до 1911, хотя во Флоренции посольства давно уже не было. При о. Михаиле Орлове церковь располагалась в наемном дворце Ранучини-Лайатико на набережной Лунгарно Нуово, 50 (ныне — Америго Веспуччи). В этом палаццо 26 августа 1866 она и была освящена. В 1869 в ней герцог Евгений Максимилианович Лейхтенбергский, племянник Николая I, венчался с Д. К. Опочининой.
После смерти о. Михаила в 1878 из Ниццы был назначен о. Владимир Иоаннович Левицкий (1842–1923), энергичный и образованный священник, который сумел убедить русскую колонию и российского посла в Риме А. И. Нелидова в необходимости построить во Флоренции отдельный храм. В качестве идейного довода он указывал, что именно во Флоренции была подписана в 1439 уния Православной и Католической Церквей, «которой до сих пор похваляется местное латинство», и потому храм должен символизировать историческую незыблемость православия как истинно-апостольской веры. Новый настоятель писал в Синод: «Русская церковь во Флоренции должна явиться первою по времени представительницею в Италии Православия, которое в этой стране не имеет еще открытых храмов (русских) … Она должна возникнуть в городе, всемирно славящемся всякого рода художественными сокровищами, в том числе и религиозными: должна при том выдержать сопоставление не только с замечательнейшими храмами латинского исповедания… равно как с многочисленными, с каждым годом умножающимися, протестантскими молельнями».
Церковные власти в России, благословив 28 июля 1880 начинание, разрешили настоятелю собирать деньги на новый храм. Через пять лет было собрано 158 тыс. франков, которые внесли прежде всего представители русской знати: статс-секретарь А. А. Зубов, А. З. Хитрово, Я. Б. Мансуров и другие, подолгу жившие во Флоренции. Особенно много — 75 тыс. лир — пожертвовала кн. Елена Павловна, вдова Павла Павловича Демидова кн. Сан-Донато, о чем сегодня напоминает мраморная доска в нижней церкви. Ее дочь кн. М. П. Абамелек-Лазарева финансировала постройку дома для причта рядом с храмом. В октябре 1879, прежде чем обстановка виллы Демидовых в Сан-Донато пошла с молотка и ее домовая церковь была упразднена, убранство этой церкви было передано в дар флорентийской общине.
Весной 1885 о. Владимир приобрел за 39 тыс. франков участок размером в два гектара на набережной Лунго Муньоне, 35 (ранее купленный участок на Виале ин Курва был продан), где 16 октября 1888 был освящен временный храм, правда, больше «походивший на каретник». В 1899 воры из него украли всю утварь, но петербургская фирма Грачевых изготовила новую на деньги, выданные из казны.
Проект постоянной церкви составил петербургский архитектор М. Т. Преображенский, с которым о. Владимир познакомился во время пенсионерской поездки молодого зодчего по Италии. Этот проект неоднократно переделывался и упрощался — пришлось, в частности, отказаться от колокольни. После долгих споров был выбран московско-ярославский стиль XVII века как наиболее «русско-православный». 12 декабря 1886 проект был одобрен Синодом после его обсуждения в Академии художеств. Настоятель полагал, что строительство можно уже начинать, но посольство возражало, указывая, что собранной суммы недостаточно. В Риме был создан строительный комитет, однако вскоре он распался.
В 1890 о. Владимир снова предложил начать строительство, обещая завершить его за пять лет, но дело вновь затормозило посольство, которое настаивало на своем руководстве, особенно в финансовых вопросах. В конце концов, церковноначалие приняло это условие, и Преображенский составил новый «упрощенный» проект, одобренный 18 мая 1891 Синодом, со сметой в 189 тыс. лир, но на сей раз начало работ еще несколько лет тормозило Министерство иностранных дел России. Они начались лишь 29 мая 1899 после освящения места; закладка двухэтажного храма состоялась 16 октября того же года в присутствии товарища обер-прокурора Синода В. К. Саблера, нового посла в Риме Нелидова, председателя строительной комиссии, представителей инославных конфессий, городских властей и членов русской колонии. За ходом строительства наблюдал местный инженер Джузеппе Боччини, а после его смерти — Джованни Пачарелли. Каменные работы производила фирма Бикьелли и Майани, владевшая каменоломнями во Фьезоле, кладку кирпича — фирма Риччи и Камби. В ноябре 1900 на стройке несколько раз побывал вел. кн. Сергей Александрович с супругой.
8 октября 1902 была освящена нижняя церковь свт. Николая Чудотворца — П. П. Демидов кн. Сан-Донато просил сделать это в память Императора Николая I. Чин освящения верхней церкви во имя Рождества Христова, вмещающей 350 человек, был совершен год спустя — в воскресенье 26 октября 1903 архим. Владимиром (Путятой) из Рима в сослужении с другими русскими священниками. В торжестве участвовал российский дипломатический корпус, а также экипаж крейсера «Ослябя», стоявшего тогда в Специи. Настоятель за свои труды был награжден митрою. Итальянцы сняли об освящении документальный фильм. Все строительство обошлось в 140 тыс. руб. (450 тыс. лир).
Составляя проект, Преображенский использовал материалы своих исследований церковного зодчества XVI–XVII веков, поэтому традиционная крестово-купольная схема с пятиглавием применена особенно удачно. Основной объем храма, сложенного из розового кирпича и голубовато-серого камня, завершен узорчатым фризом и кокошниками, которые (как и купола) декорированы разноцветной майоликой, сделанной в известной городской мастерской Кантагалли. На куполах возвышаются ажурные золоченые кресты, паперть покрыта шатром из полихромной черепицы; под ним, в обрамлении флорентийских гербовых лилий помещена мозаичная икона Божией Матери «Знамение», созданная в Венеции по картону Ф. П. Реймана; на боковых стенах — изображения апп. Петра и Павла, выполненные теми же мастерами. Кованая железная ограда и ажурные кресты сделаны по рисунку зодчего в мастерской Чезаре Микелуччи в Пистойе. Сад вокруг здания разбил садовник Пуччи.
Нижняя (зимняя) церковь часто именуется «демидовской», так как почти все ее убранство происходит из церкви Демидовых в Сан-Донато. Иконы в 1853–1856 написали для нее русские художники, в том числе В. К. Васильев, иконостас вырезали из ореха в мастерской известного резчика Р. Барбетти. Он же — автор уникальной резной двери (1854–1861, стоимость 25 тыс. руб.) при входе в верхний храм, которая вторит «райским вратам» флорентийского баптистерия работы Л. Гиберти.
Интерьер верхней церкви выдержан в древнерусском стиле. Росписи темперой исполнили мастера из Петербурга: М. М. Васильев (он автор икон в мраморных киотах), П. С. Шарварок, Д. И. Киплик, Е. М. Чепцов, А. П. Блазнов, которых консультировал историк акад. В. А. Покровский. Традиционная иконография в духе В. М. Васнецова дополнена изображениями свв. римских пап, а также свт. Фотия, Патриарха Константинопольского, и свт. Марка Эфесского, известных ревнителей православия. В росписях критикой отмечалось «разнообразие тонов в красках, высокая художественность их сочетаний, красота орнаментов». Все орнаменты написал флорентийский художник Джакомо Лолли, использовавший технику энкаустики. Его кисти принадлежит «Вход Господня в Иерусалим» на западной стене.
Главное украшение верхнего храма — мраморный двухъярусный иконостас, который по эскизу Преображенского был вырезан в Генуе Джузеппе Нови (этот же резчик изготовил иконостас для петербургского собора Спас-на-Крови) при помощи Паоло Трискорни из Каррары. Царские врата исполнены из кипариса. Средства на иконостас (14 тыс. руб.) пожертвовал император Николай II, желавший отблагодарить приход за возвращение в 1899 в Россию исторического иконостаса Александра I (сейчас в Государственном Эрмитаже). Образа, в числе которых есть изображения святых, тезоименитых царской семье, написал академик А. Н. Новоскольцев. Бронзовые двери отлиты в Москве, на фабрике Вишневских. Запрестольный витраж «Господь на престоле», подаренный послом Нелидовым, в годы войны погиб, но вскоре был заменен другим, из мастерской Р. Фанфани. В 1899 храм получил утварь из упраздненной Сретенской церкви А. В. Новицкой во Флоренции. Другие священные сосуды из серебра были изготовлены московскими мастерскими.
После революции 1917 жизнь общины резко изменилась. В 1921 при бывшей посольской церкви был создан самостоятельный приход (в нем состояло 24 человека), однако прихожане долго опасались имущественных претензий со стороны советских властей, как это случилось в Риме и, позднее, в Бари. На флорентийский храм претензии в 1924 тоже были предъявлены, но итальянский суд их отклонил.
В 1925–1936 обедневшая небольшая община неожиданно получила финансовую поддержку от Королевского Дома Греции, который решил использовать одно из помещений крипты под временную усыпальницу своих монархов. В 1925 здесь поставили гроб с телом короля Константина, в 1926 — королевы Ольги (урожд. вел. кн. Ольги Константиновны из Дома Романовых), в 1932 — королевы Софии, сестры германского императора Вильгельма II. Когда в 1936 положение монархии в Греции стабилизировалось, прах венценосцев был перенесен в родовую усыпальницу под Афинами.
Особенно много в трудные годы храму помогала Мария Павловна Демидова, кнж. Сан-Донато (в замужестве кн. Абамелек-Лазарева), владелица виллы в Пратолино. В отличие от большинства русских флорентийцев она после революции не лишилась своего состояния и потому могла расходовать крупные средства на поддержание как церкви, так и бедных прихожан.
Вторая мировая война заставила многих видных прихожан уехать в Америку. Покинул Флоренцию, например, староста кн. С. Кочубей. Однако сразу после войны в жизни общины наступило временное оживление, ибо в рядах союзных войск было немало православных, но оно было чисто внешним и продолжалось недолго.
Литургическая жизнь прихода никогда не прерывалась. После смерти о. Владимира Левицкого во Флоренции настоятельствовали: прот. Михаил Стельмашенко (1923–1925), «умный, образованный, но человек крутого нрава», окончивший Киевскую Духовную академию; прот. Иоанн Лелюхин (1926–1935), чья семья осталась в Архангельске; о. Иоанн Куракин (1935–1950), князь, бывший депутат Государственной думы, который стал перед кончиной епископом Мессинским; о. Андрей Масальский (1950–1955); архим. Савва (Шимкевич, 1955–1961); о. Феодор Бокач (1965–1969), после которого постоянного священника долго не было.
Хором в 1920–1950-х управлял регент Адриан Ксенофонтович Харкевич, выпускник Петербургской Духовной академии. В 1903 он был назначен псаломщиком, а затем регентом церкви во Флоренции. Харкевич достиг высокого профессионализма не только в исполнении духовных песнопений, но и в их сочинении — его произведения звучали в русских храмах разных стран. Он был также одним из руководителей «Русской колонии в Тоскане», общественно-культурного объединения эмигрантов.
Церковь во Флоренции с 1927 подчиняется Западноевропейскому экзархату Вселенской Патриархии. Ее нынешний настоятель — уроженец Петербурга свящ. Георгий Блатинский назначен в 1997 после кончины о. Иоанна Янкина, в течение четверти века приезжавшего служить из Ниццы.
В послевоенные годы приходская жизнь сохранилась во многом благодаря долголетней (1956–1988) старосте М. В. Олсуфьевой, известной переводчице современной русской литературы, прежде всего А. И. Солженицына. В середине 1980-х прихожанином храма был кинорежиссер А. А. Тарковский, изгнанный из СССР и поселившийся во Флоренции. Состав современной общины смешанный: это представители эмиграции разных поколений, недавно приехавшие русские и украинцы, итальянцы, эфиопы, греки, сербы.
В 1987 в храме начались реставрационные работы под руководством архитектора Винченцо Ваккаро, которые в 1996–1999 вернули зданию прежний вид. В ноябре 2003 при участии городских и церковных властей торжественно отмечено столетие церкви.
Мы запланировали посещение русского православного храма во Флоренции. В солнечный день мы пешком отправились туда, руководствуясь картой:
Инициатива постройки постоянного православного храма принадлежала Вел. Кн. Марии Николаевне, герцогине Лейхтенбергской, которая до 1873 г. жила на вилле П. П. Демидова в Кварто. Ее поддержали русский посол в Риме А. Нелидов, и о. Владимир Левицкий, назначенный настоятелем во Флоренцию в 1878 г.
В 1885 г. на собранные средства был куплен участок земли на набережной протока Муньоне, и в 1899 г. состоялась закладка храма. После долгих прений был выбран «чисто русский» стиль, проект поручен архитектору Синода М. Т. Преображенскому.
В окончательном варианте за первооснову было принято московско-ярославское зодчество XVII в. Была составлена необычайно гармоничная композиция двухэтажного храма с высоким крыльцом, центральная часть которого завершается покрытием с кокошниками и традиционным русским пятиглавием.
В 1902 г. была освящена нижняя церковь во имя Святителя Николая Мирликийского, покровителя Демидовых. Вестибюль украшен большим изображением св. апостола Филиппа и двумя мраморными досками с надписями на русском и итальянском языках: «Храм сей своим благолепием обязан Павлу Павловичу Демидову, князю Сан-Донато, род. 21 окт. 1839, умер 26 янв. 1885, и его супруге Елене Павловне, урожденной Трубецкой, род. 7 окт. 1853, умерла 10 авг. 1917 года». Над входом — небольшой образ св. Елены, небесной покровительницы княгини. Иконостас, иконы и клиросы были перенесены из Никольской «Демидовской» домовой церкви.
Верхняя церковь была освящена в 1903 г. при участии русского духовенства из Рима, в присутствии русского дипломатического корпуса и адмирала Р. Н. Вирена с командой крейсера «Ослябя», стоявшего тогда в Специи.
Известные русские художники М. Н. Васильев, Д. Киплик, Д. Шарварок и А. Блазнов написали большую часть икон. Фрески выполнены по древнерусским канонам местными живописцами.
«Церковное здание стало великолепным результатом сотрудничества русских мастеров с итальянскими. Флорентийцы, впервые участвовавшие в таком необычном строительстве, блестяще справились со своей задачей. Важную роль в точном воплощении художественных идей Преображенского сыграли местные производители работ: строитель Джузеппе Бочини и инженер Джованни Пачарелли. Камнетесные работы произвело «товарищество Биккиелли и Маяни», владевшее хорошими каменоломнями под Фьезоле. Кованную ограду с двумя монументальными воротами отлили в мастерской Микелуччи в Пистойе (символично, что ее главные врата украшены российским двуглавыми орлами и флорентийским лилиями). Та же фирма Микелуччи выполнила решетки окон, дверь крыльца и ажурные кресты «русской формы» над полумесяцем. Кресты были позолочены способом «мордан» ремесленником Ненчоне. Медные покрытия сделал медник Людер, железные связи и конструкции пяти куполов — слесарь Граццини, медные желоба и чугунные трубы — кровельщик Фабери, сад разбил садовник Пуччи. Всю майолику, которая украшает фризы здания, шатер паперти и пятьдесят два кокошника с шестокрылыми херувимами, исполнила фабрика Кантагалли. Мозаичная икона Божией Матери «Знамение» в обрамлении лилий, находящаяся под шатром, во фронтоне, а также парные мозаичные иконы первоверхостных апостолов Петра и Павла, расположенные на южном и северном боковых фронтонах, изготовлены по картонам русского художника Ф.П. Фреймана. Мозаики были сделаны в Венеции фабрикой Societa Musiva Veneziana».
Слева от входа — историческая реликвия, колокол Алмаз, принадлежавший одноименному крейсеру, затопленному в 1924 г. в Бизерте после исхода российского флота из Советской России. Этот колокол был передан общине союзническими войсками после освобождения Флоренции от нацистов. Мне жаль, но я не увидела этот колокол.
В росписи верхнего храма Рождества принимали участие П.С. Шарворок, А.П. Блазнов, М.Н. Васильев, Д.И. Киплик. Все образа иконостаса (кроме Царских врат и верхнего ряда кисти М.Н. Васильева) исполнил академик А.Н. Новоскольцев.
Стоит чуть подробнее остановится на личности о. Владимира Левицкого, которому Русская Церковь и город на Арно обязаны появлением столь выдающегося памятника. Это был высокообразованный, не без литературного таланта, священник, закончивший Петербургскую Духовную Академию со степенью магистра богословия и философии. Во Флоренции он прожил вместе со своей семьей 45 лет — вплоть до смерти в 1923 г. О. Владимир оставил подробный дневник строительства храма, со страниц которого встает образ целеустремленного, энергичного человека, не унывавшего при многочисленных трудностях, вникавшего во все мельчайшие подробности дела, умевшего настоять на своем мнении, не обделенного даром иронии, иногда переходившей в желчную критику.
Флорентийская церковь была построена двухэтажной по предложению о. Владимира: таким образом, воплощалась типология русских северных храмов, с верхней (холодной, или летней) и нижней (теплой, или зимней) церквями, а кроме того, создавалась возможность достойно разместить иконы, киоты и иконостас, пожертвованные Демидовыми.
Фотографировать в церкви категорически не разрешалось. Поэтому вернувшись из поездки, я нашла Фотографии, выполненные Леонидом Варебрусом в «Специальном репортаже». С благодарностью к автору я поместила их ниже. http://www.radiorus.ru/brand/episode/id/57081/episode_id/927251/
Памяти Павла и Елены Демидовых, главных жертвователей церкви перед входом в нижний храм, Николая Чудотворца. Вторая доска, внутри алтаря…
Резной каменный иконостас в церкви Рождества Христова резчика Джузеппе Нови с иконами А.Новоскольцева и М.Васильева. Царские врата – М.Преображенского и М.Васильева. Дар императора Николая Второго.
Роспись потолка в нижней церкви, святителя Николая. Фото Леонида Варебруса.
Иконостас нижнего храма из домовой церкви князей Демидовых вырезан в мастерских Ринальди Барбетти в 1840 году с иконами небесных покровителей демидовского рода.
Одна из старинных святынь – икона Николая Чудотворца с надписью на серебряной пластине: «…в поминовение о душе блаженной памяти благочестивейшего Государя Николая Первого, 1859 год».
Верхний храм:
Внутренний свод Церковь Рождества с фигурами евангелистов мастера Д.Киплика. Остальные росписи выполнены по картонам М.Васильева и А.Блазнова. http://www.radiorus.ru/brand/episode/id/57081/episode_id/927251/
Фреска «Вход Господень в Иерусалим» на воротами верхнего храма. Мастера Джакомо Лолли, Болонья, 1902-1903 годы.
В верхний храм мы не попали, он был закрыт. В нижней церкви шла праздничная служба. Фотографий совсем мало, не хотелось мешать прихожанам. Мы тихонько вышли из храма, обошли его вокруг. Нам встретился батюшка, который расспросив, кто мы и откуда, нас благословил.
Барочный фасад Церкви Всех Святых во Флоренции является доминантой над одноименной площадью на правом берегу реки Арно. Неподалеку, в 500 метрах к востоку находится Дуомо.
Строительство собора началось в 1251 году. Изначально она была частью монастырского монашеского комплекс, принадлежащего ордену гумилиатов. Это ломбардский по происхождению ордена, его члены обязаны были жить в нищете, заниматься обработкой шерсти, изготавливать изделия из стекла.
Район, в котором находится церковь, стал идеальным местом для строительства монастырского комплекса и фабрики по переработке шерсти. В этом месте речка Муньоне впадает в Арно, за счет чего создается удобный естественный канал, нужный для работы мельниц и машин для валяния. Монахами ордена гумилиатов неподалеку была построена запруда святой Розы, имеющая сложную систему каналов. Могущество ордена со временем становилось все сильнее, монастырь и церковь Всех Святых, за счет меценатства знатных семей, которые проживали неподалеку, обогащались ценнейшими произведениями искусства. Ориентировочно в 1310 году главный алтарь церкви оформил великий художник Джотто. Сегодня эта его работа ранится в Галерее Уффици. В XIV столетии возле церкви построили стройную колокольню.
В XV веке в церкви Всех Святых работал Сандро Боттичелли и Доменико Гирландайо. Фреску «Мадонна Милосердная» во втором алтаре правого нефа, Гирландайо создавал в период с 1470 по 1472 годы. В 1480 году мастера в тандеме создали фрески вапсиде, перенесенные в наши дни в центральную часть нефа. Кисти Гирландайо принадлежит великолепная «Тайная вечеря» в рефектории монастыря. Сандро Боттичелли похоронен в этой церкви.
В XVI веке уже не стало прежнего могущества ордена гумилиатов. В 1571 году монастырь передали ордену францисканцев-обсервантов. С их переездом в церковь Всех Святых, в ней появилась ряса Франциска Ассизского — это ценнейшая реликвия на сегодняшний день. В тот же период были достроены внутренние дворики.
В начале XVII столетия наблюдается радикальное обновление церковного экстерьера в стиле барокко. В результате был определен новый нынешний внешний вид, а также интерьер церкви Всех Святых. Создавались новые алтари, скульптуры, картины. Хор разрушили, а его место занял большой каменный алтарь. В 1637 году окончились работы над фасадом здания по проекту Маттео Ниджетти. В 1872 году фасад в стиле умеренного флорентийского барокко был увенчан большим гербом Флоренции. На портале поместили терракотовую скульптуру Бенедетто Бульони XVII века «Коронование Богородицы и святые».
Церковь Рождества Христова и Николая Чудотворца во Флоренции (Италия) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.
Русский православный храм Рождества Христова и Николая Чудотворца стал первой православной церковью на территории Италии. Он был построен в 1899—1903 гг. по инициативе протоиерея Владимира Левицкого и эмигрантов русского происхождения. Средства на строительство предоставили сами прихожане, в особенности семейство Демидовых, а также государь император Николай Второй. Руководил строительством петербургский архитектор М. Т. Преображенский.
За основу был взят московско-ярославский стиль 17 века. При этом в работе были задействованы не только местные, но и русские мастера: так, внутренними росписями занимались наши соотечественники, а резьбу по камню и дереву, а также мозаичные картины выполнили итальянские мастера. Внешний облик церкви сегодня, увы, явно указывает на необходимость реставрации. Храм строился из местного мягкого пористого камня, который не отличался особенной устойчивостью к внешним воздействиям. Храм защищает городской департамент по охране памятников, и последние полтора десятилетия здесь ведутся ремонтные работы.
Особого внимания стоит беломраморный иконостас, сделанный из каррарского и веронского камня на средства Николая Второго.
Внутри церковь состоит из двух уровней: нижний храм освящен во имя Николая Чудотворца, верхний — во имя Рождества Христова. В верхнем стоит особого внимания беломраморный иконостас, сделанный из каррарского и веронского камня на средства Николая Второго. Настенные росписи верхнего храма выполнены в стиле русский модерн. Также примечательны деревянный иконостас с иконами и прочее убранство нижнего храма, которые были переданы церкви князем П. Демидовым: до того они помещались в домовой церкви на его вилле, проданной в 1876 г. Среди икон особенно ценны те, что были созданы в известной мастерской Пешехонова.
Хоругви, помещенные с двух сторон от входа в верхний храм, присутствовали на пасхальной службе на пл. Конкорд в Париже в 1814 г., первом православном богослужении, проведенном после взятия французской столицы русской армией.
Прямо у входа, по левую руку, в притворе, помещен на небольшой звоннице колокол, снятый с крейсера «Алмаз», принимавшего участие в битве при Цусиме в 1905 г. Другая святыня церкви — крест митрополита и патриарха Московского и всея Руси Филарета (Романова), где хранятся святые мощи. Эта бесценная реликвия оставалась во владении дома Романовых до 1698 г., после чего Евдокия Лопухина, сосланная в монастырь своим супругом Петром Великим, увезла ее с собой. После этого крест оставался во владении семейства Лопухиных до 1922 г., когда их род прервался во Флоренции.