Монашество возникло в древности, в первые века христианства, но расцвет монашеской жизни относится к IV веку. Монашество — служение особое. Монахи, по слову Христа Спасителя, оставляют все и следуют за Господом. Они жертвуют всем тем, что составляет земное благо для обычного человека: семьей, имуществом, своей волей и мирскими удовольствиями, — чтобы особенно усердно послужить Богу. Христиан иногда называют воинами Христовыми. Продолжая эту аналогию, можно сказать, что монахи — не просто воины, а воины специального назначения. «Монашество — цвет христианства по чистоте и возвышенности духовной жизни избранных, посвятивших себя на служение Богу», — сказал епископ Петр (Екатериновский).
Во время пострига вступающий в монашество дает три обета: нестяжания, целомудрия и послушания. Эти обеты есть выражение всецелой «преданности себя Богу, с таким расположением духа, по которому христианин всего себя, все, что ему принадлежит, все, что может с ним сретиться, предоставляет воле и Провидению Божию, так что сам остается только стражем своей души и тела как стяжания Божия» (святитель Филарет Московский). Принявшему монашество дается новое имя, потому что он духовно родился для новой жизни.
Монашествующие отрекаются от мира, чтобы вести строгую духовную жизнь, каждодневную усиленную брань со страстями и врагами нашего спасения — бесами. Своей молитвенной жизнью монахи служат не только Богу, но и людям. Они молятся за людей, оказывают духовную и социальную помощь нуждающимся. Наши русские монастыри всегда были центрами духовной жизни. В них велась большая научно-богословская работа, процветали церковные искусства и промыслы. Но монастыри были не только духовными крепостями, но и укрепленными форпостами, заставами на пути врага, захватчика. Во время нашествия иноплеменников они, иногда много месяцев, держали оборону и укрывали в своих стенах жителей ближайших поселений. Вспомним мужество монахов во время осады Троице-Сергиевой лавры в XVII веке, в пору Смутного времени.
Ныне в монастырях ведется большая духовная, просветительская, издательская, социальная работа. При некоторых монастырях есть дома престарелых, детские приюты, воскресные школы.
Монастыри бывают мужскими и женскими. Большие, особо прославленные мужские монастыри называются лаврами (Троице-Сергиева, Александро-Невская, Свято-Успенская Почаевская, Свято-Успенская Святогорская).
Перед принятием пострига поступившие в монастырь иногда в течение нескольких лет проходят период подготовки, послушания. Эти люди называются послушниками.
Следующая степень — это рясофор, когда над послушником читают определенные молитвы, крестообразно постригают волосы и надевают рясу.
При посвящении в следующую степень, которая называется малая схима, монах приносит обеты и над ним совершается постриг с изменением имени. На него надевают монашеские одежды: подрясник, рясу, мантию и клобук, в руки дают четки.
Существует и более строгая степень монашества — великая схима. Обеты при этом даются более строгие. Монах принимает новое имя. Вместо клобука надевает схимнический куколь, покрывающий голову и плечи.
Монах, рукоположенный в священный сан, называется иеромонахом. Иеромонашество имеет свои степени: игумен, архимандрит.
Монах-диакон называется иеродиаконом, старший иеродиакон носит именование архидиакона.
Часть серии по
Богословие · Философия
Практики Монашество
- Монашество
- Аскетизм
- Духовное руководство
Медитация
- Медитация
- Lectio Divina
- Вызов мистических святых
Активный аскетизм
- Созерцание
- Исихазм
- Иисусова молитва
- Квиетизм
- Этапы христианского совершенствования
- Обожествление
- Катарсис
- Теозис
- Кенозис
- Духовная сухость
- Религиозный экстаз
Пассивный аскетизм
- Воздержание
Сент — Пол Отшельник ФРС по Raven , после Il Гуэрчина (17 века), Дейтон художественного института
Христианское монашество — это религиозная практика христиан , ведущих аскетический и обычно уединенный образ жизни, посвященный христианскому богослужению. Он начал развиваться в самом начале истории христианской церкви , основываясь на библейских примерах и идеалах, в том числе в Ветхом Завете , но не утвержден как институт в Священных Писаниях. Он стал регулироваться религиозными правилами (например, Правило Святого Августина , Антония Великого , Святого Пахомия , Правило Святого Василия , Правило Святого Бенедикта ) и, в настоящее время, каноническим правом соответствующих христиан. деноминации, которые имеют формы монашеской жизни. Те, кто живут монашеской жизнью, известны под общими терминами монахи (мужчины) и монахини (женщины). Слово монах произошло от греческого μοναχός ( monachos , «монах»), а само слово от μόνος ( монос ) означает «одинокий».
Сначала монахи не жили в монастырях, а начали с того, что жили в одиночестве, как следует из слова » монос» . По мере того как все больше людей принимали жизнь монахов, живя в одиночестве в пустыне, они начали собираться вместе и подражать первоначальным монахам поблизости. Вскоре монахи образовали общины, чтобы способствовать развитию аскетической жизни. По словам историка христианства Роберта Луи Уилкена, «Создав альтернативную социальную структуру в Церкви, они заложили основы для одного из самых прочных христианских институтов …» Монахи обычно живут в монастыре , независимо от того, живут ли они там в сообществе ( сенобиты ) или в уединении ( затворники ).
Иероглифы и кресты
От футуристического Токио до православного Софийского монастыря час езды по скоростной бетонке. И еще чуть-чуть — по узкой дороге меж полями и перелесками. За сельским кладбищем с иероглифами на надгробиях дорога виляет вправо — и тут же открывается маковка храма. Ухоженный дом, православная церковка, рядок могил, охраняемых крестами…
Здесь, в префектуре Тибо, большую часть из своих 94 лет прожил архиепископ Николай (Саяна). Японец с блистательным светским образованием социолога, он был крещен в православие в раннем детстве. Жизнь посвятил служению Богу: в 1962 году был пострижен в монахи в Троице-Сергиевой лавре, свой земной путь закончил в сане архиепископа в августе 2008 года. На момент смерти владыка Николай являлся старейшим архиереем Русской православной церкви. Он оставил в Японии сотни последователей православия.
На месте своей дачи в селе Мацуо владыка Николай построил церковь, организовал Софийский женский монастырь. А на закате долгой жизни, когда силы уже оставляли его, пришла подмога. Настоятель токийского храма Александра Невского протоиерей Николай Кацюбан обратился в Московскую Патриархию с просьбой прислать к старенькому архиерею православных монахинь. Москва просьбу услышала, и в 2003 году в Японию прилетела благочинная Уссурийского Рождественско-Богородичного женского монастыря матушка Ксения.
Это она выходит из дома нам навстречу. Улыбнувшись, тихо говорит: «Здравствуйте».
Выбор медсестры
Монахиня Ксения родилась на Черниговщине, ее мама была псаломщицей сельского храма.
— Веру я впитала с молоком матери, за что в школе песочили нещадно. Но это только закаляло меня и веру мою, — признается инокиня.
По образованию фельдшер, она несколько лет отработала в реанимации районной больницы. Потом уехала в Сергиев Посад, где жил ее духовный отец. Пришел день и час, вчерашняя медсестра приняла монашеский постриг. А перст судьбы привел ее на Дальний Восток, в женский монастырь Уссурийска.
— Как-то вызвал меня к себе владыка и сказал, что я поеду Богу служить в Японию, говорит, что там нужно доглядеть старенького архиерея-японца, который жизнь свою посвятил православию,- вспоминает мать Ксения.
К поездке она отнеслась с монашеской безропотностью. И крестьянской тщательностью, прослушав краткосрочные курсы японского языка в Дальневосточном университете. Первое впечатление от Японии — миллионы лиц в медицинских масках.
— Бушевала вирусная эпидемия. Я поняла, что японцы народ бесконечно дисциплинированный, — улыбаясь, вспоминает Ксения.
А вот порядка в монастыре уже не хватало. Архиепископ Николай был похож на растерянного ребенка, у него прогрессировала болезнь Альцгеймера.
— Он, как покушает, все время искал деньги, чтобы рассчитаться за обед. Вечером в окошко мог звать в дом невидимых гостей. Все время повторял: «Заходите, здесь православные живут, у нас места всем хватит». Так приглашал в свой дом этот добрейшей души человек, — говорит мать Ксения.
Архиепископа Николая похоронили на кладбище Иокогамы. Перед смертью он подписал дарственную: свой дом, храм, все постройки возведенного на его средства монастыря завещал в пользу Московской Патриархии. И вскоре Патриарх Московский и всея Руси Кирилл благословил насельниц на дальнейшее жительство в Мацуо.
Территория монастырского подворья была запущена, густой бамбук наступал на дом ушедшего владыки, стеной подходил к храму. Все требовало ухода, времени и заботливых рук.
Две сестры
Инокиня Магдалина — улыбчивая, в тяжелых очках, с восточными чертами лица.
— Где-то буряты побегали, — в шутку поясняет она.
Ее детство прошло в дальневосточном Амурске. Родители, выпускники худграфа, дневали и ночевали в школе. Девочка росла пытливой, с тонкой, ранимой душой.
— На дворе стояли девяностые годы, покупала книги на развалах и читала все подряд, от Евангелия до оккультной литературы.
Ее путь к православию похож на запутанный лабиринт: училась в протестантской семинарии, хотела стать художником, была в центре богемной компании…
Когда объявила родителям о решении принять монашеский постриг, встретила волну предсказуемого протеста, слез и непонимания. Но вера оказалась сильнее. В 2003 году она постриглась в монахини, и через год после матушки Ксении приехала в Японию служить Богу и людям.
Сестра Магдалина младше сестры Ксении на 18 лет. И уже 13 лет одна на двоих свеча горит в их японской комнате.
Тишину здешнего мира прерывают звуки взлетающих и заходящих на посадку самолетов — рядом столичный аэропорт Нарита. Все вокруг японское — архитектура окрестных домов, поля, на которых даже солому складывают по-особенному. И только крест православного храма подпирает небо, да мордатого кота возле церкви окликают нашенским: «Вася, иди сюда».
— Наш день начинается в четыре утра. Молимся до шести, затем можем пару часиков отдохнуть, а потом забот хватает на весь день,- говорят монахини.
Во дворе идеальный порядок, выполота трава, рыжеет зрелая хурма. Храм тих, убран с тщательностью горницы, много икон и света. Есть в нем что-то домашнее и бесконечно теплое для сердца. Дом блестит чистотой и греет уютом. На стенах много фотографий бывшего хозяина, архиепископа Николая, видавшее жизнь пианино еще помнит его руки…
За десять лет японской жизни монахини снискали себе безграничное уважение окружающих.
— Недалеко от нашего монастыря есть семейная клиника. Там категорически отказываются с нас деньги брать, говорят, что мы небесные люди, — говорят инокини.
Свои среди своих
К ним часто приезжают гости. Русские, которые живут и работают в Японии, и православные японцы — паства владыки Николая. Деревенские соседи стали их друзьями и первыми советчиками в огородно-земельных делах.
— Японцы народ наблюдательный, они долго к нам присматривались. Но со временем приняли за своих,- говорит матушка Ксения.
День клонился к закату. Рассказав о житье-бытье, монахини накормили вкусным обедом, с черным, духмяным хлебом, который сами пекут. Чувствовалось, как не хватает им русского общения, как хочется говорить и слушать…
На повороте дороги мы оглянулись. Сестры крестили нас вслед.