Православные педагоги

Министерство общего и профессионального образования

Российской Федерации

Иркутский государственный технический университет

Восточный факультет

Кафедра социологии и социальной работы

Духовные истоки народной педагогики.

Меньщикова Ю.С.

Курсовая работа

Студентки 3 курса

по педагогике

Научный руководитель

Кузьмин Владимир

Александрович

КФН доцент

Иркутск-2001г.

План.

I. Введение.

II. Природа и духовное начало народных воспитательных традиций.

III. Сложившиеся концепции народной педагогики.

IV. Общее ценности, сложившиеся народов.

V. Заключение.

VI. Литература.

Введение.

Народная педагогика – составная и неотъемлемая часть общей духовной культуры народа. Великий русский педагог К. Д. Ушинский говорил о том, что «воспитание существует в русском народе столько же веков, сколько существует сам народ». И также предполагает, что народная педагогика возникла в глубокой древности, что она исторически предшествовала научной педагогике и влияла на её ранние формы.

Исследователи народной педагогике Ушинский К.Д., Макаренко А.С., Сухомлинский В.А., показали взаимовлияние и взаимообусловленность официальной и народной педагогики, которые дополняют и обогащают друг друга

Анализ источников показывает, что воспитание в частности тесно перекликается с идеями и мыслями, выраженными в памятниках народной педагогики: в поговорках, пословицах, сказках, преданиях. Более того, некоторые предания народ непосредственно связывает с поступками, жизнью и деятельностью.

Учёные Волков Г.Н., Измайлов А.Э., Виноградов Г.С., Кукушин В.С., Столяренко Л.Д. и д.р. выражали идеи гуманизма, подчёркивали необходимость привития молодому поколению высоких нравственных качеств, воспитания их в духе любви к труду, уважения к старшим, дружбы и товарищества, правдивости и честности.

Народная мудрость о воспитании является выражением многовековой педагогической культуры и опыта семейного воспитания народа.

Природа и духовное начало народных воспитательных традиций.

Духовность нации – сложное понятие. В русской религиозной философии оно использовалось прежде всего для объяснения самостоятельности культурной субстанции народа и определяющей роли исторических судеб наций. В советской теории оно не было столь употребимо и не нашло своего места как в системе понятий, характеризующих уровни сознания, самопознания нации, так и в сфере ее этнопсихологического бытия.

Судьба нации зависит от ценностных свойств и качеств ее ментальной структуры. Как писал русский философ П.И.Новгородцев, «не политические партии спасут Россию, ее воскресит воспрянувший к свету вечных истен святой народный дух».

Основными факторами народной педагогики, соответственно и народного воспитания, является природа, игра, слово, дело, общение, традиция, быт, искусство, религия.

Природа – один из важнейших факторов народной педагогики, она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Природа имеет огромную власть над человеком. Природосообразность в народной педагогике порождена естественностью народного воспитания. Русские говорят о природе человека, о природном уме, и в этом начало смысла, причем, это согласовывается с демократическими, гуманистическими особенностями народной педагогике естественностью народного воспитания.

С природой как с решающим фактором воспитания согласовывается и утверждение о народной педагогике как педагогике свободы и любви.

Народ и природа, народность и естественность неразделимы. В их единства высшая гармония жизни на земле. Очаровательны в народном творчестве очеловеченные образы родины, родной природы: дуб-батюшка, Волга-матушка, белая черемуха в девичьем наряде…

Природа – великий, мощный фактор народного воспитания. Ничем незаменимый, фактор многосторонний, многогранный. Народные педагоги по-разному используют природу как фактор воздействия на личность.

Все что согласуется с природой, должно рассматривается как благо, что противоречит ее развитию – как зло и извращение. Этот педагогический принцип был глубоко и всесторонне обоснован Я.А.Коменским. На тех же позициях стояли Руссо, Песталоций, Ушинский, Толстой.

Что же касается системы воспитания В.А.Сухомлинского, то она вся насквозь природосообразно, жизнесообразно, и в этом её сила. «Высочайшая жизненная мудрость состоит в том чтобы человек вверил себя природе, прошел бы жизнь, озираясь на неё, предоставлял бы ей руководить собой. Принцип природосообразности является высшим, основным принципом всего воспитания и всей человеческой жизни».

В работе «Этика» П.А.Кропоткин доказал, что этические нормы предшествовали религии. Он выводил нравственность непосредственно из опыта природы. Справедливость этой точки зрения не требует особых доказательств. Этика животных и растений может быть образцом подражания для человека.

В большинстве своем человек всегда чувствовал и понимал природу, бережно откосился к ней, обожествлял ее силы, восхищался ее творениями и явлениями. Это относится как к многочисленным этносом, так и «малым» народам. Например, суть народной философии эвенков – мир един, человек – это тоже природа.

В русских семьях оптимальные, с точки зрения экологии детства, взаимоотношения с природой, основывающиеся на народом опыте, существовали издавна. Это связано с тем, что Россия была в основном аграрной страной и большая часть ее населения постоянно находилась в прямом контакте с природой. Несмотря на обширные территории и огромные природные ресурсы, постоянно ощущался их дефицит из-за колоссальной диспропорции в плотности населения. Почти полная зависимость от природы не оставляла перед населением выбора. Так, в перенаселенных центральных районах России крестьянская семья могла существовать только при условии строгого соблюдения принципов рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Между экономической жизнью общества и его духовной жизнью воспитание выступает как связующее звено. Этим объясняется и особенное положение педагогической культуры в целом и материальной и духовной жизни народа. Педагогическая культура, глубоко проникающая как в материальную, как и духовную культуру общества, служит мостом между ними.

Совокупная педагогическая культура народа, включающая в себя как достижение педагогической мысли в стране, педагогическую просвещенность масс состояния воспитания подрастающего поколения, так и индивидуальная педагогическую культуру граждан, отражает конкретный уровень общественного прогресса совершено закономерно поэтому, что именно демократический строй создает наиболее благоприятные условия для расцвета педагогической культуры народа. Творческая инициатива и активность масс, поддерживая обществом, распространяется и на педагогическую сферу. Серьезнейшим стимулом в расцвете педагогической культуры является повышенное внимание к народным традициям воспитания. Народная педагогика возникла как практика, как искусство воспитания, она древнее педагогической науки, всегда обогащала ее и в свою очередь, сама обогащалась его. Таким образом, получалось своего рода расширенное воспроизводство педагогической культуры. Это постоянное взаимодействие обеспечивает прогресс педагогической культуры народа и общества в целом.

Первичными элементами народной педагогики были примитивные педагогические умения как зачатки педагогического искусства («ремесла»). Критериями деятельности народных педагогов служили здравый смысл, эмпирическое обобщение опыта, что послужило в дальнейшем исходным основанием для педагогической теории. На ранних ступенях воспитатели из народа, не зная еще науки постепенно начинали опираться на передающуюся из поколения в поколения народную мудрость. Народная педагогика из-за отсутствия письменности и грамотности несла большие потери, мудрость распылялась, многие открытия делались заново тысячи раз. Отсутствие возможности концентрировать педагогические знания явилось препятствием в программе педагогической культуре народа.

Педагогическая культура народа тесно связана со всеми сферами народной жизни, она носит синтетический характер. В этом ее сила известный советский философ Г.Н.Волков высказал интересную мысль: «Попробуй мысленно лишить современное общество всех орудий жизни и средств материальной культуры: всей техники, зданий, дорог, коммуникаций. Поставьте общество «один на один» с нетронутой природой. Что произойдет? Вернется эпоха первобытного варварства? Ничего подобного. Человечество претерпит большие лишения, его развитие затормозится, но лишь на несколько десятилетий, в течение их общество заново построит всю материальную культуру цивилизации, построит по последнему слову науки». А что же случится с человеком, если оно лишится духовной культуры, и соответственно перестанет заниматься педагогической деятельностью?

Для каждого человека имеет важное значение его близость к духовной культуре человечества. Чем дальше человек от этих духовных сокровищ, тем он стоит ниже как мыслящее и чувствующее существо. Чем прочнее духовные нити связывают человека со всем человечеством, тем выше он как член человеческого общества. Любой зверь, родившийся и выросший в зоопарке, среди людей, останется зверем. Любое дитя человеческое вне человеческого общения, не сможет стать человеком несмотря на все свои физические данные, сближающие его с предками.

Духовное богатство современного человечества включает все интеллектуальное, социальное, историческое, этническое многообразие. Это многообразие еще более увеличивается тем, что каждая личность индивидуальна. Все люди, как писал И.Я.яковлев, разные, хотя и обозначены одним словом «человек». Единое человечество будущего воплотит в себе все прогрессивное многообразие прошлого и настоящего и будет состоять из всесторонне развитых членов, представляющих в трансформированном виде все это многообразие.

По итогам очного этапа регионального педагогического конкурса «Православный учитель», подведённых в Самарской областном институте повышения квалификации и переподготовки работников образования, пять сызранских педагогов стали победителями и призерами, сообщает Западное управление министерства образования и науки Самарской области.

Новость по теме Личность педагога, здоровье детей и роль родителей обсудили эксперты сессии

В номинации «Лучший урок (занятие) по основам православной культуры (основам духовно-нравственной культуры народов России) для общеобразовательного учреждения» первое место заняла учительница начальных классов ГБОУ гимназии Сызрани Светлана Бондаренко за урок по теме «Милосердие и сострадание», третье место – педагог дополнительного образования Дворца творчества детей и молодежи Сызрани Мария Курицына за занятие по теме «Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, средствами краеведения».

В номинации «Лучший урок (занятие) по курсу «Нравственные основы семейной жизни второе место получила учительница русского языка и литературы 21 школы Сызрани Людмила Титова за урок по теме «Отца с матерью почитаешь – на вечные веки счастлив бываешь».

В номинации «Лучший урок (занятие) по духовно-нравственному просвещению обучающихся в условиях образовательного учреждения» (интеграция православной культуры и других учебных предметов) первое место у учительницы начальных классов школы №14 Сызрани Оксаны Михайловой за беседы для духовно-нравственного просвещения родителей «Добрый вечер, уважаемые родители», третье место у учительницы русского языка и литературы школы п. Варламово Веры Зайцевой за методическую разработку внеклассного занятия по русскому языку на материале ономастики Сызрани «О чём расскажут имена…».

Всего в трёх номинациях очного этапа конкурса принимали участие 52 педагогических работника образовательных организаций всех типов и видов Самарской области, а также студенты и аспиранты педагогических ВУЗов.

Key words: cultural-education’s space, knowledge, culture, values, experience.

6. Gershunskiy B. S. Pedagogicheskiye aspekty nepreryvno-go obrazovaniya (The pedagogic aspects of unremitting

education). Vektory vysshey shkoly (The vectors of higher school), 1987, no. 8, pp. 23-35.

УДК 37(091)

ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Е. В. Родькина

Родькина Елена Викторовна — кандидат педагогических наук, доцент, заместитель заведующей по воспитательно-образовательной работе, детский сад «Зернышко» (г. Балашов) E-mail: rodkina-e@bk.ru

В статье представлен анализ историко-педагогического аспекта изучения инновационной педагогической деятельности, который позволил сделать выводы о том, что инновационность всегда была свойственна педагогической действительности, определяла процессы ее обновления, совершенствования и развития, о чем свидетельствует история становления педагогической мысли. Наиболее радикальные инновационные процессы в педагогической теории и практике развивались в конце XIX — начале XX вв., именно в этот период развития общества обострился интерес к формирующейся личности в связи с достижениями в различных областях человековедения. Инновации в образовании и обучении тесно связаны с изменениями в обществе и обусловлены ими; изменения в обучении и воспитании, в первую очередь, проявляются в целях и задачах образования, начинаясь, как правило, во внеучебной деятельности, постепенно переходя на общеобразовательную школу, а затем — профессиональную и высшую.

Ключевые слова: инновации, инновационные процессы, инновационная педагогическая деятельность.

Инновационная педагогическая деятельность, охватывая все сферы образовательного процесса, выступает как одна из наиболее актуальных тенденций современной общественной жизни. Однако не следует думать, что стремление к новому присуще лишь современной педагогической теории и практике. Как отмечается в ряде исследований, «изменения характерны не только для нашего времени, нашего общества и нашей жизни — они отражают одно из основных свойств природы вообще, являясь отражением и выражением вечного человеческого беспокойства, борьбы человека за лучшую жизнь, постоянного поиска чего-то нового, лучшего» .

Инновационность всегда была свойственна педагогической действительности, определяла процессы ее обновления, совершенствования и развития, о чем свидетельствует история станов-

© Родькина Е. В., 2013

ления педагогической мысли. Еще в Древней Греции зародились и дошли до наших дней знаменитые сократические беседы, которые сегодня в педагогической теории и практике относят к одному из инновационных педагогических методов и считают прообразом проблемного и развивающего обучения.

Инновационной для своего времени была педагогическая теория и практика великого чешского дидакта Я. А. Коменского, который заложил основы классно-урочной системы, ввел в режим деятельности школы основополагающие понятия: «учебный год», «триместр», «каникулы», «учебный день», «урок», «перемена», «класс» и т.д. Его считают одним из первых педагогов, обосновавших принцип природосообразности как основу саморазвития личности. Природное в человеке, по его мнению, обладает самодеятельной и самодвижущей силой. В его теории ребенок предстает как «микрокосм», закономерности формирования личности которого тесно взаимосвязаны с глобальными законами природы. В соответствии с этим Я. А. Коменский считал, что воспитанник самостоятельно должен осмыслять и деятельност-но осваивать мир.

Ж.-Ж. Руссо, выдающийся философ эпохи Просвещения полагал свободное воспитание основой развития личности, при котором «ребенок живет в радости, самостоятельно осязая, слушая, наблюдая мир, духовно обогащаясь, удовлетворяя жажду познания» , главными ценностями считал свободу, равноправие, достоинство, необходимость воспитывать добрые чувства, суждения и волю.

К. Роджерс в своей концепции основывается на противопоставлении двух типов обучения: когнитивного и опытного. Когнитивный тип он сопоставляет с традиционным обучением, в основе которого жесткое усвоение знаний и управление развитием личности, опытное обучение формирует личностное развитие ученика и его эмоциональную сферу. Личный опыт ученика, по его мнению, является самоценным и выступает единственным критерием оценки жизненных событий. Личность самостоятельно развивается в ходе учения, получая от этого удовлетворение, что оказывает решающее воздействие на формирование человека. Подобное обучение призвано «помочь ученикам достичь полноты своего самоосуществления».

Основатель антропософии, немецкий философ и педагог Р. Штейнер в основу первой Свободной вальдорфской школы положил концепцию развития личности, базирующуюся на индивидуальном подходе к учащимся; устранялись раздельное обучение девочек и мальчиков, деление по социальному статусу, степени одаренности и принадлежности к различным вероисповеданиям. Р. Штейнер отмечал, что «самая важная проблема всякого человеческого мышления следующая:

понять человека как основанную на себе самой свободную личность» .

Психолого-педагогическая концепция становления ребенка Р. Штейнера заключается в том, что в любом возрасте формирующийся человек осознает свое собственное личное существо. Как отмечается в историко-педагогических исследованиях, Р. Штейнер на основе антропософии, изучающей человека в телесном, душевном и духовном аспектах, создал педагогику, включающую развитие и саморазвитие целостной личности, ее способностей к познанию, искусству, развитие ее чувств, моральных задатков и религиозных переживаний. Как отмечает В. И. Андреев: «Валь-дорфская педагогика — это педагогика свободы и учеников, и учителей в их свободном творческом саморазвитии и самореализации» .

Безусловно, новаторской для своего времени была педагогическая теория и практика основоположника отечественной педагогики К. Д. Ушинского, который, последовательно раскрывая идею самодавлеющей ценности человеческой личности, писал: «Всякое общество, и государство, и союз государств существует только ради личности человека и в ней одной находит разумное оправдание своего существования» . Выдающийся отечественный педагог был уверен, что для успешного общественного развития необходимо воспитывать активную, самостоятельную, свободную человеческую личность. Он подчеркивал, что «дело <.. .> воспитания <.. .> состоит именно в том, чтобы воспитать такого человека, который вошел бы самостоятельной единицей в цифру общества» .

По мнению К. Д. Ушинского, человек создает и познает себя сам в процессе активной жизнедеятельности. Обосновывая свою концепцию, К. Д. Ушинский писал: «Душа человека узнает сама себя только в собственной своей деятельности» . Назвав человека предметом воспитания, педагог имел в виду не жесткое управление процессом формирования и развития личности, а искусство «удовлетворять величайшую из потребностей человека и человечества — их стремление к усовершенствованию в самой человеческой природе» .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наиболее радикальные инновационные процессы в педагогической теории и практике развивались в конце XIX — начале XX вв., именно в этот период обострился интерес к формирующейся личности в связи с достижениями в различных областях человековедения: следует отметить Э. Кей (движение за свободу в воспитании личности), Д. Дьюи (рабочая школа и активная школа), Р. Штайнера (Свободная вальдорфская школа), С. Френе (конструирование развивающей среды), Д. Килпатрик (метод проектов), М. Монтессори (система развивающего воспитания).

В трудах французского педагога и философа С. Френе обоснована такая концепция развития

личности, в которой решающее значение имеет собственный опыт ребенка, приобретенный в микросоциуме. Важнейшим условием, по его мнению, является конструирование среды, в которой происходит обучение и саморазвитие личности, поскольку ребенок должен сам создавать свою личность, раскрывать свои потенциальные возможности, творчески развивать себя, самоактуализироваться. Он описывал модель «детского заповедника», где целью воспитания выступает «максимальное развитие личности ребенка в разумно организованном обществе, которое будет служить ему и которому он сам будет служить» .

Он считал, что ребенок должен не заучивать материал, главное — его здоровье, стремление к знаниям, развитие его творческих возможностей, полная самореализация потребностей и создание благоприятной среды, оборудования и технических средств, обеспечивающих живой воспитательный процесс, поддерживающей собственную активность ребенка.

В отечественной педагогике также развивалась инновационная деятельность: в результате этого были разработаны интересные нововведения, многие из которых еще ждут своих исследователей. К ним можно отнести работу с трудновоспитуемыми подростками (коммуна им. Горького А. С. Макаренко, школа им. Ф. М. Достоевского В. Н. Сороки-Росинского), Дальтон-план (технология бригадно-лабораторного метода, работа на основе дифференцированного подхода к учащимся), антропологический принцип в педагогике (К. Д. Ушинский) и многое др.

Наиболее ярким примером инновационной педагогической теории и практики были эксперименты выдающегося отечественного педагога С. Т. Шацкого. Сущность его подхода к педагогической деятельности, «которая должна быть живой, движущейся, ищущей», основана на идеях самоуправления и саморазвития. Еще в начале педагогического пути, обосновывая принципы организации колонии «Бодрая жизнь», он писал: «Дети должны почувствовать себя маленькими распорядителями своей общей жизни» . Идея самодеятельности развивающейся и формирующейся личности явилась основой педагогической концепции С. Т. Шацкого. Он многократно подчеркивал, что «воспитание человека должно быть воспитанием его самодеятельности и в этом стремлении не нужно останавливаться на полдороге» . Эта идея нашла научное обоснование и практическое воплощение в работе первой опытной станции, которая, по существу, была уникальным научно-производственно-педагогическим объединением, где решалась важная социально-педагогическая задача — организовать разнообразную, разносторонне развивающую и воспитывающую деятельность детей на основе самодеятельности. В связи с этим в педагогиче-

ской теории и практике С. Т. Шацкого особое внимание уделено проблеме педагогического руководства, в результате чего разработана технология перерастания образования в самообразование, а воспитания — в самовоспитание. Одним из эффективных путей саморазвития личности в практике С. Т. Шацкого выступала творческая деятельность во множестве ее проявлений, что в контексте проблематики нашего исследования является наиболее ценным. Следует отметить, что С. Т. Шацкий одним из первых высказал мысль: раз педагогика — синтез науки и искусства, то и реализовывать ее надо приемами и методами искусства.

Для исследования инновационной деятельности немаловажное значение имеют теория и практика А. С. Макаренко, которым проанализированы управленческие условия, гуманистическая ориентация педколлектива, психологическая готовность участников педагогического процесса, методическое обеспечение .

Резюмируя сказанное, можно отметить, что анализ научной литературы и исследование массового и инновационного опыта позволяют сделать вывод о том, что ведущими тенденциями функционирования инновационного образовательного учреждения на современном этапе являются:

потребность общества в образовательных учреждениях, которые готовы к работе в новом режиме как многофункциональные учебные заведения, осуществляющие интегрированную образовательную подготовку и дающие возможность реализовывать дополнительные общеобразовательные программы;

взаимодействие школы с региональными и муниципальными инфраструктурами и оперативное удовлетворение их потребностей;

функционирование в режиме развивающей среды и создание благоприятных условий жизнедеятельности, которые способствуют реализации принципов личностно ориентированного образовательного процесса, конкурентоспособность учебных заведений; многоуровневость:

широкая дифференциация содержания образовательной деятельности данных учебных учреждений при сохранении базовых компонентов общеобразовательных программ.

Вместе с тем следует отметить, что анализ деятельности различных по педагогическому содержанию инновационных школ указывает на наличие ряда положительных и негативных характеристик. К позитивным характеристикам относят:

активность и самостоятельность педагогов; вовлеченность родителей в дела школы и сознательный выбор родителями этой школы;

наличие у школы собственного лица, способствующего формированию «духа школы», школьного патриотизма;

энтузиазм педагогического коллектива и стремление опираться на собственные силы;

установка педагогов на самообразование и саморазвитие, ориентация на общекультурное развитие, освоение фундаментальных психолого-педагогических и специальных знаний.

Одним из первых в отечественной педагогике заговорил о самоценности детства как жизни В. А. Сухомлинский, который писал: «Детство -важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь» . В своей педагогической концепции В. А. Сухомлинский наиболее полно отразил влияние творческой деятельности на формирование ребенка, при этом намечая различные пути саморазвития личности воспитанника. Представляя свое обоснование этой позиции, В. А. Сухомлинский отмечал: «Нельзя сводить духовный мир маленького человека к учению. Он должен быть не только школьником, но, прежде всего, человеком с многогранными интересами, запросами, стремлениями. Подлинная школа — это многогранная духовная жизнь детского коллектива, в которой воспитатель и воспитанник объединены множеством интересов и увлечений» .

В конце 1950 — начале 1960-х гг. перед школой был поставлен заказ — связать обучение и воспитание с реальными социальными условиями: с жизнью и трудом. Инновации в педагогической деятельности этих лет касались только совершенствования методики обучения в рамках отдельных предметов или отдельных приемов и методов работы. Наиболее эффективно велась работа по следующим направлениям:

интеграция обучения с трудом (Ставрополь); поиски путей н средств преодоления второгодничества (Ростов на-Дону);

совершенствование учебного процесса на уроке (Липецк);

возможности проблемного и программированного обучения (Казань).

Инновационная педагогическая деятельность тех лет обогатила педагогическую науку и практику нетрадиционной структурой урока, методиками проблемного и программированного обучения, разнообразными формами индивидуальной работы с учащимися. Однако интеграции педагогических инноваций в массовую педагогическую практику не произошло в силу ряда объективных причин:

педагогические инновации затрагивали не целостную систему работы учителя, но лишь некоторые её фрагменты и объявлялись «универсальными методами»;

учителя, в массе своей не имеющие должной научно-теоретической базы, не были готовы использовать в своей практике инновационные разработки ученых;

система управления народным образованием была заформализована и бюрократична, новые

воспитательно-образовательные методики внедрялись при использовании административного ресурса, без учета специфики учреждения и возможностей конкретного коллектива и педагога.

Особенно интенсивными стали инновационные процессы в педагогической теории и практике в последние годы. Значительные преобразования общества требуют создания школы нового типа, в основе которой лежит принцип инвариатив-ности образования, целью которого является подготовка молодого поколения к адаптации в социуме и его преобразованию, развитие творческих потребностей и способностей человека, стимулирование процессов его самореализации. Нынешний этап инновационной педагогической деятельности определяется сложнейшей социальной задачей реформирования системы образования в соответствии с требованиями новой образовательной парадигмы и условиями современной социокультурной ситуации. Это вызвало небывалый рост педагогических инноваций: появились новые концепции, авторские школы, экспериментальные методики, новаторские технологии; актуализировались идеи гуманизации и гуманитаризации обучения и воспитания; разработана концепция личностно ориентированного образовательного процесса.

Усиление инновационной педагогической деятельности на современном этапе, глубинный характер большинства выдвигаемых идей и сила их влияния на массовую практику обусловлены, на наш взгляд, следующими причинами:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

масштабностью социальных задач, адресованных школе;

решением вопросов образования на государственном уровне;

возможностью консолидировать усилия педагогов-теоретиков и учителей-практиков;

возросшей инициативой педагогов, осознающих актуальные требования времени;

гибкостью управленческой структуры, дающей отдельным учителям и целым коллективам возможность вести экспериментальную работу;

широкой пропагандой педагогических инноваций по различным каналам коммуникативной связи;

высоким уровнем массовой педагогической практики, обусловленным теоретико-методологической и организационно-методической подготовленностью современных учителей.

Инновационная педагогическая деятельность, связанная с поиском новых форм, средств и содержания школьного образования, чрезвычайно расширила представления о путях управления интеллектуальным и нравственным развитием школьников. Появление авторских учебных программ, в которых получили выражение высокая профессиональная культура и духовные устремления их создателей, стало важным симптомом ломки традиционных рамок, определяющих содержание обучения в школе. Программы,

разработанные художниками и музыкантами (Б. М. Неменским, Д. Д. Кабалевским), философами (В. С. Библером, Г. С. Батищевым), историками и математиками, явились каналом проникновения новых идей, заставивших переосмыслять содержание учебных программ в соотнесении с масштабами всей современной культуры.

Нововведения охватили не только учебную деятельность, но и внешкольное время учащихся. Наметились разнообразные организационные формы совместной жизни детей и взрослых, объединенных культурно-продуктивными проектами, включающими реставрацию, проявления милосердия, экологические инициативы, историко-по-знавательный туризм, межличностное общение. Начало обретать новаторские формы движение, направленное на гуманизацию закрытых детских учреждений: детских домов, интернатов для неблагополучных детей. Стали обсуждаться вопросы инклюзивного образования и воспитания детей с разными формами сенсорных и умственных дефектов, появился новый опыт успешного развития таких детей, помещенных в нормальную детскую среду.

Особую линию инноваций продолжили начинания в сфере личностного развития, которые стали очень интенсивно заполнять вакуум позитивного личностного общения и творческой самоактуализации. Эти начинания также вносят изменения в систему жизненных, социокультурных позиций и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей друг к другу и социальной действительности в целом.

Особенностями нынешнего этапа инновационной деятельности являются интерес к педагогическому наследию, анализ новаторских достижений прошлого, интеграция старых идей в современное образовательное пространство в соответствии с требованиями времени. Многие продуктивные педагогические идеи современности опираются на инновационные поиски и находки 1920, 1930, 1950-х гг. Так, в методике крупноблочного изучения материала, разработанной В. Ф. Шаталовым, видят влияние комплексно-целевых программ Государственного

ученого совета (1923-1925 гг.); в создании классов выравнивания лежит принцип исследовательских методик обучения (Дальтон-план) и авторской школы С. Т. Шацкого; систему опережающего обучения С. Н. Лысенковой соотносят с методикой комментированного письма липецких учителей; на практических занятиях по физике, химии, биологии успешно применяют элементы бригадно-лабораторного метода.

Таким образом, анализ историко-педагоги-ческого аспекта изучения инновационной педагогической деятельности позволяет сделать ряд выводов:

инновации в образовании и обучении тесно связаны с изменениями в обществе и обусловлены ими;

изменения в обучении и воспитании, в первую очередь, проявляются в целях и задачах образования;

изменения в содержании и структуре образовательно-воспитательной работы происходит каждые 5-7 лет;

инновационные процессы в обучении и воспитании, начинаясь, как правило, во вне-учебной деятельности, распространяются в общеобразовательной школе, а затем охватывают профессиональную и высшую.

Список литературы

1. Педагогика : педагогические теории, системы, технологии : учеб. пособие / под ред. С. А.Смирнова. М., 1999. 512 с.

2. Коменский Я. А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоц-ци И. Г. Педагогическое наследие. М., 1989. 416 с.

3. Штейнер Р. Истина и наука. М., 1992. 56 с.

4. Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития : инновационный курс. М., 1997. 567 с.

5. Ушинский К Д. Избр. пед. соч. : в 2 т. Т. 2. М., 1974. 440 с.

6. Френе С. Избр. пед. соч. / пер. с франц. М., 1990. 304 с.

7. Шацкий С. Т. Избр. пед. соч. : в 2 т. Т. 1. М., 1980. 304 с.

8. Маанди Н. Школа моей мечты // Народное образование. 1995. № 3. С. 5-6.

9. Сухомлинский В. А. Павлышская средняя школа. М., 1979. 393 с.

The Historical Aspect of Studying Innovative Pedagogical Activity Ye. V. Rodkina

Kindergarten «Zyornyshko»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ulitsa Sportivnaya, 5, 412300 Balashov, Russia

E-mail: rodkina-e@bk.ru

2. Komensky J. A., Lock J., Rousseau J.-J., Pestalozzi J. H. Pedagogicheskoye naslediye (Pedagogical heritage). Moscow, 1992. 486 p.

3. Steiner R. Truth and knowledge. N.Y., 1981. 110 p. (Russ. ed.: Shteiner R. Istina i nauka. Moscow, 1992. 56 p.)

5. Ushinskiy K. D. Izbrannyye pedagogicheskiye sochine-niya: v 21. (Selected pedagogical works: in 2 vol.) Vol. 2. Moscow, 1974. 440 p.

7. Shatskiy S.T. Izbrannyye pedagogicheskiye sochineniya (Selected pedagogical works: in 2 vol.). Vol 1. Moscow, 1980. 304 p.

8. Maandi N. Shkola moyey mechty (A school of my dream). Narodnoye obrazovaniye (People’s education), 1995, no. 3.

9. Sukhomlinskiy V. A. Pavlyshskaya srednyaya shkola (The secondary school of Pavlyshsk), Moscow, 1979. 393 p.

УДК 378.14:159.923

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ АУТОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ^^

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

В. М. Смирнова

Смирнова Валентина Михайловна — зав. отделом досуговых, творческих и оздоровительных программ, Саратовский государственный университет E-mail: smirnowa04@bk.ru

В статье обосновывается необходимость формирования ауто-психологической компетентности у студентов педагогических специальностей в период их вузовского обучения. Результатом работы стала авторская модель формирования аутопсихологиче-ской компетентности студентов, областью ее применения является процесс подготовки будущих педагогов. Апробация модели подтвердила ее эффективность, индикатором этого стал переход студентов с низкого на высокий уровень сформированности аутопсихологической компетентности. В ходе эксперимента доказана взаимообусловленность аутопсихологической компетентности с эффективным вхождением молодого специалиста в профессиональную деятельность. Модель не предполагает кардинальной перестройки сложившейся системы вузовского обучения, для ее внедрения рекомендовано использовать аудиторные занятия предметов психолого-педагогического цикла, профессиональные практики, включение в общественно значимую деятельность. Подчеркивается, что актуализация внутреннего потенциала личности выступает фактором повышения качества профессиональной подготовки выпускников вуза. Ключевые слова: аутопсихологическая компетентность, самопреобразующая деятельность, модель формирования аутопсихо-логической компетентности.

Современное высшее образование является сегодня одним из ведущих социальных институтов общества, обеспечивающим «…подготовку <…> высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности.» . Вместе с тем научные исследования, посвященные профессиональной педагогической деятельности, показывают, что учителя работают в неблагоприятных в психологическом отношении условиях,

поскольку в процессе обучения и воспитания постоянно сталкиваются с трудно прогнозируемыми (нередко конфликтными) ситуациями взаимодействия с детьми, их родителями (лицами их замещающими). В результате этого у педагогов довольно часто возникают стрессовые состояния, приводящие к хронической усталости, нервным срывам, ухудшению здоровья, что, в свою очередь, вызывает существенное снижение работоспособности, увеличивая вероятность принятия ошибочных решений (С. В. Баныкина, М. Р. Битянова, В. И. Журавлев, Е. А. Климов и др. ). Данная проблема обозначает запрос на формирование у выпускников педагогических специальностей вуза аутопсихологической компетентности, наличие которой позволяет специалисту решать различные задачи как профессионального, так и личного характера.

Анализ научных трудов (Н. В. Кузьминой, К. А. Абульхановой-Славской, А. А. Деркача, Н. Е. Паевской и др. ), а также проведенное автором исследование позволили сформулировать общее представление об аутопсихологической компетентности, согласно которому она представляет собой самопреобразующую деятельность (самопознание, саморазвитие, саморегуляцию, самопомощь) на основе системы психологических знаний о себе, а также умений и навыков изменения своего внутреннего состояния для достижения значимых результатов в профессиональной деятельности. Считается, что аутопсихологиче-ская компетентность отражает спектр составляющих — активность, гибкость, адаптивность, стрес-

Авторитарное воспитание

При авторитарном стиле воспитания педагог сам лично решает все вопросы, касающиеся формирования и развития не только классного коллектива, но и всякого учащегося. Исходя из личных установок, он задаёт положение и цели, субъективно расценивает результаты деятельности. Конечно, в более ясно проявленной форме данный стиль проявляет себя при автократическом подходе к воспитанию, когда учащиеся лишены возможности участвовать в обсуждении проблем, имеющих к ним непосредственное отношение, а их инициатива и стремление к активности оценивается негативно и не приветствуется. Но сопротивление учащихся властному давлению преподавателя чаще только лишь приводит к происхождению устойчивых конфликтных ситуаций.

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

По мнению Н. Ф. Масловой, авторитарный стиль воспитания, порождает неадекватную самооценку учащихся, чаще всего, заниженную, прививает культ силы, способствует формированию нервных расстройств, вызывает неполный уровень требований в общении с окружающими людьми.

Гуманистическая педагогика

Гуманистическая педагогика призвана преодолевать скептицизм, равнодушие и инфантилизм. Она стремится вернуть позитивное отношение к таким понятиям, как смысл жизни, ее значение и эталоны. Кроме этого, она ставит себе в задачи помочь человеку не только преодолеть страх, но и совместно с тем выработать мужество по отношению к возможности того, что значение и важность его жизни могут оказаться не более чем средством для общего: то есть для страны, партий, компаний, идеологий, церкви и т.д. Но по отношению к самой гуманистической педагогике данные опасения, нужно считать, лишними, так как гуманистическая педагогика нацелена на личность, это не социоцентрическая и идеологическая, а антропоцентрическая и философски нейтральная, самокритичная педагогика. Она настаивает на необходимости учета уникальности и самоценности личности каждого и любого учащегося.

Но что, же дает такой подход к образованию? Он учит не бояться необычных ситуаций и эвристическому отношению к жизни. В этом и проявляется базовое преимущество личности на самоопределение. Самоопределение означает здесь вероятность строить собственную жизнь по своему личному усмотрению, при этом, не мешая другим в реализации такой же способности. Будучи во многом синонимичным идеям равноправия и свободы, принцип самоопределения личности выглядит наиболее определенным и наиболее жизненным. Он помогает любому занять свое неповторимое место в жизни, сбросить напряженность в отношениях между совсем несхожими друг с другом людьми.

Гуманистическая педагогика призвана учить искусству мышления и прививать уважение к уму. При этом она стремится помочь в формировании гуманистических ценностей таких, как мужества, разумности, заботы, уважения прав и свободы самоопределения личности; Гуманистическая педагогика берет на себя ответственность предложить общечеловеческую основу и методологию формирования личностью адекватного эпохе, то есть научно нацеленного, философского и высоконравственного взгляда на мир.

Главные принципы гуманистической педагогики

Почти все гуманисты считали, что воспитание в качестве передачи знаний от поколения к поколению само собой гарантирует формирование этической и нравственной личности. Они полагали, что теоретическое знание, его обычная передача чуть ли ни автоматически описывает мировоззрение человека и его ежедневное поведение, становится обязательной составной не только его сознания, но и закладывает в нем глубинные, экзистенциальные ценности. Однако в действительности же между знанием и ценностями, знанием и ежедневными привычками довольно — таки большая дистанция. Легкодоступность информации сама по себе никак не способна придать значение жизни человеку, как не дает и возможности устроить ее. (Не нужны практически никакие эксперименты для осмысливания того, что, если раз в день смотреть телевизор по 12–16 часов, то можно в результате превратиться если не в психически больного, то в очень ограниченного человека с неадекватным восприятием реальности.)

Однако наименьшим требованием очищения считается чистосердечное и осознанное намерение учителя отстраниться от каких-либо политических и религиозных идеологий, признание в духе демократического законодательства основ свободы совести и убеждений. Но этически и нравственно правильным станет воздержанность от оценки, хоть одобряющей, хоть порицающей, любых политических и идеологических суждений в контексте изучаемого материала, либо сведение их к минимальному значению.

Существующая система воспитания все наиболее превращает и превращает знание в некий продукт на рынке мыслей, аппарат манипулирования людьми. Гуманистическая педагогика призвана преодолеть отстранение человека от себя самого, от своих потребностей и возможностей. В рамках гуманистической педагогики этические взгляды проверяются непосредственно каждым человеком в контексте определенной ситуации, собственного индивидуального жизненного опыта. Итак, современный гуманизм предлагает плодотворную этическую альтернативу, которая может снабдить высшую жизнеспособность личности и сообщества перед лицом все увеличивающихся психологических, правовых и социальных проблем. Но гуманистическая педагогика противостоит догматизму и иррационализму. Гуманизм выступает за право отдельного человека определять значение и образ собственной жизни на основе не столько массовых, идеологических, религиозных ценностей, но, прежде всего, общечеловеческих. Однако гуманистическая педагогика не просто признаёт за человеком это право, она ещё и побуждает личность к осмыслению данных ценностей. Следует опять же выделить, что гуманизм, никак не связывая себя ни с одной политической либо религиозной доктриной, содействует развитию демократического мышления.

Гуманистическая педагогика исходит из факта, что познание формируется людьми различных убеждений. Во взаимосвязи с этим и выдвигается идея, что инновационное воспитание – наверное, прежде всего, плюралистическое открытое воспитание. Тут ни одна наука не признается главенствующей, ведь ребенку предоставляется возможность обозреть все заслуги культуры, его знакомят с миром других философских, этических и эстетических систем, а также с обилием социальных теории и исторических картин мира. Их знание естественно и необходимо в максимально возможной степени. Однако, во всяком случае воспитание должно и обязано посодействовать каждому ребенку раскрыть самого себя, собственный свой образ. Кроме того, оно никак не обязано вынуждать к «исключительно верному выбору» в том числе и в том случае, если он, по-видимому, имеется. Данный отбор должен быть абсолютно свободно совершен самой личностью. Лишь в этом случае результаты деятельности имеют все шансы быть ею лично оценены как действительно надежные и нужные. Индивидуум должен сам избрать из предлагаемой системы идей ту, которая больше всего подходит его настоящим нуждам, наклонностям, стремлениям. Ему необходимо только напоминать, что жизнь богата способностями и исполнена значимости.

Следовательно, задачей преподавателей является максимально беспристрастная подача материала и предоставление индивидууму права лично сделать соответственные выводы для себя. Конечно, преподаватель должен посодействовать осознать те либо другие этические принципы, но вводить их в рассудок учащихся принудительным или догматическим образом он никак не имеет права. Как было сказано, преподаватели должны показывать нейтральность по отношению к религиозным, политическим и иным ценностям, быть очень корректным – главнейшая задача любого преподавателя, в особенности сторонника гуманистической педагогики, так как любая личность имеет право на уважительное отношение к себе, обладает одинаковыми с другими личностями достоинством и ценностью.

Итак, гуманистическая педагогика подразумевает, что в процессе обучения гуманистические ценности и нормы поведения подвергаются глубочайшему внутреннему усвоению.

ПРАВОСЛАВНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК ОСНОВАНИЕ ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ В СИСТЕМЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Иерей Артемий Ахметшин, настоятель домового храма в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия при Славянской школе города Омска, студент Омской духовной семинарии.

Аннотация. Статья посвящена системе православной педагогики, отражены ее принципы и основные положения. В статье рассматриваются пути и методы решения проблемы воспитания на примере опыта отечественных богословов-педагогов, а также представлены пути разрешения проблемных вопросов в сфере школьного образования.

Ключевые слова: педагогика, воспитание, личность, образование, христианская антропология, светское, религиозное, секуляризация.

ORTHODOX PEDAGOGICS AS A FOUNDATION FOR CHARACTER EDUCATION IN THE SYSTEM OF SCHOOL EDUCATION

лово «образование» происходит от слова «образ». Оно первоначально означало участие в созидании в человеке образа Божия, восстановление его по подобию Божиему, которые он утратил и утрачивает в результате грехопадения Адама и собственных грехов. Человек сам с помощью Божией создает себя по образу и подобию Божиему. Задача наставника, духовника, педагога помочь в этом делании руководимому, пасомому ученику.

Актуальность выбранной темы обусловлена насущной необходимостью говорить о восстановлении некогда утраченной модели воспитания подрастающего поколения в русле традиционной православной культуры.

С

К сожалению, к нашему времени слово «образование» утратило свое первоначальное значение. Им стали называть процесс приобретения под руководством учителей и преподавателей знаний и навыков, полезных для материального благополучия и карьеры. Стоит отметить, что образование с Петровской эпохи утрачивает самодовлеющую ценность и все больше становится средством достижения тех или иных эгоистических целей. Поэтому оно не спасает от роста преступности и беззакония.

Проблематике воспитания в свете христианской антропологии посвятили свою жизнь известные православные педагоги протоиерей Василий Зеньковский, протоиерей Артемий Владимиров, протоиерей Глеб Каледа, протоиерей Алексий Уминский. Все означенные богословы «нашего времени» непосредственно по роду своей деятельности осознавали неразрывную связь Православной культуры и системы образования. Их труды и старания — есть наследие для грядущего поколения наставников и учителей.

Современный педагог действительно имеет широкий спектр возможностей для того, чтобы наполнить образовательный процесс духовным содержанием: пособия, методические рекомендации и материалы, курсы повышения квалификации, организованные совместно департаментами образования и отделами религиозного образования и катехизации в епархиях Русской Православной Церкви.

Мы неизбежно сталкиваемся с тем, что теряем молодежь, и следовательно необходимо выбрать путь совершенствования системы образования. Возрождение духовной традиции, внедрение нравственного компонента, «живого» слова в систему обучения имеет ориентир на построение благоприятной воспитательной среды, которая несомненно станет откликом на назревшие проблемные вопросы.

В.В. Зеньковский в своей книге «Проблемы воспитания в свете христианской антропологии» сделал попытку определить цели воспитания, основывающиеся на началах христианской антропологии. В разных вариантах философ будет их повторять неоднократно. Итак, «цель воспитания в свете православия есть помощь детям в освобождении от власти греха через благодатное восполнение, находимое в Церкви, помощь в раскрытии образа Божия, … раскрытие пути вечной жизни»145.

В воспитательном процессе, по мысли В.В. Зеньковского, есть два основных направления: первое — это «подготовить дитя к Вечной жизни, к жизни в вечности, в Боге и с Богом, чтобы земные дни не пропали даром и чтобы смерть не была духовной катастрофой»146. Это одно из направлений воспитания, имеющее в своей основе заботу о духовном развитии ребенка.

Не менее важным является второе направление — «это подготовка к этой жизни, так как эта жизнь дает не только возможность приобрести Вечную жизнь, но дает возможность и потерять ее. Как будет пройдена эта жизнь — так она отзовется и в Вечной жизни, мы живем так, что эта жизнь является ступенью в вечность»147. Гипноз земной жизни настолько силен, что зачастую сиюминутные цели и задачи мы ставим на первый план, совершенно забывая о вечности. Задача воспитания должна быть

145Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете православной антропологии. Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2002. С. 152.

146Там же. С. 239.

147Там же. С. 241.

№ 2, 2017 (3)

Иерей Артемий Ахметшин «Православная педагогика как основание воспитания личности в системе школьного образования»

определена так, что первенствующей в ней была устремленность к небу и вечности, а не к земле и тлену. Но вопрос о том, куда устремиться, в землю или на небо, решать только нам людям, которым Христос подарил свободу выбора. Таким образом, рассматривая цели и задачи воспитания, В.В. Зеньковский дополняет ее тем, «что путь воспитания есть путь подготовки к свободе во Христе. Свобода есть дар Христа. Однако овладеть этим даром христианской свободы очень трудно, ведь свобода — это самое ценное и самое основное в нас»148.

В.В. Зеньковский убеждает нас в том, что очень важна необходимость «воспитания ребенка к свободе»149. Система воспитания к свободе есть система приобщения к истине — «последняя для нас заложена в Церкви, и потому познание истины для нас заключается в приобщении к Церкви»150. Нельзя мыслить воспитание вне свободы, и она, по словам В.В. Зеньковского, светит человеческой душе не как реальность, не как данная сила, но как возможность, как задание. Свобода не дана, а задана. В воспитании ставится вопрос об освобождении, то есть о восхождении к свободе.

Таким образом, воспитание должно быть личностно ориентировано на педагогическое «обнаружение» креста и воплощение его в жизнь. Воспитать ребенка — это значит раскрыть его личность, «но не в линиях так называемого «гармонического» развития естества, а в линиях внутренней иерархичности ценностей в человеке». То есть воспитание — это развитие основного начала в личности — духовной жизни, а уже инструментальное значение в этом приобретает воспитание физическое, нравственное, социальное, религиозное, моральное, эстетическое.

В настоящее время назрела необходимость создания целостной концепции православной педагогики, мировоззренчески основанной на вероучении Православной Церкви, поддерживающей духовно-нравственные, культурно-исторические, национально-патриотические традиции и отвечающей современным требованиям психолого-педагогической науки.

Сущность педагогики — душеспасительное попечение и служение больших меньшим. Прежде всего обратимся к пониманию сущности, назначения и цели педагогики в христианском осмыслении, ее главных отличительных особенностей и категорий. В Древней Греции педагогом именовали раба, приводящего сына своего господина в школу к учителю. Новозаветное понимание, опираясь на этот смысловой символ, под рабом Господина понимает верующего в Господа педагога. Школой жизни является Церковь, а тем таинственным Учителем — сам Христос, который Себя признает и именует Учителем всех учителей. Назначение педагогики — содействие, развитие и раскрытие богодарованного в личности в период ее становления. Направленность педагогики — детовождение ко Христу и во Христе через веру и Церковь. Сегодня преподавание и воспитание становится все более трудным делом. Наши ученики и воспитанники все менее готовы к восприятию уроков добра. У детей гаснет любознательность и пропадает тяга к знаниям.

Стоит обратить внимание на размышление о педагогическом вдохновении и поговорить о том, как дарованная христианам в Таинствах Церкви благодать помогает

148 Там же. С. 242.

149Там же.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

учителю учить, а воспитателю воспитывать. Без этой помощи каждый из нас может потерпеть лишь поражение на нашем святом поприще.

Итак, призывая на помощь Господа, мы осмысляем, как именно Божия сила помогает нам в деле обучения и воспитания. Эта сила, являясь живой и действенной через подвиг смирения и молитвы, открывает, что перед нами — бессмертные человеческие души. Каждая из них свободна в своем выборе, способна к различению добра и зла, алчет и жаждет благодати Божьей. За каждую из них Владыка-Христос пролил Свою драгоценную Кровь. Вот такое восприятие учителем его учеников как бесценных созданий Господа, искупленных Кровию Спасителя и предназначенных для наследия Царства благодати и любви, во многом меняет ход и атмосферу урока. Когда замечательного педагога своего времени, святителя Григория Двоеслова, папу Римского, спросил кто-то из клириков: «Как нужно относиться к человеку?» — он ответил: «С благоговением», имея в виду, что человек — это искупленное Господом разумное Его создание. И если мы вверимся силе Божией, внушающей нам бережное, трепетное, осторожное, благоговейное, тактичное, а главное, теплое расположение к нашим слушателям, они невольно встрепенутся и почувствуют в нас что-то такое, чего, может быть, еще не чувствовали, не «имели, не осознавали в себе»151.

Педагог, осененный благодатью Божьей, от Господа получает дар общения, дар проникновения в души людские. Как это далеко от холодного психологизма или мрачных оккультных способностей, как это далеко от житейской умудренности и так называемого объективного научного знания. Общение душ — вот тайна педагогического творчества.

Православное духовно-нравственное обоснование педагогики адресовано учителям и студентам духовных и светских учебных заведений, изучающим педагогику, исследователям, работающим в области педагогики и психологии, родителям и всем благочестивым читателям, которых интересуют проблемы педагогики и психологии. В существующих курсах педагогики не освещается процесс духовного становления человека и его взаимосвязь с психофизическим развитием, но без осмысления этой связи невозможно правильно построить учебно-воспитательный процесс. В православии проблема спасения, проблема вечной жизни осознается в рамках земной жизни, и потому в воспитании должны быть правильно сочетаемы две задачи: воспитание для вечной и земной жизни.

Светская педагогика ориентирована только на решение задач земной жизни, а вечное, духовное начало в человеке она не принимает во внимание.

На первом уровне рассмотрения педагогических проблем приоритетными являются проблемы духовно-нравственного становления личности, обеспечение душеспасительной атмосферы, в которой происходит правильное и свободное психофизическое развитие. На втором уровне основными проблемами являются психофизическое развитие и процесс социализации.

Такое деление на уровни возможно только в теоретическом плане. На деле жизнь человека во всех ее проявлениях есть и результат, и следствие, и одновременно средство духовно-нравственного становления.

Возвращение к духовно-нравственным традициям отечественного образования и воспитания приводит нас к восстановлению утерянной полноты в сфере пе-

№ 2, 2017 (3)

Иерей Артемий Ахметшин «Православная педагогика как основание воспитания личности в системе школьного образования»

дагогики. Теоретическое осмысление и практический опыт духовно-нравственного становления бережно хранились Православной Церковью в Священном Писании, творениях святых отцов и учителей Церкви, работах православных педагогов. Развивался этот опыт в трудах православных богословов и мыслителей религиозной философии, в процессе обучения и воспитания в духовных школах, в теоретических работах и практической деятельности подвижников благочестия, видевших в педагогической деятельности свое служение.

Понятие «светское», возникнув в России в XVII веке, приобретает особый смысл спустя два столетия, став синонимом латинского saecularis. Секуляризация понимается как высвобождение от религиозного влияния всех сфер жизнедеятельности общества и личности. «Светское» принято рассматривать в смысле «безрелигиозное». Так, определяя светское (классическое и академическое) в образовании, мы не стремимся доказать его ненужность или несовместимость с православным образованием, а ищем условия, при которых светское стало бы органической частью православного, если это принципиально возможно.

Полноценное светское и академическое образование неизбежно приводит человека к пониманию предела своего знания, открывает сознанию величие и мудрость мироздания, открывает неведомое как неизъяснимое логически и рационально.

Путь от светского к православному есть путь от самосохранения к упованию на Промысел Божий, от образованности — к благочестию, от нравственности — к святости, от бытия — к инобытию. Называя человека православным, мы не о нравственности говорим, а указываем на его своеобразные силы и деятельность, качественно не сравнимые с присущими миру, говорим о его вышемирности, его пребывании в сферах, недоступных обычному разумению.

Душевный строй человека перерождается очень медленно, и мы находимся в начале этого пути. Реальностью нашего положения является наличие двух систем образования — государственной светской и церковной православной. Исходя из этой реальности, необходимо ясно высказать православное отношение к светскому образованию.

Россия на протяжении тысячи лет создавала свои традиции на основе христианских ценностей. Без понимания христианства ребенок не способен освоить русскую и мировую культуру. Образовательный стандарт должен включать в себя предметы религиозного содержания, которые знакомят школьников с основами православной христианской веры, с православной культурой, с духовной историей России. Необходимо вернуть в образовательное пространство изучение основ наук, восполнить курс истории и литературы разделами, связанными с историей Церкви и духовной литературой, изъятыми под воздействием ложно понятого светского характера образования. Без освоения музыкального и художественного творчества не может быть полноценного образования. Необходимо полноценное эстетическое образование, включающее освоение духовного культурного наследия, а для восстановления здоровья школьников — полноценная физическая культура. Духовному образованию следует присвоить особый статус и разработать его содержание. Таким образом, светский характер образования определяется тем, что государство обеспечивает семье как социальному организму и своим гражданам возможность полноценного образования и воспитания, включая и религиозное.

Подводя итоги всему, что было сказано, попытаемся кратко сформулировать основные положения, принципы православной педагогики. Мы не ограничивали тему нашей работы только религиозным преподаванием и воспитанием, а вели речь о постановке педагогического дела в соответствии с духом православия. Не претендуя на полноту и систематичность изложения принципов, будем их рассматривать как ответ на вопрос, который сформулировал В.В. Зеньковский: «Что же есть в православии, что определяет его особые пути в педагогическом деле?»152. В своих рассуждениях мы основываемся на том, что человек создан по образу Бо-жию, то есть самая сущность человека, внутреннее ядро его личности несет в себе начало, исходящее от Бога. Человеческая личность существует не сама по себе, не в силу своей самодостаточности, поскольку не имеет в себе источник бытия, но существует благодаря своей причастности ко Христу. Сын Божий в Своем Воплощении и Воскресении явил самую глубокую и фундаментальную основу сущности человека, которого Он воссоздал для вечной жизни и для приобщения к идеальной полноте бытия. Подлинная личность открывается в личной встрече человека со Христом. Православное воспитание есть приведение ко Христу и Его Церкви, к постоянному питанию от тех благодатных даров, которые есть в Церкви. В православном воспитании происходит освящение образом Христовым всей человеческой жизни.

Пример европейской модели воспитания оказался несостоятельным с теми насущными вопросами, которые стоят перед современным обществом и человеком. Культ общества потребления, к которому многие стремятся, — очередной миф, как и многие другие социальные мифы. Знаем также, что даже самая строгая аскетическая жизнь может превратиться в фанатизм, если нет любви, если нет следования Христовым заповедям. Их сущность кратко изложил Сам Господь, сказав: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22, 37-40)153.

Восстановить некогда утраченную связь можно, восприняв путь следования христианским законам и нормам, вечным и непреходящим евангельским ценностям. Детей надо учить делам любви, следует приучать их думать и заботиться о других.

№ 2, 2017 (3)

Библиографический список:

2. Зеньковский В.В., профессор, протоиерей. Главная цель педагогики // Элек-

153Библия. — Режим доступа: https://azbyka.ru/biblia/?Mt.22:37-40

■^ПРАВОСЛАВНАЯ ПЕДАГОГИКА

Иерей Артемий Ахметшин «Православная педагогика как основание воспитания личности в системе школьного образования»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете православной антропологии. Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2002.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *