Православные газеты и журналы

ЖУРНАЛЫ ДУХОВНЫЕ — христианское периодические издания, которые выпускаются церковными учреждениями или с их участием, научными или общественными организациями, фондами, а также частными лицами.

К хурналам духовным, с одной стороны, примыкают церковные и церковно-общественные газеты, листки, бюллетени, отличающиеся в основном формальными признаками (формат, отсутствие обложки и, как правило, более высокая периодичность выхода), а также большей актуальностью публикаций; с другой — непериодические продолжающиеся издания (нумерованные сборники статей, труды и доклады регулярных конференций и т. п.), серийные издания с низкой периодичностью (ежегодники, альманахи), календари, богослужебные указания, регулярные книгоиздательские и книготорговые каталоги.

В Европе и Северной Америке.
Предшественниками повременных христианских изданий были многочисленные религиозные «летучие» листки и брошюры, появившиеся вскоре после изобретения книгопечатания и выпускавшиеся в большом количестве на новых европейских языках и латыни в эпоху Реформации и Контрреформации.

В начале XVII века появились регулярно выходившие и сходно оформленные листки новостей, т. е. газеты. Вскоре после возникновения универсальных по содержанию регулярных научных периодических изданий, «Journal des savants» (издается в Париже с 1665 года) и «Acta eruditorum» (Lpz., 1682-1731 годы), в XVIII веке появились богословские журналы. 1-й из них, «Altes und Neues aus dem Schatz theologischer Wissenschaften», был основан лютеранским пастором В.Э. Лёшером и выходил в Виттенберге (1701 год) и Лейпциге (1702-1720 годы, под заглавием «Unschuldige Nachrichten von alten und neuen theologischen Sachen»). Его преемниками стали «Fortgesetzte Sammlung von alten und neuen theologischen Sachen» (1720-1750 годы) и «Neue Beyträge von alten und neuen theologischen Sachen» (1751-1761 годы) с тематическими приложениями, кумуляциями и указателями, выходившими каждые 10 лет. Вслед за этими изданиями во многих европейских странах в XVIII веке появились богословские, практические (напр., проповеднические), нравоучительные (в т. ч. пиетистские) журналы, а также посвященные новостям церковной жизни отдельных земель. Бурный рост протестантских и католических периодических изданий в Западной Европе происходил на протяжении XIX века. В 70-х годах в Европе и Северной Америке появились специализированные богословские журналы, а также периодические издания рецензий и обзоров богословской литературы.

В XIX веке в Православных Поместных Церквах появились печатные органы церковных учреждений (напр., с 1900 года издавались «Гласник» (Белград) и «Църковен вестник» (София)) и духовно-просветительные журналы, в XX веке — общие и специальные богословские. В настоящее время во многих странах издаются сотни правосл. центральных, епархиальных, монастырских, миссионерских и др. журналы духовные.

В России
XIX — начало XX веков.

В XVIII — начале XIX веков в Западной Европе издавались мистические журналы с отрывками из аскетических, пиетистских, визионерских, масонских сочинений западных писателей. Переводы этих текстов наполняли значительную часть русской духовной литературы, издаваемой гражданским шрифтом в последняя четверть XVIII века и первой четверти XIX века. Первые русские религиозные журналы — «Утренний свет» (СПб., 1777-1779 годы; М., 1779-1780 годы) и «Вечерняя заря» (М., 1782 год) Н.И. Новикова, а также «Сионский вестник» (М., 1806 год, 1817-1818 годы) А.Ф. Лабзина — целиком принадлежали к мистическому направлению.

К христианским журналам духовным могут быть с большим основанием причислены «Беседы с Богом, или Размышления в утренние часы на каждый день года» (М., 1787-1789 годы), издававшиеся под редакцией прот. Иоанна Харламова и состоявшие из переводов с немецкого языка книг К.Х. Штурма и И.Ф. Тиде; «Духовный год жизни христианина» (СПб., 1816 год) и «Вседневное беседование с Богом в утренние часы» (СПб., 1820 год), также содержавшие исключительно переводные тексты; морализаторский журнал «Друг юношества» (М., 1807-1815 годы; в 1813-1815 годы «Друг юношества и всяких лет»), издававшийся М.И. Невзоровым.

Первым российским богословским журналом и 1-м изданием, выпускавшимся в стенах духовно-учебного заведения (если не считать рукописного «Семинарского вестника» Владимирской ДС в 1810-1815 годы), был журнал СПбДА «Христианское чтение», основанный ректором архим. Григорием (Постниковым; впосл. митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский). Журнал стал самым длительным по времени выпуска периодическим изданием в России (1821-1917 годы), в 1875-1916 годы выходил как приложение к ж. «Церковный вестник». В 20 — начало 30-х годов XIX века также публиковались «Известия о действиях и успехах Библейских обществ в России и других государствах» (СПб., 1824 год) и «Радуга» (Ревель, 1832-1833 годы).

Вскоре появились новые журналы при духовных школах. В 1837-1912 годы КДА издавала еженедельник «Воскресное чтение», в котором наряду с назидательными статьями печатались научные исследования. С началом выхода «Трудов Киевской духовной академии» (1860-1917 годы) научные материалы переместились в это издание. МДА вместе с книжками «Творений святых отцов в русском переводе» (М., 1843-1865, 1871-1872, 1880-1891 годы) издавала ж. «Прибавления к творениям святых отцов в русском переводе», затем его сменил «Богословский вестник» (Сергиевский посад, 1892-1918 годы). КазДА издавала «Православный собеседник» (1855-1917 годы), в к-ром много внимания уделялось вопросам миссионерства, изучению мусульманства, буддизма, язычества, старообрядчества, сектантства, а также специальные миссионерские журналы «Миссионерский противомусульманский сборник» (Каз., 1873-1914 годы) и «Инородческое обозрение» (Каз., 1912-1916 годы). В академических журналах публиковались новые переводы святоотеческих творений, деяний Соборов, а также журналы или протоколы заседаний советов академий, отчеты и др. официальные документы академических корпораций, их подразделений и состоявших при них учреждений (б-к, музеев, кабинетов, обществ, братств), обзоры, рецензии и аннотации текущей российской и зарубежной богословской литературы. 4 духовные академии до 1918 года выпускали 19 периодических изданий, еще 2 журнала выходили при академических комиссиях и братствах.

Дореволюционные духовные семинарии издавали 5 богословских и еще неск. специальных журналов. Из них не уступал академическим журналам по научному уровню и широте содержания лишь харьковский богословско-философский ж. «Вера и разум» (1884-1917 годы), основанный Харьковским еп. Амвросием (Ключарёвым). Самыми ранними семинарскими духовно-назидательными журналами были «Училище благочестия» (Рига, 1857-1867 гоыд), «Духовная беседа» (в 1858-1862 выходил при СПбДС), «Руководство для сельских пастырей» (К., 1860-1917 годы), «Духовный дневник» (Х., 1864-1866 годы).

В 60-х годы XIX века появились богословско-публицистические журналы, основанные общественными организациями или частными лицами и призванные, по словам основателя и 1-го редактора ж. «Странник» (СПб., 1860-1917 годы) прот. Василия Гречулевича (впосл. Могилёвский еп. Виталий), не только удовлетворять запросы «любителей духовного чтения, но и возбуждать охоту к такому чтению в тех, кто считает его скучным или даже несоответствующим современному направлению общества». К таким изданиям можно отнести «Домашнюю беседу» (СПб., 1858-1877 годы) В.И. Аскоченского, «Душеполезное чтение» (М., 1860-1917 годы), «Дух христианина» (СПб., 1861-1865 годы) свящ. А. Гумилевского, «Духовный вестник» (Х., 1862-1867 годы), «Чтения в Обществе любителей духовного просвещения» (М., 1863-1917 годы).

Наряду с оригинальными и переводными богословскими и философскими статьями, аскетическими творениями и церковно-историческими исследованиями в этих журналах духовных публиковались проповеди и поучения, Жития святых, жизнеописания подвижников благочестия, очерки церковного быта, стихи духовного содержания, обзоры совр. духовной и светской лит-ры, отклики на текущие события. Для церковной публицистики 60-70-х годов было характерно смелое обсуждение церковных и церковно-общественных проблем, ранее не допускавшееся в печати.

Официальные церковные издания сначала появились на епархиальном уровне. Епархиальные ведомости выходили в 1860-1922 годы и охватывали почти все епархии. Как правило, они состояли из официальных и неофиц. отделов. С 1875 годы журнал «Церковный вестник» (СПбДА) был «в официальной части официальным органом Святейшего Синода и состоящих при нем центральных учреждений». В 1888 году появился отдельный печатный орган Святейшего Синода — журнал «Церковные ведомости», состоявший из официальной части и прибавлений и выходивший до 1918 года.

К центральным официальным церковным журналам относились также «Вестник военного духовенства» (СПб., 1890-1917 годы; с 1911 года «Вестник военного и морского духовенства»); «Церковно-общественная мысль» (К., 1917-1918 годы), «прогрессивный орган военного и морского духовенства»; «Народное образование» (СПб., 1896-1917 годы), журнал Училищного совета при Синоде.

По примеру светских иллюстрированных развлекательных изданий, получивших распространение в конце XIX — начале ХХ веков, в это же время появился ряд популярных духовно-назидательных журналов: «Русский паломник» (СПб., 1885-1917 годы), «Воскресный день» (М., 1887-1917 годы) прот. Симеона Уварова, «Кормчий» (М., 1888-1917 годы), «Приходская жизнь» (Ярославль, 1899-1918), «Сеятель» (Уфа, 1913-1917) и др. Часть подобных журналов духовных выходила при православных монатырях, которые выпускали до 1918 года более 30 периодических изданий (включая листки), из них 8 — Почаевская в честь Успения Пресв. Богородицы лавра, 4 — Троице-Сергиева лавра, 8 — рус. обители Афона и их подворья (в т. ч. 4 — Русский вмч. Пантелеимона мон-рь).

В духовно-назидательных журналах богословские и церковно-общественные вопросы отступили на 2-й план, а главное место заняли духовные рассказы, описания паломнических поездок, миссионерских путешествий. В начале ХХ века церковными братствами и об-вами трезвости, а также частными лицами выпускалось ок. 40 наименований журналов и листков, посвященных борьбе с пьянством и пропаганде трезвого образа жизни, в т. ч. «Друг трезвости» (СПб., 1900-1901 годы), «Отдых христианина» (СПб., 1901-1917 годы), «Трезвая жизнь» (СПб., 1905-1914 годы), «Трезвые всходы» (СПб., 1908-1914 годы), «Заря трезвости» (Воронеж, 1914-1917). Некоторые из духовно-назидательных журналов по примеру светских изданий имели множество тематических приложений в виде книг, брошюр и листков.

В последней четверти XIX века и особенно в начале ХХ века возникло немало специальных журналов духовных. Из миссионерских изданий выделяются «Миссионер» (М., 1874-1879 годы), еженедельно выпускавшийся Православным миссионерским обществом; «Братское слово», основанное проф. Н.И. Субботиным и посвященное изучению старообрядчества (М., 1875-1876, 1883-1899, 1906-1917 годы); «Миссионерский сборник» (Рязань, 1891-1918 годы), издававшийся братством св. Василия, еп. Рязанского; противосектантский журнал «Миссионерское обозрение» (К., 1896-1916 годы), основанный и редактировавшийся В.М. Скворцовым.

Лучшие журналы по церковной педагогике выходили в основном в Юго-Западной России: «Церковно-приходская школа» (К., 1887-1906 годы), «Западно-русская начальная школа» (К., 1906-1917), «Законоучитель» (Житомир, 1912-1917). Всероссийский законоучительский союз успел издать только 7 номеров ежемесячного ж. «Религия и школа» (Пг., 1917-1918 годы). Выпускались и журналы духовные для детей, напр. «Божия нива» (Сергиевский посад, 1902-1917 годы) с приложением «Зернышки» (1903-1917 годы) Вологодского архиеп. Никона (Рождественского), «Маленький христианин» (Сергиевский посад, 1909-1916 годы), «Незабудка» (СПб., 1914-1917 годы годы) прот. Аполлинария Темномерова.

Некоторые издания были посвящены памятникам церковного искусства: «Христианские древности и археология» (СПб., 1862-1877) с приложением «Русские древности» (1871-1876 годы), «Изограф» (СПб., 1882-1885 годы), «Светильник» (М., 1913-1915 годы); церковной музыке и пению (см. Журналы церковнопевческие). Более чем в 20 епархиях церковно-археологическими или историческими обществами, комитетами или музеями выпускались ежегодники или продолжающиеся сборники, посвященные изучению местной церковной старины: «Труды Комитета для историко-статистического описания Подольской епархии» (Каменец-Подольск, 1876-1916 годы), «Чтения в Церковно-археологическом обществе при Киевской ДА» (1883-1916 годы), «Калужская старина» (1901-1911 годы. 6 т.), «Тобольское церковное древлехранилище» (1902-1909), «Воронежская старина» (1902-1916), «Минская старина» (1909-1913 годы), «Труды Бессарабского церковного историко-археологического общества» (Кишинёв, 1909-1933 годы) и др. Христ. памятники Востока и паломничества в Святую землю стали темой изданий Палестинского православного общества «Православный палестинский сборник» (СПб., 1881-1916 годы), «Сообщения Православного Палестинского общества» (СПб., 1891-1917 годы), а также издания Имп. АН «Христианский Восток» (СПб., 1912-1922 годы).

Текущей библиографии российской и в меньшей степени иностранной богословской и церковно-исторической литературы были посвящены «Листок духовной библиографии и журналистики» (К., 1872-1875 годы), «Богословский библиографический листок» (К., 1883-1916 годы) и «Новости богословской литературы» (Сергиевский посад, 1904-1906 годы).

1918-1935 годы

После 1917 года количество журналы духовные стремительно сокращалось. В 1918 году продолжала выходить лишь 1/4 часть церковной периодики, выпускавшейся в 1917 году, на протяжении 1918-1920 годов перестали издаваться почти все дореволюционные журналы. Некоторые новые издания возникли на территориях, занятых белыми войсками: «Вестник Омской церкви» (1919 год), «За родную землю» (Уфа, 1918 год), «За Русь святую» (Омск, 1919 год), «Знамя веры» (Челябинск, 1919 год), «К свету» (Барнаул, 1918-1919 годы), «Свободное слово христианина» (К., 1918 год), «Сибирский благовестник» (Омск, 1919 год), «Церковные ведомости» (Таганрог, 1919), «Церковь и жизнь» (Р.-н/Д., 1919).

На советской территории во время гражданской войны появились издания «Благовестник» (М., 1918 год), «Возрождение» (М., 1918 год), «Современная проповедь» (Н. Новг., 1918) и др. В 1918-1931 годы в стране выходило около 100 новых церковных периодических изданий на русском и украинском языках, почти все они были недолговечными, около половины составляли издания раскольнических групп, прежде всего обновленцев: «Живая Церковь» (М., 1922-1923 годы), «Соборный разум» (Пг., 1922-1923 годы), «Церковное обновление» (Рязань, 1922-1926 годы), «Христианин» (М., 1924 год), «Вестник Священного Синода Православной Российской Церкви» (М., 1925-1931 годы; с 1928 года «Вестник Священного Синода Православных Церквей в СССР»), «Голос православной Украины» (Х., 1925; в 1925-1928 годы «Украïнський православний благовiсник»), «Церква i життя» (Х., 1927-1928) и несколько десятков епархиальных изданий.

В 30-х годы XX века был основан официальный орган РПЦ «Журнал Московской Патриархии» (М., 1931-1935 годы), который после закрытия обновленческих журналов оставался единственным церковным изданием в СССР, но выходил недолго.

1943-1989 годы
События Великой Отечественной войны предопределили перемены в политике Советского гос-ва в отношении РПЦ. В сентябре 1943 года возобновился выпуск «Журнала Московской Патриархии», до 1989 года остававшегося единственным церковным журналом в РСФСР. Он был рассчитан на духовенство, его функция заключалась в передаче информации: освещении событий церковной жизни (в т. ч. в епархиях и за границей), публикации постановлений Священного Синода, указов и посланий Патриарха и проч. Также на страницах ЖМП печатались проповеди, исследования на богословские и церковно-исторические темы и др. В 1971-1994 годы издание выходило и на англ. языке (The Journal of the Moscow Patriarchate). «Православний вiсник» (Львов, 1948-1962, 1968-1970 годы; К., 1971-1991, 1996 годы — на укр. яз.) издавался Киевской митрополией и стал аналогом ЖМП для Украины. Журнал сыграл большую роль в становлении укр. языка как богословского. В Латвии была сделана попытка выпуска бюллетеня Рижской епархии «Вести» (Рига, 1948-1950 годы. 4 номера), издание возобновилось уже в 1989 г. под названием «Вестник Рижско-Латвийской епархии».

После возрождения МДА возник вопрос о возобновлении научно-богословского журнала «Богословский вестник». Однако от Совета по делам религий было получено разрешение лишь на издание ежегодного сборника «Богословские труды», начавшего выходить с 1960 года Задачей издания была публикация научных трудов православынх авторов по догматическому, апологетическому, сравнительному и нравственному богословию, библеистике, литургике, патрологии, церковной истории, искусству и археологии, церковному праву, философии, много внимания уделялось переводам творений св. отцов. Сборник был единственным научным церковным изданием до 1989 года. С 1967 года ОВЦС МП выпускал «Информационный бюллетень Отдела внешних церковных сношений МП» (до 1998 года в форме машинописного пресс-релиза для служебного пользования, с 1999 году — ежемесячно в полиграфическом варианте). Бюллетень не имел строгой периодичности и размещал информацию о международных церковных контактах, наиболее значимых событиях в РПЦ и др. Поместных и инославных Церквах, а также дайджесты статей, опубликованных в зарубежной церковной периодике, и др.

В условиях отсутствия миссионерских, духовно-просветительных изданий некоторые верующие нелегально готовили журналы духовные в самиздате. Среди них были ж. «Надежда» (М., 1977-1985 годы; за границей выходил до 1994 года), литературно-философский журнал «Выбор» (М., 1987-1992 годы), катехизаторский и миссионерский журнал «Амвон» (М., 1988-1990 годы), «Бюллетень христианской общественности» (М., 1988-1989), «Слово» (М., 1988-1989 годы), православный женский журнл «Мария — Марфа» (М., 1991 год), «Царь-колокол» (М., 1990 год) и др. Эти журналы, как правило, печатались на ротапринте ограниченным тиражом и без строгой периодичности.

В России и СНГ. 1989-2008 годы.

В конце 80-х годов отношение государства к Церкви принципиально изменилось, что привело к стихийному возрождению журналов духовных. В 1990 году выходило 12 православных журналов, а всего за 1990-2007 годы возникло 256 новых изданий журнального типа. Многие из них прекращали существование после выхода неск. номеров или изменяли название, тип и форму издания (напр., «Свет Православия в Казахстане» в 1993-2000 годы издавался как газета, с 2001 года — как журнал), периодичность выхода и т. п. Издателями журналов духовных выступали как официальные церковные организации (Синодальные отделы МП, епархии, учебные заведения, монастыри), так и частные общественные объединения и лица. В настоящее время число изданий обеих групп примерно одинаково.

В 90-х годах основными темами большинства журналов духовных были миссионерство, катехизация, пастырское окормление новообращенных, религиозное образование, обновление приходской жизни. К 2000-м годам выделились основные типы журналов духовных: официальные информационные, научно-богословские, церковно-исторические, просветительско-катехизаторские (в т. ч. молодежные, детские, женские, военные и др.), педагогические, литературно-художественные, общественно-политические, экономические, а также издания по церковному искусству и проч.

С конца 80-х годов XX века возрождалась епархиальная периодика. В 1989 году стали выходить «Самарские ЕВ» (Куйбышев, 1989-1992 годы), «Минские ЕВ», затем «Благовестник Пермской епархии» (1990-1992 годы), «Вестник Белорусского экзархата» (Минск, 1990-.) и др.

Одними из первых стали возобновляться богословские и церковно-исторические журналы при учебных заведениях: «Вестник Ленинградской духовной академии» (1990 год; с 1991 года «Христианское чтение»), «Богословский вестник» при МДА (1993-.), «Труды Киевской духовной академии» (1997-.), «Православный собеседник» при КазДС (2000-.), «Вера и разум» при Харьковской ДС (2000-.). Возрожденные издания не соответствовали своим дореволюционным предшественникам ни по периодичности (почти все они до сих пор выходят нерегулярно), ни по объему и научному уровню публикуемых материалов.

Возникшие после 1990 года новые богословские учебные заведения и кафедры теологии ун-тов стали издавать свои журналы богословско-академического направления: «Труды Высшей религиозно-философской школы» (СПб., 1992-.годы), «Духовный мир» (сбарник работ учащихся Московских духовных школ) (Серг. П., 1994-1997 годы), «Ученые записки Российского Православного университета св. Иоанна Богослова» (М., 1995-2000 годы), «Страницы» ББИ им. ап. Андрея (М., 1996-. годы), «Богословский сборник» ПСТБИ (М., 1997-2005 годы; далее «Вестник ПСТГУ»; с 2004 года формируется по тематическим сериям: «Богословие, философия», «История, История Русской Православной Церкви», «Филология», «Педагогика, психология», «Музыкальное искусство христианского мира»), «Вестник Русского христианского гуманитарного института» (СПб., 1997-. годы), «Труды Минской духовной академии» (2002-. годы), «Труды Нижегородской духовной семинарии» (2003-. годы), «Богословско-исторический сборник» при Калужской ДС (2003-. годы), «Ученые записки Тульской духовной семинарии» (2005-. годы) и др. Появились журналы православных средних учебных заведений, напр. «Источниковедение в школе» при православной гимназии во имя прп. Сергия Радонежского в Новосибирске (1997-. год), «Вестник Тульской православной классической гимназии» (1998-. годы).

Если в 90-х годы в научно-богословских журналах помещались преимущественно перепечатки статей из дореволюционных и эмигрантских изданий, то в 2000-х годах значительно выросло число новых публикаций. Большое внимание стало уделяться изданию документальных материалов, расширялось число переводов с греческого, восточного и др. языков.

Русские журналы за границей

Несколько русских журналов духовных издавались в XIX — начале ХХ веков за границей: «Американский православный вестник» (Н.-Й., 1896-1918, 1922-1929; в 1930, 1936-1973 годы «Русско-американский православный вестник»), «Известия Братства Православной Церкви в Китае» (Харбин; Пекин, 1904-1907), «Китайский благовестник» (Пекин, 1907-1919, 1922-1939, 1946-1951 годы), «Православная Урмия» (Джульфа, 1905-1906, 1911-1914 годф), «Ревнитель Православия» (Н.-Й., 1913-1918 годы), «Церковная правда» (Берлин, 1913-1914 годы) и др. Большинство из них не выпускались после 1918 года. В епархиях Русской Церкви, оказавшихся за границей после 1918 году, были возобновлены или созданы вновь несколько официальных и церковно-общественных журналов: «Литовские епархиальные ведомости» (Каунас, 1923-1924; в 1924-1940 годы «Голос Литовской Церкви»), «Вера и жизнь» (Рига, 1923-1940 годы), «Воскресное чтение» (Варшава, 1924-1939 годы), «Вестник Братства православных богословов в Польше» (Варшава, 1934-1938 годы), «Утренняя заря» (Сортавала, 1926-1941 годы; в настоящее время издается только на финском языке под названием «Aamun Koitto»).

С 20-х годов XX века в других странах, ставших центрами эмиграции из России, возникло множество новых Значительный географический разброс русских общин и церковные юрисдикционные разделения помешали созданию единой системы русской периодики за рубежом.

РПЦЗ издавала центральные официальные журналы «Церковные ведомости» (Сремски-Карловци, 1922-1930 годы) и «Церковная жизнь» (1933-1944 годы в Югославии, 1947-1950 годы в Мюнхене, далее в США), в которых публиковались послания Соборов и Синода РПЦЗ и др. документы; епархиальные: «Святая Земля» при Русской духовной миссии в Иерусалиме (Иерусалим, 1934-1940 годы), «Сим победиши» Бразильской епархии (Сан-Паулу, 1955-1967 годы), «Церковное слово» Австралийско-Новозеландской епархии (Кройдон, 1955-.), «Церковный голос» Западноевропейской епархии (Версаль, 1955-1957 годы), «Вестник Западноевропейской епархии Русской Зарубежной Церкви» (Женева, 1974-1991; с 1978 года «Вестник Западноевропейской епархии Русской Церкви за рубежом»), «Вестник Германской епархии Русской Православной Церкви за границей» (Мюнхен, 1986-.), «Православный вестник Нью-Йоркской и Канадской епархий» (Н.-Й.; Монреаль, 1987-1993).

Духовно-просветительные журналы издавались монастырями и приходами РПЦЗ: «Православная Русь» при джорданвиллском во имя Св. Троицы монастыре (Ладомирова, 1928-1940 годы (в 1928-1934 годы выходил как газета «Православная Карпатская Русь»); Джорд., 1949-.), «Хлеб небесный» при харбинском в честь Казанской иконы Божией Матери монастыре (Харбин, 1926-1946 гдоы), «Путь Христов» (Харбин, 1929), «Православная жизнь» (прил. к журналу «Православная Русь») (Джорд., 1950-.), молодежный журнал «Православный благовестник» (Сан-Франциско, 1962-1969 годы), детский журнал «Детство во Христе» (прил. к журналу «Православная Русь») (Ладомирова, 1935-1940 годы; с 1939 года «Детство и юность во Христе»), возобновилось издание журнала «Русский паломник» (Чико (США); М., 1990-. годы).

Выпускались также богословские, пастырские и миссионерские журналы духовные: «На страже Православия» (Лондон, 1939 годы), «Православный путь» (богословско-философский ежегодник, прил. к журналу «Православная Русь») (Джорд., 1951-. годы), «Православное обозрение» (Монреаль, 1960-1986 годы), «Русский пастырь» при Свято-Троицкой джорданвиллской духовной семинарии (Сан-Франциско, 1988-2003 годы).

Приходы, находившиеся в юрисдикции митр. Евлогия (Георгиевского) (впосл. К-польского Патриархата), издавали официальны журналы «Церковный вестник Западноевропейской епархии» (П., 1927-1940, 1946-1959 годы; с 1947 года «Церковный вестник Западноевропейского православного Русского экзархата»), богословский журнал»Православная мысль» Православного Богословского института прп. Сергия Радонежского (П., 1928-1957, 1971 годы), духовно-просветительные «Сергиевские листки» (Мёдон, 1928-1939 годы), «Духовные беседы» (Мёдон, 1944-1947 годы), «Христианская жизнь» (Льеж, 1946-1957 годы), «Вечное» (Аньер, 1948-1992 годы).

Приходы Московской Патриархии за рубежом выпускали журнал «Православие» (П., 1933 годы), а затем «Вестник Русского Западноевропейского Патриаршего экзархата» (П., 1947-1989 годы), который сочетал функции официального и научно-богословского. В образованных после Второй мировой войны зарубежных епархиях МП издавались также епархиальные журналы, вначале на русском, а позже на местных национальных языках: «Голос Православия» Германской епархии (Берлин, 1952-1954 годы; с 1961 года «Stimme der Orthodoxie»), «Голос православия» Чешской епархии (Прага, 1950-1955 годы; далее «Hlas Pravoslavi» — орган Правосл. Церкви в Чехословакии) и др.

Существовали также издания без четкой юрисдикционной принадлежности, их основной задачей было поддержание культурных и религиозных контактов в русское зарубежье. Среди них выделялись «Духовный мир студенчества» (Прага, 1923-1925 годы), «Вестник Русского христианского движения», первоначально орган Русского студенческого христианского движения (П., 1925-1939, 1945-. годы), искусствоведческий журнал «Наследие» (Саутбери (США), 1968-1969 годы). В религиозно-философских изданиях «София» (Берлин, 1923 год) и «Путь» (П., 1925-1940 годы), выходивших под ред. Н.А. Бердяева, «Новый град» (П., 1931-1939 гдоы) и др. авторы обсуждали текущие события на Западе и в СССР, пытались осмыслить причины российской катастрофы, найти место правосл. ценностей в современном мире. Особое место занимали журналы, которые готовились в «религиозном подполье» в СССР, но окончательно оформлялись за рубежом, напр. «Беседа» (П., 1983-1991 годы).

Преображение: что за изменение или превращение вспоминается в этот праздник? 💫
«Толковый словарь» с Юрием Пущаевым

Наполненный множеством глубочайших смыслов Праздник Преображения Церковь отмечает уже практически на излете лета, 19 августа. По-древнегречески «преображение» – ἡ μεταμόρφωσις (metamorphōsis), т.е. «превращение», «изменение». Отсюда, кстати, и известное слово «метаморфозы». По латыни то же слово – transfiguratio, т.е. тоже перемена образа, фигуры, вида.

Это день «света без пламени», потому что в преддверие осени лето уже не такое жаркое, как в июле. Как писал Борис Пастернак,
Вы шли толпою, врозь и парами,
Вдруг кто-то вспомнил, что сегодня
Шестое августа по старому,
Преображение Господне.
Обыкновенно свет без пламени
Исходит в этот день с Фавора,
И осень, ясная, как знаменье,
К себе приковывает взоры!

Что же это было за изменение или превращение, которое вспоминается в этот праздник? О нем рассказывают три евангелиста, Матфей, Марк и Лука.

После того как Иисус предсказал, что «есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, доколе не увидят Царства Божия, пришедшего в силе» (Мк.. 9, 1), Он берет с собой на высокую гору Фавор (в Галилее, к югу от Назарета) апостолов Петра, Иакова и Иоанна. Предсказание Его указывает как на Его Преображение, так и на Его будущее Воскресение и Вознесение.

На горе Фавор Он является апостолам в нетварном Свете. Как описывают евангелисты, лицо и одежды Его сделались белыми и сияющими. Также рядом с Иисусом оказываются Моисей и пророк Илия, которые беседуют с Ним «о Его исходе, который предстояло совершить Ему в Иерусалиме» (Лк. 9, 31)

Бог явился апостолам в Своей Славе, преобразившись. Символика света крайне важна для Священного Писания. Например, в Ветхом Завете Бог ведет иудеев за собой по пустыне, днем – в столпе облачном, ночью – в стопе огненном. Или псалмопевец про свет говорит: «Господь – свет мой и спасение мое: кого мне бояться?» (Пс. 26, 1).

Христос просиял на Фаворе и явился в Свете, потому что Он и есть Бог: «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин. 8, 12).

Однако там, на Фаворе это был лишь краткий миг истины, в свете которого надо потом пытаться держаться и устоять. Апостолам так стало хорошо на горе в момент Преображения перед лицом Славы Христа, что Петр сказал Иисусу: «Наставник, хорошо нам здесь быть, сделаем три шатра: один Тебе, и один Моисею, и один Илии» (Лк. 9, 33). И дальше евангелист прибавляет очень важные слова про Петра – «не зная, что он говорит» (Лк. 9, 33). Дело в том, что Иисус повел апостолов на Фавор в преддверие Своей крестной муки, чтобы укрепить их перед самыми страшными днями, которые им предстояло пережить. Он на краткое время показал Cвоим ученикам, что Он не просто новый учитель добра и великий проповедник, а настоящий Сын Божий, о чем и засвидетельствовал голос Бога из облака: «Это Сын Мой Возлюбленный, на Ком Мое благоволение: Его слушайте» (Мф. 17, 5). Но потом Христос сошел с Фавора, чтобы идти на Голгофу.

Что же касается того, почему праздник Преображения еще называется у нас Яблочным Спасом, то объяснение этому следующее. В Греции и Италии этот праздник приходился на окончание сбора винограда, и Преображение стали совмещать с благодарственным молебном Богу за дарование «плодов земных», принося на освящение в храмы виноград. В северной же России, где виноград не растет, его заменили яблоки.

НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ДРЕВНЯЯ РУСЬ. ВОПРОСЫ МЕДИЕВИСТИКИ»

Научный журнал «Древняя Русь. Вопросы медиевистики» (издатель — Научно-издательский центр «Индрик», специализация которого — научная литература по гуманитарным наукам) был основан в 2000 г. За прошедшие годы он стал одним из самых известных и авторитетных периодических изданий, где публикуются исследования ученых в области истории, филологии и искусствоведения, касающиеся русского средневековья. Учредители журнала — Институт российской истории РАН, Институт славяноведения РАН.

В редколлегии журнала сегодня 25 ведущих медиевиста нашей страны и 5 известных зарубежных ученых (Украина, Германия, Италия, Канада). «Древняя Русь. Вопросы медиевистики» включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата наук. Высокий уровень требований к публикуемым материалам поддерживается системой двухуровневой экспертизы: рецензирование членами редколлегии или приглашенными специалистами, а затем рассмотрение на заседании редколлегии. Существует также практика обсуждения представленных для публикации материалов на Круглых столах, проводимых ежемесячно. Среди авторов журнала свыше 90% имеют ученые степени, при этом свыше 50% — доктора наук. Около половины авторов — сотрудники институтов РАН. В журнале печатают свои труды не только российские, но и зарубежные ученые из Украины, Беларуси, Болгарии, Сербии, Литвы, Латвии, Польши, Германии, Италии, Швеции, Франции, Англии, Бельгии, Испании, Японии, США, Канады.

Журнал «Древняя Русь. Вопросы медиевистики» выходит ежеквартально, распространяется по подписке (индекс по каталогу «Почта России» П3050) в России и СНГ, а также поступает в розничную продажу. Среди подписчиков — библиотеки, научные организации, университеты, музеи и частные лица. Журнал поступает в библиотеки Понтифик университетов Рима и Торонто, Библиотеку Национального Конгресса США и другие научные учреждения Украины, Беларуси, Болгарии, Германии, Италии, Канады.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *