Православный новый год

Сегодня, 14 сентября, православная церковь празднуется Новый год по церковному календарю. Это день Новолетия, или начала Индикта.

Новолетие — один из самых малоизвестных православных праздников. Кроме уже традиционного для России празднования Нового года 1 января, а также Старого Нового года 14 января, многим православным россиянам известны даже даты Нового года по китайскому календарю, или когда наступает Новый год у мусульман и иудеев.

Но мало кто знает, когда начинается православный церковный год.

Считается, что в этот день по Юлианскому календарю (по старому стилю) Иисус Христос прочел в своем родном городе Назарете пророчество Исаии о наступлении лета благоприятного. В этом чтении византийцы увидели Его указание на празднование дня Нового года.

А решение начинать Новый год с 1 сентября (по старому стилю) было принято на I Вселенском соборе в 325 году нашей эры в память о том, что в 312 году византийский император Константин Великий даровал христианам полную свободу исповедовать свою веру.

Из Византии же на Русь пришла традиция называть Новолетие началом индикта, что в переводе с латинского означает «налог». При императоре Константине в армии служили 15 лет. Когда срок службы заканчивался, воины возвращались домой и жили на государственное пособие, которое складывалось из налога (индикта). Налог этот собирали именно 1 сентября, по окончании сбора урожая.

Однако изначально на Руси наступление Нового года праздновалось 1 марта. Обоснована эта традиция была тем, что Бог, по расчетам византийских ученых, завершил творение мира именно 1 марта, в пятницу, которая предшествовала дню отдохновения, субботе.

А празднование Нового года 1 сентября вместо 1 марта стало отмечаться на Руси лишь с 1363 года. С 1492 года Новолетие стало одним из главных церковно-государственных праздников, который торжество отмечали на Соборной площади Кремля в Москве.

Именно в Новолетие было принято представлять народу наследника престола, когда он достигал совершеннолетия. Так было и 1 сентября 1598 года, когда на царство венчался Борис Годунов.

Но уже в 1699 году Петр I перенес празднование Нового года в России по западному образцу на 1 января, и с того времени празднование церковного Новолетия уже не совершалось с былой торжественностью.

Но одно из последних напоминаний о праздновании Нового года 1 сентября существует до сих пор в нашей повседневной жизни. Именно с Новолетия всегда начинались занятия в церковно-приходских школах. Эта традиция распространилась впоследствии и на все другие учебные заведения. Поэтому новый учебный год в школах и начинается 1 сентября.

Суббота, 31.12.2011

31 декабря, по окончании Всенощного бдения, в храме святой великомученицы Екатерины в Риме иеромонахом Антонием (Севрюком) и протоиереем Игорем Выжановым был отслужен молебен на начало нового года.

Перед началом богослужения к молящимся обратился отец настоятель. «Сегодняшний день – день благодарения и надежды. Минувший год для каждого из нас был разным. Для кого-то – радостным и счастливым – и за это мы должны вознести благодарственную молитву Господу. У кого-то в жизни произошли печальные события. Возблагодарим Бога и за них, ибо мы верим, что они были ниспосланы нам для нашего же блага. С упованием на милость Божию перешагнем порог Нового года. Будем молить Господа, чтобы Он приклонил милость Свою ко всем нам. К нашим странам, где мы родились, где живут наши родные и близкие. К Италии, где Господь сподобил нас жить и трудиться. К нашей Церкви, которая несет Свое спасительное служение даже до края земли, в том числе и здесь, в Вечном городе. К нашему приходу – помолимся о том, чтобы Господь благословил его миром и благополучием. Помолимся о наших родных и близких, ведь их здоровье и счастье – залог радости и счастья каждого из нас. С новым годом, дорогие мои. Пусть он будет для всех годом благости Божией», — сказал отец Антоний.

Есть храмы, где в новогоднюю ночь служат ночную литургию. Возникает вопрос: почему именно в новогоднюю ночь, когда у народа сложилась добрая традиция семейного праздника — собираться вместе с самыми близкими и любимыми? Разве нельзя прийти в храм в другой день, тем более что скоро Рождество? А может, на такие службы ходят одинокие, кому просто не с кем встретить Новый год?

Иеромонах ИОВ (Гумеров), насельник Сретенского монастыря (Москва):
— На ночную новогоднюю службу люди приходят не потому, что им не с кем встретить Новый год. Они приходят потому, что им хочется встретить Новый год с Богом. Ведь как новый день мы начинаем с молитвы, так и новый год знаменательно начинать с общения с Богом. Традиция эта восходит к библейским временам: «Заутра услыши глас мой, заутра предстану Ти, и узриши мя» (Пс. 5: 3). Древние христиане в полночь собирались на молитву. Есть даже специальный чин — Полунощница. Эта служба по уставу совершается в полночь или любой час до наступления утра. Полночная молитва напоминает о дне второго пришествия Иисуса Христа — исполняется песнь «Се жених грядет в полунощи». Вера эта основана на притче Спасителя о десяти девах (см. Мф. 25: 1-13), в которой предупреждается, что в час, когда позовет Господь, кто-то успеет, а кто-то не успеет ответить на Его призыв.
В новогоднюю ночь, с 31 декабря на 1 января, в Сретенском монастыре по уставу служат ночную литургию (начало литургии в 24.00). Накануне, в 18.00, — вечернюю службу. На ночной службе храм у нас полон, собирается не только братия, но и почти все прихожане, много семей с детьми (конечно, не с младенцами).
Если говорить о доброй семейной традиции встречать Новый год, то она возникла уже в советское время, когда большая часть людей была расцерковленной. После установления коммунистической власти Новый год был единственным праздником, не связанным с идеологией. Поэтому для людей он был действительно радостным днем, когда можно было поздравить близких, обменяться подарками. Но до этого в старой России была совсем другая традиция: радостным семейным праздником было Рождество Христово (25 декабря по Юлианскому календарю). На Западе она сохранилась и сегодня, там и каникулы называются Рождественскими. Весь период до Крещенского сочельника (5 января) были Святки. А Новый год, который наступал через семь дней после Рождества, проходил скромно.
Хорошо помню, как первые годы после свадьбы (1973 год) мы всей семьей с волнением готовились встречать Новый год. Проходил он весело, детям в большом красном мешке под елкой клали подарки. Однако с тех пор, как воцерковились, мы с гораздо большим волнением и радостью праздновали Рождество. Новый год незаметно потерял для нас какую-то особую значимость. Но, конечно, если же в семье не все воцерковлены (муж или жена еще не участвуют в жизни Церкви), то верующим лучше остаться дома и встретить Новый год с семьей (не нарушая пост). В этом меня убеждает пастырский опыт.

Где в Новый год, в ночь с 31 декабря на 1 января, пройдут богослужения

Вечером во многих храмах будет совершен новогодний молебен. В большинстве случаев он начнется после вечернего богослужения или вместо него. Однако на некоторых приходах молебен служится днем. Например, в храме св. мч. Татианы в старом здании МГУ на Моховой молебен начнется в 15.00.
Святейший Патриарх Кирилл будет служить новогодний молебен в Храме Христа Спасителя в 19.00.
Начало ночных богослужений:
21.00.
Храм Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках (Софийская набережная, д. 32.): утреня, часы, Литургия.
22.00
Храм священномученика Антипы на Колымажном дворе (Колымажный пер., д. 8/4, стр. 1): всенощное бдение, Литургия
Храм прп. Марона Пустынника (Ул. Б.Якиманка, д. 32, стр. 2.): всенощное бдение, Литургия.
22.30
Храм св. бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке (ул. Маросейка, дом 14/2, строение 3 ): утреня, часы, Литургия
23.00
Храм св. пророка Илии в Китай-городе (ул. Ильинка, д.3/8, стр.2): полунощница
Подворье Оптиной пустыни в храме апостолов Петра и Павла в Ясеневе (Новоясеневский пр-т., д.42): Молебное пение о заблудших с Акафистом муч. Вонифатию, в 00.00 – начало часов, затем Литургия.
Покровский собор в Измайлово (Серебряный остров, д.1, стр. 1.): утреня, часы, Литургия.
23.20
Сретенский монастырь (ул. Б. Лубянка, д. 19, к. 1): новогодний молебен, в 0.00 Литургия.
23.30
Зачатьевский монастырь (2-й Зачатьевский пер., 2): исповедь, Литургия
Храм Спаса Нерукотворного Образа в Гирееве (Свободный проспект, дом 4-а, стр. 1): всенощное бдение с акафистом пред иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша» с сугубыми молитвами за страждущих недугом пьянства, Литургия, водосвятный молебен.
23.45
Подворье Троице-Сергиевой лавры, домовый храм в честь святителей Московских в Митрополичьих палатах (2‐й Троицкий пер., д.6, стр.9): часы, Литургия

Христианский Новый год начинается 1 января, согласно григорианскому календарю.

В старом римском календаре год начинался 15 марта. Мартовская дата в основном была связана с началом весны, то есть логичным временем начала нового года. Но по политическим и военным причинам, 1 января 153 г. до н.э. стал днем празднования наступления Нового года. С этого момента римский год начинался в январе, и продолжался до сего дня.

Римский календарь, также называемый юлианским календарем, широко использовался во всей Западной Европе, пока он не был пересмотрен итальянским врачом, астрономом, философом и хронологом Алоизием Лилиусом. Использование этого реформированного календаря было заповедано Папой Григорием XIII в 1582 году и названо в его честь григорианским календарем, самым широко используемым в мире календарем. Но это было не всегда так.

«И сказал Господь Моисею, говоря: скажи сынам Израилевым: в седьмой месяц, в первый день месяца да будет у вас покой, праздник труб, священное собрание. никакой работы не работайте и приносите жертву Господу» (Левит 23:23-25).

Месяц Тишри, который выпадает на сентябрь и октябрь по григорианскому календарю, также является первым месяцем в еврейском календаре. Лето закончилось, урожай был собран и начался осенний сезон. Этот первый день Тишри был празднованием Нового года в Израиле. Сегодня его называют Рош-а-Шана.

Еврейская традиция гласит, что это — день рождения Адама. Многие библейские ученые согласны с тем, что это был также день рождения Иисуса Христа, «последнего Адама». Одна из символических ссылок на этот день соответствует тому, что, когда царь начинает царствовать, его объявляют трубами. В этот день, Тишри, трубят весь день. Возможно, так было и в Иерусалиме много лет назад, но мало кто знал, кроме нескольких скромных пастухов, которые находились недалеко от Вифлеема, истинного короля царей.

Сегодня этот обычай праздновать конец одного года и начало следующего по-прежнему называют Григорианским Новым годом или христианским Новым годом. Очевидно, что страны с другими вероисповеданиями имеют свои собственные праздники. Некоторые предположили, что для христиан этот праздник должен начинаться с так называемого Адвента.

Адвентом в христианской церкви является период, предшествующий Рождеству. Начинается он в четвертое воскресенье декабря и заканчивается в канун Рождества. Слово Адвент «пришествие» происходит от латинского, adventus. Чаще всего на это слово ссылаются, говоря о Втором Пришествии Христа. Сегодня сезон Адвента служит напоминанием о Ветхозаветной Иудее, ожидающей грядущего Мессию, и христианах, ожидающих возвращения Господа и Спасителя Иисуса Христа. Традиционно этот сезон имеет молитвенный акцент: в это время молятся о возобновлении отношений с Господом, а также о спасении и избавлении от грехов.

Ну, что ж, довольно говорить об истории и богословии, Новый год — замечательное время для христиан, чтобы собраться вместе и отпраздновать завершение еще одного года жизни, и начать Новый год с молитвой и радостью. Новый год — это возможность отдохнуть и расслабиться, а также прекрасное время для поставления целей в молитве на следующий год.

«По милости Господа мы не исчезли, ибо милосердие Его не истощилось. Оно обновляется каждое утро; велика верность Твоя! Господь часть моя, говорит душа моя, итак буду надеяться на Него. Благ Господь к надеющимся на Него, к душе, ищущей Его. Благо тому, кто терпеливо ожидает спасения от Господа» (Плач Иеремии 3:22-26).

Фото: Мария Поспелова / Православие.Ru

Новый год – это мандарины, салат «оливье», «Ирония судьбы», елка, Дед Мороз с подарками. Куранты, шампанское и загаданные желания в полночь. Новогодние школьные огоньки, вечеринки, фейерверки. Пьянки… Безусловно, в каждой семье каждый праздник имеет свои особенные традиции празднования. Но все же, если верить журналам и газетам, блогам и телевизору, – народный набор «аксессуаров» примерно таков.

Православная семья, которая всю жизнь своего дома выстраивает в соответствии с церковной традицией, не может принять антураж празднования Нового года в его общераспространенном виде. Во-первых, идет пост. Во-вторых, грандиозные празднества по поводу наступления следующего года обязательно ставят один из величайших православных праздников, Рождество Сына Божия, в конец длинной череды новогодних мероприятий. Так сложилось, а до революции Новый год, наоборот, лишь поддерживал череду святочных гуляний. Да и сейчас на Западе условный, часто лишенный своего значения Christmas все же явно превалирует над New Year.

И получается так. Кто-то пытается соединить Новый год из советского детства с традициями православного Рождества (ностальгия и нежелание лишать своих родных детей «настоящего детства»). А кто-то, наоборот, считает гражданский Новый год несуществующим для православной семьи праздником. Потому что его нет в церковном календаре.

Пост, церковный календарь и Старый Новый год

Но ведь если праздника нет в церковном календаре – это не значит, что его нельзя отпраздновать. В календаре нет дня рождения моей сестры, родившейся в пост, но это большой праздник для моей семьи. На столе – праздничные постные блюда. И нет никакого объедения и пьянства, конечно. Мы празднуем рождественским постом Ведение во храм Пресвятой Богородицы, престольные праздники, именины. Сам факт поста не означает, что эти даты будут перенесены на святки.

Фото: Виктория Свердлова

Календарь обычно был делом государства, а не Церкви и не природы

Отмечать Новый год 14 января? То, что наша Церковь, слава Богу, верна старому стилю, не означает, что Новый год должен отмечаться на месте «старого». В церковном календаре и 14-го нет никакого Нового года. Если следовать именно церковному календарю, то Новый год у нас приходится на 14 сентября, а не (или) на 14 января. В этот день читается канон Индикту или Новолетию. Так что уж если куда-то и переносить «настоящий новый год», то на начало сентября. А так, как ни крути, Новый год – вещь условная. Для каждого человека, по крайней мере, отроческого возраста, новый год начинается в день рождения. И начало этого личного нового года не совпадает с подобными рубежами даже родных братьев и сестер. Так что «гражданский новый год», смена одного настенного календаря на другой имеет право наступать в любой день года, и сейчас в нашей стране он наступает 19 декабря по юлианскому календарю. Когда-то наше российское государство отмечало Новый год в сентябре, а еще раньше – в марте. Потом перенесли начало года на январь. Может, когда-нибудь наши календари будут отсчитываться от 24 июня или от 8 октября. Да и порядковый номер года – тоже фикция: это не точное время от Рождества Христова. Вообще-то календарь обычно был делом государства, а не Церкви и не природы. Так что если праздновать смену цифр в дате, отмечать вывешивание нового настенного календаря, когда же это делать, как не 1 января?

Советские или дореволюционных традиции?

Соединить советский Новый год и православное Рождество Христово – это предложить своим детям Вместо-Рождество с рождественскими и парарождественскими атрибутами

Новогодние традиции дореволюционной России нам не подходят, ведь изменился календарь, изменились праздники и государство, а вслед за этим – и ритм жизни, школьные праздники, каникулы и выходные, общенародные гуляния и тому подобное. Мы можем и должны в своей семье жить жизнью Церкви, но мы не можем механически перенести все аспекты жизни дореволюционной России в наш дом. Сохранить и сберечь хотя бы основные новогодние советские традиции для детей, воспитывающихся в Православии, мы тоже не можем. Как минимум потому, что сложившиеся в те десятилетия новогодние обычаи в своей основе были сознательным повторением, противопоставлением и заменой Рождественского праздника. Со времен появления подобной традиции в России, и до сих пор во всем мире, елки наряжают к Рождеству. И подарки, и особенный стол в доме – все это Рождество, а никак не Новый год. Соединить советский Новый год и православное Рождество Христово – это предложить своим детям Вместо-Рождество с рождественскими и парарождественскими атрибутами, а после этого добавить собственно Рождество.

Изменившийся порядок расположения этих праздников, даты школьных каникул и государственных выходных требуют посмотреть на празднование Нового года новыми глазами, не опираясь ни на советские, ни на дореволюционных традиции. Так как это не церковный праздник, так как это вообще весьма условная дата, мы можем смело отмечать Новый год так, как это нам удобно.

Чего же мы ждем от празднования Нового года в православной семье? Того, чтобы пост остался постом. Чтобы это время осталось временем подготовки именно к Рождеству Христову. И чтобы время новогодних каникул осталось все той же подготовкой к Рождеству, но при этом осталось каникулами. Чтобы наши дети воспринимали праздники в соответствии с их истинной ценностью. И при этом – отдыхали, радовались, праздновали ничуть не меньше, чем их сверстники из нецерковных семей. И вот что у нас получается.

Новый год – небольшой праздник в череде праздников рождественского поста

Новый год – один из праздников, попадающих на рождественский пост. Это уже – нечто нетрадиционное для русского человека. В советские десятилетия это время не было постом, потому что поста не было, а для дореволюционного периода не было постом потому, что это были святки.

Чтобы Новый год был «одним из», в доме должны быть и другие праздники в пост. Чтобы он был «одним из», эти праздники должны и вправду быть праздниками дома.

Торжественное богослужение на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы

Церковь начала петь рождественские песнопения – начинаем и мы. А еще ирмосы в храме – это знак: пришло время учить колядки

Введение во храм Пресвятой Богородицы. Первый праздник рождественского поста – это Введение во храм Пресвятой Богородицы. К этому празднику мы уже украшаем дом снежинками и ангелами. И украшение дома, впрочем, как и украшение улиц, класса, ассоциируется у наших детей не с Новым годом, а с подготовкой к Рождеству и с этим праздником трехлетней Богородицы. На всенощной под Введение впервые поются рождественские ирмосы. Это уже предрождественская радость – услышать эти молитвы в храме. Церковь начала петь рождественские песнопения – начинаем и мы. Во время вечерней молитвы поем эти ирмосы. А еще ирмосы в храме – это знак: пришло время учить и повторять колядки, впервые ставим диски с рождественскими песнями. Праздничный стол на Введение никак не уступает новогоднему – это же двунадесятый праздник! Белая особенная скатерть, свечи на столе…

Святитель Николай. Праздник святителя Николая у нас особенно почитается. Это также особенные молитвы, храм и праздничное застолье. Но еще – это маленькое чудо. В память о тех мешочках с дарами, которые святитель подбрасывал ночью несчастным девушкам, во многих христианских странах детям дарят подарки. Так или иначе эта традиция бытует сейчас и в современных православных семьях. Именно накануне дня Николая Чудотворца наши дети раскладывают носочки на красивой расшитой салфетке. А наутро находят в этих носочках небольшие подарки-сюрпризы. В семье нашего знакомого священника дети выставляют в этот день сапоги за порог. Но это возможно, если соседи понимающие. А еще в честь праздника святителя Николая мы украшаем окна гирляндами. Подарки в носочках, мигающие гирлянды на окнах – все это создает чудесное настроение праздника, и все это – преддверие Рождества.

Пост – подготовка к Рождеству

Пряничный домик из имбирного теста Само начало рождественского поста показывает: мы начинаем готовиться к Рождеству. И тем, что стараемся что-то исправить в себе за этот пост. И тем, чтобы подготовиться к празднованию одного из самых чудесных праздников в жизни.

Начало поста – праздник воздержания, управления собой. Это могут понять дети уже лет с восьми. Конечно, одно из ощутимых проявлений поста – это особая еда. Отвыкаем от мороженого и пирожных. Привыкаем прежде чем съесть что-либо, подумать: это постное, или нет? То есть привыкаем управлять своими желаниями. А еще пост – это особенная, радостная еда – мандарины. Чудесный запах мандаринов – запах рождественского поста. Кому пришло в голову, что это запах Нового года? Ведь сезон цитрусовых начинается задолго до 1 января. Как раз в начале декабря. Как раз в пост, в то время, когда на столе должно быть больше овощей, фруктов… Так что мандарины, душистые абхазские мандарины – это запах рождественского поста в нашей семье.

Весь пост мы готовимся к Рождеству, именно к Рождеству. Со дня Введения во храм слушаем, поем, учим колядки. 7 декабря празднуется день памяти великомученицы Екатерины и остается всего месяц до Праздника. И мы начинаем делать подарки к Рождеству. Делаем по выходным, в редкие свободные часы между школами и прочими образовательными мероприятиями, в которые погружены все старшие дети. В 20-х числах начинаем учить стихи, роли для кукольного спектакля – именно сейчас, до начала каникул, чтобы потом только повторять. Делаем украшения из бумаги, фольги, ткани и наряжаем дом. Это самое радостное. Потолок, люстры, окна. Эти постные украшения – не совсем елочно-празднично-рождественские, скорее просто зимние. То есть не красные и золотые шары, а снежинки, ангелы из бумаги и из ткани, гирлянды из бумаги. Ведь это еще только подготовка к Рождеству. И еще нет украшений на иконах, конечно, еще нет елки. После дня святителя Николая мы продолжаем возвращаться к рождественским поделкам, но дом уже не украшаем. До самого сочельника.

Если мы учим стихи, готовим поделки к Рождеству, то и ждать дети будут именно Рождества

Что нам дает такое заблаговременное украшение дома? Дети сами изготавливают поделки, а это – творчество, труд, развитие фантазии. Младшим детям важно увидеть свою поделку полезной, то есть увидеть сделанного своими руками ангела на люстре, а не довольствоваться памятью о нем же, но в коробке. А еще… и в школах, и в магазинах, и вообще на улицах появляются украшения к Новому году. Если Рождество для нас – главный праздник, и мы будем украшать дом только к сочельнику, детям будет немного грустно, потому что везде уже царит блестящее сверкающее веселье, которого у нас в доме нет. Даже может быть завидно. В нашей особенности нет ничего плохого, мы и вправду – другие. Но это все-таки бывает грустно, даже если дети искренне разделяют убеждения родителей. А вот если мы с начала поста украшаем квартиру к Рождеству, то наш дом оказывается наряженным еще раньше, чем будет оформлен к Новому году школьный класс. При этом, после праздника святителя Николая мы останавливаемся. Значит, последние украшения – в честь этого святого. Выходит, на Новый Год уже нет особенных изменений в домашнем интерьере, и это делает для детей празднование новолетия менее значительным, чем праздник святителя Николая. И еще. Если мы учим стихи, готовим поделки к Рождеству, то и ждать дети будут именно Рождества, а все остальные даты, в том числе Новый год, будут промежуточными.

Новогодние мероприятия

Школы обычно устраивают особые новогодние огоньки. Я сама училась в обычной школе, у меня были прекрасные отношения с одноклассниками, но за 10 лет я ни разу не побывала на этих мероприятиях. По-моему, ничего не потеряла. Мои собственные дети могут свободно выбирать: кто-то хочет и идет. А кто-то не хочет и не идет. Конечно, школьные елки не блещут высокой культурой, впрочем, как и большинство культурно-массовых развлечений в обычной школе. Отражение массмедийной поп-культуры, разбавленное особенностями местной самодеятельности. Первоклассникам обычно любопытно: что же это такое? А тому, кто учится в средней школе, может быть просто не интересно, если ребенок не привык дома к подобной культуре, имеет «выход» на настоящую культуру (в храме, на занятиях искусством). Как раз на елку в музыкальной школе тот же ребенок идет с удовольствием. В общем, зависит от самого ребенка, от конкретной школы.

Новогодняя ёлка

Чтобы елки были радостью, лучше преподносит их детям в ограниченных количествах

А вот на специальные новогодние елки во всевозможные дома культуры мы не ходим. Именно потому, что мы любим елки, любим хорошие спектакли и концерты. Это – развлечение и праздник. Но это еще и тяжело. Дело даже не в нас, родителях (хоть нам двоим не хватает рук для каждого нашего ребенка, ведь за каждым усмотреть, утихомирить, каждому помочь – непросто), сами дети скоро устают от ярких, чудесных елок, которые в большом количестве и возбуждают, и утомляют. Поэтому, чтобы елки остались радостью, а не экзаменом на умение себя вести в экстремальных ситуациях, лучше преподносит их детям в ограниченных количествах. Раз их будет немного, они должны быть лучшими из возможных вариантов. Елка в консерватории или в сельском храме, в музее-усадьбе или дома – тут у каждого свои критерии «хорошести», свои возможности. Раз елок будет немного, эти праздничные мероприятия, конечно, должны выпадать на самые праздничные дни. То есть на святки, конечно, а не на пост. Таким образом, мы ходим и на елки, и на рождественские представления в театры на святках, когда по-настоящему праздник. Пошли бы и на новогодние, будь они на святках.

Также на Рождество мы ездим в гости, сами принимаем гостей, колядуем. Такая насыщенная программа в основном должна уложиться в пять дней от Рождества до начала школьных занятий. И еще надо сделать так, чтобы в один день было не более одного мероприятия. А значит, чтобы у детей каникулы были не только праздничными развлечениями, но и отдыхом, необходимо тихо и спокойно прожить дни, свободные от праздничных мероприятий, то есть дни перед Рождеством. Значит, никаких елок в новогодние дни, и никаких больших гостей. Тем более – это время строгого поста. Так что само собой получается: неделя перед Рождеством должна быть тихой и спокойной.

Поэтому мы не ходим на новогодние елки, кроме школьных. И чтобы не перегрузить детей. И чтобы не перебивать «аппетит» перед лучшими, рождественскими мероприятиями. Чтобы пост оставался постом.

Если есть возможность и желание куда-то пойти в предновогодние дни, мы бываем на концертах классической музыки, смотрим балет. Не более чем одно мероприятие, обязательно до Нового года, а не после него. И это имеет смысл только в том случае, если действительно будет культурным образованием для наших детей, а не потерей образования.

Новогодняя ночь

Если украшение дома, елку, подарки мы возвращаем Рождественскому празднику, то что же остается в доме новогодней ночью? Легкий праздничный, но постный стол, аналогичный воскресной семейной трапезе. Разрешение есть детям сладкое. Что же может быть еще особенного, что бывает только в новогоднюю ночь?

Так сложилось, что на сегодняшний день Новый год – единственный общенародный праздник в нашей стране. И самое интересное, что это еще и единственный семейный, единственный народный праздник, когда практически каждый дом ощущает себя частью государства Российского. Единственный праздник, в который в каждом доме звучит – часто единственный раз в году – гимн России. Как бы ни относились люди к государственной власти вообще и ныне существующей в частности, как бы ни относились эти люди к собственной стране, как бы редко ни посещали их мысли о Родине, в Новый год – и только в Новый год! – все слушают новогоднее послание Президента, и после боя курантов пьют шампанское под гимн России, а то даже и поют его. И получается, что сегодня главная песня Нового года – это не «В лесу родилась елочка», а гимн России. Новый год у нас – фактически народный день Российского государства. Это уже само по себе, по-моему, заслуживает поддержки. Заслуживает того, чтобы и мы присоединились к этому празднику.

Теперь именно так и воспринимают Новый год мои дети. Как ночь, в которую у нас очень поздний праздничный ужин. Мы дожидаемся назначенного времени, по интернету слушаем Президента, считаем бой часов на Спасский башне и вместе поем гимн нашей страны, любуясь ночной панорамой Кремля, с золотыми куполами его соборов, с флагом России на фоне синего снежного неба… Молимся на ночь, просим у Бога благословения на предстоящий год (получается, что подобная молитва у нас много раз в году – на дни рождения, годовщины, в церковный Новый год…). Выключаем свет. Младшие засыпают первыми. Старшие смотрят в окно на салюты и фейерверки…

Это и есть празднование Нового года в нашей семье. Телевизора у нас нет, но в интернете есть он-лайн трансляция речи Президента. Надежнее, правда, заранее скачать выступление вместе с боем курантов и гимном. Ведь Новый год на Камчатке наступает за несколько часов до того, как дело дойдет до Москвы, и записи из восточных регионов свободно гуляют по сети.

Чего мы лишили наших детей?

Основные детские атрибуты Нового года у нас возвращены Рождественской ночи. Так что «чудесная ночь» у наших детей наступает в ночь с 6 на 7 января по новому стилю. Наши дети оказываются не только не лишены всех основных детский новогодних радостей, но получают их в гораздо более полном, широком и глубоком объеме. Новый год у нас получился ночью государства Российского и боя курантов. То, что мои дети «опаздывают» с елкой и подарками на целую неделю, меня не смущает. В моем собственном детстве всегда было это «опоздание», и я даже не понимаю, чем это может быть плохо. Тем более, что все родители в нашей стране никак не смущаются тем, что и сами они опоздали с елками и подарками, ведь «цивилизованный мир» одарил детей и елкой, и подарками за неделю до них – 25-го декабря.

Что же осталось такого, что есть в новогоднем праздновании у наших соотечественников, но чего наши дети оказались лишены?

У нас нет мистического ажиотажа по поводу приближения и наступления Нового года. Сколько дней, часов и минут осталось до «часа икс». Какие символические цифры будут в новом календаре.

Нет никаких атрибутов новой общераспространенной религии, в которой особую роль играют «символы года». Поклонение им пропагандируют телевидение, дорогие рекламные щиты на улицах и дешевые сувенирчики в переходах, елочные украшения и открытки в любом магазине. Дети украшают школьные классы изображениями этих зверюшек, бабушки дарят внукам плюшевых змей, поющих дракончиков, пластмассовых крыс – в зависимости от того, чье именно изображение приносит в том году счастье человеку. Даже еда в новогоднюю ночь должна быть «угодной» покровителю года. Для дракона готовят мясо, а для овцы – зелень… В фойе нашей школы я увидела изображения коз зеленого цвета. Оказывается, наступающий год посвящен козе, да не простой, а деревянной, да еще сине-зеленой.

Суеверия – это религия людей, у которых была отнята вера

Чего еще нет в нашем доме? Бесчисленного количества суеверий, которые, кажется, умножаются с каждым годом. Скажем, во время боя курантов надо съесть бумажку, на которой написано желание, запивая ее шампанским. Желание, конечно, сбудется. Надеть на себя все новое (или хоть что-то новое), чтобы в Новом году все было… новым. Да, одежда, как и еда, должна быть угодной зверю года. Наверное, есть еще много того, о чем я даже не догадываюсь. И маленькие дети, и пожилые учителя – все об этом знают, и иногда им приходится удивляться невежеству моих детей. Но еще маленькой девочкой я знала о том, что подобные суеверия – это религия людей, у которых была отнята вера. И это не глупо, над этим нельзя смеяться. Потому что это – другая вера. Потому что это – грустно. Потому что это – страшно. Теперь и мои дети учатся жить с людьми, которые надеются угодить деревянной козе. Которые с верой и надеждой молятся морозному деду об исцелении больной мамы. Благоговеют перед способностью этого благого бородача видеть все добрые и злые дела каждого ребенка. Перед его властью награждать и наказывать детей. С людьми, которые знают о судьбе их знака зодиака в наступающем году. И это, прямо скажем, беснование – и есть основная причина для православной семьи отмежеваться от полного погружения в праздник Нового года, не впускать его в дом в том виде, какой он сейчас имеет.

Слава Богу, в таком количестве это безумие встречается только перед Новым годом. А в остальное время мы можем сами приносить праздники в мир, и мир в лице школы часто с готовностью и открыто встречает церковную жизнь. Впрочем, это другая тема.

…После тихих дней между Новым годом и Рождеством, когда вся семья собирается вместе, наступает долгожданный сочельник. В нашем доме появляется живая елка. Восьмиконечная золотая звезда. Квартира украшается мишурой, гирляндами, еловыми венками, рождественскими надписями. На иконах – белые полотенца, еловые ветки. Вечером на столе – белая скатерть, сено, деревянная миска с кутьей, зажигается свеча у вертепа… Но это уже, собственно, начало Рождества. Нас ждет ночная служба, а потом – подарки под елкой… Чудо Рождества, чудо праздника, который приносит радость, настоящую радость. Когда небо и земля вместе торжествуют, когда Ангелы и люди встречают один и тот же праздник. Сочельник, Рождественская ночь, святки, Крещение – все эти праздники уже на пороге. Праздники, которых наши дети не лишены.

Если мы сможем привести детей к радости Рождества Христова, то и Новый год, и другие подобные праздники отступят на второй план

Если эти, настоящие праздники, придут в наш дом, если мы действительно сможем привести детей, вместе с ними прийти к радости Рождества Христова, то и Новый год, и другие подобные праздники сами собой потускнеют, поблекнут и отступят на второй, третий, пятый план. Пусть будет в жизни наших детей Новый год. Как один из праздников рождественского поста. Который отдаленно напоминает о приближении Рождества. Который так отличается от всех праздников нашего дома. Ведь обычно наши торжества – это события только нашей семьи, или же праздники всей полноты Православной Церкви. Реже мы отмечаем дни исторической славы нашего Отечества. И только раз в году в наш дом приходит праздник того государства, в котором мы сейчас живем, совпадающий с наступлением нового календарного года.

Может ли новогодняя ночь «перебить» рождественские торжества? Да как же это возможно, если Рождество – это детские воспоминания, это объединение всей семьи, это елка и подарки, это исторические традиции нашей Родины, это служение Богу, это жизнь Вселенской Церкви, а Новый год… Новый год – это школьный огонек в конце второй четверти, это необычная ночь с боем курантов и пением российского гимна, виды Кремля и фейерверки на улицах. Это все интересно, здорово, но не может затмить даже день рождения ребенка. Тем более День Рождения Спасителя Мира, празднование которого соединяет все возможные представления о радости человека…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *