Православный церковный календарь 2018

Преподаватель православной культуры Галина Колесниченко рассказала «АиФ-Юг» о том, когда и, главное, как правильно отмечать церковные праздники. А также развеяла общепринятые заблуждения о том, что нужно и нельзя делать в эти дни.

В Пасху на кладбище не ходят

Вход Господень в Иерусалим или Вербное воскресение (1 апреля). Народ Иерусалима встречает этот праздник очень торжественно. Вербу срезают заранее и в субботу, освящают в церкви. Раньше на Руси устраивались торжественные шествия, имитирующие вход Иисуса в Иерусалим.

«Важно помнить, что Вербу, которую вы освятили в Храме, ни в коем случае нельзя выкидывать. Освященную Святой водой веточку, как и все остальное, освященное в храме, и даже шелуху от пасхальных освященных яиц, и обертку от куличей, купленных в магазине и освященных, следует сжигать. Кстати, считается, что освященная веточка вербы охраняет дом от пожара»

Благовещенье Пресвятой Богородицы (7 апреля). По преданию, в этот день Пресвятая и непорочная Дева Мария получила весть о том, что ей суждено стать матерью Богомладенца. Празднование Благовещения заключается в посещении в этот день храма и прослушивания Литургии.

«После окончания Литургии, по древнему русскому обычаю, верующие выпускают на волю птиц. Этим обрядом символизируется, что птицы не заперты в клетке, а на свободе, в поиске Божественной Церкви. В этот праздник, кстати, птиц массово скупают, чтобы выпустить».

Пасха или Воскресение Христово (8 апреля). Считается самым важным христианским праздником. Сейчас, как и прежде, в этот день щедро накрываются столы. Среди блюд главным символом считаются крашеные яйца, пасхальные куличи, душистые творожные пасхи. В субботу в ночь все это несут на торжественную службу в церковь, где батюшка их святит. И в воскресенье с утра за накрытым столом собирается семья.

«Однако есть устоявшееся заблуждение, что еду с праздничного стола, оставшуюся невостребованной, следует везти на кладбище. Нельзя. Во-первых, посещать кладбище стоит на Радоницу. Во-вторых, оставлять еду, а еще хуже, стопку или сигарету, как это зачастую делает народ, ни в коем случае нельзя».

Вознесение Господне (17 мая). Празднование «восшествия Иисуса Христа на небо во плоти». Считается, событие произошло на Елеонской горе — с этого дня начинается полный расцвет весны, как бы ее окончание и переход к лету.

«Накануне праздника, служится всенощная и выполняется обряд отдания Пасхи. В четверг проводится торжественная литургия. Нужно идти в храм на исповедь и причастие. В этот день пекут прямоугольные пироги с луком, украшают их перекладинами в виде символической лесенки — пути Христа на небеса. Также принято поминать умерших предков блинами, вареными яйцами. А вот делать работу по дому, например, уборку — нельзя. Любая другая трудоемкая, «черная» работа также под запретом. И кстати, в этот день нельзя произносить фразу «Христос Воскрес», поскольку в Вознесение из храмов выносят Плащаницу».

«Делитесь с обездоленными»

Троица (27 мая). Как отдельный, самостоятельный праздник ее утвердила церковь в память «о дне, когда собравшимся апостолам снизошел Дух, наполнив их светом, благодатью. Для христианства у Бога три лица: отец, сын и дух святой». Поэтому в троицу прихожане также собираются внутри храмов, где священники молятся, чтобы им явился дух, как основа жизни, ее наполнение, источник света, благодати.

«На Троицу освещают цветы и зеленые веточки, украшают квартиры и дома, в храме зеленой травой покрывают полы, словно ковром. В этот день нельзя заниматься полевыми работами, шить, купаться в море или реке».

Преображение Господне или Яблочный спас (19 августа). Как сказано в Священном Писании, в этот день Иисус со своими учениками молились на вершине горы Фавор. «Во время молитвы лицо Иисуса посветлело, а одежды сделались белее снега…. Вскоре их окружило облако, из которого ученики услышали голос отца Небесного, сказавшего: «Это мой сын возлюбленный. Его слушайтесь». На этом видение закончилось, облако исчезло».

«Это праздник благодарения за дары природы. Считается, что до Яблочного Спаса должен быть полностью убран весь урожай зерновых, поскольку после 19-го августа любой дождь погубит весь урожай. Также в этот день принято делиться яблочным урожаем с семьей и с обездоленными».

Успение Пресвятой Богородицы (28 августа).Праздник посвящен воспоминанию об Успении (смерти) Пресвятой Богородицы. По писанию, в этот день Апостолы, находящиеся в разных странах, встретились в Иерусалиме, чтобы проститься и совершить погребение Девы Марии.

«В этот день нельзя работать, шить, стирать, мыть полы, работать в огороде. Нужно идти в храм, молиться и совершать добрые дела».

Рождество Пресвятой Богородицы (21 сентября). Идет в летоисчислении первым, т.к. ранее год начинался с 1 сентября. Ну, и вторая причина — именно с рождением Пресвятой девы Марии последовательно начали строиться другие праздники.

«Нельзя творить зло, нужно стараться делать как можно дел. Важна помощь людям в эти дни, посещение бедных, больных, обездоленных. Двунадесятые праздники — очень важные, поэтому требования, к ним применимые, одинаковы».

Защита на весь год

Воздвижение креста Господня (27 сентября). Праздник установлен в честь Обретения Креста Господня (326 год, Иерусалим, в непосредственной близости от Голгофы). Крест Иисуса Христа был определен тогда, когда больная женщина, на которую поочередно возлагали три креста, получила исцеление. По другому преданию, от соприкосновения с этим крестом воскрес умерший, которого несли по улице для погребения.

«Воздвижение тоже относится к двунадесятым праздникам — в эти дни важна усиленная молитва, посещение храма, «гигиена своей души».

Введение во Храм Пресвятой Богородицы (4 декабря). В этот день храм обычно украшен в нежно-голубом цвете (любимый цвет Марии) — в этот день престарелые родители Марии, Иоаким и Анна, посвятили свою единственную трехлетнюю дочь Богу. Существует сказание, в котором описывается, как трехлетняя малышка самостоятельно поднимается по высоким ступеням в стены Иерусалимского храма. Также этот день показывает огромную любовь к Богу. Иоаким и Анна были людьми крайне состоятельными и добрыми, но вот ребенка родить долго у них не получалось. После пятидесяти лет совместной жизни, отчаявшийся Иоаким удалился в пустыню, где провел 40 дней и ночей. Анна продолжала молиться дома. И «молитва была услышана.

«В этот день желательно причаститься, надеть в Храм одежду со светло-голубым оттенком. Если исповедоваться и причаститься в этот день, Богородица будет защищать весь год».

Вопрос-ответ Что можно и чего нельзя делать во время Великого поста? Рождество Господне (7 января). В этот праздник православные люди разговляются (вкушают скоромную пищу после поста). Считается, это самый светлый праздник — рождение Иисуса Христа, сына Бога. Непорочное зачатие и сверхъестественное рождение делают этот праздник еще более ярким и почитаемым. Перед Рождеством идет пост, длиной 40 дней.

«Желательно отстоять в храме всенощное бдение. 7 января лучше всего ходить в гости и принимать гостей. Немаловажно, что общаться надо на Рождество лучше только с теми людьми, которые могут принести счастье вам. Как правило, в Рождество преподносят съестные подарки. Обязательно несут кутью, конфеты, варенье и соленья. Можно подарить и игрушку, если это ребенок».

Крещение Господне (19 января). В этот день вспоминают, как пророк Иоанн Предтеча крестил Иисуса Христа в реке Иордан. Крещение было первым явлением Христа народу Израиля. Именно после Богоявления за Учителем последовали первые ученики.

«Надо помнить, что окунаться в прорубь в этот день могут только физически здоровые люди. Этот момент отображается не как очищение от всех грехов (в совокупности с очищением души молитвой, исповедью и причастием). Но часто ежегодный обряд отмечают по типу «вчера Крещение праздновали, выпили. Поспорили, кто из нас в прорубь окунуться сможет. От грехов очистились. Безгрешные теперь…». Так нельзя».

Самое важное в любой православный праздник, да и без него — это гигиена души.

Сретение (15 февраля). Встреча человечества с Богом. Человечество здесь олицетворяет старец Симеон, которому сам Бог, воплотившийся в Духа Святого, пообещал жизнь на земле до тех пор, пока он не увидит Иисуса Христа.

«На сретение в церквях освящают свечи, в народе эти свечи называются громницы. Существет поверье, что такие свечи способны отгонять гром и молнии, а также бесов и нечистую силу. Кроме того, в этот же день брали в церкви освященную воду, она считалась целебной».

Если вы считаете, что постятся только православные христиане, то сильно заблуждаетесь. Практика соблюдения постов как временного воздержания от пищи (полностью или частично) и плотских удовольствий уходит в глубокую древность. Причем с самого начала это была именно религиозная традиция, связанная с исполнением человеком божественной воли.

Посты соблюдали еще язычники, например, в Древней Греции и в Древнем Риме, определенные посты были и на Руси до принятия христианства. В Ветхом завете мы уже встречаем немало примеров постов. Как гласит Пятикнижие, Пророк Моисей, удалившись на гору Синай, 40 дней воздерживался от пищи и воды, прежде чем получил от бога 10 основных заповедей. А во второй Книге царств посты уже упоминаются как обычное дело, и отказ царя Давида от поста после смерти сына вызывает удивление у его придворных. То есть приверженцы иудаизма постились еще за тысячу лет до рождения Христа.

Посты в 2018 году. Источник фото:

Посты и сейчас составляют существенный элемент религиозных обрядов у евреев. Наиболее известный приходится на самый важный в иудаизме праздник Йом-Киппур – день покаяния и искупления грехов (отмечается с вечера 29 до вечера 30 сентября). В течение Йом-Киппура евреи на протяжении 25 часов от наступления темноты до первой звезды на следующий вечер воздерживаются от еды и проводят время в прилежных молитвах, с обязательным посещением синагоги. Кроме ограничения в пище и питье также запрещается умащаться маслами, носить кожаную обувь и вступать в интимные отношения. Аналогичные запреты действуют и в национальный день траура Девятое ава (31 июля – 01 августа). Также существуют еще несколько, как строгих, так и необязательных постов.

Первым постящимся в христианстве был сам Иисус Христос, который, как говорится в Евангелии, прежде, чем явиться народу, в течение 40 дней провел в пустыне, где на протяжении всего этого срока воздерживался от пищи и преодолевал дьявольское искушение. Как видно из текстов Нового завета, Христос неоднократно упоминает о постах в своих проповедях, поэтому уже первые христиане, еще задолго до разделения на разные церкви рассматривали их как богоугодное дело.

В раннем христианстве был только один обязательный пост, предшествовавший Пасхе, который позднее стали называть Великий Пост, но верующие сами могли принимать на себя дополнительные посты, например, суточные — по средам – день вероотступничества Иуды, и пятницам — день распятия Христа. Степени аскетизма в эти дни недели были разные: начиная от полного голодания до отказа лишь от мясного и алкоголя. Однако суть поста оставалась общей – покаяние и очищение души и приобщение к крестным мукам. По мере становления православной, католической и других христианских церквей в каждой их них вводились свои правила соблюдения постов. Процесс этот был живой, правила не оставались незыблемыми и нередко менялись. Например, сейчас католики постятся в соответствии с Кодексом канонического права, провозглашенным совсем недавно – в 1983 году. Он различает собственно пост и воздержание, как более мягкую форму самоограничения, когда человек на один день становится вегетарианцем. Воздержания проходят по пятницам в течение всего года. Католические Посты в 2018 году: это Великий пост перед Пасхой (в этом году он начинается 11 февраля, заканчивается к 01 апреля) и Адвент – аналогичный православному Рождественскому посту (со 2 по 24 декабря).

У тех, кто строго придерживается православного канона, количество постных дней может доходить до 200 (например, все среды и пятницы), но главным, как и для всех христианских церквей, безусловно, является Великий пост (в 2018 году – с 19 февраля до 8 апреля). Он считается самым строгим и восходит как раз к сорокадневному пребыванию Иисуса Христа в пустыне.

Второй по значимости – это Рождественский пост (проходит во все годы в одинаковое время с 28 ноября по 7 января).

Другие православные Посты в 2018 году: Апостольский или Петровский пост в честь святых апостолов Петра и Павла, в 2018 году начинается 4 июня и до 11 июля, и Успенский пост (всегда с 14 по 28 августа). Эти посты, в отличие от Великого, допускают определенные послабления в еде, и, как считается, были сделаны для тех, у кого не хватило силы духа и тела для соблюдения Великого поста. У протестантов отношения с постами более сложные.

Если лютеранская и англиканская церкви признают Великий пост и Адвент, соблюдая их в те же дни, что и католики (правда, в более мягкой форме, без ограничения на мясо, но лишь с требованием умеренности в употреблении), то последователи Кальвина и Цвингли (он даже написал книгу «О свободе выбора пищи») посты отвергали, критикуя католиков за увлечение внешней стороной вопроса без внутреннего содержания.

Отдельно стоит сказать об Армянской Апостольской церкви, иерархи которой в свое время разделили сорокадневный Рождественский пост на несколько этапов в течение целого года. Таким образом, православных можно назвать самыми постящимися из всех христиан.

Коран, как и Библия также предписывает своим адептам постные дни. У мусульман есть один обязательный пост (Саум или Ураза) – в месяц Рамадан. Поскольку используемый правоверными Лунный календарь примерно на 11 дней короче Григорианского, то, соответственно начало каждого Рамадана, если использовать привычный нам календарь, ежегодно сдвигается на 10-11 дней назад от предыдущей даты. В текущем году Рамадан в России (в некоторых странах сроки могут на день-два отличаться) начнется 17 мая и продлится до 16 июня. Этот месяц поста накладывает ограничения не на состав пищи, а на сроки ее принятия. Есть и пить можно только от заката до рассвета. Также в светлое время суток запрещены супружеские отношения, прием лекарств и курение. Кроме того, в исламе предусмотрены не обязательные, но рекомендуемые посты: в понедельник и четверг, в дни полнолуния и другие.

Для индуистов, которые и так постоянно ограничивают себя в мясной пище, существуют и специальные постные дни, которые приходятся на одиннадцатые дни после полнолуния и новолуния по индуистскому календарю. Эти дни называются Экадаши. В нынешнем году – первый Экадаши прошел 12 января, а завершит год День Экадаши 18 декабря. В периоды постов индусы отказываются от употребления зерновых и бобовых, а в более строгой форме – от любой пищи вообще. Цель постящихся в Экадаши, как и в исламе, христианстве, иудаизме – это не столько физическое, сколько духовное очищение.

Посты в 2018 году у различных конфессий

Русская Православная церковь

  • Великий Пост — с 19 февраля до 8 апреля
  • Апостольский пост – с 04 июня по 19 июля
  • Успенский пост – с 14 августа по 28 августа
  • Строгий пост в память смерти Иоанна Предтечи – 11 сентября
  • Строгий пост в честь Воздвижения Честного Креста Господня – 27 сентября
  • Рождественский пост – с 8 ноября по 7 января

Католическая церковь

  • Великий Пост – с 11 февраля до 1 апреля
  • Адвент – со 2 по 24 декабря

Армянская Апостольская церковь

  • Великий Пост – с 11 февраля до 1 апреля
  • Рождественский пост – с 30 декабря по 5 января

Ислам

  • Рамадан – с 17 мая до 16 июня

Иудаизм

Преп. Серафим Саровский говорил: «Пост же и бдение, и молитва, и милостыня, и всякое Христа ради делаемое доброе дело есть средства для стяжания Святого Духа Божьего».

Мы надеемся, что наш календарь постов оказался Вам полезен.

И любой даже небольшой вклад очень важен и нужен! Пожалуйста, если есть такая возможность, то с помощью кнопки ниже сделайте перевод любой суммы, которую Вы можете пожертвовать. На собранные средства мы сможем оплатить хостинг сайта, оказать поддержку инициативам храма, а также дальше создавать полезные веб-проекты.

В форме для перевода Вы можете указать Ваше имя и имена Ваших близких для молитвы о Вас в нашем православном храме в Гамбурге.

Литература

Великий Пост

  • Как провести Страстную седмицу Великого поста
  • Протоиерей Валентин Амфитеатров. Великий Пост. Духовные поучения
  • Митрополит Сурожский Антоний. Духовное путешествие. Размышление перед Великим Постом
  • Митрополит Иоанн. Как подготовиться и провести Великий Пост. Как жить в современном бездуховном мире
  • Епископ Диоклетийский Каллист. Великий пост и потребительское общество

Петров, или Апостольский пост

  • Как провести Петров пост

Успенский пост

  • Как провести Успенский пост

Рождественский (Филиппов) пост

  • Как провести Рождественский пост, Рождество Христово и святки

Разное

  • Как приучить себя к посту
  • Митрополит Стефана Яворского. Пост – заповедь Божия. Учение Православной Церкви о святых постах
  • Н.Е.Пестов. Что такое пост и как правильно поститься
  • Православная кухня на каждый день года. Рецепты доступных недорогих блюд
  • Рецепты православной кухни
  • Детский пост

Православный пост. Календари на другие года

  • Календарь постов в 2018 году
  • Календарь постов в 2019 году
  • Календарь постов в 2020 году
  • Календарь постов в 2021 году
  • Календарь постов в 2022 году
  • Календарь постов в 2023 году
  • Календарь постов в 2024 году

Календарь православных постов и указание строгости поста даны для информационных целей. О том как поститься, в Вашем конкретном случае мы настоятельно рекомендуем советоваться с священником.

При подготовке календаря использованы данные сайта http://www.wco.ru/biblio/
Скрипт по автоматическому расчету православных постов на год создан
в studio.hamburg-hram.de | Храм св. прав. Иоанна Кронштадтского в Гамбурге

  • Схема: Церковные праздники
  • Двунадесятые праздники и Святая Пасха – протоиерей Павел Матвеевский

Великие праздники – важнейшие праздники Православной Церкви: Пасха – праздников праздник, двунадесятые праздники и некоторые другие праздники (см. ниже).

***

Двунадесятые праздники – двенадцать (от древнерусского «два на десяте» – двенадцать) важнейших после Пасхи церковных праздников. Посвящены событиям земной жизни Спасителя и Богородицы.

По литургическому принципу внутри годового круга эти праздники разделяются на две категории:

Неподвижные (непереходящие) праздники: они всегда приходятся на строго определенное число месяца, вне зависимости от дня недели, ежегодно меняющегося. К ним относятся девять двунадесятых церковных праздников:

Двунадесятые неподвижные праздники

Рождество Пресвятой Богородицы 21 сентября
†Воздвижение Креста Господня (40 дн.от Преображения) 27 сентября
Введение во храм Пресвятой Богородицы 4 декабря
†Рождество Христово 7 января
†Богоявление, или Крещение Господне 19 января
†Сретение Господне (40 дн. от Р.Х.) 15 февраля
Благовещение Пресвятой Богородицы (за 9 мес. до Р.Х.) 7 апреля
†Преображение Господне 19 августа
Успение Пресвятой Богородицы 28 августа

Подвижные (переходящие) праздники. Подвижная часть церковного календаря перемещается вместе с изменяющейся год от года датой празднования Пасхи. Все «подвижные» праздники отсчитываются от Пасхи и перемещаются в пространстве «светского» календаря вместе с ней.

Двунадесятые переходящие праздники:

Вход Господень в Иерусалим (в 6-е воскресенье Великого Поста) (за неделю до Пасхи)
Вознесение Господне (на 40-й день после Пасхи)
День Святой Троицы. Пятидесятница (на 50-й день после Пасхи)

Двунадесятые праздники имеют по одному дню предпразднства, за исключением Рождества Христова, которое имеет 5 дней предпразднства и Богоявления, имеющего 4 предпразднственных дня.

Число дней попразднства бывает неодинаковым – от 1 до 8 дней, смотря по большей или меньшей близости одних праздников к другим или к дням поста.
Некоторые из Господских праздников, кроме того, предваряются и заключаются особыми субботами и неделями (воскресными днями).

Службы двунадесятых праздников неподвижного круга находятся в Минеях месячных. Службы двунадесятых праздников подвижного круга находятся в Триодях – Постной и Цветной.

На праздничной всенощной всех двунадесятых праздников служится лития.

В России до 1925 года двунадесятые праздники были одновременно церковными и гражданскими.

***

Великие недвунадесятые праздники:

14 января
Рождество св. Иоанна Предтечи (за 6 мес. до РХ) 7 июля
12 июля
11 сентября
Покров Пресвятой Богородицы 14 октября

В день великого праздника совершается Всенощное бдение. В богослужебных книгах отмечаются знаком красного креста в круге. У каждого двунадесятого праздника и Пасхи существует предпразднство, попразднство и отдание.

У праздников Рождества и Усекновения главы Иоанна Предтечи, Обрезания Господня, Покрова Пресвятой Богородицы, Святых первоверховных апостолов Петра и Павла предпразднства, попразднства и отдания нет.

  • Двунадесятые Господские Праздники и Пасха епископ Александр Милеант
  • От Рождества до Сретения Ю. Рубан
  • Праздники Рождественского цикла Ю. Рубан
  • Двунадесятые праздники прот. Александр Мень
  • Праздничная минея в современном переводе
  • Двунадесятые праздники и их особые песнопения
  • Тропари двунадесятых праздников
  • Тропари великих недвунадесятых праздников
  • Праздничный ряд икон в русском иконостасе

Праздники христианские

Праздники христианские – определенные дни церковного календаря, отмечаемые богослужениями, носящими индивидуальный литургический характер. Это фиксировано в названиях праздников и «покаянных времен», датах и порядке их совершения, а также в содержании текстов, исполняемых во время богослужения. Их цель и смысл – воспоминание, прославление и богословское истолкование ключевых этапов истории Спасения, которая воплощена главным образом в событиях земной жизни Иисуса Христа (Спасителя), и Девы Марии – реальной соучастницы этого богочеловеческого процесса. Отсюда – исключительное место в календаре посвященных Им праздников.

Праздники распределены внутри двух накладывающихся друг на друга годовых циклов – неподвижного (минейного) и подвижного (триодного, или пасхально-пятидесятничного). Торжества и памятные события первого цикла строго фиксированы только по числам месяца (для дат юлианского календаря по отношению к современному гражданскому необходима поправка: n – 13 дней, – для XX–XXI вв.). Праздники второго фиксированы только по дням недели, будучи жестко соотнесены с Пасхой, являющейся точкой отсчета для всего подвижного годового цикла. Дата же последней перемещается в пределах 35 дней («пасхальные пределы»): от 4 апреля (22 марта по ст. ст.) – до 8 мая (25 апреля ст. ст.).

Важнейшие праздники современного православного календаря именуются «двунадесятыми», или «дванадесятыми» (от слав. дванадесять – «двенадцать») (см. Двунадесятые праздники). Пасха, как «праздников праздник», пребывает вне данной классификации.

Вторую ступеньку в праздничной иерархической лестнице занимают праздники, именующиеся в литургическом словоупотреблении «великими». К ним принадлежат: Покров Пресвятой Богородицы (1/14 октября), Обрезание Господне и память св. Василия Великого (1/14 января), Рождество Иоанна Крестителя (24 июня/7 июля), память первоверховных апп. Петра и Павла (29 июня/12 июля), Усекновение главы Иоанна Крестителя (29 августа/11 сентября), а также, согласно некоторым старым календарям, – преставление (кончина) ап. Иоанна Богослова (26 сентября/9 октября), память свят. Николая, архиепископа Мир Ликийских (6/19 декабря) и перенесение его мощей из Мир в итальянский г. Бари (9/22 мая).

Все другие многочисленные праздники посвящены бесплотным силам (общий праздник – Собор архистратига Михаила, 8/21 ноября), святым ветхозаветным и христианским, воспоминанию знаменательных событий Священной библейской и христианской истории, явлению чудотворных икон, открытию мощей.
Постоянная канонизация новых святых означает непрерывное пополнение христианского календаря.

В церковном Уставе (Типиконе) предусматривается градация всех праздников на пять разрядов по степени торжественности совершения их богослужений, что и фиксируется особыми знаками (шестой разряд не имеет знака). Престольный праздник любого храма (имя которого он носит) приравнивается для него в богослужебном аспекте к двунадесятым праздникам. Такая же степень торжественности может быть присуща «местночтимым» праздникам, даже имеющим на общецерковном уровне скромный литургический статус.

Общие для всех христиан праздники – прежде всего Пасха и Рождество Христово (последнего, в качестве особого календарного торжества, не имеет Армянская и другие монофизитские церкви). Важнейшие годовые праздники в основном совпадают у православных и католиков (потому что основываются на одних и тех же событиях священной истории), но различаются датами, часто названиями и смысловыми нюансами, а также характером совершения.
Равно чтутся многие святые единой Церкви: восточные – на Западе, западные – на Востоке (Василий Великий – Амвросий Медиоланский, и др.). Но святые одной Церкви, жившие после разделения Церквей (1054г.), могут почитаться в другой Церкви преимущественно на местном уровне, с разрешения церковных властей. Официальный католический календарь, например, включает имена свв. Кирилла Туровского (11 мая), Антония Печерского (24 июля), равноапостольных Ольги и Владимира (27 и 28 июля), Бориса и Глеба (5 августа), Сергия Радонежского (8 октября); чествуется также Владимирская икона Божией Матери (7 сентября).
Протестанты, отвергая почитание Богоматери, святых, мощей и икон, не имеют в своих календарях и соответствующих им праздников.

Изучением праздников в контексте общего процесса формирования церковного календаря занимается эортология (букв. «праздниковедение») – вспомогательная историческая дисциплина, один из разделов академической литургики.

Богослужебные тексты содержатся в Минее Служебной, в 12-ти томах (для неподвижных праздников), Триоди Постной и Цветной (для подвижных), Минее Праздничной, а также в многочисленных изданиях служб отдельным праздникам, часто содержащих исторические справки, комментарии, нотацию и иные приложения.

«Как праздновать праздник? Мы празднуем событие (вникнуть в величие события, цель его, плод его для верующих) или лице, как, например: Господа, Божию Матерь, Ангелов и Святых (вникнуть в отношение того лица к Богу и человечеству, в благодетельное влияние его на Церковь Божию, вообще). Надобно вникнуть в историю события или лица, приближаться к событию или лицу, иначе праздник будет несовершенный, небогоугодный. Праздники должны иметь влияние на нашу жизнь, должны оживлять, возгревать нашу веру (сердца) в будущие блага и питать благочестивые, добрые нравы.»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *