Предмет гносеологии

Понятые гносеологии — Сенсуализм — Эмпиризм — Рационализм — Скептицизм— Универсалии — Истина и заблуждение —Прагматизм

В результате освоения материала данной главы студент должен: знать

  • • основные понятия и направления гносеологии;
  • • гносеологическое содержание спора реалистов и номиналистов; уметь
  • • сравнивать различные гносеологических ориентаций;
  • • выделять философски уязвимые положения основных гносеологических концепций и формулировать стоящие перед ними затруднения;

владеть

  • • приемами скептического рассмотрения вопросов;
  • • разработанной прагматизмом стратегией познания путей разрешения затруднительных ситуаций.

Понятие гносеологии

Гносеология (от др.-греч. yveoma — «знание», W>yo

О познании удачно сказано в Библии: «И увидела жена, что дерево хорошо для нищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его, и ела; и дала также мужу своему, и он ел». Если бы Ева не вожделела знать, человечества бы не было.

Познание — опережающее отражение действительности. Оно возникает в качестве реакции в устойчивых, повторяющихся взаимодействиях. Познанию присущи:

  • — избирательность (селективность) — ориентация на восприятие значимых, «чувствительных» предметов;
  • — образность — воспроизведение предмета отражения в образах;
  • — операционалыюсть — свертывание в образе схемы взаимодействия с познаваемым предметом-оригиналом;
  • — репрезентация — опосредованность отображения и образов символами, знаками и пр.;
  • — конструктивность — оперирование образами в воображении, их перекодирование и конструирование новых образов, не имеющих оригиналов в действительности.

Характеризуя познание, В. И. Ленин в «Философских тетрадях» писал: «Практика человека, миллиарды раз повторяясь, закрепляется в сознании человека фигурами логики. Фигуры эти имеют прочность предрассудка, аксиоматический характер именно (и только) в силу этого миллиардного повторения».

Основной вопрос гносеологии: познаваем ли мир?

Положительный ответ на этот вопрос дает гносеологический энтузиазм (когнитивный оптимизм). Так, античные гностики (III—I в. до н.э.) считали, что гнозис — открываемое спасителем высшее знание — может дать ответ на извечные человеческие вопросы: «Кто мы? Кем стали? Где мы? Куда заброшены? Куда стремимся? Как освобождаемся? Что такое рождение и что возрождение?». Условиями гнозиса являются катарсис (очищение чувств), добродетель и главенство разума в душе человека.

Агностики не уверены в познаваемости мира. Софист Горгий (480—380 до н.э.) в сочинении «О том, чего нет; или О природе» доказывал следующее:

Тезисы Горгия Аргументы Горгия

Ничего нет. Если бы нечто было, оно было бы либо возникшим, либо невозникшим. Возникшим оно быть не может, иначе возникало бы из ничего; невозникшее же должно быть бесконечным, бесконечное не может находиться нив самом себе, ни в другом, а то, что нигде не находится, — ничто.

Если бы даже нечто и было, то оно Если реальное («то, что есть») мыслимо, было бы непознаваемо. то нереальное («то, чего нет») должно быть

немыслимо. Но Сцилла и Харибда мыслимы. Следовательно, реальное немыслимо.

Даже если бы оно было познаваемо, Словесное общение невозможно, так как его невозможно было бы высказать никто не вкладывает в слова тот же смысл, что в слове и истолковать другому. другой.

Английский зоолог Томас Гекели (1825—1895), называя себя агностиком, полагал, что если бог не обнаруживается сенсибельно (чувственно воспринимаемо), то сомнительно, что он может быть обнаружен интеллигибельно. Непознаваемо то, что не может быть обнаружено непосредственно. Границы знания расширяются, но в отношении бога, метафизических реалий и многого другого надежных свидетельств опыта нет.

Знание — это содержание сознания, присутствующее на всех его уровнях, в том числе и в бессознательном подсознательном. Познание есть изменение содержание сознания, состоящее в движении от исходного знания (и незнания) к новому знанию (и незнанию). Расширение круга знания увеличивает его окружность — знание незнания.

Аристотель указывал па многообразие типов знания — умение, мнение, опыт, наитие и др. К различным формообразованиям знания относятся оценки и рецепты, формулировки проблем, аксиомы и гипотезы, нормы права и морали, художественный образ, религиозный символ, гак как они имеют познавательное содержание, связанное с адаптацией, ориентацией и самореализацией во внешнем и внутреннем мире.

Первично представление о знании как умении. Знать нечто (ремесло, язык, обряд) означает знать дело — уметь практиковать, пользоваться, воспроизводить. Соответственно, незнание — это неумение. Практическое знание, как правило, неявно, невербально.

Познавательная деятельность развивается из практического познания путем обобщения и систематизации рецептов, накопленного опыта в специализированную духовную деятельность, которая на основе знаний-описаний вырабатывает знания-предписания (правила, программы и проекты), используемые для регуляции практической деятельности.

Исторически ведущими являются различные типы духовной деятельности. Французский философ Огюст Конт (1798—1857) формулировал закон трех стадий как закон интеллектуальной эволюции человечества (табл. 7.1). «Согласно моей основной доктрине, — писал он, — все наши умозрения, как индивидуальные, так и родовые, должны неизбежно пройти последовательно через три различные теоретические стадии, которые смогут быть здесь достаточно определены обыкновенными наименованиями: теологическая, метафизическая и научная…»

Таблица 7.1

Огюст Конт: закон человеческого прогресса (или закон трех стадий)

Стадия

Период

времени

Правящие или господствующие

Основная общественная единица

Теологическая

(фикции)

Возникновение человека

Жрецы.

Военные

Семья

Метафизическая

(абстракции)

Средние века, Возрождение

С вя щен нос л у жител и. Юристы

Государство

Научная

(позитивная)

Индустриализация

Промышленные ад м и н истраторы. Научные и моральные руководители

Вся человеческая раса

Интеграция духовной деятельности и практики преобразует последнюю. Совершается духовно-практическая революция, примером которой является научно-техническая революция, развернувшаяся во второй половине XX столетия.

  1. Гносеология: предмет, историческое развитие. Познание.

  2. Понятие «истина».

  3. Ложь, дезинформация, заблуждение.

Гносеология – философское учение о познании. Предметом изучения гносеологии выступают все стороны субъектно-объектных отношений, специфика научного, обыденного, повседневного знания и всех видов познавательной деятельности человека.

Гносеология изучает специфику того или иного вида познания лишь с мировоззренческой стороны. Целью изучения познавательных процессов выступает возможность достижения истины и формы существования истины.

Часто происходит отождествление процесса познания с научным познанием. Подобное неверно. Научное познание характеризуется рядом специфических черт, которые не характерны для других форм познания, таких как обыденное, художественное, религиозное и т.д.

Гносеология исследует явления познавательной деятельности, но в плане отношения познания к объективной реальности, к истине, к процессу достижения истины. «Истина» – одно из центральных понятий гносеологии. Гносеология опирается на социокультурный аспект деятельности человека, который является ведущим.

Философская теория познания опирается на данные, полученные в рамках специальных дисциплин, будь то эмпирические данные или теоретические обобщения.

Однако, гносеология самостоятельная область знания и не может быть сведена к какой-либо специально-научной дисциплине. Философская теория познания опирается на результаты исследования, которые выступают как эмпирический материал, которые изменяются в рамках задач, по выявлению норм получения истинного знания, в контексте разработки проблематики, связанной с взаимоотношением знания и реальности.

Один из центральных вопросов гносеологии: «Познаваем ли мир?» В рамках гносеологии этот вопрос приобретает следующую формулировку: «как относятся наши мысли об окружающем нас мире к самому этому миру?» Вопрос заключается в том, можно ли достоверно познать предметы, их сущность и проявления сущности.

Отвечая на этот вопрос в философии сложилось 2 направления: познавательно-реалистическое и агностическое. Для агностицизма характерно утверждение, что мир непознаваем. Однако, подобное утверждение не совсем верно и берет начало из позиции И.Канта. В конце 19 начале 20 века сформировалась разновидность агностицизма – конвенционализм – философская концепция, согласно которой научные теории и понятия являются не отражением объективного мира, а предметом соглашения между учеными. Конвенционализм получил широкое распространение в последнее десятилетие.

Современная философская теория познания и агностицизм не расходятся в вопросе о познаваемости явлений. Принципиальное расхождение по вопросу о том, познаваема ли сущность материальных систем. Специфика агностицизма – в отрицании возможности достоверного познания сущности материальных систем. Агностицизм – это учение, отрицающее возможность достоверного познания сущности материальных систем, закономерностей природы и общества.

2. Ведущей (центральной) проблемой философии познания является проблема истины. Все проблемы гносеологии характеризуются интересом либо к средствам и путям достижения истины, либо к формам существования истины, формам ее реализации, структуры познавательных отношений.

Существует множество определений истины: 1) соответствие знаний действительности; 2) опытная подтверждаемость; 3) полезность знания, его эффективность; 4) соглашение.

Определение истина как соответствие знаний действительности является главным в классической концепции понимания истины.

Истина – это объективное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящее познаваемый объект так, как он существует сам по себе, вне сознания.

Характерной чертой истины является наличие в ней объективной и субъективной сторон. Истина в субъекте и вне субъекта. Объективная истина внеклассова.

Трактуя истину как объективную, не зависящую от индивидов, классов, человечества, делаем вывод о ее конкретности. Конкретность истины – это зависимость знаний от связей и взаимодействий, присущих тем или иным явлениям, от условий, места и времени, в которых они существуют и развиваются.

В понятие конкретной истины включается указание на время, т.е. время существования объекта и момент или переход его отражения субъектом. Следовательно, абстрактной истины нет, истина всегда конкретна.

Объективная истина имеет 3 аспекта: бытийственный, аксиологический, праксеологический. Бытийственный аспект связан с фиксацией в истине бытия как предметно-субстратного, так и духовного. Само это бытие является данным субъекту как объект. Сама истина обретает собственное бытие. Аксиологический аспект истины состоит в нравственно-этической, эстетической ее наполненностью, в тесной связи с смыслом жизни, с ее ценностью для всей деятельности человека. Праксеологический аспект истины демонстрирует включенность в истину момента ее связи с практикой. Из рассмотренных аспектов истины ведущим является бытийственный аспект.

Существуют разные формы истины. Они подразделяются по характеру отражаемого (познаваемого) объекта, по видам предметной реальности, по степени полноты освоения объекта и т.д.

Существует два вида истины: относительная и абсолютная.

Абсолютная истина – знание, которое тождественно своему предмету и потому не может быть опровергнуто при дальнейшем развитии познания.

Абсолютная истина – это полное исчерпывающее знание о предмете.

Относительная истина – это неполное знание о том же самом предмете. Относительная истина есть истина объективная, исключающая заблуждения и ложь.

3. Ложь – преднамеренное возведение заведомо неправильных представлений в истину.

Понятие «ложь» оказывается близким по смыслу понятию «дезинформация». Ложь связана с преднамеренностью субъекта, дезинформация же может быть осознанной или неосознанной, не переставая быть неправдой.

Дезинформация – передача объективно ложного знания как истинного или объективно истинного как ложного. Разновидностью дезинформации является «полуправда» или «ложь умолчанием».

Заблуждение – непреднамеренное несоответствие суждений или понятий объекту.

ГНОСЕОЛОГИЯ (от греч. gnosis — познание и logos — учение). Раздел философии, в котором рассматриваются вопросы о сущности познания, о путях постижения истины, ее основах и критериях. Теория познания исследует вопрос и о заблуждениях, источниках их возникновения и средствах их преодоления. Важной является проблема о взаимосвязи знания с практикой, выступающей основой формирования знания. В свою очередь, раскрывается активная роль знания в деятельности человека. Исторически гносеология выступала и выступает в виде взаимоисключающих концепций — материалистической и идеалистической, эмпирической и рационалистической, интуитивистской и интеллектуалистской, скептической и догматической. С древнейших времен люди начали задумываться над тем, что такое познание, каковы пути его формирования. Уже в античной философии учение о познании являлось важнейшим разделом философии. Центральной здесь являлась проблема отношения знаний и мнений, истины и заблуждения. В период Нового времени и эпохи Просвещения на первый план выдвигается рассмотрение вопроса о связи субъекта с внешним миром, о соотношении «внешнего» и «внутреннего» опыта, первичных и вторичных качеств. Проблема активности познающего субъекта, развития форм практической познавательной деятельности в социально-культурном контексте является предметом гносеологических исследований в немецкой классической философии. В конце XIX и начале XX вв. появляются многочисленные теории познания, отрицающие осмысленность традиционной теории познания (аналитическая философия, экзистенциализм). Марксистская философия продолжала традиции материализма и использовала достижения немецкой классической философии. В настоящее время познание изучается не только философией, но и специальными науками: когнитивной психологией, логикой, методологией научного познания, историей науки, науковедением, социологией знания и т. п. Опора на эти науки — важная предпосылка творческого развития философского учения о познании. Однако сущность познавательного исследования есть предмет философского рассмотрения, которое составляет мировоззренчески-методологическую основу осмысления познавательной деятельности в любой другой области научного анализа.

Понятие и характерные черты гносеологии

Определение 1

Гносеология – это некоторое достоверное знание. В философии гносеология изучает методы получения знания, познавательные возможности разума человека. Без гносеологии стало бы невозможным развитие самой философии. критический подход, используемый во всех направления данного учения, дает возможность разделять истинное знание и вымысел.

Характерными чертами гносеологии являются:

  1. Критичность – основная гносеологическая особенность. Философия, при рассмотрении соотношения реальности с иллюзией, подвергает критике саму возможность изучения мира. В каждом гносеологическом направлении используется критицизм, для оценивания объективных свойств предмета, а также его соответствия здравому смыслу.
  2. Нормативизм – еще одна черта гносеологии, предполагающая существование некоторого фундаментального знания, на основании которого могут быть определены способности разума людей и доступные для него границы познания. Ученым могут быть использованы эксперименты, готовые формулы или идеальная модель в зависимости от направления гносеологии.
  3. Субъектоцентризм – предполагает, что главная роль в исследовании принадлежит субъекту, то есть тому, кто познает. Процесс изучения без субъекта не может быть осуществлен.
  4. Наукоцентризм – важнейшая черта гносеологии. Она предполагает, что научный подход не может быть ничем заменен, а исследования должны быть проведены при опоре на научные факты.

Представители гносеологии

Каждая отдельная эпоха характеризуется своими яркими представителями гносеологического направления:

Период Античности. Парменид был одним из первых, кто заинтересовался проблематикой познания. Он разграничивал истину и мнение, считая, что истина неизменна, непротиворечива и находится вне времени. Сократ является автором одного из самых первых методов познания – майевтики. Аристотелем были сформулированы основополагающие принципы рационализма и разработана аналитика, как один из методов познания.

Средневековье. Данный период характеризуется развитием схоластики, представители которой и занимались изучением познания. Так, философом Оригеном была выдвинута теория трехуровневого понимания.

Новоевропейское время. Научный подход стал основным методом познания. Рационалисты, яркими представителями которых являются Декарт и Лейбниц, конфликтовали в этот период с эмпириками, к которым относились Дж. Локк, Д. Юм, Фр. Бэкон. Ими было выдвинуто два противоположных метода – опыт и дедукция. Дедуктивный подход базируется на логических умозаключениях, основанных на наблюдениях, а опыт базируется на личностном восприятии.

Немецкая классическая философия ставила под сомнение саму возможность познания мира. И. Кант задавался вопросом, касающимся предпосылок знания. Гегель апеллировал к логике, считая ее единственным методом познания. Остальные типы познавательных способностей он определял в качестве недоразвившихся методов мышления.

Классическое неокантианство – неокантианство позволило гносеологии обрести статус самостоятельной науки. Представители различных ветвей данного направления сходились в едином мнении, что гносеология представляет собой учение о знании и границах познания. Определение гносеологии впервые сформулировал русский ученый-философ – Введенский.

Марксизм. Энгельсом учение о мышлении было выделено в отдельное философское направление, которое основывалось на законах формальной логики. Все остальные научные сферы опирались на анализ культуры и истории.

Современная философия имеет два пути развития методов получения знания или информации. Первый путь базируется на иррациональных способах познания, а второй – на абстрактной структуре знания и социальных предпосылках. Социология оказала наибольшее воздействие на процесс становления современной формы гносеологии.

Говоря о представителях гносеологии, нельзя не сказать о философах, занимающихся развитием двух путей разрешения проблемы познаваемости мира – скептицизма и гносеологического оптимизма.

Скептицизм в качестве самостоятельного философского направления появился еще в III веке до н.э. в Древней Греции. Скептики продолжали традиции софистов, указывая на относительность человеческого познания, на зависимость его от разных условий – жизненных обстоятельств, состояния органов чувств, влияния привычек и традиций. Родоначальником скептицизма считается Пиррон из Элиды, а представителями – Тимон, Карнеид, Энесидем, Секст Эмпирик, Агриппа. Центром внимания Пиррона были этические проблемы, а также вопрос счастья и путей его достижения. Счастье в Понимании Пиррона – это невозмутимость, то есть атараксия и отсутствие страданий – апатия. Средство достижения счастья – скептическая программа отношения к миру.

Яркие представители скептицизма – Рене Декарт, а также Д. Юм, который совместно с Декартом стремился доказать, что из универсального сомнения выбраться невозможно.

Замечание 1

Крайним вариантом скептицизма выступает агностицизм, представление о том, что истинное знание вообще не является возможным, а, соответственно, мир невозможно познать.

Д. Юм утверждал, что опыт – единственный источник познания, поэтому он не может подвергаться проверкам. Из-за этого невозможно установить истинность отношений между данными, которые получены посредством опыта и объективным миром. Познание связано только с опытом и принципиально не может выходить за его пределы, а поэтому не может судить о том, какие отношения установлены между опытом и объективной реальностью.

В гносеологическом оптимизме объединены мыслители, которые были уверены в познаваемости мира и признавали безграничные возможности разума людей для постижения объективной реальности. Данную точку зрения разделяли представители французского просвещения – Д. Дидро, П.Д. Гольбах, К.А, Гельвеций и др.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *