Православные буряты

Москва. 8 апреля. INTERFAX.RU — Власти Бурятии попросили исключить из программы «Дальневосточный гектар» 750 священных мест, расположенных на территории региона; данные об этих объектах направлены в Росреестр, сообщает пресс-служба правительства республики.

Речь идет, в частности, о сакральных камнях «Янжима» и «Буха-Шулуун» в Баргузинском районе и самой большой в России буддийской ступы Субарга Джарун Хашор в Кижингинском районе.

Федеральный закон о «дальневосточном гектаре» вступил в силу 1 июня 2016 года. Согласно закону, земельный участок предоставляется на пять лет на основании договора безвозмездного пользования. По истечении пяти лет участок можно арендовать или получить в собственность. Участок земли может получить не только житель Дальнего Востока, но и любой россиянин, который готов к переезду и работе на нем.

В дальнейшем из-под действия программы «Дальневосточный гектар» хотят вывести город Улан-Удэ и двадцатикилометровую буферную зону вокруг него.

Кроме того, из закона о «дальневосточном гектаре» хотят исключить предоставление участков в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории.

Минувшей осенью указом президента России Бурятия и Забайкальский край были переданы из состава Сибирского федерального округа в состав Дальневосточного федерального округа. Вслед за этим началось расширение программы «Дальневосточного гектара» на новые субъекты.

Программа «Дальневосточный гектар» стартует на территории Бурятии 1 июля 2019 года — с этой даты бесплатно выбрать и получить в пользование земельный участок смогут только жители Бурятии. С 1 февраля 2020 года право выбрать землю в республике появится у всех жителей Дальнего Востока, с 1 августа 2020 года — у всех россиян.

В начале 1648 г. монгольский хан Цысан, ставка которого располагалась около реки Керулен, а поданные кочевали на территориях северной Монголии и Забайкалья, отправил в Москву к Русскому царю посольство во главе со своим помощником Седиком. Целью посольства было просить русского царя принять хана и его народ в подданство России. Прибывшие к царю Алексию Михайловичу монгольские посланники были приняты с большим почетом и долгое время гостили в Москве и других городах. Ответное посольство, возглавляемое Тобольским боярином Ерофеем Заболоцким, было отправлено в Монголию с ответом согласия русского царя о принятии в подданство. Переплыв через Байкал, Ерофей Заболоцкий с товарищами, а также монгольский посол Седик со спутниками, остановившись в заливе Прорва и отправив в ставку к хану казаков за подводами, стали ждать их возвращения. 7 октября 1650 г. Ерофей Заболоцкий, его сын Кирилл, подьячий Василий Чаплин, казаки Василий Бессонов, Терентий Соснин, Яков Скороходов и Афанасий Сергеев, и промышленный человек Сергей Михайлов вышли из судна-дощаника и отошли от берега сажен на сто, развели огонь и грелись. Их товарищи остались на судне охранять государеву казну. Неожиданно на гревшихся у костра налетело около ста мунгальских разбойников, и несчастные российские посланники, не успев схватиться за оружие, были убиты и ограблены. Напавшие хотели захватить судно, надеясь на богатую добычу. Но казаки с корабля начали отстреливаться из огнестрельного оружия и отогнали грабителей. Тела убитых были погребены на холме, причем отец и сын Заболоцкие в одной могиле. Так погибли члены первого российского посольства в Монголию, пришедшие в эти земли для установления дружеских взаимоотношений между русским и монгольским народами. Но их гибель все же не была напрасной. Она явилась причиной возникновения здесь Посольского монастыря и его села, а главное — значительно ускорила процесс освоения Россией Забайкалья.

Царь Алексей Михайлович болезненно воспринял донесение об убийстве членов его посольства на берегах Байкала. Им было принято решение отправить отряд казаков во главе с енисейским боярином Петром Бекетовым, для строительства острожных крепостей в Забайкалье. И при этом Бекетову было заповедано «приводить здешних людей под государеву царскую высокую руку, и привет к ним и ласку держать…». До этой экспедиции Петр Бекетов уже ходил с отрядами в Якутию, на север Забайкалья, к Охотскому побережью. И вот теперь, как и все русские первопроходцы, шедшие в новые земли для расширения границ России для славы ее и просвещения местных народов светом православной веры, Бекетов направился на восток и пересек Байкал.

Осенью 1652 г. самый крупный за историю 17 в. казачий отряд первопроходцев в 300 человек на тридцати суднах-дощаниках высадился в заливе Прорва близ места захоронения убиенных послов. Бекетов планировал после высадки дойти до устья Селенги и там основать острог. Но отсутствие строевого леса в том месте и некоторые другие причины помешали исполнить этот план. Из-за неясности дальнейшего пути и приближения холодов было принято решение зазимовать в Прорве, заложив здесь острожное поселение. В своих сообщениях енисейскому воеводе Петр Бекетов называл его «острожком» и «новым государевым зимовьем на Усть-Прорве реке», как тогда называлась река Большая Речка. Острожек явился первым пунктом этой экспедиции первопроходцев. Перезимовав, ранней весной 1653 г., отряд казаков ушел на восток и основал город Читу и несколько острогов, закрепивших за Россией территорию Забайкалья. Православная часовня над могилами убиенных послов и жилища, поставленные казаками, использовались три десятилетия приплывавшими сюда рыбопромышленниками, а затем перешли в собственность Посольской обители. Таким образом, 350 лет назад было положено начало Российского Забайкалья.

В 1681 г. Поместный Собор Русской Православной Церкви под председательством царя Феодора Алексеевича и патриарха Иоакима принял решение об отправке в Забайкалье Даурской духовной миссии во главе с игуменом Феодосием и иеромонахом Макарием для просвещения моногльских народов светом православной веры и поддержания ее в русских переселенцах. От Собора миссия получила такое наставление: «Приехав в Даурию, в Селенгинске и других городах и острогах приглашать всяких иноверцев к христианской вере православной, поучать со всем тщанием и ревностью из Божественного Писания и крестить. Опасаться, чтобы какими-нибудь строптивыми словами не отдалить иноверцев от святого дела». В этом же году, прибыв в Забайкалье, члены миссии основали Селенгинский Свято-Троицкий мужской монастырь и в память убиенных послов — Николаевскую Пустынь на Посольском мысу. В дальнейшем эта пустынь была преобразована в Спасо-Преображенский Посольский монастырь.

В течение почти 150 лет монастырь являлся не только важнейшим духовным, но и административным центром Забайкалья. Первые десятилетия обитель с ее оградой так же выполняла функции зашиты русских переселенцев от воинствующих монгольских племен. Удачное расположение близ залива Прорва, удобного для отстоя судов, уже в 17 в. превратило Посольский монастырь с его портом и селом, в ворота России в Азиатско-Тихоокеанский регион. Из Прибайкалья в Забайкалье, Приамурье, на Дальний Восток, а так же Китай, Монголию и обратно через порт монастыря направлялись многие, в том числе известные государственные и общественные деятели, военные, люди науки и культуры, купцы и крестьяне. В летнее и зимнее обитель являлась странноприимницей для людей всех чинов и званий. Обеспечивала их жильем и питанием во время вынужденных остановок из-за непогоды. С 1689 г. через Посольское пролегал знаменитый Чайный путь, по которому из России в Китай направлялись купеческие караваны.

Спасо-Преображенский монастырь был объектом особого миссионерского служения, многие десятилетия связанный с российской духовной миссией в Пекине, а в конце 19 в. ставший резиденцией начальника Забайкальской духовной миссии. Это было местом посещения всех посольств России в Китай и Монголию, встреч с дипломатами этих стран до конца 18 в., а так же опорный пункт академических экспедиций по изучению Байкала и прилегающих к нему территорий. Село Посольское служило началом почтово-купеческого сообщения России до границы с Китаем. Таким образом, село Посольское с его монастырем внесло серьезный вклад в дело освоения Россией земель, лежащих за Байкалом, и приобщения коренных жителей к православию, формированию дружеских отношений между народами.

История монастыря и его села особо связана с дипломатическими отношениями России с Китаем и Монголией. Обитель с некрополем убиенных членов посольства при ее стенах была особо посещаема первыми российскими послами в эти государства. Еще в 1675 г. место захоронения Ерофея Заболотского и его товарищей посетил для молитвенного их поминания первый российский посол в Китай Николай Гаврилович Спафарий (Милеску). В 1687 г. в монастыре некоторое время находилась вторая посольская миссия в Китай во главе с боярином, великим и полномочным послом России Феодором Алексеевичем Головиным со временем ставшим ближним сотрудником Петра I и главным руководителем российской внешней политики. Прибывавшие к Феодору Головину китайские послы принимались им в Посольской обители. В 1693 г. здесь побывал третий посол в Китайское государство Избранд Эберхард Идес. Летописцы зафиксировали посещение монастыря в начале 18 в. также посольствами Льва Васильевича Измайлова и Саввы Лукича Владиславовича-Рагузинского, основателя Кяхты, подписавшего в 1728 г. знаменитый русско-китайский Буринский или Кяхтинский договор.

Дипломатический задания Петра I выполнял и главный ктитор обители того времени, комиссар торговых караванов Григорий Афанасьевич Осколков, который в 1712 г. добился разрешения китайского императора об отправке в Пекин постоянной Русской духовной миссии. Эта миссия кроме своего официального назначения в течение почти 200 лет уделяла особое внимание вопросам дипломатического характера, что усугублялось недопущением нахождения в Китае посольских представительств большинства государств. Несколько настоятелей монастыря в период с 1734 г. по 1764 г. были руководителями этой миссии, а многие иеромонахи – ее членами. На содержании обители находилась Иркутская школа китайского и монгольского языков, готовящая переводчиков и миссионеров для этих стран. Иркутские власти несколько десятилетий использовали монастырь как место дипломатических встреч с послами из Китая и Монголии. Воспоминания о селе Посольское и монастыре оставили академик Мессершмидт, первый российский ученый в 1723 г. посетивший Байкал. Также изучавшие озеро в 18 в. академики Миллер и Гмелин, академик Лаксман, в 70-е г.г. академики Паллас и Георги оставили заметки о монастыре. Описание места захоронения послов при стенах монастыря в 1824 году сделал известный путешественник и публицист Алексей Мартос. Начиная с 1733 г. в течение 4-х лет, капитан-командор Витус Беринг перед вторым своим посещением Камчатки обустраивавший в Забайкалье почтово-купеческое сообщение, имел опорным пунктом Посольскую обитель.

В начале 18 в. село Посольское посещали известный шотландский врач Джон Белл и направлявшийся к калмыцкому хану Аюке цинский посол маньчжур Тумииэня. В 1830-е годы при возвращении из Забайкальской каторги после помилования через Посольское держали путь домой многие декабристы, в том числе семья Анненковых, едва не погибшая при внезапном шторме. Близ монастыря у богатого посольского крестьянина Кыштымова некоторое время проживали братья Бестужевы, оставившие описание обители, ее окрестностей, нравов и быта жителей этих мест. В 1820 г. в обители побывал генерал-губернатор Сибири М.М. Сперанский. В 1719 г. посетил монастырь митрополит Тобольский и Сибирский Филофей (Лещинский). В 1722 г. здесь побывал святитель Иркутский Иннокентий (Кульчицкий). Он еще не раз жил в монастыре в последующие 5 лет своего нахождения в Забайкалье. Именно он дал монастырскому селу название Посольское. В последствие в обитель приезжал святитель Иркутский Софроний (Кристаллевский). А в марте 1868 г. здесь побывал апостол Америки святитель Иннокентий (Вениаминов). Посещали монастырь и другие Иркутские архиереи 18-19 в.в. Со времени основания монастыря залив Прорва превратился в крупнейший морской порт на Байкале. Способствовало этому как отсутствие до начала 19 в. удобных для передвижения и безопасных от разбойных нападений сухопутных путей, так и кратчайшее расстояние от залива до устья реки Ангара, связывающей Байкал с Иркутском. В 1726 г. здесь была заведена постоянная казенная переправа, состоявшая из бота и морской лодки. Чуть позже через порт организовано почтовое сообщение на казенных и частных судах в сопровождении военной команды. В 1735 г. обитель стала начальным пунктом почтово-купеческого сообщения из России до границ Китая. В 1739 г. на верфи порта с использованием лиственного корабельного леса из вотчины Посольского монастыря в деревне Исток началось строительство кораблей, положивших начало государственному флоту на Байкале, реках Ангаре и Селенге. Первый маяк на Байкале был построен именно в Посольском порту. Порт в заливе Прорва действовал до 1839 г., вплоть до упразднения Иркутского Адмиралтейства.

В начале 18 в. во владениях Посольского монастыря находилась территория площадью более 3000 кв.км. с сенными покосами на 2200 копен, 33-мя десятинами пашни. В 1727 г. грамотой Петра I обители определены свободные рыбные промыслы в любом месте Байкальского моря. К середине 18-го века монастырю принадлежали находящиеся на его землях шесть деревень и заимок, в вотчинах обители числились 220 крестьян и вкладчиков. Вся эта собственность сохранялась за монастырем до 1764 г., когда в ходе реформ государство отняло у церкви все ее владения. Эта реформа, значительно ухудшавшая экономическое положение обители, все же не помешала ее восстановлению после пожара в 1769 г. и строительству каменного Спасо-Преображенского собора монастыря. В 1797 г. обители были возвращены сенные покосы и некоторые рыбные ловли на Байкале. Но серьезное изменение в хозяйственной жизни монастыря произошло только в 1866 г., когда ей было в качестве пособия на содержание Забайкальской духовной миссии в вечное владение передано 500 десятин сенокосной и частью пахотной земли, и 7 рыбных статей на реке Селенга. Доход монастыря составлял тогда только от рыбной ловли 6 тысяч рублей золотом в год.

Монастырь, располагая огромным и примерным хозяйством, вызывал интерес у коренных жителей Забайкалья методами его ведения и, привлекая к участию в хозяйственной деятельности, оказывал серьезное влияние на их культуру и быт. При этом решался вопрос приобщения местных народов к Православию.

Миссионерское служение являлось главной задачей Спасо-Преображенского Посольского монастыря, и было направлено на просвещение бурят и тунгусов светом Православной веры, возвращение старообрядцев в лоно Церкви. Во всех местах, где имелись монастырские владения, образовывались целые селения новокрещеных. В 1701 г. была заведена даже особая Кударинская обитель для новокрещеных бурят. Но в 1734 г. Православная миссионерская деятельность в Забайкалье была запрещена правительством России из-за опасения осложнений в отношениях с Китаем. И в период с середины 18 в. до середины 19 в. некоторые попытки осуществления монастырем миссионерского служения не принесли заметных результатов. В 1862 г. в обители была основана резиденция Забайкальской духовной миссии, возглавляемая викарным епископом Вениамином (Благонравовым).

При нем в монастыре было открыто училище с целью подготовки способных мальчиков из бурят к миссионерскому служению с обучением их нескольким языкам народностей, живущих за Байкалом. Выпускниками училища стали будущий благочинный при Агинской Степной думе и переводчик на бурятский язык многих богослужебных книг Алексей Норбоев, священнослужители Николай Гармаев, Василий Тарбаев, Михаил Языков, Григорий Очиров и многие другие, понесшие Христову веру коренным жителям Забайкалья и Дальнего Востока. Преосвященный Вениамин, высоко поставив деятельность миссии, явился и сам одним из виднейших проповедников и православных писателей-публицистов, оставив, кроме того, уникальные историко-краеведческие сведения о Восточной Сибири. После епископа Виниамина возглавляли миссию поочередно епископ Мартиниан (Муратовский) и святитель Мелетий (Якимов), также положивший многие труды в деле благовествования. За период с 1862 г. по 1880 год миссионерами было крещено около 2000 бурят и тунгусов. А в 1878 г. в водах Байкала принял крещения даже перешедший в православие лама-врач маньчжур Тапчин Мангулов, получивший при таинстве имя Владимир и фамилию Байкалов. За это время были возвращены в лоно Церкви также почти 2000 старообрядцев.

К началу 80-х г.г. 19 в. в Забайкалье было организовано более 20 миссионерских станов, управление которыми осуществлялось из монастыря. В 1880 году резиденция Забайкальской духовной миссии была перенесена в областной город Читу. После перенесения Забайкальской духовной миссии в Читу духовная и хозяйственная жизнь обители стала быстро затухать, что привело к началу 90-х г.г. 19 в. к значительному сокращению числа ее насельников. В результате возникла угроза закрытия обители. Церковные власти приняли решение с целью сохранения преобразовать его из мужского монастыря в одноименный женский. В 1900 г. здесь начала действовать женская обитель, по количеству насельниц ставшая одной из самых многочисленных в Забайкалье. Направление хозяйственной деятельности изменилось от рыболовного промысла и сельского хозяйства к свечному производству, освоив которое монастырь обеспечивал все Забайкалье свечами.

Революция отрицательно сказалась на жизни и численности насельниц обители, хотя еще в 1920 г. здесь происходили монашеские постриги. В первые годы советской власти монастырь существовал под видом сельскохозяйственной артели, но к концу 20-х г.г. был закрыт. Монастырский комплекс некоторое время использовался под клуб и школу. В 1936 г. часть деревянных и каменных строений были разобраны и вывезены для постройки Кабанской МТС. В 40-е г.г. Посольский монастырь занимал детский дом Министерства соцобеспечения Бурятской АССР. В 1961 г. его архитектурно — исторический комплекс был отнесен к памятникам федерального значения. В течение длительного времени на территории обители находился стационар для больных детей.

В 1995 г. в Свято-Никольском храме монастыря был образован православный приход. С прибытием на Читинскую кафедру епископа Евстафия в 2000 г. приход был преобразован в монастырь. Началось возрождение монашеской жизни в старейшей обители на берегу Байкала. В ходе археологических изысканий, проведенных летом 2002 г., были определены места захоронения убиенных Царских послов, именно на этом месте возведена Успенская часовня.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *