Православные поселения

Бегство из деревень и урбанизация

Такого сильного перепада между столицами и провинцией, как в других странах, в Германии нет. Это объясняется федеративной структурой с 16 земельными столицами. Тем не менее существует известный дисбаланс между городом и сельской местностью. Пока деревни в непосредственной близости от больших городов процветают, целые регионы страдают от повального бегства сельского населения в городские центры. В особенности это касается Восточной Германии. Согласно некоторым прогнозам, некоторые округа в Бранденбурге могут к 2035 году лишиться до трети всего населения.

Там нет рабочих мест, магазинов, ремесленных предприятий, врачей, банков. Закрываются школы и гостиницы. Качество жизни оставшихся местных жителей снижается, приходится дольше добираться до социально значимых объектов. Из-за переезда хорошо образованных и мобильных молодых людей из провинции в города существует опасность утечки мозгов.

Равные условия жизни

Правительство не собирается сидеть сложа руки, готовит ответные меры. В коалиционном договоре ХДС/ХСС и СДПГ написано следующее: «Наша цель – создание равных условий жизни в городских и сельских регионах, на Востоке и на Западе». Небольшие коммуны должны получить больше возможностей для самоуправления, будет расширяться сеть широкополосного интернета, развиваться местный бизнес. В некоторых деревнях сами жители берутся за дело, развивают интересные концепции, которые должны сделать жизнь в деревне привлекательной для активных людей.

Самые популярные города германии

Столица Баварии Мюнхен считается самым привлекательным городом Германии. Помимо крупных столиц приток нового населения ощущается и в городах среднего размера. Здесь в списке лидеров Фюрт, Бамберг и Пассау на юге, Хемниц, Магдебург, Шверин и Эрфурт на востоке Германии. Они интересны как образовательные, культурные центры, там есть возможности для активного отдыха, плюс невысокие цены.

Несмотря на то, что подавляющее большинство немцев живет в городах, 44% мечтает о жизни в деревне. К таким результатам пришел репрезентативный опрос «Большое исследование Германии», проведенный по заказу телеканала ZDF.

Исследования и ссылки по теме «город и село в Германии»

Исследование фонда Bertelsmann: маленькие и средние города в тренде

Интерактивная карта: демографические тенденции в Германии

Демографический портал федерации и земель

«Die Zeit»: город, село, предрассудки

ZDF: «Большое исследование Германии»

30 декабря 2019 11:07

В селе Теплом Клинского района Московской области погибает шедевр архитектуры конца XVIII века — Знаменский храм. Его автор великий архитектор Николай Львов. В этом году снова отказано в финансировании работ по укреплению памятника архитектуры федерального значения. Недавно по поручению Синода составлен список погибающих сельских храмов — их оказалось более 4 тысяч. Патриарх Кирилл считает недопустимым, чтобы такие церкви превращались в руины. Эти слова прозвучали на съезде Русской словесности.

Никольский храм в подмосковном Карачарове — не просто одна из четырех тысяч заброшенных сельских церквей, это точная копия храма Косьмы и Дамиана на Маросейке, построенного великим Матвеем Казаковым. Храм в ведении Епархии, но службы проводят редко. Прямо к памятнику прилепились курятники, их хозяйка Анжелика возмущается тем, что в храме недавно снимали клип, попросту взломав двери.

Русская православная церковь всегда больше заботится не о именах великих зодчих, не о хрестоматийно известных проектах, но о пастве. Именно поэтому еще в XVIII, XIX веке храмы ремонтировали, спокойно замазывая произведения древне-русской живописи. Так было всегда. Священник может служить в небольшой новой церкви, в часовне, значимость архитектуры и убранства — не на первом месте. Именно поэтому слова, которые сказал Патриарх Кирилл на недавнем съезде Русской словесности стали откровением.

«Как же мы хотим воспитывать национальное самосознание, укреплять связь времен в умах молодежи? Ведь нужно что-то показывать, о чем-то рассказывать, а уже сейчас показывать почти нечего, и то, что стоит, находится в руинах. Мы подсчитали, что более четырех тысяч храмов сегодня нуждаются в срочном ремонте или, по крайней мере, в консервации — с тем, чтобы они не превратились в руины в ближайшие 5-7 лет», — сказал Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Краеведы, историки архитектуры, неравнодушные получили надежду. Патриарх говорит о необходимости спасать старинные красивые храмы. Он призвал помогать в деле воссоздания на волонтерской основе.

Город Кашин Тверской области, многопрофильный кашинский колледж, где учатся на ветеринаров и программистов. Элементы высшей математики преподает протоиерей отец Дмитрий.

Эти классы в здании, построенном для духовного училища до революции. Вообще весь колледж со своими корпусами и хозяйственными блоками занимает территорию старинного Дмитровского монастыря в центре Кашина. Совсем недавно Троицкая церковь и храм Страстной иконы богоматери служили складами. Директор училища Николай Герций и отец Дмитрий стали проводить субботники, студенты и неравнодушные кашинцы расчищали памятники.

Всего вокруг Кашина 32 разрушенных храма, отец Дмитрий с волонтерами работают в девяти. «Они понимают, что работа на этих храмах акт покаяния за наш народ, который эти храмы и разрушил», — говорит протоиерей Дмитрий Кунченко благочинный Кашинского округа Тверской митрополии.

После того как храмы расчищены, встает вопрос — а что делать дальше. Церкви нужно передавать епархии, но этому предшествует работа, нужны документы. И хорошо, если этим занимаются представители нынешнего пользователя. Вот в колледже готовят справку о межевании.

«Готовим обращения в два министерства- образования и имущественных отношений, а потом обратимся в Тверскую епархию», — сказал директор Кашинского много профильного колледжа Николай Герций.

В центре Кашина есть храмы, в которых до сих пор по традиции советских времен светские учреждения. Пока их не собираются передавать епархии – вот в храме Спаса Нерукотворного магазин, срок аренды не вышел.

Работа волонтеров — это лишь первоначальная расчистка. Для проекта консервации храма, кроме реставрации требуется большая профессиональная работа- прежде всего нужны исследования состояния здания, почвы вокруг , нужны специалисты, а это стоит больших денег.

Ольга Ткачено много лет борется за шедевр великого зодчего Николая Львова в подмосковном Теплом. В Епархию было написано не одно письмо с просьбой о спасении выдающегося памятника.

«В октябре был подписано акт технического состояния к охранному обязательству, был определен план работ на пять лет, включая документацию.

Знаменская церковь в Теплом — настоящий шедевр. Посмотреть на нее приезжают крупные исследователи, это пример палладианской архитектуры в России. Но реставрации нет, много лет храм рушится. Это связано еще и с тем, что села тут нет, это урочище. Вокруг дивный пейзаж, но прихода нет, а для Епархии это главное.

«Это немного прагматичный подход. Раз нет прихода — зачем восстанавливать храм», — говорит Ольга Ткаченко.

В Синоде составили список из четырех тысяч разрушенных храмов. Это те, что относятся к Епархиям, но есть такие, что просто брошены — они не в ведении музеев, не в ведении Епархий. Русская православная церковь не стремится брать их на баланс. Это ведь означает взвалить на себя всю заботу. Вот бесспорный шедевр архитектора Николая Львова. Храм Петра и Павла под Торжком. Волонтеры здесь работали, но хаотично.

Недавно тверской предприниматель Дмитрий Бессарабов стал вести работы по укреплению храма Петра и Павла. Работы велись без документов, были несанкционированны и быстро закончились. После этого из церкви исчезли кресты, двери, решетки. Бессарабов уверяет, что спас их таким образом – вывез в усадьбу Раек, так же построенную Львовым.

Архитекторы считают, что некоторые храмы, как например этот под Торжком, он точная копия стасовского Спасо-Преображенского собора в Петербурге, можно было бы оставить в виде живописных руин. Но для этого тоже нужен проект и затем работы по консервации. Если храм никому не принадлежит. Как этот, то за него некому и хлопотать. Дни его сочтены.

Сегодня в Беларуси более 570 человек считают себя владельцами родовых поместий. Особенно много таких граждан в Воложинском и Витебском районах. Одновременно в Беларуси все активнее создаются так называемые экопоселения. Однако при всем внешнем сходстве и родстве идей понятия «родовые поместья» и «экопоселения» совсем не тождественны друг другу.

Согласно «Википедии», экопоселение — это «поселение, созданное для организации экологически чистого пространства для жизни группы людей, как правило, исходящих из концепции устойчивого развития и организующих питание за счет органического сельского хозяйства». В странах Запада экопоселения создаются людьми, которым не по душе городская жизнь и которые хотели бы обеспечивать себя экологически чистыми продуктами питания.

Но при этом такие люди, как правило, не готовы и не хотят отказываться от разнообразных благ цивилизации — от автомобилей до мобильной связи и интернета. Также они активно используют современные агротехнологии, что позволяет минимизировать трудовые и денежные затраты на обеспечение себя экологически чистыми продуктами.

В странах бывшего СССР, однако, получила развитие другая концепция, в большей степени «идеологическая». Первыми, еще в начале 90-х, свои экопоселения стали создавать люди, исповедовавшие уход из городов по разным причинам — чаще религиозным. Это, например, были язычники-родноверы, желавшие жить «как предки», или ортодоксальные православные, считавшие, что нужно удалиться от города как от «рассадника греха». Эти течения объединяло одно — отрицание современных технологий, в том числе и в сельском хозяйстве.

Понятие «родовое поместье» появилось в России (а потом и в других постсоветских странах) во второй половине 90-х, когда начали публиковаться и распространяться книги писателя Владимира Мегрэ (серия из 10 книг «Звенящие кедры России»). Эти книги стали идеологической основой общественного движения по созданию «родовых поселений».

Среди жителей таких поселений обычной практикой являются те или иные системы естественного питания, например, вегетарианство, сыроедение, веганство и т. д. В отдельных случаях на территории экопоселений запрещено употреблять мясо или выращивать скотину на мясо. С другой стороны, большинство жителей таких поселений обычно придерживаются систем здорового образа жизни, который включает в себя закаливание, активную физическую нагрузку, позитивный жизненный настрой.

Само по себе общественное движение «Звенящие кедры России» считается религиозным, а многие исследователи характеризуют его как секту, называемую «Анастасийцы» (по имени Анастасии — главной героини книг Мегрэ). Тем не менее, в России членами этого движения созданы уже сотни экопоселений в разных регионах.

В последние годы, в том числе и в Беларуси, переезд из города в экопоселение становится все более популярен среди достаточно обеспеченных людей, которым чужда идеологическая подоплека, но которые придерживаются современных взглядов и стремятся к жизни в экологически чистом месте.

До сих пор нет четких критериев, разграничивающих экопоселения, родовые поместья и просто семьи, переехавшие жить в деревню, но строящие там жизнь по городским стандартам. Это не позволяет четко определить, сколько экопоселений сегодня существует в Беларуси. По разным оценкам — от нескольких десятков до сотни. Но точно можно сказать, что данное движение набирает обороты.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *