Празднику пасхи предшествует

Проповедь на праздник воскресения Крестопоклонной седмицы.

Христос Воскресе, дорогие братья и сестры!

Каждое воскресение — малая Пасха для всех верующих во Христа!

Мы с вами несколько раз в году поем: «Кресту Твоему поклоняемся Владыко и святое Воскресение Твое славим!» Сегодня в Евангелии мы читали, что если кто хочет идти за Христом, должен отвергнуться себя и взять Крест свой. И вот здесь мне хотелось обратить внимание на то, какая связь между Крестом Господним, которому мы поклоняемся сегодня, и Крестом своим, о котором говорит Господь, что надо взять его и только с ним имеет смысл идти за Господом. А без этого — без несения своего креста — никакого смысла идти за Господом нет.

Это суть один и тот же Крест. У каждого из нас есть свой крест, свое предназначение, свое призвание, которое Господь вложил в сердце наше, в душу нашу. И этот крест наш есть проекция Креста Господня. И именно Ему мы покланяемся, когда поем: «Кресту Твоему покланяемся Хресте», — мы поклоняемся и Кресту на котором был распят Господь Иисус Христос и тому Кресту, который дал нам воскресший и распятый некогда Господь, в жизни нашей. Что значит крест свой? Святитель Игнатий Брянчанинов говорит, что крест свой — это тот крест, который Господь нам дал в обстоятельствах нашей жизни: тех тяготах, трудах и скорбях, которые нас сопровождают по жизни. Мы часто этого не понимаем, и сами того не ведая, пытаемся сойти со своего креста, ища чего-то более легкого. Но сходим при этом с креста своего. А без своего креста нам не спастись. И поэтому каждый раз, когда мы говорим: «Кресту Твоему покланяемся Владыко», — мы покланяемся и лобызаем и тот крест, который Господь нам дал в нашей жизни. Крест Господень есть не только у каждого из нас, Крест Господень есть и у нашего русского народа, у нашей Державы. Крест этот мы приняли от Византии, Крест этот состоит в том, чтобы быть ОПЛОТОМ, ЗАЩИТОЙ И ГАРАНТОМ ПРАВОСЛАВИЯ В МИРЕ! И сегодня как никогда чувствуется, что именно это есть Крест России.

И есть какое-то особое метафизическое значение и смысл того, что события которые сейчас разворачиваются на наших глазах, такого, можно сказать, планетарного масштаба, начались с того, что копия Годеновского Креста оказалась в Крыму. Действительно, может быть за хаосом событий, за переживаниями за наших близких и родных на Украине мы не чувствуем во всей полноте того метафизического смысла происходящего, а ведь мы живем в предантихристово время. И то, что совершается сегодня на наших глазах — это ни что иное, как покушение антихриста на Православие. Потому что беда-то не в том – кто с кем будет дружить, а беда в том, сможет ли народ правильно исповедовать веру во Христа.

Я думаю, что то, что происходит в Украине, имеет прямое отношение и к нам. Ведь народ украинский – это тот же русский народ, часть его, Малая Россия. Есть одна Великая Россия, состоящая из Малой России и Белой России. Это один народ, одна вера, одна история, одно Отечество, одни святые. И мы не можем, не должны смотреть, как антихрист, дьявол, пытается расхитить, разделить и погубить нас. И я нахожу, что в происходящих событиях есть великая польза для всех нас, это действительно КРЕСТ ГОСПОДЕНЬ. Мытолько, наконец, началивосставать. Естьизвестная картина Павла Корина «Русь уходящая», так вот сейчас можно написать картину «Русь восходящая», «Русь восстающая». Действительно, Россия наконец-то просыпается и обретает свой Крест, свой смысл, свое предназначение в этом мире.

Есть многие вещи более дорогие, чем жизнь человеческая. Об этом прямо говорит сегодня Священное Писание: «Аще кто хочет душу свою спасти, то погубит ю», а вот если кто «душу свою отдаст за Евангелие и Мене ради, тот и спасет ю». Это же можно сказать и о всей стране нашей. Да, наверно, многое можно потерять из каких-то удобств жизни, и каких-то всевозможных привилегий, которые дает антихрист современному миру. Но может это и надо потерять нам поскорее. Ведь без этого нам не приобрести истинную свободу, истинный смысл и предназначение в Боге. И Господь помогает нам в современных обстоятельствах потерять то, что нам не нужно иметь. Мы слишком поверили, что смысл жизни в том, чтобы быть успешными, чтобы состояться, чтобы быть наверху жизни сей. Мы слишком поверили, что стоит жить ради «чечевичной похлебки». Нет, братья дорогие мои, не для этого нам жизнь эта дана! Жизнь нам дана, для того, чтобы обрести нам свой Крест. И донести его до своего Воскресения, которое ждет нас вместе с Пришествием Господа нашего Иисуса Христа во Втором Пришествии! Вот сейчас появляется чувство, что мы обретаем этот Крест, обретаем смысл! Именно этим можно объяснить то единодушие и сплоченность людей, которые еще вчера не могли найти общее между собой. И мне хочется, чтобы в этот день Крестопоклонного воскресенья мы задумались о смысле нашей жизни, взяли крепче в руки свои Кресты, перестали ныть и скулить, и воспели общим гласом это великое песнопение: «Кресту Твоему поклоняемся Владыка и святое Воскресение Твое славим!» Аминь.

Пасхальные яйца. Фотоархив Wikipedia

С 25 по 30 апреля проходит Страстная неделя, которая предшествует пасхальному воскресенью. По традиции, в эти дни положено готовиться к светлому празднику Пасхи: проводить капитальную уборку жилья, выпекать куличи в Чистый четверг, красить яйца, а затем их освещать в субботу или утром в воскресенье.

Корреспондент газеты «Москва Центр» подготовил читателям несколько интересных фактов о Пасхе.

Значение праздника

«Сошествие во ад», фреска монастыря Хора, XIV век. Фотоархив Wikipedia

В православии Пасха приобрела значение как «праздников праздник и торжество из торжеств», который ознаменован Воскресением Иисуса Христа. Иными словами «прехождение от смерти к жизни, от земли к небу».

В иудейской вере празднуется Песах. В переводе с иврита — «миновал», «прошел мимо». Вспоминая книгу «Исход», Песах напоминает евреям о том, что Бог миновал их жилье в ночь тотальной смертности египетских первенцев.

Крашеные яйца

Крашеные яйца. Фото .com

Традиция раскрашивать и дарить куриные яйца появилась еще до Пасхальных мероприятий. Яйцо символизирует новую жизнь, тем самым подарок в виде яйца ознаменовывал приход весны. Обычай красить яйца луковой шелухой (которую используют в 70 процентах случаев) пришел уже из христианства. Шелуха придает скорлупе красно-оранжевый цвет, как символ крови Христа. Согласно изложению епископа Русской православной церкви 17 века Димитрия Ростовского, Мария Магдалина пришла к императору Тиберию и подарила ему яйцо, окрашенное в красный цвет, со словами: «Христос воскрес!» По другим источникам, говорится о том, что сначала яйцо было обычного цвета, что император, усомнившись в странном известии о воскресении, сказал, что как яйцо не может из белого стать красным, так и мёртвые не воскресают, — и яйцо стало красным в ту же секунду.

Куличи

Пасхальный кулич. Фото Анастасия Островкова

Согласно некоторым источникам, считалось, что во время трапез у апостолов на столе всегда находился круглый и сдобный хлеб. Затем выпечка перекочевала в церковный обряд, когда кулич или «артос» выпекался перед крестным ходом, а после утренней службы делился между прихожанами. В дальнейшем кулич пришел и в обычные семьи, дабы разделить святой хлеб со всеми.

Со временем рецепт кулича менялся, добавлялись дрожжи и украшения, а на сегодняшний день многие стараются сделать свою выпечку красивее и ярче. Белая глазурь также имеет символическое значение, как чистые помыслы людей, предшествующие изготовлению кулича, ведь в Чистый четверг нужно приступать к готовке с чистым умом и добрыми намерениями (иначе тесто не взойдет).

Пасхальный кролик

Кролик. Фото .com

Изображение кролика на Пасхе пришло к нам из Германии 16 века. Наряду с яйцами, кролики считаются символом плодородия и благополучия в материальной сфере, поэтому кроликов и зайчиков изображают на печенье, конфетах, свечах и на других сувенирах.

Пасха в литературе

Николай Ге. «Христос и Пилат» («Что есть истина?»), 1890. Фотоархив Wikipedia

Нередко праздник упоминается в классике русской литературы, а иногда Страстная неделя становится одним хронологических отрезков произведения. Так, Михаил Булгаков сделал Пасху центром своего произведения «Мастер и Маргарита». Действие всего романа происходит в страстную неделю, перекликаясь с историей Иешуа Га-Ноцри (Иисусом) в его последние дни жизни. Сюжет заканчивается вечером, перед Пасхальной ночью, об этом говорит в конце фраза Коровьева: «Мессир! Суббота. Солнце склоняется. Нам пора».

Католицизм и православие

Почтовая марка посвященная исторической встрече Патриарха Афиногора и Папы Павла VI. Фотоархив Wikipedia

Многие считают, что католическая Пасха и православная отличаются исключительно датами, но это не так. Начнем с того, что в православии более строгий пост, а католики позволяют себе все, кроме мяса. В православии крестный ход начинается перед богослужением, а у католиков после.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *