Праздник рождество христово

Рождество: разные даты, один праздник

В христианской церкви с конца II века вплоть до IV века события Рождества вспоминались в день Богоявления 6 января. Первые сообщения о появлении отдельного праздника Рождества и праздновании его 25 декабря относятся к середине IV века. Русская, Иерусалимская, Сербская, Грузинская православные церкви и Афон, а также древневосточные церкви празднуют 25 декабря по юлианскому календарю (т. н. «старому стилю»), что соответствует 7 января современного григорианского календаря.

В иерархии праздников Русской православной церкви Рождество занимает второе место после Пасхи. Богослужение Рождества Христова отличается от богослужения прочих двунадесятых праздников . В состав всенощного бдения накануне праздника входит великое повечерие вместо Великой вечерни.

В праздник Рождества Христова православные приветствуют друг друга словами: «Христос родился!», отвечая на них — «Славим Его!». Российское телевидение транслирует в ночь с 6 на 7 января Всенощную службу из Храма Христа Спасителя.

Службы и молебны в Риге

В Латвийских храмах вечером 6 января пройдут службы (начало в 17.00-18.00, точнее необходимо узнавать в своих приходах).
6.01 в 15.00 состоится торжественный молебен, который будет совершен по благословению Высокопреосвященнейшего Александра, Митрополита Рижского и всея Латвии, в старинном Петро-Павловском соборе Риги (концертный зал «Ave Sol»). После векового перерыва, в старинной рижской церкви вновь будет совершено православное богослужение.

Расписание служб в одном из центральных рижских Храмов, церкви Александра Невского:

6.01 — Неделя 31-я по Пятидесятнице, пред Рождеством Христовым. Навечерие Рождества. Рождественский сочельник. 18.00 — служит игумен Иоанн. 22.00 — преп. Сергий.

07.01 — Рождество Христово. 8.00 — Литургия, служит игумен Иоанн. 18.00 — Великая вечерня, утрення, служит прот. Валерий.

08.01 — Попразднство Рождества Христова. Собор Пресвятой Богородицы. Литургия — 08.30, служит иерей Павел. Общеградское богослужение — 17.00.

Правильный Рождественский стол

Необходимо помнить, что это чисто семейный праздник, и отмечаться он должен исключительно в узком кругу родных и близких. Дом должен быть чисто убран и украшен.

Угощают в Сочельник (с 6 на 7 января) сочивом — блюдом, приготовленным из риса, пшеницы или чечевицы с добавлением меда, орехов или изюма. Главным блюдом рождественского стола является кутья (коливо, сочиво, сыта), утка или гусь с яблоками, козули (печенье из пряничного теста). Кутья как самое главное блюдо ставится по традиции в самый центр стола.

Пиршество устраивается предрождественским вечером, накануне праздника. Согласно древнееврейской традиции, новый день начинается вечером, т.е. с момента появления первой звезды. Поэтому Рождественская вечеря является началом праздника и должна пройти с началом нового дня, уже после заката. Надо следовать за Вифлеемской звездой (первой звездой на небе) так, как это делали пастухи 2000 лет назад. Дождаться этой звезды, прежде чем приступить к Вечере.

По традиции, на стол под скатерть обычно кладут сено. По христианскому обычаю, на столе должно быть 12 блюд. Столько было Апостолов у Христа. Стол должен быть украшен белой скатертью.

Основное блюдо — запеченный гусь или индейка. Иногда, специально для этого праздника, выращивают птицу. Запеченная птица должна быть неразделанной, целой. Иногда предпочитают молочного целого поросенка. Обязательно должна быть подлива из хрена и сметаны. Эта подлива подходит так же к студню, жареным свиным ножкам, вареной рыбе. Ставят на стол и гречневую разварную кашу.

Необходимо поставить возле икон немного праздничной кутьи, это угощение для ваших умерших предков, которые, по поверьям, непременно заглянут на праздничный ужин.

Также нужно сходить в церковь, и пожертвовать некоторую сумму денег для нее, это поможет и вам в будущем году приумножить свои богатства. Не обходите стороной и просящих. если к вам пришел нежданный гость, то непременно усадите его за стол и угостите, как следует. Это прекрасная примета, сообщающая о том, что в будущем году возле вас будет много добрых и преданных друзей.

Приметы Рождества

Считается, что если праздник приходится на воскресенье, то лето будет богато на разнообразные плоды и мед, а если праздник припадает на понедельник, тогда весна будет очень мокрой, а зима «доброй». Как раз наш, тот самый случай.

Если день был достаточно теплый — к хорошему урожаю, а если была капель –ожидают хороший урожай гречки. Если ночью, в Рождество небо звездное, значит, будет хороший приплод скота и большой урожай ягод. Женщины в этот день должны одеться и принарядиться до начала праздничного ужина, иначе они не выйдут замуж за богатого жениха или выйдут замуж, но мужья их не будут любить.

Рождество Христово открывало череду веселых, праздничных дней — Святок, которые длятся до Крещения. В эти дни было принято оказывать милостыню — посещать больных, заключенных, детей-сирот и делать им подарки.

Самой веселой забавой было колядование. Дети наряжались и ходили по домам, распевая колядки — короткие песни о рождении Христа. Святки выделялись шумными народными гуляньями, гаданиями и верой в приметы.

Выходной?

Выходные дни 7 января официально признает Белоруссия, Грузия, Сербия, Казахстан, Киргизия, Украина, Молдавия, Россия. В Армении выходной день установлен 6 января.

В Латвии 7 января официальным праздником не признается, и дискуссии вокруг статуса православного Рождества продолжаются уже не одно десятилетие. Так, мэр Резекне Александр Барташевич издал указание о том, что самоуправление Резекне имеет право на выходной в этот день, а бывший президент, Гунтис Улманис также заявил о том, что 7 января должно быть праздничным днем. Соответствующие поправки неоднократно подавались в Сейм, но до сих пор набрать большинство голосов «за» праздник не удалось.

(РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО)

Общие сведения

Обустройство Девы Марии (в доме или в пещере)

Две служанки и омовение Младенца

Поклонение Младенцу

Путеводная звезда

Ангелы

Gloria

Цветы

Охапка сена

Туфли

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

(6) Когда же они были там, наступило время родить Ей; (7) и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице.

(Лк. 2 : 6 – 7)

Празднование Рождества Христова на Востоке упоминается уже в учении гностиков, в частности у Климента Александрийского. Рождение Христа отмечалось ими вместе с празднованием Его яления. Явление же это было Богоявлением (Представление Господа в храме), и, таким образом, праздник Рождества, отмечавшийся вместе с Богоявлением, праздновался на Востоке 6 января. Точное разделение этих праздников во всей христианской Церкви – Западной и Восточной – произошло в конце IУ – начале V века. Как отмечают историки Церкви (М. Э. Поснов, в частности), праздник Рождества Христова был заимствован Восточной Церковью у Рима, тогда как праздник Богоявления впервые появился на Востоке, а затем уже был перенесен в Рим. Здесь же необходимо указать, что Западная и Восточная Церкви со временем стали вкладывать разный смысл в понятие Богоявления, что отразилось на выборе отмечаемых в этот праздник событий евангельской истории. Так, Восточная Церковь утвердилась в праздновании Богоявления как Крещения Христа – первого появления Иисуса среди народа и установления догмата троичности – идеи о явлении лиц Божества. В свою очередь Римско-Католическая Церковь под Богоявлением, празднуемым также 6 января, подразумевает явление звезды восточным волхвам как первое откровение язычникам явления Мессии (праздник Трех волхвов, Трех царей). Крещение же в том случае, если воскресе­нье, когда оно всегда празднуется, не совпадает с 6 января, отмечается Римско-Католической Церковью в первое воскресенье после этого числа.

Изложенные выше обстоятельства чрезвычайно важны для верного понима­ния рождественского цикла сюжетов, как он сформировался в западном искусстве. Евангельская история рождения Христа – это, собственно, только приведенные выше слова Луки. Часто, однако, в западном искусстве под названием «Рождество Христово» подразумеваются также сцены Поклонения пастухов и Поклонения волхвов (мы не говорим в данном случае о трактовках сюжета рождения Христа, основанных вообще не на евангельском повествовании, например, поклонение Марии, поклонение царей и другие – об этих трактовках и их литературных программах см. ниже), тогда как эпизод Поклонения волхвов, строго говоря, является сценой Богоявления. Причем, если картины на сюжет Рождение Христа, как правило, включают и последующие эпизоды, образую­щие, в сущности, круг эпизодов праздника Богоявления, то сцены этого последнего праздника — Поклонение волхвов, Поклонение царей – отнюдь не всегда включают изображение собственно рождения Христа.

Итак, мы намеренно отделяем сюжет собственно рождения Христа, как непосредственное иллюстрирование рассказа Луки, от следующих за ним сюжетов Поклонения пастухов и Поклонения волхвов (царей), как опосредованное доказательство рождения Христа. Заметим, что в соединении этих сюжетов в живописи отразилось изначальное смешение самой Церковью обстоятельств рождения Христа и его явления, то есть праздников Рождества и Богоявления.

Первым источником, из которого христианские художники заимствовали основную идею рождения Христа, должно было быть Евангелие. Матфей лишь констатирует факт рождения: «Наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус» (Мф. 1 : 25). Произошло это в Вифлееме. У Луки рассказ несколько более подробный: упоминается об отсут­ствии места в гостинице, о том, что Мария спеленала Младенца, о том, что Он положен был в ясли. Из дальнейшего рассказа Луки становится ясно, что при рождении присутствовал Иосиф (Лк. 2:16). Но если сравнить с этими свидетельствами Евангелия изображения рождения Христа в живописи, станет ясно, что они включают подробности, которых нет в Евангелии. Таким образом, иконография Рождения Христа, сохраняя то, что дает Евангелие, идет дальше в развитии внешних подробностей. Сюда относятся место, где произошло рождение Христа, ясли, в которые был положен Спаситель, вол и осел у яслей, звезда над изображением сцены рождения Младенца, положение родившей Богоматери, действия Иосифа, Ангелы и пастухи, омовение Младен­ца, повитухи и их поведение, особенности архитектурного убранства сцены. Для всех этих деталей сюжета имеются богословская база и литературные программы.

Первые изображения рождения Христа относятся к эпохе древнехристианских саркофагов, но датируются не ранее чем IV веком. Сцена, как правило, очень проста: в яслях под навесом лежит спеленутый Младенец, над ним склонились вол и осел, присутствуют Мария и Иосиф, иногда изображаются пастухи. Часто, когда фигурирует звезда, как на одном из римских саркофагов, обнаруженных на Via appia, мы видим также трех волхвов (во фригийских шапочках).

Итак, если не ограничиваться только свидетельством Луки, а попытаться выявить более широкий круг литературных источников для темы Рождение Христа, то оказывается, что сюжет этот распадается в западном искусстве на несколько прочно утвердившихся к эпохе Возрождения иконографических типов. Чтобы очертить их, необходимо рассмотреть ряд входящих в этот сюжет «мотивов» и выяснить их литературную программу: 1) Обустройство Девы Марии (в доме или в пещере); 2) Две служанки и омовение Младенца; 3) Поклонение Младенцу; 4) Звезда; 5) Ангелы; 6) Цветы; 7) Охапка сена; 8) Туфли. Рассмотрим их последовательно.

ОБУСТРОЙСТВО ДЕВЫ МАРИИ (В ДОМЕ ИЛИ В ПЕЩЕРЕ)

С определением места, где следовало бы поместить сцену рождения Христа, у художников всегда возникало много проблем. С одной стороны, они опирались на свидетельство Матфея: «И, войдя в дом (…)» (Мф. 2 : 11). Речь здесь у Матфея идет о явившихся на поклон волхвах. Но, строго говоря, волхвы явились много позже, чтобы считать их приход «в дом» доказательством того, что и само рождение Христа произошло здесь. Тем не менее ранние художники предпочи­тали именно так трактовать место действия этого сюжета. Можно констатиро­вать, что в ранних изображениях рождения Христа действие происходит под навесом, что символизирует дом. В эпоху Возрождения художники изображали дом, где родила Дева Мария, в виде обветшалой постройки (лачуги) – она символизировала Ветхий Завет, заменить который Новым явился в мир Христос (Робер Кампен).

Робер Кампен. Рождение Христа (1425). Дижон. Городской музей).

Выбор художниками иного места для рожающей Девы Марии – пещеры – основан на упоминании о ней у Иустина Мученика в его «Диалоге с Трифоном» (II век), который видел в таком рождении Христа осуществление пророчества Исайи; ср.: «Когда совершители мистерий Митры говорят, что он родился от камня, и место, где они посвящают верующих в него, называют пещерою, то не вижу ли, что они это заимствовали из слов Даниила (…) и также из пророка Исайи (…)?» (Иустин Мученик. «Диалог с Трифоном», 70) с пророчеством Исайи: «Тот будет обитать на высотах; убежище его – неприступ­ные скалы» (Ис. 33:16). Это предание ясно формулируется во многих апокри­фических текстах, в частности в Протоевангелии Иакова (которое, по-видимому, Иустин Мученик знал), где говорится: «(17) И он снял Ее с осла и сказал Ей: Куда мне отвести Тебя и скрыть позор Твой? Ибо место здесь пустынно. (18) И нашел там пещеру, и привел Ее (…)» (Протоевангелие, 17 – 18). Можно указать и другие литературные источники этой живописной традиции. Первые изображения рождения Христа в пещере относятся к VI—VII векам. В пещере изобразил рождение Христа Пьетро Каваллини на своей мозаике в церкви Сайта Мария ин Трастевере в Риме.

Пьетро Каваллини. Рождение Христа (1291). Рим. Церковь Сайта Мария ин Трастевере.

В общих чертах его композиция следует канонам византийской иконографии, но в изобразительных формах несет печать римской традиции. Фреска эта необычайно интересна тем, что соединяет в себе несколько литературных программ – свидетельства Евангелия от Луки, Евангелия от Матфея, Протоевангелия Иакова, а кроме того, вносит местные – римские – детали в трактовку сюжета. У Луки художник заимство­вал: 1) изображение гостиницы – дом с башней на переднем плане; надпись поясняет: «taberna meritoria» (лат. – жилище, сдаваемое внаем) («не было им места в гостинице». Лк. 2:7), 2) благовестие пастухам: Ангел с бандеролью, на которой текст:

«Annutio uobis gaudium magnum»

(лат. – «Я возвещаю вам великую радость». Лк. 2:10).

У Матфея художник заимствовал звезду, которая привела в Вифлеем волхвов. У Иакова (из Протоевангелия) – пещеру, в которой родила Дева Мария, а также образ застывшего в задумчивости Иосифа: «…и пошел искать повивальную бабку в округе Вифлеема. И вот я, Иосиф, шел и не двигался. И посмотрел на воздух и увидел, что воздух неподвижен, посмотрел на небесный свод и увидел, что он остановился и птицы небесные в полете остановились (…)» (Протоевангелие, 18). И наконец, свой вклад в разработку программы этой мозаики внес кардинал Якопо Стефанески, известный меценат раннего треченто: на переднем плане рядом с хижиной и башней виден источник благовонного масла, который, согласно легенде, забил в Риме в момент рождения Христа. Над этим источником и была поставлена церковь Санта Мария ин Трастевере, о чем свидетельствует надпись под картиной:

Лишь тому, кто не знает, что представляет собой хан, то есть гостиница на Востоке – такая, в которой могли остановиться Иосиф с Марией, – может показаться, что свидетельства Луки и Матфея не согласуются между собою. На самом деле «дом» и «пещера» – это может означать почти одно и то же. Хан или караван-сарай на Востоке представлял собою низкое здание, стены в его комнатах имелись лишь с трех сторон, и все происходившее в помещении было открыто взору постороннего. Здесь же было место (двор) для скота, и комната отделялась от двора лишь несколькими ступеньками. Но самое интересное с археологической точки зрения то, что ханы строились, вернее, пристраивались к многочисленным в тех местах пещерам. Это было единое целое. Таким образом, известные нам попытки художников примирить два этих свидетель­ства, изображая вход в пещеру и над ним навес (Боттичелли).

Сандро Боттичелли.Рождение Христа (1500). Лондон.

Национальная галерея.

Ср. с Джотто. Рождение Христа (1304 -1306). Падуя. Капелла Скровеньи; см. ПОКЛОНЕНИЕ ВОЛХВОВ), не так уж грешат против истины.

ДВЕ СЛУЖАНКИ И ОМОВЕНИЕ МЛАДЕНЦА

Порой рождение Христа трактуется художниками как собственно сцена родов (ср. РОЖДЕНИЕ И НАРЕЧЕНИЕ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ И КРЕСТИТЕЛЯ). В таком случае изображаются две повитухи (Зальцбургский (?) мастер).

Зальцбургский (?) мастер. Рождение Христа (ок. 1400). Вена.

Галерея австрийского искусства.

Подроб­ности этой истории мы узнаем все из того же Протоевангелия Иакова: повивальная бабка, которую нашел Иосиф, засвидетельствовала рождение Спасителя («Родилось спасение Израилю»); она сообщила об этом встретившей­ся ей Зеломии (иначе – Зелемии; в Протоевангелии – Саломеи): «(19) Саломея, Саломея, я хочу рассказать тебе о явлении чудном: Родила дева и сохранила девство свое. И сказала Саломея: Жив Господь Бог мой, пока не протяну пальца своего и не проверю девства ее, не поверю, что дева родила. (20) И только протянула Саломея палец, как вскрикнула и сказала: Горе моему неверию, ибо я осмелилась искушать Бога. И вот моя рука отнимается как в огне. И пала на колени перед Господом, говоря: Господь Бог отцов моих, вспомни, что я из семени Авраама, Исаака и Иакова, не осрами меня перед сыном Израиля, но окажи мне милость ради бедных: Ибо Ты знаешь, что я служила Тебе во имя Твое и от Тебя хотела принять воздаяние. И тогда предстал перед нею Ангел Господень, и сказал ей: Саломея, Саломея, Господь внял тебе, поднеси руку свою к Младенцу и поддержи Его, и наступит для тебя спасение и радость. И подошла Саломея, и взяла Младенца на руки, сказав: Поклонюсь Ему, ибо родился великий царь Израиля. И сразу же исцелилась Саломея и вышла из пещеры спасенною» (Протоевангелие Иакова, 19 – 20).

Имя второй повитухи, согласно традиции, той, что не усомнилась в божественном происхождении Младенца, – Зеломия.

Что касается омовения Младенца повитухами, то рассказа об этом нет ни в апокрифах, ни в других памятниках древней письменности. Эту сцену художники домыслили, исходя из факта присутствия повитух. Но безгрешно родившийся Младенец не нуждался ни в каком очищении (омовении). Более того, ему не требовались и сами повитухи. Упорное их присутствие, однако, на картинах старых мастеров может объясняться желанием иметь свидетелей чудесного рождения Христа.

Часто с мотивом Две служанки соединяются тема Поклонение Младенцу (см. ниже), а также другие сюжеты, непосредственно примыкающие к сюжету рождения Христа, в частности Благовещение пастухам или Поклонение пастухов (Кампен). Здесь служанок мы узнаем не только по характерному жесту «парализованной» руки Зеломии, но и по тем словам, которые начер­таны на бандеролях персонажей. Так, у Зеломии, изображенной спиной к зрителю, на ленте начертано:

«Virgo peperit filium»

(лат. – «Дева родила сына»)

У Зеломии – во-первых, ее имя и, во-вторых, слова:

«Credam cum probavero»

(лат. — «Уверую, когда ясно представлю»])

У Ангела, обращающе­гося к Зеломии:

«Ta, puerumet sanaberis»

(лат. — «Коснись Младенца и исцелишься)

Эта трактовка темы Рождение Христа исчезла после того, как была осуждена Тридентским Собором (1545—1563).

ПОКЛОНЕНИЕ МЛАДЕНЦУ

Культ благочестия, который в различных формах широко распространился в XIV – XV веках, корнями своими уходит в предыдущие столетия – XII – XIII века. Он вырос из мистицизма Бернарда Клервоского (1090 – 1153), основателя ордена бернардинцев, зерном учения которых была любовь к Младенцу Христу и к Христу-Страстотерпцу, а также к Деве Марии. Яков Воррагинский в «Золотой легенде» часто цитирует Бернарда. Тот в своих рассуждениях о рождении Христа особое внимание обращает на ту бедность обстановки, в которой оно произошло. Франциск Ассизский (1181/2 – 1226) довел культ «святой бедности» до предела.

На выработку программы для изображения сцены Рождения Христа как Поклонения Младенцу в Позднее Средневековье оказали влияние также труды францисканского монаха Джованни де Каулибуса (Псевдо-Бонавентуры), в частности его «Meditaciones vitae Christi» («Размышления о жизни Христа»), а также Бригитты Шведской (ок. 1304 – 1373), провидицы, посетившей Иерусалим в 1370 году и успевшей за два года до своей смерти опубликовать «Relationes de vita et passione Jesu Christi et gloriosae virginis Mariae matris eius» («Откровения о жизни и страстях Иисуса Христа и преславной Девы Марии, Матери Его»). Откровения этой монахини очень скоро стали известны современникам. Это подтверждается тем, что ее описания, в частности, сцены Рождения Христа вскоре после издания ее труда стали воспроизводиться на картинах, трактовав­ших этот сюжет как Поклонение Младенцу (порой художники изображали даже ее саму в костюме ордена бригитток, который она основала).

Поскольку оба текста – Джованни де Каулибуса и Бригитты Шведской, – относящиеся к данному сюжету, чрезвычайно важны для понимания изобра­жавшихся художниками деталей, приведем их полностью.

ДЖОВАННИ ДЕ КАУЛИБУС (ПСЕВДО-БОНАВЕНТУРА)

«Когда настал час родить – было это около полуночи на Рождество, – Мария встала и прислонилась к колонне, которая была здесь. Иосиф сидел рядом опечаленный, вероятно, потому, что не мог приготовить все необходи­мое для родов. Он встал, взял из яслей сено, положил его у ног Девы Марии и отвернулся. В этот момент Сын Божий оставил чрево Матери, не причинив Ей никакой боли. Так оказался Он на сене у ног Своей Матери. Омыв Его, Она завернула Его в Свое покрывало и положила в ясли. Нам говорили, что вол и осел склонили свои головы над яслями, дабы дыханием своим согреть Младен­ца, так как понимали, что в такой холод едва укрытому Младенцу нужно тепло. Мать, однако, встав на колени, молилась и возносила благодарность Богу: Благодарю Тебя, Господь и Небесный Отец, за то, что дал Мне Твоего Сына, и молюсь Тебе, Предвечный Бог, и Тебе, Сын Бога Живого и Мой Сын».

БРИГИТТА ШВЕДСКАЯ

«Когда я предстала перед яслями Господа в Вифлееме, то увидела Деву необычайной красоты (…), плотно укрытую изящным хитоном, сквозь который было явственно различимо девственное тело (…). Вместе с Нею был доброде-тельнейший старец, он привел вола и осла; они вошли в пещеру, и мужчина привязал животных к яслям. Потом он вышел и принес Деве свечу, прикрепил ее к стене и вышел, так что при рождении Младенца его не было. Тем временем Дева сняла Свои туфли, сбросила с Себя белую накидку, которая укрывала Ее, сняла с головы вуаль, положила ее сбоку от Себя и осталась в одном хитоне, с чудесными золотыми волосами, падавшими распущенные на Ее плечи. Затем Она достала два маленьких льняных кусочка и два шерстяных, которые принесла с Собой, чтобы завернуть в них Младенца, которому суждено было родиться (…). И когда все было готово, Дева с превеликим почтением прекло­нила колени в позе молящейся и повернулась спиной к яслям, лицо Ее было обращено на восток, а взгляд устремлен к небу. Она пребывала в экстазе, погруженная в созерцание, Ее переполняло восхищение божественной нежно­стью. И стоя так в молитве, Она вдруг обнаружила, что Младенец во чреве Ее шевелится, и неожиданно Она произвела на свет Сына, от Которого исходил несказанный свет и блеск, так что солнце не могло сравниться с Ним, и тем более свеча, которую Иосиф поставил здесь, – свет божественный совершенно поглотил свет материальный. И рождение это было столь неожиданным и мгновенным, что я не могла ни обнаружить, ни понять, посредством какого члена своего тела Она родила. Я увидела неизвестно откуда взявшегося Младен­ца, лежащего на земле – обнаженного и излучающего свет. Его тельце было совершенно чистым. Затем я услышала пение Ангелов, оно было необычайно нежным и прекрасным. Когда Дева осознала, что уже родила Своего Младенца, Она тут же стала молиться Ему: Ее голова склонилась и руки скрестились на груди. С величайшим почтением и благоговением Она сказала Ему: «Слава Тебе, Мой Бог, Мой Господь, Мой Сын”».

Примерами скрупулезного следования литературным источникам, описывавшим рождение Христа, и в первую очередь трудам Джованни и Бригитты, могут служить картины на тему Поклонение Младенцу нидерландских художников золотого века живописи этой страны. Классическим образцом является «Покло­нение Младенцу» Рогира ван дер Вейдена в триптихе так называемого «Алтаря Бладелена» (иначе называемого «Миддельбургский алтарь») (Рогир ван дер Вейден. Поклонение Младенцу (Алтарь Бладелена) (1446—1452). Берлин-Далем. Картинная галерея Государственного музея). Так, здесь изображена колонна, к которой, согласно Джованни, прислонилась Дева Мария (колонна в сюжете Поклонение Младенцу играет двойную роль: как деталь рассказа Джованни и как аллюзия на будущие страдания Христа, когда он, привязанный к колонне, будет подвергнут биче­ванию; см. БИЧЕВАНИЕ ХРИСТА. Колонна стала одним из инструментов Страстей Господних; она фигурирует в руках Ангелов в сценах, где они несут эти инструменты). «Добродетельнейший старец», свеча, свет которой заглуша­ется чудесным свечением Младенца, – все это заимствовано Рогиром у Бригитты. По ее описанию создан художником и образ Девы Марии – в белом хитоне, с распущенными золотыми волосами, стоящей в молитвенной позе. Нередко Иисус на молитву Марии отвечает движением руки, которое можно счесть за благословляющий жест (Неизвестный мастер из Авилы).

Неизвестный мастер из Авилы. Рождение Христа (1464—1476). Мадрид. Музей Лазаро Голдеано

ПУТЕВОДНАЯ ЗВЕЗДА

На первый взгляд частые изображения звезды в сцене Рождение Христа имеют простое объяснение: это та звезда, которая явилась волхвам и привела их к месту рождения Христа. Быть может, в большинстве случаев художники включали этот мотив в сцену Рождение Христа, исходя из представления о том, что звезда появилась в момент рождения Младенца. Поклонение волхвов со звездой настолько распространенный иконографический тип (см. ПОКЛОНЕ­НИЕ ВОЛХВОВ), что естественным представлялось использовать звезду ив данном случае.

Однако в этом сюжете звезда может иметь иное объяснение. В Протоеванге-лии Иакова, которое, как мы уже видели, широко использовалось в качестве литературной программы, нет прямого указания на звезду, но говорится лишь о необычайном свете в пещере, где родился Христос. И если этот источник был основой для многих других иконографических «мотивов», то вполне резонно предположить, что он же объясняет изображение яркого света в пещере с помощью традиционного образа — звезды. В таком случае было бы ошибочным видеть в этой звезде всегда и только звезду волхвов.

АНГЕЛЫ

Сонм молящихся и поющих хвалебную песнь ангелов упоминается и у Джованни, и у Бригитты. Мы видим их и у Рогира ван дер Вейден и у многих других художников. Число ангелов может иметь символическое значение. Так, в «Поклонении Младенцу» на Гуго ван дер Гуса их изображено пятнадцать.

Гуго ван дер Гус. Алтаре Портинари. (1473—1475). Флоренция.

Галерея Уффици.

Объяснение символики этого числа находим у совре­менника и соотечественника художника проповедника доминиканского ордена Алана ван дер Клипа (Ален де ла Рош, 1428 – 1475): полный цикл молитв Братства розария, к котором принадлежал этот проповедник, содержит пятнадцать молитв «Pater noster» («Отче наш»); чередуясь со стопятьюдесятью молитвами «Ave Regina», они символизируют пятнадцать событий Страстей Христовых. «15» есть также число добродетелей: 4 «кардинальные» (смелость, мудрость, умеренность, справедливость), 3 «богословские» (вера, надежда, любовь) и 7 «основных» (смирение, щедрость, целомудрие, довольство своим, воздержанность, спокойствие, упование) и еще 2 – набожность и покаяние. Всего – шестнадцать, однако умеренность и воздержанность в сущности одно и то же. Таким образом разных добродетелей всего пятнадцать. И наконец, еще одно возможное объяснение числа 15: таково число «псалмов восхождения» (песней восхождения) – псалмы 119 – 133. По их числу принято также изображать количество ступеней храма на картинах «Введение Девы Марии в храм» (см. дрезденскую картину Чимы да Конельяно «Введение Девы Марии в храм»). Другое число ступеней в сюжете «Введение Девы Марии в храм» — 10 — символизирует Десять заповедей (см. Гирландайо. История Марии: а) Рождение Марии, б) Введение в храм. Флоренция. Церковь Санта Мария Новелла. Капелла Торнабуони)

GLORIA

Нередко художники, особенно нидерландские, дают в руки ангелам музы­кальные инструменты и ноты, и если в этих нотах воспроизведены реальные музыкальные произведения, что тоже делалось довольно часто, то это гимны на латинский текст из Луки:

«Gloria in Excelsis Deo et in Terra Pax Hominibus Bonae Voluntatis»

(лат. – «Слава в вышних Богу, и на земле мир, и в человеках благоволение».

Лк. 2:14)

См.: Якоб Корнелис ван Остзанен. Рождение Христа (1512). Неаполь. Национальные музей и галереи Каподимонте

Якоб Корнелис ван Остзанен. Рождение Христа (1512). Неаполь. Национальные музей и галереи Каподимонте

В книге, которую держит ангел на переднем плане картины, записан четырехголосный гимн на этот текст, все четыре музыкальные партии – бас, тенор, альт и сопрано – легко читаются. Ангелы исполняют этот гимн на разных инструментах — шалмеях, трубах, псалтериуме; много поющих и играющих ангелов изображе­но и на заднем плане; всего ангелов здесь тридцать три, что соответствует числу прожитых Христом лет.

Необычайно интересна с музыкальной точки зрения гравюра «Благовещение пастухам» нидерландского мастера XVI века Иоханнеса (Яна) Саделера Старшего «Благовещение пастухам» (по композиции Мартена де Воса). Ангел в центре держит бандероль с текстом из Евангелия от Луки:

(Лат. – Не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь. – Лк. 2, 10 – 11).

У парящих в небе ангелов партии девятиголосного мотета «Gloria in excelsis». Все музыкальные партии воспроизведены очень точно.

Иоханнес (Ян) Саделер Старший. «Благовещение пастухам» (по композиции Мартена де Воса).

Рождество Христово. Икона кисти Андрея Рублева из Благовещенского собора Московского Кремля

Рождество́ Христо́во (цсл. Е́же по пло́ти Рождество Господа Бога и Спа́са нашего Иисуса Христа; греч. Η κατά σάρκα Γέννησις του Κυρίου και Θεού και Σωτήρος ημών; у старообрядцев — Рожество́ Христово), двунадесятый церковный праздник.

Празднуется 25 декабря

Праздник посвящен воспоминанию рождения Господа Иисуса Христа от Пресвятой Девы Марии в царствование императора Октавиана Августа в городе Вифлееме.

Август повелел сделать всенародную перепись во всей своей империи, к которой относилась тогда и Палестина. У евреев был обычай вести народные переписи по коленам, племенам и родам; всякое колено и род имели свои определенные города и праотеческие места, потому Преблагословенная Дева и праведный Иосиф, как происходившие от рода Давидова, должны были идти в Вифлеем (город Давида), чтобы внести и свои имена в список подданных кесаря.

В Вифлееме они не нашли ни одного свободного места в городских гостиницах. В известняковой пещере, предназначенной для стойла, среди сена и соломы, разбросанных для корма и подстилки скоту, среди чужих людей, в обстановке, лишенной не только земного величия, но даже обыкновенного удобства, родился Богочеловек, Спаситель мира. О рождестве Иисуса Христа см. Мф. 1, 18-25; Мф. 2, 1; Лк. 2, 1-20.

Первым о рождении Спасителя в пещере упоминал живший во II веке святой мученик Иустин Философ, а во времена Оригена (+ 254) уже показывали пещеру, в которой родился Спаситель. После прекращения гонений на христиан, императором Константином Великим над этой пещерой был сооружен храм, о котором писал древний историк Евсевий Памфил.

Эта пещера, как считают многие авторы, находилась в горе, которая стала соотноситься с самой Богородицей, а пещера – с ее чревом, вместилищем Невместимого Бога. По другому толкованию, пещера понимается как темное место, означающее собою падший мир, в котором воссияло Солнце правды – Иисус Христос.

Безболезненно родившая Богомладенца Пресвятая Дева Сама, без посторонней помощи, «повит Его и положи в яслех» (Лк. 2, 7). Но среди полночной тишины, когда все человечество объято было глубочайшим греховным сном, весть о Рождестве Спасителя мира услышали пастухи, бывшие на ночной страже у своего стада. Им предстал ангел Господень и сказал: «Не бойтеся, се бо благовествую вам радость велию, яже будет всем людем. Яко родися вам днесь Спаситель, иже есть Христос Господь, во граде Давидове» (Лк. 2, 10–11), и смиренные пастыри первыми удостоились поклониться ради спасения людей Снисшедшему до «рабия зрака». Кроме ангельского благовестия вифлеемским пастырям, Рождество Христово чудесною звездою возвещено было волхвам-звездословцам. В лице восточных мудрецов весь языческий мир, незримо для него самого, преклонил свои колена пред истинным Спасителем мира, Богочеловеком. Войдя в храмину, где был Младенец, волхвы «падше поклонишася Ему, и отверзше сокровища своя, принесоша Ему дары: злато, и Ливан, и смирну» (Мф. 2, 11).

Датировка Рождества Христова

Говорить о дне, месяце и годе рождения Иисуса Христа как о доподлинно известных невозможно, поскольку ни Священное Писание, ни Священное Предание не говорят нам о действительной дате рождения Иисуса Христа. Опираясь на данные евангелистов и совокупность исторических, хронологических, археологических и астрономических данных, можно лишь с известной долей вероятности вычислить предполагаемую дату Христова рождества.

Большинство исследователей считает, что нижняя граница возможного года рождения Иисуса Христа — это 7 г. до н.э., а наиболее вероятный — 5 г. до н.э. Точно можно сказать, что Господь родился незадолго до 750 года от основания Рима (4 г. до н.э.)

Среди данных, на которые опираются при вычислении даты Рождества Христова, можно выделить следующие указания из Евангелия:

  1. служение священника Захарии — отца Иоанна Предтечи и благовестие ему Ангела;
  2. правление царя Ирода во время рождения Христа;
  3. появление на небе звезды, которую увидели волхвы;
  4. перепись Квириния;
  5. начало проповеди Иоанна Предтечи и, вероятно, Господа в 15 год Тиберия;
  6. примерный возраст Христа при начале служения;
  7. слова иудеев о возрасте Христа;

Работавший в IV веке по поручению папы Юлия над составлением пасхальных таблиц, выдающийся богослов, астроном и математик тех времен монах Дионисий Малый выбрал 25 декабря 753 года от основания Рима как гипотетическую дату Рождества Христова. Именно этот год был положен в начало летосчисления «от Рождества Христова», позднее названного «нашей эрой».

С конца IV века празднование Рождества Христова установлено Церковью 25 декабря (по юлианскому календарю).

Установление церковного праздника

Первоначально праздник Христова Рождества не праздновался совсем, что видимо, связано с обычаем иудеев не праздновать свои дни рождения.

Первые известные попытки установить дату Рождества Христова и отмечать ее как один из главных христианских праздников относятся ко II-III векам.

Как отдельный праздник Рождество сформировался не сразу. Для искоренения еретических заблуждений гностиков, христиане вслед им стали праздновать Крещение Христа, именуя праздник вторым названием — Богоявлением, подчеркивая, что Христос в Крещении не получил, а явил миру Свою Божественность. Вскоре к воспоминанию Крещения христиане присоединили и празднование Рождества Христа. Оба события: Боговоплощение и Богоявление отмечались в один день — 6 января под одним названием Богоявления.

Первая известная дата празднования Рождества Христова была принята Александрийской Церковью и его можно противопоставить древнеегипетскому празднику возрождающегося солнца, зимнего солнцестояния, которое отмечалось в Египте в те времена 6 января.

Празднование Рождества Христова вместе с Богоявлением в некоторых восточных Церквах продолжалось до конца IV века, в иных — до V и даже до VI века. Памятником древнего соединения праздников Рождества Христова и Богоявления доныне в Православной Церкви служит совершенное сходство в отправлении этих праздников.

Впервые праздник Рождества Христова был отделен от праздника Крещения в Римской церкви в первой половине IV века, по преданию, при папе Юлии. Днем празднования было установлено 25 декабря, когда народы Римской империи праздновали «рождение солнца». Церковь же прославила родившегося на земле Христа — Солнце правды, дающего истинный Свет, Солнце бессмертное и не боящееся тьмы.

В середине IV века Фурий Дионисий Филокал составил «Хронограф» (354 г.), в котором впервые в западной традиции упоминается 25 декабря как дата Рождества Христова. К тому, же есть косвенные свидетельства, что праздник отмечался уже в середине 30-х годов IV столетия.

Праздник Рождества Христова, отмечавшийся 25 декабря, оказался столь убедительным и важным, что в течение IV–V веков он был принят повсеместно не только на Западе, но и на Востоке, включая самые отдаленные страны – Сирию и Армению.

Проповеди святителей Григория Богослова и Григория Нисского на два отдельных праздника Рождества и Крещения подтверждают появление данных праздников в Константинопольской Церкви. Так, Григорий Богослов произнес два слова: 25 декабря 380 года – на Рождество и 6 января 381 года – на Крещение. Разделение праздников Рождества и Крещения, утвержденное им в Константинопольской Церкви, впоследствии подтверждается в проповеди святителя Прокла Константинопольского (434–446).

В 386–388 годах святитель Иоанн Златоуст произносил проповеди, посвященные празднику Богоявления. В одной из них, сказанной 20 декабря 386 (или 387, или 388) года, приготавливая народ к празднику Рождества, святитель назвал его «самым почитаемым и священным из всех праздников». В другой своей апологии он свидетельствует, что Рождество Христово в Антиохийской Церкви введено во второй половине 70-х годов IV века.

Александрийская Церковь, как и другие Восточные Церкви, первоначально отмечала только праздник Богоявления – вплоть до первой трети V века. Скорее всего, праздник Рождества был введен в Александрии по инициативе святителя Кирилла Александрийского незадолго до Эфесского Собора. Павел, епископ Эмесский, проповедовал на праздник Рождества Христова 25 декабря 432 года в Великой церкви. Он говорил о рождении Эммануила, «по Божеству бесстрастного, по человечеству страдательного». Но даже не упоминал о Крещении. Иначе говоря, празднование 25 декабря было установлено в Александрии между 418 и 432 годами.

Таким образом, отдельный праздник Рождества был установлен в Антиохийской Церкви не ранее 376–377 годов, в конце 370-х годов – в Константинопольской Церкви, вслед за ней в малоазийских Церквах и позднее – в Александрийской (в начале 430-х гг.) .

Введение отдельного дня для празднования Рождества в Иерусалимской Церкви заслуживает самого пристального рассмотрения. Известно, что именно там было оказано наибольшее сопротивление установлению декабрьского праздника.

В середине V столетия патриарх Ювеналий (424–458), вернувшись в Иерусалим после Халкидонского Собора 451 г., ввел здесь на короткий срок празднование Рождества 25 декабря – причем с ориентацией не на латинский, а на византийский канон.

Однако в скором времени Иерусалимская Церковь вернулась к прежнему обычаю, который, в частности, подтверждается грузинской версией Иерусалимского лекционария конца V века, где говорится о праздновании Рождества и Крещения в Святом городе в один день – 6 января, а также данными, извлекаемыми из двух известнейших агиографических произведений Кирилла Скифопольского (VI в.), «Христианской топографии» Космы Индикоплевта и проч.

Эта ситуация сохранялась до тех пор, пока император Юстиниан Великий не написал около 560/561 года послание «О праздниках: Благовещении и Рождестве, Сретении и Крещении», адресованное Иерусалиму, то есть Иерусалимской Церкви при патриархе Евстохии (552–563/564), сетуя на то, что там нарушаются даты праздников Благовещения (25 марта) и Сретения (2 февраля). Сославшись на Лк. 1, 26–56, Юстиниан привел также ряд авторитетных мнений отцов: святителей Григория Богослова, Григория Нисского и Иоанна Златоуста, а также текст под именем блаженного Августина Иппонского, пытаясь убедить своих адресатов принять отдельный праздник Рождества.

Эти рекомендации, однако, были исполнены уже после смерти Юстиниана. По предположению литургистов, обособленное празднование Рождества 25 декабря введено в Иерусалиме после 567/568 года.

Традиции праздника

Перед праздником Рождества установлен сорокадневный Рождественский пост. День накануне Рождества – Рождественский сочельник (установлен строгий пост).

Праздник Рождества Христова имеет пять дней предпразднства (20–24 декабря) и шесть дней попразднства, отдание бывает 31 декабря.

Свидетельством древнего соединения праздников Рождества Христова и Богоявления доныне в Православной Церкви служит совершенное сходство в отправлении этих праздников. Тому и другому предшествует сочельник, когда нужно поститься «до звезды». Чин богослужения в навечериях обоих праздников и в самые праздники также совершенно одинаков .

Согласно с Божественным свидетельством Евангелия, отцы Церкви в своих гомилиях изображают праздник Рождества Христова величайшим, всемирным и радостнейшим, который служит началом и основанием для прочих праздников. Об этом говорят преподобный Ефрем Сирин, святители Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Амвросий Медиоланский, Иоанн Златоуст и проч.

Святитель Амвросий Медиоланский подчеркивает:

«Чем кто более любит Христа, тем тот усерднее заповеди Его хранити долженствует; да видит Он, что мы истинно в Него веруем, когда так в день Рождества Его блещем; когда тщимся предстать Ему, искушенные верою, убранные милосердием, украшенные благонравием. И да будет Ему тем большая радость, чем приметит нас целомудреннее. И потому за несколько дней прежде очистим сердца наши, уцеломудрим совесть, украсим душу свою; и так очистившись от всякой скверны, встретим пришествие Непорочного Господа – да Коего Рождение от Непорочной Девы происходит, Того Рождество и непорочными рабами праздновано будет. Ибо кто в сей день осквернен и нечист бывает, тот Рождество Христово и пришествие Его праздновать не может. Пусть он телом и будет присутствовать на сем торжестве, но духом далеко он отстоит от Спасителя мира: и никакого общения имети не могут – нечистый со святым, сребролюбец с милостивым, прелюбодей с девственником, разве что недостойный, вступая в сие сообщество, большее себе осуждение предуготовляет, когда сам себя не знает… Итак, братия, встречая день Рождества Христова, очистим себя от всех беззаконий; наполненные сокро­вищницы свои различными дарами отверзем ныне, дабы в сей святой день странные получить могли из них нужное для себя; да напитаются вдовицы; да оденутся нищие»

Праздник в западной традиции

Для западной традиции принципиально, что верующие поминают событие Рождества, но все же празднуется то, что из этого происходит, то есть величается Рожденный тогда из перспективы нынешнего времени.

По этой причине праздник сначала и не назывался паtаlе Domini – праздник рождения Господа. И тексты древней римской рождественской мессы лишь в малой степени отражают внешние события в Вифлееме, зато всячески подчеркивают, что превечное Слово Бога Отца облеклось в плоть. Согласно проповедям папы Льва I, в Риме V века содержанием праздника Рождества является вочеловечение Христово, которое охватывало события Благовещения и Рождества.

Римский генезис, как полагают исследователи, имеют также три рождественских мессы, которые «служатся ночью (in посtе),на утренней заре (in аиrоrа)и на протяжении дня (in diе)» .

Древнейшей из них является – первона­чально единственная – папская месса, служившаяся днем, а позднейшей – та, которая совершается на заре. Ее остановка – station, которая, как известно, была связана с так называемыми стационными храмами, откуда торжественная процессия переходила в другой храм, производилась на Палатинском холме, где располагалась резиденция Августа. Там была церковь во имя святой Анастасии, память которой совершается 25 декабря.

Вышеназванные мессы впоследствии вошли в сакраментарии и через литургическую практику Рима распространились по всему Западу. Поначалу, однако, три различные остановкине были предписаны как обязательные. Тройка служб была воспринята и Миссалом 1970 года, который удержал и октаву, наличествующую в латинской практике, как известно, только у Пасхи и Рождества Христова.

Основной тон ночной мессе задает Евангелие о Рождестве Господа (Лк. 2, 1–14). За утренней мессой чтение этого евангельского текста продолжается (Лк. 2, 15–20). За третьей мессой положен пролог Евангелия от Иоанна (Ин. 1, 1–18).

К рождественской литургии причисляется также «Мissa vigilia» – вечерняя месса 24 декабря, за которой из Евангелия вычитывается родословие Иисуса (Мф. 1, 1–25).

В католических костелах с XIII века устраивались небольшие ниши, в которых изображались сцены о рождении Христа с помощью фигурок из дерева, фарфора, раскрашенной глины. Со временем ясли стали ставить не только в храме, но и в домах перед Рождеством. Они стоят несколько недель – до праздника свечей 2 февраля. Популярны домашние сантоны – макеты в застекленных ящиках, изображающие грот, в яслях лежит младенец Иисус, рядом Богоматерь, Иосиф, ангел, пришедшие на поклонение пастухи и животные – бык и осел. Ранее евангельские сцены в католических странах разыгрывались прихожанами; эти народные представления позже переместились на площади. Рождественские праздники ознаменованы сочетанием церковных и народных обычаев. В католических странах хорошо известен обычай хождения по домам детей и молодежи в масках и шкурах животных с песнями и добрыми пожеланиями, аналогичный колядованию. В ответ молодежь получает подарки: колбасу, жареные каштаны, фрукты, яйца, пирожки, сладости. Обычай этот неоднократно осуждался церковными властями, он не согласовывался со строгими правилами; постепенно с поздравлениями стали ходить только к родственникам, соседям и близким друзьям.

Рождество Христово, греческая икона XVI века

Иконография праздника

Иконография Рождества Христова складывалась постепенно, как и богослужение праздника, однако основные ее черты наметились уже в раннехристианский период. Самые древние из сохранившихся изображений Рождества Христова относятся к IV веку. В катакомбах святого Севастиана в Риме спеленатый Младенец представлен лежащим на одре, рядом – Богоматерь с распущенными волосами в античном одеянии.

Отличительными особенностями образов Рождества Христова на раннехристианских саркофагах являются изображение сцены не в пещере, а под своеобразным навесом, Богоматерь при этом не возлежит на одре, как в более поздних памятниках, а сидит рядом с Младенцем. У яслей Спасителя присутствуют животные – вол и осел – как исполнение пророчества Исаии: «Вол знает владетеля своего и осел – ясли господина своего, а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет» (Ис. 1, 3).

Примечательно изображение Рождества на троне Максимиана, который был архиепископом Равенны в середине VI века. Трон украшен большим количеством резных пластин из слоновой кости. На одной из них Младенец лежит на сложенном из каменных блоков одре, рядом с ним – вол, осел и Иосиф Обручник, вверху Вифлеемская звезда. Перед одром возлежит Богоматерь, к Которой обращается женщина, показывая свою правую руку. Сюжет восходит к главе 20 протоевангелия Иакова, в которой повествуется о Саломее, усомнившейся в чистоте Богоматери. После этого рука, которой она дотронулась до Пресвятой Девы, усохла. Исцеление Саломея получила от прикосновения к Спасителю.

На одной из ампул Монцы (VI–VII вв.), служивших паломникам для переноса святой воды или елея, композиция Рождества Христова представлена в центре – среди других праздников. В этом памятнике отразились важные особенности византийской иконографии по сравнению с раннехристианской: навес больше не изображается, на заднем плане виден выход из пещеры, звезда располагается в центре вверху. Иосиф сидит у яслей в задумчивой позе, Богоматерь лежит. Отныне Она всегда будет изображаться с нимбом.

В целом иконография Рождества Христова сложилась к VII столетию . После периода иконоборчества сюжет будет часто изображаться в иконописи, миниатюре и декоративно-прикладном искусстве на основе общей схемы. Постоянными элементами композиции становятся пещера и Вифлеемская звезда, приведшая волхвов ко Христу. Возможно, именно поэтому на некоторых поздних русских иконах и фресках (например, на фреске 1680 года из церкви Илии Пророка в Ярославле) сцену Рождества венчает фигура летящего ангела со звездой в руках.

Основная композиция Рождества (изображение спеленатого Младенца в яслях в пещере, животных у яслей, возлежащей Богоматери и сидящего Иосифа) в различных памятниках будет – особенно в VIII–IX веках – дополняться изображением ангелов, славословящих Господа, сценой Благовещения пастухам, сценами путешествия и поклонения волхвов и омовения Младенца.

Если об ангелах, пастухах и волхвах рассказывается в Евангелии (Мф. 2, 1–12; Лк. 2, 6–20), то письменный источник, на который ориентировались художники, создавая сцену омовения Младенца Христа, не установлен. Доподлинно известно лишь то, что впервые эта ставшая впоследствии постоянной деталь иконографии Рождества встречается в христианском искусстве западного мира и присутствует в оратории папы Иоанна VII в Риме (рубеж VII–VIII вв.).

Чрезвычайно редко в иконах Рождества Христова фиксируется изображение пророка Исаии, предрекшего рождение Спасителя от Девы. Много вопросов вызывает и фигура старца в шкурах, беседующего с Иосифом (а иногда и с самой Богоматерью) .

На Руси образы Рождества были чрезвычайно популярны. Конечно, русские иконописцы следовали византийской иконографической схеме, но дополняли ее различными подробностями и деталями. Рождественский цикл уже в XI–XII столетиях почти всегда представал в расширенном варианте, в который включалось, к примеру, не только поклонение волхвов, но и их путешествие со звездой. См., например, монументальную живопись собора Антониева монастыря в Новгороде.

В связи с обзором монументальных ансамблей следует отметить, что в византийской и русской живописи рассматриваемому сюжету уделялось особое место. Чаще всего Рождество Христово изображалось в паре с Успением Богоматери: сюжеты находились друг напротив друга, например на южной и северной стенах. Это символическое противопоставление рождения во плоти и нового рождения после смерти для жизни на небесах подчеркивалось схожими иконографическими мотивами. В Рождестве Спаситель в пеленах лежит в яслях, а в Успении Христос держит в руках душу Богоматери, представленную в виде спеленатого младенца. Подобно тому, как Господь вверил Себя Пресвятой Деве в Рождестве, Богоматерь вверила свою душу Христу во Успении. Наглядное сопоставление в храмовом пространстве этих сюжетов знаменательно потому, что они иллюстрируют начало и завершение истории спасения – от Боговоплощения до вознесения нетленной плоти Пречистой Матери.

Особую популярность на Руси получили иконы с изображением Собора Богоматери. Этот праздник отмечается на следующий день после Рождества Христова и по смыслу и характеру богослужения тесно с ним связан. 26 декабря (по новому стилю – 8 января) христиане чествуют Пресвятую Деву как Матерь Сына Божия, послужившую тайне Боговоплощения.

Видео

Документальный фильм «Рождество Христово»

Использованные материалы

  • Георгий Битбунов, Рождество Христово
  • Датировка Рождества Христова

Дионисий (Шленов), игумен. Празднование Рождества и Крещения согласно древним свидетельствам и памятникам полемической письменности середины XI века //

См. подробнее, например: Константинов К., протоиерей. Праздник Рождества Христова (богословское содержание службы праздника) // Последование часов, певаемых на навечерии Рождества Христова, и служба на Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. М., 2008. С. 160–177; Матфей (Мормыль), архимандрит. Эортология и богословие Рождества Христова //

Кунцлер М. Литургия Церкви. Кн. 3. М., Россия, 2001. С. 180.

Липатова С.Н. Иконография Рождества Христова в искусстве Византии и Древней Руси //

Разные объяснения этого сюжета см.: Липатова С.Н. Иконография Рождества Христова в искусстве Византии и Древней Руси.

Рождество Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии – большой христианский праздник. В православии он относится к числу двунадесятых, то есть является одним из двенадцати важнейших после Пасхи праздников.

Когда празднуем Рождество Богородицы в 2020 году
21 сентября. Интересно, что он открывает ряд религиозных праздников года, ведь церковное новолетие наступает не 1 января, а в сентябре.

Рождество Пресвятой Богородицы: история праздника
Рождество Пресвятой Богородицы: история праздника Рождение и земная жизнь Матери Божией не описывается ни в одном из четырех Евангелий. Узнать о нем можно из апокрифического Евангелия Иакова II века. Согласно ему, Рождество Богородицы, то есть рождение, произошло в небольшом галилейском городе Назарете в семье благочестивых уже пожилых супругов Иоакима и Анны. Как рассказывается, Иоаким и Анна молили Господа о даровании им столь желанного ребенка. Однажды им явился ангел и возвестил, что их молитвы услышаны и вскоре на свет появится ребенок, а об их потомстве будут говорить во всем мире. Праведники дали обет посвятить своего ребенка Богу. И как только девочке исполнилось 3 года, ее ввели в Иерусалимский храм, где она служила до совершеннолетия.

Как принято праздновать Рождество Пресвятой Богородицы

Рождество Пресвятой Богородицы отмечается как праздник настоящей радости. Христиане идут в храмы, где совершаются торжественные богослужения. В молитвах они обращаются к Богородице и просят у нее защиты и благословения.

Вторая Пречистая также традиционно считается и женским праздником. Женщины, у которых нет детей, накрывают праздничный стол и приглашают бедных – «чтобы молилась Богородице за их детей». Считается, что молитвы к Пресвятой Богородице будущих матерей о здоровье и счастье детей в этот день имеют особую силу. Также с этого дня уже можно было засылать сватов к девушкам.

«Пришла Пречистая – принесла сватов нечистая», — говорится в пословице.

Чего нельзя делать 21 сентября

  • В праздник Рождества Пресвятой Богородицы нельзя ссориться, желать зла другому человеку или думать о ком-то плохо. Помыслы в этот день должны быть чисты.
  • Запрещено также отказывать в просьбе о помощи.
  • В этот день запрещено злоупотреблять алкоголем и устраивать пышные празднования.
  • На вторую Пречистую также не рекомендовано заниматься тяжелым физическим трудом — работу по дому, в саду и на огороде стоит отложить на потом.

Приметы и пословицы на вторую Пречистую

  • Если на Рождество Богородицы погода будет солнечной, то осень будет теплая и ясная, без обильных дождей.
  • Если небо будет пасмурным в этот день – то осенние холода придут с дождями.
  • Если девушка умоется до восхода солнца – ее обязательно просватают в этом году.
  • День выдался ясным – такой будет погода до конца октября.
  • Утром на Рождество Пресвятой Богородицы туман – к дождям.
  • Если туман развеется неожиданно быстро – погода будет переменчивой.
  • Утром идет дождь, то будет лить он еще 40 дней, а зима выдастся холодной.
  • Если яркое солнце утром быстро высушивает росу на траве – не стоит ждать много снега зимой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *