Православное воспитание

Из разговора с трёхлетней дочерью:

— Мама, а ты знаешь, где мы были, когда нас с Ваней у тебя не было?

— Где?

— Да на небе у Боженьки! Ждали, когда ты нас оттуда заберёшь! А ты, что не знала?

Правду говорят: «Устами младенца глаголет истина». Сами дети подсказывают нам, как их растить, на чём должно основываться воспитание. Молодые мамы и папы в начале своего родительского пути задают один вопрос — как воспитывать ребёнка. Одна мудрая женщина сказала мне, молодой маме: «Учить надо хорошему, а плохому сам научится».

Как из маленького зёрнышка, попавшего в душу ребёнка, вырастить крепкое дерево с сильными корнями и мощной кроной, дерево, называемое духовной силой, верой, нравственностью, на почве которого формируется мировоззрение, система ценностей? Для нашей семьи определяющей стала вера наших дедушек, бабушек, прадедушек и прабабушек – православная.

Святитель Иоанн Златоуст говорил: «Родителям следует думать не о том, как бы сделать детей богатыми серебром и золотом, а о том, как бы они стали всех богаче благочестием, мудростью и стяжанием добродетели».

Проблема современного родительства – чрезмерная увлеченность созданием материальных благ для своих детей. В погоне за «самым лучшим и качественным» от нашего внимания ускользает самое важное – это становление наших детей, их преобразование. Повзрослевшие дети продолжают «гонку», начатую родителями. И такая бесконечная карусель…. Ускользает главное – определение цели в жизни и своего предназначения.

Святитель Тихон Задонский пишет, что цель жизни человека – «исполнять волю Божию и быть полезным для окружающих его людей и обществу в целом. В соответствии со святоотеческим учением схиархимандрит Иоанн (Маслов) приводит следующие определения цели жизни: постоянное совершенствование в добре, спасение, единение с Богом.

Восстановление в человеке образа Божия понимается как образование человека. Поэтому целью православного воспитания мы называем нравственное совершенствование и вечное спасение, дать человеку правильное понятие и направление во всех сферах деятельности, облагородить земное общество, научить человека так проводить земную жизнь, чтобы ему стала доступна жизнь вечная.

Есть несколько требований, которые помогут достичь главных целей.

Воспитание должно быть полным. Нельзя оставлять без воспитания ни духа, ни тела. Одностороннее воспитание почти всегда влечет за собой негативные последствия. К чему, например, приведут обширные познания, если испорчено сердце? К каким ошибкам может привести доброе сердце, если оно оставлено без разумного руководства?

Воспитание должно быть гармоничным. Эта гармония должна согласовываться с назначением человека, с целью его жизни – постоянном совершенствовании в добре. Поэтому развитие всех его физических и нравственных сил необходимо подчинять этой цели.

Воспитание должно быть сообразно с личными способностями воспитанника. Педагог должен строго сообразовываться с уровнем умственного и нравственного развития детей, применяться к обстоятельствам места и времени.

Воспитание должно быть непрерывным и постоянным. Требование постоянства вытекает из определения процесса спасения. Спасение, по мысли отцов Церкви, — постоянный процесс внутренней борьбы и работы над самим собой. Усилия человека должны носить постоянный целожизненный характер, потому что духовная борьба непрестанна. Святые отцы сравнивают православное воспитание с ручейком, «постоянно текущим и никогда не иссыхающим».

Воспитание должно начинаться рано и сообразовываться с возрастом. Это требование относится как к телесному (физическому) воспитанию, так и к воспитанию нравственному. Последнее должно начинаться гораздо раньше, чем оно обыкновенно начинается.

«Как только начнут дети приходить в разум и понимать учение, тотчас должно им вливать молоко благочестия» — наставляет святитель Тихон Задонский.

Очень важно с ранних лет приучать детей к правильному образу жизни. Приучение их к скромности, приличному поведению, послушанию очень многое даст им в будущем. Дети, привыкшие к правильному образу жизни, впоследствии, при постепенном осознании ими смысла происходящего, легко сообщат своим прежде приобретенным привычкам истинно нравственный характер.

Воспитание должно быть постепенным и основательным. «Человек развивается постепенно, поэтому воспитание должно следовать за «ходом природы», не опережая её, а помогая ей». Зачастую родители и воспитатели бывают недовольны «постепенностью» природы и стараются, как можно раньше сформировать ребёнка, как в умственном, так и в нравственном отношении. Но это вредно. Хотя в детях необходимо пробуждать способности с ранних лет, избегать преждевременного их напряжения. Это не только затрудняет тело в развитии, но и причиняет вред духу.

Воспитание должно быть строгим. По мысли святителя Филарета, воспитание должно быть строгим: «Апостол Павел говорит о строгом воспитании, как не о предосудительном, а об обыкновенном (обычном) и должном. Это тем более примечательно, что он строгое воспитание представляет образом того, как Бог воспитывает человечество».

Главное требование к воспитанию – воспитание страха Божия.

При православном воспитании самое важное, чтобы в детях глубоко укоренялась и всегда поддерживалась живая вера в Бога, навык «хождения перед Ним», постоянная забота о том, чтобы не оскорбить его грехами.

Страх Божий возбуждает в сердце ребёнка возвышенные чувства, обуздывает порывы своеволия, приводит в порядок желания и наклонности. Это чувство делает человека в счастье скромным, в несчастье – твёрдым и великодушным, «образует его в истинного гражданина, подготовленного как к земной, так и к вечной жизни.

Подспорье родителям в воспитании детей это соблюдение традиций. От того какие традиции в семье вы заведёте, будет зависеть наполнение воспитания, образования, семейного досуга.

Одна из традиций – это чтение детских книг с духовным содержанием, особое место занимает детская «Библия». Ребёнок ещё не умеет читать, но внимательно слушает, рассматривает иллюстрации, запоминает основные события и правила веры. ВЫКЛЮЧИТЕ ТЕЛЕВИЗОР! Почитайте с детьми рассказы Бориса Ганаго, в которых описывается жизнь верующих детей и взрослых в современном мире, их нравственные поступки и укрепление веры в Бога. Совместное чтение литературы укрепляет детско-родительские отношения, создает доверительную атмосферу.

Все любят традиционные православные праздники. Только отмечать их надо нетрадиционно, по-правильному: соблюдать пост, накануне праздника исповедоваться, в праздник посетить праздничную службу, принять Таинство Святого Причастия. Предложите детям выучить стихи, песни – устройте маленький домашний концерт для самых близких. Помогите детям сделать поделку своими руками. Из малых дел вершится светлое будущее наших детей.

На праздник «Рождества Христова» в нашей семье принято славить Христа. Мы поздравляем наших друзей и родственников, исполняя вместе с детьми Рождественские колядки.

Отмечая православные праздники, важно объяснить детям, что у каждого праздника есть внешний атрибут и внутренний. Печево куличей, крашение яиц, запечённый гусь – это всё внешние атрибуты. Важно в преддверии праздника исповедоваться, на праздничной службе получить самый главный «подарок» для души — Таинство Святого Причастия. Уже традицией стало в праздник Светлой Пасхи (с благословения) подниматься на колокольню и звонить в колокола. Дети испытывают необыкновенную радость от такого «звонкого» общения.

Паломнический туризм – ещё одна из традиций в нашей семье, т.е. посещение святых мест с целью поклонения святыням и духовного просвещения. Семейные поездки по святым местам обогащают внутренний мир ребёнка, укрепляют любовь к Отечеству, пополняют багаж знаний по истории, расширяют кругозор, ориентируют его даже вдали от дома и родителей на посещение храмов и церквей.

Первая забота родителей, пишет святитель Тихон Задонский, — научить детей жить по-христиански: «Юное сердце, как ко злу склонное, на всякое зло стремится, когда страхом Божиим и уздою наказания не воздерживается… Бог не взыщет от тебя, учил ли ты детей своих светской политике и иностранным языкам; но взыщет, учил ли ты по-христиански жить, наставлял ли их благочестию».

© Издательство «Сатисъ», 1999

Предисловие

…вот Я и дети, которых дал Мне Бог (Евр. 2, 13).

Вот наследие от Господа: дети; награда от Него – плод чрева (Пс. 126, 3).

Духовная жизнь находящихся в миру христиан идет в трудной обстановке, полной соблазнов, нехристианских обычаев, вдалеке от носителей Духа Божия, уединившихся от мира.

Борьба трудна еще потому, что семейный христианин должен духовно бороться не только за себя, но и за свою семью – супругу и детей. В отношении последних он несет ответственность – все ли возможное он сделал для того, чтобы направить их по пути к Царствию Божию.

Некоторые могут думать, что вдвоем легче идти по пути ко спасению. Да, но только в том случае, если они единодушны. Тогда лишь оправдывается изречение премудрого Соломона: «Двоим лучше, нежели одному» (Еккл. 4, 9). H о так бывает не всегда, и в жизни довольно часто можно видеть случаи, о которых говорит Господь: «Враги человеку – домашние его» (Мф. 10, 36).

Есть и еще одна особенность жизни в миру, которая для христианина делает ее более трудной, чем жизнь в монастыре. О последней повествует богатая святоотеческая литература, которая с исчерпывающей полнотой описывает путь иноков. Духовный опыт мирян, отраженный в литературе, значительно беднее.

Конечно, Священное Писание и, прежде всего, Евангелие, содержит всю полноту истины, необходимой для спасения мирян. Но истины Евангельские и правильное приложение их к практике нашей жизни открываются нашим духовным очам через предание и разъяснение их св. отцами. К сожалению, приложение Евангельских истин к разрешению вопросов о духовном воспитании детей освещено сравнительно слабо в духовной литературе.

Какова должна быть основная цель воспитания ребенка?

Некоторые матери главное внимание обращают на то, чтобы дети хорошо питались и выросли здоровыми. Другие родители стараются более всего дать детям хорошее образование. Третьи – прилагают особые усилия, чтобы развить в детях природные дарования и мечтают увидеть в них талантливых музыкантов, художников или ученых.

У родителей-христиан не то должно быть первой и основной целью воспитания. Они прежде всего и более всего должны заботиться о том, чтобы дети выросли в непоколебимой вере живыми членами Церкви, чтобы в душе их «изобразился Христос» (Гал. 4, 19), чтобы более всего в мире они возлюбили Бога, а «ближнего своего, как самого себя» (Мф. 22, 37–40), и целью своей жизни ставили «стяжание Духа Святого Божия» (из слов прп. Серафима).

Если достигнут родители этого, то все остальное – и образование, и развитие дарований, и здоровье – все приложится само собою, так как Господь сказал: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6,33).

Прп. Серафим говорил одной матери: «Матушка, матушка. Не торопись детей-то учить по-французски и по-немецки, а приготовь души-то их прежде, а прочее приложится им потом».

Как достигнуть этого, как «приготовить душу» детей? К этой цели следует подойти путем систематического подбора материала по этому вопросу, взятого из текста Священного Писания, творений отцов Церкви, жизнеописаний святых и подвижников благочестия и опыта благочестивых педагогов и мирян.

При решении всякой задачи следует, как говорят мудрецы, искать идеального решения. «Поставьте себе идеал как можно выше и стремитесь его достичь», – советует один из философов. И хотя бы такой идеал казался очень трудным для достижения в современных условиях жизни, все же к нему надо стремиться, по мере сил и фактических возможностей.

В самом важном для родителей деле – деле духовного воспитания детей, следует также бояться той «теплохладности», которая неугодна Господу (Откр. 3, 15). И хотя бы в этом отношении указания отцов Церкви и опыт благочестивых мирян будут расходиться с современными взглядами – не будем отвергать эти указания и этот опыт.

Не будем повторять слова тех, которые некогда говорили, слушая Христа: «Какие странные слова! Кто может это слушать?» (Ин. 6, 60). Вспомним совет великого апостола: «Кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым» (1 Кор. 3, 18).

Связь детей и родителей

Глава 1Спасение души родителей более всего зависит от детей

Спасется через чадородие (1 Тим. 2, 15).

Есть краткая формулировка о пути ко спасению, данная прп. Антонием Великим: «От ближнего зависит жизнь и смерть» (нашей души).

Но в степени служения ближним есть своя очередность. И для родителей, очевидно, на первом месте из ближних стоят дети и забота об их воспитании. Иначе говоря, нет у родителей более высокой задачи, как воспитать детей так, чтобы они стали истинными христианами и могли всю свою жизнь посвятить Господу и ревностно послужить Ему на тех путях, куда Он их поставит. Господь ищет на земле душ человеческих, до конца преданных и верных Ему, и великая благодать будет изливаться на тех родителей, которые сумеют так воспитать своих детей. Св. Иоанн Златоуст так говорит об этом: «Кто небрежен к своим детям, тот хотя бы в других отношениях и порядочен, понесет крайнее наказание за этот грех». И далее: «Все у нас должно быть второстепенным в сравнении с заботой о детях и с тем, чтобы воспитывать их в учении и наставлении Господнем» (Ефес. 6, 4).

Св. Писание во многих местах говорит об ответственности родителей за детей. Еще в Ветхом Завете имеются примеры наказания родителей за нечестие детей.

За это был наказан священник Илий, про которого Бог так говорит пророку Самуилу: «Я объявил ему, что Я накажу дом его навеки за ту вину, что он знал, как сыновья его нечествуют, и не обуздывал их» (1 Цар. 3, 13).

При этом следует сказать, что Илий не пренебрегал вовсе воспитанием сыновей. Нет, Илий обличал их, говоря: «Дети мои, нехороша молва, которую я слышу: вы развращаете народ Господень» (1 Цар. 2, 24).

Но, очевидно, от Илия требовалось более, чем одни кроткие слова. От него требовалось рвение, наложение на сыновей наказания, обуздания их. Так об этом говорит св. Иоанн Златоуст:

«Так как Илий не все сделал, что надлежало, то восстановил Бога против себя и против сыновей, и, щадя неблаго временно себя и детей, погубил вместе с детьми и собственное спасение. Кроме небрежности по отношению к детям, Богу не в чем было обвинить старца…

Он был и священник, и старец, и знаменит, и двенадцать лет беспорочно начальствовал над еврейским народом. Однако он крайне бедственно погиб за то, что не заботился тщательно о детях, и грех его нерадения, точно суровая, громадная волна все завалила и все подвиги его закрыла – какое же наказание ожидает нас, которые и в добродетели много ему уступаем, и детей не только не наставляем, но поступаем в отношении их жесточе всякого варвара…»

Это небрежение к детям, которое мы не замечаем, Златоуст поясняет такими словами: «Когда ты видишь, что какой-нибудь бродяга заушает твоего ребенка, ты негодуешь, сердишься, злобствуешь и яростнее зверя подскакиваешь к лицу ударившего; а когда видишь, как диавол каждодневно его заушает, как демоны приводят его к порокам, ты спишь, не негодуешь, не сердишься, не отнимаешь сына от самого ужасного зверя».

В писаниях Нового Завета ап. Павел резко осуждает небрежение в заботе о близких: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1 Тим. 5,8).

При суждении о пригодности к должности епископа, ап. Павел одним из важнейших признаков ставит отношение с семейными: «Епископ должен быть… хорошо управляющим домом своим, детей содержащим в послушании со всякою честностью» (1 Тим. 2, 4). По заповедям ап. Павла на родителях лежит и материальная забота о детях (2 Кор. 12, 14), и духовная.

Условием для посвящения в пресвитеры он ставит: «Если кто… детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности» (Тит. 1, 6). Первыми заповедями для молодых жен ап. Павел ставит: «Любить мужей, любить детей… быть… попечительными о доме» (Тит. 2, 4–5).

Условие для спасения замужней женщины ап. Павел формулирует так: «Спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием» (1 Тим. 2, 15). Также вдовам, имеющим детей или внучат, aп. Павел велит прежде всего заниматься их воспитанием (1 Тим. 5,4).

Поэтому очевидно, что под заповедью для замужней женщины родить чад надо понимать и обязанность замужней женщины всю свою жизнь посвятить воспитанию этих чад. Эти чада посылаются от Господа не как бремя или наказание, а как благословенный Господом путь замужней женщины – как награда и утешение жизни. «Вот наследие от Господа: дети; награда от Него – плод чрева», – говорит в псалмах пророк Давид (Пс. 126, 3). И если родители или мать тяготятся детьми или ропщут на них – они тяжело грешат перед Господом.

Одна вдова приходила к прп. Серафиму и жаловалась, и роптала на свою долю – на тяжесть воспитания трех маленьких детей. Через неделю после этого двое из ее детей умерли. В горе снова она идет к Преподобному и к ужасу своему слышит, что сама была виноватой в смерти детей. «Клятвою детей своих ты много оскорбила их», – говорит ей Преподобный и велит примириться с ними в душе и каяться в своем великом грехе пред Богом.

И если дети отнимаются у родителей смертью, пусть спрашивают родители свою совесть – не оскорбляли ли они детей и не прогневали ли Бога тем, что тяготились детьми, роптали на них явно или тайно, не хотели посвятить им всего своего сердца.

Оправданием пренебрежения своими обязанностями в отношении детей не могут служить для родителей другие благоугодные дела, даже такие, как уход в иночество. В этом случае не может иметь приложения завет Спасителя: «Кто оставит… детей… ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную» (Мф. 19,29).

Оставление детей, очевидно, возможно лишь в том случае, когда дети взрослые или находятся на надежном попечении. Оставление же детей на произвол судьбы – без материального обеспечения и надлежащего воспитания – не может быть угодно Господу.

В истории Старого Афона был такой случай. Приехал туда один русский помещик, вдовец, но имевший еще несовершеннолетних детей. Под влиянием Афона загорелась духом душа его, и он просил разрешения бросить мир, постричь его в иноки. Но не благословили старцы афонские его ревности и указали ему на его первый долг в жизни – воспитание еще несовершеннолетних детей, и отправили его обратно в Россию.

Правда, бывают иногда и исключения из этого общего правила. Первая старица Дивеевская, блаженная Пелагея Ивановна, начиная юродствовать, оставила семью – мужа и двух еще малолетних детей. Но это она сделала по благословению преподобного Серафима. И такие случаи являются очень редкими исключениями из общего правила, совершаются по особому Промыслу Божию и с благословения духоносных старцев.

Не много спросится на будущем суде с матери, если только она с любовью и самоотвержением несла крест чадородия и воспитания детей.

Монахиня, заведующая Шамородинским детским приютом, жаловалась старцу Амвросию Оптинскому, что «Таньки и Машки» не оставляют ей времени, чтобы раскрыть духовную книгу. Старец успокоил ее и сказал, что именно забота о «Таньках и Машках» спасительна для ее души, и на Суд она явится не одна, а вместе с ними.

Между родителями и детьми имеется та же зависимость, что между духовными отцами и их духовными детьми. А про эту зависимость ап. Павел говорил так:

«Ибо кто наша надежда, или радость, или венец похвалы? Не и вы ли пред Господом нашим Иисусом Христом в пришествие Его?» (1 Фес. 2, 19).

На Страшном Суде для родителей не будет возможности предстать пред Господом одинокими. И как Каин услышал вопрос: «Где твой брат?», так и они будут спрошены: «Где дети ваши?» Счастье и спасение их в том, если, представ пред Господом, они могли бы сказать спокойно и за себя, и за детей: «Се Аз и дети, которых (Ты) дал мне…» (Ис. 8, 18; Евр. 2, 13).

Приложение к главе 1-й

Влияние поведения детей на загробную участь родителей свидетельствуется следующим рассказом одного священника (Дьяченко, «Духовный мир», с. 109–111).

Сын благочестивых родителей, поступив в закрытое учебное заведение, под влиянием товарищей-безбожников потерял веру. Выйдя из заведения, он стал вести беспутную жизнь. По смерти родителей он поехал на родину и пошел посетить могилы родителей.

Но при приближении к ним дважды терял сознание. При третьей попытке подойти к могилам его разбил паралич. Но он не понимал Промысла Божия над ним. Тогда, лежа в параличе, он в забытьи видит свою покойную мать, которая говорит ему: «Твои беззакония и твоя распутная жизнь, полная неверия и безбожия, дошли до Господа. Ты не только погубил себя, но даже запятнал и нас, и это черное пятно на моей одежде – твои тяжкие грехи.

Господь хотел поразить тебя, но отец твой и я молились перед престолом Всевышнего о тебе, и Он захотел обратить тебя к Себе… Он знал, что одна могила наша для тебя дорога здесь, и поэтому он не допустил тебя к ней, поражая сверхъестественною болезнью, дабы ты признал над собою высшую силу, тобою отвергаемую, но ты не обратился.

Поэтому Господь послал меня к тебе… это последнее средство для твоего исправления…» И в доказательство истинности своего явления мать оставила ему его крест, выброшенный им ранее. Через явление матери сын был спасен – выздоровел и телесно, и духовно.

Из рассказа видно, что это стоило усиленных загробных молитв родителей, и, несмотря на их веру и благочестие, их одежда была очернена грехами их сына.

Однако родителей следует предостеречь и от глубокого смущения и отчаяния при неправедной жизни их взрослых детей. Об этом так пишет старец Амвросий Оптинский одной матери, скорбящей о неверии сына: «Вы сознаете, что во многом сами виноваты, что не умели воспитать сына, как должно. Самоукорение это полезно, но, сознавая вину свою, должно смириться и раскаиваться, а не смущаться и отчаиваться; также не должно очень тревожиться вам мыслью, будто вы одна являетесь причиною теперешнего положения вашего сына. Это не совсем правда; всякий человек одарен свободною волею, и сам за себя более и должен будет отвечать перед Богом».

Если нечестие детей является самым большим несчастием для родителей как в этой жизни, так и в будущей, то, наоборот, благочестие их является счастьем в этой и залогом спасения для них в будущей жизни. Одним из примеров этого является горячая любовь, которую имела к своему отцу игумения Арсения (Усть-Медведицкого монастыря) – подвижница благочестия. Вот как пишет матушка Арсения в одном письме о своем отношении к отцу: «Ты знаешь, как я любила своего батюшку (т. е. родного отца): я любила его больше всех и всего на свете. Я молилась за него первого, когда подходила прикладываться к чудотворным иконам и мощам, когда дома подходила к образам, чтобы им помолиться; я призывала на помощь ему всех угодников, иконам которых молилась. Когда кончала читать Евангелие или Псалтирь, или акафист, я молилась, во-первых, за него».

* * *

Подчеркнем еще раз то, что надо помнить вступающим в брак. Основная задача христианского брака – иметь детей. И не только иметь детей, но и непременно воспитать их как истинных христиан, целью жизни которых было бы отвержение себя и служение от всего сердца Господу, с горячей любовью к Нему.

Это их основное «дело», основное их «строительство», о которых так говорит ап. Павел:

«…Каждый смотри, как строит. Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос… Каждого дело обнаружится… У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем, сам спасется, но так, как бы из огня» (1 Кор. 3. 10–15). Горе, если у родителей дети «сгорят» в безбожии или пороке и в смертных грехах без покаяния…

© А.Н. Новиков, авторский текст, составление, 2004 г.

© Издательство «Сатисъ», оригинал – макет, оформление, 2004 г.

Посвящаю родителям – Николаю и Галине

О новой книге и немного о себе

Как родилась эта книга? Просматривая недавно изданный православный педагогический сборник, я столкнулся с печальной, на мой взгляд, закономерностью: практически все материалы по православному воспитанию начинались с отрицательного посыла примерно следующего содержания: «Мы живем в страшное время!..», или: «Мы живем в постхристианскую эпоху!..», или: «Мы ощущаем приближение катастрофы!..», или: «В условиях нашего времени проблемы семьи обострились до крайности!..», или: «Сегодня преподавание и воспитание становится все более трудным делом!..» и т. п.

Честно говоря, я был обескуражен таким последовательным пессимизмом и задумался: а когда было легко воспитывать детей? Или, скажем так, легче? Может быть, во времена первых христиан? Вряд ли… Во времена гонений Диоклетиана и Нерона? Ну нет… Во времена Крещения Руси? Нет… А, может быть, в «брежневские» времена? Конечно, нет…Так, может быть, во времена расцвета Православия и монашества на Руси? И тут почешешь затылок – кто его знает, может тогдашним родителям тоже было непросто… Да, мир (мiр) сегодня нацелил свое жало на семью, на наших детей – а где в Евангелии сказано, что должно быть иначе? И вообще, где в Евангелии сказано, что нам, православным, намеренным и детей своих увидеть православными, должно быть в этом мире легко? По Евангелию как раз наоборот выходит!

Так почему бы не начать излагать эти несомненно полезные и своевременные мысли о воспитании на жизнеутверждающей ноте, ведь мы – православные (!), а наше Православие – это религия радости и свободы, вера в живое Богообщение и обо́жение, в искупление и Воскресение – так почему же мы должны все это утопить в болоте воспитательной рутины и бытовых проблем?

Я не педагог по профессии, но подумалось, что можно написать о воспитании иначе, в положительном ключе. Вполне естественные сомнения в том, а не будет ли все это обычной графоманией, развеялись, когда стало ясно, что гораздо проще сидеть сложа руки и ждать, когда кто-нибудь напишет на эту тему нечто гениальное, чем написать самому. Получив благословение духовника, взялся за работу. Получилось ли – судить Вам, дорогие читатели.

Форма азбуки, словаря выбрана не случайно: она, на мой взгляд, более живая и конкретная, чем, например, форма рассказа о собственной семье и о воспитании своих детей или форма повествования по темам – «Воспитание дома», «Воспитание в школе», «Воспитание отношений полов» и т. д. Пробуя следовать таким формам изложения, я увидел, что легко впасть в менторство, в формулирование сухих скучных рецептов и, что еще хуже, в слащавое сюсюканье. А этого-то мне как раз и хотелось избежать. Вся книга построена на святоотеческом учении и собственном опыте, без которых, думаю, воспитание невозможно.

А без чего еще оно невозможно? Практика воспитания собственных детей и общения с крестниками позволяет сказать однозначно: воспитание невозможно без любви и терпения, и тысячу раз правы святые отцы, призывающие именно этих даров просить у Господа – ведь как часто нам их не хватает!

О себе: мне 44 года, по образованию – врач, но последние десять лет работаю над православными книгами. Детей двое, они вполне взрослые: сыну – 22, дочке – 16. Удалось ли воспитать их в вере и благочестии – судить не мне. Жена – тоже врач, готовимся к серебряной свадьбе.

Если удалось помочь Вам задуматься, решить хотя бы один Ваш наболевший вопрос, а может быть, утешить и сохранить надежду в трудной ситуации – буду считать свою задачу выполненной, ведь воспитание (пусть даже и православное) – не догма, в каждой семье свои особенности, радости и огорчения.

Огромная благодарность всем, кто помогал мне работать над книгой, особенно – художнику. Если будут вопросы, пожелания – пишите, с радостью отвечу, адрес – в конце книги.

Искренне Ваш Алексей Новиков

Азбука православного воспитания детей

А

Авторитет родительский

«Воспитание детей начинается с самого раннего возраста, когда никакие логические доказательства и предъявления общественных прав вообще невозможны, а между тем без авторитета невозможен воспитатель… Самый смысл авторитета в том и заключается, что он не требует никаких доказательств, что он принимается как несомненное достоинство старшего, как его сила и ценность, видимая, так сказать, простым детским глазом… Те родители, у которых дети «не слушаются”, склонны иногда думать, что авторитет дается от природы, что это – особый талант. Если таланта нет, то и поделать ничего нельзя, остается только позавидовать тому, у кого такой талант есть. Эти родители ошибаются. Авторитет может быть организован в каждой семье, и это даже не очень трудное дело. К сожалению, встречаются родители, которые организуют такой авторитет на ложных основаниях. Они стремятся к тому, чтобы дети их слушались, это составляет их цель. А на самом деле это ошибка. Авторитет и послушание не могут быть целью. Цель может быть только одна: правильное воспитание» (А.С. Макаренко).

Макаренко же предостерегает, что самый страшный сорт ложного авторитета – это авторитет подавления.

«Ребенок подавлен нашим авторитетом, обязанностью быть нам благодарным, уважать нас. Ребенок все это чувствует, но по-другому, по-своему. Ребята уважают тебя за то, что у тебя есть часы, что ты получил письмо с иностранной маркой, что имеешь право носить при себе спички, поздно ложиться спать, подписываешься красными чернилами, что ящик у тебя запирается на ключ, – за то, что ты обладаешь всеми привилегиями взрослых. Намного меньше ребята уважают тебя за образование, в котором всегда усмотрят недостатки: «А вы умеете говорить по-китайски? А считать до миллиарда?” ‹…› Чем больше ты заботишься о поддержании авторитета, тем больше его роняешь; чем ты осторожнее, тем скорее его потеряешь. Если ты только не смешон до последней степени, не абсолютно туп и не стараешься по-дурацки вкрасться в доверие у ребят, заигрывая и делая поблажки, они станут тебя на свой лад уважать» (из книги Я. Корчака «Как любить ребенка»).

(См. Послушание)

Ангел хранитель

«Святая Церковь научает нас, что каждый христианин получает от Бога при святом Крещении святого Ангела хранителя, который, невидимо храня христианина, наставляет его на всякое благое дело в течение всей его жизни, напоминая ему заповеди Божии» (свт. Игнатий (Брянчанинов).

Будем стараться как можно раньше научить ребенка молиться своему Ангелу хранителю. Молитва может быть самая простая, например: «Святый Ангел хранитель, моли Бога о мне».

Антоний, митрополит Сурожский

В миру – Андрей Борисович Блюм – недавно почивший в Бозе иерарх Русской Православной Церкви, родился в 1914 г. в семье сотрудника русской дипломатической службы (мать – сестра композитора А.Н. Скрябина). Раннее детство провел в Персии, где его отец был русским консулом. В 1920 г. семья с трудом добралась до Европы и после нескольких лет скитаний осела в Париже. Будущий митрополит окончил здесь среднюю школу, затем биологический и медицинский факультеты университета. В 1939 г., перед уходом на фронт (в армии был хирургом), тайно произнес монашеские обеты, в 1943 г. был пострижен в мантию с именем Антония. В годы немецкой оккупации – врач в антифашистском движении Сопротивления. После войны, до 1948 г., продолжал медицинскую практику, затем был призван к священству, рукоположен и направлен на пастырское служение в Англию. С 1957 г. – епископ, в 1966 г. возведен в сан митрополита и утвержден в должности Патриаршего Экзарха Западной Европы (обязанности которого исполнял уже с 1963 г.). Освобожден от должности по собственному прошению в 1074 г.; с тех пор полностью посвятил себя пастырскому окормлению все увеличивающейся паствы своей епархии и всех, кто обращался к нему за советом и помощью. Его книги о молитве, о духовной жизни, о проблемах подрастающего поколения, вышедшие на английском, переведены на многие языки мира. Митрополиту Антонию была присвоена степень почетного доктора богословия Абердинского университета – «за проповедь слова Божия и обновление духовной жизни в стране» и Московской Духовной Академии – за совокупность научно-богословских, пастырских и проповеднических трудов.

Книги митрополита Антония («О встрече», «Войду в дом Твой», «Таинство любви – беседа о христианском браке», «О молитве» и мн. др.) – настоящая сокровищница православного педагогического опыта.

Архив семейный

Собрание писем, фотографий, видеозаписей, рисунков, газетных вырезок, дневников и других памятных и дорогих сердцу вещей, принадлежащих членам семьи: прабабушкам и прадедушкам, бабушкам и дедушкам, мамам и папам и, конечно, детям. В том или ином виде такой архив наверняка есть почти в каждой семье. Он имеет огромное воспитательное значение, являя собой материальное воплощение связи поколений. Возможно, семейный архив находится в беспорядке, тогда необходимо найти время упорядочить его (если возраст детей подходящий – это можно сделать вместе с детьми), выделить для его хранения особое место (полку в шкафу, ящик в столе, коробку). А как хорошо в дни семейных праздников (годовщина венчания, именины) или просто вечерком собраться всем и, перебирая пожелтевшие фотографии или неумелые, такие милые детские рисунки, повспоминать о прошлом, близком и далеком. А прошлое нам забывать никак нельзя!

Аскеза

Подчинение плоти духу с целью очищения души от страстей. Порой мы, недавно пришедшие к вере и к Церкви родители, почерпнув в православной литературе многоразличные сведения об аскетических подвигах, необдуманно стремимся воплотить их в жизнь, волей-неволей вовлекая в это своих детей. «Чтобы непременно спастись, будем молиться – так уж молиться (полностью вычитывая все правила и последования), поститься – так уж поститься (хлеб и вода, и, не дай Бог, молоко или конфеты!)», – думаем мы, забывая об особенностях возраста и возможностях своих чад. На таком самочинном пути возможно полное фиаско: мы не только сами приходим в уныние от невыполнимости поставленных целей, но и дети наши постепенно теряют всякую охоту к молитве, интерес к церковной службе и прочим благочестивым занятиям. Не следует, однако, думать, что аскеза прилична только монахам и умудренным опытом, пожившим людям. Все хорошо в меру; умеренность святые отцы называли «золотым» или «царским» путем. Избежать заблуждений в начале пути, определить приоритеты и меру того или иного аскетического делания помогут советы духовника.

(См. Режим)

Ассоцация холододинамики

Псевдонаучная система, по сути являющаяся сектой, активно внедряющаяся в систему школьного образования и пытающаяся обучить наших детей приемам самогипноза. Сотрудники ее открыто объявляют себя духовными последователями Штайнера (см. Вальдорфская педагогика), суммируя с антропософией мощные психотерапевтические методики, приводящие к зомбированию, другими словами – к одержимости.

Атеизм воспитателя

Велика вероятность, что рано или поздно мы услышим от своего ребенка примерно следующее: «А нам на уроке (биологии, физики, истории, литературы и т. д.) сказали, что Бога нет!» Без паники! Во-первых, очень хорошо то, что наш ребенок делится с нами происходящим в школе, ему не безразлично наше мнение по этому поводу, он ищет у нас поддержки. Если бы он промолчал, было бы гораздо хуже. Во-вторых, нужно понять, что́ это – брошенная вскользь фраза из контекста или целенаправленный атеистический прием, могущий иметь продолжение и последствия? Мимолетные эпизоды с Божией помощью быстро забываются, а в случае, если учитель – воинствующий атеист, не стоит сразу бежать в школу «разбираться» – можно «наломать дров». Лучше попробовать потрудиться: объяснить ребенку, что учитель-то – хороший, и предмет преподает интересно и увлекательно, а то, что Бога для него нет, так это – его несчастье, беда, и его только пожалеть надо, потому что жить без Бога – это все равно, что жить без папы и без мамы, и даже еще хуже. Вообще же стоит всемерно поддерживать у детей авторитет учителей, ведь дети гораздо легче подмечают их недостатки (и как преподавателя, и как человека), нежели достоинства. Найдем же сами и поможем ребенку увидеть эти достоинства в педагоге, и многие «острые углы», в том числе и атеизм или религиозная всеядность (а последнее зачастую хуже первого), сгладятся, будем же великодушны и правильно расставим акценты. В затруднительных ситуациях посоветуемся с духовником.

Б

Бабушка

По традиции – воспитатель внуков, носительница жизненного и педагогического опыта. Счастливы те родители, в семьях которых эта традиция сохраняется хотя бы отчасти и маленькие дети которых находятся на попечении верующей бабушки, чу́дной, ласковой, доброй и одновременно, когда надо, – строгой, бабушки-сказочницы. Чаще всего именно благодаря бабушкам дети в семье получают основы православного воспитания и вырастают, несмотря на последующие жизненные невзгоды и неизбежные искушения, верующими людьми. К сожалению, не только современные родители «с головой» поглощены заботами о хлебе насущном, но и современные бабушки «до последнего» стараются работать, чтобы как-то обеспечить прибавку к скудной пенсии. По этой причине дети недополучают необходимого внимания и примера опытных верующих наставниц. Возможно, в ряде случаев нам стоит подумать, как разгрузить бабушку, чтобы та смогла уделить больше времени внукам. Бывает, правда, что от избытка добрых чувств к внукам бабушки начинают их баловать, и уж, что совсем плохо – развращать, потакая, в буквальном смысле, во всем (иногда это случается, если бабушка осознает, что в свое время была слишком строга со своими детьми). Не случайно многие дети платят бабушкам глубокой и искренней привязанностью. Крен в доброту, хотя и создающий известные трудности в процессе семейного воспитания, всегда находит отзвук в детском сердце, привносит в жизнь ребенка избыток тепла, мудрой доброты, человечности. Часто бывает, что прокурор – родители, а адвокат – бабушка.

(См. Внуков воспитание, Поколения воспитателей, Потворство)

Бедность

Многие из нас сегодня в прямом смысле бедны. И, наверное, не многие в этой бедности виноваты сами. Дети из бедных (или как сейчас принято «культурно» говорить – малообеспеченных) семей, не имея зачастую должной духовной подготовки и крепости, часто чувствуют себя униженно в окружении более обеспеченных сверстников, а порой терпят от них разные унижения и оскорбления. Как объяснить подросшему чаду, что еще одну зиму придется походить в старой куртке или в старых ботинках? Может быть, «извернуться» в очередной раз, и, отложив насущные покупки и платежи, все-таки ублажить ребенка? Можно, конечно, но это не самое главное. Главным будет формирование у себя и у детей правильного, православного отношения к существующему положению. Наше дело – трудиться, а делает этот труд нас богатыми или оставляет бедными, решает Господь, Который все, что происходит с нами, направляет только к нашему благу. И бедность, по Евангелию, – удобнейший путь спасения. И тут многое будет зависеть от нашего умения переносить жизненные невзгоды, создать в семье бодрое и единодушное настроение. Недостаточно материальных благ? – Но никто не лишит нас духовной радости и свободы, которых не имеют обеспеченные, но неверующие люди. Наше богатство несоизмеримо больше и ценнее тех благ, которые дает материальный мир, мир вещей и покупок.

(См. Богатство, Деньги карманные)

«Белая ворона»

Иногда наш ребенок с его неуклюжим и лобовым проявлением церковности выглядит «белой вороной». Все идут на дискотеку – он с нами на всенощную; все едят в школьной «столовке» йогурт и сосиски – наш не ест, так как сейчас пост; все собрались в кружок послушать новый анекдот – наш стоит в сторонке, все решили прогулять нелюбимый урок – наш остается и т. п. С одной стороны – это хорошо, так и должно быть, если дитя наше с Божьей помощью вступило на «узкий путь», но с другой – плохо, если оно станет изгоем и предметом постоянных издевок и насмешек, на которые дети – большие мастера. Мы должны помнить, что главные проявления нашей веры и воцерковленности – внутренние, а внешние – второстепенные, к тому же часто бывающие простой показухой. Многие святые отцы советовали щадить чувства окружающих неверующих людей, скрывая свои достижения и дарования. Этот совет – для взрослых, так тем более надо щадить детей, и своих, верующих, и чужих, неверующих! Нам надо постоянно, исподволь, наблюдать за ребенком, стараясь, чтобы его благочестие было умеренным и ни в коем случае не показным, и чтобы его не «заклевали». Некоторые вопросы следует согласовать с духовником, например: открыто молиться перед едой в школьной столовой или можно помолиться про себя, спускаясь на обед по лестнице; или: возможно ли послабление поста в школе, а дома (в компенсацию этому) – наоборот, бо́льшая строгость. Основная же мысль, которую наше чадо должно усвоить – что и его неверующие одноклассники тоже достойны уважения, хотя и подтрунивают над ним, потому что и они, как и все люди, носят на себе образ Божий, хотя и несколько поврежденный. Видя, что у ребенка непросто складываются отношения в школе, усилим молитву за него.

Беседы

Бесспорно, что воспитание, педагогика – это, прежде всего, практика, действие, поступки, личный пример, и уж потом – слова. Однако, всегда надо найти время побеседовать с ребенком. О чем, когда, как часто – это уже зависит и от возраста, и от характера, и от ситуации в семье и в школе. Либо это шутливый обмен впечатлениями от нового мультфильма, либо это серьезная беседа об успеваемости – не важно, важно, чтобы беседа была по возможности «на равных» и обязательно в мирных, дружеских тонах. Разговаривая с ребенком, деликатно выясняя его проблемы и заботы, помогая совместно выработать решение трудных вопросов, мы укрепляем любовь Христову, основу семейных отношений. Бывает, ребенок замыкается, не хочет делиться с нами школьными и другими новостями, отделывается отговоркой: «все нормально». Не будем напирать на него и навязываться со своими вопросами – пройдет немного времени, настроение изменится и можно будет спокойно и с пользой поговорить. Будем исподволь учить ребенка быть правдивым в своих рассказах, быть хозяином своему слову, уметь им пользоваться, правильно строить фразы и выговаривать слова – все это имеет огромное значение для его будущего.

Бесстрашие

Православие отнюдь не сродни забитости и безответности. Безусловно, не будем поощрять агрессию и безрассудство, столь свойственные подросткам, но наш ребенок должен уметь постоять за себя, преодолеть свой страх перед неожиданным препятствием, и мы должны помочь ему в этом. Будем с малолетства укреплять в нем веру в то, что он – не один, что с ним всегда Господь, и Пресвятая Богородица, и Ангел хранитель, и что помощь Божия оставляет нас только тогда, когда мы сами отказываемся от нее, совершая дурные поступки. Выучим вместе с ним наизусть молитвы его небесному покровителю, «Отче наш», «Богородице Дево, радуйся», «Да воскреснет Бог», 90-й псалом (конечно, в меру возраста). Пусть ребенок всегда помнит, что в опасности нужно, не теряя времени, помолиться. Надежда на помощь Божию укрепит наше дитя в опасности. Воспитанию бесстрашия поможет и так нелюбимое многими «физвоспитание»: дополнительные (к школьным) занятия физкультурой, утренняя зарядка, утренние пробежки, купания, занятия плаванием в бассейне, туристические походы («выходного дня» и многодневные, с палаткой). Постараемся найти время для всех этих занятий вместе с детьми. Одно дело – просто заставлять ребенка делать зарядку или отправить его в поход с классом, и совсем другое – делать ее вместе с ним или самим собрать рюкзак и тоже пойти в поход.

У маленьких детей безобидные ссоры и драки возникают частенько, но чем старше делается наш ребенок, тем больше внимания мы должны уделять воспитанию в нем сдержанности, достоинства, умения уважать другого человека, видеть в нем образ Божий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *