Православные традиции в семье

Информационно-познавательная беседа «Духовные традиции русской семьи»

16.10.2014 год

МБОУ Сухобезводнинская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа при ФКУ ИК-14

Классный руководитель 10 «а» класса, учитель биологии и химии Саянова Татьяна Леонидовна

Цели:

расширить представление обучающихся о национальных семейных традициях; формировать позитивную оценку семейных ценностей; побуждать учащихся к самопознанию, самовоспитанию, к изучению и соблюдению законов о семье и браке, к уважению прав личности.

Форма проведения:

Урок — беседа.

Ход мероприятия.

Организационный момент. Создание эмоционального настроя обучающихся.

Классный руководитель.

Здравствуйте! Сегодня мы с вами поговорим о счастье. Что это такое. У каждого человека своё счастье, свои мечты о счастье, свои приоритеты. Давайте поговорим об этом.

Проблемная ситуация.

Поднимите, пожалуйста, руки те, кто хочет быть счастливым. Как вы думаете, а что нужно для счастья? Да, я согласна с вами, конечно же, для счастья нужна семья. «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома», — эти слова принадлежат Льву Николаевичу Толстому.

Сообщение темы мероприятия.

Сегодня я предлагаю вам поговорить о духовный традициях русской семьи. У нас уже стало традицией проводить подобные мероприятия.

Семья — это малый мир, малое общество, а наши православные предки величали ее «малой церковью». Наверно, нет такого человека, которому бы не хотелось иметь дружную семью, с которой он мог бы разделить и горе, и радость.

Существует легенда о том, что раньше не было разделения полов, а были сросшиеся воедино 2 существа, несущие одновременно мужское и женское начала. Идеальная гармония, великая сила любви была присуща им. Все их помыслы, поступки, стремления были общими. Великий бог Зевс не мог допустить, чтобы между людьми за пределами Олимпа могли существовать такие отношения и рассек пополам эти единые существа, разбросав их по Земле. Но любовь их не ослабла, стремление быть вместе еще более усилилось. И с тех пор каждый в этом мире ищет свою половину, а найти ее не всегда удается. Грустная и прекрасная легенда…

Но в действительности все не так гладко. Россия является лидером по количеству разводов. Вы только представьте себе, каждый второй брак распадается, каждый третий ребенок рождается вне брака. Теряются родственные связи. Не остается ничего святого.

Чтение стихотворения.

В не раз уже заштопанном халате
Из яркого цветного волокна
В больничной переполненной палате
Стоит старушка, плачет у окна.

Её уже никто не утешает-
Все знают о причине этих слёз.
Соседок по палате навещают,
А ей, лишь раз, сынок халат привёз.
Про тапочки забыл, сказал смущённо:
— Я завтра привезу… Потерпишь, мать?
— Конечно, потерплю. Я ж на перинке
И в шерстяных носках могу лежать.
Куда мне тут ходить? Простора мало.
Покушать санитарки принесут.
Меня болезнь настолько измотала,
Что мне б лишь полежать, да отдохнуть.

Вздохнул сынок, отвел глаза в сторонку:
— Тут… Понимаешь…Дело есть к тебе…
Всё это очень путано и тонко…
Но ты не думай плохо обо мне!
Квартира у тебя стоит пустая,
И мы с женой подумали о том,
Что ты то там, то тут… Одна… Больная…
Поправишься — к себе тебя возьмём!
И внуки будут рады, ты же знаешь!
Они души в тебе не чают, мать!
Всё! Решено! Ты к нам переезжаешь!
Твою квартиру будем продавать!

Достал бумаги, молвил без сомненья:
-Я все продумал, мне доверься, мам…
Как только мы увидим улучшенья,
Отсюда сразу жить поедешь к нам.

Что скажешь тут? Он сын ей, кровь родная…
А внуки — ради них и стоит жить!
И подписала, не подозревая,
Как все на самом деле обстоит.

Проходят дни, проходят и недели…
Сынка все нет. И вряд ли он придёт.
Старушку утешали и жалели…
Но кто же и чего тут не поймет?

А с каждым днём старушка всё слабеет,
И по ночам все чаще снится сон,
Как кашку по утрам сыночку греет,
Но плачет и не хочет кушать он.
И первые шаги сынка-малышки,
И слово, что сказал он в первый раз,
И первые царапины и шишки,
И детский сад, и школа — первый класс…

Врачи молчат, стараясь что есть силы
Хоть как-то ей страданья облегчить.
А родственники строго запретили
Старушке про диагноз сообщить.
Она не знает, что больница эта —
Не городской простой стационар,
Что шансов на поправку больше нету…
Но, для нее незнанье — не кошмар.
Табличка «Хоспис» на стене у входа
Ей ни о чём плохом не говорит.
На странные слова давно уж мода
И нужно ли кого за то винить?

Она не знает, что сынок исправно
Звонит врачам, в неделю раза два:
— Вы ж говорили — умирает… Странно…
Что до сих пор она ещё жива…

Она жива. Она всё ждет и верит,
Что сын придёт, обнимет, объяснит,
Откроются сейчас палаты двери,
Она же всё поймёт и всё простит.
С последних сил встаёт она с кровати.
Держась за стенку, подойдёт к окну.
Насколько ей ещё терпенья хватит
Так верить безразличному сынку?
Она готова до конца стараться.
И сил, что нет, она должна найти.
Вдруг он придёт? Она должна дождаться!
Придёт…Ну как он может не придти?
Стоит и плачет… Ждёт от сына вести…
На небо лишь посмотрит невзначай
И теребит рукой нательный крестик —
Мол, подожди, Господь, не забирай

— Почему так происходит? Что делать?

Конечно же, нельзя игнорировать опыт прошлых поколений. Обратимся к истории.

Серьезным «документом» на Руси, регламентирующим поведение человека в государстве, в семейной жизни, быту, был знаменитый «Домострой» (составитель Сильвестр). В Московском тексте 17 века 64 главы четко определяют обязанности человека по отношению к церкви и царю, к своим близким, жене, детям и т.д.

Главной идеей «Домостроя» является идея ответственности и авторитета: муж является господином своей семьи и несет ответственность перед Богом и государем за свою семью, за воспитание детей. Само понятие «Дом» в «Домострое» значительно шире, дом — это не только семья, но и общество, род, страна, мир. Правила «Домостроя» даны самим Богом, Церковью, выношены народом. Люди не просто читали его, переписывали, перестали лишь в 1940 – 1950 г.

Очень важная роль в семье принадлежала матери. Крестьянские дети получали в семье основы духовного воспитания. Семью не случайно называли «малой церковью», здесь происходило приобщение ребенка к молитвенному общению, постижение им азов православной веры. «Красный» угол избы служил для детей зримым подтверждением постоянства Божественного присутствия. Регулярное участие в богослужениях, таинства исповеди и причастия поддерживали в юных душах огонь Божественной любви.

Благословение перед разлукой, обычай в молчании посидеть вместе в безмолвной молитве перед отъездом свойственна русской семье. Тяжесть разлуки скрашивается переброшенным через нее мостом благословения. Отпускаемым на чужбину детям, сыновьям, уходящим на войну, столько давалось с собой благословений и молитв на дорогу, и так много было в старину рассказов про то, как материнское благословение — образок, повешенный на шею матерью перед отъездом — отклонило полет неприятельской пули. Мы здесь касаемся самого святого, сокровенного и интимного в жизни семьи. Отсюда вырастают те невидимые скрепы и нити, которые делают семью единым духовным организмом, дают столько теплоты и очарования ее внутреннему «воздуху».

Обратимся к известной всем семье последнего русского царя Николая II.

1894 год. Николай II запишет в своем дневнике: «8 апреля. Чудный незабвенный день в моей жизни — день моей помолвки с дорогой ненаглядной Аликс».

1916 год. Александра Федоровна в письме мужу: «Драгоценный мой, завтра я буду думать о тебе больше, чем когда-либо, это 22-я годовщина помолвки. Боже, как летит время… Незабвенны дни и та любовь, которую ты дал мне».

И дети вырастали в лучах этой взаимной любви.

«В 9 часов ровно мы услышали детский писк, и все мы вздохнули свободно! Богом нам посланную дочку мы назвали Ольгой! Когда все волнения прошли, началось просто блаженное состояние о случившемся». (Николай II. Дневники).

Несмотря на свои огромные обязанности главной семьи страны, а может быть, именно благодаря их глубокому пониманию, и царь, и царица чтили семью и были счастливы в семье. По воспоминаниям учителя наследника, Пьера Жильяра, «Николай II был для своих детей одновременно Царем, отцом и товарищем».

«Самое первое место для нас, где мы учимся правде, честности, любви, — это наш дом, самое родное место для нас в мире», — запишет в своем дневнике Александра Федоровна.

Подведение итогов беседы. «Фундамент» семьи.

Работа творческих групп. (Создаются 3 группы обучающихся во главе с преподавателем. Каждая группа совместно ищет ответ на поставленный вопрос).

1 группа.

Какие традиции можно «завести» в своей семье?

2 группа

Как можно разумно распределить домашние обязанности между членами семьи? ( Приготовление пищи, мытье посуды, уборка квартиры, вынос мусора, покупка продуктов, контроль за учебой детей, посещение родительских собраний и т. д.).

3 группа

Какие меры, на ваш взгляд, необходимо предпринять Правительству для укрепления семьи, для повышения рождаемости?

Отчет творческих групп.

Подведение итога.

Классный руководитель:

На русских свадьбах существовал обычай: когда торжество заканчивалось, гостям раздавали маленькие пряники. Они назывались разгоняи. Тем самым гостям намекали, что пора расходиться по домам. Я тоже хочу раздать вам такие пряники.

Подготовила и провела урок

Классный руководитель 10 «а» класса

Учитель биологии и химии

Саянова Татьяна Леонидовна

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Смирнов, Вадим Викторович, 2007 год

3. Аксаков И. С. в его письмах: в 4т. М., 1888-96. — т.1, т.2.

4. Аксиологические национальные приоритеты образования и воспитания: материалы XVIII сессии науч. Совета по проблемам истории образования и пед. науки/под ред. 3. И. Равкина. М.: ИТОП РАО, 1997. — 370 с.

5. Алешинцев, И. А., История гимназического образования в России (XVIII и XIX в.)/И.А. Алешинцев. Спб., 1912.

8. Антология педагогической мысли России второй половины 19 начала 20в./Сост.П.А.Лебедев.-М.,1990.

9. Арутюнов, С.А. Обычай, ритуал, традиция/С.А. Арутюнов//Сов. Этнография. 1982 — №2. — С.97-99.

11. Барсегян И.А. О классификации форм культурной традиции/И.А. Барсе-гян // Сов. этнография. 1982. — №2. — С. 102-103.

12. Барсов, А. Образование, а не выучка/А. Барсов // Педагогический сборник. 1900. — № 10. — С. 328-347.177

13. Белов В.И., Лад: Очерки о народной эстетике/В .И. Белов. М.: Молодая гвардия, 1989.-420 с.

15. Берсенева, Т.А. Жизнь по совести: Пособие для учителей и учащихся/Т. А. Бесенева, Тимофей Алферов свящ. М.: Паломник, 2001. — 205 с.

16. Бернштейн, Б.М. Традиция и социокультурные структуры/Б.М. Берн-штейн//Сов. этнография. 1982. — №2. — С. 107-109.

17. Бестужев-Лада, И.В. Ступени к семейному счастью/И.В. Бестужев-Лада. -М.: Мысль, 1988.-301с.

18. Богоявленский, Владимир свящ. Азбука православного воспитания/В. Богоявленский. М.: Аксиос, 2002. — 160с.

19. Болодурин, B.C. История образования в Оренбуржье/В.С. Болодурин. -Оренбург, Изд-во ОГПУ, 2000. 228с.

20. Большая советская энциклопедия. М.: Сов. энциклопедия. 1977, т.26.

21. Борисоглебский, A.B. Мужчина и женщина: дух, душа и тело/А.В. Бо-рисоглебский//Рус. Дом. 2002. — №2. — С. 15.

23. Братусь, Б.С. Психология. Нравственность. Культура/Б.С. Братусь. -М.: Наука, 1994.-217 с.

24. Брачность, рождаемость, смертность в России и СССР. М.: Статистика, 1977. 487с.

25. Булгаков, С.Н. ^Свет невечерний/С.Н. Булгаков. М.: Республика, 1994.-357 с.

27. В доме отца моего: Сборник статей о роли христианской семьи в религиозном воспитании ребенка. М.: 2001. — 304 с.

28. Вайсфельд, Н. Идеалы воспитания/Н. Вайсфельд//Русская школа. -1911. -№ 12.

33. Власова, В.Б. Об исторических типах традиционной ориентации/В.Б. Власова//Сов. этнография. 1982. — №2. — С.112-114.

36. Водарский, Я.Е. Население России за 400 лет/Я.Е. Водарский. М., 1973.С. 57

37. Войно-Ясенецкий, Лука, архиеп. Дух, душа, тело/Л. Войно-Ясенецкий.- М.: Изд-во Свято-Тихон. Богосл. инт-а, 1997. 136 с.

39. Вышеславцев, Г. О семейной жизни по учению Филарета митрополита Московского. /Г. Вышеславцев. СПб., 1894.

40. Вязьмин Ю. Светская и духовная музыка Оренбурга второй половины XIX начала XX вв./Ю. Вязьмин. — Оренбург, 2003.

41. Ганзберг, Ф. Основные идеи современной педагогики/Ф. Ганзберг// Русская школа. 1914.-№3 -Отд. 1.-С. 112-129.

42. Гарданов, В.К. Кормильство в древней Руси/В.К. Гарданов//Сов. этнография. 1959. — №6. — С. 40-58.

43. Гармаев, Анатолий, свящ. Культура семейных отношений/А. Гармаев -2-е изд., доп. Волгоград, 2003. — 582с.

44. Гармаев, Анатолий, свящ. Обрести себя/А. Гармаев. Минск.: Лучи Софии, 2002. — 336 с.

45. Гармаев, Анатолий, свящ. От зачатия до рождения/А. Гармаев. 3-е изд.- Волгоград: Вестник церковной педагогики, 2001. 117с.

46. Гармаев, Анатолий, свящ. Психопатический круг в семье. Минск: Лучи Софии, 2002. — 320 с.

48. Гессен, С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную филосо-фию\С.И. Гессен-М.: Школа-Пресс, 1995.-448 с.

50. Грачев, Алексий, свящ. Когда болеют дети/А. Грачев. М.: Даниловский благовестник, 2002. — 88 с.

51. Гребенников, И.В. Основы семейной жизни/И.В. Гребенников. М.: Просвещение, 1991.- 156с.

52. Громыко, М.М. Мир русской деревни/М.М. Громыко. М.: Молодая Гвардия, 1991.-446 с.

54. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4т./В.И. Даль. -М.: Рус.яз., 1998.

55. Дебольский, Н. Философские основы нравственного воспитания/Н. Де-больский. СПб, 1880. — 115 с.

56. Дебольский, Н. Что такое образование?/!! Дебольский/УПедагогический музей. 1876. -№ 5.

57. Демков, М. И. Общее образование и его цели/М.И. Демков. Чернигов, 1884.- 134 с.

58. Добротолюбие избранное для мирян/сост. Ювеналий, архим. — М.: Сретенский монастырь, 2002. 447с.

60. Домострой/сост. В.В. Колосова. М.: Советская Россия, 1990. — 304с.

61. Евстафиев, П. В. Начальные основания педагогики/П.В. Ефстафиев.1811. СПб., 1895.-543 с.

62. Ельчанинов, А. Записи/А. Ельчанинов. М.: Советская Россия, 1992. -208с.

63. Слободской, С. прот. Закон Божий для семьи и школы/С. Слободской. М.: Дарь, 2002. — 672с.

64. Зверева, O.J1. Семейная педагогика и домашнее воспитание/O.Jl. Зверева, А.Н. Ганичева. М.: Акаденмия, 2000. -160с.

65. Зейдель, Р. Цели воспитания//Русская школа. 1916. — Отд. 1. — С. 100117.; №2-3.-С. 103-120.

66. Зеньковский, В.В. Психология детства/В.В. Зеньковский М.: Академия, 1996.-346 с.

67. Зеньковский, В.В. Педагогика/В.В. Зеньковский. М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 1996. — 114 с.

69. Зеньковский, В.В, Русская педагогика в XX в/В.В. Зеньковский. Париж, 1960.-41 с.

70. Зеньковский, В.В. Социальное воспитание, его задачи и пути/В.В. Зеньковский. — М.: Моск. просвет, комиссия, 1918. 95 с,

71. Зоберн В. Здоровье ребенка духовное и физическое: Пособие для семьи с наставлениями священника и советами детского врача/В. Зоберн, М. Кравцова. М.: Русская миссия, 2001. — 476 с.

72. Иванцова, А. Изучение особенностей воспитания в семьях/А. Иванцо-ва//Воспитание школьников. 2000. — №9. — С. 16-18.

73. Ильин, И.А. Аксиомы религиозного опыта: В 2 т./И.А. Ильин. М.: ACT, 2003.-592с.

74. Ильин И.А., Путь духовного обновления //Ильин И.А. Путь к очевидности. М.: Республика, 1993. — 431с.

75. Ильин, И.А. Собрание сочинений в 10 т./И.А. Ильин. М.: Новый город, 1994.

76. Ильяшенко, Александр, свящ. Как найти семейное счастье/А. Ильяшен-ко. М.: Даниловский благовестник, 2001. — 192 с.

77. Иоанн Кронштадтский (Сергиев) Моя жизнь во Христе/Иоанн Кронштад-ский. М.: Сретенский монастырь, 2005. — 656с.

78. История и культура славян Южного Урала: сб. ст. и тез./под ред. A.B. Федоровой. Оренбург, 1995. — 96 с.

79. Каблуков H.A. Лекции по экономике сельского хозяйства. М., 1887. С. 92

81. Каледа, Глеб, профессор, протоиерей. Домашняя Церковь: Очерки духовно-нравственных основ созидания и построения семьи в современных условиях/Г. Каледа. М. Изд-во Зачатьевского монастыря, 1998. — 282 с.

82. Калинина, Г.В. Православной маме: в ожидании первенца/Г.В. Калинина, А.Г. Наумова. М: Лепта-Пресс /Эксмо /Яуза, 2005. — 400 с.

83. Каптерев, П.Ф. О семейном воспитании: учеб. пособие/П.Ф. Каптерев, сост. И.Н. Андреева. М.: Академия 2000. — 168с.

84. Каптерев, П. Ф. Новая русская педагогика, ее главные идеи, направления и реалии/П.Ф. Каптерев. СПб, 1914. — 212 с.

85. Каптерев, П.Ф. «Избранные педагогические сочинения/П.Ф. Каптерев, под ред. А.М.Арсеньева. М.: Педагогика, 1982. — 704 с.

86. Кареев, Н. М. Идеалы общего образования/Н.М. Кареев. СПб., 1909. -128 с.

87. Касавин, И.Т. Познания в мире традиций/И.Т. Касавин. М.: Наука. 1990.-202с.

88. Кендзерский, В. Что такое воспитание/В. Кендзерский. Воронеж, 1898 -68 с.

90. Кларин, В.М. Ушинский: национальное и общечеловеческое в воспита-нии/В.М. Кларин, В.М. Петров//Магистр. 1994. — №4. — С.57-63.

91. Кларин, В.М. Русская религиозная философия воспитания XIX XX в./В.М. Кларин, В.М. Петров. — М.: МП «Кодекс», 1994. — 80 с.

92. Кларин, В.М., Петров, В.М. Русская религиозная философия воспитания Х1Х-ХХ вв./В.М. Кларин, В.М. Петров. М.: Кодекс, 1994.- 80 с.

94. Ключевский, В.О. Курс русской истории/ В.О. Ключевский. М., 1908. -Т.5.

95. П.И. Ковалевский Национальное воспитание / Школа православного воспитания, М.: Паломник, 1999. с.382-427

96. Кокорев, М. Значение реальных представлений о деле воспита-ния/М.Кокорев//Педагогический сборник. 1906. — № 7. — С. 13-36.

98. Корнетов, П.В. Народная педагогика в фольклорных памятниках феодальной Руси/ П.В. Корнетов. М., 1989.

99. Корнилов, И. П. Задачи русского просвещения в его прошлом и настоя-щем./И.П. Корнилов. СПб.: 1902. — 441 с.

101. Кравцова, М. Воспитание детей на примере святых Царственных мучеников/ М. Кравцова. М., 2003.

102. Кроха: Программа развития и воспитания детей до 3 лет в семье. Н. Новгород, 1996.-423 с.

103. Ю5.Крупин В. Как русскую школу отлучили от Церкви/В.Крупин // Воскресная школа.-1997.-№ 8.-С. 11.

104. Куликова, Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание/ Т.А.Куликова. М.: Академия. — 2000. — 232с.

108. ПО.Ламзина, С.А. Диагностика семейного воспитания/С.А. Ламзина// Шк. технологии. 1998. №4. — С.92-97.

109. Ш.Леонова, Е. О религиозно-нравственном воспитании детей/Е.О.Леонова. СПб.: 1884.- 62 с.

110. Лесгафт, П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значе-ние/П.Ф.Лесгафт. СПб.: Типогр. А. Бенко, 1910. — 239 с.

111. Летурно, Ш. О задачах воспитания/Ш.О. Летурно// Вестник воспитания. 1898. — № 1.-С. 3-9.

112. Лихачев, Д. С. О национальном характере русских/Д.С. Лихачев// Вопросы философии. 1990. -№ 4. — С. 17-19.

115. Мальцев, А. Основания педагогики/А.Мальцев. СПб.: 1912. — 254 с.

116. Мальцев, А. О сущности и цели истинного образования/А. Мальцев// Подольские епархиальные ведомости. 1866. -№ 12. С. 35-40.

117. Маркарян, Э.С. Узловые проблемы теории культурной традиции/ Э.С. Маркарян//Сов. этнография. 1982. — №2. — С. 78-115

118. Материалы по статистике, географии, истории и этнографии Оренбургской губернии. Оренбург, 1887. — 176с.

119. Машин, М. Д. Из истории родного края. Оренбургское казачье вой-ско/М.Д. Машин. Челябинск: Юж.-Урал. Кн. Изд-во, 1976. — 192с.

120. Мейман, Э. К вопросу о цели воспитания/Э.К.Мейман// Русская школа. -1914. № 5-6. — Огд 2. — С. 208-219.

121. Меньшиков М.О. Из писем к ближним / М.О. Меньшиков. М., 1991. -С. 39.

122. Мечников, И. И. Воспитание с антропологической точки зрения/И.И.Мечников // Вестник Европы. -1871. № 1. — С. 105-132.

125. Мономах Владимир Поучение: Изборник/Владимир Мономах. М.: БВЛ, 1969.

127. Наторп, П. Философия как основа педагогики/П. Наторп. М., 1910. -107 с.

130. Наш православный дом М.: Даниловский благовестник, 2000. — 320 с.

131. Нектария мон. (Мак Лиз). Дивный свет. Государыня Императрица Александра Феодоровна Романова/Нектария (Мак Лиз). М., 2003.

132. Непознанный мир веры. М.: Сретенский монастырь, 2002. — 352с.

133. Несмелов, В.И. Наука о человеке/В.И. Несмелов. Т.1 Казань: Тан-Заря, 1996.-418с.

137. Николаев, Сергий свящ. Детское счастье/С. Николаев. М.: Даниловский благовестник, 2000. — 96 с.

138. Николаев, Сергий, священник Детские секреты семьи. Крестины/ С. Николаев. -М.: Даниловский благовестник, 1997. 32 с.

140. Образование и воспитание: материалы областной конференции «Православные традиции в формировании российской школы». Оренбург: ИППКРО, 1996.-59 с.

141. Овчарова, Р.В. Семейная педагогика: вопросы и отве-ты/Р.В. Овчарова. — М.: Просвещение, 1996.-238с.

142. Ожегов, С.И. Словарь русского языка/С.И. Ожегов. М.: Русский язык. — 1984.-959с.

143. Оздоровительная программа «К здоровой семье через детский сад»: сборник рабочих документов. СПб.: 2000. — 99 с.

144. Опыты православной педагогики/сост. А. Стрижев, С. Фомин. М.: Даниловский благовестник, 1993. Кн.5-6.

145. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. М.: ИЦ РПЦ, 2001.- 127 с.

147. Паисий, Святогорец, старец. Мысли о семье христианской/П. Святого-рец. М.: Благовест, 2001. — 63 с.

148. Панкеев, И. Обычаи и традиции русского народа/И.Панкеев М.: ОЛМА-ПРЕСС, 1999. 325 с.

149. Паульсен, Ф. Изменение идеала образования в связи с изменениями социального строя/Ф. Паульсен//Мир Божий. 1901. — № 9. — с. 14-17.

150. Пеньков, Е.М. Социальные нормы регуляторы поведения личности/ Е.М. Пеньков. -М.: Мысль, 1972. — 198с.

151. Пестов, Н.Е. Православное воспитание детей/Н.Е. Пестов. СПб.: Са-тисъ, 1999.- 147с.

152. Пестов, Н.Е. , Современная практика православного благочес-тия/Н.Е. Пестов. М.: Даниловский Благовестник, 1994. — 203 с.

153. Петракова, Т.И. Духовные основы нравственного воспитания/Т.И. Петракова. М.: Импэто, 1997. — 96 с.

155. Петрова, Т. Влияние семьи на эмоциональное состояние ребенка/Т. ПетроваУ/Дошкольное воспитание. -2001. №2. с.43-48.

156. Петровский, A.B. Дети и тактика семейного воспита-ния/А.В. Петровский. М.: Педагогика, 1981. — 142 с.

157. Платонов, О. 1000 лет русского предпринимательства/О. Платонов. -. М.: Современник, 1995. С. 18.

158. Плахов, В.Д. Традиция и общество/В.Д. Плахов. М.: Мысль, 1982. -220с.

160. Победоносцев, К.П. Новая школа/ К.П. Победоносцев. М., 1898. — 120 с.

161. Победоносцев, К.П. Ученые и учитель. Педагогические заметки/К.П. Победоносцев. 3-е изд. испр. и доп. — М., 1901. — 61 с.

162. Подвиг семейного воспитания: сб. бесед, выступлений, статей. М.: Храм Трех святителей на Кулишках, 2001. — 240 с.

163. Пока горит свеча среди бушующего мира: О педагогическом наследии В.В. Зеньковского//Учит. газ. 1994. — 8 февр. (№ 6). — С. 22.

164. Поселянин, Е. Судьбы царёвы / Е. Поселянин. СПб.: Царское Дело, 2001.-208 с. ^

166. Православие и проблемы воспитания. Н.Новгород: Нижегород. гуманитарный центр, 2000. — 403с.

167. Праздников, Г.Л. Традиция как диалог культур/Г.Л. Праздников//Сов. этнография. 1981. -№3. -С. 18-26.

169. Пыляев, М.И. Старый Петербург/М.И. Пыляев. Спб., 1889. — 430с.

170. Радин М. Энциклопедия общественных наук/М. Радин. М.: Мысль. -1989.-478с.

172. Рачинский, С. А. Сельская школа: сб.ст./С.А. Рачинский; сост. Л.Ю. Стрелкова-М.:Педагогика, 1991.- 176с.

173. Рашин, А.Г. Население России за 100 лет/А.Г. Рашин. М. 1956. — 224с.190

175. Роберт, А. Учение, как оно у нас есть и как должно быть/А. Роберт // Русский вестник. 1870. — № 12. — С. 747-788.

176. Роберт, А. Отзывы иностранной печати об образовании в России/А. Роберт/Женское образование. 1882. — № 6. — С. 436-439.

178. Рождение и воспитание здорового ребенка: Методические рекомендации для обучения родителей и будущих родителей основам основам медико-педагогических знаний. СПб., 2000. — 171 с.

180. Розанов, В.В. В мире неясного и нерешенного/В.В. Розанов. М.: Республика, 1995. -461с.

181. Розанов, В.В. Легенда о Великом Инквизиторе/В.В. Розанов. М.: Республика, 1996. —»701с.

182. Розанов В.В. О писательстве и писателях/В.В. Розанов. М.: Республика, 1995.-733с.

183. Розанов, В.В. Сумерки просвещения/В.В. Розанов. М.: Педагогика, 1990. 620с.

184. Романов, Е.А. Многодетная семья возрождение русского народа/Е.А. Романов//Рус. Дом. -2002. -№3. — С.ЗЗ.

185. Романова, Александра Феодоровна Слова добрые. Дневниковые записи 1908-1915 годов. -М.: Русский паломник, 2005. 29 с.

186. Российская педагогическая энциклопедия. М.: Большая российская энциклопедия, 1999. — Т. 2. — 670с.

188. Сарингулян, К.С. О регулятивных аспектах культурной традиции/К.С. Сарингулян//Сов. этнография. 1982. — №2. — с.99-101.

189. Седов, JL Современные педагогические искания полноты духовного раз-вития/JI. Седов//Вестник воспитания. 1911. -№ 1-2. С. 3-8.

190. Семья малая Церковь. — М.: Сретенский монастырь, 2003. — 57с.

192. Скабалланович, М. Рождество Пресвятой Богородицы / М. Скабалланович. Киев, 1915. — 135с.

195. Смирнов, В.В. Роль семьи в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения /Качество профессионального образования. Материалы преподавательской и студенческой конференции. Оренбург, 2004. 8с.

196. Смирнов, В.В. Семья и церковь: проблема взаимодейст-вия/В.В. Смирнов//Человек и Вселенная, СПб. №5. — 2001. — С.48-53.

200. Смирнов, В.В. Православные традиции в семейном воспитании/В.В. Смирнов/Материалы Четвертых Покровских образовательных чтений «Философско-педагогические и религиозные основания образования в России: история и современность» Рязань, 2005. С. 214-219.

203. A.Н. Кузибецкого. -Волгоград, 2003. С. 69-75.2Ю.Соловьев, B.C. Оправдание добра: нравственная философия //Соловьев

204. B.C. Сочинения в 2 т. 2-е изд. — Т. 1. — М., 1990. — С. 47-548.

205. Сохряков, Ю.И. Русский пророк XX века/Ю.И. Сохряков//Рус. Дом. -2003.-№3.-С. 25.

206. Спасайте детей: Поучения святителя Иннокентия, Митрополита Московского, апостола Сибири и Америки. СПб., 1998. — 175 с.

207. Страницы истории России в летописи одного рода (автобиографические записки четырех поколений русских священников) 1814-1937 М.: Отчий дом, 2004. — 775с.

209. Сурова, Л.В. Православная школа сегодня. Книга для учащихся и уча-щих/Л.В. Сурова. М.: Изд-во Владимирской епархии, 1996. — 496 с.

210. Суханов, И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколе-ний/И.В. Суханов. М.: Политиздат, 1976. — 216с

211. Сухинина Н.Е. Все начинается с семьи/Н.Е. Сухинина//Рус. Дом. 2003. -№7. — С. 37.

212. Тацис Дионисий, свящ. Поучения старцев/Д. Тацис. М.: Даниловский благовестник, 1997. — 110 с.

213. Теоретико-методологические основы духовно-нравственного развития личности в наследии русских философов конца XIX начала XX вв. — М.: ИТПиМИО РАО, 1994. — 140 с.

214. Тичер, Н. О силе воспитания (Старые и новые теории и фак-ты)/Н. Тичер//Нар. образование. 1905. — Кн. 9. — С. 183-200.

215. Толковый словарь русского языка Д.Н.Ушакова: в 4 т. М. 1938.

216. Троицкий, В.Ю. Национальные духовные традиции и будущее русского образования/В.Ю. Троицкий//Педагогика. 1998. — № 2. — С. 3-8.

217. Угринович, Д.Мт Обряды, за и против/Д.М. Угринович. М.: Политиздат, 1975. — 175 с.

218. Урланис Б.Ц. Рост населения в Европе/Б.Ц. Урланис. ОГИЗ, 1941. С. 414-415

219. Ушинский, К.Д. //Мысли о православной педагогике. Вып.1 М.: Высокопетровский монастырь, 1994. — С.15

220. Ушинский К.Д. Собрание сочинений /ред. E.H. Медынский, В.Я. Струминский. -М.-Л, 1948-1952.

221. Учение о семейной жизни святителя Филарета Московского. М.: Православный приход Храма Казанской иконы Божией Матери в Ясенево, 2002.-С. 43-47.

222. Федоров, В.А. Мать и дитя в русской деревне (конец XIX-начало XX в.)/В.А. Федоров//Вестн. МГУ. Сер. 8, История.-1994.-№4.-С.З-22.

224. Феофан Затворник, свт. Путь ко спасению. Письма о христианской жизни. Поучения/Ф. Затворник. — М.: Лепта-Пресс, 2005. 800 с.

225. Философия образования: «Круглый стол» журнала «Педагогика» // Педагогика. 1995. — № 4. — С.3-28.

228. Флоровский, Г.В. Пути русского богословия/Г.В. Флоровский. Вильнюс, 1991. —С. 17, 277.

229. Франк, С.Л. Духовные основы общества/С.Л. Франк. — М.: Мысль, 1992, — 166 с.

230. Футорянский, Л. И. Казачество в системе социально-экономических отношений в предреволюционный период России/Л.И. Футорян-ский//Вопр. истории капиталистической России. Свердловск, 1972.

231. Харчев, А.Г. Семья как фактор социально-культурного развития общест-ва/А.Г. Харчев//Семья и общество. -М.: Наука, 1982 С. 128-132.

233. Хоружий, С.С. Трансформация славянофильской идеи в XX веке/С.С. Хоружий//Вопр. философии. 1994. — № 11. — С. 52-62.

234. Цели образования юношества (Статья проф. Штрюмпеля) // Учитель. -1870.-№№ 15-16.

235. Церковь и мир. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. М.: Даниловский благовестник, 2000. — 192 с.

238. Четвериков, С., прот. Как воспитать и сохранить веру в Бога у детей/С. Четвериков. М.: Сретенский монастырь, 1998. — 32 с.

239. Чистов, К.В. Традиция, «традиционные общества» и проблема варьиро-вания/К.В. Чистов//Сов. этнография. 1982. — №2. — С. 105-107

241. Что необходимо знать каждой матери. М.: Даниловский благовестник,2000. 80 с.

242. Шадриков, В.Д. Нравственно-духовные качества русского народа/В.Д. Шадриков. -М., 1997.-350 с.

243. Шацкий, Ежи. Утопия и традиция/Е. Шацкий. М.: Прогресс, 1990. -332с.

244. Шестун, Е., прот. Православная семья/Е. Шестун, Н. Огудина. — Самара, 2001.- 158 с.

245. Шестун, Е., прот. Основные проблемы современной школы/Е. Шестун. -Самара, 2001.-51 с.

246. Шестун, Е., прот;. Православная педагогика/Е. Шестун. М.: Про-Пресс,2001.-576 с.

248. Школа православного воспитания/под ред. А.Н. Стрижева. -М.: Паломник, 1999. 576с.

249. Школа православной России: сб./сост. А.И. Шпеко. М.: Россия молодая, 1998.- 199 с.

251. Щелгунов, Н. Полуобразование/Н. Щелгунов// Дело. 1878. — № 12. — С. 35-57.

252. Щуркова, Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культу-ры/Н.Е. Щуркова. М.: Пед. Поиск, 1997. — 77 с.

253. Щуркова, Н.Е. Диалогичность воспитания / Н.Е. Щуркова//Воспитание школьников.- 1996.-№3.-С. 8-11.

254. Эмве, К. Для чецо нужно народное образование/К. Эмве. СПб., 1906. -32 с.

255. Экономцев, Иоанн, игумен Православие, Византия, Россия/И.Экономцев. М.: изд-во Московской Патриархии, 1992. 182с.

257. Этика и психология семейной жизни: Хрестоматия для учителя. Ч. I. Остров духовной жизни. М., 1997. — 127с.

258. Этика и психолргия семейной жизни: Хрестоматия для учителя. Ч. II. Семья в русской литературе. М, 1999. — 126 с.

УДК 37.018:2-42 ББК 74.9:86.2

О РЕЛИГИОЗНЫХ ТРАДИЦИЯХ В СЕМЬЕ (ИЗ ОПЫТА СЕМЕЙНОГО

ВОСПИТАНИЯ ВОРОНЕЖЦЕВ)

Шиповский Алексей Викторович, член Союза журналистов РФ, священнослужитель

евангельской христианской «Церкви Божьей Славы» Шиповская Виктория Викторовна, сотрудник системы государственного социального

обеспечения (г. Воронеж)

Аннотация. Авторы — родители пятерых детей — рассказывают о семейном религиозном воспитании, исходя из своего опыта.

Ключевые слова: семъя, воспитание, религиозное воспитание, традиция воспитания.

ABOUT RELIGIOUS TRADITION IN THE FAMILY (THE EXPERIENCE OF

VORONEZH FAMILY)

Shipovskiy A.V. Shipovskaya V.V.

Key words: family, education, religious education, the tradition of education.

За последние годы в образовательной теории и практике наметилась тенденция перехода от естественнонаучной парадигмы к формированию таких технологий, которые опираются на духовно-нравственные традиции.

Естественнонаучная парадигма носила строго объективный характер и была независима от индивидуального социокультурного опыта обучаемого. Главная составляющая воспитательного процесса -духовность — была отодвинута на второй план. Кроме этого, намечается процесс, в результате которого происходит возвращение к ценностному переосмыслению семьи, как базового института в образовании и формировании у личности духовно-нравственные взглядов с опорой на духовно-нравственные ценности. Процессы ухудшения демографической ситуации и борьба с этой тенденцией, пропаганда таких явлений, как многодетность, усыновление

выходит на государственный уровень. Государство уделяет этим вопросам первостепенное значение. Развиваются институты надомного образования, такие как семейные детские школы, домашнее обучение и.т.д. В Российском обществе вновь укореняется понимание, что без здравого семейного воспитания, которое закладывает духовно-нравственные основы, невозможно успешное развитие общества.

Президент Российской Федерации В.В. Путин в своём девятом обращении к Федеральному собранию России в декабре 2012 года показал основные направления развития Российского государства на ближайшие шесть лет.

По мнению главы государства, гарантом развития страны и ее будущего являются, в первую очередь, дети. Сейчас в России отмечают значительное повышение уровня рождаемости. По словам Владимира Путина, уже в скором времени мно-

годетные семьи должны стать не исключением и редкостью, а абсолютной нормой. «Демографы утверждают, что выбор в пользу второго ребенка — это уже потенциальный выбор в пользу третьего. Важно, чтобы семья сделала такой шаг», — заявил Путин. «Я все-таки убежден, что нормой в России должна стать семья с тремя детьми, — считает президент. — Чтобы это было так, нужно многое сделать, нужно создать благоприятные условия…». Также Президент России отметил, что не менее важна, чем прирост населения, забота о его моральном и духовном уровне. Сейчас в России, к сожалению, утрачены многие нравственные ориентиры, и спасение ситуации возможно лишь через возрождение традиционных человеческих ценностей: «Мне больно об этом говорить, но сегодня российское общество испытывает дефицит духовных скреп, милосердия, сочувствия, сострадания друг к другу, поддержки и взаимопомощи, дефицит того, что всегда, во все исторические времена делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились». При этом, по словам главы государства, «попытки государства вторгаться в сферу убеждений, взглядов людей — это, безусловно, проявление тоталитаризма». «Это для нас абсолютно неприемлемо. Мы и не собираемся идти по этому пути», — пообещал президент. По словам председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко, впервые за долгие годы послание носило гуманистический характер. «Президент сделал акцент на нравственности и духовности нашего общества», — так общественный деятель прокомментировал речь главы государства. Особенно важным, по мнению Матвиенко, явился тот факт, что акцент в работе предлагается делать именно на субъектах Российской Федерации. Недаром в заседании принимали участие не только члены Федерального Собрания, но и председатели законодательных собраний регионов, отметила глава Совета Федерации РФ.

Необходимость усиления института семьи на государственном уровне и в образовательном процессе, а также просвещение и образование самих родителей, концентрация процесса этического и духовно-нравственного воспитания на институте семьи с опорой на духовно-нравственные традиции является одной из главных задач общества сегодня. Именно семья, как базовая ячейка общества, может стать в ближайшее время мощным педагогическим звеном в процессе воспитания духовно-нравственных взглядов ребёнка с опорой на духовно-нравственные и семейные традиции. А сами традиции станут важным элементом воспитания личности ребёнка в семье с опорой на их духовно-нравственную составляющую.

Проблема поиска новых духовно-нравственных ориентиров в российском обществе конца XX — начала XXI веков как показатель его глубинного социально политического и идеологического переустройства стоит остро и по сей день и требует взвешенного отношения к имеющимся в его распоряжении источникам и возможностям духовного возрождения. Активную позицию духовного «исцелителя» нравственного сознания граждан, в частности, все последние годы занимала религия и духовно-нравственные традиции. Активно пропагандируя как само христианское учение, так и включаясь в разнообразные социальные акции, религиозные организации, отдельные духовные деятели также представляют собой влиятельное крыло в системе общественного воспитания. В этих условиях свою позицию ценностного отношения к нравственно-воспитательному потенциалу религиозной культуры, самой религии должна занять семья и общеобразовательная школа как главные социальные институты воспитания будущих граждан России. Данную проблему пытается осмыслить и отечественная педагогическая наука. Сегодня, когда роль института семьи вновь усиливается в вопросе воспитания и формирования детей с опорой на духовно-нравственную составляющую, перед нами встала огромная задача: раскрыть богатейшую сокровищницу духовной жизни и семейных традиций во всей полноте и сформировать такие технологии воспитания и образования, которые бы опирались на духовно-нравственные традиции.

Далее мы попытаемся представить читателю свои размышления о созидании духовно-нравственной жизни ребенка посредством семейных традиций, исходя из опыта нашей семьи.

* Преимущества семейных традиций и воспитание детей на их основе

Воспитывая своих детей на основе духовно-нравственных традиций, родители гарантируют, что у их детей будет долгая и счастливая жизнь, в их семьях будет мир, хорошие отношения с другими людьми, они добьются успехов и будут преуспевать в делах. Родители могут читать своим детям Библию, разную литературу духовного содержания, обсуждать проповедь, которую семья услышала во время богослужения, и то, как её применить в повседневной жизни. Традиции помогают детям ощутить свою принадлежность семье. Традиции объединяют семью и формируют духовно-нравственный базис ребёнка. Некоторые остаются на долгие годы, другие исчезают по мере взросления детей. Рождество, Пасха и другие духовные праздники особенно способствуют развитию семейных традиций. Тради-

ции особенно важны для одиноких родителей, так как являются духовно-нравственным стержнем семьи. Традиции могут быть разнообразными: ежедневными, еженедельными и ежегодными, созидающими здоровые отношения в семье и формирующими личность ребёнка. Для многих особым временем в семье становятся выходные, когда можно вместе отдохнуть, сообща заняться какими-нибудь делами. Другие всей семьёй ходят в церковь. Бывают семейные традиции, связанные с проведением отпуска или видами деятельности в то или иное время года: катание на лыжах зимой, сбор грибов осенью, собиранием ранних цветов весной и.т.д. Хотя большинство семейных традиций вызывают у детей положительные эмоции, социолог и автор книг Тони Кам-поло пишет: «Обычай не обязательно должен нравиться участникам, чтобы оказать на них положительное психологическое воздействие». Также в своём выступлении главный раввин Великобритании Джонатан Сакс приводит данные опроса среди еврейских детей. В исследовании задавался вопрос, какое у них самое любимое и самое нелюбимое время недели. Для большинства из них нелюбимым временем оказался Шаббат (к традиции этого праздника мы будем периодически обращаться), так как не разрешалось смотреть телевизор, приходилось дольше обычного сидеть за столом в пятницу вечером и.т.д. Но и самым любимым временем многие назвали вечер пятницы. На вопрос «почему» они ответили: потому что все собираются в кругу семьи. По собственной воле они бы не проводили это время таким образом, но в итоге полюбили такие вечера. С другой стороны, если традиций в семье слишком много, это может отрицательно сказаться на семейной жизни и формировании личности ребёнка, особенно, если они не дают места для спонтанности и творчества.

Однако среди всех непрекращающихся проблем и непредсказуемых жизненных бурь хорошие традиции и обычаи помогают детям ощущать свою связь с семьёй и безопасность, дают толчок к личностному развитию. Благодаря им дети лучше запоминают приятные периоды своего детства, нежели чем неприятные. Очень важно понимать, что семейные традиции — один из основных способов передать наши убеждения и ценности следующему поколению. Мы уже говорили о том, что родители играют основную роль в формировании духовно-нравственных ценностей в жизни своих детей. Именно родители передают детям основы нравственности и закладывают религиозные убеждения и веру. Христианские традиции воспитания включают в себя родительскую власть, основанную на любви; постепенное усиление самодисциплины и

ответственности; родительское руководство, учитывающее интересы ребенка; уважение к чувству собственного достоинства каждого члена семьи; разумные рамки поведения, и, наконец, справедливое использование поощрений и наказаний, когда это необходимо в воспитательных целях, приучение ребёнка к труду. В своей работе мы выявили несколько способов передачи детям духовно-нравственных ценностей:

* Личный пример и отношения между родителями.

Бесспорно, что никто из родителей не может поручиться и гарантировать, какими будут убеждения или образ жизни его детей в будущем. Но определённые поступки со стороны родителей могут повлиять на все направления в жизни детей. Лучше перенимать духовно-нравственные ценности, веру, чем научиться им. Отношения между родителями, также и между другими взрослыми лучше всего говорят об их убеждениях. Если родители пытаются исполнять заповеди, читают Библию, водят детей в церковь, молятся перед едой, называют себя христианами, но при этом не проявляют друг к другу уважения и доброты, то такие убеждения будут иметь мало ценности в глазах детей. С другой стороны, дети расцветают в приятной для них атмосфере — где они свободны быть самими собой и не обязаны соответствовать определённому стандарту; где есть границы, но нет рутины, где много благодарности, но мало недовольства, где много смеха, где все друг друга слушают и друг у друга учатся, где больше ободрения, чем критики, где просят прощения и прощают, где есть много возможностей начать всё заново. В полноценной счастливой семье детей не загоняют в рамки, каждому из них предоставляется возможность найти собственные ценности и свою веру в своё время и своим способом. Если в семье не один ребёнок, важно не сравнивать детей, предполагая, что у одного больше духовности, чем у другого. Дети, как губки, впитывают отношение родителей и то, как они претворяют в жизнь свои убеждения. Их отталкивает любое проявление духовного контроля, навязчивости и давления. Детей влечёт духовность, приносящая ощущение свободы, любви и безопасности.

Примеры передачи детям духовных ценностей:

— не скупиться и быть щедрыми — делиться тем, что у нас есть, потому что мы понимаем, что счастливая жизнь не зависит от нашего богатства;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— относиться ко всем людям внимательно и по-доброму, независимо от их положения в жизни. Так как родители считают, что каждый человек создан по образу Божьему и любим Богом;

— прощать людей, поскольку Иисус Христос учит прощать;

— стараться доверять Богу своё будущее, потому что Библия учит нас отдавать Богу все заботы и тревоги;

— отказаться от конфликтов, не выяснять отношения перед детьми.

* Чтение и изучение Священных книг.

Сюда мы можем отнести чтение и изучение Библии, другой духовно-нравственной литературы, семейные собрания, изучение в форме игры.

Роль родителей заключается в том, чтобы за быстротечные несколько лет подготовить детей к самостоятельной жизни и передать им духовно-нравственные ценности. Библия описывает родительскую ответственность такими словами: «…дабы ты боялся Господа, Бога твоего, и все постановления Его и заповеди Его, которые заповедую тебе, соблюдал ты и сыны твои и сыны сынов твоих во все дни жизни твоей, дабы продлились дни твои,… и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею и всеми силами твоими. И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем. И внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая». (Второзаконие 6:2-7)

Будет очень хорошо начать прививать духовно-нравственные ценности с изучения детской Библии. Родители могут начинать читать детскую Библию по вечерам, а затем наставить каждого ребёнка по отдельности и помолиться вместе с ним, если молитва принята в семье. Существует также много других замечательных книг, пересказывающих библейские истории современным языком и не искажающих их смысл: Притчи Иисуса в современном изложении, библейские истории, рождественские и пасхальные сцены в книжках-трансформерах и.т.д. Дети лучше усваивают духовно-нравственные ценности через такие стандарты. Совместное чтение нередко выливается в беседы, оказывающие влияние и на их мышление, и на будущие решения.

Процедура утреннего чтения Библии, например, не должна быть сложной и может состоять из разбора одного-двух стихов из Библии во время завтрака и молитвы за предстоящий день. Ещё раз повторим, что, на наш взгляд, нет ничего более важного в семейной жизни, когда мы говорим о формировании воспитательных технологий на основе христианских традиций, чем совместное, семейное изучение Библии и выявления из неё духовно-нравственных ценностей.

Ещё одна популярная традиция в этом пункте -чтение перед сном вслух. Это даёт возможность

сблизиться с детьми. Нужно читать на ночь хотя бы маленькую историю. Чтение детской Библии или сказок, имеющих духовно-нравственную составляющую, превращается также в важный рычаг воздействия. «Мы не будем сегодня читать, если вы не успокоитесь и не перестанете баловаться», — такая угроза подразумевает, что дети не получат того, что им очень нравится. Важно следить, чтобы не использовать это средство очень часто и быть готовыми при необходимости привести его в исполнение.

Также изучение Детской Библии может подаваться в игровой форме, особенно, если это касается чтения с маленькими детьми. Игра, как фундаментальный элемент развития детского здоровья и благополучия, очень важна. Она имеет фундаментальное значение для детского здоровья, благополучия, в том числе закладки базы духовно-нравственных ценностей. Игра начинается с исследования формы предметов окружающего мира, их текстуры и других свойств. Дети играют с родителями, они также играют и со своими сверстниками, им нужно что-то изображать, делиться, изобретать, соревноваться. Через ролевые игры они учатся общаться и сравнивать себя с другими людьми. В игре развиваются физические навыки — они бегают, преодолевают препятствия, изготавливают что-то своими руками. Они пользуются воображением и дают волю творчеству. В процессе игры закладываются духовно-нравственные нормы. Дети учатся прощать обидчикам, вести себя в игре честно, «не жульничать», развивать положительные и дружественные отношения друг с другом, уважительно относиться к старшим (если они играют с родителями или бабушкой и дедушкой). И посреди всего этого — дети веселятся, что жизненно важно для любого возраста, снимается стресс, развивается позитивно-оптимистический подход к жизни. Некоторые родители ошибаются, думая, что их дети ещё слишком маленькие, чтобы понимать духовные вопросы. Не нужно преподавать детям какие-то глубокие духовные или теологические вопросы — преподносите ему духовно-нравственные истины в игровой манере и на языке ребёнка. Например, рассказывая о Давиде и Голиафе, можно взять пять камней и рассказать, как с помощью их, веры в Бога, смелости и мужества мальчик Давид победил врага, во много раз сильнее его самого. Таким образом, ценность мужества и смелости будет утверждаться в характере ребёнка.

* Молитва с детьми

Третья составляющая, которая позволяет передавать детям духовно-нравственные ценности, — это молитва. Через молитву формируется характер и

система ценностей ребёнка. Молитва за ребёнка состоит из каждодневного благодарения Бога и выражения искренних желаний относительно каждого ребёнка. Молясь за ребенка, родители начинают понимать лучше, что важнее для ребёнка в будущем. Молитва избавляет родителей от страхов по поводу благополучия детей, она помогает смотреть далеко вперёд и избежать возможных ошибок. Никакая проблема не может быть слишком сложной. Можно молиться о друзьях детей, о здоровье, об успехах в учёбе, о безопасности, о будущих спутниках жизни и.т.д. Возможность для молитвы предоставляется в самых разных ситуациях. Также и родителям важно молиться о самих себе, о мудрости, силах, терпении и самообладании. В молитве нужно учить детей быть благодарными, просить прощения за свои ошибки, молиться за свои собственные нужды и молиться за других людей. Особое место хочется уделить традиции помолиться на ночь. Короткая молитва, объятие и пожелание ребёнку спокойной ночи помогут закончить день привычным и в то же время неповторимым образом и вселят в ребёнка чувство безопасности.

* Посещение церкви.

Это то, что не всегда нравится ребёнку, и то, что он делает с радостью.

Надо признаться, что и для подавляющего числа взрослого населения страны посещение церкви (или другого религиозного института) не является чем-то обыденным. Согласно обнародованной МВД России статистике посещения православных храмов в пасхальную ночь в 2013 году, в более чем 10,2 тысячах храмов по стране, а также в церквях, монастырях прошли торжественные литургии, крестные ходы и другие праздничные мероприятия, в которых приняло участие около 4 миллионов человек.

(http://www.religiopolis.org/news/625 0-

2013.html). Напомним, что население России по данным последней переписи составляет 143 миллиона человек. Это значит, что на праздник в православных местах поклонения побывало не более 2,8 процента от общего количества россиян. Что же тогда говорить о регулярных посещениях церкви в непраздничные дни? Родителям надо постараться сделать посещение церкви естественным и приятным делом. Следует помнить, что, помимо родителей, многие другие люди могут помочь детям реализовывать их потенциал. Они будут влиять на них и способствовать формированию их характера. Семья расцветает, если участвует в общественной жизни. И не только родственники и друзья, но и церковь традиционно была и может стать кругом общения, положитель-

но формирующим духовно-нравственный аспект личности. К этому также можно отнести всевозможные возрастные, расовые и социальные группы.

В контексте данного вопроса стоит заметить, что интерес к посещению церкви с годами может меняться. В таком случае родители должны прививать детям своё духовное понимание о ценности таких посещений. Когда дети становятся достаточно взрослыми, чтобы жить независимо, они могут избрать ценности, не похожие на родительские мировоззрение и образ жизни. Если они отвергают ценности родителей, то всё, что могут сделать родители, — это продолжать их любить и терпеливо воздействовать на детей в том, что они считают правильным. Следует помнить, что дети расцветают, когда в семье есть: ободрение, благодарность, границы, дисциплина, извинения, прощение, смех, выслушивание, свобода быть самими собой, принятие, доверие. Дети чахнут, когда есть: критика, ворчание, рутина, авторитаризм, упрёки и обвинения, страх неудачи, высмеивание, осуждение, контроль и давление.

* Другие традиции

Наряду с важными фундаментальными традициями — передачами убеждений мы выделяем и другие традиции, которые формируют духовно-нравственный фундамент личности ребёнка в семье. Другими словами, вместе с личным примером родителей, изучением Библии в семье, молитвой и посещением церкви, необходимо также развивать массу других полезных повседневных привычек: вместе наводить порядок, принимать совместно пищу и.т.д. Например, Библейская книга Притчи говорит, что «Много хлеба бывает и на ниве бедных; но некоторые гибнут от беспорядка» (Притчи 13:24). Поэтому испокон веков в российских семьях был принцип выделения дня в неделе для совместной уборки дома, двора и.т.д. Подобные полезные привычки, прививаемые родителями детям совместно с духовно-нравственной основой, учат детей, что они -часть семьи, а, как следствие, и часть социума. Дети -члены семьи, но не её центр; их готовы выслушать, но и они должны быть внимательны к другим; что они должны наряду с остальными вносить свой вклад в жизнь семьи и общества. Дети имеют права, но также и обязанности перед родителями, семьёй, обществом. Их первая обязанность — «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Исход 20:12)

Семейные совместные приёмы пищи также очень важны, они вырабатывают социальный на-

вык, необходимый почти для всех остальных видов взаимодействия в обществе. Пренебрегая совместными приёмами пищи, мы подвергаем риску возможность эффективной социальной адаптации наших детей. Также в процессе совместного приёма пищи формируется культура здорового питания. В пример таких совместных приёмов пищи можно опять поставить еврейский Шаббат. Встреча Шаб-бата — традиция, уходящая корнями в глубокое прошлое. Неотъемлемые атрибуты встречи Шаббата -стол, покрытый скатертью, две зажжённые свечи, хамла — традиционный хлеб в форме заплетённой косы, кошерное вино или виноградный сок. Семейный ужин, трапеза Шаббата — особая воспитательная процедура, которая передаёт духовные традиции из поколения в поколения, положительно влияя на формирование личности ребёнка, сидящего за столом.

Ещё одна группа полезных привычек связана с подготовкой ко сну. Такие привычки, как ограничение просмотра телевизора перед сном, ложиться спать вовремя, краткое обсуждение прошедшего дня и подведение его итогов, чтение детской Библии на ночь, молитва с папой или мамой помогают ребёнку успокоиться и завершить день на позитивной волне. Обычаи, связанные с подготовкой ко сну, обычно появляются сами собой и приносят ребёнку наибольшую пользу. Вечерний установленный порядок может показаться занятым и уставшим к концу дня родителям только лишь практической необходимостью, чтобы как можно быстрее уложить детей спать. Но детям он даёт чувство комфорта и безопасности. Тони Камполо пишет об этом так: «День ребёнка мог быть беспокойным. Возможно, его обидели в детском саду, отругала учительница, возмутительным образом унизил одноклассник-грубиян или отверг друг. Кто знает, что на самом деле творится в школе? Если спросить у ребёнка, что в этот день произошло, он в ответ обычно говорит: «Ничего», даже если сегодня был эмоционально оскорблён. Польза традиции в том, что она может восстановить разрушенный мир ребёнка. Вечерний ритуал перед тем, как погаснет свет, помогает ребёнку убедиться, что мир не рухнул, и что всё будет хорошо».

Иногда можно попросить своих детей сказать перед сном, что сегодня было самое «хорошее» и самое «плохое». Это поможет родителям выяснить чувства детей — и положительные, и отрицательные. Традиция вечернего общения может сохраняться, когда дети войдут в подростковый возраст и станут относительно независимыми. Вопросы и проблемы часто обнаруживаются в тот момент, когда родители уже собираются сказать «спокойной ночи», и

последующий разговор приносит детям глубокое ощущение мира и безопасности.

Традиция дисциплины и труда — как важный элемент воспитания в семье

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В духовно-нравственных традициях России на протяжении веков всегда было важным поддерживать авторитет родителей. Он был поставлен во главу угла для правильного воспитания мальчиков и девочек, и особенно мальчиков. Ключевым принципом для родителей в поддержании авторитета была позиция избегать крайностей. Крайности заключаются в суровости и даже тирании, а также в расхлябанности и вседозволенности. И то и другое для детей вредно. В древности от детей требовалось, чтобы их было видно, но не слышно. Отец представлялся властной фигурой, он сурово наказывал детей за их ошибки и провинности. Заботу и ласку иногда можно было встретить только со стороны матери, но и она тоже была довольно строгой. Такие тиранические и карательные меры соответствовали убеждённости в том, что дети подобны маленьким взрослым, которых необходимо втискивать в определённые рамки, начиная процесс почти сразу после рождения и кончая его практически на взрослом молодом человеке.

Из-за подобной суровости маятник в конце концов качнулся назад, на противоположный край диапазона. К началу 21 века в России родители сделались безудержно снисходительными. Отчасти это можно объяснить спадом рождаемости, в семьях было только по одному-два ребёнка. В характере детей стали проявляться эгоистические тенденции. Подход, который условно назывался «ориентированным на ребёнка», стал подрывать родительский авторитет и превратил детей в маленьких «бунтарей». Ломка традиционных ценностей в начале 20 века, а также потеря национальной идеи в 90-е годы -всё это привело к тому, что в современном поколении все острее ощущается дефицит уважения к старшим. Сыновья и дочери не относятся с почтением и заботой к своим родителям, не имеют понимания семейной и общественной ответственности, потому что их этому не научили, и они не встречались с этими понятиями на собственном опыте. Сейчас на сцену появляется поколение, которое ещё хуже знакомо с традиционными принципами воспитания детей. Это тенденция в целом, в ней, конечно же, могут быть исключения. И всё же очевидно, что сегодня родители хуже, чем когда-либо понимают, как установить в семье дисциплину, эффективную и с любовью. Такая дисциплина, основанная на духовно-нравственных ценностях и традициях, стала, по нашему мнению, забытым ис-

кусством, многие её секреты утрачены. Чтобы у ребёнка выработалось и оформилось собственное разумение, без кропотливого и усердного родительского наставления не обойтись. Требуется много сил и терпения, чтобы заложить в ребёнка основы характера и сформировать систему ценностей, а также с самого начала привить детям уважение к родительскому справедливому авторитету. И тогда, когда приблизится переходный возраст, его гораздо легче будет удержать и укрепить. Родители обязаны руководить своими сыновьями и дочерями, научить их уважению к авторитетам и ответственности в поступках. Если они этого не сделают, неприятности угрожают обоим поколениям семьи, а также всему обществу.

Слово «дисциплина» подразумевает не только формирование поведения и психологических установок ребёнка, но также выработку у него определённой способности к самоконтролю и к усилиям, которые будут вознаграждены не сразу. Научить ребёнка хорошо работать — один из главных способов выработки самодисциплины. Иногда родителям кажется, что легче самим всё сделать за ребёнка, чем заставлять его, и это серьёзная ошибка. Люди, которые умеют хорошо работать, обычно умеют и лучше контролировать свои импульсы, биться над задачей, пока цель не будет достигнута, преодолевать собственное легкомыслие и ребячество, ощущать связь между усилиями и приятными перспективами, а также распоряжаться деньгами. Это хорошая подготовка к будущему существованию во взрослом мире.

* Заключение

Семейной жизни нужно позволять развиваться, и традиции должны служить семье и развитию личности ребёнка, а не наоборот. Некоторые традиции

исчезают, когда дети взрослеют, другие подходят для любого возраста и не исчезают. Семейные традиции не только помогают приятно провести время. Они способствуют передаче важных духовно-нравственных ценностей. В некоторых домах поддерживается обычай гостеприимства: приглашение гостей в дом с ночёвкой; и.т.д. Стоит задуматься и проанализировать, какие традиции мы формируем. Позитивные или, наоборот, негативные, которые неблаготворно влияют на семью. Составление списка ежедневных, еженедельных, ежегодных обычаев помогает отделить хорошие традиции от плохих. Сделав анализ и вывод, можно продолжить соблюдать те из них, которые созидают семью и личность ребёнка, и отбросить принижающие или отделяющие кого-то из членов семьи. Позитивные привычки и традиции становятся основой для приятных, остающихся на долгие годы воспоминаний наших детей, а также положительно влияют на духовно-нравственный микроклимат семьи и общества в целом. Они отражают наши собственные нравственные семейные ценности и определяют, кто мы, какие мы и чем отличаемся от других семей. Функция семьи и родителей в том и заключается, чтобы создать такую духовно-нравственную среду, в которой ребёнок будет выявлять свои интересы, развивать свои способности, воплощать свои мечты, и в конечном итоге стать полезным обществу, в котором живёт. На наш взгляд, именно духовно-нравственная составляющая даёт ребёнку вдохновение. Именно семья, в которой воспитываются дети с опорой на духовно-нравственную составляющую, будут подготовлены к жизни и станут приносить пользу обществу. Традиции могут сохраняться из поколения в поколение, и то, что мы делаем сейчас, будет взято на вооружение семьями наших детей, а в конечном итоге повлияет на будущее нашей страны, России.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *