Православный брак

ТЕМА 29
СОЗДАНИЕ СЕМЬИ

Создание семьи является Божьим установлением. Раввины считали, что человек мог воздержаться или уклониться от брака лишь по одной причине: посвятить все свое время изучению Закона. Если человек отказывался вступить в брак и иметь детей, не посвящая себя полностью Богу, говорили, что он нарушил заповедь, повелевающую человеку быть плодотворным и размножаться, и что он «умаляет образ Божий в мире» и «убивает свое потомство».

Библейская модель брака
Брак может быть или великим благословением, или несчастьем. Только брак в соответствии с Божьим замыслом будет благословением. Если мы не следуем замыслу Творца, благословения не будет. Кто сотворил мужчину и женщину? Кто заповедал: «Плодитесь и размножайтесь»? Кто сказал: «Не хорошо быть человеку одному»? Кто привел первому мужчине жену и создал первую семью? Бог установил брак, и Он управляет им и дает законы для жизни в браке.
1. Жених и невеста должны быть членами евангельской церкви. 2 Кор. 6:14, 15 говорит: «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными. Ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света со тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным?» Верующий в Бога человек должен вступать в брак только с верующим. Не может быть семья одним целым, если один в святости и праведности служит Богу, а другой служит греху и сатане. Как могут два таких разных человека быть сотрудниками друг другу и иметь близкое общение? Ветхий Завет подтверждает эту же мысль. Неемия был очень огорчен тем, что израильтяне брали в жены неверующих женщин. Самсон потерпел поражение именно потому, что он не был верен своему народу, когда выбирал жену. Соломон был соблазнен идолопоклонством множества жен и наложниц, которые служили своим домашним богам.
2. Брак не может быть однополым. «И сотворил Бог человека…мужчину и женщину сотворил их. И благословил их…» (Быт. 1:27, 28). Как видно, от начала творения мира никакие однополые браки Богом не предполагались. Однополые половые связи являются грехом и осуждаются Богом (Рим. 1:26, 27; Лев. 18:22). Создание семьи возможно только между мужчиной и женщиной. Недопустима перемена пола.
3. Согласно Библии, муж должен иметь одну, а не несколько жен одновременно, и жена должна иметь одного мужа, т.е. брак должен быть моногамным. Об этом говорит Ветхий Завет. Адам имел одну жену. Пророки говорили о том же. Они использовали отношения муж – жена для иллюстрации отношений Бог – Израиль. Были и исключения в израильском народе, особенно это касалось царей. Однако их практика не может отвергнуть Быт. 2:24: «Двое станут одной плотью». Новый Завет тоже говорит о моногамии. Указывая на одно из решений проблемы блуда через вступление в брак, говорится: «Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену (не жен), и каждая имей своего мужа (не мужей)» (1 Кор. 7:2). Этот же принцип построения брака отображен в перечислении качеств епископа (1 Тим. 3:2; Тит. 1:6).

Библейские цели брака:
1. Общение. Написано: «Не хорошо быть человеку одному» (Быт. 2:18). Человек нуждается в общении. «Двоим лучше, нежели одному; потому что у них есть доброе вознаграждение в труде их: ибо если упадет один, то другой поднимет товарища своего. Но горе одному, когда упадет, а другого нет, который поднял бы его. Также, если лежат двое, то тепло им; а одному как согреться? И если станет преодолевать кто-либо одного, то двое устоят против него: и нитка, втрое скрученная, нескоро порвется» (Еккл. 4:9–12). Следует помнить, что Бог призвал нас не только удовлетворять нужды друг друга, но вместе служить Ему. Вместе можно сделать намного больше, чем поодиночке.
2. Наслаждение. Человек рождается с определенными желаниями, в которых нет ничего предосудительного, когда они удовлетворяются в браке. «И утешайся женою юности твоей… любовью ее услаждайся постоянно» (Пр. 5:18, 19).
3. Сохранение от блуда. «Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться» (1 Кор. 7:9).
4. Деторождение. «И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь» (Быт. 1:28). Брак заключается не только для удовлетворения желания плоти, но и для деторождения и воспитания наследия Господня. Поэтому следует создавать семью с желанием иметь детей.
Вступать в брак могут люди, не имеющие слишком большой разницы в возрасте, готовые взять на себя обязательства любить своего будущего супруга во всех жизненных обстоятельствах, достигшие совершеннолетия (18 лет). В отдельных случаях, с разрешения органов ЗАГСа, возраст может быть уменьшен. Брак является нерасторжимым до смерти одного из супругов. Единственное библейское допущение развода – вина прелюбодеяния (Мф. 5:32, 19:9). В исключительных случаях (угроза жизни, систематическое преднамеренное неисполнение супружеских обязанностей) при обращении одного из супругов вопрос о разрешении развода рассматривается областным пасторским советом.
В случае смерти одного из супругов Слово Божье не запрещает оставшемуся в живых вступить в брак, но только в Господе.
Брак не может заключаться между близкими родственниками (родными и двоюродными братьями и сестрами).

Подготовка к бракосочетанию
После принятия решения о вступлении в брак желающие должны прийти на собеседование к пастору, во время которого выясняется возможность брака, финансовая обеспеченность будущей совместной жизни, духовное и физическое состояние вступающих, мотив брака (любовь). Такая беседа может быть во время «сватов», когда молодые люди в присутствии служителя встречаются со своими родителями и близкими родственниками. Пастор также проводит дополнительную беседу отдельно с братом и сестрой. Во время собеседования внимание обращается на следующее:
1. Свобода от обязательств перед другими. Если ранее жених предложил другой сестре стать его женой и получил от нее положительный ответ (или ожидает его), то он уже связан обязательством с другим человеком, и этот вопрос может быть разрешен только во свете понимания Божьей воли и после тщательного исследования ситуации.
В случае, если вступающий в брак был женат (замужем) до уверования и развелся, то следует проанализировать причину развода и выяснить возможность восстановления прежних брачных отношений. Повторный брак разведенных людей может быть разрешен невиновной стороне, оставленной отступившим или неверующим супругом(ой). При этом проводится тщательное расследование причин развода.
2. Чистота отношений. Желающие вступить в брачные отношения должны заложить правильный фундамент будущей семейной жизни. Всяких грех, и особенно касающийся сферы половой жизни, необходимо очистить. Проводящий собеседование служитель задает конкретные вопросы о сохранении целомудрия братом и сестрой и чистоте добрачных отношений их как пары. Если до этого грех не был библейски исповедан, нужно сделать необходимое в свете Писания. Пастору со своей стороны желательно получить откровение о сохранении целомудрия желающих сочетаться.
3. Благословение родителей. Важно, чтобы желающие вступить в брак получили родительское благословение. После встречи с вступающими в брак пастор обязан поговорить с родителями молодых людей. Однако если благословения родители не дают, пастор, при отсутствии библейской обоснованности их претензий, дает право на брак.
4. Понимание Божьей воли на совместную жизнь вступающих в брак.
Если брат и сестра, желающие вступить в брак, из разных евангельских поместных церквей, при проведении беседы с ними обратить внимание на необходимость определиться до бракосочетания с их членством в поместной церкви – муж и жена не должны посещать разные церкви.
Пророчества и другие духовные дары используются для выявления духовного состояния жениха и невесты как откровение о сохранении ими чистоты и целомудрия или об их готовности или неготовности создать семью. Нельзя запрещать или, наоборот, принуждать к вступлению в брак на основании откровений.
После собеседования пастор дает право на подачу документов в ЗАГС и на оглашение в церкви.
Оглашение является объявлением помолвки перед церковью, делается за 1–4 месяца до бракосочетания на одном из церковных богослужений.
Сама помолвка и последующая регистрация брака в ЗАГСе не дает права на супружескую связь или публичную демонстрацию своих чувств.
Расторжение помолвки возможно только в исключительных случаях.

Второй этап наставлений вступающим в брак касается непосредственно церемонии бракосочетания и последующей семейной жизни.
Ответственность за подготовку к оглашению и бракосочетанию, за проведение венчания и брачного пира несет пастор церкви. Распорядитель пира (как его называют) может только оказывать помощь в организации и проведении торжества, согласовывая все вопросы со служителем церкви. Все вопросы о проведении свадьбы должны оговариваться до ее начала.
Необходимо обращать внимание жениха и невесты и их родителей на правильный библейский подход во время так называемых «сватов», избегая неуместных народных, а порой и языческих, обычаев. То же касается и ситуации перед бракосочетанием, когда жених приезжает за невестой в ее дом – не устраивать «торгов», «выкупов» и т.д. Рекомендовать христианам-родителям встречать своих детей в день бракосочетания молитвой и чтением Слова Божьего.
Должно быть конкретно оговорено время начала бракосочетания. Проводящий его служитель должен придерживаться этого времени и наставить в этом молодоженов – опоздание должно быть исключено.
Внешний вид на бракосочетании должен подчеркивать благоговение молодых людей перед Богом и уважение к пришедшим на служение: нарядность должна сочетаться со скромностью, а красота – с целомудрием. Служитель не может возлагать руки на полуобнаженную невесту.
Половые отношения между супругами начинаются только после бракосочетания и не могут основываться на насилии. Непозволительным считается манипуляция (торг) этими отношениями. Половые извращения при удовлетворении половых потребностей являются грехом. Во время менструации у женщины супружеская половая связь не может иметь места.
Супруги несут ответственность перед Богом и друг другом в семейной жизни:
– в хранении супружеской верности;
– в распределении ответственности: в семье муж является главой (что не дает ему права быть деспотом), а жена – помощницей;
– в заботе о духовном и физическом состоянии, удовлетворении потребностей друг друга;
– в библейском отношении к родителям;
– в рождении и воспитании детей. Необходимо помнить Божье повеление, данное первой семье: «Плодитесь и размножайтесь» и учить будущих родителей принимать рождающихся детей как Божье благословение (Пс. 126:3–5);

Бракосочетание
Непосредственно перед бракосочетанием пастор снова возвращается к вопросу чистоты добрачных отношений в беседе с вступающими в брак.
Бракосочетание является священнодействием, установленным Богом: «Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19:4–6).
– совершается пастором поместной церкви (в особых случаях приглашенным пастором с согласия поместного);
– выражается в библейском наставлении вступающих в брак и их родителей;
– сопровождается молитвой родителей жениха и невесты (если это возможно), самого жениха и невесты, общей молитвой всех присутствующих;
– заканчивается пасторской молитвой с возложением рук. Правая рука служителя возлагается на голову жениха, а левая – на голову невесты. После молитвы пастор объявляет жениха и невесту мужем и женой.
Как правило, бракосочетание совершается только после регистрации брака в органах ЗАГСа. Молодожены при регистрации брака в органах ЗАГСа должны воздерживаться от поцелуев – это правильно делать в церкви после молитвы благословения и объявления их мужем и женой. То же касается и обмена обручальными кольцами, если это принято в поместной церкви.
Брачный пир с участием друзей и родственников совершается по желанию вступивших в брак. Его цель – воздать славу Богу за новую семью, устно и материально поздравить молодых, сказать слова наставления. На брачном пире, как и в других служениях, не допускается неуместный юмор, пустословие, неприличное поведение.
Во время бракосочетания и брачного пира недопустимы традиции, которые имеют языческие корни: обношение и обсыпание зерном молодых, обрызгивание их водой, проведение их под полотенцем, перенос женихом невесты на руках через мост, бросание конфет и венка невесты, вешание замка на долгую жизнь и выбрасывание ключа от него, крики «горько!», стучание по посуде и т.п.
Не нужно придерживаться и местных обычаев, выраженных в обязательном посещении и определенных действиях у памятников и иных мест, которые стали ритуальными.
При музыкальном сопровождении бракосочетания рекомендуется не использовать песни на иностранных языках.
После бракосочетания пастору обязательно нужно духовно опекать молодую семью через посещения, беседы, наставления и молитвы. Они не должны быть оставлены, особенно в первые месяцы совместной жизни.
При совместном проживании родителей и молодой семьи необходимо мудро наставлять как одну, так и другую сторону: одних предостерегая от контроля и излишнего вмешательства в жизнь детей, других – о проявлении почтения к родителям.

Правда ли, что Церковь считает невенчанный брак блудом? И дети, которые рождаются в таком сожительстве, являются незаконнорожденными. И вообще, невенчанный брак с точки зрения Церкви — мерзость перед Богом?

Нет, это не так. С точки зрения Церкви любой зарегистрированный обществом или государством брак — не грех, а исполнение благословения Божия. Венчание же — это церковное Таинство, которое совершается лишь над вступающими в брак членами Церкви. В социальной концепции Русской Православной Церкви прямо говорится, что Церковь с уважением относится к гражданскому браку (не путать с сожительством), зарегистрированному в государственных органах. А в Определении Священного Синода Русской Православной Церкви от 28 декабря 1998 года прямо сказано: «Православная Церковь, настаивая на необходимости церковного брака, с уважением относится к гражданскому браку, а также к такому браку, в котором лишь одна из сторон принадлежит к православной вере, в соответствии со словами святого апостола Павла: Неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим (1 Кор 7:14)». Под гражданским браком здесь подразумевается брак, зарегистрированный государством, а ни в коем случае не ошибочно называемое так сожительство.

Как Церковь относится к живущим «гражданским браком»?

«Гражданским браком» сегодня принято называть ситуацию, когда, по сути уже находясь в брачных отношениях, люди категорически не желают их регистрировать ни в какой форме. С точки зрения Церкви, такие отношения являются блудным сожительством. А блуд, согласно христианскому вероучению, — один из грехов, отлучающих человека от Бога и Церкви. Поэтому не Церковь отлучает от себя живущих «гражданским браком», а сами люди отпадают от нее, согрешая блудом.

Действительно ли половая жизнь у христиан даже в браке считается делом греховным, потому что именно в плотской связи заключался первородный грех, совершенный Адамом и Евой?

На первых же страницах Библии ясно написано о том, что Адам познал свою жену уже после изгнания из Рая, а следовательно, — после грехопадения, которое, таким образом, ну никак не могло заключаться в плотском соитии первых людей. Поэтому апостол Павел прямо пишет, что брак — честен, и ложе — нескверно…. Грехопадение же первых людей заключалось в нарушении запрета на вкушение плодов от древа познания добра и зла.

Православным обязательно иметь много детей и нельзя планировать семью?

Социальная концепция Русской Православной церкви так отвечает на этот непростой вопрос: «…Некоторые из противозачаточных средств фактически обладают абортивным действием, искусственно прерывая на самых ранних стадиях жизнь эмбриона, а посему к их употреблению применимы суждения, относящиеся к аборту. Другие же средства, которые не связаны с пресечением уже зачавшейся жизни, к аборту ни в какой степени приравнивать нельзя. Определяя отношение к неабортивным средствам контрацепции, христианским супругам следует помнить, что продолжение человеческого рода является одной из основных целей богоустановленного брачного союза. Намеренный отказ от рождения детей из эгоистических побуждений обесценивает брак и является несомненным грехом. Вместе с тем супруги несут ответственность перед Богом за полноценное воспитание детей. Одним из путей реализации ответственного отношения к их рождению является воздержание от половых отношений на определенное время».

Почему в Церкви так почитают идеал девства и целомудрия? Ведь они являются прямым отрицанием брака…

Девство и целомудрие, парадоксальным образом, являются не отрицанием, а самым что ни на есть прямым утверждением и укреплением института брака. Целомудрие в христианской традиции не имеет ничего общего с отрицанием брака или с пренебрежительным отношением к физическому общению супругов. В начале прошлого века протоиерей П. И. Алфеев писал: «Идеал христианского брака вытекает из идеала христианского девства. Там, где девство попирается, загрязняется и низвергается с высоты своего нравственного величия чистоты и святости, там и брак разрушается».

Почему православные браки распадаются так же часто, как и обыкновенные?

Если брак действительно церковный, то он не распадется. Конечно, часто люди, вступая в церковный брак, не отдают себе отчета, зачем они это делают, какова цель их бракосочетания именно в христианском смысле. Ведь любое действие человека определяется конечной целью. Цель обычного брака — создание семьи, удовлетворение потребностей супругов в любви и заботе, рождение и воспитание детей. Но в христианском браке есть еще один смысл, пожалуй, наиболее важный, поскольку именно он и делает такой брак христианским. Подлинным основанием православного брака должно быть обоюдное желание супругов вместе, помогая друг другу, идти к христианской цели жизни — к спасению, к Богу. Если же семья называет себя христианской, но при этом у нее на первом месте иные цели — только земные и конечные, то называть такой брак православным нет никаких оснований. И распадаются подобные браки ровно по тем же причинам, что и все прочие: утрата взаимной любви, жестокосердие, стремление к земному счастью любой ценой.

Существует ли особое таинство на «развенчание» брака, после которого можно венчаться еще раз с другим человеком?

Нет, такой процедуры не существует. Церковного развода не бывает. Однако, если семья все-таки разрушена, Церковь может благословить и второй брак. Но получить такое благословение могут не все желающие. Для этого существует несколько причин расторжения предыдущего брака, которые описаны в официальных церковных документах: неизлечимая душевная болезнь, венерические заболевания и СПИД, алкоголизм и наркомания, измена супруга, оставление одного супруга другим, посягательство на жизнь супруга/супруги или детей, самокалечение одного из супругов, нахождение одного из супругов в розыске или без вести пропавшего на протяжении долгого времени, изменение веры одного из супругов, аборт, (кроме тех случаев, когда он был произведен по медицинским показаниям). А вот такие причины, как плохие отношения с родственниками супруга, неспособность материально обеспечить семью, разные характеры, не являются поводом для расторжения церковного брака. В этих случаях разрешение на повторный церковный брак получает только супруг, неповинный в распаде прежнего брака.

Фото Юлии Маковейчук

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *