Православное забайкалье

В настоящее время имеется большое количество исследований, посвященных памятникам архитектуры в городах Сибири, таких как Новониколаевск, Томск, Омск, Красноярск, Иркутск и др. Однако архитектурные памятники г. Читы до сих пор остаются крайне малоизученными. Единственная работа, охватившая все памятники архитектуры Читы – «Энциклопедия Забайкалья», однако информация там дана в основном с исторической и краеведческой точек зрения .

В Чите сохранилось большое количество каменных и деревянных построек. Особенно интересными являются постройки из кирпича конца XIX – начала XX в. Считается, что кирпичные здания, возведенные в этот период, отличаются особой красотой. Всего в Чите в период конца XIX – начала XX в. из кирпича было возведено больше сотни жилых домов и усадеб, порядка трех десятков торговых и доходных домов, ведомственных зданий и сооружений, общественных зданий, культовых сооружений. Большая часть зданий сохранена, но есть и утраченные.

Самым значительным, но малоизученным является утраченный кафедральный собор во имя святого благоверного великого князя Александра Невского. В 1936 г. собор был разрушен путем подрыва. Информации о кафедральном соборе сохранилось крайне мало, до сих пор остается неизвестен автор проекта (ил. 1).

А.Г. Туманик в своей монографии «Архитектура православных кафедральных храмов Российской империи XIX – начала XX века» повествует о том, что кафедральный собор в Чите был возведен в технике смешанной «римской» (кирпично-каменной) кладки, структурой и стилистикой в целом соответствовал «византийской» линии в национальном направлении русской архитектурно-художественной эклектики, открытой архитектором К.А. Тоном . Упоминает о существовавшем соборе в Чите и Ю.Р. Савельев в своей книге «Византийский стиль в архитектуре России» .

В Государственном архиве Забайкальского края нам удалось найти «Клировую ведомость Градо-Читинского Александра Невского кафедрального собора за 1920 год» с описью имущества и описанием кафедрального собора, включая интерьер. В описи перечислена церковная утварь, а также планы собора и планы церковных земель, чертежи собора в архиве до сих пор не были найдены. В описании собора помимо внешнего облика указаны основные размеры, внутри длина собора составляла 20 сажень, ширина – 8 сажень 2 аршина. Что касается внешнего убранства собора, достаточно подробно дано описание алтаря, предалтарного иконостаса, икон в приделах.

Из культовых каменных построек рассматриваемого в данной статье периода в г. Чите сохранилась синагога 1907 года постройки. Автором первого проекта (1903 г.) был областной архитектор Г.В. Никитин, но окончательный проект был разработан инженером Я. Родюковым. Здание трехэтажное с цокольным этажом, размеры в плане – 49,6×23,15 м. Стиль здания – эклектика (ил. 2).

Ил. 2. Слева – проект синагоги в Чите; 2 – справа вверху – фото еврейской синагоги в Чите с открытки; справа внизу – фото синагоги в Чите, 2016 г.

Не менее ярким примером, показывающим степень развития архитектуры в провинции в период модерна и эклектики, является здание пожарного управления (ил. 3) – двухэтажное здание из красного кирпича, выполненное по проекту техника В. Имшенеского и архитектора Ф. Пономарева. Данное строение стало одним из первых кирпичных зданий пожарной команды в Забайкалье. Согласно изначальному проекту, главный фасад здания представлен симметричной композицией, центром которой являлась каланча. Но затем проект переработали и каланча была перенесена на пересечение улиц, а само здание стало иметь угловую композицию почти без потери симметричности. Первый этаж здания выложен кладкой «под руст», а второй этаж визуально отделен кладкой из кирпича темного и светлого оттенков. Сама же каланча, выше здания, имеет более светлую кирпичную кладку, завершением которой служит восьмигранная башня со смотровой площадкой, крытой зонтиком. Кровля башни украшена пинаклем и ажурными кронштейнами .

Ил. 3. Здание пожарной команды в Забайкалье

Еще одной интересной находкой в Государственном архиве Забайкальского края являются «Дела Читинской Городской Управы о постройке доходных городских домов» . В документах представлены заявления о постройке доходных домов в г. Чите. Эти дела представляют ценность лишь с исторической точки зрения, наша цель заключалась в том, чтобы раскрыть архитектуроведческую сторону памятников архитектуры г. Читы.

Ил. 4. Доходные дома на карте центральной части г. Читы

Далее нами было проведено натурное обследование и фотофиксация сохранившихся кирпичных доходных домов, таких как доходный дом М.А. Бергута, доходный дом Г.В. Онучина, доходный дом Забайкальского казачьего войска, доходный дом В.В. Хлыновского, доходный дом Н.М. Труфанова, доходный дом А.Е. Духая (ил. 4). Данные здания оказались весьма интересными с архитектуроведческой стороны, так как они строились из кирпича в стиле эклектика в один исторический период, но главная особенность заключалась в том, что, несмотря на один стиль, визуально все дома абсолютно разные. Продолжив поиск в архиве, удалось найти информацию о двух доходных домах.

Первым документом являлось «Дело по ходатайству Итальянского подданного Луиджи Амверстона Мина о разрешении ему открыть в г. Чите в доме Г.В. Онучина кинематограф» , в деле представлены заявление об открытии кинематографа от Л.А. Мина, а также приложены чертежи с масштабной линейкой в саженях (ил. 5).

Ил. 5. Дело по ходатайству итальянского подданного Луиджи Амверстона Мина о разрешении ему открыть в г. Чите в доме Г.В. Онучина кинематограф. Источник: ГАЗК. Оп 1. Д. 568

Второй документ – «Списки национализированных и муниципализированных строений», в них были обнаружены планы доходного дома казачьего войска, а также его расположение на площади Свободы, с масштабной линейкой в метрах (ил. 6).

Ил. 6. Слева вверху – современное фото доходного дома казачьего войска; слева внизу – доходный дом казачьего войска (фото с открытки); справа – план доходного дома казачьего войска. Источник: ГАЗК. Р 474. Оп. 1. Д. 257

По остальным домам информации в архиве пока не найдено. Но сохранились исторические фотографии, по которым легко определить, как изменились здания со времен их постройки. Интересным в этом плане является доходный дом В.В. Хлыновского (ил. 7). Главный фасад доходного дома венчался тремя куполами: 2 невысоких купола и средний, высокий купол с крестом. Позднее купола были разобраны и достроен третий этаж. В настоящее время крыша дома плоская.

Ил. 7. Вверху – доходный дом В.В. Хлыновского (первоначальный вид, после надстройки третьего этажа); внизу справа – фото с открытки; внизу слева – доходный дом В.В. Хлыновского, 2017 г.

По предположениям историка Центра охраны и сохранения объектов культурного наследия Забайкальского края В.В. Бардаковой, в свое время доходные дома являлись частными постройками, так как строились на средства купцов и золотопромышленников, поэтому их проекты, скорее всего, хранились у владельцев данных строений, по этой причине в архивах мало информации. В связи с этим особую актуальность представляет исследовательская работа по изучению представленного архитектурного материала. Результаты работы в дальнейшем могут послужить научной базой для проведения научно-обоснованных реставраций и реконструкций памятников архитектуры, а следовательно, и для сохранения историко-культурного наследия.

Мы считаем, что также важно пополнить архитектуроведческую отрасль знаний по утраченному кафедральному собору во имя святого благоверного великого князя Александра Невского путем комплексного анализа источников и документов. В результате проведенной работы планируется сделать проект воссоздания архитектурного образа кафедрального собора методом 3D-моделирования.

Библиографический список

BRICK MONUMENTS OF ARCHITECTURE, CONSTRUCTED IN THE WASTE IN THE MODERN AND EQUILIC PERIOD (late XIX — early XX centuries)

Leonteva K.A. , Master of Arts

Radziukevich A.B., Candidate of Architecture, Associate Professor

Епископ Димитрий (Елисеев)

Димитрий (Елисеев) (род. 1961), митрополит Читинский и Петровск-Забайкальский, глава Забайкальской митрополии, временный управляющий Нерчинской епархией

В миру Елисеев Виталий Викторович, родился 1 ноября 1961 года в городе Солнок (Венгрия) в семье военнослужащего.

В 1978 году окончил среднюю школу №2 посёлка Кубинка Одинцовского района Московской области.

В 1983 году окончил Киевское высшее танковое инженерное училище. В 1983-1997 годы проходил службу на различных должностях в Забайкальском военном округе, последняя должность — офицер штаба Забайкальского военного округа (ЗабВО), имеет воинское звание — майор.

15 декабря 1997 года начал работу в Читинской епархии на должности личного секретаря управляющего епархией епископа Иннокентия (Васильева).

В 1998 году окончил пастырские курсы при Читинском епархиальном управлении.

8 марта 1998 года рукоположен в сан диакона в Воскресенском храме города Читы епископом Читинским и Забайкальским Иннокентием (Васильевым), 10 мая — в сан иерея.

11 мая 1998 года назначен настоятелем Преображенского храма города Читы.

15 сентября 1999 года назначен благочинным Читинского округа, 6 ноября 1999 года назначен исполняющим обязанности секретаря Читинской епархии.

6 декабря 2001 года пострижен в монашество с наречением имени в честь святителя Димитрия, митрополита Ростовского. Постриг в Читинском Преображенском храме совершил епископ Читинский и Забайкальский Евстафий (Евдокимов).

12 июля 2002 года назначен духовником священнослужителей и монашествующих Читинской епархии.

22 мая 2003 года назначен войсковым священником Забайкальского казачьего войска.

6 апреля 2004 года возведён в сан игумена епископом Читинским Евстафием.

В 2004-2014 годы — духовник православной гимназии имени святителя Иннокентия Иркутского.

Участвовал в Поместном Соборе 27-29 января 2009 года.

4 мая 2009 года назначен настоятелем Никольского храма посёлка Агинское, Димитриевского храма посёлка Ясногорск, Михаило-Архангельского храма посёлка Новоорловск, Князе-Владимирского храма посёлка Могойтуй, Никольского храма посёлка Оловянная, Иоанно-Предтеченского храма села Нижний Цасучей с окормлением всех приходов Агинского, Могойтуйского, Оловяннинского и Ононского районов Забайкальского края.

С 25 октября 2009 года — член епархиального совета Читинской епархии.

24 августа 2010 года назначен благочинным Читинского округа Читинской и Краснокаменской епархии, наместником Успенского мужского монастыря посёлка Молоковка , настоятелем прихода храма Преображения Господня города Читы.

1 сентября 2010 года назначен войсковым священником Забайкальского войскового казачьего общества, включён в состав коллегии войсковых священников при Синодальном комитете по взаимодействию с казачеством. Имеет звание войскового старшины ЗВКО.

1 декабря 2010 года назначен ответственным за работу с Вооруженными силами и правоохранительными органами в Читинской епархии. Проводил духовно-просветительскую работу среди воинов и казаков.

С 2010 года — член Общественного совета при УМВД России по Забайкальскому краю, член Общественного совета при Управлении внутренних дел на транспорте по Забайкальскому краю.

В 2011 году окончил заочный сектор Московской духовной семинарии.

31 мая 2012 года распоряжением полномочного представителя Президента РФ в Сибирском федеральном округе В.А. Толоконского присвоено звание войскового старшины Забайкальского войскового казачьего общества.

22 февраля 2013 года назначен руководителем епархиального отдела религиозного образования и катехизации.

С 2013 года по ходатайству губернатора Забайкальского края К.К. Ильковского включён в состав Общественной палаты Забайкальского края в качестве члена комиссии по вопросам культуры, нравственности, межэтнических отношений и межконфессиональному диалогу.

14 марта 2014 года назначен настоятелем прихода храма свт. Иннокентия, митрополита Московского, 16 мая — благочинным Читинского округа, 16 июня — председателем епархиальной комиссии по разбору проблем на приходах и в монастырях, 5 октября — благочинным 2-го Читинского городского округа, заместителем председателя аттестационной комиссии по рассмотрению кандидатов для рукоположения в священный сан и руководителем информационно-издательского отдела Читинской и Краснокаменской епархии.

25 декабря 2014 года решением Священного Синода избран на новоучрежденную Нерчинскую кафедру. 4 января 2015 года возведён в сан архимандрита в Казанском кафедральном соборе города Читы епископом Читинским и Петровск-Забайкальским Владимиром (Самохиным). 18 января был наречён во Владимирском крестовом храме патриаршей резиденции в Чистом переулке, а 22 февраля того же года в Московском соборном храме Христа Спасителя — рукоположен во епископа Нерчинского и Краснокаменского .

3 июня 2016 года был также назначен временно управляющим Читинской епархией .

27 декабря 2016 года назначен епископом Читинским и Петровск-Забайкальским, главой Забайкальской митрополии с поручением ему временного управления Нерчинской епархией . Временно управлял Нерчинской кафедрой до 18 июня 2017 года.

3 января 2017 года возведен в сан митрополита в Успенском соборе Московского Кремля патриархом Кириллом.

4 апреля 2019 года ему было снова вверено временное управление Нерчинской епархией .

Сочинения

  • «Слово при наречении во епископа Нерчинского и Краснокаменского», официальный сайт Московского Патриархата, 18 января 2015:

Награды

  • набедренник
  • камилавка
  • наперсный крест
  • палица

Использованные материалы

  • Биография на официальном сайте Московского Патриархата:
  • Биография на официальном сайте — «Общественная Палата Забайкальского края»:

В биографии на официальном сайте — «Общественная Палата Забайкальского края» () — 13 сентября.

В биографии на официальном сайте — «Общественная Палата Забайкальского края» () — с 23 октября.

В биографии на официальном сайте — «Общественная Палата Забайкальского края» () — являлся наместником монастыря, с начала его становления в 2005 году (без точной даты).

В биографии на официальном сайте — «Общественная Палата Забайкальского края» () — с 2000 года (без точной даты).

«Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Димитрию (Елисееву), епископу Нерчинскому и Краснокаменскому», официальный сайт Русской Православной Церкви, 22 февраля 2015,

«Журнал № 36», ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода от 3 июня 2016 года, официальный сайт Русской Православной Церкви, 3 июня 2016,

Журнал заседания Священного Синода № 115 от 27 декабря 2016 года —

«ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода от 4 апреля 2019 года», официальный сайт Русской Православной Церкви, 4 апреля 2019,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *