Православное погребение

Традиция погребения христианина с закрытым лицом началась еще с захоронения Иисуса Христа, лицо которого было закрыто сударем. Сударь — платок для вытирания пота с лица.

Эта традиция как подражание дошла до наших дней с той разницей, что у священников лик покрывают воздухом в знак того, что он был совершитель Тайн Божиих, а у послушников, в знак добровольного ухода из мира, лицо покрывается особым укроем (Св. К. Никольский. Учебный устав богослужения. Том III, с.154.)

Эти традиции указаны в Большом требнике Петра Могилы в переизданном 1996 году.

Есть и другое объяснение вопросу о том, почему священников хоронят с закрытым лицом. Принято, что лицо священника в эти минуты обращено к Всевышнему, и поэтому оно скрыто от людей.

Погребение Иисуса Христа

Погребение происходит по прошествии трёх дней после смерти христианина. Чин погребения влияет на то, каким традициям стоит придерживаться при захоронении. На сегодня различаются четыре вида погребения:

  • монахов;
  • священников;
  • младенцев;
  • мирских людей.

У каждого чина имеются собственные особенности захоронения. При упокоении священников необходимо следовать определенному обряду, о котором я поведаю вам ниже.

Содержание

Погребение священников

При подготовке, священников омывают и одевают

Омовение умерших архиереев и священников проводят три священнослужителя, отирая крестообразно, губкой пропитанной водой, после этого их отирают елеем.

Елей церковнославянское название любого растительного масла которым отирают усопших

Елеем из губки принято возливать на тело усопшего священника, после окутывания его полотном.

В первую очередь одев усопшего в его обыденное одеяние без рясы. Покойному вкладывается в руку кадило.

После укладывания тела священника на уготованный стол, лик покрывают воздухом, затем в правую руку кладут крест, и после, во время служения панихид, над покойным читают Евангелие до начала отпевания.

Одеяния для погребения должны быть новыми.

Обязательным требованием является то, что священные одеяния и сапоги, используемые для облачения церковнослужителей, не должны были использоваться ранее.

При погребении покров, который положили на лицо священнослужителя, не снимают. В руки священника, непосредственно перед погребением, вкладывается Евангелие, которое читали над ним, и опускается в землю вместе с усопшим.

Провожая покойного, читают молитвы, а храмы звонят в колокола

Во время переноса тела священника в церковь и к могиле, обычно перед гробом идут люди, несущие Священное писание, крест, хоругви и всё сопровождается заупокойным звоном, ведь шествие само по себе представляет крестный ход.

Каждый храм начинает бить в колокола, когда рядом с ним проходит шествие. Сам гроб принято останавливать перед храмом и проводить заупокойную литию.

Во время переноса мертвеца, помимо литии, звучат вступительные стихи канона «Помощник и покровитель». В самой церкви около гроба по четырём сторонам обязательно расставляют четыре подсвечника.

Принято, что тело усопшего священника несут именно священнослужители, если их будет достаточно.

Похороны священника отца Сергия

При погребении произносят заупокойную ектению и придают тело земле

Когда несут тело усопшего священника к месту упокоения, поётся «Помощник и покровитель», а как только поднесут к могиле, читают «Трисвятое», поют литии и произносят заупокойную ектению, позднее идёт завершение богослужения.

После этого придают тело земле, как и при погребении мирян.

Омовение покойного

Омовение умершего

Омывать стоит сразу после смерти, но только в светлое время суток

Омовение покойника происходит сразу же после смерти, пока его тело не остыло. Однако не стоит забывать, что усопшего омывать можно только в дневное время.

Омовение рассматривается как обряд очищения, а не приведение в порядок гигиены умершего.

Покойному необходимо предстать перед Господом в чистом и непорочном виде.

В наше время омовение предоставляют специальным людям, занимающимся этим, которые могут приехать на дом при необходимости.

По прихоти родственников можно отказаться от проведения подобных услуг у них дома, и специалисты могут отвезти тело покойного в морг.

Омовением может заняться любой взрослый человек, кроме беременных женщин

Чаще всего умерших, вне зависимости от пола, омывают обмывальщицы (старые девы или вдовы), которые не должны состоять в родстве с покойным.

Если отсутствует желание или возможность пригласить обмывальщиц, омовением может заняться любой взрослый человек.

Женщинам во время месячных или беременности ни при каких условиях нельзя омывать умершего, так как отступление от данного запрещения может привести к болезни ожидаемого ребёнка.

В случае смерти ребёнка, он попадает в рай, по христианскому учению, и по нему не стоит скорбеть.

Матери ни при каких условиях нельзя омывать тело своего покойного ребёнка.

Ведь она в любом случает будет оплакивать его, что неприемлемо, так как это будет считаться за неверие в бессмертие души.

Омывают умершего чистой водой, затем протирают полотенцем

Так как же омывают тело? Сначала с умершего снимают всю одежду, после чего тёплой водой омывают тело. Омовение начинают с лица крестообразными движениями трижды омывают тело, губкой или мягкой тряпкой.

Следом тело обмывают чистой водой и полотенцем вытирают насухо. Потом омывают голову, после чего покойного расчесывают.

Вещи, оставшиеся после омовения, умершего сжигают

При омовении читают Трисвятое и «Господи, помилуй». По традиции вещи, находившееся на человека в минуту смерти и все предметы, использовавшиеся при омовении, необходимо сжечь.

Пепел и золу, оставшиеся после сожжения вещей, закапывают. Омовение-богоугодное дело, и оно благоприятствует прощению грехов.

Традиции захоронения умерших

Крест ставят в ноги покойнику, чтобы он «видел» его

Почему крест ставят в ноги покойнику? Крест на могиле устанавливают в ногах покойника, следуя православной традиции. В это заложен определённый смысл: покойник может смотреть на крест и молиться.

Другими словами, крест ставят возле ног умершего, чтобы он видел знамение победы Господа над дьяволом при воскресение всех покойных.

Так как Христос явится с востока, покойных хоронят ногами к востоку

Почему хоронят ногами на восток?

Могилу с покойником, по православным традициям, устанавливают так, чтобы его голова находилась на западе, а лицо было обращено на восток, для того чтобы покойник видел восход Солнца, так как оно проходит путь от рождения до смерти, с востока на запад.

Расположение покойника относительно запада и востока показывает стремление следовать от тьмы к свету и отражает его немую молитву.

Перед наступлением конца света Иисус Христос явится с востока, где по Библии находится Рай.

И во время прихода Христа, ему нужно видеть лица покойных, а они должны узреть Его лик. Крест Христов устанавливают возле ног покойного.

По той же причине строят православные Храмы, чтобы верующие были обращены лицом на восток во время молитвы. Издавна приняли ставить на могилах православных кресты, а не памятники.

Иконы умершего кладут в гроб, но затем их можно взять домой

Что делать с иконами умершего человека? Икона является неотъемлемой частью традиции захоронения православного христианина и должна обязательно присутствовать в гробу.

В зависимости от пола умершего, если умер мужчина ему кладут лик Спасителя, а если женщина, то икону Матери Божия. Но этому не обязательным правилом.

В гроб можно положить икону святого, которого при жизни больше всего почитал умерший. Также практикуется применение икон святого, в чей день проводятся похороны.

Бывает так, что икона до момента закрытия крышки достается из гроба и у людей может встать вопрос: «Куда деть икону из гроба?» В этом нет ничего плохого.

Эту икону можно хранить у себя дома. И в дни поминовения её достают и перед ней зажигается свечка.

Поминальная свеча

Как действовать, если умер близкий и надо заниматься похоронами? Предлагаем пошаговую схему действий

  1. Что важно сделать до похорон
  2. Если покойный до похорон находится дома: ваши действия
  3. Как одеть покойного, полагая в гроб
  4. Если покойный до похорон находится в морге: какие вещи нужно собрать?
  5. Покойный до похорон в храме
  6. Траурное убранство дома
  7. Как правильно отпеть покойного, не путая православный обряд с язычеством
  8. Если покойный самоубийца, можно ли его отпевать
  9. Как отпеть заочно
  10. Что такое — похороны по-христиански
  11. Допустима ли кремация для христиан
  12. Как провести поминки, чтобы они не перешли в гульбище
  13. Что ставить на поминальный стол
  14. Рюмка водки для усопшего — языческий пережиток?
  15. Как заказать церковное поминовение
  16. Как правильно помянуть усопшего на третий, девятый, и сороковой день?
  17. Как поминать на Радоницу?

До похорон

Первое, что нужно сделать – оформить все необходимые бумаги. Сразу после смерти человека необходимо оформить бланк констатации смерти. Это делает врач.

Если человек умер днем дома, нужно вызвать участкового врача из поликлиники, если ночью – «скорую» (103 с городского и мобильного; 130 для абонентов МТС и Мегафон). Врач выдаст бланк констатации смерти.

Параллельно нужно оформить протокол осмотра тела умершего. Для этого вызывают сотрудника полиции (102 с городского; с мобильного 102 для абонентов Билайн; 120 для абонентов МТС и Мегафон). Если человек умер не дома, сотрудник полиции оформит и направление на судебно-медицинское вскрытие).

Затем нужно получить медицинское свидетельство о смерти.

Для этого нужно взять:

бланк констатации смерти, который оформил врач,
протокол осмотра тела умершего, который выдал сотрудник полиции,
медицинский полис умершего,
его амбулаторную карту (если она на руках),
паспорт,
паспорт того, кто будет заниматься оформлением,

и обратиться в поликлинику в регистратуру.

При отсутствии подозрений на насильственную смерть или на не естественную смерть (несчастный случай, суицид, автокатастрофа, падение с высоты, убийство и так далее) и наличии в районной поликлинике медицинской карты амбулаторного больного, участковый полицейский выписывает справку о ненасильственном характере смерти на имя главного врача районной поликлиники для получения «Медицинского свидетельства о смерти». Родственникам или иным законным представителям умершего необходимо принять во внимание и заранее учесть возможность получения в районной поликлинике «Медицинского свидетельства о смерти».

Районная поликлиника имеет основание для выдачи «Медицинского свидетельства о смерти» в случае оформленной медицинской карты амбулаторного больного, где отражено динамическое наблюдение за пациентом, установленный клинический диагноз, который сам по себе мог послужить причиной смерти. Но если с момента последнего наблюдения за пациентом прошло длительное время, районная поликлиника может отказать в выдаче «Медицинского свидетельства о смерти».

При отсутствии у районной поликлиники оснований для выдачи «Медицинского свидетельства о смерти», главный врач поликлиники может направить тело умершего для проведения патологоанатомического исследования в прикрепленный к поликлинике городской или районный морг лечебного учреждения по административно-территориальному принципу.

Вскрытие может не потребоваться (если родственники сами об этом не попросят), например, если умерла старенькая бабушка, которая долго болела, или если человек стоял на учете в онкологическом диспансере, и во многих иных случаях, когда очевидна естественная причина смерти.

Если же по каким-то причинам возникла его необходимость, свидетельство о смерти дают после вскрытия уже в морге. Родственникам нужно вызвать специализированную машину для перевозки покойного в морг (телефон службы должны знать медицинские работники), а после обратиться в морг с паспортами умершего и заявителя, чтобы оформить медицинское свидетельство о смерти.

Если человек умер ночью, тело могут перевезти в морг сразу. В этом случае родственники или полиция вызывают специализированную машину для перевозки тела покойного, и отдают сотрудникам этой службы бланк констатации смерти и протокол осмотра тела умершего, а взамен получают бланк направления в поликлинику, по которому можно получить амбулаторную карту умершего, если ее нет на руках. После получения амбулаторной карты с посмертным эпикризом необходимо с паспортами умершего и заявителя обратиться в морг для получения медицинского свидетельства о смерти.

Если человек умер не дома, необходимо вызвать специализированную машину для транспортировки тела в морг по месту смерти. Сотрудники этой службы заберут бланк констатации смерти, протокол осмотра тела и направление на судебно-медицинское вскрытие. Свидетельство о смерти выдадут в морге.

Если человек скончался в больнице, больничные врачи констатируют смерть и помещают тело покойного в больничный морг, там же делают вскрытие, там же выдают справку о смерти.

Получив свидетельство, нужно обратиться в ЗАГС и получить справку о смерти (форма 33) и гербовое свидетельство о смерти.

После этого при необходимости можно организовать машину для перевозки тела в морг по месту жительства, если изначально тело было отправлено в морг по месту смерти. Без гербового свидетельства о смерти перевозку тела в другой морг осуществить нельзя.

Получив все вышеперечисленные документы, нужно обратиться в ритуально-похоронную службу и оформить заказ на оказание ритуальных услуг и организацию похорон. Можно оформить заказ лично, обратившись непосредственно в бюро службы, а можно для оформления заказа вызвать агента.

О том, что полагается жителю Москвы бесплатно, смотрите .

Если покойный до похорон находится дома

Сегодня оставляют покойных дома очень немногие, как правило, тело перевозят в морг. Если же тело до похорон будет пребывать дома, на дом можно вызвать специалиста по заморозке и осуществить бальзамирование (процесс, который замедляет процессы разложения тела) на дому.

Если тело усопшего до похорон остается дома, после бальзамирования его принято омыть теплой водой, (если усопший – крещеный православный) читают «Трисвятое» или «Господи, помилуй».

После обмывания на покойного одевают в чистые, по возможности, новые одежды. Если усопший – крещеный православный, на него обязательно надевают нательный крестик.
Обмытое и убранное (одетое) тело покойного кладут на стол и покрывают саваном (белым покрывалом). Глаза покойного должны быть закрыты, уста сомкнуты (для чего в самые первые часы после смерти челюсть подвязывают, а перед положением во гроб повязку снимают). Руки и ноги усопшего также связывают, чтобы придать им полагающееся при похоронах положение (руки сложены на груди, а ноги вытянуты и прижаты друг к другу). Если этого не сделать, при трупном окоченении мышцы и сухожилия сжимаются, и тело человека может принять неестественную позу. Перед похоронами их, как правило, развязывают.

Когда тело усопшего обмыто и убрано, сразу же начинают читать канон, называемый «Последование по исходе души от тела». Если нет возможности пригласить в дом священника, то Последование могут читать родственники и близкие.

Перед положением усопшего в гроб, тело и гроб (снаружи и изнутри) окропляют святой водой.
В гробу под голову покойного кладут небольшую подушку, покрывают до пояса особым освященным покровом (погребальным покрывалом) с изображением креста, образов святых и молитвенных надписей (продается в церковной лавке), или же просто белой простыней.

В левую руку покойного полагают погребальный крест, на грудь — святую икону: по традиции, для мужчин — образ Спасителя, для женщин — образ Божией Матери (лучше покупать в церковной лавке, где уже все освящено). Непосредственно перед погребением иконку следует убрать – ее хоронить нельзя. Ее можно забрать и оставить у себя дома, а можно отнести в храм и поставить на канон – квадратный подсвечник перед распятием, куда ставят свечи за усопших (спросить у служащих храма), а по прошествии 40 дней со дня смерти близкого забрать и отнести домой.

На лоб умершего возлагают венчик — символ соблюдения веры усопшим христианином и совершения им христианского жизненного подвига. Венчик возлагается в надежде на то, что почивший в вере получит по воскресении от Бога венец нетления. На венчике традиционно изображается Спаситель, Божья Матерь и пророк Иоанн Предтеча. Венчик продается в церковной лавке.

Гроб с убранным покойником обычно ставят посреди комнаты перед домашними иконами, головой к образам.

Также возжигают лампаду или свечу, которая должна гореть до тех пор, пока покойный находится в доме.

Как одеть покойного, полагая в гроб

Раньше было принято одевать покойника во все белое, причем погребальная одежда готовилась заранее. Мужчине голову покрывали саваном – тонким платком с острым верхом и опускающимся на спину полотнищем, женщине светлым платком. Сегодня покойного принято одевать во все новое, чистое. Одежда должна быть закрытой, с длинными рукавами, небольшим вырезом у шей (без декольте), длина юбки у женщин — не выше колен.
Согласно христианской традиции, перед погребением тело покойного нередко одевают в светлые одежды — некий знак того, что успение есть не только скорбь расставания с ближними, но и радость встречи с Богом.

Одежда должна хорошо подходить по размеру. Если человек при жизни заготовил себе костюм или платье для похорон, его желание важно исполнить. На руке покойного, если он был в браке, можно, при желании близких, оставить обручальное кольцо.

Хоронить усопшего следует в обуви. Необязательно покупать «белые тапочки», просто обувь должна быть.

Военных людей обычно хоронят в парадной форме, с наградами.

Есть традиция класть в гроб книги, деньги, драгоценности, продукты, фотографии. С православной точки зрения — это пережиток язычества, когда считалось, что вещи будут продолжать иметь значение, могут «пригодиться» усопшему на том свете. Однако и христиане убеждены, что есть «вещи», необходимые для усопшего: любовь и молитвы о нем его близких, их милостыня и добрые дела в его память.

Покойный в морге

Если тело усопшего увезли в морг, туда необходимо отвезти чистую и, по возможности, новую одежду. Если покойный был крещеным православным, — также все необходимое для положения покойного в гроб: нательный крест, погребальный крест в руки, икону, погребальный саван, венчик.

Для женщин (по общегражданским обычаям похорон) привозят:
нижнее белье;
чулки (или колготки);
платье с длинным рукавом;
платок на голову (не черный);
туфли (или тапочки);
туалетная вода, мыло, расческа, полотенце (им обвязывают лицо покойного)

Для мужчин:
нижнее белье;
носки;
бритва;
майка, сорочка белая;
брючный костюм черного/серого цвета
туфли/тапочки
туалетная вода, мыло, расческа, полотенце.

Если ваш усопший – верующий, можно попросить работников морга подготовить тело к похоронам с учетом православных традиций (обычно работники моргов их прекрасно знают).
Дома об усопшем православном читают канон «Последование по исходе души от тела», а затем Псалтырь.

Если смерть наступила в течение восьми дней от Пасхи до вторника Фоминой недели (Радоницы), то помимо, «Последования по исходе души» читают Пасхальный канон
В Православной церкви существует благочестивый обычай непрерывного чтения Псалтири по усопшему вплоть до его погребения. Псалтирь читают и в дальнейшем в дни поминовения, а особо в первые 40 дней по кончине. Во время Пасхальной недели (восемь дней от Пасхи до Радоницы) в Церкви чтение Псалтири заменяется чтением Пасхального канона. Дома над усопшим чтение Псалтири также можно заменить Пасхальным каноном. Но если такой возможности нет, то можно читать и Псалтирь.

Покойный в храме

Раньше было принято оставлять тело покойного в храме, чтобы как можно больше близких могли бы поучаствовать в заупокойной молитве, которая продолжалась над гробом всю ночь и заканчивалась утром заупокойной Литургией и отпеванием.
Если речь о всенощной молитве и Литургии не идет, то держать тело в храме нет смысла.

Если вы оставили вашего усопшего в храме на ночь и вас попросили накрыть гроб крышкой, в этом не будет ничего неправильного. На отпевании крышку откроют, и вы сможете проститься с усопшим.

Траурное убранство дома

Принято особым образом убирать дом, в котором умер человек. Самый распространенный обычай – занавешивать зеркала, иногда — декорировать люстры черным крепом. Все это — не более чем дань традиции. Как и четное число цветов, принесенных на похороны. Никакого значения для посмертной участи покойного или жизни его родственников такие вещи не имеют.

Отпевание

На третий день после смерти усопшего хоронят (первым считается день смерти), хотя из-за различных обстоятельств день похорон может быть сдвинут. Если покойный – человек, крещеный в православной вере, перед погребением над ним совершает чин отпевания.
Это чинопоследование не совершается только в день Пасхи и в день Рождества Христова.
Отпевание православного христианина совершается только один раз, в отличие от панихид и литий – заупокойных служб, которые могут совершаться многократно.

Об отпевании лучше договориться заранее: прийти в храм и обратиться в церковную лавку или непосредственно к священнику. Там же подскажут, что для этого необходимо приготовить. В лавке могут назвать ориентировочную сумму пожертвования за отпевание. Если такой суммы нет, можно оставить деньги на собственное усмотрение.

Для отпевания гроб с телом умершего заносят в храм ногами вперед и ставят лицом к алтарю, т.е. ногами на восток, головой к западу.

При совершении чина отпевания родные и близкие стоят у гроба с зажженными свечами и молятся вместе со священником о душе усопшего. Свет свечи — символ радости, свет также является символом жизни, победы над мраком, выражением светлой любви к усопшему и теплой молитвы за него. Свечи напоминают также о тех свечах, которые мы держим в пасхальную ночь, свидетельствуя о Воскресении Христовом.

После возглашения «Вечной памяти» или после чтения Евангелия священник читает над усопшим разрешительную молитву. В этой молитве мы просим Бога о прощении грехов, в которых усопший не успел покаяться на исповеди (или забыл покаяться, или по неведению). Но это не относится к тем грехам, в которых он не раскаялся намеренно (или вообще не каялся на исповеди). Текст разрешительной молитвы полагается священником в руки усопшего.

После этого провожающие, потушив свечи, подходят ко гробу с телом, просят у почившего прощения, целуют венчик на лбу и икону на груди. Тело полностью закрывается покрывалом, священник крестообразно посыпает его землей. После этого гроб накрывается крышкой и уже больше не открывается. (Если родные хотят попрощаться с усопшим на кладбище, они должны сказать об этом священнику и батюшка даст им землю с собой. На кладбище, перед тем, как гроб закрыть, родственники должны крестообразно посыпать закрытое покрывалом тело землей и накрыть крышкой).

Если отпевание происходит при закрытом гробе, целуют крест на крышке гроба.
Закрытый гроб с пением «Трисвятого» выносят из храма лицом к выходу (ногами вперед).
Возможно отпевание двух и более людей за один раз.

По церковным канонам, священник совершает отпевание в белых одеждах, как и при обряде крещения человека. Это имеет символическое значение. Если крещение — это рождение во Христе, то отпевание — это рождение души в Жизнь Вечную. Оба этих события являются важнейшими этапами жизни человека.

Никаких ограничений на участие в чине отпевания детей или, как утверждает «народное мнение», беременных женщин, — нет! Любой человек, если он хочет, может прийти и помолиться об усопшем.

Кого Церковь не отпевает

Не отпевает Церковь усопших, которые при жизни сознательно отреклись от христианской веры, и самоубийц, если только самоубийство не было совершено в состоянии психического расстройства. В этом случае подается прошение на имя правящего архиерея и справка из психдиспансера, оформленная в установленном порядке, за подписью главврача, на специальном бланке с гербовой печатью; архиерей по рассмотрении может выдать благословение на заочное отпевание.

Также следует обращаться к архиерею, если есть сомнения в том, что умерший покончил жизнь сам (например, это мог быть несчастный случай, смерть по неосторожности и др.).

Если доподлинно известно, что человек совершил суицид при отсутствии факторов, которые Церковь признает смягчающими, то не стоит пытаться обманом и манипуляциями получить благословение епископа. Хотя и следующий из любви, но все же обман не принесет душе усопшего пользы. В этом случае лучше усиленно молиться дома, совершать ради самоубийцы дела милосердия, подавать ради него милостыню, то есть делать все, что может принести его душе утешение.

Заочное отпевание

Если нет возможности привести тело покойного в храм, а также нет возможности пригласить священника на дом, то в храме может совершаться заочное отпевание. Этот способ отпевания появился в советское время, когда у людей не было возможности найти или пригласить священника для очного отпевания.

Для совершения отпевания надо приглашать священника из православного храма, а не пользоваться услугами неизвестных лиц, предлагающих оные.

После совершения заочного отпевания родственникам дают землю (песок) с панихидного стола. Этой землей крестообразно посыпают тело усопшего. Если к этому времени покойный уже погребен (заочное отпевание может быть совершено также единожды, но в любое время, независимо от «срока давности» смерти), то землею с панихидного стола крестообразно посыпается его могила.

Если захоронение урны производится в колумбарий (хранилище урн с прахом после кремации), то в этом случае освященную землю высыпают на любую могилу православного христианина.

Похороны

Вопреки существующему суеверию, гроб с телом покойного положено нести, по возможности, именно его близким родственникам и друзьям. Если по каким-то причинам (например, родственников и близких мужчин нет или они преклонного возраста и недостаточно сильны), можно попросить других людей помочь с выносом гроба.

Исключение существует только для священников, которые не должны нести гроб мирянина, кем бы он им не приходился. Если на похоронах присутствует священник, то он идет впереди гроба как духовный пастырь.

Если похороны начинаются из дома, то за час-полтора перед выносом гроба из дома, над телом умершего еще раз прочитывается «Последование по исходе души». Если тело усопшего находится в морге, то можно прочитать «Последование по исходе души» перед началом похорон в любом месте (дома, у морга).

Гроб выносят, обращая лицо покойного к выходу, т.е. ногами вперед. Верующие поют «Трисвятое».

Есть ряд суеверий, связанных со встречей с похоронной процессией: в народе есть мнение, что это «дурной знак». Согласно церковным представлениям, такая встреча не имеет никаких негативных смыслов, может быть, для кого-то встреча с процессией – возможность помолиться о покойном человеке. Представление о том, что похоронной процессии нельзя пересекать дорогу, скорее связано с выражением уважения к покойному.

Погребение может совершаться в любое время суток, а не только утром.

В могилу усопшего полагают лицом на восток. При опускании гроба верующие вновь поют «Трисвятое». Все провожающие бросают в могилу по горсти земли.

На могиле христианина ставится крест. Надгробный крест устанавливается в ногах покойного, обращая его лицевой стороной к западу, чтобы лицо усопшего было направлено на святой крест.

Если родственники хотят установить на могиле памятник или надгробный камень, выбор его формы, вида, размера и декора (даже если в нем присутствуют священные изображения) никак не регламентируется церковной традицией. Его можно выбирать по своему усмотрению.

По православным канонам, погребение усопшего христианина не должно совершается в день Святой Пасхи и в день Рождества Христова.

Кремация

Кремация не является традиционным способом погребения для православных христиан, наиболее предпочтительным является захоронение тела в землю. Если такой возможности нет, кремация допустима. Для посмертной участи умершего вид погребения не играет никакой роли.

Поминки

После отпевания в церкви и предания тела земле на кладбище, родственники покойного устраивают поминальную трапезу. Эта традиция берет начало еще в первохристианские времена, когда в память покойного раздавалась милостыня нуждающимся и голодным.

Поминки можно устраивать на третий день по кончине (день похорон), девятый, сороковой дни, полгода и год по кончине, в день рождения и день ангела усопшего (именины).

В будние дни Великого поста поминки не совершаются, а переносятся на ближайшие (вперед) субботу и воскресенье. Делается это потому, что только в субботу и воскресенье совершаются Божественные литургии Иоанна Златоустого и Василия Великого, где совершается поминовение усопших, а также совершаются панихиды.

Поминальные дни, выпадающие на первую неделю после Пасхи (Светлую седмицу) и на понедельник второй (Фоминой) недели после Пасхи переносятся на Радоницу – 9 день после Пасхи, который приходится на вторник второй после Пасхи недели. Это специально установленный Церковью день поминовения усопших, чтобы верующие могли разделить радость Пасхи с душами родных и близких, умерших в надежде на Воскресение и Вечную жизнь.

На Радоницу, в отличие от дней Светлой Седмицы, принято посещать кладбища, убираться на могилах (но не устраивать на кладбище трапезу) и молиться.

Никаких иных ограничений в организации поминок в определенные дни нет! Разного рода представления о том, что, к примеру, в понедельник поминают только самоубийц и так далее, не имеют с церковной традицией ничего общего и ровным счетом ничего не значат.

Поминальный стол

Для поминального стола традиционными блюдами являются кутья и поминальные блины. Ими принято начинать трапезу. Однако это просто обычай. Если нет возможности приготовить их, переживать не стоит.

Традиционную кутью готовят из зерен пшеницы, которые моют и замачивают на несколько часов (или на ночь), затем варят до готовности. Отваренные зерна смешивают с медом, изюмом, маком по вкусу. Мед предварительно можно развести в воде в пропорции 1/2 и в растворе прокипятить зерна пшеницы, затем раствор слить. Кутью из риса готовят так же. Варят рассыпчатый рис, затем добавляют в него разведенный мед либо сахар и изюм (промытый, ошпаренный и просушенный).

На поминальном столе разрешен алкоголь; кто-то из родственников может позаботиться о том, чтобы его количество соответствовало духу поминальной трапезы, а не шумному застолью.

Для верующих, если поминки совершаются в постные дни (когда не принято есть пищу животного происхождения), то и приготовленные для поминальной трапезы блюда должны быть постными. Остальные блюда готовятся по усмотрению тех, кто устраивает трапезу.

Христианская поминальная трапеза начинается и заканчивается всеобщей молитвой за покойного.

Ставить ли усопшему рюмку водки с хлебом?

С поминальным столом связано множество обычаев, не имеющих ровно никакого отношения к церковному пониманию загробной жизни. Например, существует обычай на поминках ставить рюмку водки и кусок хлеба, которые как бы предназначены поминаемому человеку (или выпивать за помин души усопшего на кладбище сразу после похорон). Нередко рюмка с хлебом ставятся перед фотографией усопшего. Если родственникам так легче, — никто не запретит им это делать. Однако никаких христианских смыслов этот обычай не отражает. Будет ли поставлена рюмка водки с хлебом или нет – это никак не повлияет на посмертную судьбу покойного.

Один из самых распространенных обычаев – не чокаться, поминая усопших, также только «народный», никаких христианских смыслов он не несет. Когда тело человека предано земле, Церковь предлагает близким и родственникам выразить свою любовь и добрую память об усопшем молитвой о его душе.

Церковное поминовение

Согласно вере Церкви, душа, отделившись от тела, в течение 40 дней проходит мытарства – особые испытания, проверку своей земной жизни. От того, как душа сдаст свой посмертный «экзамен», зависит ее участь и местопребывание до Второго пришествия Христова и Страшного суда.

Душа усопшего человека, при разделении со своим телом при смерти, сохраняет разум и волю, может о чем-то сожалеть, раскаяться, но уже не может ничего изменить в своей загробной участи, не может действовать, потому что разлучена с телом. Каким человек умирает, таким и предстает перед Богом. Но близкие способны своими молитвами, соединенными с молитвами всей Церкви, помочь своему усопшему. И в первую очередь – пройти испытания в эти первые 40 дней.

Об умершем человеке в первый же день читают «Канон молебный ко Господу нашему Иисусу Христу и Пречистой Богородице Матери Господни при разлучении души от тела всякаго правовернаго». Он есть в молитвослове, можно найти текст в интернете.

Раньше, когда не было принято забирать тело умершего в морг, оно находилось дома, над ним читали Псалтирь, а приглашенный священник совершал литию. Смысл этого поминовения был в том, что об умершем шла постоянная молитва. Сегодня, когда до похорон тело усопшего, как правило, находится в морге, можно читать о нем Псалтирь дома, а также заказать чтение Псалтыря в монастыре.

Важно сразу после смерти человека, до отпевания и погребения, заказать в храме или монастыре Сорокоуст – в этом случае покойного будут поминать за Божественной литургией в течение 40 дней (когда душа будет проходить мытарства). Надо только уточнить, каждый ли день в храме служится литургия, и если не каждый, найти такой, где Литургия совершается ежедневно — как правило, это крупные городские приходы или же любые монастыри.

Третий, девятый, сороковой день

Дни особого поминовения усопшего – третий, девятый и сороковой после смерти.
Первым днем считается сам день смерти, даже если человек умер поздно вечером (до полуночи). Например, если человек скончался 1 марта, то девятый день – это 9 марта.

Почему же так важны именно эти дни? Известно откровение, данное ангелом святому Макарию Александрийскому (395): «когда в третий день бывает в Церкви приношение, то душа умершего получает от ее ангела облегчение в скорби, какую чувствует от разлучения с телом; получает потому, что славословие и приношение в Церкви Божией за нее совершено, отчего в ней рождается надежда. В третий же день, Тот, Кто воскрес в третий день из мертвых – Бог всех – повелевает, в подражание Его Воскресению, вознестись всякой душе христианской на небеса для поклонения Богу. Поэтому Церковь совершает в третий день приношение и молитву за душу».

«С третьего по девятый день душе показывается Рай, обители святых. Если душа виновна в грехах, то при виде радости святых она начинает сожалеть о своей жизни и укорять себя. На девятый день душа вновь возносится ангелами на поклонение Богу».

После вторичного поклонения Господь «повелевает отнести душу в ад и показать ей находящиеся там места мучений. Душа пребывает здесь тридцать дней, трепеща, чтобы и самой не быть осужденной на заключение в них. В сороковой день опять она возносится на поклонение к Богу и решается ее дальнейшая участь: назначается место, в котором она будет пребывать до Страшного судах», — пишет святой Макарий. Поэтому в этот день так важно молиться о душе усопшего.

Об усопшем можно заказать панихиду — заупокойное богослужение, установленное Церковью, которое состоит из молитв, в которых молящиеся уповают на милосердие Божие, прося о прощении согрешений умершего и даровании ему блаженной вечной жизни в Царстве Небесном. При служении панихид собравшиеся родственники и знакомые умершего стоят с зажженными свечами в знак то¬го, что и они верят в светлую будущую жизнь; в конце панихиды (при чтении молитвы Господней) свечи эти тушатся в знак того, что земная жизнь наша, горящая как свеча, должна потух¬нуть, чаще всего не догорев до предполагаемого нами конца.

Принято совершать панихиды как до погребения усопшего, так и после – в 3-й, 9-й, 40-й день по смерти, в дни его рождения, тезоименитства (именины), в годовщину смерти. Но очень хорошо молиться на панихиде, а также подавать записки на поминание и в другие дни.

Также можно попросить священника, предварительно договорившись, совершить литию – иной вид церковного поминовения покойного. Лития может читаться не только священниками, но и мирянами. Очень хорошо прочитывать литию на кладбище.

Поминовение на Радоницу

Радоница – вторник второй недели после Пасхи – день особого поминовения усопших.
По свидетельству святителя Иоанна Златоуста (IV в.), этот праздник отмечался на христианских кладбищах уже в древности. Особое место Радоницы в годичном круге церковных праздников – сразу после Светлой пасхальной недели – помогает христианам не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь – жизнь вечную. Победа над смертью, одержанная смертью и воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными, и поэтому мы, по слову митрополита Антония Сурожского, «с верой, надеждой и пасхальной уверенностью стоим у гроба усопших».

Основание для этого поминовения служит, с одной стороны, воспоминание о сошествии Иисуса Христа во ад, соединяемое с Фоминым воскресением (первое после Пасхи), а с другой – разрешение Церковного Устава творить обычное поминовение усопших, начиная с Фомина понедельника. По этому разрешению верующие приходят на могилы своих ближних с радостной вестью о Воскресении Христовом, отсюда и сам день поминовения называется Радоницей.

Обычно накануне дня Радоницы (церковный день начинается с вечера) после вечернего богослужения или после Литургии в день Радоницы совершается полная панихида, в которую включаются и пасхальные песнопения.

На кладбище обычно совершают литию (усиленное моление). Для этого лучше пригласить священника, если нет возможности, литию возможно совершить самостоятельно, прочитав Чин литии, совершаемой мирянином дома и на кладбище. Но можно и просто читать тропарь «Христос воскресе из мертвых», а также «Воскресение Христово видевши».

Со словом «захоронение» у наших сограждан связана чёткая ассоциация с местом на погосте. Участки на кладбище принято огораживать, мостить плиткой, благоустраивать скамейками. В родительские субботы, на Радоницу и Троицу к могилам приносят цветы и поминают родственников. Однако понятие «захоронения» не ограничивается семейными. Если быть точнее, родственными погребениями занята лишь часть территорий, в которых покоятся останки живших ранее людей.

Родственные (семейные) захоронения

В нормативных актах различных регионов России часто семейные и родственные захоронения различают между собой. Обозначим различия между ними, как они поданы в соответствующих редакциях Законов о погребении:

Родственные. Предоставляются на безвозмездной основе. Служат своеобразным дополнением к территории существующей могилы. Предназначены для упокоения супруга(и) или иного близкого родственника усопшему.

Семейные или родовые. Могут не содержать могилы, а быть полностью свободной территорией. Предназначены для двух и более захоронений членов одной фамилии после их смерти. Являются своеобразной гарантией живущим, что их прах будет упокоен в строго установленном месте.

Как становится понятно из определений, родственная могила является частным случаем семейного захоронения. До 2004 года на российских кладбищах часто происходил «самовольный» захват прилегающей к могиле родственника территории. Формально это означало, что потомки ставили оградку так, чтобы захватить побольше места. Поскольку разбирательства в каждом отдельном случае усугубили бы общую обстановку, на законодательном уровне было решено признать «самозахваченные» кладбищенские территории выделенными под упокоение членов одной фамилии. Для этого необходимо было осуществить перерегистрацию участка под родовое захоронение. Единственное ограничение накладывалось на площадь – она не должна была превышать 12 кв. метров.

Упокоения «в ограду» касаются как раз родственных захоронений. Данным термином обозначают ингумацию родственника на свободное возле существующей могилы место в пределах заграждения. В проходе между могилами проводить погребение даже урной строго запрещено.

В отличие от родовых участков, где погребения допустимы и для дальних родственников, на родственных хоронят только определённый круг лиц, являющихся усопшему:

Кладбища Москвы

Одиночные захоронения

Выделяются на свободных от могил территориях некрополей. В отличие от родственных (семейных) погребений, возле таких могил администрация кладбищ не оставляет дополнительного места. Следующая яма роется впритык к существующему захоронению. Как правило, это участки у обочин, возле дорог, на отшибе или в труднопроходимых местах. Здесь хоронят:

  • одиноких людей, оставшихся без родственников и не имеющих законного представителя;
  • лиц без определённого места жительства (БОМЖ);
  • не идентифицированные тела из морга по прошествии 14 дней с момента поступления.

В последнем случае нашедшиеся родственники почившего могут впоследствии инициировать эксгумацию останков и перезахоронение.

Воинские захоронения

Как следует из названия, их предназначение – быть местом последнего упокоения ветеранов, действующих и вышедших на пенсию военнослужащих, солдат срочной службы и призванных на военные сборы. Кроме этого ФЗ расширяет данный перечень следующими лицами:

  • сотрудники правоохранительных органов;
  • сотрудники судебно-исполнительной системы;
  • работники таможни;
  • сотрудники противопожарной службы;
  • работники в органах по контролю за оборотом психотропных и наркотических веществ;
  • уволенные по выслуге лет, ранее работавшие в вышеозначенных службах;
  • умершие вследствие травм во время несения службы в вышеозначенных органах;
  • инвалиды ВОВ.

Воинские захоронения располагаются на воинских кладбищах или специально выделенных для подобных захоронений участках на общественных кладбищах.

Братские (общие) захоронения

О братских могилах, в которых были погребены участники сражений в ВОВ, слагали песни и снимали кинофильмы. К прискорбию следует заметить, что и в наше время на погостах выделяются места для братских захоронений. Сюда свозят останки после терактов, природных катастроф или других чрезвычайных происшествий. Как правило, идентифицированные тела передают родственникам. Те же чей прах не удалось опознать или отделить хоронят в общей могиле. В память о случившемся на место захоронения устанавливают мемориал.

Первичные захоронения

По сути это неупорядоченные воинские или братские могилы на месте происшествия. Условно их можно разделить на:

Боевые. Созданные во время войны, в спешке, формально они служили местом последнего упокоения однополчан или мирных жителей, участвовавших в боях.

Санитарные. Служили в качестве превентивной меры против распространения инфекции или предупреждали экологическую катастрофу.

Ещё древние кочевые племена при обнаружении в степях неопознанных трупов старались обозначить предполагаемый ареал распространения заразы опознавательными знаками. Зашедшего за отметки могли убить без всякого сожаления.

Почётные захоронения

Располагаются на главной аллее некрополя. Предоставляются людям, отличившимся при жизни своими заслугами перед государством или отдельным регионом. Основанием для почётного захоронения служит ходатайство заинтересованных лиц или организаций с подтверждением правомочности подобного погребения. Место выделяется на безвозмездной основе. В отдельных случаях похороны и надгробие также компенсирует соответствующая инстанция. Родственникам почившего выдаётся удостоверение о почётном погребении.

Участки имеют площадь 6 кв. метров и не предполагают подзахоронения.

Массовые захоронения

Ещё одно тёмное пятно в мировой истории – это массовые захоронения. В отличие от первичных или братских, о них обычно умалчивают. Всё дело в том, что подобные погребения имеют криминальную или политическую подоплёку. Каждое массовое захоронение – это горе множества семей, надеявшихся долгие годы найти без вести пропавших родственников.

Примерами массовых захоронений могут служить:

  • могильник под Нижним Тагилом, где было обнаружено убитыми 15 несовершеннолетних девушек;
  • массовые захоронения младенцев 1-3 лет на территории ирландского монастыря;
  • массовые захоронения в Руанде после геноцида 1994 года, когда за 100 дней было убито около 800 тыс. этнических тутси боевиками хуту.

Почему закрывают лица священнослужителей после смерти – несколько таких вопросов пришло в редакцию после кончины Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, когда весь мир увидел, как происходит прощание с Первоиерархом, когда десятки тысяч россиян пришли проститься со своим Патриархом. Мы попросили ответить на этот вопрос диакона Алексия Флорова, выпускника исторического факультета Самарского госуниверситета, клирика храма святых Новомучеников и исповедников Российских в посёлке Прибрежный Самарской, технического редактора журнала «Духовный Собеседник» в Самаре.

«Традиция закрывания лица погребаемого христианина восходит к захоронению Господа Иисуса Христа, лик которого кроме плащаницы, покрывавшей всё тело, был увит ещё особым сударём «и сударь, иже бe на главe его» (Ин. 20:7). Сударь (от лат. Sudor — пот) – плат для утирания пота – убрус.

Это подражание как традиция сохранилась в чине погребения иноков и священников с тем различием, что у монахов лик обвертывается специальной пеленою (укроем) в знак его добровольного ухода от мира, а у священников лицо покрывают воздухом, таким же каким покрывается чаша и дискос со святыми Дарами в знак того, что он был совершитель Тайн Божиих (Св.К. Никольский. Учебный Устав богослужения. Том III, с.154.) (Кстати, Лик Господа на Плащанице выносимой в храм в Великую Пятницу, также покрывается воздухом.)

Традиции эти зафиксированы в Большом требнике Петра Могилы переизданном в 1996 году».

По другому объяснению, считается, сто священник предстоит в эти минуты Богу, и его лицо обращено к Господу, потому и закрыто оно от людей.

Если человек скончался у себя в квартире, и вызванные сотрудники экстренных служб пришли к выводу о естественной причине смерти, тело оставляют дома. Родственники умершего самостоятельно решают, отправить ли покойного в морг или начинать подготовку к похоронам дома. Если выбран второй вариант, туалет покойного необходимо провести в домашних условиях. Эту процедуру лучше всего поручить специалистам надёжной ритуальной службы.

Подготовка тела покойного к похоронам: дома или в морге?

При подготовке в домашних условиях покойного необходимо обмыть и одеть. В зависимости от конкретных обстоятельств, проводятся также дезинфицирующие и косметические процедуры. В исключительных случаях выполняется бальзамирование на дому. Если похороны назначены на поздний срок, организуется хранение тела в холодильной камере морга.

Дезинфекция или обеззараживание, ликвидация патогенных микроорганизмов становится безусловной необходимостью в доме, где тело покойного находилось длительное время.

В патологоанатомическом морге можно отказаться от вскрытия, если смерть признана естественной. Здесь также проводят туалет покойного, выполняют полное или частичное бальзамирование и выдают тело в согласованный срок. Если похороны предполагают дальнюю перевозку по республике или за пределы Беларуси (отправку груза 200), требуется полное бальзамирование, подтверждённое справкой. В этом случае подготовку тела необходимо проводить в морге.

Туалет покойного на дому: цена услуги от Ritual.by

Туалет покойного на дому входит в перечень профессиональных услуг, которые оказывают опытные сотрудники Ritual.by. Квалифицированные специалисты тщательно выполнят все необходимые процедуры и оденут покойного в подготовленный погребальный костюм.

Туалет покойного на дому (омовение, облачение в одежду, укладка в гроб) 140 рублей за услугу ТП-014 Туалет покойного на дому (омовение, облачение в одежду, укладка в гроб колода) 180 рублей за услугу ТП-015

Помощь при подготовке к похоронам на дому

ООО «Городская Ритуальная Служба» предоставляет надёжную помощь при подготовке к похоронам в домашних условиях. Вызванные специалисты уверенно, качественно и заботливо проведут туалет покойного. Подробные бесплатные консультации проводятся по телефону +375 (44) 729 81 89. Наша линия связи доступна в любое время суток.

Вопрос и ответ

Опыт показывает, что найти таких женщин не всегда просто, ведь они должны не только быть умелыми и знающими, но также не состоять в родстве с покойным. Кроме того, им, скорее всего, будет не под силу уложить покойного в гроб. Между тем, опытные специалисты ООО «Городская Ритуальная Служба» выполнят весь комплекс необходимых действий профессионально, заботливо, без затруднений и задержек.

ООО «Городская Ритуальная служба» поможет организовать сохранение тела в морге на требуемый срок.

Дезинфекция жилого помещения уже требуется, если тело покойного находилось в нём в течение двух часов. Таким образом, как бы оперативно ни организовывались похороны, дезинфекция дома необходима. Это обеспечит здоровые и безопасные условия проживания.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *