Праздное слово, что это?

Дорогие отцы и братья, Господь наш Иисус Христос сказал: «Всяко слово праздное, еже аще рекут человеки, воздадят о нем слово в день Судный.» (Мф. 12:36). И действительно, сколько же зла и неприятностей нам сулят страсти пустословия и празднословия! Сколько несчастий и скорбей мы приобретаем благодаря своему необузданному языку? Не счесть!
Казалось бы, чего плохого может принести пристрастие к праздным разговорам? А главное, какое влияние могут оказать эти, на первый взгляд, «небольшие» страсти на духовную жизнь?
Апостол Иаков пишет: «Язык—огнь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны»(Иак. 3:6). То есть пустословие и празднословие, не обуздываемые здравым рассуждением, по мнению апостола, способны привести к пагубным последствиям. Являясь страстью, многословие воспламеняет и другие страсти, сообщая им жизнь и подавая им собой новую пищу, таким образом приводя в беспорядок все действия наши, а в конечном итоге и всю нашу жизнь.
Умение удерживать свой язык в должных границах признак человека волевого, владеющего собой, и, согласно апостолу, есть достояние людей мудрых и совершенных: » Кто не согрешит в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело» (Иак. 3:2).
Братья, всякое сказанное слово подобно пище: пища здоровая и своевременная делает тело крепким и жизнеспособным, пища же худая расстраивает его, делая больным. Подобным образом воздействуют на человека страсти пустословия и празднословия: слова, сказанные без нужды, впустую, расслабляют, опустошают и обезвоживают душу.
«Ничем так не грешит человек, как языком, когда не управляет им по—надлежащему. Язык клянет человеки, бывшие по образу Божию; язык злословит отца и матерь; язык научает убийству… язык празднословит, сквернословит, кощунствует; от языка не избыл Сам Господь наш, Спаситель мира «Который грехе не сотвори, ниже обретеся лесть во устех Его»; язык отрыгает хулы на великое, святое и страшное имя Божие; ничего язык не оставляет, но на все отрыгает яд, который крыется в сердце человеческом»,- так обличал святитель Тихон Задонский страсти празднословия и пустословия. По его мнению, многословие есть начало—начал всех страстей, которые нашли обиталище в наших сердцах; многословие, как считает святитель — это катализатор греха!
Амвросий Медиоланский, буквально, вторит Тихону Задонскому, говоря: » Я видел многих,- пишет святой,- вподавших в согрешения через свои слова, но почти никого через молчание»
Братья! Слово есть образ мысли и выражение наших чувств. Следовательно, из слов может распознаваться внутреннее состояние и устроение говорящего человека. Добрые, теплые, светлые чувства — молчаливы. Излиться из сердца вон стремятся чувства темные, холодные и эгоистические, чтобы высказать то, что льстит нашему самолюбию и что может нас «выставить», как нам кажется, с лучшей стороны. Страсть пустословия и празднословия есть дверь души, через которую выстуживается сердечная теплота благоговения и любви к ближнему, охлаждается ревность к подвигам благочестия, рассеиваются мысли. Пустые речи уносят вместе с собой из сердца «живую веру, страх Божий и любовь к Богу»
«Многоглаголание,- говорит святой Иоанн Лествичник,- есть сидалище, на котором тщеславие любит являться и торжественно себя выставлять. Многоглаголание признак неразумия, дверь злословия, руководитель к смехотворству, слуга лжи, истребление сердечного умиления, призывание уныния…истребление сердечного хранения, охлаждение святой теплоты, попрание молитвы»
Дорогие братья! Нам, как будущим пастырям необходимо воздерживаться от всякого легкомысленного празднословия и пустословия, в особенности от легкомысленных шуток, острот и смеха, и если говорить, то стараться наполнить свою речь словами полезными, своевременными и приличными. Если за всякое, даже праздное слово, которое мы сказали или скажем, будем держать ответ перед Господом в день Суда, то тем строже будет осуждение за слово лживое, бранное, гордое, гнилое.
Молчание — великая сила в деле невидимой духовной брани и верная надежда на одержание победы. Молчание — блюститель святой молитвы, дивный помощник при добродетелях. А главное, молчание признак мудрости.
» Благоразумное молчание,- говорит преподобный Иоанн Лествичник,- есть матерь молитвы, воззвание из мысленного пленения, хранилище божественного огня, страх помыслов… училище ( покаянного) плача, друг слез, деятель памяти о смерти… любоиспытатель грядущего суда, споспешник спасительной печали, враг дерзости, супруг безмолвия, противник любоучительства, неприметное преуспеяние ( в духовной жизни)».
Дорогие отцы и братия, я призываю вас никогда не забывать, что ,из того что творит человек, нет ничего тверже и могущественней слова. Словом можно как убить человека, так и указать ему путь ко спасению. Оно имеет великую силу. А страсти празднословия и пустословия попусту транжирят, расхищают, а главное, направляют эту силу против нас самих, пробуждая в нас другие страсти, которые неминуемо приводят ко греху.
Слово — великий дар Божий. А разве дарами распоряжаются бездумно, «на скорую руку»?! » От молчания еще никто никогда не раскаивался»!

Аминь.

воспитанник 2-го курса

Бугров Богдан

Хорошее слово такое – праздник. Радостное, с детства связанное со всякими приятными вещами: новогодней елкой, подарками, мандаринами, тортом со свечками… Короче, праздник, он и есть праздник. Но вот, придя в Церковь, я столкнулся с его употреблением в совсем непраздничном контексте, когда Христос говорит: «За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда»

Вот тут уже пришлось разбираться с этимологией слова «праздный». Я помнил из художественной литературы, что в старину на Руси беременных женщин называли «непраздными». Следовательно, праздная женщина, это которая небеременная. То есть не имеющая в себе плода. Примерно по такой схеме я рассуждал и применительно к выражению «праздное слово». Получается – это такое слово, за которым не стоит плод реального опыта, пережитого, вымученного, выстраданного в слезах и крови. Ну вот, к примеру, говорит человек, что нужно чистить по утрам зубы, потому что это полезно, правильно, и все такое прочее. А сам ни разу в жизни зубной щетки в руках не держал. Или говорит, что пить алкоголь – вредно. А сам каждый вечер опрокидывает пару-тройку рюмочек для тонуса перед сном. Праздное слово в моем понимании, это некая правильная сама по себе мысль, произнося которую, человек по сути, сам себя обличает. Ну правда, ведь знаешь же – как надо. Тогда почему сам не делаешь, как говоришь? Вот примерно так я это понимал.

Потом мне стали попадаться различные публикации, с толкованиями и разъяснениями этого евангельского места. И там было нечто иное, нежели у меня. Что-то о пустых словах, как о ненужных, глупых, скверных… Короче, обо всяком словесном мусоре. А о том, что я понял для себя когда-то, не было ничего и нигде. Я уже было огорчился, от того, что очередной придуманный мною велосипед снова оказался с квадратными колесами. Как вдруг случайно наткнулся на слова преподобного Симеона Нового Богослова, где святой говорит примерно о том же, что содержалось и в моих смутных догадках, только делает это уже вполне ясно и определенно. Хочу поделиться, очень уж эти его слова легли мне на душу:

«Праздное слово не есть только слово бесполезное; но праздным (αργος — неделанным) должно называть и такое слово, которое говорим, прежде чем делом сделаем и опытом познаем то, о чем говорим. Если я, не презревши славы мира сего и не отвергши ее от всей души, — учу других убегать ее, то не будет ли слово мое праздно, неделанно, пусто и не буду ли осужден я, как лживый? И опять, если я, не приявши с сознанием и чувством умной благодати Святого Духа, не сделавшись наученным от Бога чрез сию благодать и не сподобившись получить свыше слова премудрости и разума, без удержи устремлюсь истолковывать и изъяснять Божественные Писания и выступлю в чине учителя, вооружен будучи только одною внешнею мудростию, то оставит ли Господь это без обличения, не потребует ли отчета в сем от меня?»

Вот так. И никаких компромиссов. Поэтому, если я теперь и берусь говорить о вопросах веры, то стараюсь либо ссылаться на святоотеческие писания, либо говорю о том опыте, который у меня есть. Конечно, он весьма скудный, этот опыт. И состоит большей частью из ошибок, грехов, и преодоления их последствий. Но зато я точно знаю, что эти мои слова не праздные. И надеюсь, что на Суде Господь не спросит с меня отчета хотя бы за них.

Пустословие — грех и никуда от этого не деться. Но как же так? Ладно убил кого или прелюбодействовал человек. Но что он говорит, причём не во вред, а так, впустую, разве может считаться грехом? Глупости же? Нет, это дело куда серьёзнее, чем кажется. Но ситуация и правда не очевидная. Разберёмся, чем же вредно пустословие, чтобы больше не возникало вопросов.

Язык — это величайший инструмент, дарованный нам Богом

Был такой человек: получил учёную степень, устроился в институт, украл микроскоп и принялся им дома забивать гвозди. Не странно ли? Конечно, история — выдумка, но сказка ложь, да в ней намёк.

Микроскоп — это изделие сложное, хрупкое и дорогое. Мы все понимаем, сколько труда вложено для того, чтобы этот инструмент мог служить единственной цели — открывать для нас невидимый мир маленьких объектов.

Речь — ещё более хрупкий инструмент, который совершает обратное действие: открывает наш невидимый внутренний мир окружающим. С помощью языка совершают прекрасные вещи:

  • Создают произведения искусства — стихи, романы, пьесы;
  • Обсуждают философские вопросы;
  • Признаются в любви, дружбе и других чувствах;
  • Поют прекрасные песни.

И любовь, и творчество — это аспекты Творца. Это способ спроецировать Божественное в материальный мир. Кто стал бы спорить со значимостью для человечества шедевров культуры и некогда записанного Слова Божия?

Язык — это ядро человечества, точка соприкосновения нас друг с другом. Аллегорическая история о вавилонской башне хорошо показывает, что люди, не способные объясниться, ни на что не способны.

Всё это говорит, что язык не просто ценен для нас, но и чем чаще и больше мы будем применять его по назначению, тем больше пользы принесём себе и человечеству.

Священное Писание — образец тех высот мысли, которых может достичь слово, но человека часто тянет в противоположном направлении, это и называется пустословием. Фото: cv2.litres.ru

Пустой разговор — это грех, потому что тратит время на ерунду вместо полезного

Завязав пустой разговор, человек превращается в буксующий транспорт. Чего было бы хорошего, если бы все «скорые помощи» и пожарные машины внезапно встали на месте и без пользы вращали бы колёсами?

«Но это же служебные машины, — возразит рассудительный читатель. — У них свои функции, а я то причём». Но дело как раз в том, что человек — больше чем машина и способен каждую секунду провести в служении этому миру, Господу, хотя бы самому себе.

Давайте на примерах. Потратил человек два часа времени на пустой разговор, а на следующий день ещё два часа. И так в течение года. Накопилось свыше семисот часов, потраченных в никуда. А сколько бы в это время можно было бы сделать полезного!

  • Сотворить нечто важное для человечества (написать роман, картину);
  • Освоить новую область знаний и приносить через неё пользу;
  • Делать добрые дела для близких;
  • Чаще думать о духовном, чтобы стать чище и праведнее;
  • Привести в порядок своё здоровье, чтобы прожить лет на 10 больше;
  • Почитать и стать мудрее, дабы этой мудростью делиться с окружающими.

Да стоит ли продолжать? Занимаясь пустословием, мы направляем ресурсы, данные нам Господом, в пустоту. Оттого и название — пустословие.

Пустословие — врата для всех других грехов

Быть может, не так было бы страшно, если бы пустословие сводило деятельность человека к нулю, как лень. Ну, живёт себе человек, тратит время ни на что, кому он вредит этим?

Но проблема в том, что пустословие — это упущенное время утраченные возможности. А потом начинается сожаление. За ним приходит зависть к тем, кто чего-то уже добился. А это уже более страшный грех, который открывает путь ко всем другим порокам человека. Из зависти люди воруют, убивают, изменяют и делают много других вещей.

А корень зла в том, что человек действию предпочитает нечто пустое.

Смехотворство означает одну из форм пустословия

Встречая термин «смехотворство», человек, скорее всего, подумает, что это означает чувство юмора, потребность пошутить и посмеяться. Разумеется, ему непонятно, с чего бы это дело считать грехом. С горем пополам можно согласиться, что если праздное слово исходит из уст, это не сильно полезно. Но как без улыбки то жить?

Но не стоит торопиться с выводами. Апостол Павел использует слово ευτραπελια, которое в синодальном переводе заменили на «смехотворство». Правильнее было бы употребить другой термин — шутовство. Это такое состояние, когда:

2 греха включает шутовство: ложь и гордость

  1. Гордость. Человек нарочито пытается выглядеть глупее чем есть, причём делает это так, чтобы и другие поняли наигранность ситуации и похвалили талант балагура. Ведущий мотив здесь — гордость. Нутро человека буквально кричит: «Ну похвалите меня, взгляните, какой я особенный». А хорошая шутка должна иметь иной мотив: «Я хочу поднять вам настроение».
  2. Ложь. Шутник не искренен с публикой. Ему на самом деле всё равно, что и кто подумает. Главное — это наслаждаться собой. Если шутку оценили — это он молодец. Если не оценили — публика плохая.

А вот посмеяться православные любят. Взять хотя бы архимандрита Алипия (Воронова), который вещал на ворота объявление «В монастыре чума», когда хотел отвадить зачастившие к нему коммунистические власти.

Празднословие — это широкий термин, куда входят пустословие, сплетни, клевета злословие

Празднословие — это общее название для случаев греховного использования речи. Помимо уже перечисленного, в этот список входят:

Злословие — это когда человек погружает ум в грязь, чтобы осудить другого человека и тем самым превознестись над ним.

Клеветник уподобляется дьяволу, для христианина это неприемлемо.

Клевета — иначе говоря, самая настоящая ложь. Царь лжи кто? Конечно, дьявол. И дьявол этот — не какой-то бес с трезубцем, а состояние души лживого человека. Христианину опускаться до такого не подобает.

Сплетни — ради них человек способен, как больной желудок, без конца переваривать одну и ту же пищу, в которой уже ничего полезного не осталось. К тому же сплетни — это лёгкий способ навредить тому, кого обсуждают.

У святых отцов много цитат о том, как пустословие вредит человеку

Грех — штука хитрая. Это яд, который поражает сразу и духовную, и материальную жизнь человека. Такие грехи, как чревоугодие, действуют грубо. Другие используют более изящные подходы.

Но, к счастью, у нас есть цитаты святых отцов, чья мудрость помогает увидеть многие ситуации насквозь. Например, святитель Тихон Задонский призывал людей обратить внимание на то, что это странно — говорить одними устами имя Божие и скверные слова:

«Христиане должны помнить, что они призывают, поют и восхваляют святое и страшное имя Божие. Как же это великое и святое имя призовут тем языком, который оскверняют срамословием, сквернословием, пустословием, кощунством, проклятиями, хулением, злословием и прочим смрадом?

И то им нужно помнить, что причащаются Пречистого Тела и Крови Христовых: как же примут в уста эту святыню – в уста, которые оскверняют гнилыми и смрадными словами? Внимай этому, необузданный язык, чтобы неосужденно призвать имя Божие и причаститься Святых Таин».

Тихон Задонский Святитель

Такие вещи помутняют разум. А это очень опасно для человека, ведь такой тонкий орган сложно держать под контролем. Пустословие часто очень глубоко проникает в ментальную сферу, становится привычкой.

И тогда мы думаем уже не любви, праведности и Господе. А что делать? Даже добрая мысль не приживается на такой почве. Об этом говорил преподобный Пимен Великий:

«Иной человек кажется молчащим, но сердце его осуждает других. Труды его тщетны. Другой с утра до вечера говорит и вместе пребывает в молчании, потому что говорит одно полезное для души».

Преподобный Тихон Задонский писал, что пустословие уводит человека в грех.

Таким образом, за внешним проявлением — пустословием, пролегает ещё более глубокая проблема — греховный тип мышления. Он и склоняет нас к греху. Снова обратимся к словам преподобного Тихона Задонского:

«Ничем так не грешит человек, как языком, когда не управляет им как должно. Язык проклинает людей, созданных по подобию Божию. Язык злословит отца и мать. Язык учит убийству, советует и сговаривается о прелюбодеянии, нечистоте, воровстве, хищении, всякой неправде.

Язык лжет, льстит, обманывает, празднословит, пустословит, кощунствует, сквернословит; язык оправдает виноватых в суде и обвинит правых… Язык терзает и святых мужей, которые незлобием своим никому не вредят; язык оскорблял и Самого Господа нашего, Спасителя мира, Который «не сделал греха, и не было лжи в устах Его» (Ис. 53, 9), язык изрыгает хулу на великое, святое и страшное имя Божие. Словом, ничего язык не оставляет, но на все изрыгает яд, который кроется в сердце человеческом».

Тихон Задонский Святитель

Избавиться от пустословия можно, если молиться и прикладывать усилия

Если вопрос, как избавиться от пустословия, возник в душе человека, первый шаг сделан. А без него остальные были бы бесполезными.

Потребуется наступать на проблему с двух сторон: с интеллектуальной и духовной.

Первая — это работа над собой, вторая — помощь Божья.

Работа над собой. Придётся проявлять осознанность, следить за мыслями и словами. Если подловили себя на чём-то плохом, нужно использовать какое-нибудь наказание. Но оно не должно быть бездумным. Например:

  • 500 р. на счёт природоохранного или благотворительного фонда;
  • Безвозмездная услуга любому из своих знакомых или даже незнакомых людей.

Если финансовое положение не позволяет, а природная скромность мешает общению с людьми, то можно за каждый проступок идти в церковь и там просить какое-нибудь задание. В приходе всегда есть, чем заняться, а делать некому. Это будет и материальная, и духовная польза.

Если найти себе труд по душе, то времени на пустословие не останется.

Стоит сделать себе какие-нибудь напоминания: верёвочки, фон на мобильном телефоне, предмет на столе. Пусть он напоминает Вам о том, что отныне Вы живёте по-новому и пустословие осталось для Вас позади.

А вообще, правы те, кто говорит, что время на грехи и пустую болтовню есть у тех, кому нечем заняться. Подберите себе увлекательный и полезный труд. Для греха времени не останется.

Помощь Божья. О роли Божьей помощи рассказывает преподобный Тихон Задонский:

«Если язык, не управляемый разумом, бывает виновен во стольких грехах и бедах, мы должны стараться его обуздывать. Но усилие без помощи Божией мало что может, «язык… — неудержимое зло» (Иак. 3, 8), — говорит апостол.

И хотя имеет две ограды — зубы и губы, однако прорывается. Ибо сердце человеческое как переполненный сосуд, изливает все, что не вмещается, и «от избытка сердца говорят уста», по слову Господню (Лк. б, 45).

Потому нужно смиренно молиться всемогущему Богу вместе с Псалмопевцем: «Положи, Господи, охрану устам моим, и огради двери уст моих» (Пс. 140, 3), чтобы исправил как сердце, так и язык — орудие сердца, и научил благовременно и как должно говорить, а чего не должно говорить, о том бы и в сердце не помышлять»

Тихон Задонский Святитель

Среди эффективных средств против пустословия стоит вспомнить молитву Ефрема Сирина:

«Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь».

Молитва Ефрема Сирина — не единственное духовное средство. Мы можем обращаться к любым святым, к Богу, к ангелам, если хотим справиться с пустословием. Нам помогут на этом пути все, было бы искреннее желание.

Но и земной помощью пренебрегать не стоит. Если рядом с Вами есть близкий человек, который согласиться указывать Вам на те случаи, когда Вы перешли грань пустословия, это будет отлично.

В таком случае лучше устанавливать взаимный контроль, превратить это в своего рода игру. В противном случае есть риск испортить отношения.

Вед.: Здравствуйте! «Молчание — золото», ― тот, кто следует этой народной мудрости, не подвержен греху празднословия. Так ли это, узнаем сегодня у Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина. Владыка, что же такое грех празднословия?

Митрополит Лонгин: Празднословие — привычка, которая свойственна очень многим людям. Думаю, что и мы с вами не всегда можем ее избежать, когда говорим о том, что нам не полезно. Наверное, самый яркий пример этого греха — осуждение окружающих нас людей. Мы часто и с большой легкостью, с желанием, начинаем осуждать тех, кто нас окружает. Все мы время от времени даем друг другу поводы для этого. Но надо знать, что ни нам самим, ни тем, о ком мы говорим, кого осуждаем, это никакой пользы не приносит. В результате получается, в самом прямом смысле, празднословие, то есть праздные разговоры, не приводящие ни к чему.

Празднословие не только бесполезно, но еще и очень вредно для каждого из нас. Осуждая или просто болтая без смысла, мы как бы «выстужаем» наше сердце и нашу душу. Святые отцы, говоря о празднословии, часто употребляли это понятие. Это как дом с открытыми окнами и дверями в мороз — там не может жить ничего доброго. Поэтому и в сердце человека, который постоянно празднословит, со временем образуется пустота, которая не дает вселиться в это сердце ничему хорошему, доброму. Кроме того, такой человек постепенно привыкает видеть во всем и во всех только плохое. Плохого действительно много в нашей жизни, но хорошего все-таки больше. Человек празднословящий об этом забывает.

Вед.: Владыка, а грешит ли человек, который говорит о добре, любви, милосердии и прочих добродетелях?

Митрополит Лонгин: Если человек, который говорит об этом, сам пальцем не двигает к тому, чтобы приобрести эти добродетели, то, наверное, грешит. Хотя, конечно, говорить о добре, милосердии, любви гораздо лучше, чем о чужих грехах.

Вед.: Владыка, а вообще может ли православный человек быть общительным? Не грешно ли это?

Митрополит Лонгин: Нет, ни в коем случае. И может, и должен, потому что в общении с людьми мы воспитываем себя, свои чувства. В конце концов, общаясь с другими людьми, мы можем говорить о самом главном — о Боге.

Вед.: Владыка, нам пришло множество вопросов. Пишет нам Алла: «Одна моя знакомая почти в каждом разговоре со мной жалуется на своих близких и сослуживцев. Сочувствовать — значит, поддерживать ее в осуждении. Говорить, что нужно любить и прощать — получается, я указываю ей на грехи. Начинаю избегать общения с ней. Посоветуйте, пожалуйста, как поступить?»

Митрополит Лонгин: Наверное, надо выражать сочувствие, но не самому факту осуждения, когда человек слышит о ком-то плохие вещи и поддакивает: «Да-да, действительно». А должно быть сочувствие состоянию человеческой души, которая видит только плохое, или которая подавлена тем плохим, которое объективно встречается в нашей жизни. Сочувствие в этом плане нужно и, я думаю, полезно. Конечно же, утешать человека надо. Так бывает, что человек, будучи как бы «погребенным» негативными впечатлениями, эмоциями, приходит к мысли, что вокруг все ужасно, плохо и ничего хорошего, даже луча света в этом темном царстве, не существует. Это не так, и человека надо постараться в этом переубедить, пытаясь показать какие-то добрые примеры, в том числе, примеры добрых чувств в окружающих нас людях. Обязательно нужно попытаться пробудить в человеке христианское отношение, правильные христианские чувства к чужим недостаткам и вообще ко всему плохому, что встречается в этой жизни. И первое из таких чувств — это снисходительность и жалость. Ведь человек, который все время осуждает, чаще всего очень требователен к окружающим, достаточно жесток по отношению к ним. А христианское отношение — это, прежде всего, жалость и сострадание. Когда они есть у человека, он спокойнее относится к недостаткам других.

Митрополит Лонгин: Совершенно верно. Главное, откуда можно научиться отношению людей между собой,— это, конечно, Евангелие. Вот почему очень важно стать христианином, чтобы разбираться в том, что происходит вокруг тебя.

Вед.: Спасибо, Владыка. Следующий вопрос задает Алексей: «Является ли осуждением разговор двух о третьем лице, если говорится объективно, то есть правда о его негативных поступках, просто констатируется факт?»

Митрополит Лонгин: Для чистоты эксперимента нужно, чтобы рядом был третий ― тот самый человек, о котором говорится. Тогда это будет абсолютно безгрешно и действительно по-евангельски: да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого (Мф. 5, 37). Практически невозможно человеку удержаться в рамках объективности в той ситуации, которая описывается в этом вопросе. Всегда начинаются какие-то оценки, сравнения, и самое первое сравнение, которое приходит человеку в голову —с самим собой. И следующая мысль: «Я все-таки получше немножко». И тут уже недалеко до известного евангельского персонажа с его словами: несмь якоже прочии человецы — я не таков, как другие люди (Лк. 18, 11) . Поэтому объективность и, тем более, бесстрастность здесь практически недостижимы.

Вообще лучше никого не осуждать, не оценивать, если только это не является твоей работой. Если ты, скажем, начальствующий, то конечно, если твой подчиненный никуда не годится с профессиональной точки зрения, то ты не можешь закрывать на это глаза и делать вид, что все в порядке. Тогда ты уже грешишь больше, чем этот человек. А во всех остальных случаях, я думаю, надо как-то очень мягко, спокойно относиться к этому.

Вед.: Спасибо, Владыка. Следующий вопрос задает Лидия: «Уважаемый Владыка! Как отучить мужа ругаться матом? Мне кажется, он не совсем понимает отрицательную сторону или даже пагубность такой речи».

Митрополит Лонгин: Очень сложный вопрос. Я, честно говоря, с трудом себе представляю, как это можно сделать. Прежде всего, нужно постоянно напоминать человеку о том, что это нетерпимо, плохо, что выражаться матом, особенно при женщинах, детях ни в коем случае нельзя, да и без них тоже не стоит. Но насколько это будет действенно, зависит от взаимоотношений в семье. Если муж любит жену, он постарается услышать ее просьбу. Если он не слышит, значит, в семье такие отношения, при которых эта просьба останется втуне.

Сегодня это привычка очень многих людей, причем самых разных, не только простых, как было раньше, но и достаточно высокопоставленных, в том числе достаточно интеллигентных, ― разговаривать на этом «языке». К сожалению, она распространяется все шире, и ничего, кроме негативных последствий, иметь не может. Дело в том, что общий уровень культуры нашего народа резко снизился за последние десятилетия, и продолжает снижаться. Это очень плохо. Ведь дело в том, что само по себе это явление невозможно рассматривать изолированно от контекста, от общего состояния нашего общества. Это очень характерное проявление общего удручающего состояния нравственности и культуры.

Вед.: Владыка, Мария пишет нам: «Здравствуйте! Помогите понять значение слов ″гневаясь, не согрешайте″. Спасибо».

Митрополит Лонгин: Это связано со святоотеческим пониманием того гнева, который допустим для человека. Надо гневаться на грех, на какое-то беззаконие, но при этом не согрешать, не впускать в свое сердце гнев и его последствия, а также ни в коем случае не распространять этот гнев на кого-либо из людей.

Вед.: А это возможно?

Митрополит Лонгин: Я думаю, что при достаточно долгом опыте внутренней внимательной жизни — да, возможно.

Вед.: Владыка, нам пишет Антон: «Объясните, что значат слова из послания первого к Коринфянам: ″Жены ваши в церквах да молчат″. Это нужно понимать в прямом смысле слова?»

Митрополит Лонгин: Имеется в виду проповедь и научение. Никогда в древности вообще в каком-то собрании женщина не имела голоса, а в церковном собрании женщина не имеет права учить вере, богословствовать, каким-то образом возвышать свой голос. Это древняя практика, она сохранилась до сих пор. Это не значит, что женщина, скажем, не может читать или петь на клиросе.

Вед.: Но пусть женщины не подходят к другим и не говорят: не так стоишь, не так одет…

Митрополит Лонгин: Апостол вряд ли догадывался, что так будет со временем, но я думаю, что его слова можно распространить и на этот случай. Иногда нужно сделать замечание, потому что сейчас слишком много людей, которые в церкви могут позволить себе чудовищные вещи. У меня сложное отношение к женщинам, которые делали или делают замечания в церкви. Я знаю, каким благородным негодованием в последние годы полны все наши средства массовой информации, церковные и нецерковные, в отношении этих женщин, страшных «бабок» или, как один человек сказал, «православных ведьм», и так далее. Но вот у меня несколько иное отношение. Я считаю, что все равно в церкви должны быть люди, которые не грубо, а мягко, с любовью, но все-таки показывают человеку, впервые зашедшему в храм, как в нем можно и нужно себя вести. Да, очень плохо, когда мы обижаем человека, пришедшего в храм, и он в результате уходит и дает себе слово больше никогда не переступать церковного порога. Но ничуть не лучше, когда такой вот человек начинает своим поведением, отношением обижать тех людей, которые уже в храме находятся. Они тоже люди и заслуживают доброго к себе отношения. Поэтому вопрос этот сложнее, чем кажется на первый взгляд.

Вед.: Владыка, пишет нам Светлана: «Спаситель сказал, что потребует ответа за каждое праздное слово. Но ведь человеку свойственно забывать. В старости он уже многого не помнит. Как же он будет давать ответ?»

Митрополит Лонгин: Это образное выражение. Конечно же, не в прямом смысле будет воспомянуто каждое праздное слово человека. Мне кажется, тут надо иметь в виду не просто празднословие, а наши пустые обещания, пустые обеты, которые мы иногда даем. Например, человек что-то говорил ― и не сделал, обещал ― и не выполнил. За это, конечно, с человека будет спрошено, об этом и сказано в Священном Писании. Тем самым человек предупреждается о том, какое внимание он должен уделять тому, что он говорит, что обещает, тому, что исходит из его уст.

Беседовала Юлия Литневская, Телевидение Саратовской Митрополии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *