Православный психолог в Москве

Центр кризисной психологии создан по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в октябре 2006 г.

Центр оказывает разные виды психологической помощи:

взрослым и детям, переживающим тяжелое горе в связи с потерей близких;

переживающим разводы, расставания, кризис семейных отношений, внутрисемейные конфликты;

больным тяжелыми соматическими заболеваниями (заболевания системы кровообращения, онкологические, кардиологические, и.т.п.), и их близким, испытывающим психологические трудности в связи с болезнью близкого человека;

взрослым и детям, ставших жертвами стихийных бедствий, катастроф, актов терроризма, вынужденной миграции;

людям, переживающим посттравматическое стрессовое расстройство, полученное вследствие участия в боевых действиях (комбатанты) и неуставных отношений в армии;

жертвам, и свидетелям преступлений против личности, связанных с физическим насилием или психическими страданиями (изнасилование, разбой, и.т.п.);

Помощь оказывается :

взрослым и детям (детским психологом)

членам любых религиозных конфессий

маловерующим, сомневающимся и атеистам.

В Центре работают психологи:

Хасьминский Михаил Игоревич — руководи.тель Центра кризисной психологии, православный психолог, психоонколог

тел. для записи 8-925-642-34-61

Этот адрес e-mail защищен от спам-ботов. Чтобы увидеть его, у Вас должен быть включен Java-Script

православный психолог Ермакова Людмила Федоровна тел. для записи 8-903-197-09-77

православный психолог Швецова Светлана Азарьевна

тел. для записи 8-916-648-25-65

православный психолог Котляревский Михаил Леонидович

тел. для записи +7-916-868-45-40

Помощь в Центре оказывается за добровольные христианские пожертвования. Пожертвование – добровольная и посильная жертва. Качество оказываемой помощи в Центре ни при каких обстоятельствах не связано с суммой пожертвования (или полным отсутствием ее)

г. Москва, Измайловское шоссе, дом 2 (ст. метро Семеновская, Электрозаводская)
предварительная запись по телефону: 8 (925) 642-34-61
Почта: Этот адрес e-mail защищен от спам-ботов. Чтобы увидеть его, у Вас должен быть включен Java-Script

истории 13:02, 17 декабря 2017

В 2016 году в России было зарегистрировано более ста тысяч человек с депрессией — это около 0,07% всех россиян. На самом деле их число может быть намного больше: часто люди не обращаются за психологической или психиатрической помощью, считая, что «справятся сами». Верующие привыкли в такие моменты искать утешения в Церкви, хотя она, как кажется, далека от науки и оперирует понятиями «души», «искупления», «греха». На самом деле вера и психотерапия не всегда противоречат друг другу. Специально для «Медузы» Юлия Дудкина выяснила, кто такие христианские психологи, где искать психологической помощи верующему человеку — и как психотерапевты помогают самим священникам.

Весной 2017 года Евгения решила пойти к психологу. За несколько месяцев до этого она рассталась с мужем, у нее на руках были трое детей. Первое время она совсем не могла ничего делать и поняла, что не справляется с ситуацией, пора как-то себя вытаскивать. Женщина, к которой она обратилась, сразу завела разговор о сексе и посоветовала Евгении найти мужчину, чтобы «удовлетворить потребности».

Евгения — православная, ходит в церковь и причащается. Разговоры про «удовлетворение потребностей» показались ей неуважением к ее вере и жизненным принципам. «Тогда я решила найти психолога, который придерживается той же моральной позиции, что и я», — говорит она. Знакомые рассказывали ей про специалистку, которая называла себя православным психологом.

На консультации «психолог» почти не задавала вопросов: она выслушала историю Евгении, а потом сообщила: «Я продиктую молитву, а ты запиши ее и читай перед сном». У Евгении историческое образование, и она неплохо разбирается в фольклоре. С первых же строк она поняла, что ей диктуют не молитву, а заговор. «Заговор всегда связан с ритуалом — совершаемым или проговариваемым, — объясняет Евгения. — Тебе как будто гарантируется желаемое за выполнение этого ритуала. Молитвы такими никогда не бывают. Я отказалась записывать».

Реклама

Тогда женщина стала предлагать погадать на картах или позвонить бывшему мужу — убедить его увеличить алиментные выплаты. Больше к специалистам она не обращалась.

Методы, одобренные церковью

В России рынок психотерапевтических услуг начал формироваться в 1990-е годы — и до сих пор не существует ни единой процедуры сертификации специалистов, ни обязательных требований к их уровню, ни государственного реестра. Выбрать квалифицированного психолога или психотерапевта из огромного количества предложений непросто. Многие боятся обращаться за психологической помощью именно потому, что есть риск наткнуться на непрофессионала.

Религиозным людям обратиться за психологической помощью бывает еще труднее. С одной стороны, профессиональные психологи и психотерапевты работают с пациентами вне зависимости от их взглядов и вероисповедания. С другой — есть научные школы и методы, которые церковь не одобряет. Это, например, гипнотерапия (поскольку терапевт в такой ситуации якобы получает власть над волей и сознанием человека) или классический психоанализ, то есть фрейдизм, где психологические конфликты объясняются сексуальными влечениями (правда, и в научных кругах классический психоанализ сегодня уже почти не практикуется). Поэтому религиозные люди иногда специально ищут психолога или психотерапевта, который придерживается того же вероисповедания. Как объясняет психолог Наталия Скуратовская, у таких людей бывают специфические проблемы, и их проще понять тому, кто мыслит в той же системе координат. Сама Скуратовская — православная, и к ней часто обращаются пациенты, ведущие активную церковную жизнь.

«Бывает, что человек уже много лет как воцерковлен, а ему становится все хуже. Грехи не получается побороть, а любовь к ближним не появляется», — говорит Скуратовская. Она объясняет это тем, что воцерковленность не всегда означает духовную жизнь, а может быть ее имитацией. По словам психолога, в таких случаях человек принимает внешние требования и придумывает себе образ, «рамку» — каким должен быть добросовестный христианин; пытается вписываться в эту роль. Однако разрыв между жизненными обстоятельствами и представлением о себе как об «идеальном православном» ведет к сложным внутренним конфликтам. «Из-за этого не выходит честно посмотреть на себя и окружающих, начать работать над собой и приблизиться к Богу. Это такое магическое восприятие себя — если отрицать в себе некоторые качества, то их как будто бы и нет», — объясняет Скуратовская.

Психолог приводит простой пример. Церковь тяготеет к патриархальному устройству семьи, но в современном обществе эта модель уже не всегда уместна — изменились и социальные, и экономические обстоятельства; все более актуальной становится партнерская модель отношений. Скуратовская говорит, что если навязывать себе и своей семье «правильное» поведение, это может привести к невротизации всех ее членов — и взрослых, и детей. Например, в таких семьях запрещено обсуждать секс — даже думать о нем может считаться стыдным. По статистике психолога, 80% подростков, воспитанных в такой семье, отказываются от церковной жизни, как только получают самостоятельность. Остальные часто вступают в ранние браки с такими же детьми из религиозных семей.

Другая проблема — магическое мышление. Некоторые прихожане идут в церковь за исполнением желаний и ждут вознаграждения за молитвы и поставленные свечки. «На определенной стадии развития мы все так мыслим, — говорит Скуратовская. — В возрасте примерно с двух до пяти лет обычно кажется, что есть некое всемогущее существо, и ты получишь от него все, что захочешь, если будешь хорошо себя вести. Некоторые вырастают, так и не избавившись от этого типа мышления, и с ним же приходят в церковь».

Соня Коршенбойм для «Медузы»

Русская православная церковь рассматривает психические заболевания «как одно из проявлений общей греховной поврежденности человеческой природы». Но РПЦ признает, что сводить все психические заболевания лишь к проявлениям одержимости неверно, и в их лечении допустимо использование клинических методов. Об этом говорится в «Основах социальной концепции русской православной церкви» — документе, отражающем официальную позицию Московского Патриархата в сфере взаимоотношений с государством и светским обществом. По мнению РПЦ, для психотерапевтической помощи «душевнобольным» эффективнее всего сочетать пастырскую и врачебную помощь — при разграничении сфер компетенции врача и священника.

«Психологическое образование помогало мне в работе, но очень не хватало психотерапевтической подготовки», — признается настоятель одного из храмов во Владивостоке, практикующий психотерапевт Ростислав Мороз. В 1990-х годах он получил психологическое образование, в 1998-м стал священником, а потом уже — психотерапевтом. Правда, он не сразу смог подобрать подходящее направление психотерапии: большинство распространенных методов ему, как священнику, не подходили.

В нулевые в России начала набирать обороты когнитивно-бихевиоральная терапия, которая помогает корректировать отношение к проблеме и поведение человека в сложной ситуации. Мороз утверждает, это очень эффективный метод, не противоречащий христианскому представлению о человеке, — хотя и признается, что других когнитивно-бихевиоральных терапевтов порой удивляет, когда их методы используют в Церкви. Сейчас Мороз входит и в московскую, и в петербургскую ассоциации когнитивно-бихевиоральных терапевтов.

По его словам, в храм приходит много людей с психическими проблемами, в основном с неврозами: «Они ищут помощи и утешения. Духовные средства хороши, но с их помощью не все можно исцелить, часто бывает нужна помощь профессионала». Очень важно учитывать состояние человека — например, в таинстве покаяния. Как объясняет Мороз, при тяжелом неврозе всегда происходит избыточное самокопание и «самоедство». Если от человека требовать тщательного исследования собственной греховности, это может сослужить дурную службу: человек фиксируется на собственной «плохости» и вместо облегчения души получает усиление невроза. Неправильным применением религиозных методов человеку можно и сильно навредить.

Постом и молитвой

Именно так произошло с Валентиной (имя изменено по просьбе героини). Голоса стали слышны ей шесть лет назад. Они говорили Валентине, что ей нужно что-то сделать или куда-то пойти. «Как-то раз голос сказал: «Иди в соседний дом и жди меня там через час». Он звучал как будто не в моей голове, а со стороны, — рассказывает Валентина. — Я пошла, куда он велел». Что случилось дальше, она не помнит; известно только, что жители соседнего дома вызвали полицию, а потом Валентина оказалась в психиатрической больнице. Ей поставили диагноз — шизофрения.

«Такое сложно принять. Психиатры прописали таблетки, но, вернувшись домой, я перестала их пить и скоро опять попала в стационар, — вспоминает Валентина. — Даже тогда я не смирилась с диагнозом. Три года назад из города, где я снимала квартиру, я вернулась в родное село и отправилась в церковь — к батюшке».

На исповеди Валентина попросила у священника совета, но он ответил, что у нее нет шизофрении — это бесы над ней издеваются. Посоветовал читать «Отче наш» и «Богородице Дево, радуйся», соблюдать посты, регулярно исповедоваться и причащаться. «Я послушалась, — говорит Валентина. — Мне было так страшно, что я готова была следовать любому совету». Как раз тогда, после стационарного лечения, ей стало лучше. Она считала, что это помогают пост и молитва. Таблетки она не принимала. «Батюшка сказал, что люди в «овощном» состоянии, которых я до этого видела в больнице, стали такими из-за лекарств, — говорит Валентина. — И что моя лечебница — в церкви».

Около года Валентина читала ежедневные молитвы, ходила на службы, причащалась и исповедовалась. «Моей дочери было шесть лет, и я водила ее в воскресную школу. Я постоянно общалась с матушками, которые там преподавали, — говорит Валентина. — Они говорили, что и мне, и дочке обязательно нужно поститься. По всем вопросам я звонила им или батюшке». В селе, где живет Валентина, церковь всего одна, и сравнивать ее не с чем. Ей казалось, что это нормально, когда глава прихода и матушки говорят прихожанам, как жить. «Сейчас мне кажется, что это было странно, — признает Валентина. — Священник в этой церкви очень властный, он велел всем прихожанкам выкинуть брюки и даже зимой ходить в юбках».

Без таблеток у Валентины снова начались галлюцинации. Когда умер сосед, которого она считала злым и неприятным человеком, ей казалось, что вокруг его дома «собрались бесы и провожают его». Она не видела их, но «как будто ощущала». В 2016 году, незадолго до Великого поста (в конце зимы), она все-таки обратилась к психиатру. «Она спросила, как я живу, чем занимаюсь, — говорит Валентина. — Выслушала мои рассказы про бесов и сказала, что я в нестабильном состоянии и мне стоит лечь в стационар». Валентина решила посоветоваться с батюшкой. Тот предложил подождать соборования — церковного таинства, которое совершается для исцеления болезней, — а потом уже решать по самочувствию. В больницу Валентина так и не поехала.

Вскоре отношения со священником стали портиться. Дочка Валентины хотела заниматься танцами вместо воскресной школы, а глава прихода кричал, что это грех. Валентина переживала, ей становилось все хуже. В конце концов она опять пошла к психиатру — и, несмотря на протест священника, все-таки легла в стационар в административном центре, на два с половиной месяца.

Соня Коршенбойм для «Медузы»

«На этом моя история с «церковным» лечением закончилась, — говорит Валентина. — Теперь я хожу к психиатру и постоянно контролирую свое состояние, а на историю, которая со мной произошла, могу посмотреть трезвым взглядом. Я по-прежнему верующий человек, но в нашу сельскую церковь мне ходить больше не хочется». Дочка Валентины перестала ходить в воскресную школу — она занимается эстрадным вокалом.

Как говорит религиовед и преподаватель Центра изучений религий РГГУ Константин Михайлов, подобные истории — не редкость. Под влияние таких «наставников» часто попадают люди в кризисной ситуации: у них не хватает собственных психологических ресурсов для принятия важных решений. Формально в самой РПЦ такие злоупотребления не одобряют; есть даже специальное понятие «младостарчество». Как объясняет преподаватель Сретенской духовной семинарии протоиерей Вадим Леонов, младостарчество возникает от самомнения: это болезнь роста священника, который «пытается действовать как духоносный наставник, не обладая соответствующими дарами и способностями». Иерей Димитрий Дмитриев в материале Pravmir.ru называет младостарчество главным искушением молодого священника: «Слово священника особенно весомо: вроде ты просто говоришь, а можешь при этом человеку жизнь разрушить».

Однако, как говорит Михайлов, на практике на подобное авторитарное наставничество зачастую закрывают глаза. По его словам, для православной среды вполне обычно критическое отношение к психиатрии, подкрепляемое рассказами о бесах и даже их «отчитками» — то есть экзорцизмом. «Невысокий уровень естественно-научного образования часто приводит священнослужителей к неприятию современных медицинских и, шире, научных концепций. — объясняет Михайлов. — Вспомним о случаях поддержки священнослужителями ВИЧ-диссидентства, теории телегонии или антипрививочной повестки. Поэтому если священник советует вам психолога, это одно. А если «православного психолога» или отчитку — совсем другое».

Христианская психология

В самой церковной среде все чаще говорят о пользе психологического образования. Если священник знает азы, то сумеет определить, нужна ли прихожанину помощь психотерапевта или психиатра. Во многих семинариях с 1990-х годов есть курс общей психологии. Православные СМИ тоже часто поднимают вопросы, связанные с психологией и уместностью психотерапии для верующих людей: «Священник и психолог: противостояние или альянс?», «Духовник и психолог: в чем разница?» и даже «Зачем монаху психолог».

В 1990-е некоторые российские специалисты и священники заговорили о появлении в России и так называемой «христианской психологии» — научной школы, которая исходит из принципов православной антропологии. Она рассматривает человека как творение Бога по его образу и подобию, а смерть — как переход души в иное состояние.

Один из основоположников этого направления — доктор психологических наук, профессор факультета психологии МГУ Борис Братусь. Он утверждает, что христианская психология — явление далеко не новое («Медуза» поговорила с Борисом Братусем, но впоследствии он запретил публиковать его слова; все цитаты Братуся приводятся по открытым источникам). «Связь между психологией и духовным образованием в России присутствовала издавна, со времен еще Киево-Могилянской духовной академии», — писал Братусь в статье «Христианская психология как научное направление: к истории вопроса». В 2015 году эта статья была опубликована в «Национальном психологическом журнале», учрежденном МГУ им. М.В. Ломоносова.

В своем учебнике «Начала христианской психологии», опубликованном издательством «Наука» в 1995 году, Братусь объясняет, что до революции христианская психология развивалась одновременно с научной психологией. Разница была в том, что одно направление опиралось на философские и религиозные традиции, а другое — на естественнонаучные, материалистические. С революцией христианской психологии как направлению пришел конец. Эта школа вновь появилась только в 1990-е годы. При факультете психологии МГУ появился кружок, где Братусь проводил семинары по христианской антропологии и психологии. В 2002 году при Православном институте Иоанна Богослова в Москве открылся факультет психологии под руководством священника Андрея Лоргуса. Научным руководителем факультета также стал Борис Братусь. В 2016 году на базе факультета зарегистрировали «Московскую школу христианской психологии».

С 2009 года в Москве работает и Институт христианской психологии. На сайте института говорится, что «психология в целом и отечественная школа психологии в особенности весьма далеки от христианских ценностей», но для современного христианского служения бывают нужны психологические знания.

Как объясняет Борис Братусь, христианская психология отличается от обычной тем, что «пытается соотнести корпус психологических знаний, как уже существующих, так и новых, с христианской концепцией человека». На практике, по его словам, это выглядит так: «Вот ситуация: человек приходит с какой-то проблемой, что-то его волнует, он смущается, он не может выполнить задачу, связанную с публичным действием. И психолог может ему помочь, то есть научить его действовать определенным образом, но на этом его задача как психолога обрывается. Кроме того, не ставится вопрос о том, что, возможно, способ, которым психолог научил чему-то пациента, на самом деле приносит ему вред. А терапевт, который исповедует направление христианской психологии, всегда будет помнить об этом и будет стараться не совершить ошибки».

Соня Коршенбойм для «Медузы»

Не все служители церкви — даже с психологическим образованием — убеждены, что для помощи прихожанам необходимо специальное психологическое направление. Например, Ростислав Мороз к понятиям «православная психология» и «духовно ориентированная психология» относится осторожно. Он считает, что христианская психология пока недостаточно сформировалась, чтобы быть уверенным во всех ее представителях. По его словам, чаще всего практикующими «православными психологами» становятся обычные психологи, принявшие веру и пытающиеся вносить религиозные воззрения в свой труд. Учитывая, что мало кто из них получает хорошее богословское образование, результаты могут быть любыми.

«Попыток вывести понятие православной психологии, область ее деятельности и практического применения предпринималось много, но к единому знаменателю ученые и богословы пока не пришли», — говорит Мороз. По его мнению, стоит отдельно работать с расстройствами психики, и отдельно говорить с человеком о духовных вопросах: «Пусть это будут два разных компетентных специалиста, тем более, что между ними можно наладить взаимодействие».

С ним согласен кандидат биологических наук, директор Центра когнитивной терапии Яков Кочетков. «Людям любой конфессии ничто не мешает проходить психотерапию, — говорит он. — Вопросы веры и расстройств психики — это разные вещи, а некоторые специалисты, называющие себя православными психотерапевтами, иногда идут вразрез с принципами психотерапии». Например, бывает важно помочь клиенту научиться отстаивать свои права, но «православный психолог» с недостаточной психологической подготовкой может решить, что такой подход противоречит христианским ценностям.

Возвращение в реальность

«Прежде чем покончить с собой, я решила привести свои дела в порядок, — рассказывает Анна (имя изменено по просьбе героини). — Я представила, что вот я умру, родственники приедут заниматься похоронами и скажут: «Сдохла, а за квартиру не заплатила, кучу хлама оставила». Я начала разбирать полки, экономить, чтобы заплатить за жилье на месяц вперед».

Все началось за несколько лет до этого, когда Анна вышла замуж. Брак длился три года, и все это время Анна с мужем постоянно ссорились и дрались. Он приходил домой «под кайфом», Анна выгоняла его из дома, но, когда он уходил на несколько дней, не спала ночами и пыталась до него дозвониться. «Когда я выходила замуж, знала, что он покуривает травку, — говорит женщина. — Но это ведь многие делают, и я не думала, что наркотики скоро окажутся для него на первом месте. Мне хотелось сделать ремонт, может, завести детей. Но в нашей жизни был сплошной хаос».

Соня Коршенбойм для «Медузы»

Однажды у них произошла серьезная драка — муж, по словам Анны, «прыгал у нее на голове». В травмпункте выяснилось, что у женщины сотрясение мозга и сломаны два ребра. Анна собрала вещи и позвонила друзьям, чтобы они ее забрали. «У меня есть собственная однокомнатная квартира, я поехала туда и две недели никуда не выходила. Просто лежала и смотрела в одну точку. Могла целый день не есть, а потом вспомнить, что голодна, и опустошить холодильник», — вспоминает Анна. Ей казалось, что она совершила предательство по отношению к самой себе — вышла замуж за человека, который ее бил, и позволила ситуации зайти так далеко. Она постоянно корила себя, напивалась и плакала.

Когда жить стало не на что, Анна устроилась работать в транспортную компанию. Но работа не отвлекала от проблем. Иногда посреди дня она осознавала, что уже час сидит и ничего не делает: «Я не могла понять, куда делся этот час, о чем я думала, что я делала. Он как бы съедался. Это стало меня пугать». Так прошло около трех месяцев. Периоды «зависания» становились все длиннее — теперь Анна не всегда могла вспомнить, как прошли последние три-четыре часа.

Все это время за Анну очень переживала ее сводная сестра: постоянно звонила, пыталась развлечь, вытащить из дома — и в какой-то момент уговорила женщину сходить к психологу при храме. «Я к тому моменту уже твердо решила, что уйду из жизни, и не хотела принимать никакую помощь. Но сестра так уговаривала, что я уступила. В конце концов, что мне было терять?», — вспоминает Анна. У нее было много предубеждений против психологов: она думала, что специалист будет «внедряться к ней в мозг», применять что-то вроде гипноза. Она была совершенно не настроена что-либо ему рассказывать — собиралась прийти, сказать, что у нее все в порядке, и вернуться домой.

«Когда я заявила, что у меня нет проблем и психолог все равно не сможет мне помочь, он сказал: «Все ясно». И предложил прогуляться по парку, — говорит Анна. — Я все ждала, когда он уже начнет свои манипуляции с моим мозгом, но вместо этого он предложил мне съесть мороженого и начал беседовать на какие-то повседневные темы, как будто мы тысячу лет знакомы. Постепенно я расслабилась и втянулась в беседу. Он уже не вызывал такой настороженности». Анна решила, что придет в храм еще раз: на следующей встрече она рассказала психологу про расставание с мужем и побои.

«Он сказал: «Ну, мать, ты даешь. Ты же мазохистка!» — вспоминает Анна. — Мы много говорили, он давал задания. Однажды попросил отвезти посылку в храм на другом конце Москвы и там заодно предложил исповедаться. Я приехала, встала перед батюшкой и разрыдалась на весь храм. Но потом мне стало легче».

Постепенно Анна перестала думать о смерти, она больше не «выпадала» из реальности. В итоге решила вернуться к мужу — ей казалось, что она все еще его любит. Когда женщина призналась в этом психологу, он сказал, что у нее созависимость и помог найти психотерапевта, который специализируется именно на этой проблеме. Именно с ним Анна и продолжила свою терапию. «Раньше я даже не знала, что такое созависимость, — говорит женщина. — А теперь поняла, что для меня такие отношения были зоной комфорта, потому что я выросла в пьющей семье. Я узнала про треугольник Карпмана и научилась останавливать себя прежде, чем в него попаду».

Ясное желание помогать

«Психолог при храме», к которому попала Анна, — Михаил Хасьминский, руководитель кризисного центра при московском храме Воскресения Христова на Семеновской. Бывший майор московской милиции, Хасьминский получил второе, психологическое образование в Академии МВД России — на кафедре психологии, педагогики и организации работы с кадрами. В 2002 году он създил в Троице-Сергиеву Лавру, приложился к мощам Сергия Радонежского и, как говорит, понял, что занимается не тем; у него «возникло ясное желание помогать больным раком». Так он стал работать психологом в Российском онкологическом научном центре имени Блохина, а спустя несколько лет возглавил Центр кризисной психологии, созданный по благословению патриарха Алексия II в 2006 году.

Хасьминский считает, что в особо тяжелые, кризисные моменты духовно ориентированная психология оказывается куда эффективнее, чем светская. «Я понял это, когда работал в онкологическом центре, — говорит Хасьминский. — Я видел: если мать теряет ребенка, то часто в этой жизни для нее уже ничего не важно, она не может найти ни утешения, ни объяснения тому, что происходит». Хасьминский утверждает, что в такой ситуации обычные психологические методы оказываются бессильны — а священник может дать человеку поддержку.

Хасьминский не работает с органическими депрессиями или зависимостями, которые требуют длительной терапии. К нему приходят люди, которых нужно быстро «привести в себя» в критической ситуации. Обычно это тяжелые разводы или смерть близких. «Человеку, чтобы выйти из тяжелого состояния, нужен мощный внутренний ресурс, энергия, — говорит Хасьминский. — Но именно в кризисных ситуациях у людей нет такого ресурса. Христианский подход дает им его — акцент переключается с этой жизни, которая на данный момент утратила для человека смысл, на другую, вечную. При христианском подходе цель человека — не прожить жизнь весело и без проблем, а воспитать свою душу для царства божьего».

Впрочем, как считает Хасьминский, у методов христианской психологии есть научные объяснения. По его словам, таинство исповеди оказывает психотерапевтический эффект, потому что это интроспекция — человек внимательно изучает свой внутренний мир, разбирается в себе. А если мать, скорбящая об умершем ребенке, начинает заботиться о его душе — молиться за него, делать добрые дела — это помогает ей не замкнуться на себе, преодолеть фрустрацию и начать адаптироваться в новых условиях.

В то же время Хасьминский скептически относится к светским методам кризисной психологии и считает, что она всегда основывается на вере: «Я не знаю ни одного человека, профессионально работающего с горем, который был бы атеистом. Чтобы помочь человеку пережить трагедию, надо иметь свой прочный фундамент, который удержит самого психолога и даст ему возможность удержать другого. Иначе очень быстро произойдет выгорание».

В кризисном центре кроме него работают пятеро психологов. Попасть туда можно по предварительной записи, оплата — добровольные пожертвования. На сайте центра говорится, что их размер никак не влияет на качество оказываемой помощи. Приходить туда могут не только религиозные люди. «Я все-таки в первую очередь кризисный психолог, — говорит Хасьминский. — Моя цель — не обратить человека в веру, а помочь ему преодолеть кризис».

По его словам, главное отличие православного психолога от светского — в том, что православный относится к человеку не как к «набору неких химических процессов или привычек», а как к душе, уникальной и созданной Богом: «И эта душа будет свидетельствовать обо мне на страшном суде».

Гореть верой 24 часа в сутки

Психологическая помощь бывает нужна не только прихожанам, но и самим служителям Церкви. Наталия Скуратовская седьмой год работает со священниками — и из своего опыта знает, что они, как и представители других профессий, сталкиваются с кризисами и выгоранием.

«Однажды Архиепископ Петропавловский и Камчатский Игнатий предложил мне провести тренинг для священников — помочь им развить в себе любовь к ближнему, эмпатию», — рассказывает Скуратовская. Это происходило в 2010 году, и задача для того времени казалась шокирующей — чтобы женщина, к тому же мирянка, чему-то учила священников. «Многие из участников настороженно относились и ко мне, и к психологии в целом», — вспоминает Скуратовская. Она говорит, что в семинариях обычно есть только общий, довольно формальный курс психологии, «но он не всегда развенчивает миф о том, что психология — сатанинская наука, а психологи конкурируют со священником за душу паствы».

Психологу пришлось объяснять священникам, что это не так — и постепенно стена недоверия исчезла. «В первый день тренинга мы занимались групповой работой, а потом я объявила, что готова пообщаться индивидуально с теми, у кого есть вопросы, которые не хотелось бы обсуждать в группе». Скуратовская думала, что к ней обратятся два-три человека, но в итоге ей пришлось несколько дней до полуночи заниматься психотерапией.

Соня Коршенбойм для «Медузы»

Оказалось, что у священнослужителей много своих проблем. На них часто возлагают завышенные ожидания — и прихожане, и священноначалие. «Нередко от священника требуется гореть верой и служить пастве 24 часа в сутки, — говорит психолог. — Многие сначала стараются так делать, но у них быстро происходит эмоциональное выгорание». Выяснилось, что кризис мотивации у многих случается еще и из-за того, что реальное положение дел в церкви не всегда соответствует декларируемому. Кроме того, нередко священники не понимают, что делать с человеческим горем — у прихожанина случилась трагедия, а неосторожными советами и высказываниями ему можно навредить.

Реклама

На Рождественских образовательных чтениях в 2011 году Скуратовская выступила с докладом о том, почему священникам нужна практическая психология. «Реакция была очень неоднозначная, многие возмутились, — говорит психолог. — Но после этого ко мне стали постоянно обращаться за помощью священники, матушки и просто воцерковленные люди».

Сама Скуратовская не называет себя ни православным, ни христианским психологом. «Я прежде всего психолог, специалист. В то же время я верующий человек и понимаю проблемы воцерковленных людей», — говорит она.

Вакансия № 5052138 на сайте Электронная Служба занятости населения от компании «СПб НОУ Православная общеобразовательная гимназия СВЯТОГО БЛАГОВЕРНОГО ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО» на должность «Психолог-педагог» в отрасли экономики «Наука, образование» → «Начальный уровень, мало опыта»

Прямой работодатель «СПб НОУ Православная общеобразовательная гимназия СВЯТОГО БЛАГОВЕРНОГО ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО» ищет работника на вакантное место в своей организации на должность «Психолог-педагог».

Обязательное требование работодателя к опыту работы искомого сотрудника: не требуется.

Тип занятости на вакантном месте работы «Психолог-педагог» в компании (фирме, организации, ИП) «СПб НОУ Православная общеобразовательная гимназия СВЯТОГО БЛАГОВЕРНОГО ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО»: Частичная занятость, гибкий график.

Вакансия № 5052138 на должность «Психолог-педагог» относится к отрасли деятельности «Наука, образование» → «Начальный уровень, мало опыта».

Вакансия № 5052138 на должность «Психолог-педагог» добавлена в базу данных сайта о работе и трудоустройстве Электронная Служба занятости населения в Четверг, 15 октября 2020 года и после публикации модератором веб-портала для соискателей работы доступна для просмотра всем зарегистрированным безработным.

Обращаем Ваше внимание, что на момент обращения к работодателю СПб НОУ Православная общеобразовательная гимназия СВЯТОГО БЛАГОВЕРНОГО ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО вакантная должность «Психолог-педагог» может быть уже занята. Администрация Электронной Службы Занятости Населения приносит извинения за доставленные неудобства.

Дата обновления анкеты вакансии № 5052138 на должность «Психолог-педагог» на сайте Электронной Службы занятости населения: Среда, 28 октября 2020 год.

Статистика просмотров соискателями работы и отправки сообщений работодателю СПб НОУ Православная общеобразовательная гимназия СВЯТОГО БЛАГОВЕРНОГО ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО для вакансии № 5052138:

Вакансия № 5052138 с предложением должности Психолог-педагог прочитана соискателями работы — 197 раз(а);
Отправлено откликов соискателями работы на вакансию № 5052138 от прямого работодателя СПб НОУ Православная общеобразовательная гимназия СВЯТОГО БЛАГОВЕРНОГО ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО — 3 раз(а);

Компанией (организацией, фирмой, ИП) «СПб НОУ Православная общеобразовательная гимназия СВЯТОГО БЛАГОВЕРНОГО ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО» предлагается работа в городе Санкт-Петербург.

Вакантное место работы в компании «СПб НОУ Православная общеобразовательная гимназия СВЯТОГО БЛАГОВЕРНОГО ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО» находится по адресу: Санкт-Петербург, Улица Дыбенко, Ладожская, улица Тельмана.

Работодатель «СПб НОУ Православная общеобразовательная гимназия СВЯТОГО БЛАГОВЕРНОГО ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО» предложит заработную плату по результатам собеседования с соискателем работы.

Должностные обязанности:

  • Нужен Воспитатель-психолог на вторую половину дня (13/15-18/19),так же проведение занятий в группе,индивидуальные консультации.

Требования к кандидату:

  • Образование, любовь к детям.

Обратите внимание на веб-сайт компании «СПб НОУ Православная общеобразовательная гимназия СВЯТОГО БЛАГОВЕРНОГО ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО» — http://pravoslavie.spb.su/ — с подробной информацией об организации, в том числе контактными телефонами.

Для получения номера контактного телефона (или иной контактной информации) для связи с работодателем «СПб НОУ Православная общеобразовательная гимназия СВЯТОГО БЛАГОВЕРНОГО ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО» из города (региона) Санкт-Петербург, Вам сначала необходимо отправить с нашей Электронной Службы занятости населения письмо с прикрепленным к нему файлом Вашего резюме или укажите в тексте сообщения работодателю ссылку на Ваше резюме на другом сайте для соискателей работы. Работодатель «СПб НОУ Православная общеобразовательная гимназия СВЯТОГО БЛАГОВЕРНОГО ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО» рассмотрит Ваше резюме и сообщит свои контактные данные (номер телефона, e-mail, факс, Skype, ICQ), по которому с ним можно связаться по поводу собеседования, чтобы занять вакантное место работы «Психолог-педагог».

Что делать, если работодатель «СПб НОУ Православная общеобразовательная гимназия СВЯТОГО БЛАГОВЕРНОГО ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО» из города (региона) Санкт-Петербург не отвечает на Ваш запрос по вакансии?
Разместите Ваше резюме на нашем портале трудоустройства и Вас обязательно найдут другие работодатели!

Добавить резюме СЕЙЧАС!

Смотрите похожие вакансии на должность «Психолог-педагог» в разных городах (регионах) России и СНГ, в том числе в регионе (городе, селе, деревне, поселке) «Санкт-Петербург», на нашей Электронной Службе занятости населения:

  • Вакансия № 16194025 на должность «Автор курса «Тестировщик-автоматизатор на Python»» с заработной платой, определяемой по договоренности, от компании «SkillFactory» в регионе (городе) Санкт-Петербург;
  • Вакансия № 16193934 на должность «Логопед» с заработной платой от 11000 руб. до вычета налогов от компании «ЧОУ Школа ДИПЛОМАТ» в регионе (городе) Санкт-Петербург;
  • Вакансия № 16193928 на должность «Педагог детского развивающего центра» с заработной платой от 10000 до 40000 руб. на руки от компании «ИП Иванова Елена Сергеевна» в регионе (городе) Санкт-Петербург;
  • Вакансия № 16193916 на должность «Логопед» с заработной платой, определяемой по договоренности, от компании «Мишутка» в регионе (городе) Санкт-Петербург;
  • Вакансия № 15968670 на должность «Программист 1С/Начинающий специалист» с заработной платой от 20000 руб. на руки от компании «Гос. корп. Военно-космическая академия имени А.Ф. Можайского» в регионе (городе) Санкт-Петербург;
  • Вакансия № 15968654 на должность «Менеджер по подбору персонала (English)» с заработной платой от 25000 руб. до вычета налогов от компании «Skyeng» в регионе (городе) Санкт-Петербург;
  • Вакансия № 15968639 на должность «Рекрутер online sales-персонала (English)» с заработной платой от 30000 до 45000 руб. на руки от компании «Skyeng» в регионе (городе) Санкт-Петербург;
  • Вакансия № 15968631 на должность «Рекрутер online преподавателей английского» с заработной платой от 30000 до 45000 руб. на руки от компании «Skyeng» в регионе (городе) Санкт-Петербург;
  • Вакансия № 15968630 на должность «Воспитатель детей дошкольного возраста» с заработной платой от 35000 руб. на руки от компании «Образовательное пространство Квазар» в регионе (городе) Санкт-Петербург;
  • Вакансия № 15968624 на должность «Специалист по социальной работе с несовершеннолетними» с заработной платой от 29000 до 30000 руб. до вычета налогов от компании «Отдел социального сопровождения несовершеннолетних правонарушителей Центрального района СПб ГБУ «ГЦСП «КОНТАКТ»» в регионе (городе) Санкт-Петербург;
  • Вакансия № 15968623 на должность «Тьютор» с заработной платой от 35000 руб. до вычета налогов от компании «Никитин Игорь Ярославович» в регионе (городе) Санкт-Петербург;
  • Вакансия № 15805967 на должность «Преподаватель логической математики и программирования» с заработной платой от 10000 до 25000 руб. на руки от компании «ООО Шифт» в регионе (городе) Санкт-Петербург;
  • Вакансия № 15805911 на должность «Логопед» с заработной платой от 25000 до 40000 руб. на руки от компании «Semianko Hanna» в регионе (городе) Санкт-Петербург;
  • Вакансия № 15805622 на должность «Менеджер по продажам» с заработной платой от 25000 до 50000 руб. на руки от компании «ООО Вебиум» в регионе (городе) Санкт-Петербург;
  • Вакансия № 15805580 на должность «Специалист по социальной работе с молодежью Фрунзенского района» с заработной платой от 25000 до 30000 руб. до вычета налогов от компании «Отдел социального сопровождения несовершеннолетних правонарушителей Центрального района СПб ГБУ «ГЦСП «КОНТАКТ»» в регионе (городе) Санкт-Петербург;
  • Вакансия № 15805524 на должность «Специалист (по работе со студентами)» с заработной платой от 20000 до 25000 руб. на руки от компании «Гос. корп. ФГБОУ ВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ГПС МЧС РОССИИ» в регионе (городе) Санкт-Петербург;
  • Вакансия № 15711495 на должность «Рекрутер online sales-персонала (English)» с заработной платой от 30000 до 45000 руб. на руки от компании «Skyeng» в регионе (городе) Санкт-Петербург;
  • Вакансия № 15711487 на должность «Логопед» с заработной платой от 15000 до 40000 руб. на руки от компании «Детский центр Бакалаврик» в регионе (городе) Санкт-Петербург;
  • Вакансия № 15711367 на должность «Педагог-психолог» с заработной платой, определяемой по договоренности, от компании «ГБДОУ детский сад № 25 комбинированного вида Приморского района Санкт-Петербурга» в регионе (городе) Санкт-Петербург;
  • Вакансия № 15711315 на должность «Воспитатель в дошкольное учреждение» с заработной платой от 38000 до 45000 руб. до вычета налогов от компании «Отделение дошкольного образования ГБОУ школа №635 Приморского района Санкт-Петербурга» в регионе (городе) Санкт-Петербург;
  • Вакансия № 15711275 на должность «Помощник воспитателя» с заработной платой от 18600 руб. на руки от компании «ООО FREEDOM TEAM» в регионе (городе) Санкт-Петербург;
  • Вакансия № 15711242 на должность «Педагог-психолог» с заработной платой от 25000 до 30000 руб. до вычета налогов от компании «СГБПОУ Художественно-профессиональный лицей Санкт-Петербурга имени Карла Фаберже» в регионе (городе) Санкт-Петербург;
  • Вакансия № 15711200 на должность «Лаборант» с заработной платой, определяемой по договоренности, от компании «Алкор Био» в регионе (городе) Санкт-Петербург;
  • Вакансия № 15623614 на должность «Координатор/тьютор в школе» с заработной платой от 45000 руб. до вычета налогов от компании «ЧОУ Школа Экспресс Санкт-Петербурга» в регионе (городе) Санкт-Петербург;
  • Вакансия № 15460006 на должность «Монтессори педагог» с заработной платой от 20000 руб. на руки от компании «ИП Бродилова Евгения Сергеевна» в регионе (городе) Санкт-Петербург;
  • Вакансия № 15459925 на должность «Инженер» с заработной платой от 60000 руб. до вычета налогов от компании «ООО Кванттелеком» в регионе (городе) Санкт-Петербург;
  • Вакансия № 15459881 на должность «Библиотекарь» с заработной платой от 36500 до 55000 руб. до вычета налогов от компании «Централизованная библиотечная система им. М.Ю.Лермонтова» в регионе (городе) Санкт-Петербург;
  • Вакансия № 15365614 на должность «Преподаватель программирования в онлайн-школу» с заработной платой до 30000 руб. до вычета налогов от компании «ИП Рупышева Анна Павловна» в регионе (городе) Санкт-Петербург;
  • Вакансия № 15365534 на должность «Преподаватель математики (Онлайн)» с заработной платой, определяемой по договоренности, от компании «MAXIMUM EDUCATION» в регионе (городе) Санкт-Петербург;
  • Вакансия № 15365520 на должность «Воспитатель детей дошкольного возраста» с заработной платой от 25000 руб. на руки от компании «ТИМ, консультационная группа» в регионе (городе) Санкт-Петербург;

Обратите внимание на сайт Электронный Центр занятости населения с актуальной базой данных предложений работы в форме вакансий.
Переходите на страницу «Найти работу по вакансиям в Центре занятости населения» и ищите свежие вакансии или переходите на страницу «Разместить резюме в Центре занятости населения», добавляйте резюме и после его публикации Вам начнут приходить свежие вакансии с предложениями работы.

Заходите на сайт Электронная Биржа труда с актуальной базой данных предложений работы в форме вакансий.
Переходите на страницу «Найти работу по вакансиям на Бирже труда» и ищите свежие вакансии или переходите на страницу «Разместить резюме на Бирже труда», добавляйте резюме и после его публикации Вам начнут приходить свежие вакансии с предложениями работы.

Посетите сайт «Работа в России и СНГ» с базой данных предложений работы в форме вакансий.
Переходите на страницу «Найти работу по вакансиям на сайте «Работа в России и СНГ»» и ищите свежие вакансии или переходите на страницу «Разместить резюме на сайте «Работа в России и СНГ»», добавляйте резюме и после его публикации Вам начнут приходить свежие вакансии с предложениями работы.


Поиск Работы по любой Профессии

Ищите работу на специализированном сайте Агрегатор вакансий от работодателей России и СНГ с актуальной базой данных предложений работы в форме объявлений с вакансиями.
На портале RABOTKA.com.ru к Вашим услугам доступен удобный поиск работы в городе Санкт-Петербург по полной базе данных свежих вакансий Службы Занятости Населения города Санкт-Петербург.
Все вакансии с портала Службы Занятости Населения Вы можете удобно просматривать на сайте-агрегаторе предложений работы RABOTKA.com.ru в виде списка или выполнять поиск вакансий с учетом своего города проживания и желаемой должности.

Я закончила факультет психологии МГУ. Сейчас работаю в антикризисном подразделении в одном из психологических центров Москвы. Лет пятнадцать тому назад, в одном из ЦСО Москвы я консультировала пожилых людей. Такие консультации многому учат самого консультанта-психолога: перед глазами проходят судьбы людей со всеми их ошибками, неожиданными поворотами… Два случая мне не только особо запомнились, но и привели к новому пониманию причинно-следственных связей между часто необдуманными, спонтанными поступками человека и его судьбой.
Первый случай, с которого, собственно, все началось, связан с пожилой женщиной, бывшей райкомовской работницей достаточно высокого уровня.
Ко мне пришла женщина жесткая, очень закрытая, с большими амбициями и большой обидой на жизнь. Со многими оговорками она сообщила мне, что живет вдвоем с дочерью. У дочери психиатрический диагноз: тяжелейшая форма шизофрении. Дочь зримо разрушалась и погибала на глазах матери не только сама, но и делала попытки избить или даже убить мать. В доме был настоящий ад. Удивительно было то, что в предыдущих поколениях в этой семье не было больных шизофренией.
Тяжело было разговаривать с ней, тяжело видеть измученные глаза, из которых просто кричал вопрос: «За что мне это мучение?…” Конечно, я понимала, что психиатрия — это не ко мне, психологи работают с пограничными состояниями, но в пределах нормы. Все, что касается дочери — могу только посочувствовать, а вот поддержать мать, выслушать ее, изменить ее отношение к данной ситуации — мне очень хотелось.
Она начала осторожно, затем, почувствовав доверие, более откровенно рассказывать. Вначале рассказ шел исключительно об успехах: какие у нее были замечательные родители; какая она была отличница, комсомолка, активистка; сколько людей от нее зависело, когда она работала в райкоме партии. И после каждого сюжета — в глазах всплеск боли: «За что?”
Внимательно слушая ее и размышляя вместе с ней, я попросила ее рассказать о дедах и прадедах. Там тоже было все со всех сторон успешно. Повествуя о семье прадеда, она сообщила мне, что он взрывал Храм Христа Спасителя. Сказав это, она неожиданно вздрогнула и с удивлением и ужасом посмотрела на меня. Вот оно, нашла!!! В психологии это называется инсайт — озарение. Она замолчала, обдумывая сказанное, потом неуверенно спросила: «Неужели столько мучений выпало на мою долю за этот взрыв Храма?”
Тяжесть, давившая во время нашей беседы, как будто взорвалась — стало свежо и тихо, как после пронесшейся грозы. Так же, как и она, я почувствовала, что вот он, найден тот самый узел, стянувший и изувечивший жизнь этой бедной женщины. Она вдруг поняла, что именно с того момента — изничтожалось, стиралось с лица земли потомство «того деда” — и последняя в этом роду — тяжело больная ее дочь никогда не выйдет замуж и никогда не будет иметь детей. На ней род прекращается.
«Что же теперь мне делать?” — спросила она.
«Здесь я уже ничего сказать не могу, вам лучше рассказать все это батюшке, думаю, он вам сможет помочь”.
Она пришла ко мне через неделю. Рассказала, что батюшка освятил квартиру, исповедал и причастил ее дочь; сама она тоже готовилась к причастию.
Встретившись с ней через некоторое время, я отметила, что нет у нее во взгляде прежней пронзительной боли, и вся она как-то смягчилась. На вопрос о здоровье дочери она заметила, что у той стали реже и тише проявляться приступы злобной агрессии.
Конечно, и она, и я понимали, что полного выздоровления не будет, но женщине этой стало ощутимо легче жить с больной дочерью, и это было уже много.
Второй случай произошел несколько позднее в том же ЦСО.
Ко мне на прием пришла очень красивая пожилая пара. Седой отец, багровый от гнева, с возмущением говорил, что готов убить своего сына за то, что тот ежедневно изощренно издевается над его женой.
Вся дальнейшая работа шла, в основном, уже с матерью. Она рассказывала, какой он был замечательный ребенок: соседи не могли нахвалиться, учился отлично, ходил с родителями в походы, в музеи и театры.
Одним словом — хороший ребенок из хорошей семьи.
Затем он женился, и жена вроде хорошая. Но детей почему-то нет, он стал пить, а главное — все в доме крушить и нападать на мать, на все призывы к совести — у него появился стеклянный взгляд.
Рассказывая о сыне, она вдруг вспомнила, что накануне его свадьбы ездила на электричке куда-то в Подмосковье к цыганке-гадалке, чтобы узнать у нее, счастлив ли он будет с женой? Сказав это, она задумалась и заметила, что, по-видимому, с этого момента сын стал меняться.
Она вдруг поняла, что хотя сын давно вырос, но связь, в том числе духовная, между матерью и сыном очень сильная, недаром говорится: «молитва матери — со дна моря достает!”. Но, к сожалению, бывает и обратное.
Сын сам не ездил к гадалке — ездила мать, и своей материнской волей раскрыла его духовную защиту перед той темной духовностью, с которой связана любая гадалка. В то же время, ничего не зная о поездке матери к цыганке, сын стал проявлять особую злобность именно к матери, фактической виновнице его состояния.
Встал опять вопрос: «Что делать?”
Конечно, надо было прежде всего идти к священнику на исповедь. Но прежде, чем мать пошла к священнику, освятила квартиру и т.д. — перед каждым ее шагом у нее были кошмарные сновидения, где ей угрожали, после которых она впадала в страх, но находила силы, чтобы преодолеть его.
Ощутимо шла духовная борьба, во время которой она обращалась за помощью и к священнику, и ко мне — психологу. И также ощутимо менялись ее отношения с сыном.
Эти два случая до сих пор дают мне много пищи для размышлений, а в профессиональном плане — открыли для меня такую реальность, работать с которой оказалось возможно не только на основе знаний современной психологии, но и святоотеческой литературы.
Нынешняя реальность такова, что люди с проблемами явно духовного характера идут к психологу, к гадалке, к «бабке”, к экстрасенсу и т.д., но только не к священнику, и, как правило, лишь усугубляют свое положение.
В работе психолога существуют определенные границы его компетентности и методы работы в рамках этих границ. Однако, Православный психолог, не беря на себя функции священника, в своей работе вынужден часто помогать человеку разобраться в проблемах, в основе которых лежат духовные причины.
Дети и сохранившие чистоту взрослые присутствие Бога в их жизни чувствуют сердцем. В наш рассудочный век очень многие приходят к пониманию Бога, изучая физику, математику, философию и др., т.е. через разум.
Православный психолог в своей работе обращается и к разуму, и к сердцу, ощущая, на что больше откликается пришедший за помощью человек. Происходит нечто, напоминающее работу настройщика инструмента. Как опытный настройщик не строит звук инструмента под свой шаблон, но, слыша индивидуальный голос каждого инструмента, гармонизирует весь строй этого инструмента, сохраняя его индивидуальность.
В последние годы в церковной среде часто звучат категорические мнения: а нужны ли психологи вообще, склоняясь к тому, что кроме вреда никакой пользы от них нет. Большинство наших священников только при упоминании о психологе не могут удержаться от гнева и сарказма, с возмущением дают самые нелестные характеристики психологам.
Правы ли они? И да, и нет.
Правы, потому что в последние годы, ориентируясь на модность профессии, огромное количество вузов и колледжей завели у себя психологические факультеты и выпускают дипломированных психологов с профессиональной подготовкой сомнительного качества.
Чем занимаются такие психологи, попадая на практическую работу? Конечно, прежде всего, тестами всех видов, какими-то тренингами и, все чаще — оккультизмом. Основной критерий, который берется за основу при подборе методик: «чтоб действовало!”. По этому критерию оккультизм в самых разных видах дает самые ощутимые результаты, происходящие затем события почему-то не всегда отслеживаются в их связи с воздействием оккультиста.
Работая в государственной системе образования, я постоянно сталкиваюсь с «жертвами” такой психологической работы. Это целые классы детей, с которыми медитируют на картинах Рериха, это дети и взрослые после сеансов аутотренинга и гипноза, это люди, поврежденные «энергетическими” воздействиями психологов и т.д. Когда эти люди попадают ко мне в поисках «еще более сильного психолога”, мне приходится вместе с ними осторожно разбираться в том, какое именное воздействие на них было оказано «психологом”.
Основное и самое страшное, что происходит на таких «сеансах психологов”, — это разрушение психологической и духовной защиты «клиентов”, а часто и «заражение” их темной духовностью. Получив многочисленные душевные и духовные повреждения, люди ходят от психолога к экстрасенсу, от экстрасенса к «бабке” и снова к психологу. И только, если они попадут к психологу Православному, могут с его помощью осознать, насколько опасными были эти «походы”. Только после беседы с Православным психологом человек начинает понимать, что ему необходима исповедь у священника и, как показывает опыт, резко отрицательно начинает сам относиться ко всяким экстрасенсам и «бабкам”, и обжегшись на них, предостерегает от этого всех своих близких и знакомых.
Нужен ли для такого осознания ошибочности своих духовных поисков Православный психолог или нет? По моему опыту — необходим, ведь зачастую большинство из моих «пациентов” постоянно совмещали посещения и экстрасенсов и церкви, не замечая их несовместимости, хотя проблем у них возникало все больше. Безусловно нужен, так как, приходя к современному психологу и раскрываясь как на исповеди, человек может получить такое повреждающее воздействие от применяемых психологом методик НЛП и др., после которого требуется специальное восстановительное лечение. Православный же психолог, руководствуясь гиппократовским принципом: «Не навреди!”, бережно относится к человеку, как к образу и подобию Божию, и поэтому не предлагает ему расслабления, не лезет в его подсознание, не вскрывает его защитные механизмы, не навязывает ему свои мнения и внушения. Но, видя в человеке разрушение Образа, восстанавливая в нем иерархию ценностей, возглавляемую духовными ценностями, тем самым способствует возрастанию духовного иммунитета и способности самостоятельно решать жизненные проблемы.
К сожалению, в настоящее время многие душевно страдающие люди пойдут к кому угодно, но только не к священнику — остался очень высокий барьер еще с советских времен.
Особое внимание хочу обратить на то, что многие психологические методики, разработанные и успешно работающие прежде, сейчас не могут применяться в силу изменения условий воспитания и жизни современных людей. Прежде всего это относится к психоанализу З.Фрейда.
Если в те времена, когда работал Фрейд и его последователи, три уровня психической жизни присутствовали в том классическом виде, как это у Фрейда описано, то теперь все изменилось, буквально встало с ног на голову стараниями нынешней агрессивной антикультуры. То, что по Фрейду было заблокировано на нижних этажах психики, прежде всего сексуальность и агрессивность, сейчас с помощью распоясанных СМИ и «продвинутых” родителей, перебралось на верхний этаж, с которого изгнаны описанные Фрейдом социальные ориентиры и ценности культуры как раз на самый нижний этаж психики, в подсознание. Средний слой — цензура — оказался в полнейшем замешательстве, буквально «все смешалось в доме Облонских”.
Мне нередко приходилось слышать, что неправославный психолог — не профессионален, и я совершенно с этим согласна. Православный психолог в своей работе опирается прежде всего на духовно-нравственную иерархию ценностей, лежащую в основе различных культур. При работе с людьми разного вероисповедания выход на эту систему ценностей, можно сказать, также является основным методом работы.

Окончание

Людмила Ермакова психолог, г. Москва. 18.03.2005

Православные психологи

Здесь мы представляем православных психологов, психотерапевтов, которых хорошо знаем и которых можем всячески рекомендовать. Ситуации бывают разные, методики у психологов также различные, одни принимают за деньги, другие помогают как бесплатные психологи. Но все они работают очно — ни для кого из них психология онлайн не является основным направлением. Поэтому кто лучше поможет именно в Вашей ситуации, заранее сказать нельзя. Читайте, звоните, общайтесь, трудитесь!

В списке лучшие православные психологи Москвы и некоторые из лучших православных психологов других городов.

Дмитрий Семеник, психолог
Дмитрий Семеник (1967 г.р.), психолог, основатель одного из крупнейших психологических проектов в русскоязычном интернете — группы сайтов «Пережить.ру» (2006 г.) и Заочной школы Любви (2013 г.). Женат, отец четверых детей.
Заочная школа Любви — православная психология в форме онлайн-курсов
Эффективность, конфиденциальность, удобство и доступность в любой точке мира — отличают православные психологические курсы этой Школы.
Социально-психологическое объединение «Православная семья» (Москва)
Психологи Москвы. Центр основала очень опытный и хороший психолог, семейный психолог, наш постоянный автор Ирина Рахимова. Основные направления работы православных психологов объединения: оказание квалифицированной психологической помощи в добрачных и семейных отношениях, популяризация и поддержка традиционных семейных ценностей, профилактика разводов, просветительская деятельность, психология онлайн…
Психологическая консультация «Семейное благо» (Москва)
«Семейное благо» — одно из самых известных и крупных объединений православных психологов Москвы, которое возглавляет известный православный психолог,семейный психолог Ирина Мошкова, кандидат психологических наук.
Психологическая служба «Православный семейный психолог» (Челябинск)
В консультационной работе участвуют православные психологи, нарколог, психиатр, юрист и др. Часть специалистов имеет ученые степени кандидата, доктора наук. Руководитель Психологической службы «Православный семейный психолог» — Киржанова Лариса Васильевна, кандидат психологических наук, активный участник наших проектов онлайн психологии.
Ермакова Людмила Федоровна, психолог (Москва)
Известный по многочисленным публикациям православный психолог,работающий в Москве, семейный психолог. Имеет большой опыт помощи в различных ситуациях.

Версия для печати

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *