Предмет и задачи логики

В результате изучения главы студент должен:

знать

  • • чем занимается наука логика, когда она возникла и какие этапы прошла в своем развитии;
  • • требования, предъявляемые логическими законами к правильному мышлению;
  • • основные требования к доказательству и опровержению;

уметь

  • • применять описанные и все иные законы логики в своем мышлении;
  • • выявлять противоречия в рассуждениях;
  • • проводить логически корректные умозаключения и доказательства;

владеть

  • • общим представлением о том, чем занимается логика;
  • • более совершенными навыками применения логических законов и логических операций;
  • • умением выявлять логические ошибки в рассуждениях.

Задачи логики

Слово «логика» употребляется довольно часто, но в разных значениях. Нередко говорят о логике событий, логике характера и т.д. В этих случаях имеется в виду определенная последовательность и взаимозависимость событий или поступков. «Быть может, он безумец, – говорит один из героев рассказа английского писателя Г. К. Честертона, – по в его безумии есть логика. Почти всегда в безумии есть логика, именно это и сводит человека с ума». Здесь «логика» означает наличие в мыслях определенной общей линии, от которой человек не в силах отойти.

Слово «логика» употребляется также в связи с процессами мышления. Так, мы говорим о логичном и нелогичном мышлении, имея в виду сто определенность, последовательность, доказательность и т.п.

Кроме того, логика – особая наука о мышлении. Она возникла еще в IV в. до н.э. Позднее она стала называться также формальной логикой.

Предмет науки логики

Самым общим образом логику можно определить как науку о законах и операциях правильного мышления.

Трудно найти более многогранное и сложное явление, чем человеческое мышление. Оно изучается многими науками, и логика – одна из них. Всякое движение нашей мысли, постигающей истину, добро и красоту, опирается на логические законы. Мы можем не осознавать их, но вынуждены всегда следовать им.

Рассуждение – это всегда принуждение. Размышляя, мы постоянно ощущаем давление и несвободу. От нашей воли зависит, на чем остановить свою мысль. В любое время мы можем прервать начатое размышление и перейти к другой теме.

Но если мы решили провести его до конца, то мы сразу же попадем в сети необходимости, стоящей выше нашей воли и наших желаний. Согласившись с одними утверждениями, мы вынуждены принять и те, что из них вытекают, независимо от того, нравятся они нам или нет, способствуют нашим целям или, напротив, препятствуют им. Допустив одно, мы автоматически лишаем себя возможности утверждать другое, несовместимое с допущенным.

Если мы убеждены, что все металлы проводят электрический ток, мы должны признать также, что вещества, не проводящие ток, не относятся к металлам. Уверив себя, что каждая птица летает, мы вынуждены не считать птицами курицу и страуса. Из того, что все люди смертны и Сократ является человеком, мы обязаны заключить, что он также смертен.

В чем источник этого постоянного принуждения? Какова его природа? Что именно следует считать несовместимым с принятыми уже утверждениями и что должно приниматься вместе с ними? Какие вообще принципы лежат в основе деятельности нашего мышления?

Над этими вопросами человек задумался очень давно. Из этих раздумий выросла особая наука о мышлении – логика.

Сфера конкретных интересов логики существенно менялась на протяжении истории, но основная цель всегда оставалась неизменной: исследование того, как из одних утверждений можно выводить другие.

Логика занимается также многими другими вопросами: операциями определения и деления (классификации), проблемами значения выражений языка, операциями доказательства и опровержения, правдоподобными рассуждениями, дающими из истинных посылок только вероятное заключение, и др. Но основная задача логики – определить «что из чего следует».

Главная задача логического исследования – обнаружение и систематизация определенных схем правильного рассуждения. Эти схемы представляют собой логические законы, лежащие в основе логически правильного мышления. Рассуждать логично – значит рассуждать в соответствии с законами логики.

Отсюда понятна важность данных законов. Об их природе, источнике обязательности высказывались разные точки зрения. Ясно, что логические законы не зависят от воли и сознания человека. Их принудительная сила для человеческого мышления объясняется тем, что они являются в конечном счете отображением в голове человека наиболее общих принципов практики познания и преобразования мира человеком. Именно поэтому законы логики кажутся самоочевидными и изначально присущими человеческой способности рассуждать.

Древнегреческий философ Платон настаивал на божественном происхождении человеческого разума. «Бог создал зрение, – писал он. – и вручил его нам, чтобы мы видели на небе движение Разума мира и использовали его для руководства движениями нашего собственного разума». Человеческий разум – это только воспроизведение той разумности, которая господствует в мире и которую мы улавливаем благодаря милости бога.

Первый развернутый и обоснованный ответ на вопрос о природе и принципах человеческого мышления дал ученик Платона Аристотель. «Принудительную силу наших речей» он объяснил существованием особых законов – логических законов мышления. Именно они заставляют принимать одни утверждения вслед за другими и отбрасывать то, что не совместимо с принятым. С работ Аристотеля началось систематическое изучение логики и ее законов.

Таким образом, история логического исследования мышления охватывает около двух с половиной тысячелетий. Из других наук раньше логики начали складываться, пожалуй, только математика и философия.

Традиционная и современная логика

В длинной и богатой событиями истории логики отчетливо выделяются два основных этапа. Первый – от древнегреческой логики до возникновения в конце XIX – начале XX вв. совершенно новой логики; второй – с этого времени до наших дней. Первый этап именуется традиционной логикой, второй этап – современной логикой, называемой также математической или символической. Традиционная логика является, таким образом, предысторией современной. Все собственно логическое содержание традиционной логики вошло в состав современной логики и составило ее незначительную и не особенно важную часть.

Традиционная логика была философской наукой. Она развивалась в рамках философии, пользовалась, как и философия в целом, только естественным языком, дополненным немногими специальными символами и понятиями, законам логики давалось философское истолкование и обоснование.

Современная логика как самостоятельная область знания возникла на стыке столь разных наук, как философия и математика. Это произошло, прежде всего, благодаря внедрению в логические, до того философские исследования математических методов. Современную логику нередко называют математической логикой, подчеркивая тем самым своеобразие новых ее методов в сравнении с использовавшимися ранее. Новые методы предполагают, прежде всего, использование для анализа правильного мышления искусственных (формализованных) языков, позволяющих избежать двусмысленностей и логической неясности естественного языка. Широкое использование символических средств послужило основанием для того, что новую логику стали называть также символической. Имена «математическая логика» и «символическая логика», обычно употребляемые и сейчас, обозначают одно и то же – современную логику. Она занимается тем же, чем всегда занималась логика, – исследованием правильных способов рассуждения. Однако методы, применяемые ею, принципиально отличаются от методов, характерных для традиционной логики.

У истоков современной логики стоял немецкий философ и математик Г. В. Лейбниц, выдвинувший идею представить доказательство как вычисление, подобное вычислению в математике.

Правильное рассуждение

Основной задачей логики является отделение правильных способов рассуждения (умозаключения, вывода) от неправильных. Правильное рассуждение – рассуждение, схема которого представляет собой закон логики, в силу чего из обоснованных (в случае описательный высказываний – истинных) посылок с необходимостью вытекает обоснованное (истинное) следствие. Если посылки являются обоснованными, можно сказать, что правильное умозаключение всегда дает из таких посылок обоснованное заключение.

Правильным является, например, следующее умозаключение, использовавшееся в качестве стандартного примера еще в Древней Греции: «Все люди смертны. Все греки люди. Следовательно, все греки смертны». Первые два высказывания – это посылки умозаключения, третье – его заключение.

По образу Лейпцигского института Вундта и аналогичных учреждений русский философ и психолог Георгий Иванович Челпанов (1862-1936) задумал создать в Москве специальный институт экспериментальной психологии. Он обратился к известному московскому меценату Сергею Ивановичу Щукину и уговорил его стать спонсором проекта. Тот согласился с условием, что институт будет назван именем его супруги.
Институт Челпанова, первый в России и один из лучших по оборудованию, был открыт в 1914 году. Он стал крупным очагом формирования целого поколения отечественных психологов-эксперименталистов. Челпанов представлял своим сотрудникам и стажерам широкие возможности для научного поиска. Сам же он был убежден в том, что нет иного способа изучать сознание, как путем анализа его структуры и функций.
По мере смены идейных течений в западной психологии (от Вундта к другим вариантам идеалистической трактовки сознания) Челпанов вносил коррективы в свое понимание предмета психологии (сознание) и ее метода (интроспекция). Он был превосходным организатором, лектором, популяризатором, но новаторской концепции создать так и не смог. Между тем интерес западных психологов вызывали именно те направления русской психологии, которые Челпанов отвергал как лежащие «по ту сторону психологии» (рефлексология Бехтерева, учение Павлова о высшей нервной деятельности).
Психологические взгляды Г.И.Челпанова и его роль в развитии отечественной науки. (по материалам сайта Флогистон http://www.flogiston.ru)
Г.И. Челпанов (1862 -1936). Не создал нового направления в , но внес в нее значительный вклад, в частности, неоценима его роль в подготовке профессиональных кадров через университет. Основной научный труд — «Проблема восприятия пространства». В 1900 году в курсе лекций «Мозг и душа» поднимал проблему предмета психологии и сущности психического. 1915 год — выходят книги «Введение в экспериментальную психологию» и «Введение в философию». Был приверженцем кантианства. 1912 год — создает в Москве Институт Психологии. Подготовка в теоретической и практической психологии. Директор Психологического Института вплоть до 19223 года. В 20-е годы началась перестройка психологии на основе Марксизма. Ч. утверждал, что психология как экспериментальная наука не может быть марксистской и выдвигает проект создания соцпсихологии, кот. д.б. м-ской, ибо чел. есть член общества. По Ч., задача Психологии состоит в том, чтобы найти законы душевной жизни — установленные закономерности связи между явлениями душевной жизни.
Методы психологии.
Самонаблюдение — дает лишь факты. Важнейший метод.
Аналитический — теоретический. Метод построения систем знания.
Экспеирментальный — проверяет точность психологического познания.
Генетический — изучение развития. Важен.
Учение Павлова — даетт физиологическое знание формирования привычек. Ч. против рефлексологии.
Общая — изучает душевную жизнь взрослого человека. Получает знания о -ке вообще.
Соцпсихология (законы душевных переживваний группы), Этническая психология, физиологическая,. индивидуальная психоллогия, педагогрческая психология, зоопсихология, криминальная психология.
Разделял на чистую и прикладную. Ч. — психика и закономерности ее рассматриваются независимо от практики. П. — связана с решением практических задач.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *