Преображенский собор Белгород расписание

СЛУЖБА В НАШЕМ СОБОРЕ СОВЕРШАЕТСЯ ЕЖЕДНЕВНО

Расписание богослужений на ОКТЯБРЬ

Будние дни:

  • литургия — 8:00
  • вечернее Богослужение — 17:00

В воскресные и праздничные дни:

  • Ранняя литургия — 7:00
  • поздняя литургия — 9:30
  • вечернее Богослужение — 17:00

Акафисты:

  • Вторник – свт. Иосафу Белгородскому
  • Среда – иконы Божией Матери «Песчанской»
  • Четверг – свт. Николаю Чудотворцу
  • Пятница – иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша»
  • Воскресение – акафист Иисусу Сладчайшему (вечером)

3 октября — память благоверного князя Олега Брянского
4 октября — память святителя Димитрия, митрополита Ростовского
6 октября — память святителя Иннокентия, митрополита Московского
8 октября — память преподобного Сергия, игумена Радонежского
9 октября — память св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова и святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси
14 октября — Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы марии
16 октября — память священномученика Дионисия Ареопагита, епископа Афинского
18 октября — память святителей Московских Петра, Алексия, Ионы, Макария, Филиппа, Иова, Ермогена, Тихона, Петра, Филарета, Иннокентия и Макария, всея России чудотворцев
19 октября — память св. апостола Фомы
22 октября — праздник Корсунской иконы Божией Матери и память св. апостола Иакова Алфеева
23 октября — память преподобного Амвросия Оптинского
26 октября — праздник Иверской иконы Божией Матери
28 октября — праздник иконы Божией Матери именуемой «Спорительница хлебов»
31 октября — память св. апостола и евангелиста Луки

Слово к расписанию богослужений на ОКТЯБРЬ

Чудесное явление матери Божией произошло в Константинополе, в середине десятого века, во Влахернской церкви, где хранилась риза Богоматери, её головной убор и пояс, принесённые из Палестины.

В воскресный день 14 октября, во время всенощного бдения, когда храм был переполнен молящимися, святой Андрей в четвёртом часу ночи увидел идущую по воздуху Пресвятую Богородицу, озарённую небесным светом и окружённую ангелами и святыми. Иоанн Креститель и Иоанн Богослов сопровождали Царицу небесную. Преклонив колена Пресвятая Дева долго со слезами молилась за христиан, потом, подойдя к Престолу, сняла со Своей главы покрывало и распростёрла его над молящимися в храме людьми, защищая их от видимых и невидимых врагов. Покров в Её руках блистал сильнее солнечных лучей.

Святой Андрей с трепетом созерцая дивное видение, спросил стоявшего рядом ученика: «Видишь ли, брат, Царицу и Госпожу, молящуюся о всём мире?»

Ученик ответил: «Вижу святый отче и ужасаюсь».

Преблагословенная Богородица просила Господа принять молитвы всех людей, призывающих Её Пресвятое Имя и прибегающих к Её заступлению. Распростёртое над народом покрывало долго, висело в воздухе и наконец стало невидимым.

С тех пор в Греции сохранилась память об этом дивном событии. В XIV-м веке русский паломник диакон Александр видел в Константинополе икону молящейся за весь мир Богородицы, написанную так, как её созерцал святой Андрей.

Протоиерей Леонид Константинов

В клировой ведомости 1870г. сообщается:
«Преображенская церковь — двухэтажная каменная с таковою же колокольнею, построена в 1813 году тщанием прихожан и разных благотворителей. Престолов в ней пять: в нижнем этаже главный — в честь и славу Преображения Господня; в южном пределе — во имя пророка Илии; в северном — во имя жен Мироносиц; в верхнем этаже — во славу Богоявления Господня; в южном приделе — к западу- в честь иконы Знамение Пресвятой Богородицы Курския»
В конце 1920-х гг., в связи с закрытием Троицкого собора, Преображенский храм получил статус кафедрального собора.
В 1962 г. Преображенский собор оказался в числе храмов, подлежащих закрытию и был передан Белгородскому областному краеведческому музею.
19 августа 1990 г. в престольный праздник было совершено богослужение у стен храма. С сентября 1990 г. осуществлялась поэтапная передача собора Церкви.
К сентябрю 1991г. храм был полностью освобожден в связи со Вторым обретением мощей Святителя Иоасафа епископа Белгородского. 17 сентября 1991 г. в Преображенский собор, при участии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, были торжественно перенесены мощи святителя Иоасафа.
19 августа 1990г. Первая после возвращения Литургия совершается у врат собора Высокопреосвященный Ювеналий, архиепископ Курский и Белгородский, обращается с проповедью к прихожанам

  • Нетленные мощи святителя Иоасафа, епископа Белгородского чудотворца

  • Нетленные мощи святителя Иоасафа, епископа Белгородского чудотворца

  • Чудотворная икона святителя Николая Ратного

  • Обновившаяся икона Божией Матери «Знамение»

Содержание

Расписание богослужений в преображенском соборе белгорода

Расписание Богослужений c 1 по 31 октября 2020 года.

1 октября, вторник

Попразднство Воздвижения Креста

2 октября, среда

Попразднство Воздвижения Креста

18:00 Собеседование перед Крещением.

3 октября, четверг

Попразднство Воздвижения Креста

17:00 Вечернее богослужение.

4 октября, пятница

Отдание Воздвижения Животворящего Креста Господня

5 октября, суббота

8:30 Исповедь, часы, Божественная Литургия.

6 октября, воскресенье

Неделя 16-я по Пятидесятнице.

Зачатие честного, славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

6:00 Часы. Божественная Литургия.

7:30 Водосвятный молебен.

8:30 Исповедь. Часы. Божественная Литургия.

7 октября, понедельник

Первомученицы равноапостольной Феклы

8 октября, вторник

Преставление преподобного Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца

17:00 Всенощное бдение.

9 октября, среда

Преставление апостола и евангелиста Иоанна Богослова

17:00 Вечернее богослужение.

10 октября, четверг

Мученика Каллистрата и дружины его

16:00 Молебен с акафистом святителю Николаю Чудотворцу.

17:00 Вечернее богослужение. Полиелей.

11 октября, пятница

Преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, родителей преподобного Сергия Радонежского

12 октября, суббота

13 октября, воскресенье

Неделя 17-я по Пятидесятнице.

Святителя Михаила, первого митрополита Киевского

14 октября, понедельник

ПОКРОВ ПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ И БОГОРОДИЦЫ ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ

15 октября, вторник

Священномученика Киприана и мученицы Иустины

16 октября, среда

Священномученика Дионисия Ареопагита, епископа Афинского

17 октября, четверг

18 октября, пятница

Святителей Московских

19 октября, суббота

Апостола Фомы

16: 00 Собеседование перед Крещением.

17:00 Всенощное бдение. Исповедь.

20 октября, воскресенье

Неделя 18-я по Пятидесятнице.

21 октября, понедельник

Преподобной Пелагеи

8:00 Исповедь, часы, Божественная Литургия.

22 октября, вторник

Апостола Иакова Алфеева

17:00 Вечернее богослужение. Полиелей.

23 октября, среда

Преподобного Амвросия Оптинского

24 октября, четверг

17:00 Вечернее богослужение.

25 октября, пятница

Преподобного Космы, епископа Манумского, творца канонов

26 октября, суббота

Иверской иконы Божией Матери

27 октября, воскресенье

Неделя 19-я по Пятидесятнице.

Память святых отцов VII Вселенского Собора.

16:00 Молебен с акафистом Пресвятой Богородице.

28 октября, понедельник

29 октября, вторник

Мученика Лонгина сотника, иже при кресте Господни

30 октября, среда

Преподомученика Андрея Критского

31 октября, четверг

Апостола и евангелиста Луки

16:00 Молебен а акафистом святителю Николаю Чудотворцу.

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Собор Преображенский в Белгороде

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 44 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

В Белгороде находится большое количество старинных Соборов и храмов. Но особое внимание заслуживает Преображенский Кафедральный Собор Белгорода. Он имеет свою истории и тайны. Несмотря на свой «возраст» он ежедневно привлекает все больше и больше прихожан. Это и не зря ведь в нем находится много чудотворных образов.

История возведения

Согласно историческим фактам впервые храм упоминается в 16 веке. Как описывается в Летописях храм бы богат на различные святые лики и других церковных церквей. Многие историки придерживаются того мнения, что она была построена в честь победы во время войны с войском Наполеона.

На месте где впервые построен был храм раньше стояла старая и ветхая церковь. Ново построенный Преображенский храм представлял собой двухэтажное здание, построенное из кирпича и камня. Он имел три предела. Во времена, когда происходила борьба большевиков против православной религии на территории СРСР храм был закрыт, как и многие другие.

После закрытия в нем работал краеведческий музей. И только в начале 90-х здание вернули под его прежнее предназначение. После чего были произведены некоторые работы по его восстановлению. В 1991 году в Соборе прошла первая божественная Литургия.

Святыни

Как уже упоминалось выше в храме находится много святынь. Главными из которых считаются следующие:

  • мощи святителя Иосафа Чудотворца,
  • святой лиц Богоматери «Знамение»,
  • образ святого Николая Ратного.
  • Прихожане просто слетаются со всей страны, чтобы помолится и преклонится перед святыми. О них по всей территории страны ходят истории о том, как иконы помогли многим людям в самых трудных житейских ситуациях. При храме работает двухклассная воскресная школа, в которой изучают святое письмо, песнопение и т. д.

    Следует отметить, что и сегодня Преображенский Собор считается памятником архитектуры. Но несмотря на это в нем проводятся ежедневно божественные Литургии. С иконой пр. Богородицы «Знамение» ежегодно в конце каждой весны проходит крестовый ход в соседнее село Устынка.

    Расписание богослужений Преображенского Собора Белгорода

    В православном храме и по сей день проходят божественные Литургии. Их могут посещать все желающие православные верующие. Собор работает ежедневно без выходных. Богослужения проходят по следующему расписанию:

  • По будним дням Литургии читаются в 7:00 и 19:00.
  • По выходным дням богослужения начинаются в 6:30 в субботу и 7:00 в воскресенье утренние, а вечерние в субботу в 17:00, в воскресенье – 18:00.
  • По праздничным дням расписание богослужений немного отличается. Более точное время начала Литургий в праздничные дни можно узнать у священнослужителей самого Собора.

    Точный адрес Преображенского Собора в Белгороде: г. Белгород. Ул. Преображенская дом 63 в.

    К нему удобно добираться как на общественном транспорте, так и на собственном авто. Он настолько известен, что каждый житель подскажет самую короткую дорогу к храму.

    Храмы Белгородской областиГород Белгород

    Преображенский кафедральный собор

    Адрес: 308000, г. Белгород, ул. Преображенская, 63-В.
    Телефон: (4722) 32-01-82, 32-44-06, 33-68-25.
    Настоятель: протоиерей Олег Николаевич Кобец.
    Духовенство храма: протоиерей Николай Герасимович Кобец, протоиерей Борис Владимирович Лаврушин, протоиерей Виктор Иванович Кравец, протоиерей Виктор Александрович Толстиков, иерей Алексий Сергеевич Куренков, иерей Димитрий Владимирович Карпенко, иерей Андрей Игоревич Хвыля-Олинтер, протодиакон Игорь Евгеньевич Панкратов, диакон Владимир Олегович Тимофеев, диакон Алексий Александрович Махонин.

    Храм Преображения Господня был построен на средства прихожан на месте обветшавшего деревянного храма в 1813 году. Архитектор — Евгений Алексеевич Васильев. (По его проектам были возведены университетский храм и колокольня Успенского собора в г. Харькове). В начале XX века приход храма исчислялся 186 горожанами. При храме действовала двухклассная церковно-приходская школа. В конце 20-х годов XX века, после закрытия Свято-Троицкого собора, Преображенский храм получил статус кафедрального собора. Но в 1962 году он также оказался в числе храмов, подлежащих закрытию. Здание храма было передано областному краеведческому музею.

    В 1990 было начато Богослужение в Ильинском приделе. Полностью собор возвращен Церкви в июле 1991 года.

    В сентябре 1991 года в Преображенский кафедральный собор были перенесены мощи святителя Иоасафа, епископа Белгородского, чудотворца (1705-1754 гг.), которые сегодня являются главной святыней Белгородской и Старооскольской епархии. 17 сентября 1911 г., согласно Определению Святейшего Синода, одобренному императором Николаем II, состоялось прославление епископа Иоасафа в лике святых и обретение его чудотворных мощей. До декабря 1920 г. святые мощи покоились в Свято-Троицком соборе города Белгорода. В это время они были вскрыты большевиками и отправлены сначала на несколько месяцев в Курск, затем в Москву, в музей наркомзема.

    Но нетленные мощи святителя Иоасафа Белгородского и в Москве оставлять становилось «опасно». К ним шли толпы паломников, чтобы приложиться. Мощи срочно вывезли в Ленинград, в Казанский собор. (Тогда в соборе располагался музей религии и атеизма). Вначале мощи пытались выставлять напоказ в северном приделе собора — напротив могилы М.И. Кутузова. Но тогда в точности повторилась московская история. В 1970 году директор Ленинградского музея религии и атеизма получил указание имеющиеся мощи убрать из музея. Но мощи святителя Иоасафа решили перепрятать на чердаке Казанского собора работники музея Аркадий Васильевич Соколов и Владимир Иванович Прудников.

    Этот факт они более двадцати лет хранили в строжайшей тайне. И только в 1991 году тайна была раскрыта Аркадием Васильевичем своей дочери. В том же году вновь обретенные мощи после проведенной идентификации привезли в Москву, где они до сентября находились в патриаршем Богоявленском соборе. Затем раку с нетленными мощами перевезли в Курск. И ровно через восемьдесят лет после канонизации Православной Церковью Белгородского святителя его мощи вернулись в его престольный град.

    С середины 1990-х гг. в епархии установлена новая благочестивая традиция: ежегодно 19 августа, в праздник Преображения Господня, мощи святителя Иоасафа крестным ходом переносятся из Преображенского кафедрального собора в Николо-Иоасафовский собор, где пребывают до 16 сентября, когда после малой вечерни с акафистом переносятся крестным ходом в Преображенский кафедральный собор. Там совершается всенощное бдение. 17 сентября, в день прославления (1911 г.) и второго обретения мощей святителя, в соборе совершаются на трех престолах три Божественные Литургии (в 3 часа ночи, 6 часов утра и 9 часов утра — архиерейским служением) и молебен у мощей святителя. Всенощное бдение, три Божественные Литургии и молебен совершаются в кафедральном соборе также 23 декабря, в день преставления (1754 г.) святителя.

    Особо почитаемой святыней Преображенского собора стала чудотворная икона Святителя Николая, именуемая «Николай Ратный», которой более 500 лет. По преданию, она защитила жителей шебекинского села Устинка от нападения монголо-татарских войск. Увидев неприятеля, насельники Николаевской пустыни, находившейся в селе, вышли навстречу ему с иконой Святителя Николая Чудотворца. Переправлявшиеся через реку татары, увидев крестный ход, остановились, начали тесниться и падать с плотины в воду. Остальное войско поворотило назад. О случае бескровной, беспримерной победы был рассказ в каждом дореволюционном выпуске книги-справочника «Православные святыни». В настоящее время ежегодно, в мае, с иконой «Николая Ратного» совершается крестный ход из Белгорода в село Устинка.

    Еще одной святыней Преображенского собора является икона Божией Матери «Знамение». Эта икона была изготовлена в начале XX века. В качестве музейного экспоната икона была представлена на выставке, посвященной жизни и трудам святителя Иоасафа. В один из дней работы выставки сотрудники музея заметили, что лики Богоматери и Богомладенца просветляются. Руководством музея было принято решение — передать необычную икону в Преображенский собор. Случилось это в начале декабря 1998 года. Собор является памятником архитектуры, построенным в стиле русского классицизма. Один из двух сохранившихся в Белгороде пятиглавых храмов.

    Московский Патриархат Белгородская митрополия

    По благословению Высокопреосвященнейшего Иоанна, митрополита Белгородского и Старооскольского

    Театр «Лествица» представил новую работу «Мамин крестик» к 75-летию Великой Победы

    Театр «Лествица» показал новую работу – спектакль «Мамин крестик» о фронтовой судьбе жительницы Белгорода.

    В праздник Преображения Господня объединились в молитве сотни белгородцев

    В день престольного праздника Преображения Господня Божественную литургию совершил митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн. По окончании Литургии состоялся Крестный ход с мощами святителя Иоасафа Белгородского.

    Свидетельства об окончании трехгодичных богословских курсов получили студенты отделения сестер милосердия Медицинского колледжа НИУ «БелГУ».

    15 студентов закончили 3-х годичные богословские курсы и получили начальное богословское образование.

    «Легенды Вардзии» — состоялась премьера спеклакля о царице Тамаре

    Театр «Лествица» порадовал зрителей премьерой «Легенды Вардзии», повествующей о жизни святой благоверной грузинской царицы Тамары

    Клирики собора удостоены к празднику Пасхи богослужебно-иерархических наград

    Протоиерей Анатолий Тригер удостоен права служения Божественной Литургии с отверстыми Царскими вратами по «Иже Херувимы. » включительно. Права ношения креста с украшениями удостоен протоиерей Георгий Власенко

    Спасо-Преображенский кафедральный собор в Белгороде

    Храм, освящённый в честь Преображения Господня, существовал в Белгороде с XVI века в районе современной Соборной площади. К началу XIX века деревянная постройка стала представлять опасность для прихожан. А расположенная неподалёку Ильинская церковь не могла разместить верующих людей из обоих приходов. В 1805 г. городские и церковные власти приняли решение о постройке новой культовой постройки.

  • архитектор Е. А. Васильев разработал проект здания;
  • сбор средств и материалов для строительства прихожанами и меценатами.
  • Возведение храма началось в 1807 г. Через шесть лет в день праздника Преображения Господня его освятили. До середины XIX столетия он назывался по трём основным приделам — Преображенско-Ильинский-Александро Невский. К началу XX в. Монументальное здание дважды реконструировалось и дополнялось декоративными фасадными элементами.

    Перемены в политической и общественной жизни страны принесли изменение и в её религиозную составляющую. Власти Белгорода прислушались к просьбам населения вернуть Преображенский кафедральный собор верующим людям. В 1990 году приняли официальное решение о постепенной передаче здания Православной Церкви.

    В августе 1991 года произошло второе обретение мощей святителя Иосафа Белгородского, которые передал Церкви ленинградский музей религии. В присутствии патриарха Алексия II святыню торжественно перенесли в Преображенский собор. С этого момента начинается долгий путь возрождения церкви, которая требовала обновления внешнего вида и полной реконструкции интерьера.

  • Основной пятикупольной части. Главный шлемовидный купол помещён на мощный световой барабан. К восточному фасаду примыкает прямоугольная апсида. Четыре боковых главы стоят на квадратных башенках.
  • Внутреннее оформление главного храма Белгорода отличается пышностью и декоративностью. Стены и своды покрыты росписями, изображающими святых небожителей и библейские сцены. Большой и малые иконостасы, киоты, сень над ракой со святыми мощами покрыты позолоченной резьбой, выполненной в стиле барокко. Центральный иконостас состоит из трёх ярусов. В основной части здания на уровне второго этажа оборудовано помещение для хора.

    Расписание богослужений

    Богослужения в кафедральном Преображенском соборе проходят ежедневно по следующему расписанию:

    В общецерковные и престольные праздники возможны изменения в работе храма, информацию о которых следует уточнять в информационной службе прихода. С особой пышностью отмечают следующие праздники:

  • 19 августа — Преображение Господне;
  • 17 сентября, 23 декабря — день памяти святителя Иосафа Белгородского.
  • Сегодня храм Преображения Господня, считающийся памятником архитектуры, является одним из центров духовной и общественной жизни Белгорода. На его базе проводится активная просветительская и образовательная деятельность.

  • проведение бесед на религиозные темы со взрослыми.
  • Город на белой меловой горе, возвышающейся над рекой Северский Донец, — один из центров русского православия. За многовековую историю на белгородской земле возвели множество величественных и красивых храмов, многие из которых сохранились до наших дней. Одной из самых интересных и драматичных является судьба Преображенского собора.

    История постройки

    Преображенский храм за время существования пережил вместе с г. Белгород периоды и расцвета, и упадка, пройдя путь от приходской церкви до кафедрального собора.

    В течение двух лет шли подготовительные работы, заключающиеся в следующем:

  • подбор земельного участка, расположенного вблизи старых храмов;
  • В годы царской власти Преображенский собор выполнял приходские функции. Но его спокойная жизнь завершилась после большевистской революции. В начале 20-х гг. произошла конфискация церковного имущества. В 1923 г. он стал главным храмом города. Кафедральный Преображенский собор в 1934 г. закрыли по решению горсовета города Белгород.

    В 1942 оккупационное немецкое правительство разрешило возобновить работу церкви. Её не закрыли после освобождения города, передав православной общине. Но на волне новых антирелигиозных выступлений советского руководства в 1962 году культовое здание передали краеведческому музею. Чтобы приспособить внутренние помещения под выставочные залы и хранилища понадобилось проведение реконструкции, которая длилась более 10 лет. Разместившийся в церкви музей открыл свои двери только в 1973 г.

    Возрождение

    Архитектура

  • Паперти с расположенной над ней колокольней. Во время реконструкции здания в 60-е гг. XX в. на колокольне поместили куранты, воплотив задумку создателя здания. Конструкцию звонницы венчает купол в виде шлема, увенчанный крестом. Сама паперть выполнена в форме греческого портика, украшенного белыми пилястрами.
  • Центральной трапезной части, перекрытой сводами цилиндрической формы.
  • Интересно: за время своего существования церковь неоднократно меняла окрас. Изначально её стены покрывались простой белой побелкой. В советское время они окрашивались в различные оттенки зелёного цвета. Современные фасады ослепляет ярко-бирюзовым цветом и белыми декоративными деталями.

    Собор расположен по адресу: г. Белгород, ул. Преображенская, д. 63.

    Престольные праздники

    Помимо богослужений, священнослужители Преображенского храма проводят активную образовательную и просветительскую работу с детьми и взрослыми людьми города Белгород. При приходе существует образовательно-методический центр «Преображение», на базе которого организована работа по следующим направлениям:

  • создание библиотечного фонда, содержащего как общедоступные, так и специализированные религиозные издания;
    • Советское время

      Этот процесс начался с придела в честь Ильи Пророка, первое богослужение в котором состоялось в сентябре того же года. Завершение передаче всех помещений постройки планировалось на 1993 г. Но в августе следующего года произошло событие, значительно ускорившее процесс.

      Преображенский кафедральный собор возведён в стиле русского классицизма. Крестово-купольное в плане здание состоит из трёх основных частей:

    1. по будням проводятся два богослужения в 8.00 и 17.00;
    2. с понедельника по пятницу в 13.00 читают акафист святому Иосафу Белгородскому;
    3. в субботу и воскресенье проводятся две утренние службы (7.30 и 9.30) и вечерний молебен в 17.00.
    4. 2 августа — день Ильи Пророка;
    5. 10 декабря — икона Богоматери «Знамение»;
    6. занятия с детьми от 6 до 16 лет в Воскресной школе;
    7. организация выступлений детского театра «Лествица», в репертуар которого входят постановки религиозного характера;
    8. Преображенский кафедральный собор — величественный архитектурный памятник, являющийся центром духовной жизни Белгорода. Даже во времена советской богоборческой власти он своим величественным видом вселял в души людей благоговение перед Домом Господним.

    Храм Преображения Господня был построен в 1813 г. на средства прихожан на месте обветшавшей деревянной церкви по проекту харьковского архитектора Евгения Алексеевича Васильева. В клировой ведомости 1870 г. сообщается: «Преображенская церковь — двухэтажная каменная с таковою же колокольнею, построена в 1813 году тщанием прихожан и разных благотворителей. Престолов в ней пять: в нижнем этаже главный — в честь и славу Преображения Господня; в южном пределе — во имя пророка Илии; в северном — во имя жен Мироносиц; в верхнем этаже — во славу Богоявления Господня; в южном приделе — к западу — в честь иконы Знамение Пресвятой Богородицы Курския». В конце 1920-х г.г., в связи с закрытием Троицкого собора, Преображенский храм получил статус кафедрального собора.

    Летопись собора

    Первое упоминание о Преображенской церкви г. Белгорода находим в самом раннем источнике по истории Белгорода — Писцовых книгах В. А. Керекрейского, датированных 1626 годом: «в Стрелецкой слободе церковь Преображения Господня да придел Дмитрея Солунскаго». Точное место расположения этой церкви определить трудно. С полной уверенностью можно только сказать, что находилась она в Остроге, на «ногайской стороне», то есть на территории современного Старого города. Сохранилось краткое описание древней Преображенской церкви: «…древян клецки; а в церкви образы и свечи и книги и ризы и колокола и всякое церковное строение…» Преображенскому причту принадлежали земли и угодия, — «пашни паханые добрые церковные земли за рекою за Северским Донцом на Крымской стороне, по конец стрелецкие пашни, к лихому ярку дикого поля пятнадцать чети в поле, а в дву потомуж; сена девяносто копен».

    Существовала Преображенская церковь и после переноса Белгорода на правый берег Северского Донца. В более поздних источниках — церковных книгах Белгородского Николаевского мужского монастыря упоминается как сама Преображенская церковь, так и некоторые её священнослужители: в 1767 г. — «диакон белоградской Преображенской церкви Иоанн Свешников», в 1772-ом упоминается о «дьячке Преображенской церкви Сергии Васильев», в метриках Тихвинской церкви за 11 февраля 1785 г. называется Преображенский приход. В 1790-1792 гг. называется «пономарь Преображенской церкви Федор Павлов Лавринов». К 1792 г. относится последнее упоминание о несохранившейся деревянной Преображенской церкви. По исследованиям профессора А. И. Ильина, находилась эта церковь ниже нынешнего Государственного академического театра им. М. С. Щепкина со стороны современной улицы Попова.

    В начале XIX века начался обсуждаться вопрос о строительстве в Белгороде нового каменного храма. Интересные документы, связанные о его строительством, обнаружил в начале XX века курский историк А. А. Танков. Это было «Дело о постройке в Белгороде вместо двух церквей — Преображенской и Пророко-Ильинской одной каменной трехпрестолъной: Преображения Господня, Св. Пророка Ильи и Св. Благоверного князя Александра Невского».

    Приведем некоторые сведения о другой белгородской церкви — Ильинской, придел которой должен был перенесен в новый храм. Деревянная Ильинская церковь в начале XVII века располагалась в Посаде, её земли — «на Ногайской стороне реки Донца под Разумницким лесом». После переноса Белгорода в 1650 г. на новое место перенесли и Ильинскую церковь. В ХVIII веке она была уже каменная, но к началу XIX столетия сильно обветшала и имела неприглядный вид. В связи с этим архиепископ Белгородский и Обоянский Феоктист Мочульский обратился к благочинному протоиерею Иоанну Ильинскому с предписанием следующего содержания: «Ведомства вашего Преображенская церковь и Ильинская находятся не в дальнем расстоянии. Первая — деревянная, приходит в ветхость и малоприходна; на место ея устроить каменную прихожане не в состоянии. Вторая хотя и каменная, но для прихожан невместителъная и стоит не у места. О сем Курский губернатор П. И. Протасов и в бытность свою в Белгороде, и в бытность мою прошлого года в Курске, напоминал мне с таким предположением, чтобы вместо двух устроить одну церковь на приличном и по общему желанию граждан месте. Я изъявил на это согласие; потребно к этому согласие прихожан. Предлагаю возыметь с кем следует сношение и спросить прихожан, пожелают ли они того и о последствиях представить мне. Июля 6-го 1805 года».

    Отец Иоанн в своем представлении подтвердил, что «Ильинская церковь — старинная, без всякой архитектуры и не к месту, чем много отнимает красу у города и вид планный…» Белгородский городничий И. П. Леонтьев предложил место для нового храма: «наиприличнейшее место быть церкви на Базарной площади, близ Курской улицы (улица Попова), по плану, сделанному Харьковским господином архитектором». Подготовить проект и возглавить строительство храма в Белгороде было поручено молодому, но перспективному харьковскому архитектору Е. А. Васильеву.

    Евгений Алексеевич родился в 1779 г. в Петербурге. Обучался в Петербургском училище под руководством Д. Кварнеги и в студии Порто. С 1803 г. он уже адъюнкт университета в Харькове, с 1817-го — экстраординарный профессор, архитектор университета. Евгений Алексеевич стал автором проектов и руководителем строительства многих зданий города Харькова. В числе сохранившихся до наших дней — несколько бывших университетских корпусов на Университетской улице, колокольня Успенского собора, Николаевская церковь на Цементной улице. Деньги и строительные материалы для нового храма собирали, как принято было издавна на Руси, всем миром. Священник старой Преображенской церкви Шумов доносил, что прихожане обещают доставить «потребное количество материалов из собственного их кошту». Крупную сумму в 2 тысячи рублей жертвовала на строительство церкви вдова белгородского купца Стефанида Тамбовцева со своим семейством. Двое неизвестных прихожан Ильинской церкви передали на строительство 1000 и 200 рублей, «прочие же прихожане и сограждане доброхотным подаянием обещаются тогда, когда онаго храма основание утвердится». Жители слободы Красной «обещались на первый случай доставить извести 300 четвертей или из их общественной суммы 100 р.». Для начала строительных работ этих средств было достаточно. В письме Е. А. Васильеву преосвященный Феоктист предлагал часть денег, предназначенных для строительства колонн, «употребить на построение колокольни великолепной, с часами и курантами для красы и славы всего города, поелику сия церковь будет между присутственными местами и красными рядами…»

    В 1813 г. двухэтажная церковь, построенная, как принято считать, в честь победы русских войск над Наполеоном, была открыта и освящена. В первые два десятилетия своего существования она называлась Преображенско-Ильинско-Александра Невского церковью, так как в ней было три придела, два: Преображения Господня и пророка Ильи, перешедшие от старых церквей, и один новый — в честь св. благоверного князя Александра Невского. Впоследствии последний был упразднен, а вместо него созданы три новых придела: в честь жен Мироносиц, Богоявления Господня и иконы Божией Матери «Знамение». Прихожанами новой церкви стали жители Белгорода: купцы, мещане, крестьяне, а также малороссияне пригородной слободы Красной.

    Документальных источников XIX века о Преображенской церкви имеется крайне мало. Тем ценнее представляется для нашего современника хранящийся в Белгородском областном государственном архиве документ под заглавием «Ведомость о церкви Преображенской города Белгорода за 1872 год». В этом документе сообщается:

    «1. Настоящая построена 1813-го года тщанием прихожан и разных благотворителей; между колокольнею и главною, на втором этаже, находится теплая, иждивением разных благотворителей устроенная.
    2. Зданием каменная, имеет повреждение, и свидетельствована архитектором.
    3. Престолов в ней пять, в настоящей три: 1-й — во имя Преображения Господня; 2-й — во имя Св. Пророка Ильи и 3-й — во имя Св. жен Мироносиц; в теплой, на втором этаже, — два: 1-й во имя Богоявления Господня и 2-й — в честь Знамения Божией Матери.
    4. Утварью достаточна.
    5. Причта при ней: два священника, дьякон и причетник.
    6. Земли при сей церкви писцовой 56 десятин, на каковую и межевая книга имеется и хранится в церкви; владеют ею священноцерковнослужители.
    7. Домы у священноцерковнослужителей собственные, деревянные, на купленных усадьбах устроенные.
    8. На священноцерковнослужителей жалованья и постоянного оклада не получается, содержание их посредственно.
    9. Здания при сей церкви суть: девять каменных лавок, с коих в пользу церкви получается до 400 рублей в год.
    10. Расстоянием церковь сия от консистории в 150 верстах, а от местного благочинного в 1/4 версты.
    11. Ближайшая к ней Тихвинская в 100 саженях.
    12. Приписной к сей церкви пять.
    13. Домовой в приходе сем тоже пять.
    14. Опись церковному имуществу есть, составлена 1857 года, свидетельствована, скреплена и утверждена печать консистории, за подписью члена и секретаря оной 1858 года февраля 13 дня.
    15. Приходо-расходные книги о суммах свечной и церковной с 1808 года по настоящий, прошнурованные и припечатанные, ведутся исправно и хранятся в целости.
    16. Копии с метрических книг с 1810 по настоящий имеются.
    17. Исповедные росписи с 1811 тоже имеются.
    18. В обнской книге, за шнуром и печатью консистории, выданной 1845 года февраля 2 дня, писанных 169, неписанных 108 листов остается.
    19. Тетради для записи доходов священноцерковнослужителей за исправление треб, на основании указного по сему предписания, ведутся исправно и раздел их между причтом производится по надлежащему.
    20. Кружка на бедных духовного звания есть и ежемесячно высыпаемые из оной деньги, в тетрадь, за скрепою благочинного, вносятся исправно.
    21. Ведомость для прихода и расхода разносортных венчиков и листов разрешительной молитвы, за скрепою благочинного, есть, ведется исправно и хранится в целости.
    22. Кружка для улучшения быта для православных паломнников в Палестине имеется и высыпаемые из оной деньги, в скрепленную книгу, вносятся исправно.
    23. Кружка для сбора денег в пользу Иерусалимской церкви гроба Господня есть и высыпаемые из оной деньги в скрепленную книгу исправно вносятся.
    24. Кружка на восстановление православного христианства на Кавказе имеется и деньги из оной в книгу, скрепленную благочинным, вносятся надлежащим порядком.
    25. Кружка на сооружение церквей и школ в западных губерниях есть и деньги, из оной высыпаемые, в скрепленную благочинным книгу вносятся исправно.
    26. Кружка на распространение православия между язычниками империи и при ней записная книга за скрепою имеется.
    27. Катихизическое учение, быв учреждено в 1838 году, продолжается и ныне.
    28. Церковные суммы находятся в церкви и каждомесячно свидетельствуются причтом и старостою.
    29. Имущество церковное, на основании указного предписания, в сем 1872 году свидетельствовано причтом и старостою и оказалось в наличности и целости.
    30. В церкви сей хранятся четыре государственных 4-х процентных билета непрерывнодоходных, внесенных в кассу 1 ноября 1860 года, 1-й — в 7262 рубля за № 19595; 2-й — в 1139 рублей за № 19596; 3-й — в 1000 рублей за № 19597 и 4-й — в 250 рублей за №1 9598; одно свидетельство Московской конторы Государственного банка по разряду 3-х процентных вкладов в 1000 рублей, 18 октября 1861 года за № 7026 записанные.
    31. Дети священнослужителей женского пола обучаются чтению, письму и Закону Божию».

    По данным на 1872 г., Преображенская церковь насчитывала 360 прихожан (170 мужчин и 190 женщин) из 69 дворов, проживавших в разных концах города. Из них статских людей насчитывалось 24 человека, купеческого сословия — 114, мещанского — 148 и крестьян — 74 человека. Немалый вклад в просвещение и воспитание белгородцев в духе православной морали внесли священнослужители Преображенского храма.

    В августе 1925 г. был закрыт старинный Троицкий собор и Преображенская церковь получила статус кафедрального собора. Чтобы спасти от уничтожения одну из главных святынь земли Белгородской — икону Николая Ратного, верующие тайно взяли ее из Троицкого собора и перенесли в Преображенский. Директор вновь открытого в Белгороде музея краеведения П. И. Барышников докладывал в 1925 г. своему руководству: «В Преображенской церкви находится древняя икона Николая Ратного, имеющая до 400 лет, взятая самовольно из мужского монастыря для крестных ходов в Устинку и подлежащая согласно ст. 5 декрета 7/1, 1924 г. отобранию в музей, как значащаяся в описях».

    В конце 1920-х гг. в Белгороде началась кампания по подготовке общественности к закрытию других храмов. В трудовых коллективах по инициативе местного отделения Союза безбожников начали организовываться письма в газеты с требованием закрыть оставшиеся в городе действующие церкви, в том числе и Преображенскую. 20 октября 1929 г. газета «Белгородская правда» поместила на своих страницах гневное письмо воинствующих атеистов: «Почему не закрыты Преображенская и Смоленская церкви, самые удобные для ссыпки хлеба? Дожди начались. Хлеб не может дальше оставаться под открытым небом. Нужны помещения. Надо немедленно не «поднять вопрос» — он уже поднят давно, а попросту закрыть Преображенскую и Смоленскую церкви. Расположенные в самом центре базара, поблизости от ссыпных пунктов, они наиболее удобные для ссыпки хлеба».

    И всё же местные власти не решились закрыть главный храм города. Преображенский кафедральный собор действовал в годы советской власти без малого полвека. В нем проповедовалось слово Божие и в тяжелые годы гонения на церковь, и в Великую Отечественную войну, и в послевоенное лихолетье. Закрыли собор в 1962 г. После затянувшегося на целое десятилетие ремонта и перепланировки, существенно изменивших его интерьер, по имевшейся в то время традиции Преображенский кафедральный собор передали «по просьбе трудящихся» под областной краеведческий музей.

    В Белгородском областном государственном архиве хранится интересный документ — протокол заседания Белгородского горисполкома от 11 января 1962 г., на котором решалась судьба Преображенского собора. Вот содержание этого документа: «Рассмотрев решение общих собраний педагогического института, асбо-шиферного комбината, завода железобетонных конструкций, котлостроительного, консервного заводов и принимая во внимание, что при наличии в Белгороде трех церквей закрытие Преображенской церкви не лишает верующих возможности удовлетворять свои религиозные потребности, исполком горсовета решил: а) расторгнуть договор от 10 августа 1945 г. на передачу религиозной общине помещения Преображенской церкви; б) изъять помещение церкви у религиозной общины и передать его областному управлению культуры для переоборудования под музей и планетарий, согласно генерального плана реконструкции города; в) взамен собора предоставить общине помещение Кладбищенской церкви, занимаемой под складом Облкниготорга; г) областному управлению культуры до 1 февраля 1962 г. освободить помещение Кладбищенской церкви, предоставив возможность общине произвести необходимый ремонт и переоборудование под культовые цели; д) просить исполком Белгородского облсовета депутатов трудящихся утвердить настоящее решение».

    Переоборудование храма шло не так просто, как представлялось. С самого начала стало ясно, что, несмотря на впечатляющие размеры, полезная площадь собора недостаточна, поэтому от первоначальной задумки, кроме музея создать ещё и планетарий, пришлось отказаться. Музей был открыт 22 октября 1973 г. В его шестнадцати залах, занимавших площадь 1116 кв. м на двух этажах, разместилось около четырех с половиной тысяч экспонатов и исторических документов с древнейших времен до начала 1970-х гг. У входа в православный храм, ставший музеем, были установлены каменной изваяние языческой «бабы» и пушка времен Полтавской битвы. С северной стороны храма, по улице Коммунистической, поставили на «вечную» стоянку танк Т-34 и пушку времен Великой Отечественной войны, а с восточной, по улице Попова, — трактор 1930-х гг. и огромную глыбу руды. Семнадцать лет в Преображенском соборе размещался музей. Вряд ди кто из белгородцвв в те годы мог предположить, что пройдет время, и собор снова вернут верующим. Ведь когда в 1973 г. в здании собора торжественно открывался областной краеведческий музей, все полагали, что переселяется он сюда навсегда.

    Но вот во второй половине 1980-х гг. начало меняться отношение к церкви. Повсеместно в стране стали раздаваться сначала робкие, а потом всё более настойчивые требования о передаче храмов верующим. В Белгороде в то время часто можно было видеть в самых оживленных местах города группу молодых людей, собиравших подписи с требованием перенести музей из Преображенского собора и вернуть храм верующим. Многие поддерживали этих молодых людей и охотно ставил свои подписи.

    19 августа 1990 г., в престольный праздник Преображения Господня, в сослужении архиепископа Курского и Белгородского Ювеналия, у стен Преображенского собора состоялась первая после почти тридцатилетнего перерыва Божественная Литургия. В сентябре 1990 г. собору была передана первая часть Ильинского предела. К сентябрю 1991 г. храм был полностью освобожден в связи со Вторым обретением мощей Святителя Иоасафа, епископа Белгородского. 17 сентября 1991 г. в Преображенский собор, при участии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, с крестным ходом были торжественно перенесены мощи святителя Иоасафа.

    Преображенскому собору требовался срочный ремонт. В 1992-94 г.г. были укреплены стены храма, установлены новые купола, сооружена ограда. Изменилось и внутреннее оформление собора. Группой скульпторов из Одессы (центральная) и бригадой во главе со скульптором А. И. Серпуховым из Белгорода (боковые части) изготовлен новый двухъярусный, трехчастный гипсовый позолоченный иконостас. Иконы для иконостаса написаны белгородскими художниками и мастерами иконописи из Троице-Сергиевой Лавры.

    В правом углу храмовой части, возле иконостаса, размещается рака с мощами Святителя Иоасафа, епископа Белгородского. Резная сень над ракой выполнена резчиком И. В. Олейником. Им же выполнена резная сень над Плащаницей в левом углу храмовой части. В 1999 г. группой художников под руководством Работного А. С. был расписан купол храма. Работы по росписи стен храма продолжались и 2000-2004 г.г.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *