21 сентября (7 сентября по церковному юлианскому календарю, более известному как «старый стиль»). Понедельник 14-й седмицы по Пятидесятнице (шестнадцатой недели после великого двунадесятого праздника Святой Троицы, Пятидесятницы). Поста нет. Сегодня в Русской Православной Церкви празднуется великий двунадесятый праздник – Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Далее коротко расскажем об этом дне и одной из посвящённых ему святынь первопрестольного града Москвы.
* * *
В московском районе Отрадное на территории бывшего села Владыкино есть церковь удивительной красоты. Этот храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, возведённый в XVII столетии и перестроенный в середине века XIX, за свою историю пережил немало. Однако покровительством Божией Матери и других своих Небесных заступников не только уцелел в годы советского лихолетья, но и оказался в числе тех немногочисленных столичных церквей, которые никогда не закрывали свои двери. Настоятель храма протоиерей Сергий Ткаченко рассказал телеканалу «Царьград»:
Видно, при освящении митрополитом Филаретом Московским храму был дан такой Ангел Хранитель, что он сохранялся всегда и всегда здесь были службы. Даже в революционные годы, когда забирали священников. И здесь были замечательные клирики, которые ныне причислены к лику святых. Это – священник Иоанн Хрусталёв, который был расстрелян на Бутовском полигоне, диакон Сергий Станиславлев и чтец Николай Некрасов. Здесь также была похоронена причисленная к лику святых блаженная Матрона Анемнясевская, которая также особо почитается в нашем храме и похоронена в церковной ограде.
Храм Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине. Фото: www.patriarchia.ru
Увы, церковный погост владыкинского храма не уцелел, хотя на нём было погребено немало известных людей. В том числе – великая русская актриса Мария Ермолова, чей прах был перенесён на Новодевичье кладбище. И буквально чудом удалось сохранить несколько особо почитаемых храмовых икон, в числе которых Смоленский образ Божией Матери XVII века и другая богородичная икона, написанная на Святой горе Афон в веке XIX специально для владыкинского храма. По словам отца Сергия Ткаченко:
Иконы были увешаны драгоценностями, и, конечно, советская власть первым делом изъяла эти ризы. В то время наш храм посещала раба Божия Мария, которую я ещё застал, и она всегда хвалилась, что подновляла эти иконы. И она так подновила эти иконы, что закрасила, и когда их хотели изъять, то подошли, посмотрели и решили, что эти иконы современного письма…
Относительно недавно эти уникальные образа отреставрировала известный иконописец и реставратор Татьяна Мусатова. Так же как и находящуюся в иконостасе храма икону Рождества Пресвятой Богородицы, одного из величайших событий библейской истории, в честь которого освящён владыкинский храм.
О Рождестве Пресвятой Богородицы нет упоминаний в Новом Завете, но благодаря Священному Преданию известно, что Приснодева Мария родилась в галилейском городе Назарете. Её родителями были праведники Иоаким и Анна. Они дожили до преклонных лет, но были бездетны. Это было источником их скорби, а также вызывало порицания и осуждения. Но однажды, когда безутешный Иоаким удалился в пустыню для молитвы, Анне явился ангел и сказал, что Господь внял их молитвам.
А через девять месяцев у этих великих ветхозаветных праведников родилась дочь, которую назвали Мария. Маленькая беззащитная девочка, которой всего полтора десятилетия спустя суждено было стать выше всех Небесных сил бесплотных, положить начало всей христианской новозаветной истории и тем самым Самой стать началом Спасения всего мира.
* * *
Поздравляем православных христиан с высокоторжественным праздником Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии!
Прп. Евфимия Нового. Тропарь, глас 8.
В тебе́, о́тче, изве́стно спасе́ся, е́же по о́бразу:/ прии́м бо крест, после́довал еси́ Христу́,/ и, де́йствуя, учил еси́ презира́ти у́бо плоть, прехо́дит бо,/ прилежа́ти же о души́, ве́щи безсме́ртней;/ те́мже и со Áнгелы сра́дуется, преподо́бне Евфи́мие, дух твой.
Прмч. Лукиана, пресвитера Антиохийского. Тропарь, глас 4.
Воздержа́нием по́стничества и муче́ния кро́вию/ ты, стяжа́в вене́ц неувяда́емый, священному́чениче Лукиа́не,/ Антиохи́йская похвало́,/ о нас моли́ Христа́ Бо́га,/ творя́щих святу́ю па́мять твою́.
Кондак прмч. Лукиана, пресвитера Антиохийского, глас 2.
В поще́нии пе́рвее просия́вшаго,/ и во страда́нии второ́е светя́ща,/ вси, я́ко свети́ло пресветле́йшее,/ Лукиа́на пе́сньми сла́вно почти́м,/ моля́щаго непреста́нно о всех нас.
Ин кондак прмч. Лукиана, глас 4.
Я́ко святи́тель благоче́стно пожи́в/ и священномуче́ния вене́ц прия́т,/ и́дольския же́ртвы погаси́л еси́,/ до́брый па́стырь Христо́ву ста́ду бысть, прему́дре Лукиа́не./ Сего́ ра́ди тя почита́ем, пе́сньми вопию́ще:/ от бед изба́ви нас при́сно моли́твами свои́ми.
Прп. Евфимия Нового. Кондак, глас 2.
Волне́ний мно́жества невла́жно преходя́,/ безпло́тныя враги́ струя́ми слез твои́х/ кре́пко погрузи́л еси́,/ Богому́дре Евфи́мие преподо́бне:/ и, чуде́с дар при́ем,/ исцеля́еши стра́сти вся́кия,/ моли́ непреста́нно о всех нас.
Свт. Иоанна, еп. Суздальского. Тропарь, глас 8.
Правосла́вия наста́вниче,/ благоче́стия учи́телю и чистоты́,/ Су́ждалю пресве́тлый свети́льниче,/ святи́телем Богодухнове́нное удобре́ние, Иоа́нне прему́дре,/ уче́нием твои́м па́ству твою́ просвети́л еси́;/ святи́телю блаже́нне, моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.
Ин. топарь, глас 8.
Управля́я Це́рковь Бо́жию Собо́рную и Апо́стольскую,/ соблюда́я за́поведи Бо́жия,/ вельми́ до́бре упа́с ста́до слове́сных ове́ц;/ зломы́сленным церко́вником моли́твою свое́ю прозре́ти повеле́,/ и научи́, я́коже пре́жде святы́й Лео́нтий,/ поспе́шник спасе́нию Ру́сския земли́, учи́тель Росто́вский,/ пре́жде связа́ и па́ки благослови́;/ та́ко святы́й епи́скоп Су́ждальский,/ напа́стем, притека́ющим к тебе́, изба́вниче, чудотво́рче Иоа́нне,/ моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.
Ин кондак, глас 8.
Незаходи́мое со́лнце возсия́ днесь/ пресла́вная па́мять твоя́, святи́телю Христо́в Иоа́нне,/ созыва́юще нас к похвале́нию Христа́ Бо́га на́шего./ Те́мже, притека́юще к тебе́, исцеле́ния да́ры прие́млем/ моли́твами твои́ми.
Кондак, глас 8.
Богому́дрым уче́нием и святы́м житие́м,/ я́ко свети́льник, сия́л еси́ в Це́ркви Бо́жией;/ те́мже Боже́ственнаго заступле́ния сподо́бился еси́,/ внегда́ осле́пнути очесе́м злоумы́шленных клеветнико́в твои́х,/ и́хже прозре́ти сотвори́в моли́твою твое́ю,/ вспять возврати́лся еси́ во град твой,/ и до́бре упасл еси́ ста́до слове́сных ове́ц;/ и́хже ча́дом помога́й и нам, моли́твами твои́ми,/ святи́телю Христо́в Иоа́нне.
Сщмч. Лукиана Печерского. Тропарь, глас 4.
И нра́вом прича́стник, и престо́лом наме́стник апо́столом быв,/ дея́ние обре́л еси́, Богодухнове́нне, в виде́ния восхо́д./ Сего́ ра́ди, Сло́во И́стины исправля́я,/и ве́ры ра́ди пострада́л еси́ да́же до кро́ве,/ священному́чениче Лукиа́не,/ моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.
Кондак, глас 4.
Во свяще́нстве и и́ночестве благоче́стно пожи́в/ и муче́ния путь проше́д,/ мучи́теля и бесо́вская по́лчища посрами́л еси́/, те́мже, почита́юще тя, та́ко вопие́м ти:/ от бед изба́ви ны при́сно твои́ми мо́льбами, о́тче наш Лукиа́не.
Иконы Богородицы «Спорительница хлебов». Тропарь, глас 3.
Пречи́стая Де́во Мари́е, Ма́ти Царя́ небеси́ и земли́,/ благоутро́бно призира́еши на любя́щих Сы́на Твоего́, Христа́ Бо́га на́шего,/ и тружда́ющихся во и́мя Его́ ве́чнаго ра́ди спасе́ния,/ и подае́ши им вся оби́льно к наслажде́нию./ Спори́тельнице су́щи хлебо́в им,/ избавля́я их вся́кия ну́жды и утесне́ния,/ и устроя́я им, рабо́м Твои́м су́щим, избавле́ние ве́чныя му́ки и жизнь ве́чную.
Свт. Дионисия, архиеп. Суздальского. Тропарь, глас 8.
Правосла́вия ре́внителю, благоче́стия наста́вниче,/ и́щущим спасе́ния до́брый ко́рмчий,/ мона́шествующих Богодухнове́нное украше́ние,/ Богоно́снаго Евфи́мия собесе́дниче, святи́телю Диони́сие,/ уче́ньми и доброде́тельми оте́чество твое́ просвети́л еси́,/ не забу́ди нас, чту́щих тя,/ но в ми́ре упра́ви живо́т наш.
Кондак, глас 8.
Звезду́ Росси́йскую от Ки́ева возсия́вшую/ чрез Ни́жний Но́вград в Су́ждаль дости́гшую,/ и всю страну́ сию́ уче́нием озари́вшую,/ ублажи́м Богому́драго Диони́сия,/ той бо мо́лится Го́споду спасти́ся душа́м на́шим.
Священноисповедника Афанасия, епископа Ковровского. Тропарь, глас 4.
Сла́вы Бо́жия ревни́теля/ и благоле́пия церко́внаго блюсти́теля,/ те́сным житие́м и мно́гими по́двиги/ вели́кому иера́рху Александри́йскому подо́бника,/ святи́теля Афана́сия, испове́дника Росси́йскаго,/ усе́рдно восхва́лим, ве́рнии./ Сей бо при́сно мо́лится/ о спасе́нии земна́го Оте́чества своего́/ и о всех живу́щих в нем,/ велегла́сно с любо́вию взыва́я:/ Русь свята́я,/ храни́ ве́ру правосла́вную,/ в не́йже тебе́ утвержде́ние.
Кондак, глас 3.
Днесь Афана́сий святи́тель,/ Христо́в испове́дник и пра́ведник,/ в невече́рнем Ца́рстве Сла́вы/ све́тло лику́ет/ и в со́нме всех Ру́сских святы́х,/ всесоста́вным гла́сом побе́дную песнь воспева́я,/ приле́жно мо́лит о нас/ Преве́чнаго Триеди́наго Бо́га.